Камни по знакам зодиака

Развитие творческих способностей учащихся. Организация творческой деятельности учащихся на уроках

Когда имеются сценарий и режиссерская разработка, планируется работа всего творческого коллектива и каждого в отдельности. Она начинается с организации штаба, где четко распределяются все обязанности. Режиссер-постановщик возглавляет штаб и занимается творческой работой.

Начальник штаба стоит во главе всех организационно-хозяйственных задач, направляет работу всех лиц, отвечающих за определенные участки праздника. Основная ответственность и координация всей деятельности по подготовке программы остается за директором учреждения культуры. Он не подменяет работу режиссера и начальника штаба, а направляет, координирует и, в особых случаях, принимает участие в решении наиболее важных вопросов.

Штаб на основе сценария и режиссерского плана разрабатывает подробный план постановочной работы. На основе плана даются четкие задания всем ответственным лицам и участникам постановки:

Творческим работникам, ответственным за участие в различных культурно-досуговых программах: составление планов и проведение подбора участников художественной самодеятельности, активистов.

Сценаристу-режиссеру: составление сценарно-режиссерского плана - подбор текстов, игрового, музыкального репертуара и разработка театрализованных игр согласно тематике праздника с задачей активного вовлечения гостей праздника в игровое действие.

Главному художнику: составление плана художественного оформления программы, поиски художественного решения оформления ДК согласно содержанию и стилю программы. Продумывание динамики художественного оформления с учетом зрительного эффекта и действия исполнителей, активизации зрителей.

Административно-техническому работнику (радио, электроосвещение, транспорт и другие технические службы): обеспечение наиболее эффективной работы всех служб учреждения культуры во время праздника.

Репетиционно-постановочная работа проходит следующие этапы:

а. Все репетиции с исполнителями, коллективами художественной самодеятельности, активистами, массовиками проводятся отдельно. Режиссер разъясняет задачи, выверяет текст, делает пробы.

б. Репетиции "на местах", где основные исполнители вводятся в действие, устанавливаются мизансцены, идет поиск выразительных средств, театрализации.

в. Монтировочные репетиции с ответственными и техническими работниками без исполнителей и коллективов. Здесь проверяется осваивается техники: радио, света, транспорта и т.д.

г. Прогонные репетиции, на которых делаются последние уточнения действий исполнителей, проверяется состояние костюмов.

В репетиционной работе с каждым исполнителем и коллективом особенно тщательно отрабатываются текстовый материал и внешний рисунок действия. Необходимым условием для всех исполнителей являются четкая и яркая подача текста, большая выразительность жестов и масштабность движения всех участников на сценических площадках. Большая роль в программе принадлежит ведущему. Как правило, ведущий (или ведущие) является центральной, связующей фигурой в театрализованном празднике. Отсюда повышенные требования к посылу речи, пластичности движений, темпу и ритму выходов. Для достижения этого требуется большой объем репетиционной работы с исполнителями.

На последнем этапе постановочной работы устанавливается художественное оформление, завершаются организационные работы, проводятся генеральные репетиции основных эпизодов. О готовности всех подразделений докладывается на совещании, где и утверждается окончательный план проведения праздника. Нарушение плана проведения репетиций влияет на художественный уровень. Зачастую первые репетиции проводятся без должного технического обеспечения в расчете на генеральную, которая из-за этого проводится тоже с техническими неполадками. Поэтому особое внимание следует уделять тому, чтобы все хозяйственные, оформительские работы делались своевременно. Чтобы не репетиции подгонялись к оформительской работе, а, наоборот: все делалось для успешного решения творческих задач.

Проведение культурно-досуговой программы - это реализация всего того, что подготовлено кропотливым творческим трудом. Наверное, эти два этапа можно сравнить с подготовкой и осуществлением боевой операции. Если программа подготовлена организованно, своевременно, с учетом реальных возможностей и трудностей, то и результаты оказываются хорошими.

Опыт показывает, что при проведении программы необходимо строго соблюдать единоличие. Театрализованное действие - это праздник, где главным распорядителем является режиссер-постановщик. Ему в этот день подчинены все организационно-творческие работники. Часто бывает, что вмешательство администрации или проявление каким-либо работником излишней самостоятельности без ведома режиссера нарушает четкую организацию и отрицательно сказывается на качестве театрализованного действия. В момент проведения программы могут возникнуть различные непредвиденные обстоятельства, требующие оперативного исправления того или иного момента действия. Поэтому всегда следует выполнять следующие условия:



1. Распоряжения режиссера или начальника штаба выполняются беспрекословно. Если же работник вынужден оперативно внести изменения без согласования с ними, он должен сразу доложить об этом факте.

2. Связь режиссера, начальника штаба со всеми ответственными должна быть всегда четко налажена.

3. С каждым ответственным за участок работником заранее разрабатывается дополнительный план действия для непредвиденных случаев. Если, например, испортится техника - порыв ленты и т.д., наготове должен быть оркестр, который сможет подстраховать своих товарищей. Или участник программы из-за волнения не может выйти на сцену - здесь радисты должны включить музыку и т.д.

Разумеется дополнительный вариант проходит хуже, чем первый, но зато нет срыва, растерянности, большой паузы, которые, как правило, влекут за собой новые нарушения действия. Кроме того, существует много сложных организационных моментов, которые зависят от степени взаимосвязи всех служб программы, и, конечно, от деловых качеств режиссеров.

На следующий день нужно провести обсуждение программы с о всеми принимавшими участие в празднике. Поводится итог, учитывающий все плюсы и минусы. Высказываются мнения по тому или иному моменту проведения. Все это необходимо для того, чтобы следующая программа прошла на более высоком организационном и художественном уровне.

Вопросы для самопроверки

1. Как Вы понимаете, что такое режиссура культурно-досуговой программы?

