По имени

Котел на отработанном масле большой мощности. Как устроен котел на отработанном масле с водяным контуром – изготовление своими руками и эксплуатация. Устройство котла на отработанном масле

Выбор энергоносителя для отопления является «краеугольным камнем » при проектировании всей системы . В качестве альтернативы традиционным
твердотопливным или газовым моделям можно рассмотреть котлы отопления на отработанном масле для частного дома . Они отличаются не только конструкционно , но некоторыми эксплуатационными параметрами .

Принцип работы котлов на отработанном масле

Специфика использования отопительных приборов этого типа заключается в предварительной подготовке топлива . Отработанное масло должно пройти очистку , для некоторых систем — подогрев до нужной температуры . Также отличия имеются в принципе получения тепловой энергии .


(Самодельная конструкция)

В настоящее время водогрейный котел на отработанном масле может работать по следующим схемам :

  • Горелка . Представляет собой блок , который можно установить практически в любой твердотопливный котел . Преимущества – хороший КПД , небольшие размеры и наличие системы управления . Главным недостатком является высокая стоимость ;
  • Масляный котел , конструкция которого предназначена для использования только отработки или аналогичной по свойствам жидкости . Для организации отопления можно приобрести заводскую модель или сделать аналогичную конструкцию самостоятельно .

Принцип работы заключается в предварительном нагреве масла , в результате чего оно разлагается на тяжелые углеводы и газ . В зоне пиролиза происходит окисление последнего . Образованный газ является топливом , с максимальными показателями теплоты сгорания . Побочные зольные продукты оседают в нижней части зольника и при заполнении его удаляются .

Для увеличения эффективности работы отопительные котлы этого типа снабжаются системой подачи воздуха – нагнетателем . Особое внимание уделяется механизму регулирования подачи топлива .

Котел Геккон : конструкция и принцип работы

Перед самостоятельным изготовлением отопительного оборудования рекомендуется ознакомиться с аналогичными заводскими моделями . В качестве примера можно рассмотреть котлы марки «Геккон ». Они обладают достаточно хорошими эксплуатационными качествами , характеризуются надежностью и производительностью .


(Конструкция котла Геккон)

Как функционируют котлы Геккон

Для ознакомления с общим принципом работы необходимо ознакомиться с этапами преобразования топлива в тепловую энергию .

  1. По топливопроводу (9 ) отработанное масло попадает в испаритель (11 ).
  2. Под воздействием температуры происходит вышеописанное преобразование в газ .
  3. Так как он легче воздуха – пары поднимаются по вихревому устройству (14 ).
  4. Проходя через отверстия в этом элементе происходит их возгорание в камере дожига .
  5. Нагнетатель воздуха обогащает смесь кислородом , что повышает тепловую отдачу .
  6. Передача энергии к теплоносителю (воде , антифризу ) происходит через стенки теплообменника . Они находятся в камере дожига .

Для удаления угарных газов в конструкции предусмотрен газоход . Он же предназначен для создания тяги , обеспечивающей циркуляцию воздушных потоков внутри камеры сгорания .

Сделать подобную конструкцию своими руками не проблематично . Главное — правильно подобрать материал изготовления и действовать согласно разработанной технологической схеме с учетом специфики чертежа .

Дозатор

Специфика работы котлов на отработанном масле заключается в создании устройства для подачи топлива . Рекомендуется разработать простую и надежную схему , по которой масло будет поступать в камеру сгорания в нужном объеме .

Проектировщики котлов «Геккон » пошли по пути «наименьшего сопротивления ». Был использован принцип сообщающихся сосудов . Дозатор устанавливается отдельно от котла и соединяется с ним с помощью топливопровода .


(Схема дозатора)

Регулировка подачи топлива происходит посредством установки положения поплавка . Он отрывает (закрывает ) подающий кран . Таким образом можно уменьшать или увеличивать мощность отопления .

При расчете самодельной конструкции котла на отработанном масле необходимо учитывать следующие нюансы :

  • Объем дозатора ;
  • Механизм его пополнения ;
  • Материал изготовления поплавка . Он не должен разрушаться под воздействием топлива .

Имея общее представление о принципе работы котлов этого типа можно приступать к изготовлению конструкции своими руками .

Этапы изготовления котла на отработанном масле

Обогреватели должны отвечать определенным требованиям , главными из которых является безопасность работы , эффективность и экономичный расход топлива . Поэтому первому этапу проектирования следует уделить особое внимание .

Составление чертежа

Не обязательно делать котел по определенной схеме . На практике мастера выбирают оптимальный чертеж и адаптируют его согласно имеющимся условиям . Делается анализ имеющихся материалов , составляется перечень необходимых инструментов .


(Чертеж простого котла на отработанном масле)

Для начала можно рассмотреть конструкцию несложного котла . Он состоит из следующих компонентов :

  • Двух бочек . Нижняя необходима для установки отопительного оборудования , верхняя выполняет функции бака для воды ;
  • Труба с отверстиями и крышкой заслонкой ;
  • Емкость для масла .

Преимущество этой системы заключается в простоте изготовления . Но из —за отсутствия зольника и нагнетателя воздуха КПД у котла будет небольшой .

Лучше всего сделать самодельные аналоги исходя из фактических размеров конструкции .

Выбор материалов

При выборе компонентов котла следует руководствоваться принципом целесообразности . Если планируется отопление небольшого помещения – оборудование на отработанном масле можно сделать из газового баллона .

Достаточно небольшой модернизации , включающей в себя изготовление трубы с отверстиями , входного отверстия для подачи топлива и дымохода .


(Котел из газового баллона)

Если же необходимо сделать печь полностью из подручных материалов – следует правильно подобрать комплектующие . При выборе специалисты рекомендуют придерживаться таких требований :

  • Марка стали и ее толщина . Можно использовать 15К или 20К . Они выдерживают значительную температуру без изменения конфигурации . Толщина стали для камеры сгорания – от 3 мм и более . Корпус изготавливается из металла 2 мм . Применение чугуна нецелесообразно , так как он сложно поддается обработке ;
  • Сварка . Главным условием является герметичность конструкции и надежность сварочных швов ;
  • Регулирование положения . Для этого к дну приваривают ножки с функцией изменения высоты .

После изготовления котла необходимо проверить его надежность и качество сварных швов . При испытании мощность необходимо наращивать постепенно , одновременно контролируя сохранение целостности элементов .

