Минералы и ювелиры

Ментальные карты на уроках информатики. Ментальные карты. Несколько деталей, на которые следует обратить внимание

Карты памяти, предложенные английским психологом Тони Бьюзеном , — это удобный способ представления связей между понятиями в виде дерева. В корне дерева, который обычно размещают в центре схемы, находится центральная идея. От неё в разные стороны отходят ветви, соответствующие понятиям следующего уровня и т.д.

Карты памяти можно использовать для конспектирования и повторения материала, обобщения изученного, составления опорных конспектов по темам и т.п.

Авторы будут благодарны за отзывы и конструктивную критику по поводу содержания и оформления представленных материалов. Если вы нашли неточность или у вас есть что сказать по существу дела, можно отправить сообщение.

Лицензионное соглашение

  1. 1) публикация материалов в любой форме, в том числе размещение материалов на других Web-сайтах;
  2. 2) распространение неполных или измененных материалов;
  3. 3) включение материалов в сборники на любых носителях информации;
  4. 4) получение коммерческой выгоды от продажи или другого использования материалов.

Скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.

Как смотреть карты памяти?

Представленные ниже карты памяти разработаны с помощью кроссплатформенной программы XMind , которая распространяется свободно. Загрузить версии программы для различных операционных систем можно с сайта www.xmind.net :

  • версия для Linux (пакет.deb)

Для установки программы на сборках Linux , которые используют пакеты.rpm , можно выполнить корвертацию.deb -пакета (рецепт А. Фомина для Fedora ):

yum install alien

alien -r ./xmind-linux-3.4.1.201401221918_i386.deb

rpm -i xmind-3.4.1-2.i386.rpm

Условные обозначения, используемые на картах памяти, показаны на рисунке:


Использование интерактивных ментальных карт

для организации образовательного процесса по информатике

Макаренко С.О., г.Евпатория, Республика Крым

Часто во время проведения уроков возникает потребность в сжатом представлении учебной информации, когда значительный объём материала нужно уложить в рамки схемы-опоры. И тут учитель может использовать различные педагогические приёмы: «Своя опора», «Инвентаризация знаний», «Сжатая информация», «Ключевые слова» и другие.

Однако, с более широким внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, перед учителем возникает задача совместить известные педагогические приёмы с современным уровнем развития компьютерных технологий.

Если ещё каких-то десять лет назад главным помощником учителя на уроке были доска, мел и набор плакатов, то теперь предпочтение отдаётся интерактивным комплексам. Их правильное использование улучшает темп урока, делает занятия интересными благодаря разнообразному использованию ресурсов, усиливает подачу материала, позволяя учителю эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами. В результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала обучающиеся начинают понимать сложные идеи.

Не секрет, что составление диаграмм связей, причинно-следственных блоков, схем, опорных сигналов, – все эти приёмы способствуют визуализации мышления. Тем боле, если научиться реализовывать их с использованием компьютерных технологий. Наряду с популярными программами, которые традиционно используются для создания мультимедийных приложений, следует обратить внимание на программы для создания, так называемых, ментальных карт.

«Ментальная карта», «карта ума», «карта памяти», «ассоциативная карта», «интеллект-карта» - это технология изображения информации в особом графическом виде. Выглядеть эти рисунки могут по-разному, но принцип их построения - один: в центре картинкой или одним-двумя словами обозначается основная идея или проблема – ядро, от которого отходят ветви – связанные с ним понятия, свойства, ассоциации. Каждая ветвь, в свою очередь, может делиться на другие ветви – так происходит детализация свойств, углубляются ассоциации. Чтобы чётко выделить смысловые блоки, рекомендуется каждую новую ветвь рисовать другим цветом и придерживаться это цветовой гаммы при дальнейшем ветвлении.

Реализованная при помощи программных средств, такая карта не просто обеспечит хорошую систематизацию и визуализацию учебной информации, но и интерактивность за счёт ссылок на другие файлы или карты памяти, а также, в ряде программ, за счёт возможности использования функций «спрятать» или «показать» отдельные блоки. Кроме того, готовую ментальную карту можно экспортировать файлы других форматов для последующей распечатки.