2. В чем специфика режиссуры культурно-досуговых программ?

3. Расскажите об основных методах режиссуры культурно-досуговых программ.

4. Что входит в структуру режиссерского плана праздника?

Список литературы

1. Буров А.Г. Режиссура и педагогика. - М., 1987.

2. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М., 1975.

3. Демин В.П. Труд актера. - М., 1984.

4. Довженко А. Собр. соч. В 4 т. - М., 1969.

5. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М., 1989.

6. Мейерхольд Вс. Статьи, письма, речи, беседы. - М., 1968.

7. Немирович-Данченко Вл. Из прошлого. - М., 1936.

8. Триадский Д.В . Основы режиссуры театрализованных представлений. - М., 1985.

9. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. - М., 1986.


1 Довженко А. Собр. соч. В 4 т. Т. 4. - М., 1969. - С. 423.

1 Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 т. Т. 4. - М., 1957. - С. 247.

1 Товстоногов Г.А . Зеркало сцены. В 2 т. Т. 2. - Л., 1980.

2 Станиславский К.С. Собр. соч. в 10- т. Т. 3. - М., 1957. - С. 88.

1 Станиславский К.С. Собр. соч. в 10- т. Т. 3. - М., 1957. - С. 95.

2 Мейерхольд Вс. Собр. соч. в 2-х томах. - М., 1963. - С. 279.

3 Немирович-Данченко В.И . Из прошлого. - М., 1936. - С. 34.

1 Немирович-Данченко В.И . Из прошлого. - М., 1936. - С. 274.

2 Станиславский К.С. Статьи, речи, беседы, письма. - М., 1953. - С. 251.

1 Станиславский КС . Ежегодник МХАТ за 1947. - С. 34.

1 Попов А.Д . Творчество наследие: Избранные статьи, доклады, выступления. - М.,1980. - С. 31.

Практика выработала множество методов организации коллектив­ного творчества как основы инновационной деятельности. Наиболее распространенным и известным является мозговая атака , состоящая в публичном высказывании каждым своих идей, которые тут же разви­ваются и дополняются другими. Она требует полного равноправия участников, раскрепощенности мысли. Перед началом работы реко­мендуется еще раз оценить, нужно ли решать проблему, что это даст и что произойдет, если все оставить, как есть.

Процедура «мозговой атаки» выглядит следующим образом. Участ­ники садятся за общий стол лицом друг к другу. Руководитель в крат­ком выступлении раскрывает суть проблемы, причины ее возникнове­ния, выгоды, которые может принести решение. Затем в течение 10-15 минут происходит молчаливое обдумывание идей и их неупо­рядоченное перечисление при продолжении генерирования.

Количество здесь важнее качества, поэтому поощряется максималь­ное число высказываний, даже самых бессмысленных на первый взгляд, ибо в любом из них может содержаться рациональное зерно. Поэтому любая идея должна встречаться с одобрением. Выступать можно много раз, но не подряд, и в то же время запрещается сове­щаться, спорить, критиковать, оценивать других, обращаться за под­держкой к руководителю.

На втором этапе происходит обсуждение, уяснение, комбинирова­ние идей по таким критериям, как: соответствие предпосылкам и ис­ходным требованиям; возможность реализации или отсутствие тако­вой; сроки осуществления; необходимость дополнительных затрат; применимость в другой сфере деятельности и пр.

На третьем этапе идеи оцениваются и ранжируются на основе раз­личных критериев (последовательно выбираются самые интересные и те, от которых можно отказаться; набравшие при голосовании наи­большее или наименьшее число баллов и т. п.).

Руководитель организует фиксацию высказываний, следит за регла­ментом, помогает получить слово желающим, задает вопросы, привле­кает внимание; комбинирует и систематизирует выдвинутые идеи, подводит итоги.

Метод «мозговой атаки», применяющийся обычно при нехватке но­вых решений и подходов, основывается на том, что для активизации мышления человека нужно, вырвав его из привычной обстановки, по­местить в необычные условия (в данном случае ситуационные игры), ничем не напоминающие обычные совещания. Как показывает практи­ка, группой из 10 человек за полтора часа может быть выдвинуто до 100 оригинальных идей. В то же время считается нормальным, если специалисты отвергнут 90 % из них.

Существуют несколько видов «мозговых атак»: прямая мозговая атака, о которой только что было рассказано; обратная мозговая атака, направленная на критику существующих идей; двойная мозго­вая атака, при которой группа из 20-60 чел. обсуждает предвари­тельно поставленную проблему в течение 5-6 часов в два этапа с пе­рерывом, во время которого можно неофициально критиковать выска­зывания и с учетом этой критики работать дальше: конференция идей (совместная работа в течение нескольких дней 4-12 человек); индиви­дуальная мозговая атака, когда человек поочередно выступает в каче­стве генератора идей и критика. Элементы этого метода присутствуют во многих других.

Принципиально иной подход к выработке решений отражен в ме­тоде Дельфи, разработанном О. Халмером и состоящем в том, что анонимные эксперты, образующие комиссию, независимо друг от дру­га формулируют свое мнение по заданной проблеме. Затем на основе балльной оценки или статистических методов выбирается лучшее из альтернативных предложений. Отсутствие общения позволяет избе­жать группового взаимодействия и влияния. Обратная связь имеет ме­сто в виде усредненного результата. При необходимости работу можно организовывать в несколько «туров», последовательно приближаясь к идеалу. Метод используется для оценки вероятности наступления тех или иных событий и считается одним из наиболее квалифицирован­ных, поскольку учитывает мнение большинства, но требует значитель­ных расчетов.