Автоматизация работы котла на отработанном масле

Для нормальной работы отопительного оборудования этого типа необходимо обеспечить равномерный приток топлива . Для этого используется автоматика , аналогичная дозатору «Геккон ». Кроме нее можно использовать другие схемы подачи отработанного масла .


(Механическая схема подачи топлива)

Максимальная автоматизация возможна с применением электронных схем управления . Можно использовать схему «интеллектуального термостата ».


(Схема автоматики)

Источником питания служит устройство с параметрами 12В , 30 А . Перед закачкой топлива в контейнер работа горелки блокируется C1 . Активация возможна после зарядки конденсатора при условии активации интеллектуального термостата . По такой же схеме работает закачка топлива в приемник . Она прекращается после зарядки конденсатора С3 .

В некоторых случаях понадобится адаптация описанной схемы для работы конкретной модели котла на отработанном масле . Изменения зависят от требуемой мощности оборудования и емкости накопителя топлива .

С примером самодельной конструкции можно ознакомиться в видеоматериале :

Котел на отработанном масле с водяным контуром – это напольное отопительное оборудование, функционирующее на необычном топливе, в виде отработки. Устройство отличается экономичностью, превосходящей газовые аналоги. Конструкция станет оптимальным выбором для обеспечения теплом частных домов, где для отопления дорого использовать электроэнергию, а газовая магистраль не предусмотрена или еще находится в разработке. Котел решит проблему с обогревом больших площадей от 600 метров, сэкономит деньги людей, которые имеют свободный доступ к большим объемам отработанного масла.

Принцип действия

Котел на отработанном масле

Котлы на отработанном масле с водяным контуром имеют некоторые различия с дизельными/газовыми конструкциями. Перед сжиганием топливо нужно сильно разогреть в специализированной камере, которая чаще всего располагается с внешней стороны горелки.

Принцип работы:

  • Посредством насоса из бака хранения топлива отработка транспортируется в резервуар предварительного нагрева. Специальный поплавок регулирует поступаемый объем.
  • С помощью нагревательного элемента (ТЭН) масло доводится до показателей 80-110°С.
  • После достижения рабочей температуры топливо через форсунку транспортируется в камеру сгорания, где перемешивается с воздухом с помощью турбонаддува.
  • Теплообменник нагревается и передает энергию теплоносителю, циркулирующему в контуре.

Устройство котла на отработке

Вертикальные капельные модели функционируют немного по другому принципу:

  • из внешнего резервуара масло переливается на горячую чашу, расположенную в камере сгорания;
  • попав на раскаленную поверхность, топливо испаряется;
  • за счет нагнетания воздуха полученная смесь полностью сгорает.

Стенки камеры в этом случае представляют собой водную рубашку, которая при нагреве делится теплом с теплоносителем.

Воздушно-масляная смесь сгорает при температуре, которую определил производитель. Чаще всего параметры варьируются в пределах 600°С. Важно следить, чтобы не было отклонений от нормы, иначе это приведет к быстрому загрязнению камеры сгорания и других деталей оборудования, процесс выгорания топлива будет неполным и внутри котла начнут образовываться токсические вещества. Чтобы повысить безопасность и увеличить срок службы конструкции, пуско-наладочные работы желательно доверять профессиональным мастерам с соответствующей квалификацией.

Для выработки 11 кВт тепла необходимо 1 л. отработки. При естественных потерях в среднем при мощности 30 кВт будет расходоваться 3 литра топлива в час. Указанные в инструкции производителем параметры в основном рассчитаны на беспрерывную работу оборудования.

Преимущества и недостатки

К главным плюсам масляного котла относят:

  • Автономность. Отопительная система на масле не требует газообеспечения.
  • Надежность. Простая, понятная конструкция при правильной и аккуратной эксплуатации редко требует ремонта. Главное своевременно проводить ТО и менять износившиеся детали.
  • Выгода, экономия. Отработанное масло относится к недорогим и эффективным видам топлива и обходится дешевле, чем газ и электричество.
  • Широкий спектр применения: офисные здания, жилые дома, производственные/промышленные зоны и т.д.
  • Экологичность. В процессе работы топливо выгорает полностью, что гарантирует отсутствие выбросов вредных веществ в атмосферу.
  • Быстрый нагрев. Рабочая температура достигается быстро, отдача тепла начинается с первых минут функционирования.

Помимо достоинств котел на отработке имеет незначительные минусы:

  • Необходимость в регулярном обслуживании. Так как отработанное масло относится к вторсырью, в его состав входят разнообразные примеси, которые оседают на поверхностях конструкции. Для снижения частых поломок стенки камеры сгорания требуют постоянной очистки от загрязнений.
  • Монтаж дымохода. Котлы на масле нуждаются в установке дополнительных элементов.

Перед тем как выбрать оборудование этого типа необходимо оценить доступность топлива. Отработку в основном реализуют на СТО, некоторых предприятиях.

Двухконтурные котлы

Масляное двухконтурное отопление позволяет помимо тепла обеспечить жилое/нежилое помещение горячим водоснабжением. Плоская поверхность бака, наполненного водой, прогревается и с помощью насоса регулируется давление в магистрали. Температура подаваемой жидкости практически не меняется, поэтому необходимо разбавление холодной водой.

Котел на отработанном масле своими руками

Схема для создания своими руками

Для котла на отработке своими руками понадобятся:

  • листовой материал для бака, крышки;
  • масляный насос;
  • термостойкий герметик;
  • труба для оборудования дымохода;
  • переходники из стали;
  • вентилятор;
  • опорные металлические переходники.

Также важно предварительно подготовить инструменты: сварочный аппарат с электродами, болгарка, строительная рулетка, набор ключей, дрель, молоток. В качестве котла можно использовать бочки для кислорода/пропана, это ускорит и облегчит процедуру.

Этапы самостоятельного производства оборудования:

  • составление чертежа – чаще всего берется оптимальный готовый вариант и адаптируется под определенные условия;
  • подбор материалов – учитываются марка, толщина стали;
  • создание устройства по схеме.

Во время сварки важно следить за тем, чтобы швы были герметичными и надежными. Для регулировки положения к днищу привариваются ножки, которые при необходимости меняют высоту. После подготовки котла проводятся контрольные испытания, где мощность наращивается постепенно.

Для равномерного распределения, притока топлива применяется автоматика, которая реализуется в специализированных торговых точках.