Карту памяти можно использовать на различных этапах урока: при планировании образовательной деятельности, для проведения мозгового штурма на этапе актуализации опорных знаний, а также для обобщения и систематизации знаний. Она может служить хорошей опорой для запоминания и последующего воспроизведения информации. Ведь именно электронная ментальная карта позволяет хранить информацию в свёрнутом виде и разворачивать её поэтапно, по мере необходимости. Ментальную карту можно создать заранее, а можно выстроить по ходу изучения нового материала.

Так, например, при изучении темы «Устройство компьютера» можно построить общую схему основных элементов архитектуры персонального компьютера, а затем конкретизировать сведения о каждом из блоков, добавив подчинённые узлы с наименованиями устройств, относящихся к данному блоку. Такую карту памяти можно использовать для обобщения и закрепления знаний в конце урока. Если же эту карту дополнить изображениями каждого из устройств, организовав доступ к ним по ссылкам, то организованную таким образом карту можно использовать на этапе изложения нового материала.

На рисунке представлен фрагмент карты памяти «Структура ПК». При нажатии ссылки (они обозначены красными стрелками), относящейся к элементу «Клавиатура», откроется файл, где представлены изображения различных типов клавиатур. Аналогичные действия можно выполнять и с другими узлами карты.

Существует достаточно много программ для создания ментальных карт. Среди них, например, бесплатная программа Free Mind Map - Freeware. Эта программа построена на векторной графике. Построение карты в этой программе похоже на сборку конструктора: в любую часть рабочего пространства можно добавлять элементы: картинки, стрелки, блоки. Элементы имеют несколько вариантов графического дизайна. Также можно добавлять рисунки при помощи карандаша и подписывать их. Ещё одной интересной программой является ScreenHunter 5 Free. Особенность этой программы состоит в том, что она позволяет превратить в картинку, символ или значок видимое на экране монитора и сразу же использовать для построения ментальной карты. Наиболее распространённой среди бесплатных программ является FreeMind. Она отличается интуитивно понятным управлением и позволяет сохранять карту в различных форматах.

Существуют и онлайн-сервисы для создания ментальных карт. Сервисы MindMeister, Bubbl.us, Mind42 позволяют не только создавать и редактировать карты памяти, но и сохранять их на сервере и меть доступ к ним с любого компьютера, подключенного к сети, а также обеспечивают работу с картой одновременно нескольких пользователей.

Более широкие возможности по созданию ментальных карт предоставляют платные программы. Например, Mindjet Mind Manager интегрирована с MS Office приложениями (Word, Excel, Outlook, PowerPoint), позволяет присоединять любые файлы и ссылки. MindMapper Jr представляет собой софт для построения ментальных карт для детей. Интерфейс программы имеет хорошую визуализацию, есть интерактивные подсказки, большинство действий по созданию карты выполняется при помощи мыши. Используя такую программу, обучающиеся сами могут составлять карты ума, работая над проектом или обобщая изученный материал.

Опыт использование интеллект-карт для организации образовательного процесса по информатике показал, что такой способ организации изучения материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его интерактивным, динамичным, но и улучшает запоминание информации, развивает способность к изображению окружающего мира в виде образов, ускоряет процесс обучения. При самостоятельном составлении карты памяти обучающимся или группой обучающихся способствует формированию метапредметных навыков. Кроме того, что немало важно для изучения информатики, развивает компетенцию школьников в области современных компьютерных технологий.

Рациональное применение ментальных карт в урочной и внеурочной деятельности позволит сделать процесс изучения информатики увлекательным и не скучным для школьников.

Литература_____________________________________________________________

1. Галицкая Н.М., Фещенко Т.С. Использование «Интеллект-карт»: новые образовательные результаты школьников// Журнал «Физика. Всё для учителя!». - № 1 (37), 2014.

