Талисманы и обереги

Молодежный кадровый центр. Гляциология Кто такой гляциолог

Описание:

Гляциолог - учёный, специалист по льдам. Официальное название специальности «Гляциология и криология Земли».

Гляциология (от лат. glacies - лед, греч. λόγος — слово, учение) - наука о природных льдах во всех их разновидностях на поверхности земли, в атмосфере, гидросфере и литосфере. Единым природным объектом изучения гляциологии являются гляциосфера и составляющие её нивально-гляциальные системы.

Гляциология тесно связана с физикой, широко пользуется методами климатологии, геологии и физической географии, к частным дисциплинам которой она принадлежит. Практическое значение гляциологии обусловлено тем, что большое количество пресной воды на Земле (27-29 млн. км3) заключено в ледниках. Изучение ледников позволяет более рационально использовать водные ресурсы рек ледникового питания, помогает предотвращать катастрофы, связанные с динамикой ледников (сели, наводнения и др.), учитывать их при проектировании горных предприятий.

Отрасли и направления гляциологии

По основному объекту исследований гляциология делится на несколько отраслей:

· ледниковедение;

· снеговедение;

· лавиноведение;

· ледоведение водоемов и водотоков4

· палеогляциологию.

По взаимосвязям со смежными науками и специфическим методам в гляциологии выделяется ряд направлений:

· гляциоклиматология;

· гляциогидрология;

· структурная гляциология;

· динамическая гляциология;

· изотопная и геохимическая гляциология;

· четвертичная гляциогидрология.

Вместе с геокриологией (мерзлотоведением), изучающей многолетнюю криолитозону, гляциология объединяется в криологию Земли, объектом которой служит криосфера в целом.

Место работы

Академические институты, научно-производственные учреждения, высшие учебные заведения, коммерческие фирмы.

Историческая справка

Как самостоятельная область знания гляциология начала формироваться к концу XVIII - началу XIX века на базе геологии и гидрологии. Первоначально понятие «гляциология» связывалось только с изучением горных ледников и ледниковых покровов Арктики и Антарктиды.

Начало гляциологии как науке о ледниках положил швейцарский естествоиспытатель О. Соссюр сочинением «Путешествие в Альпы» (1779-96). В XIX в. наметился общий круг проблем гляциологии, но систематических материалов о ледниках не хватало, методы исследований были примитивны, а знания о физике льда - недостаточны. Поэтому первый этап развития гляциологии был преимущественно описательным и характеризовался накоплением сведений главным образом о формах оледенения стран умеренного климата. Многие закономерности горного оледенения не всегда обоснованно распространялись на все другие типы ледников.

В XX в. начался второй этап в развитии гляциологии, отличающийся обширными исследованиями полярного оледенения, глубоким проникновением в природу льда и в сущность физических явлений в ледниках, организацией стационарных работ на ледниках, применением ряда новых точных методов (фотограмметрия, аэрофотосъёмка, геофизическое зондирование, пыльцевой анализ, термическое бурение и др.). Серьёзным достижением этого периода является также постановка работ по определению реологических характеристик льда и петрографических особенностей различных видов льда, отождествляемых с горными породами.

Разработаны генетическая классификация льдов и теории пластического и вязкопластического движения ледников, заменившие гипотезы скольжения, объёмных изменений, режеляции, скалывания и др. Расширены представления о зависимости ледников от колебаний климата, о бюджете вещества и энергии в ледниках, о температурном режиме ледников, о циклах оледенения. Собран и проанализирован обширный материал о колебаниях ледников и их географическом распространении.

Открыты новые ледники и даже районы современного оледенения, в том числе на Урале, Восточном Саяне, в бассейне р. Индигирка, на полуострове Таймыр, в Корякском и Становом нагорьях. Составлены монографии по современному оледенению: для Северного полушария, Высокой Азии и др. районов Земли. Развитию гляциологии способствовала координация гляциологических исследований в периоды Первого (1882-1883) и Второго (1932-33) Международного полярного года и особенно во время Международного геофизического года (МГГ, 1957-58, дополнительно в 1959).

Важную роль сыграло комплексное изучение льда и ледников, проводившееся по программе Международного гидрологического десятилетия (1965-75). На основе новых данных, полученных в результате проведения МГГ, был составлен Каталог ледников СССР. В конце 1990-х годов увидел свет многотомный Атлас снежно-ледовых ресурсов мира по общей научной редакцией академика В.М. Котлякова (АСЛРМ), над созданием которого около 20 лет трудились все гляциологи СССР, позже - России и стран СНГ.