Условиями успешного осуществления мозговой атаки и других аналогичных методов, помимо ограничения числа участников, служат: их близкий социальный статус; независимость друг от друга и от руко­водителя; слабое знакомство с сутью проблемы, обеспечивающее сво­боду мыслей и появление оригинальных вариантов решения; исключе­ние предварительных оценок идей, могущих привести участников в смущение и снизить их активность; предоставление возможности ано­нимных высказываний, если этого требует ситуация; пресечение руко­водителем ухода в сторону, общих слов; использование наглядных средств; обеспечение эмоциональной поддержки предложений; стиму­лирование активности; помощь в конкретизации идей.

Кроме того, необходимо придерживаться определенных правил вы­движения своих идей, к которым относятся: краткость изложения; ува­жительное отношение к слушателям; учет их компетенции; образ­ность, конкретность, резюмирование, включение по возможности эле­ментов юмора; демонстрация не только преимуществ, но и слабых мест; учет существующих альтернатив; использование разных каналов продвижения идей; риторических вопросов и провокационных выска­зываний; наличие стимулирующих моментов; показ возможности дос­тижения успеха.

МОУ «Видновская средняя общеобразовательная школа № 2»

Доклад на педагогическом совете на тему

«Организация творческой деятельности

учащихся на уроках и во внеурочное время».

«Значение формирования и развития твор-

ческой деятельности учащихся в школе»

Мордвинова И.Н. январь 2005 года

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации личности: возможность выразить свое неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в процессе человеческой жизни далеко не полностью. По данным из научных источников, реализация творческого потенциала личности удовлетворяется лишь на 10%.

Творчество, по определению, - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Некоторые психологи рассматривают творчество как продолжение или замену детской игры. Творческую и игровую деятельность объединяет основная, функциональная направленность:

Творчество как процесс развлечения, наслаждения здесь, как и в случаи игровой деятельности, личность ориентирована на собственно процесс творения, а не на получение результата;

Творчество как компенсация за неудачи в других видах деятельности;

Творчество как источник переживания сильного эмоционального потрясения, внутреннего очищения, связанного с художественным произведением (переживание за судьбу героя);

Творчество как способ познания окружающего мира и самопознания;

Творчество как особая форма коммуникации, преодолевающая пространственные и временные барьеры;

Творчество как канал передачи общественного опыта, выполняет воспитательную функцию.

Творчество обладает различной степенью новизны. Его объективность определяется изобретение нечто такого, что не было известно ранее. Иногда открываемое имеет чисто субъективное значение, то что для меня ново мир уже давно знает. Особенно такое случается в детском возрасте, поскольку ребенок буквально открывает для себя новый мир: радуется, переживает, общается, ищет пути решения проблем или выхода из них. Поэтому мы взрослые должны сделать так, чтобы ощущение творческого восприятия мира оставалось с ребенком как можно дольше.

Общепризнано, что особые способности, или одаренность, зависят от врожденных задатков. Есть ли в таком случае педагогическая целесообразность в разработке технологий стимулирования детского творчества в учебно-воспитательном процессе? Не создаем ли мы группу, куда заведомо не попадает более половины всех учеников, так как, по данным психологов, одаренностью наделены от 5 до 20% учащихся?

Кстати, что представляет собой ребенок, наделенный способностями к творческому восприятию мира, осмыслению и интерпретации получаемой информации?

Тест Торранса. Отметьте знаком + или – каждое качество ребенка из нижеперечисленных:

дисциплинированный

Неровно успевающий

организованный

Выбивающийся из общего темпа

эрудированный

Непонятный в поведении, странный

умеющий поддержать общее дело

Выскакивающий с нелепыми замечаниями

стабильно успевающий

Занятый своими делами

быстро, на лету схватывающий

Не умеющий общаться, конфликтный

легко вступающий в контакт, приятный в общении

Иногда тугодум, не умеющий уяснить очевидного

ясно, понятно для всех выражающий мысли

Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Легко заметить, что все «нечетные» качества оценивают преимущественно как положительные, а четные - как отрицательные. Но именно каждое второе качество характеризует нестандартного, одаренного, творческого ребенка. Вопрос в другом: готовы ли мы, педагоги, к общению и обучению именного такого ученика?

Однако суть проблемы состоит не только в том, что бы выявить этих способных учащихся (кстати, сами психологи утверждают, что надежного способа определения талантливых детей пока не существует), но и в том, чтобы помочь другим ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали.

Широко известны факты раннего и яркого проявления способностей: Моцарт В.А. музыкальные таланты в 3 года, в 8 лет первая симфония; Римский-Корсаков богатая музыкальная память проявилась в 2 года; С.Прокофьев в качестве композитора с 8 лет; талант Рафаэля в 8 лет Микеланджело в 13; Фарадей первая лампочка в 13 лет; изобретательская деятельность Эдисона с 12; английский математик Гамильтон в 12 лет знал 12 языков. Творческая одаренность - это врожденное качество и результате развития оно может или развиться, или угаснуть. Большое роль в этом играет семейное воспитание и школьное образование. Бывает так, что в ребенке вовремя не распознали одаренность. Так, А.Эйнштейна и Д.И.Менделеева школьные учителя считали бездарными. Талант французского художника П.Гогена проявился только в 38 лет, С.Аксакова – в 50.

Многие люди просто не видят своего потенциала; не знают о его существовании, склонны сомневаться и даже бояться своих способностей. Поэтому и нужно с детского возраста укреплять веру человека в необходимость самосовершенствования, в важность раскрытия собственного творческого потенциала.

Между тем именно в школьные годы наступает критический период детской креативности (творение, создание нового). В дошкольный период творчество естественное состояние ребенка, а школа ставит первоклассника в определенные рамки заданности, можно творить только тогда, когда предложит учитель, только на ту тему, которая сейчас актуальна, только в той форме, которая соответствует уроку.