Установка котла и дымохода

Котел масляного отопления размещается в предварительно подобранном месте в определенной удаленности от легковоспламеняющихся элементов. При желании можно организовать бетонную площадку с защитным бортиком, который обеспечит безопасность при переливе топлива. Блок автоматики желательно монтировать на стене. К оборудованию должен быть обеспечен легкий доступ.

Провода, масляные шланги изолируются так, чтобы не было прямого контакта с горячим котлом. В трубку сбоку монтируются термодатчики, емкость с отработкой размещают в пределах 1,5 метров от разогретой поверхности конструкции.

При установке дымохода соблюдаются следующие правила:

  • диаметр соответствует выходу трубы;
  • толщина металлической трубы не менее 0,5 мм;
  • не более трех поворотов;
  • высота не меньше 5-ти метров.

Дымоход должен возвышаться над кровлей.

Особенности эксплуатации

В процессе эксплуатации, чтобы продлить срок службы оборудования, необходимо регулярно проводить следующие мероприятия:

  • чистка камеры сгорания;
  • очистка трубки подачи масла;
  • продувка автоматики от пыли.

Котел на отработке, созданный своими руками, должен быть безопасен. Устройство нужно размещать поодаль от горючих объектов, материалов. Так как в процессе работы котла происходит усиленное выгорание кислорода, важно обеспечить помещение вентиляцией и дымоходом с регуляцией тяги. В месте пересечения дымохода с крышей ставят защитный кожух.

Когда нет возможности подключить свой дом к централизованной газопроводной магистрали, приходится искать альтернативные способы отопления. Конечно, можно сразу остановить свой выбор на электрическом котле, но это дорого. Стоимость электричества при отоплении подобным способом способна пробить брешь даже в самом стабильном бюджете. Но существуют и другие варианты, не такие элементарные в плане управления, но очень эффективные.

Так, например, котёл на отработке является одним их самых выгодных вариантов создания в доме комфортных температурных условий. И хоть такие тепловые блоки не так распространены в регионах нашей страны, но все же некоторые отдают свое предпочтение именно этому способу обогрева. Не будет лишним, если мы введем вас в курс по этому вопросу.

Немного общей информации

Несмотря на то, что газ в настоящее время является наиболее выгодным энергетическим ресурсом, цены на него постепенно увеличиваются, равно, как и дорожают другие альтернативные источники тепла: электричество, уголь, дрова. Именно по этой причине многие люди постоянно пребывают в активном поиске альтернативных недорогих вариантов устройства отопительных систем в доме.

В настоящее время люди все чаще отдают свое предпочтение отоплению на отработанном масле, хотя используют его для обогрева подсобных помещений и гаражей. Такая популярность обуславливается тем, что стоимость оборудования подобного типа практически ничем не отличается от газового отопительного аппарата, но вместе с тем на обслуживание котла, работающего на отработке, уходит гораздо меньше денег.

Котел со встроенной горелкой

Купить котел, который функционирует на отработанном масле, несложно. Любые специализированные магазины занимаются реализацией подобных товаров. И даже если его нет в наличии, то в любом случае его можно купить под заказ. Более того, можно собрать котёл, работающий на отработанном масле своими руками. Его конструкция достаточно проста, поэтому даже неопытный человек по подробной инструкции сможет собственноручно собрать такой агрегат. Однако, котел на отработке, выполненный своими руками, крайне нежелательно эксплуатировать в качестве основного теплового оборудования для обогрева частного жилого дома. В этом случае лучше отдать предпочтение жидкотопливным котлам, которые также могут функционировать на отработанном масле, но при этом являются профессиональным и абсолютно безопасным оборудованием.

Котел на отработке для отопления дома должен быть заводского производства с автоматической системой управления.

Принцип работы

Схема работы оборудования

В большинстве своем котлы на отработке являются пиролизными, когда сгорает не само топливо, но газовоздушная смесь, выделяющаяся при нагревании отработанного масла.

В зависимости от способа подачи масла выделяют две основных разновидности котлов - самотеком (по принципу сообщающихся сосудов) либо путем принудительного нагнетания маслонасосом и капельная подача топлива на раскаленную чашу.

В целом такое оборудование не источают неприятных запахов в силу того, что весь объема топлива сгорает, выделяя при этом большое количество углекислого газа. По факту, отработка - это уже отходы, в силу этого отопительное оборудование и его монтаж буквально в течение года-двух окупается в полной мере.

Плюсы и минусы

Если говорить о преимуществах такого функционального оборудования, то к ним можно отнести:

  • низкая стоимость оборудования, а при самостоятельной сборке выйдет совсем дешево;
  • доступность топливных ресурсов - кто-то предпочитает покупать отработку со складов, а кому-то она вообще достается бесплатно;
  • высокая эффективность;
  • многофункциональность;
  • простота при монтаже и во время эксплуатации.

А вот что касается недостатков, то для обеспечения эффективной работы отопительного блока потребуется выбирать качественное отработанное масло без вредных примесей.

ВИДЕО: Обзор котла на отработанном масле огонь

Типы нагревателей на отработке

Котлы отопления на отработанном масле разделяются на три типа:

  • водонагревательные;
  • отопительные;
  • бытовые.

Водонагревательный масляный котел

Как понятно из названия, такие приборы - это не что иное, как альтернатива современным бойлерам.

И схема функционирования таких аппаратов платформенная: устройство прогревает плоскую поверхность, на которой располагается бак, наполненный водой. Выход емкости оборудован небольшой насосной установкой, она необходима для регулировки давления системы. Сразу же хотелось сказать, что изменить температуру воды крайне сложно, поэтому придется разбавлять ее холодной.

Как правило, в отопительных узлах подобного плана применяют резервуары объемом не более 140 литров. Прогрев воды осуществляется приблизительно за два часа, что в несколько раз быстрее работы современно электрического бойлера. Да и по использованным энергоресурсам масляный аппарат выигрывает у электронагревателя.

Масляные водонагревательные котлы могут работать в двух режимах:

  1. Быстрый. Этот режим применяется для быстрого прогрева только что налитой или полностью охлажденной воды.
  2. Фитиль. Благодаря этой функции вода всегда находится в подогретом состоянии. Правда, для поддержания этого режима потребуется много топливных ресурсов.

Водонагревательные аппараты, работающие на отработанном масле, монтируются преимущественно в подвальных помещениях, поскольку они нетранспортабельны.