Обязанности:

  • Преподавательская деятельность.
  • Исследовательские работы:

· изучение проблем, обусловленных значением льда и снега;

· изучение современного состояния оледенения и эволюции оледенения в условиях изменяющегося климата;

· изучение закономерностей распределения и строения снежной толщи на горных склонах, её изменчивости в пространстве и времени, которое приводит к формированию снежных лавин; изучение пространственной неоднородности в распределении снежного покрова в горах, его структуры и свойств.

· оценка и картографирование лавиноопасных территорий;

· выявление зон льдообразования, определение химического состава льда и талых вод, измерение ледового стока.

  • Ведение документации, отчетности по проводимым исследованиям

Требования:

Важные качества

Необходимы исследовательские наклонности в сочетании интересом к природе и естественным наукам. Физическая выносливость, неподдельный интерес к профессии, активность, внимательность, хорошая память.

Профессиональные навыки:

  • знание общих биологических законов и процессов;
  • знание законов физики и химии;
  • знание географических и климатических процессов;
  • владение специальной техникой для исследований;
  • проведение анализов, измерений и опытов на собранных материалах.

Образование

Высшее профессиональное образование

Где учился Географический факультет МГУ.

Что изучает Ледники на Кавказе, Шпицбергене и на Тянь-Шане методом радиолокационного зондирования.

Особые приметы Увлекается фотографией, принимает участие в международных конференциях.

На географический факультет МГУ я пошел потому, что меня в первую очередь заинтересовала практика. Поскольку первая практика на кафедре криолитологии и гляциологии была в горах, я туда отправился сразу же. Общая практика у всех географов после первого курса проходит в Сатино, в Калужской области. Это 150 километров от Москвы. Она длится два месяца, в течение которых студенты изучают основные науки (картография, метеорология и геоморфология) на практике. У гляциологов зимняя тематика, нужен снег и вечная мерзлота. Снег летом есть в горах, а меня с детства как-то привлекали горы, хотя я туда попал впервые только на втором курсе. Единственной кафедрой, которая предлагала горы, была моя.

Честно говоря, я не очень понимал вначале, в чем суть гляциологии. Но потом, когда стал учиться и поехал на учебную практику, уже понял, что не хочу ничего другого. Меня очень радует, так скажем, расслабленная атмосфера. И перспектива катания на лыжах и на сноуборде. Моя первая практика была на Центральном Кавказе, на Эльбрусе. Нам там показывали, что, как и зачем делает гляциолог. А потом я попал на Камчатку, к большим ученым, где занимался серьезными вещами. Это было круто.

Пока я не был в Антарктиде. В принципе, попасть туда можно, но просто так туда ехать нет смысла - везде лед. А я его и так уже насмотрелся.

В гляциологии я вижу перспективу и для себя, и для того, что мы делаем в стране. Кроме нас мало кто в России этим занимается, а это сейчас очень востребовано. Востребованы климатологи, модельеры (это те, кто создают модели, в том числе изменения климата). А мы - те люди, которые между модельерами и остальными. Модели ведь основываются на определенных данных. Климатологи поставляют одни данные, мы им поставляем другие. Они строят модели, а потом мы все вместе уже думаем, что получается из этих моделей. Ледники - продукт климата, поэтому они реагируют на его изменения быстрее, чем другие объекты природы. Измерив некоторые параметры ледника, можно сказать, что, например, стало теплее, а потом уже искать связь, почему стало теплее, откуда тепло пришло, как его туда занесло и так далее. Мы занимаемся, среди прочего, радиолокацией: измеряем толщину ледников, считаем их объем и исследуем их внутреннее строение - что и как происходит в леднике.

Сейчас все настолько компьютеризировано, все дается людям намного проще. Когда мы учились, у нас только-только появлялись цифровые методы обработки информации, которые сейчас используются повсеместно. И это здорово. Традиционные методы из гляциологии потихоньку уходят. Сейчас уже можно с помощью радиолокатора измерять толщину снега. Нужно разве что пешком сходить в горы. В этом смысле радиолокация - передовой инструмент для многих вещей в гляциологии. Наверное, именно это в ней привлекает. Думаю, это одна из причин, почему народ идет к нам, хотя пока и не слишком активно.