взрослый

Детоподобный взрослый в творчестве

Задает новые вопросы

Отвечает на старые вопросы

Ответы на новые вопросы

Изобретает (выдумывает)

Производит (воплощает в жизнь известное)

Производит изобретая

Активно, но спонтанно исследует окружающий мир

Организует деятельность

Организует исследовательскую деятельность, целеустремленность

В школьный период необходима помощь педагога, чтобы ученик преодолел этот кризис, обрел, а не потерял возможности самореализации.

Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, которые учитель использует в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета.

«Обучить творческому акту нельзя, - отмечал Л.С. Выгодский, - но это вовсе не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению … мы можем известным образом так организовать сознательные процессы, чтобы через них вызвать процессы бессознательные, и кто не знает, что всякий акт искусства непременно включает как свое обязательное условие предшествующие ему акты рационального познания, понимания, узнавания, ассоциации и т.п.».

^ Приемы и методы развития творческой деятельности

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященный развитию творческого потенциала личности, позволил выделить некоторые рекомендации педагогам:

Предлагать учащимся какой либо парадокс для обсуждения;

Воздерживаться от оценок;

Учить детей замечать противоречия

Помогать детям видеть аналогии

Настраивать детей быть настойчивыми в достижении необходимой информации;

Преодолевать привычку обыденного взгляды на жизнь:

Доверяться догадке, интуиции;

Рассматривать объект с нескольких точек зрения, условия для «умственной разминки»;

Убедить учащихся, что многому можно добиться, извлекая опыт из своих ошибок

Воспринимать новшества, не противиться им;

Показать, что порой в выводах возможны неопределенности

Развивать потребность в учении и самообразовании.

Эти рекомендации можно обозначить как педагогическую стратегию в процессе стимулирования творческой деятельности детей. Для реализации её в учебной деятельности необходимо познакомиться с тактикой, технологией (конкретными творческими упражнениями). Необходимо выбрать такую программу действий, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображения, образного мышления.

Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия.

Важным приемом (и одновременно условием) развитием креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны, готовность принять нестандартную ситуацию. «Удивление – это начало творческого отношения к миру».

Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут отмечены, приняты и оценены. Уже на первых творческих уроках необходимо объяснить, что к своему труду нужно относится с уважением.

Приемы, активизирующие и развивающие творческое воображение:

Найти новую формулировку проблемы, задачи;

Поставить к исследуемой проблеме вопрос «А что, если …?» (Один мужик двух генералов не прокормит?). Поощрять ответы критические, реальные, фантастические.

Помнить о том, что юмор – показатель развитости абстрактного мышления, поэтому не надо бояться шуточных детских импровизаций.

Попытаться проанализировать происходящие события с иной точки зрения.

Не боятся самых разных аналогий. Абстрагироваться от решаемой проблемы, найти ключевой аспект в сопоставлению по сходству или различию.

Отказываться от привычных стереотипов мышления.

Любая проблема рассматривается с 4х точек зрения; опираться только на конкретные факты, критически оценивать ситуацию, ориентироваться на конструктивный подход, дать полет фантазии.

Подобные задания по началу кажутся детям тупиковыми, не имеющими решения. Поэтому он сразу обращается к учителю с просьбой подсказать готовое решение. Не стоит идти на поводу, указать, что существует множество способов решения этой задачи. «Творчество, как и любой другой труд требует от человека определенного напряжения усилий, настойчивости в достижении цели».

Характеристики творческого урока.

Весь урок или большая его часть проходит на эмоциональном и интеллектуальном подъеме.

Царит атмосфера сотрудничества и сотворчества.

Урок создает возможности для каждого ученика проявить себя, в зависимости от умения или желания учиться (интеллектуальная, индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, художественная коммуникативная)

Мыслительная поисковая деятельность стимулируется различными способами: исследовательскими, эвристическими, творческие задания (рефераты, сочинения, эссе, наблюдения, опыты), учебные дискуссии, познавательные игры.

Учитель побуждает, организует и ведет мысль учащегося к решению учебной проблемы.

Речь учителя отличается богатством м выразительностью языковых средств, обогащающая учебную информацию и творческое поле урока.

Деятельность учащегося комментируется, дается развернутая оценка, часть контролирующих функций передана ученикам (самооценка, взаимооценка, ретро – перспективная оценка занятия).

Этика взаимоотношений. Эстетика оформления помещения.

Воспитывающий эффект, желание продолжать общение и совместную учебную деятельность.

Материал урока усваивается всеми учащимися в соответствии с интеллектуально-психологическими особенностями, приобретаются новые умения и навыки, дается толчок к самостоятельной и творческой работе.

Чувство удовлетворения от прошедшего урока и учителя и ученика.

Будьте терпеливы и не ждите быстрых результатов. Творите сами.

Наш педагог-психолог сами учителя отмечают, что современные дети теряют интерес к игре и творчеству. Пассивность и безинициативность учащихся. Творческие задания старшеклассниками относятся к разряду наиболее трудно выполнимых. Эта ситуация результат и нашей работы. Перегрузка в уроках, побуждает нас унифицировать задания, для простоты проверки детских работ и организации учебного процесса на уроке. На уровне района и школы проводятся конкурсы, но мы, облегчая свою деятельность выбираем одного двух учеников и прорабатываем материал с ним. Творческих заданий по мере взросления школьников становится все меньше и меньше. Что останавливает учителей сложность организации творческой деятельности учащихся, необходимость высокой собственной творческой активности и мобильности, отсутствие видение перспектив развития творчества у детей. Задача минимум это овладения учениками стандарта образования, но максимально возможный результат это научить детей жить, овладеть умениями и навыками, которые помогут самостоятельно получать новую информацию, стремиться к саморазвитию. Полностью реализоваться в окружающем мире.