2. Плинк Е.Н. Создание ментальных карт// Современный учительский портал. - http://easyen.ru/load/informatika/mp/sozdanie_mentalnykh_kart/257-1-0-18282.

3. Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок».

4. Материалы сайта «ФГОС. В поисках главного…»

5. Материалы персонального сайта Зобниной А.А. - http://teacherivt.ru/


v\:* {behavior:url(#default#VML);}

o\:* {behavior:url(#default#VML);}

w\:* {behavior:url(#default#VML);}

Shape {behavior:url(#default#VML);}

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:8.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:107%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Ивайловская А. Г.

Магистр информатики и вычислительной техники,

Учитель информатики

МБОУ г. Иркутска СОШ №22

г. Иркутск, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Современные требования к образованию в рамках ФГОС побуждают учителей применять новые методы активизации познавательного процесса учеников. Идти в ногу со временем и использовать современные интернет-сервисы для разнообразия уроков особенно актуально для учителей информатики. Аппаратная составляющая занятия уже готова (компьютерный класс, подключенный к сети Интернет), остается только продумать программную реализацию интересного и познавательного урока.

В этом могут помочь ментальные (интеллектуальные) карты. Диаграмма связей , известная также как интеллект-карта , карта мыслей или ассоциативная карта - метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы.

Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Является одним из инструментов управления личными знаниями, для которого достаточно карандаша и бумаги.

На русский язык термин может переводиться как «карта мыслей», «интеллект-карта», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма» или «схема мышления». Методика разработана психологом Тони Бьюзеном, пример представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Пример ментальной карты

Во всех сферах нашей жизни мы имеем дело с информацией. Зависит очень многое от того:

1) как мы ее воспринимаем,

2) как мы ее «обрабатываем»,

3) как мы ее организуем,

4) как запоминаем,

5) насколько быстро, точно и наглядно.

Ментальные карты это альтернатива «плоской» текстовой схеме фиксирования информации (конспектирование, записи, пометки и пр.), которая не приспособлена к структурированию и запоминанию информации.

Ментальные карты как бы вносят третье измерение в этот процесс – информацию в них очень удобно организовывать, и ее элементы очень легко связывать между собой. К тому же карты «оживляют», визуализируют фиксируемую информацию с помощью разных приемов (картинки, значки, цвета, контуры и пр.). Это очень помогает как ее «опознаванию» с одного взгляда, так и запоминанию.

Визуализируя непривычным способом свои конспекты обучение становится живее и организованнее. Для проведения интерактивного урока информатики необходимо ознакомиться с любым из сервисом онлайн конструирования ментальных карт, которые позволяют создать проект в режиме реального времени, автоматически сохраняют изменения.

Старшеклассникам предлагается начать проектирование с ключевого понятия новой темы урока. Для примера в данной статье приведем тему из курса информатики 11 класса «Вредоносные и антивирусные программы», фрагмент работы представлен на рисунке 2. В начальном «облачке» ставим термин «вредоносная программа», а от него далее раскрывается тема:

1) виды вредоносных программ;

2) их классификация;

3) развернутое определение каждого понятия;

4) способы защиты технических устройств.

Рисунок 2. Фрагмент ментальной карты «Вредоносные программы»

Каждая ветвь прорабатывается учеником самостоятельно. Тем самым побуждая его к познанию новой темы, выбору собственного оформления проекта, проявлению творческой деятельности. Благодаря процессу конструирования ментальной карты ученики учатся самостоятельно сосредотачиваться на главных аспектах предложенной к освоению темы, выделять основные термины и осуществляют познавательную деятельность в ходе всего урока.

В дальнейшем ученики приобретут опыт проектирования ментальных карт и в личных целях, ведь они являются не только средством наглядного представления процесса нашего мышления, но и одновременно его диагностикой. Сама форма карты, то, как она визуально выглядит, говорит об отношении к выбранной для отображения теме, о том, насколько понятны ее отдельные аспекты (представленные основными ветвями), о способе восприятия этой информации. Если обобщить приведенные выше рекомендации и правила, то в их основе лежат несколько принципов:

1) ментальная карта должна активировать восприятие и память;

2) стремление к большей четкости карты дает больше осознанности в мышлении;

3) анализ уже нарисованной карты дает подсказки к «устройству» мышления по заданной теме.