Разница между нынешними студентами и нами, конечно, есть. Хотя бы потому, что у нас были полевые дневники, а у них - полевые айпады. Стало больше возможностей добывать и получать информацию. Когда мы учились, мы только-только начали осваивать компьютерные программы. Раньше как было? Тупо прийти на ледник и все записать на бумажку. Потом ты сидишь, долго разбираешь эти таблицы, считаешь, рисуешь все от руки. Нынешние студенты, наверное, менее усидчивые. Это и понятно - много чего есть в интернете, можно заниматься хоть в кафе, не надо ломиться в библиотеку, хотя и приходится иногда.

После МГУ у меня была авантюра. Когда я уже заканчивал факультет, я попал на производственную практику на том же Кавказе с известными учеными, которые котируются во всем мире. Они меня спросили, что я планирую делать дальше, чего хочу, и позвали меня работать в Институт географии РАН. В аспирантуру я тоже хотел пойти в Институт географии, но, так как я заканчивал магистратуру, мне было проще, практически без экзаменов, поступить в аспирантуру МГУ, и я остался на кафедре. На нашем факультете науки мало. Там есть, безусловно, люди, которые ее делают, но, поскольку они все завязаны на учебном процессе, совмещать это довольно сложно. Гляциология теплится: на геофаке есть несколько человек, которые что-то делают, но их меньше, чем в Институте географии. Тут у нас нет студентов, которых надо обучать каждый день.

Нас периодически спрашивают на Кавказе, когда мы копаем шурф или стоим с GPS и измеряем высоту поверхности, - кто вы и что делаете? Мы отвечаем, что клад ищем. Еще бывают лыжники, которые часто задают не менее глупые вопросы. Но многие уже привыкли к нам, потому что на Эльбрусе мы бываем часто. Типичный разговор: «Что вы делаете?» - «Мы измеряем толщину ледника» - «Зачем?» - «Чтобы узнать хотя бы его толщину. Потому что из ледника течет водичка. Эту водичку все пьют, орошают ею сельхозугодья, поят коровок и так далее. А если водички станет очень много, дороги смоет». В горах это существенно. В Арктике меньше - там сразу все в океан течет, и на хозяйственную деятельность, откровенно говоря, это особо повлиять не может.

У меня есть определенный оптимизм по поводу того, чем мы занимаемся. Разумеется, у студента-гляциолога поначалу будет маленькая зарплата. Но, если он защитится, начнет писать статьи, получать гранты, перспектива у него определенно будет. У нас таких специалистов очень мало. А работы - непочатый край. Взять хотя бы Арктику. Или работа на постсоветском пространстве: есть Киргизия, есть Казахстан, где куча ледников - туда сейчас активно приезжают немцы, англичане. А наших очень мало.

Сейчас богатые страны вкладывают в эти исследования большие деньги. Стало быть, ученый, делая полезную вещь, может еще на этом заработать. Это коммерческая работа, но и интересный опыт и просто интересные места. У нас люди больше работают ради интереса. А ведь гляциология - это в первую очередь образ жизни, на самом деле.

У гляциологов зимняя тематика, нужен снег и вечная мерзлота. Снег летом есть в горах, а меня с детства как-то привлекали горы, хотя я туда попал впервые только на втором курсе. Единственной кафедрой, которая предлагала горы, была моя.

Наш последний проект был коммерческий, но очень интересный в плане науки. Есть такая компания «Кумтор» в Киргизии. Они добывают золото на Тянь-Шане. Так вышло, что рудное тело находится под ледником, поэтому его приходится срывать. Уже срыли несколько километров ледника по ширине, в глубину - больше ста метров. Сколько там кубометров льда вытащили, неизвестно, но главное, что там еще много его осталось. А золото лежит под ледником. Они роют карьер, самосвалы ездят по этому карьеру круглые сутки, уже 15-20 лет. Это не есть хорошо для ледника как источника воды, но ледник этот, прямо скажем, не самый большой. Местных экологов больше беспокоит «хвостохранилище». «Хвосты» - токсичные и другие отвальные отходы обогащения полезных ископаемых. Там высоко поднятая плоская равнина, так называемые сырты, над ней горы, на них - ледники, с них течет вся вода, которая попадает в крупные реки. Вдоль которых, в свою очередь, живет очень много народу. Если химия попадет в реку, то отравится очень много народу и животных. Реки - это основа Азии, так как осадков мало, вода в основном идет с гор. И вот руководство «Кумтора» заинтересовалось, сколько еще льда осталось. Мы пришли на ледник, измерили его толщину, а потом написали отчет. С нашей стороны мы сделали радиолокационное исследование. Вот это - пример работы на стороне. И все равно она связана с моей текущей деятельностью.