Отопительные блоки

Этот тип нагревательных узлов не желательно располагать в жилом помещении. Как правило, такое оборудование ставится в специальной постройке. Несмотря на то, что такие агрегаты оснащаются усовершенствованными фильтрационными блоками, в процессе эксплуатации они нередко выделяют запах машинного масла.

Внутри нагревательного блока располагается специальный «обогревательный» узел, оснащенный водяной трубкой и гидропомпой. Последний конструктивный элемент способен работать как от электросети, так и от энергии, генерируемой самим агрегатом. Посредством гидропомпы осуществляется циркуляция теплоносителя в контуре. Как правило, в качестве теплоносителя используется обычная вода из-под крана.

Схема работы оборудования проста: осуществляется сгорание смеси паров отработки и воздушных масс, которые подаются посредством вентилирующего компрессора. Регулировка величины огня осуществляться посредством примитивного шланга, оснащенного клапаном. Вентилирующее устройство - единственный конструктивный элемент данного оборудования, который совершает какие-либо движения, поэтому именно он может рано или поздно прийти в негодность.

А если говорить более обобщенно, то котел на отработанном масле для обогрева помещений работает долго без каких-либо ремонтно-восстановительных работ. Единственное, от чего прибор может прийти в негодность - это плохое обслуживание и использование некачественного топлива.

Бытовые котлы

Такие универсальные аппараты станут отличным вариантом для устройства загородных домов. Они, в большинстве своем, оснащаются механизмом очистки газов, благодаря которой работают практически без дыма. А расход такого топлива, как трансформаторное масло для отопительной системы, в сравнении с вариантами, рассмотренными ранее, минимален.

ВИДЕО: Розжиг котла на отработанном масле

Основное преимущество таких аппаратов - мобильность, благодаря чему его можно переносить с места на место без риска нарушить работоспособность. Такое оборудование с легкостью поместится даже в багажнике легковой машины. А это, в свою очередь, дает возможность использовать агрегат на природе, за городом, на даче, во время путешествий. Кроме того, он выполняет несколько важных для полноценного существования функции, в частности, быстро и эффективно нагревает помещение, является многофункциональным, где наравне с отопление можно даже подогревать пищу.

Рейтинг лучших моделей

Когда не доступны традиционные обогреватели, котлы на отработке становятся наиболее выгодным и простым выходом из сложной ситуации. Если учесть, что оборудование может работать на всех видах жидких горючих материалов, включая животный жир и солярку, его можно назвать идеальным для экстренных ситуаций. К слову, чтобы перейти с одного вида топлива на другой, достаточно просто отрегулировать скорость и объем воздуха, необходимого для горения, что занимает от силы 5 секунд.

Лучшие котлы на отработанном масле российского производства

Российские котлы на отработанном масле производятся преимущественно в Воронеже. На сегодняшний день есть еще 10 малых предприятий, занимающихся разработкой и производством оборудования по собственным инженерным схемам. Однако, государственный сертификат на производство отопительного оборудования имеют не все. При покупке необходимо в обязательном порядке знакомиться с документами, что гарантирует безопасную работу.

Пиролизный котел отечественного производства, который может работать на сырой нефти, на мазутах всех марок, маслах, жирах, дизельном топливе, керосине и т.д.

Технические характеристики:

  • Рабочее напряжение - 220 В.
  • Максимальная температура в котле - 95°С
  • Габариты - 460х660х950 мм
  • Масса - 160 кг
  • Расход топлива - 2-5 л/час
  • Потребляемая мощность - 100 Вт.

Основное преимущество данной модели - в качестве топлива могут использоваться практически все типы жидких углеводородов. Кроме того, агрегат не критичен к вязкости и качеству топлива, не требуют его предварительной фильтрации и подогрева.

Кроме того, есть еще несколько плюсов модели - это высокий КПД, небольшие габариты, простота в обслуживании и ремонта, надежность всех узлов и агрегатов.

Средняя стоимость агрегата составляет 108000 рублей.

Котел отечественного производства, который предназначен для отопления разных помещений промышленного назначения. Модель имеет полную комплектацию, готов к запуску. Двухконтурный - используется не только для отопления, но и для обеспечения горячего водоснабжения в доме.

Технические характеристики:

  • Габариты - 1140х750х1180 мм
  • Вес - 257 кг
  • Максимальная температура нагрева теплоносителя - 95°С
  • Максимальная тепловая мощность - 99 кВт
  • Расход топлива - 6 литров в час
  • Давление сжатого воздуха - 0.8 - 1.0 бар
  • Диаметр дымохода - 200 мм

Наличие пульта управления позволяет управлять оборудованием в автоматическом режиме. Он включает в себя - включатель, термостат, термогидрометр, аварийный термостат.

Большой плюс данной модели - отличная теплоизоляция корпуса водогрейного котла из стекловаты высокой плотности. Все внешние элементы корпуса покрыты порошковой окраской, защищающей от коррозии.

Котел имеет дверцу для проведения технического обслуживания камеры сгорания, при этом нет потребности осуществлять демонтаж горелки.

Средняя стоимость прибора - 268000 рублей.

Одноконтурный котел, рассчитанный на отопление помещения площадью до 300 кв. метров любого предназначения - жилые дома, промышленные объекты.

Технические характеристики:

  • Габариты - 580х600х1100 мм
  • Диаметр дымохода - 108 мм
  • Объем водяного контура - 38 л
  • Мощность котла - 28 кВт
  • Расход топлива - 0,9-1,6 л/час

Котел может работать на отработанном масле, различных растительных маслах, на керосине и маслах для АКПП.

Средняя цена на данный агрегат составляет 460000 рублей.

Лучшие котлы на отработанном масле европейского производства

Котлы на отработанном масле производятся как в России, так и за рубежом. Как ни странно, самыми популярными являются котлы отечественного производства и из Финляндии. Отечественные котлы являются самыми надежными, а из Финляндии - самыми экономичными

Данная модель котла, работающего на отработанном масле, может использоваться для обогрева разных помещений - складов, ангаров, автосервисов и прочих производственных площадей.

Агрегат укомплектован горелкой, поставляется в полном сборе, готовый к эксплуатации. Его можно подключать к отдельному бойлеру для получения воды.