Преподаватели нашей школе используют элементы творческой деятельность, но это носит фрагментарный характер и как правило не охватывает всех желающих учеников. Из творческих мероприятий проходивших в школе за последнее время необходимо отметить: конкурс новогодней игрушки, конкурс, посвященный Рождеству (литературные работы), районный конкурс «Мой родной край» (доклады, рефераты, исследования, литературные сочинения, художественные произведения) и многие другие мероприятия. О характере участия в творческих мероприятиях и детей и педагогов вы можете судить сами.

Данная работа предназначена, в первую очередь для учителей начальной школы, перестраивающих процесс обучения в условиях реализации ФГОС НОО. Может быть полезна сотрудникам психологических школьных служб, а также всем педагогам, желающим осуществлять свою педагогическую деятельность в соответствии с инновационными подходами в обучении и воспитании подрастающего поколения. В работе описана технология организации творческой деятельности, инструменты мониторинга образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация творческой деятельности младших школьников в условиях реализации

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Старшинова Ольга Александровна,

учитель начальных классов,

МБОУ ООШ №5,

г.Александров, Владимирская область

2012 год

«Если Вы хотите построить корабль, не надо созывать людей,

чтобы всё спланировать, разделить работу,

достать инструменты и рубить деревья,-

надо заразить их стремлением к бесконечному морю,

тогда они сами построят корабль»

Антуан де Сент-Экзюпери

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа предназначена, в первую очередь для учителей начальной школы, перестраивающих процесс обучения в условиях реализации ФГОС НОО. Может быть полезна сотрудникам психологических школьных служб, а также всем педагогам, желающим осуществлять свою педагогическую деятельность в соответствии с инновационными подходами в обучении и воспитании подрастающего поколения.

В 2007 году школа № 5 города Александрова получила статус экспериментальной площадки по теме «Развитие личности учащихся и их мотивации на совершенствование в обучении и воспитании средствами социокультурного системного подхода». Автор данной работы активно включилась в работу данной площадки.

Возник вопрос: какая именно деятельность может являться наиболее эффективной в рамках данного эксперимента с учётом специфики детей, обучающихся в классе?

Проанализировав научную литературу о различных видах деятельности, являющихся ведущими на определённых этапах развития человека, автором был сделан вывод о том, что к творческой деятельности человек является сензитивным в любом возрасте, но наиболее успешно развитие данного вида деятельности у детей младшего школьного возраста. Встали следующие вопросы. Если творческая деятельность наиболее эффективна для достижения целей эксперимента, то можно ли развить творческую деятельность каждого ребёнка? Каким образом нужно организовать творческую деятельность? Какие условия необходимы для реализации задач и целей творческой деятельности в обучении? Какую роль в развитии творческой деятельности учащихся играет учитель? Какое взаимодействие между учителем и учеником будет являться наиболее эффективным в процессе данной деятельности? Каким образом отслеживать уровень сформированности творческой деятельности младших школьников?

Поиск ответов на эти вопросы привёл автора к пересмотру и переоценке прежде наработанного опыта. Возникла потребность в отборе, преобразовании, синтезе уже имеющегося опыта с новыми знаниями, методами, образовательными технологиями.

Кроме того, появилось предположение о том, что планируемые результаты организации творческой деятельности учащихся могут способствовать достижению целей ФГОС НОО.

Основополагающими принципами являются:

  • отношение к ребёнку как к субъекту деятельности. Признание за ребёнком права на собственное мнение и индивидуальную линию развития;
  • формирование личностного (субъект - субъектного) стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогами (например, на основе развития диалогового способа выполнения учебных заданий и др.);
  • организация активного взаимодействия учащихся со сверстниками и создание ситуаций саморазвития и взаиморазвития;
  • включение учащихся в продуктивную творческую деятельность и развитие на базе учебного материала их творческих способностей (так как творческая деятельность является одним из основных средств интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребёнка);
  • создание в классе положительного эмоционального фона обучения, атмосферы эмоционального подъёма и ситуаций успеха.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения представляет модель школы, в которой на смену знаниевой парадигме образования, целью которой являлось усвоение знаний детьми, пришла парадигма личностно – ориентированная, целью которой является развитие личности любого ребёнка.

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая организацию творческой деятельности учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. При доминировании творческой деятельности появилась необходимость изменить характер учебного процесса, способы деятельности учащихся, стили взаимоотношений учащихся и учителя, стиль педагогической деятельности учителя.

Организация творческой деятельности заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития современной отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное наращивание. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои собственные способности, приобрести свой личный, неповторимый опыт.

Очень важно не просто сообщить учащимся определённый объем готовых знаний, а научить их мыслить, проявлять самостоятельность, приходить к нужным выводам самим в процессе активного творческого поиска. Потребность в творческой деятельности не возникает случайно. Педагог её постоянно формирует у учащихся, опираясь на личные качества каждого ребёнка.

Актуальность работы заключается в необходимости совершенствования системы начального общего образования, стимулируемое социальным заказом, так как современному обществу нужны личности образованные, нравственные, творческие, способные самостоятельно принимать ответственные решения, находить своё место в жизни.

Кроме того, в работе автор столкнулся с проблемой недостаточности оптимальных для учителя начальной школы инструментов диагностирования и оценки результатов сформированности творческой деятельности младших школьников. Изучив литературу и опыт педагогов и психологов по данной теме, для оптимальной оценки учителем результатов сформированности творческой деятельности учащихся автором была разработана шкала оценки основных качеств, составляющих творческую деятельность школьников.

Ведущей педагогической идеей работы является идея о том, что организация творческой деятельности каждого ребёнка является возможной и способствует достижению главной цели современного образования – становлению полноценной личности каждого учащегося, развитию его истинных индивидуальных способностей. Данная идея возникла из понимания автором того факта, что на смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь.