В Москве мы пережидаем зиму. Конфликта с реальностью у меня не возникает. Все географы - очень расслабленные и позитивные люди. По крайней мере те, кто работает в полях. Все сидят и ждут следующего поля, а при первой возможности - сваливают. Только в этом году у меня был долгий период в Москве. А так я с 2001 по 2008 год в Москве летом не бывал. И осенью не был. С конца мая до конца августа, а то и до конца сентября можно было торчать или на Шпицбергене, или на Кавказе. В свое время там нас снимало местное телевидение. Корреспонденты спрашивают: «А вам было не страшно?» Наоборот, хочется еще туда вернуться.

А в Москве - работа. То, что за лето набралось, перелопачивается в статьи. Потом нужно съездить на конференции и представить все это, пообщаться с людьми. Вот мы сейчас съездили в поле, вернулись с результатами по «Кумтору». Мы приехали на международную конференцию в Алматы. И тут же местные гляциологи попросили нас сделать радиолокацию на местном леднике. Это один из опорных ледников мира, на котором наблюдения ведутся более 30 лет и где уже работало немало людей. Но подобной работы не проводилось уже лет 20, а тогда и точность была не та, привязки к GPS не было. Сейчас радиолокационное зондирование позволяет с 2-3%-ной точностью определять толщину льда. А дальше из этого уже вырастает серьезная база данных для моделирования. Поэтому мы сидим и пережидаем между полями, иногда ездим в командировки за рубеж. В России тоже проводится несколько гляциологических мероприятий в год.

Пока я не был в Антарктиде. В принципе, попасть туда можно, но просто так туда ехать нет смысла - везде лед. А я его и так уже насмотрелся. Интереснее ехать по работе. Сейчас вроде появляются интересные возможности и проекты. Главное, что мы можем сделать работу, которую кроме нас в нашей стране на сегодня не может сделать никто. Бурением льда там занимаются россияне, американцы, японцы, китайцы, англичане и другие, но это все глубокое бурение, нацеленное на достижение старого льда и восстановление климата прошлого. А верхние сантиметры проскакивают, берут образцы буквально по метру. Верхние 200 метров льда в Антарктиде - это приблизительно 10 000 лет. Сейчас уже умеют из миллиметра слоя добывать всяческую информацию, поэтому пробурить верхние 100-200 метров с последующей детальной обработкой керна - это очень хороший способ получить данные о колебаниях климата за последние 10 000 лет.

Но такие скважины там никто не бурит. Потому что оборудование у них гигантское, весит тонны, завозится самолетами или гусеничными поездами. И такую работу никто не делает, в том числе потому что нет таких установок. А у нас есть. Мы бурили на Эльбрусе. Удалось раздобыть денег, и специально для нас японцы сделали электромеханический бур, которым можно пробурить до 300 метров. Лебедочка, станина, бур - всего 300 килограммов веса. В принципе, любой легкомоторный самолет это в состоянии привезти.

Есть такая станция в восточной Антарктиде - «Восток». Там пробурена самая глубокая скважина в леднике, под которым находится гигантское озеро - самое большое на материке. Там российские ученые (НИИ Арктики и Антарктики) с американцами и французами (бурят наши, американцы помогали с логистикой, а французы обрабатывали) пробурили более 3,5 километров льда. Бурят уже 20 лет. Сейчас добурили, дошли до озера, уже водичка пошла наверх и замерзла. И сейчас наши коллеги должны были вернуться с очередного сезона, где они пробуривали воду, которая замерзла. Вода озера, которое было сокрыто миллионы лет. Никому не известно, что там и как там. Но уже многие вещи известны. Они докопались до возраста 420 000 лет назад. Последние 10 000 лет у них прорисованы очень широким мазком. Это был теплый период, а до этого - ледниковый период. Мы живем в межледниковье, и это самый интересный период с точки зрения того, что будет в ближайшем будущем. Подробной информации не так много. Деревья - это 1000 лет хронологии. А вот эта возможность очень подробно просмотреть, что было в течение последних 10 000 лет. Притом, что мы близимся к пику потепления, дальше будет похолодание.