Технические характеристики:

  • Габариты - 1020х670х790 мм
  • Вес - 243 кг
  • Объем бака - 100 л
  • Расход топлива - 5,4 л. в час
  • Тепловая мощность - 60 кВт
  • Наличие топливного бака
  • Давление сжатого воздуха - 0,5-1,5 бар

При изготовлении котла используется листовая сталь, корпус агрегата имеет теплоизоляцию из плотного слоя стекловолокна. Основной плюс модели - ее просто обслуживать, благодаря классической камере сгорания, двойной системе фильтрации топлива и полной комплектации - шланг забора топлива, маслопровод, топливные фильтры, емкость с функцией предварительного нагрева масла.

Средняя стоимость прибора - 280000 рублей.

Котел, работающий на отработанном масле, финского производства, который зарекомендовал себя, как надежное и простое в эксплуатации устройство. Данная модель предназначена для обогрева средней площади помещения, например, частного дома или небольшого склада.

Технические характеристики:

  • Габариты - 625х585х995 мм.
  • Мощность - 62,6кВт.
  • Материал теплообменника - сталь.
  • Камера сгорания - открытая.
  • Тип установки - напольная.
  • Возможность подключения бойлера ГВС.
  • КПД -88%.
  • Объем теплоносителя в рубашке - 72 литра.
  • Потребление топлива - 5,6 литра в час.
  • Диаметр дымохода - 200мм.

Котлы данного производителя, в частности и эта модель, отличаются стильным исполнением и профессиональной сборкой. Среди плюсов агрегата можно выделить - стальную и прочную камеру сгорания, простоту обслуживания, наличие цифровой панели, позволяющей управлять работой горелки.

Средняя стоимость прибора составляет 290000 рублей.

ВИДЕО: Принцип работы и плюсы работы жидкотопливного котла

В качестве топлива для домашних котлов могут применяться самые разные вещества, но не все они равнозначны. Наряду с традиционными решениями, все активнее ведутся поиски альтернативных вариантов. Один из них – отработанное масло.

Особенности

Котел на отработанном масле привлекателен тем, что такое топливо считается одним из наиболее дешевых по сравнению с другими. На практике может применяться как искусственное, так и природное масло.

Не имеет значения, каким образом оно использовалось:

    в автомобилях;

    в подвижном составе железной дороги;

    в кулинарной и строительной технике.

В результате сжигания подобных отработанных масел неизменно выделяется большой объем тепла. Кроме того, масляный котел может быть собран своими руками. Особенно он привлекателен при обогреве подсобных помещений, таких как гаражи и хозяйственные блоки. Но при этом следует учитывать, что подобные системы имеют общие для всех жидкостных (а также и специфические) положительные, отрицательные стороны. Нужно разобрать этот момент подробнее.

Преимущества и недостатки

Так как сами масляные отопительные приборы стоят недорого и используют дешевое горючее, окупаются они стремительно. Еще выгоднее самостоятельная сборка (конечно, при строгом учете всех технологических требований и при грамотной эксплуатации, но об этом еще пойдет речь в следующих разделах). При правильной сборке и толковой настройке сгорание масла происходит полностью, оно не образует ядовитых продуктов. Масляные котлы содержат очень небольшое количество деталей, что не только упрощает сборку, но и снижает вероятность поломки. Что немаловажно, темп разогрева как самого оборудования, так и помещения, где оно установлено, очень велик.

Но стоит учитывать и вероятные проблемы. Так, масляные котлы быстро выжигают кислород. Потому придется приложить много усилий для создания хорошей вентиляции. Использование отработанного масла приводит к частому засорению котлов, обслуживать и просто очищать их придется чаще, чем другие образцы. Котлы такого рода позволяют применять не только отдельные виды природного или синтетического масла, но и их комбинацию.

Но применение разнообразного сырья обуславливает высокий риск присутствия специфических примесей. Потому придется снабжать участок, подающий топливо внутрь котла, особым фильтром. Ввиду быстрого засорения очистительной системы она нуждается в регулярной замене. Таким образом, очевидные слабости и сильные стороны масляного котла обусловлены именно спецификой применяемого топлива. Более точно охарактеризовать систему можно, если разобраться с особенностями ее устройства.

Виды

Котлы на отработке могут нагревать воздух напрямую. Такие системы отличаются впечатляющей производительностью и могут долго прогревать воздух даже в крупных домах. Особенность проявляется в том, что емкость с горючим чаще всего ставится на пол, а нагревательный блок крепят к стене или даже к потолку. Кроме этой версии, существуют масляные котлы с водяным контуром или даже с парой таких контуров. Одноконтурный аппарат способен подать горячую воду только в отопительную систему, если не использовать бойлеров, распределительное оборудование.

Индустриальные модели масляных котлов часто оснащаются блоками автоматического управления.

Все подобные модификации – не воздушные, а водяные, причем на автоматику ложатся разнообразные задачи:

    отслеживание температуры воздуха;

    проверка нагрева теплоносителя;

    проверка давления в отопительном контуре;

    сигнализация о возникших ошибках.

Принцип работы

Масляные отопительные котлы оснащены двумя отсеками: первый подготавливает масло к работе, испаряя его, а второй уже сжигает. Залитое в резервуар топливо при помощи насоса перекачивается в испаритель, внутри которого поддерживается довольно высокая температура. По трубе пар добирается до камеры сгорания. Еще в эту камеру вводится другая труба, по которой вентилятор нагнетает воздух, перемешивающийся с масляными парами.

В результате получается комбинация веществ, сгорающая почти без образования посторонних компонентов.

Если не производить предварительного прогрева жидкости, система работать не будет.

Важно учитывать, что в отработанных смазочных маслах содержится масса примесей.

Перед сжиганием они расщепляются на простые углеводороды, в результате окисления которых возникают:

    углекислота;

    газообразный азот.

Все эти вещества (за исключением CO2, да и то в определенных условиях) не представляют опасности для человека и других живых существ. Но чтобы обеспечить действительную безопасность выхлопных газов масляного отопления, придется строго соблюдать температурные ограничения. Как установлено химиками, окислиться на 100% углеводороды смогут лишь при 600 градусах. Если отклониться от этой цифры на 150 градусов хотя бы в меньшую или в большую сторону, результатом сжигания станет выброс целого ряда веществ, контактировать с которыми без противогаза не рекомендуется. Это предъявляет повышенные требования к точности проектирования горелок и форсунок водогрейных, атмосферных котлов на отработанном масле.