Новизна данной работы заключается в систематизации методов и приёмов организации творческой деятельности, в отборе и систематизации средств мониторинга сформированности творческой деятельности младших школьников, а также в авторской разработке шкалы диагностики сформированности творческой деятельности младших школьников, которая является оптимальной для учителей начальных классов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

Изучение научной педагогической и психологической литературы по теме показало, что целенаправленно заниматься творческой деятельностью человек может всю жизнь, пока есть желание. Но наиболее восприимчивыми к обучению и творческой деятельности являются младшие школьники, так как именно в возрастной период от 7 до 10 лет основной деятельностью детей является деятельность, связанная с познанием, созданием, преобразованием и использованием в новом качестве (другими словами, творческая деятельность).

Познание - это образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания;

преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний;

создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;

творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Понятие «творческая деятельность младших школьников» автор характеризует таким образом: творческая деятельность младших школьников - это продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания, применения в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. Если человека в этот период научили творческой деятельности, если в нём развили качества творчества, то такой человек в своей жизни по мере взросления сможет решать многие задачи с помощью творческого подхода.

По словам В. А. Бухвалова «к творческой относятся только те виды деятельности, которые не копируют уже имеющийся образец, и в процессе выполнения которых человек создаёт новое для себя или для других людей».

Нужно помогать детям смотреть, чтобы увидеть; слушать, чтобы услышать; уметь чувствовать состояние другого; уметь подобрать правильные слова; говорить так, чтобы тебя услышали; быть самим собой; творчески трудиться; вдохновенно творить…

М. Н. Скаткин. подчёркивает, что сформировать необходимые интеллектуальные свойства можно только включая школьников в посильную им творческую деятельность, требующую проявления тех или иных из перечисленных черт.

Учитель в первую очередь, как считал В. А. Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребёнке «личное». В. А. Сухомлинский писал: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности».

Президент РФ В. В. Путин в своём ежегодном послании Федеральному собранию в 2012 году особо отметил, что «система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя, ведь от того, встретит ли ученик талантливого, увлечённого своим делом учителя, во многом зависит формирование личности, судьба молодого человека, его творческая реализация».

Знание, школьная программа – средство развития. Чтобы создать такое обучение, необходимо следующее: сменить позицию учителя. Педагог в творческой деятельности выступает в роли фасилитатора – консультанта, помощника, сопроводителя, а не командира.

А.А. Плигин выделил критерии, по которым образовательную технологию можно отнести к личностно – ориентированной. Среди них есть и такие:

  • задействование учащихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока;
  • использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала;
  • использование эвристических методов обучения как одного из путей учета индивидуальных способов познания;
  • изучение, формирование и развитие творческой деятельности.

Любая деятельность – это выполнение определённых действий, заданий. И.Э.Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

По мнению В. А. Бухвалова «освоение методов решения творческих задач - это первый шаг в становлении творческой личности. Второй шаг - это освоение технологий творческой деятельности. Технология в общем понимании - это система методов, с помощью которой выполняется определенная деятельность. Однако деятельность может быть репродуктивной - копирующей и творческой - преобразующей. Технология творческой деятельности - это система методов, с помощью которой выполняется творческая деятельность.

В начале первого года обучения совместно с психологом школы была проведена входная экспресс - диагностика готовности учащихся к школе (авторы Е. К. Вархатова, Н. В. Дятко, Е. В. Сазонова).

В диагностировании принимали участие учащиеся 1 Б класса в полном составе (20 человек).

Были получены следующие результаты готовности к обучению в школе:

  • высокий уровень – 20 %
  • средний уровень – 55 %
  • низкий уровень – 25 %

Также был осуществлён диагностико - прогностический скрининг (автор Е. Екжанова) с целью определения уровня сформированности у первоклассников элементов учебной деятельности, таких как самоконтроль, планирование, самоорганизация, элементов логической общеучебной деятельности.

Были получены следующие результаты:

  • высокая возрастная норма – 20 %
  • стабильная середина – 50 %
  • группа риска – 30 %

Также во время проведения входной диагностики учащихся применялись методы наблюдения и беседа.

Проанализировав полученные диагностические результаты, автором были сделаны выводы и изучена научная литература по выявленным проблемам.

Организация творческой деятельности была признана целесообразной для эффективного достижения положительных результатов образования учащихся, учитывая специфику класса, и положена в основу педагогической деятельности учителя.

В ходе организации творческой деятельности учащихся автор использует следующие приёмы и методы:

Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям;

Установление причинно-следственных связей;

Видение взаимосвязей и выявление новых связей между системами;

Рассмотрение системы в развитии;

Приём предположений прогностического характера;

Выделение противоположных признаков объекта;

Выявление и формулировка противоречий;

Разделение противоречивых свойств объектов в пространстве и во времени;

Представление пространственных объектов;

Использование различных систем ориентации в воображаемом пространстве;


Источник развития ученика – специально организованное обучение, в котором осуществляется творческая деятельность по самостоятельному открытию научных закономерностей, законов, способов решения задач, модели, воплощающих в себе умственную активность, изобретательность, смекалку, стремление добывать знания.

Процесс развития личности ученика в обучении рассматривается как процесс созидания чего-то нового для него в познавательной и предметной деятельности. “Творчество – это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построение ума или чувства, живущего в самом человеке”, - писал в свое время Л. С. Выготский.

Выражением творческого процесса в обучении выступает созданный учеником творческий продукт. Развиваясь как субъект творческой деятельности ученик становится все более свободен в выборе цели и способов их достижения. Наивысших ступеней он добивается, когда главной ценность для него становится саморазвитие, когда он способен рефлексивно относится к своей деятельности. Источник развития – специально организованное обучение, в котором создаются условия для саморазвития личности.