В последнее время длительность экспедиций уменьшается, в том числе из-за использования вертолетов для радиолокационного зондирования. Мы улетаем в поле на три дня и успеваем все сделать. Но это если речь идет о радиолокации. Если бурение, то это долго. Например, я просидел четыре месяца на Кавказе, пока у меня жена была беременная. Жена - тоже ученый, она занимается дендрохронологией. У нее тоже с полями все хорошо. Мы ребенка друг другу передаем между экспедициями. Мы понимаем, что это важно каждому из нас. Во-первых, нам за это платят деньги (но в меньшей степени меня интересует зарплата - она небольшая, и от наличия полей она не сильно меняется), во-вторых, результат: его можно показать на конференции в Европе и в Америке. Тебя будут публиковать, на тебя будут ссылаться - это самое главное. Ты можешь что-то сделать не только себе и своему институту, а приоткрыть белые пятнышки всем остальным. Меня это в географию изначально завлекло. Это был мой любимый предмет в школе.

Фотографии предоставлены Иваном Лаврентьевым.

что изучает гляциолог?

Альтернативные описания

Замерзшая и затвердевшая вода

Основа айсберга

Сырье для иглу

Поверхность катка

Скользкая вода

Сало на реке

У Остапа Бендера он часто трогался

В Гренландии в специальных глубинных шахтах добывают этот товар, который доставляют оттуда самолетами в Нью-Йорк

Что образуется в результате криогенеза?

. «бьется как рыба об...» (посл.)

Что такое шуга?

Чем покрыта большая часть острова Гренландия?

. «вода по воде плавает» (загадка)

. «прозрачен как стекло, а не вставишь в окно» (загадка)

. «зимнее стекло весною потекло» (загадка)

. «в огне не горит, в воде не тонет» (загадка)

Из чего состоят кольца Сатурна?

Вода в твердом состоянии

Замороженная вода

Одно из состояний воды

Строительный материал эскимосов

Что трогается, господа присяжные заседатели, после долгого бездействия?

Биться как рыба об...

Полигон для фигуриста

И пламень

Кубики в виски

Зимнее стекло весною потекло

Результат криогенеза

Кубик в коктейле

Что такое припай?

. «бьется как рыба об...»

В огне не горит, в воде не тонет

Покрытие катка

Кубики в стакане с виски

Замерзшая вода

Паковый...

Зимние оковы реки

Зимнее речное покрытие

По нему скользят конькобежцы

. «пол» хоккейной коробки

Легендарная британская рок-группа «... Зеппелин»

Прикладывают на ушиб

Зимой он сковывает реки

Плоть Снегурочки

. «оковы» водоема

Замёрзшая и затвердевшая вода

В славянской мифологии бог зимы

. "Бьется как рыба об..."

. "Вода по воде плавает" (загадка)

. "Зимнее стекло весною потекло"

. "Оковы" водоема

. "Пол" хоккейной коробки

. "бьется как рыба об..." (посл.)

. "в огне не горит, в воде не тонет" (загадка)

Из чего состоят кольца Сатурна

Легендарная британская рок-группа "... Зеппелин"