Таким образом, внедряя новый интерактивный элемент при изучении стандартных тем дисциплины «Информатика и ИКТ» педагог даст ученикам лучше усвоить новый материал, активизирует мышление детей и осуществит переход на новый уровень преподавания в целом.

Список использованной литературы

1) Бехтерев С. В. Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. - М.: «Альпина Паблишер» , 2011. - С. 312. -

Ментальные карты (карты знаний, карты ума, интеллектуальные карты, диаграммы связей, в оригинале Mind maps) придумал психолог, специалист в области психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

Mind maps один из лучших инструментов структурированного представления информации. Ментальные карты позволяют четко фиксировать идеи, находить взаимосвязи. С помощью ментальной карты можно наглядно визуализировать свои мысли. Ментальная карта - это мощнейший инструмент развития критического и творческого мышления.



Первоначально, ментальные карты создавались на бумаге. В центре ментальной карты рисуется некий образ проблемы. От центрального образа отходят веточки первого уровня, которые содержат ключевые слова, возможно, рисунки (ассоциации), которые поясняют, раскрывают основную идею.

В результате имеем наглядное, структурированное представление идеи. Понятно, что не каждый человек обладает способностями к рисованию и аккуратной работе на бумаге. Поэтому появились специальные компьютерные инструменты для создания ментальных карт.

Попробуем обзорно познакомиться с некоторыми Web-сервисами для решения поставленной задачи

www.mindomo.com очень нравится этот сервис. Карты стильные, красивые. Можно добавлять видео, рисунки, гиперссылки. Возможно регистрация через аккаунт фейсбук или Google. Созданную ментальную карту можно экспортировать на ПК, правда в бесплатной версии только как картинку.

Сервис позволяет создавать не просто ментальные карты, но и полноценные совместные сетевые проекты, где участники смогут не только совместно работать с ментальной картой, но и вести обсуждения, выполнять задачи. Для этого одному из участников нужно создать проект и пригласить других участников по e-mail (другие участники могут не иметь аккаунта на mindomo.com). Готовый совместный проект тут же можно оформить как презентацию (объединить блоки и распределить по слайдам).

В бесплатной версии можно создать 3 карты и 1 проект (проект и карты можно удалять и создавать новые). Если аккаунт не используется больше 9 месяцев, администрация сервиса имеет право на его удаление. Иногда в картах теряется связь с YouTube.

Инструкцию для создания проектов не нашла, напишу позже свою. Инструкций для создания карт много, вот одна из них , на мой взгляд хорошая.

www.mindmeister.com - отличный сервис. Очень прост в использовании. Есть возможность совместного использования карт (подписка по e-mail). Для каждой идеи можно добавить иллюстрацию, гиперссылку (видео вставить в карту нельзя). В бесплатной версии можно создать не более 3 карт. Экспорт только как рисунок.

spiderscribe.net - интересный сервис, карты в нем создаются как бы играючи. На мой взгляд этот сервис самый понятный. В качестве идей можно добавлять интерактивные географические карты, иллюстрации, документы Word, календарные заметки. При создании карт знаний отдельные элементы можно соединять стрелками по своему усмотрению. В бесплатной версии можно создать не более трех карт, есть ограничение на объем используемых файлов и нет возможности совместного редактирования (т.е. пригласить соавторов можно, но работать они не смогут). Еще один не приятный момент - нет автоматической генерации кода для вставки на сайт или блог, только ссылка.

popplet.com - сервис позволяет легко создавать красочные схемы (до 5 в бесплатной версии). В каждый блок кроме текста можно добавить иллюстрацию или видео. Можно пригласить до 10 соавторов. Карта экспортируется как рисунок.