Творческая деятельность в начальной школе организована через программу “Творчество”. Это аналитический этап, который является подготовительным для реализации дальнейшей программы на II и III ступени обучения. Организуя творческую деятельность педагоги нашей школы самосовершенствуются. Ученики и педагоги создают свои творческие продукты. В системе организованная совместная творческая деятельность педагогов и учащихся дает положительный результат. В результате работы выявлены следующие показатели для учителей, работающих творчески:

  • участвует в экспериментальной работе школы;
  • преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;
  • свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
  • уважает личность ученика;
  • дифференцирует объем и сложность заданий;
  • побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
  • учитель развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
  • педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления;

Подготовительный этап (1, 2, 3 классы)

Подготовительный этап является промежуточным, но наиболее значимым в системе работы школы. В ходе него отслеживаются уровни творческого самопроявления личности ребенка.

В первом классе ребенок адаптируется к условиям школы, включается в познавательную деятельность, но знания его отрывочны, отсутствует понимание внутренней

логики изучаемого материала, испытывает затруднение при переносе теоретического материала в практическую деятельность.

Поэтому задачи педагогов следующие.

  1. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
  2. Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.
  3. Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.

Данные задачи учителя решают через уроки, включая задания на развитие логического мышления, памяти, воображения, а также через внеурочную деятельность. Нами выделены наиболее эффективные формы, которые могут быть использованы во внеурочной деятельности:

  • предметные недели
  • олимпиады
  • день “погружения” в предмет
  • конкурсы (на лучшее сочинение, сборник задач, страница учебника)
  • интеллектуальные игры
  • проведение праздников
  • постановка спектаклей, опер, водевилей, музыкальных сказок
  • фестивали песни
  • конкурсы танцев
  • выставки творчества (рисунков, поделок, совместно с родителями “осенние мотивы”, “зимний букет”, “зимние фантазии”, к 8 марта и 23 февраля)

Уровни творческого самопроявления ребенка на конец 1-2 класса.

  1. В процессе выполнения действий ученик ориентируется на предложенный учителем алгоритм.
  2. Ученик распознает учебную информацию.
  3. Пробует себя в публичном выступлении перед классом.
  4. Переносит теоретический материал в практическую деятельность при помощи учителя.
  5. Проявляет интерес и активное отношение к учению.
  6. Осуществляет рефлексивные действия с помощью учителя.

Уровни творческого самопроявления ребенка на конец 3 класса.

  1. Ученик при помощи учителя вносит коррективы в предлагаемую схему, опираясь на анализ известных ему способов деятельности.
  2. Ученик распознает учебную информацию, может ее описать, дать готовое определение.
  3. Овладевает новыми способами и приемами действий учебно-познавательной деятельности.
  4. Учится прогнозировать результат, осуществляет рефлексивные действия по алгоритму учителя.
  5. Ученик проявляет заинтересованность в новых видах работы, получает удовлетворение от самого процесса творческой деятельности.
  6. Осознает себя как личность, развивается потребность в уважении, признании, самоосуществлении.

Уровни творческого самопроявления ребенка на конец 4 класса.

  1. Ученик самостоятельно строит новый способ действия, осознает его принципы, сходства и различия с ранее известными способами.
  2. Ученик способен выполнять определенную деятельность за счет собственных волевых усилий.
  3. Ученик самостоятельно формулирует познавательные цели, которые выходят за пределы требований программы.
  4. Ученик самостоятельно оценивает и обсновывает свои возможности, прогнозирует результат.
  5. Получает удовлетворение от процесса творческой деятельности, осознает себя как носитель общечеловеческой ценности и культуры.
  6. Активно включается в систему коммуникаций и взаимодействий.

Ниже дана методика проведения эвристических олимпиад, дня “погружения” в предмет, предметной недели.

Олимпиады (эвристические).

Место проведения: школа.

Цель: создание условий, обеспечивающих повышение интереса к предмету, выявление уровня творческих и интеллектуальных, способностей учащихся, формировать потребности и мотивы всестороннего развития как личной ценности, учить детей работать с нестандартными заданиям и рефлексировать свою деятельность.

Методика проведения: олимпиады проводятся по параллелям в 2 тура. В 1-м туре участвуют все учащиеся. Во 2-м туре – победители 1-го тура.

Каждому учащемуся предлагаются индивидуальные листы с содержанием и формулировкой задания и указанием максимального количества баллов за выполненную работу. Время выполнения – 40 минут.

Результативность: по итогам проведенных олимпиад выявлены победители, награждены медалями и дипломами за 1-3 места.

Победители школьных олимпиад участвуют в городских, областных и международных олимпиадах.

Результаты позволяют провести анализ деятельности каждого ученика, выявить способности к изучению предметов, определить умение работать в нестандартных ситуациях, проявлять свою оригинальность и самобытность, в связи с полученными данными скорректировать работу учителя.

Анализ деятельности учащихся оформляется в виде таблиц, графиков, что позволяет прослеживать динамику их развития на протяжении обучения в начальной школе.

Предметная неделя по математике. День “погружения” в математику.

Место проведения: школа.

Цель: создание условий, обеспечивающих повышение интереса к математике, выявление уровня математических способностей учащихся.

Методика проведения “дня погружения” в математику.

Заранее каждый учитель готовит задания по математическим темам: “Нумерация”, “Действия с именованными числами”, “Решение уравнений”, “Решение задач повышенной трудности” и др. Каждый учащийся должен выполнить задания по всем предложенным темам, путешествуя по городу “Великих математиков”, где учитель выполняет свои роли – графини Нумерации, сеньора Арифметика, королева Величина и др.

В день “погружения” в математику все уроки проводятся по данному предмету. День начинается с линейки, на которой каждый класс получает путевой лист. В путевом листе отмечается результат выполнения задания.

Время проведения – в течении 4-х уроков с переменами. Методика проведения недели по математике. Неделя проводится в два этапа: 1-й этап- методическая неделя для учителей, включающая проведение открытого урока и взаимопосещение уроков; 2-й этап – для учащихся. На каждый день определен план работы: детям для выполнения предлагаются задания различного содержания.