Рассчитать расход топлива можно, если разделить площадь обогреваемого пространства на 10. К сведению: это дает только оценку режима максимальной производительности. В ряде случаев практичнее всего оказывается установка сразу нескольких котлов в виде каскада. Уровень производительности (а также, конечно, и расход масла) непосредственно связан с качеством установленной горелки. Соблюдая эти принципы, нетрудно добиться хорошего результата.

Подробнее о том, как работает котел на отработанном масле, вы узнаете из видео ниже.

Как сделать своими руками?

Найти чертежи и схемы самодельных масляных котлов сейчас не проблема. Главное – правильно оценить их свойства и свои возможности. Во многих случаях ошибки при проектировании и создании котла обходятся крайне дорого. Чтобы максимально эффективно испарять масло, многие рекомендуют ставить чаши из толстого металла, разогреваемого до высоких температур. В эти чаши отработка подается очень небольшими порциями, буквально каплями. Стоит капле коснуться стальной поверхности, как она моментально испаряется и уносится по воздуховоду в камеру сгорания.

Устье воздушной трубы оборудуется крыльчаткой, которая формирует вихрь. Только при этом условии смесь масла и воздуха удерживается внутри рабочего отсека достаточно долгое время.

Все вроде бы выглядит просто, логично и без экстремальных усложнений. Но возникает одна проблема: как прогреть чашу, чтобы она испаряла попавшую на нее жидкость немедленно. Наиболее простым вариантом оказывается размещение внутри фитиля, который пропитали произвольно выбранной горючей жидкостью.

Когда фитиль положен, дно чаши покрывают бензином либо дизельным топливом, которое поджигают. Добившись прогрева металла, запускают прокачку масел. Относительная простота такой методики оборачивается повышенной опасностью. Следующий важный нюанс: пусть имеется уже прогретая тем или иным способом чаша, но нужно организовать подход масла к ней. Циркулирующие в открытых источниках материалы описывают в основном струйную подачу горючей жидкости.

Судя по опыту, такие системы работают, но опасность их резко возрастает. Струя не может сгореть полностью, неизбежно выделяется много токсичных веществ, которые способны попасть в комнату.

Чтобы подавать масло каплями, потребуется:

    набор тройников;

  • кусок от больничной капельницы.

Выбирают шланг, на который ляжет функция маслопровода. Один конец этого шланга оснащают фильтром, который понижает концентрацию вредных веществ в жидкости. Подойдет для решения такой задачи типовой автомобильный очиститель полного цикла. Все аппараты, которые рассчитаны на частичную очистку, заведомо непригодны.

Следует менять очищающий блок примерно раз в месяц, а при напряженной эксплуатации с недостаточно качественным топливом – еще чаще.

Автомобильные фильтры оборудуются на производстве резьбой , оптимизированной для фиксации в автомобилях, что может вызвать определенные затруднения. Требуется использовать кусочек стойкого к маслу шланга необходимого диаметра, и надеть его поверх фильтра. Такой кустарный узел сообщается с маслопроводом через штуцер. Заранее проверяют, не остается ли в перекачивающем шланге избытка масла. Если он создается, обеспечить капельный проход жидкости не получится.

Котлы на отработанном топливе могут быть выполнены и по пиролизной схеме. Дожигание повышает время сожжения единичной порции масел. Альтернативой является лишь применение насоса строго заданной мощности, способного выдавать четко отмеренную массу масла. Но сложность такого решения не позволяет реализовать его в кустарных условиях. Более того, даже на заводах используют в основном упрощенный вариант, когда дозировка горючего производится штуцером, тройниками и ниппелем.

Очень важно обеспечить температуру отработанного масла на уровне от 10 до 20 градусов, чтобы оно хорошо текло. В противном случае дом будет наполняться чадом и не получится добиться устойчивости горения. Раз и навсегда задать некий оптимальный режим не получится. Стоит только измениться составу отработанного масла, подать его с другой температурой, и придется с нуля выбирать настройки капельной прокачки. Подача топлива напрямую от капельницы к топке невозможна.

Первоначально масло подают в воронку, связываемую с трубой, по которой оно и идет в чашу. Если котел подключают к водяным трубам, следует оснастить его насосом, чтобы теплоноситель циркулировал эффективнее. Иногда создается встраиваемый теплообменник, похожий на букву U. Его ставят в верхней доле топки и связывают с выносным резервуаром для горячей воды. Еще существует схема с расположением теплообменника на дымовых трубах.

При самостоятельном изготовлении масляного котла используют листы стали толщиной от 0,4 см. Также рекомендуется применять арматуру внутренним диаметром 1 или 0,8 см, трубы, сгоны, тройники.

Кроме этих деталей, для работы потребуются:

    стальные переходники;

  • компрессоры;

    расширительные бачки;

    герметики повышенной стойкости;

    сварочные аппараты;

    полотно из асбеста;

Вместо листового металла, можно применять крупные отрезки труб с утолщенными стенками. Чтобы согреть гараж, достаточно использовать два куска трубы: с сечением 50 и 20 см соответственно. Дополнительно применяют пару круглых пластин толщиной не менее 0,3 см.

К сведению: если требуются более мощные отопительные средства, используют детали увеличенных размеров. Заготовку под корпус из крупной трубы отрезают до высоты около 1 м, а меньшую заготовку – до высоты примерно 0,2 м.

Одна из пластин станет днищем корпуса, а другая – его крышкой. Соответственно, в них прорезают отверстие под дымоход и под малую трубу. Дно желательно усилить привариванием еще одной пластины, чтобы минимизировать риски разрушения. Днище корпуса дополняется ножками, формируемыми из арматурных прутьев. Внизу делается резервуар, а сбоку – дверца.

Монтаж

Ключевым требованием при монтаже котлов, работающих на отработанном масле, является соблюдение норм пожарной безопасности. Запрещается использовать их без оборудованного дымохода. Для защиты потолков от перегрева используют специальные кожухи. Необходимо предусмотреть особую заслонку, при помощи которой можно перекрывать тягу и избегать чрезмерного проникновения холода в случае остановки котла. Как фабричные, так и самодельные конструкции обильно потребляют кислород, потому следует позаботиться о проветривании котельного помещения.

Рекомендуется установка котлов на каменную подложку или поверх жаростойкой плитки. Запрещена обшивка деревянными и пластиковыми элементами, допустимо только окрашивание жаростойкими ЛКМ. Так как отработанное масло придется непрерывно доливать, стоит заранее подготовить пути доступа к котлу. Учитывая сильный нагрев оборудования, нежелательно размещать его там, где находятся легко загорающиеся или повреждающиеся предметы. Конечно, отопительное устройство не должно создавать никаких препятствий перемещению людей.