М. ледок умалит. льдища увелич. мерзлая вода; застывшая и отверделая от стужи жидкость. Есть и медок, да засечен в ледок, в леднике. Вон какой льдища по реке прет! Льдишка идет, шуга, сало. Вода с ледком в зиму не вдиво. него серед зимы льду взаймы не выпросишь. скупого и в Крещенье льду не выпросишь. На языке медок, а на сердце ледок. на лед послов пошлю, а на мед сам пойду! Молодой дружек, что вешний ледок. Надейся на него, как на вешний лед. Под кем лед трещать, а под нами ломится! На льду не строятся. Как на льду обломился. старом теле, что во льду. Засечено в ледку, да в чужом погребку. Покупай с ледком, а продавай с огоньком, не спеши купить, а спеши продать. Мы с тобой, как рыба с водой: я на лед, а ты под лед. Схватилась мачеха о пасынке, когда лед прошел. Где одна вода лед положить, там другая вода его снесет. Если лед на реке становится грудами, то хлеба будут груды; а гладко, так и хлеба будет гладко. Лед весенний тонет, на тяжелый, бесхлебный год. Лед на Волге не становится в светлую ночь, в полнолуние. Коли на Никиту лед не прошел (на Оке), то лов рыбы будет плохой, апреля. Ледный, ледовой, льдовый, ко льду относящ. Ледовая вода, добытая изо льду. Первая роса (весной) ледовая, вторая медовая. Ледяной, ледяный или льдяной, изо льда состоящий. Ледяная глыба, чка, кра, икра или кабан. Ледяные зубья, арх. ропаки, малые торосья, плавучие льды. Ледяная градировка рассола, сгущение вымораживаньем. Ледяная вода, со льдом, или холодная как лед. Ледяная накипь, наслуд, наслуз, наслоенный лед вкруг родников. Ледистый, льдистый, ледовитый или ледовистый, обильный льдом, или всегда покрытый льдами. Ледовитою полосою может назваться все пространство от полюса, где почва никогда не оттаивает насквозь, а ледяной пласт лежит на известной глубине. Ледовистые горы, где вечные льды. Ледовитка ж. растен. Сhiососса. Ледянка ж. катушка, доска, лукошко, ветхое решето, корытце, облитое сысподу водою, и замороженное, или обтесанная льдинка, для катанья с гор. Пшеница белотурка, чернотурка, кубанка или арнаутка. Мятная сахарная лепешка, которая холодить во рту. Растен. Меsembrianthemum rystellinum. Ледина, льдина ж. льдинка, льдиночка; льдинища, отдельная глыба, пласт, осколыш льду: плавучая, чка, икра; вырубленая льдина, кабан (ледина, низменость, см. ляд). Перевозчики рядятся от радуницы до льдины, до льду, до ледоплава, до зимы. Льдинный, лединный, ко льдине относящ. Ледовина ж. льдина, ледяная глыба; место, покрытое ледяной корой. По ледовине ехать скользко. Ледовица пск. твер. леденица ж. влад. гололедица, ледяная кора. Леденица ходить не дает. Леденица, -ничка ж. ледень, ледянка, вырубленный изо льду каток, салазки. Леденец м. топленый сахар, в гранках или в слитках. Леденчики имбирные. Леденцовый, из леденца сделанный, к нему относящ. Леденчатый, из леденца сделанный. Леденки ж. мн. южн. небольшия, душистые, сладкие груши. Ледень м. сиб. лед, мерзлая вещь. Студень ровно ледень. Твер. ледяная катушка, ледянка. Чудское озеро подсачек, для очистки прорубей от шуга. Леденистый, со льдом, полный льду, полумерзлый, леденелый. Ледешник м. птица зимородок, Аlcedo ispidа. Ледешек? м. вят. галька, кругляшок, окатыш. Ледник и ледник м. ледовня ж. смол. погреб со льдом, яма со срубом и напогробницею, набитая льдом, или снегом. Глечер, ледовистые горы; ледняк, ледяная толща в горных высотах. Ледниковый, ледничный, к леднику относящ. Ледница, ледничка ж. или ледничек м. сосуд для держанья льду, для охлаждения вина во льду и пр. Ледничный, к леднице относящ. Ледуночка зап. растен. Рrimula veris, первинка. Ледовщик м. торговец льдом, подрядчик, набивающий ледники, или ледокол м. работник на ледокольне, ледоломне, месте на реке, где добывают лед. Ледокольный, к колке льда относящ. Ледокол или ледорез м. бык, боковой устой на текучей воде, с острым откосом, для защиты моста и плотины от напора льда. Ледорезня, ледопильня, устройство на судах полярного плаванья, для очистки прохода. Леденье ср. лед на реках, зимний покров вод. Введенье ломает леденье. Леденить что, замораживать, обращать в лед. Леденеть, промерзать насквозь, обращаться в лед, покрываться льдом и снегом, цепенеть. Руки заледенели. Он весь изледенел. Вода наледенела, намерзла. Бочка обледенела. Зима обледенила землю. Ледененье ср. сост. по глаг. Леднеть, почти то же, что леденеть: обмерзать, покрываться льдом. Ледовидный, льдообразный, ледоватый, на лед похожий. Растен. ледянка названо так по ледовитой оболочке листьев его. Ледничать ряз. беседовать и прохлажаться в жаркое время на леднике. Ледначанье ср. действ. по глаг. Ледоломь м. ледоход, ледопол м. -полье ср. твер. пора вешнего взлома льду на реках. Родиона ледолома (Иродиона), апреля. Устав соху: пашня под овес. Встреча солнца с месяцем: добрая-ясный день и хорошее лето; худая ненастье и плохое лето. Ледоплав, пора вешнего взлома и осеннего наноса льду, время покрытия рек проносным льдом. Ледостав, ледостай м. вологодск. рекостав, пора замерзанья рек

Что изучает гляциолог

Что такое припай

И составляющие её нивально-гляциальные системы.