Положение о проведении Творческого дня в 4 классе

Положение о проведении творческого дня в 4 классах начальной школы МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов”

1.Общие положения.

Проведение творческого дня является одним из путей индивидуализации обучения. Он позволяет решать актуальную педагогическую задачу развития активного, самостоятельного творческого мышления младших школьников с целью преемственности начальной школы и второй и третьей ступени обучения; приобщает родителей к проблемам детей. Главным условием реализации этой задачи выступает направленность на то, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях; предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности; создание образовательной среды, способствующей эмоционально – ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

2. Типы ученических творческих работ.

Ученические творческие работы могут быть представлены по следующим номинациям:

Художественные произведения

  • Живопись
  • Музыка
  • Песня
  • Танец
  • Вышивка
  • Фотография
  • Композиция
  • Выставка

Техническое произведение

  • Поделка
  • Макет
  • Модель

Исследование

  • Опыты
  • Эксперимент

Сочинение

  • Загадки и скороговорки
  • Небылицы
  • Стихи
  • Сказки
  • Рассказы
  • Задачи

Зрелищное произведение

  • Сценка
  • Спектакль
  • Показательные выступления

Педагогическое произведение

  • Творческое учебное задание к уроку
  • Составленный кроссворд
  • Фрагмент урока

3. Формы проведения творческого дня

Форма проведения выбирается классным руководителем и воспитателем. В этот день приглашаются родители, учителя-предметники, все желающие. Присутствующие могут задавать вопросы, давать свою оценку, высказывать суждения.

4. Подведение итогов.

Итоги творческого дня подводятся по таким параметрам, как степень творчества, оригинальность, личный вклад, новизна, практическая польза. По итогам дня составляется итоговая таблица. Победители в каждой номинации награждаются грамотами школы.

Итоговая таблица

Класс ________________

5. Сроки проведения.

Творческий день проводится один раз в год в третьей четверти.

Модель проведения творческого дня

1.Изучение интересов учащихся.

2.Анкетирование родителей.

3.Анкетирование учащихся.

4.Изучение анкет классным руководителем.

5.Заполнение листа “Изучение интересов учащихся”.

6.Составление плана проведения творческого дня.

7.Оформление творческих работ совместно с родителями, учителями, воспитателями.

8.Проведение творческого дня согласно положению.

9.Подведение итогов (рефлексия учащихся, отзывы присутствующих родителей, учителей), оформление творческих работ.

Анкета для родителей

Ф.И. ребенка _____________________________

В школе проводится творческий день _ февраля в _час. Как Вы считаете, в какой номинации может участвовать Ваш ребенок? Укажите предмет и форму участия.

Примерные формы:

  1. Исследование /эксперимент, серия опытов/
  2. Сочинение /стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты/
  3. Художественное произведение /живопись, графика, музыка, песня, танец; вышивка, танец, фотография, композиция, выставка/
  4. Техническое произведение /поделка, модель, макет, схема, фигура, компьютерная программа/
  5. Зрелищное произведение /концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование/

Ваши предложения:_____________________________________________________

В какой номинации будет участвовать Ваш ребенок? _________________________

Рефлексия

Рефлексия предполагается на этапе подведения итогов творческого дня. Она нацелена на выявление отношения учащихся к своим достижениям. Она дает осмысление затруднений и пути их преодоления у учащихся в ходе подготовки и проведения творческого дня. Предполагает получение обратной связи от одноклассников и педагогов.

Примерные вопросы для учащихся:

  1. Каковы мои главные результаты участия в творческом дне? Что я понял, чему научился?
  2. Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
  3. Как я готовился к творческому дню, какими способами? Что я чувствовал при этом?
  4. Каковы были основные трудности, и как я их преодолевал?
  5. Замечания и предложения по проведению творческого дня и подготовке к нему (себе, учителям, товарищам по классу).

Показатели творческого самопроявления учителя

Инновационный потенциал педагогического коллектива начальной школы достаточно высокий.

Учителя школы обобщают педагогический опыт в различных формах:

  • рефераты
  • творческие отчеты
  • индивидуальные творческие проекты
  • школьный банк педагогических инноваций
  • городской банк педагогических инноваций
  • методические сборники
  • методические выставки
  • тезисы

Литература

  1. Бершадский М.Е., В.В. Гузеев
  2. “Дидактические и психологические основания образовательной технологии”, Москва, Центр “Педагогический поиск”, 2003 год
  3. Кукушкин В.С.
  4. “Современные педагогические технологии”, Ростов–на–Дону, “Феникс”, 2003 год
  5. Лысенко Л.Н.
  6. Мотивационный контроль в управлении образовательного учреждения, ВИРО
  7. Методическая работа в школе: организация и управление, изд. второе, Москва, 1991 год
  8. Немова Н.В.
  9. Системный анализ урока// Практика административной работы в школе.- 2004.-№ 7.
  10. Никодимова Е.А.
  11. Методика выбора и оценки сравнительной эффективности личностно-ориентированных технологий обучения, Вологда, 2004 год
  12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студентов пед вузов и системы повышения пед.кадров/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат . – М.: Издательский центр “Академия”, 2002
  13. Прохоров А.М.
  14. Большой энциклопедический словарь, Москва, Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 2000 год
  15. Сластенин В.А.
  16. “Педагогика”, Москва, Академа, 2002 год
  17. Хуторской А.В. “Практикум по дидактике и современным методикам обучения”, СПб.: Изд. дом “Питер”, 2004
  18. Хуторской А.В.
  19. “Развитие одаренности школьников”, Москва, Владос, 2000
  20. Якиманская И.С.
  21. Личностно – ориентированное обучение в современной школе.-Москва, 1993
  22. Ясюкова Л.А.
  23. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. – СПБ., 1999г