Иногда под котел создают площадку из бетона, которая оснащается мелким бортиком. Это элемент пассивной безопасности на случай разлива горючего. Заливать бетонную массу нужно строго по уровню, чтобы исключить ошибки. Лучшее расположение автоматического блока управления – на стене. А вот поверх крышки самого котла ставить его нельзя, иначе микросхемы перегреются и выйдут из строя.

Шланги, по которым прокачивается масло, а также электрические провода должны быть удалены от поверхности котлов. Что произойдет даже при их кратковременном прикосновении – догадаться несложно. Установка термического датчика производится внутрь трубки, расположенной сбоку от котла. Резервуар, куда заливают отработанное масло, ставят не ближе 70 и не дальше 150 см от нагревателя. Масляный насос адаптируется под горловину используемых бочек.

Диаметры дымоходов подбираются равными выводу из котла, хотя иногда они могут быть и больше. Не стоит делать дымоходы выше 5 м, это почти неизбежно вызывает нестабильность при горении. Не получится обеспечить полную мощность сжигания топлива. Рекомендуется перед топкой прибивать стальной лист. Ящик с песком в помещении, где поставлен котел, тоже не помешает.

Минимальный диаметр дымохода составляет 11 см, сужения недопустимы. Рекомендуется делать горизонтальные фрагменты только в том случае, когда иначе поступить невозможно. Когда дымовой канал проводится через стену, она должна пронзаться строго под углом 45 градусов. Остальные требования пожарной и взрывной безопасности те же самые, что и для угольной или дровяной печи. Если можно сократить количество сварных швов, следует так и поступить.

Инструкция по эксплуатации

Использование масляного котла для отопления частного дома может оказаться весьма притягательным делом. Но только в том случае, если не нарушать базовые принципы эксплуатации. В случае проникновения воды в топливную массу она начинает бурно гореть. Избежать пожара можно, если немедленно применить углекислотный огнетушитель. Разумеется, он должен быть размещен непосредственно в котельном помещении.

Очистка камер сгорания производится минимум раз в 24 часа. Для этого используется особый скребок, который с фабричными изделиями идет в комплекте. Очистка производится после остановки котла и полного дожигания горючего до фазы сухой золы. Суть: котел переводится в режим розжига (если нет специального режима выключения). После угасания огня нужно, выждав 5 минут, открыть зольник и очистить его.

Далее котел разжигается по обычной схеме, запускается автоматика. Дымоход чистить не следует. Очищать трубку, по которой подается масло, приходится довольно редко и только при применении некачественного топлива. Проверять эту деталь нужно, как только обнаруживаются признаки плохой подачи масла. Крышка котла снимается, ее переворачивают и осматривают деталь.

Для чистки используют:

    стальную арматуру;

    толстые сверла;

    проволоку;

    щетку из металла.

Автоматику нужно продувать от пыли. Регулярно требуется оценивать ее состояние. Обнаружив накопившуюся пыльную массу, следует немедленно устранить ее, даже когда срок не пришел формально. Помещения с повышенной влажностью оборудуются автоматикой таким образом, чтобы она оказывалась за стеной. Проводку выводят через эту стену, если есть малейшая возможность сделать именно так.

Важно: все модификации изготовленных на заводах котлов не могут меняться произвольно. В случае любых изменений их характеристик, конструктивных параметров, произвольной смены топлива вся ответственность лежит на потребителе. Запрещено допускать к котлу детей, престарелых, лиц с ограниченными способностями и домашних животных. Нельзя также оставлять их в помещении с котлом без присмотра.

Розжиг начинается с открытия крана, после чего дно камеры сгорания должно покрыться слоем масла от 0,5 до 1 см. Если его меньше или больше, запускать котел нельзя. В случае необходимости быстрого розжига туда добавляют 50-100 г керосина, особой жидкости либо дизельного топлива. Обычно розжиг производят при помощи бумажного или сделанного из ветоши фитиля. Этот фитиль поджигают и спускают через зольник или сквозь верхний люк до самого дна рабочего отсека.

    запускают вентилятор, обеспечивающий наддув;

    следят, чтобы масло не горело без наддува;

    закрывают крышку на зольнике;

    выжидают от 120 до 300 секунд, чтобы масло закипело и котел вошел в рабочий режим.

Сократить негативные последствия при использовании отработки можно, если отстаивать купленное либо использованное масло.

Нельзя опускать подающий топливо насос до самого дна резервуара. Если сделать так, в котел может попасть осадок. Целесообразно выдерживать промежуток в 0,1 м. Специалисты полагают, что стоит хотя бы раз в месяц очищать бак от накапливающихся там засоров.

Чтобы погасить котел, закрывают кран и дожидаются выгорания топлива. Отключать поддувающий вентилятор можно минимум через 5 минут после окончательного выгорания горючего. Если продув камеры недостаточен, образуется много дыма и сажи. Попав в управляющий блок, они выводят его из строя.

Категорически недопустимо разжигать масляный котел при помощи ацетона, автомобильного или авиационного бензина, растворителей для строительных красок, эфирных масел и иных летучих жидкостей.

Периодически дно камер сгорания очищают от набирающихся постепенно негорючих веществ. Чем хуже топливо, тем чаще такая очистка оказывается необходимой потребителям. Сократить количество шлака можно, если отказаться от синтетического или трансмиссионного масла. В случае появления необычно большого количества сажи и копоти следует немедленно остановить котел и вызвать специалистов. Также поводом для срочного ремонта является необычный шум и неоправданно частое потухание.

Печи, сжигающие жидкое топливо, известны ещё с начала прошлого века. Правда, тогда они служили в основном для нужд промышленности. В быту же агрегаты, работающие на дизеле или мазуте, получили широкое распространение в 60–80 годы. Именно в то время продукты нефтепереработки можно было покупать за копейки или же вообще доставать бесплатно. Несмотря на значительное подорожание энергоносителей, так же дёшево отапливать свой дом можно и сейчас. Можно сказать, что горючее для этого лежит просто под ногами, а точнее, на каждом автосервисе. Слитое отработанное масло горит не хуже дизтоплива, к тому же владельцы мастерских отдают его практически даром. Кстати, котёл для его сжигания необязательно покупать. Простой и надёжный агрегат с водяным контуром можно построить своими руками, используя материалы, которые найдутся у каждого хозяина.