Отрасли и направления гляциологии

По основному объекту исследований гляциология делится на несколько отраслей:

  • ледниковедение
  • снеговедение
  • лавиноведение
  • ледоведение водоёмов и водотоков

По взаимосвязям со смежными науками и специфическим методам в гляциологии выделяется ряд направлений:

  • гляциоклиматология
  • гляциогидрология
  • структурная гляциология
  • динамическая гляциология
  • изотопная и геохимическая гляциология

История

Ранние исследования ледников восходят к 1546 году, когда Себастьян Мюнстер впервые описал ледник в Альпах :6 . Как самостоятельная область знания гляциология начала формироваться к концу XVIII - началу XIX века на базе геологии и гидрологии . Первоначально понятие «гляциология» связывалось только с изучением горных ледников и ледниковых покровов Арктики и Антарктиды .

XIX век

Начало гляциологии как науке о ледниках положил швейцарский естествоиспытатель О. Соссюр сочинением «Путешествие в Альпы» (1779-96). В XIX в. наметился общий круг проблем гляциологии, но систематических материалов о ледниках не хватало, методы исследований были примитивны, а знания о физике льда - недостаточны. Поэтому первый этап развития гляциологии был преимущественно описательным и характеризовался накоплением сведений главным образом о формах оледенения стран умеренного климата. Многие закономерности горного оледенения не всегда обоснованно распространялись на все другие типы ледников.

Большое значение для становления гляциологии имели труды Л. Агассиса , Д. Форбса , Дж. Тиндаля , Ф. Фореля , С. Финстервальдера, А. Гейма, Р. Клебельсберга, Х. Рейда и др. за рубежом и исследования Н. А. Буша , В. И. Липского , В. Ф. Ошанина , К. И. Подозерского, В. В. Сапожникова , М.В.Тронова , Б. А. Федченко , П. А. Кропоткина и др. в России, где изучение ледников проводилось со 2-й половины XIX в. в основном по инициативе Русского географического общества (здесь была создана т. н. ледниковая комиссия под руководством И. В. Мушкетова).

XX век

В XX в. начался второй этап в развитии гляциологии, отличающийся обширными исследованиями полярного оледенения, глубоким проникновением в природу льда и в сущность физических явлений в ледниках, организацией стационарных работ на ледниках, применением ряда новых точных методов (фотограмметрия, аэрофотосъёмка, геофизическое зондирование, пыльцевой анализ, термическое бурение и др.). Серьёзным достижением этого периода является также постановка работ по определению реологических характеристик льда (Д. Глен, К. Ф. Войтковский и др.) и петрографических особенностей различных видов льда, отождествляемых с горными породами (П. А. Шумский).

Разработаны генетическая классификация льдов и теории пластического и вязко-пластического движения ледников (Д. Най, Л. Либутри, В. Н. Богословский, С. С. Вялов, П. А. Шумский и др.), заменившие гипотезы скольжения, объёмных изменений, режеляции , скалывания и др. Расширены представления о зависимости ледников от колебаний климата (Д. Най), о бюджете вещества и энергии в ледниках (П. А. Шумский), о температурном режиме ледников (М. Лагалли, Г. А. Авсюк и др.), о циклах оледенения (У. Хобс, М. В. Тронов , К. К. Марков, С. В. Калесник и др.). Детально разработана проблема хионосферы и снеговой границы (Х. Альман, М. В. Тронов, С. В. Калесник). Собран и проанализирован обширный материал о колебаниях ледников и их географическом распространении.

Открыты новые ледники и даже районы современного оледенения, в том числе на Урале, Восточном Саяне, в бассейне р. Индигирка, на полуострове Таймыр, в Корякском и Становом нагорьях. Составлены монографии по современному оледенению: для Северного полушария (под редакцией В. Филда), Высокой Азии (Г. Висман) и др. районов Земли. В СССР опубликованы описания и каталоги ледников Кавказа (К. И. Подозерский, П. А. Иваньков), Алтая (М. В. Тронов), Средней Азии (Н. Л. Корженевский, Н. Н. Пальгов, Р. Д. Забиров), Камчатки (П. А. Иваньков), Советской Арктики (П. А. Шумский), Антарктиды (П. А. Шумский и др.), дана общая картина оледенения горных районов СССР (С. В. Калесник). Снежный покров и динамику ледников различных регионов земли, а также особенности оледенения Земли в целом рассматривал в своих фундаментальных монографиях В. М. Котляков .

Развитию гляциологии способствовала координация гляциологических исследований в периоды Первого (1882-1883) и Второго (1932-33) Международного полярного года и особенно во время Международного геофизического года (МГГ, 1957-58, дополнительно в 1959). Важную роль сыграло комплексное изучение льда и ледников, проводившееся по программе Международного гидрологического десятилетия (1965-75). На основе новых данных, полученных в результате проведения МГГ, был составлен Каталог ледников СССР. В конце 1990-х годов увидел свет многотомный Атлас снежно-ледовых ресурсов мира (АСЛРМ) под общей научной редакцией академика В. М. Котлякова , над созданием которого около 20 лет трудились все гляциологи СССР, позже - России и стран СНГ.

XXI век

В 2013 году российские гляциологи достигли поверхности самого крупного подлёдного озера в мире - Восток , для чего они пробурили антарктический лёд на глубину более 3750 метров . Их американские коллеги в том же году добрались до поверхности озера Уилланс (800 метров под толщей льда); взятые там пробы воды и грунта принесли открытие: оказалось, в этом озере живут микроорганизмы, использующие для поддержания своей жизнедеятельности не фотосинтез , а углекислый газ .

Примечания

Литература

  • Калесник С. В. , Очерки гляциологии, М., 1963;

Гляциология - наука изучающая льды (от лат. яз. glacies - лед и гр. яз. logos - учение) - она зародилась в XVIII в. в Альпах. Однако, учёные заинтересовались ледниками только во второй половине XIX в. Помимо изучения льдов гляциология изучает твёрдые осадки , снежный покров, наледи, внутренние и внешние водные объекты. Сейчас её воспринимают как науку обо всех видах льда, который существует на поверхности Земли и атмосфере, но в последние два десятилетия гляциологию рассматривают как науку о природных системах, свойства и динамика которых определяются льдом. Наука изучающая Льды очень тесно связанна с физикой, климатографией, климатологией, геологией и физической географией. Практическое значение гляциологии обосновывается тем, что чрезмерное количество пресной воды на Земле (28,5 млн. км3) заключено в ледниках . Их изучение позволяет более рационально использовать водные ресурсы рек, помогает предотвращать катастрофы, связанные с изменением и перемещением ледников, учитывать эти изменения проектировании горных предприятий.

В современном мире, при резком процветании в сфере науки и техники все направления неконтактных измерений интенсивно развиваются, и конечно же, с таким усиленный и прогрессирующим ростом любая наука, даже относительно молодая, будет использовать новейшие методы изучения.
На территории бывшего СССР была создана сеть станций для изучения ледников , к примеру, сейчас действуют станции на Полярном Урале, на Эльбрусе, на Земле Франца-Иосифа и тд. В 1960 году Г.Д. Рихтером в СССР было проведено районирование по режиму снежного покрова, а так же был проведён анализ распределения снегозапаса по территории страны. Г.К. Тушинский в 1963 году изучена лавиноопасность, а в 1970-1980 годах П.А. Шумский, создал основы динамической гляциологии и выделил 2 типа колебания ледников, были получены данные, которые свидетельствовали о размахе оледенений полярных морей.
В 1923-1933 годах во время 2-го Международного полярного года были проведены первые советские ледниковые экспедиции. Наблюдения проводились на ледниках Урала, Средней Азии, Новой Земли и др. На ледниках Тянь-Шань в 1950-1960 годах были произведены стационарные наблюдения, под руководством Г.А. Авсюка, с помощью этих исследований была установлена зональность темп. режима ледников. Исследования последних лет показали, что снега и льды играют важную роль в освоении природы всей нашей планеты, к примеру особенности рельефа постоянно нужно учитывать при строительстве в северных и горных районах. Запасы льда, как постоянно пополняющегося источника пресной воды, представляют безграничную хозяйственную ценность, поэтому еще в 1977 году было предложено создать наземно-авиа-космическую службу, в работу которой было заключено наблюдение за льдом и снегом . Подобного рода наблюдения первый раз были произведены экипажами двух экспедиций на орбитальной станции «Салют-6». Сотрудникам космического экипажа необходимо было понять асимметрию и пятнистость снегонакопления на противоположных склонах холмов, особенности накопления снега в оврагах и балках, оценить распределение снега на поверхности суши, а так же крупные надувы и карнизы. Наблюдения проводились визуально или с помощью биноклей, 6-кратных или 12-кратных. Фотографии земной поверхности делались с помощью двух камер, которые были оснащены комплектом сменной оптики. Снимки делались с высоты 350 км. и получались мелкомасштабными (1:2000000, 1: 5000000), но отличались хорошими измерительными свойствами. Такие исследования помогают планировать перспективы в строительстве, сельском хозяйстве, размещении промышленных объектов, заповедников и жилых зон. Изучение льдов проводят учреждения-станции созданные в США, Италии, Швейцарии, Аргентине, и тд. Научные Международные связи осуществляются с помощью Комиссии Международного геодезического и географического союза.