Устройство и принцип действия котла, использующего отработанное масло

Самодельный котёл отопления, работающий на отработанном автомобильном масле

Слитые автомобильные масла являются многокомпонентными, сильнозагрязнёнными веществами, которые к тому же ещё и плохо горят. Можно сказать, что как горючее отработка сама по себе «не очень», поскольку кислород просто не в состоянии окислить всё то химическое разнообразие, которое в ней находится. Если же расщепить масло на более простые составляющие, то сжечь их будет намного проще.

Метод разложения известен современной науке давно. Пламенное разделение, или, если говорить по-научному, пиролиз, применяется для получения простых легковоспламеняющихся веществ из любого топлива - нефти, угля, дров и т. д. Этот процесс удобен тем, что для химических преобразований никаких дополнительных затрат не требуется - для этого достаточно тепла, которое образуется при сгорании топлива. Преимущество пиролизного горения заключается ещё и в том, что этот процесс сам себя поддерживает и регулирует, а поэтому практически не требует постороннего вмешательства . Всё, что понадобится для запуска процесса разложения - испарить топливо и разогреть пары до температуры 300–400 °C. Для этого можно воспользоваться двумя методами.

Процессы, протекающие внутри печи на отработке, обеспечивают высокую температуру и полноту сгорания топлива

В первом случае горючее поджигают в резервуаре, после чего оно начинает активно испаряться. Эффективное перемешивание и получение однородной газовоздушной смеси обеспечивается за счёт Кориолисовой силы, поэтому важен точный расчёт диаметра и высоты камеры сгорания. Пары топлива поднимаются по вертикальной трубе с многочисленными отверстиями, через которые насыщаются кислородом воздуха. В верхней части камеры сгорания находится перегородка, которая нужна, чтобы снизить скорость газа и отделить зону окисно-азотного дожигания. Именно в ней опасные химические соединения вступают в реакцию с оксидами азота и распадаются на безвредные вещества.

Так называемый метод саможога, бесспорно, обладает привлекательной простотой и надёжностью, однако, резервуар с горящим маслом не позволяет говорить о безопасности. Для того чтобы устранить этот недостаток потребуется усложнять конструкцию отопительного агрегата.

Эффективность сжигания отработки значительно повышается при использовании горелки специальной конструкции

Второй способ предусматривает образование зон пиролиза, сгорания и дожигания прямо в факеле пламени, а для этого нужна горелка специальной конфигурации. Чтобы топливо окислялось полностью, форсунка должна обеспечивать многоступенчатое образование газовоздушной смеси. В таком устройстве первичное движение потока топлива обеспечивается компрессором. Благодаря инжекции, нагнетаемый воздух увлекает за собой атмосферный, а образование паров происходит за счёт разогрева горелки факелом пламени. Практически те же процессы можно наблюдать при работе паяльной лампы. Похожий метод реализован в промышленных жидкотопливных агрегатах. Самодельные конструкции используют такой же принцип, но работают немного по-другому. В них отработка капает в разогретую докрасна ёмкость, где мгновенно испаряется и сгорает при высокой температуре. В этом случае нельзя говорить о чистом пиролизе, поскольку имеет место ещё и энергия распада молекул в процессе микровзрывов.

Читайте также нашу статью об изготовлении печки-буржуйки на отработанном масле: .

Типы конструкций на отработке

В зависимости от области применения, котлы, использующие в качестве топлива отработанное масло, можно разделить на три группы:

  • бытовые печи;
  • водонагревательные агрегаты;
  • отопительные котлы.

Бытовые печи устанавливают в помещениях, которые по ряду причин нельзя оборудовать водяным отоплением. Эти агрегаты характеризуются пониженным расходом топлива, а их конструкция обеспечивает наиболее полное сгорание масла. Бытовое оборудование является практически бездымным. Кроме того, печи нередко оборудуют системами очистки выбросов, что повышает безопасность их эксплуатации. Главное преимущество агрегатов этого типа - в их мобильности. Небольшие размеры позволяют легко транспортировать печь и установить её в небольшом помещении. Немаловажно и то, что устройство при необходимости можно легко дооснастить водяным контуром или площадкой для приготовления пищи.

Бытовая масляная печь

Водонагревательные агрегаты на уровне модуля для дожигания газов имеют специальную платформу, на которую опирается ёмкость с водой. Её тороидальная форма даёт дополнительное преимущество, поскольку нагрев осуществляется как снизу, так и со стороны дымового канала, который проходит внутри бака. Для автономной подачи воды на входе в бойлер монтируют небольшой водяной насос. Благодаря высокой температуре, нагреть воду можно гораздо быстрее, чем в заводских водонагревателях. Например, 100 литровый бак набирает температуру от 20 °C до 65 °C примерно за два часа, в то время как электрическому или газовому прибору потребуется в два раза больше времени. Если же говорить о стоимости условного литра горячей воды, то при использовании отработки затраты уменьшаются в 20–25 раз.

Ёмкость, установленная на уровне зоны дожигания, превращает печь на отработке в мощный водонагреватель

Отопительные котлы используются для подключения к водяным системам обогрева, поэтому оборудуются устройствами дожигания отработанных газов, фильтрами и устройствами безопасности. Несмотря на все меры предосторожности, оборудование для отопления отработанным маслом рекомендуется устанавливать в отдельных помещениях или пристройках.

Нагрев воды в отопительных агрегатах обеспечивает теплообменник, установленный в зоне горения топлива. Он может быть выполнен как сплошной водяной рубашкой, так и в виде спирального трубчатого контура. Движение теплового агента в системе возможно благодаря циркуляционному насосу, работающему от электричества. Регулировка температуры теплоносителя осуществляется снижением температуры пламени. Для этого котёл оборудуют системой принудительной подачи воздуха. Снижая или повышая обороты турбины, регулируют подачу воздуха в зону горения. Установка термостата позволяет автоматизировать этот процесс.

Котёл с водяным контуром спирального типа обеспечит работу отопительной системы загородного дома

Нередко агрегаты, работающие на слитом масле, дублируют устройствами, использующими электричество, газ или твёрдое топливо. Это обеспечивает функциональность инженерных систем в случае перебоев с доставкой отработки.

Обратите внимание на материал, в котором рассматриваются варианты обогревателей для гаража: .

Изготовление котла, работающего на отработанном топливе

По описанным выше схемам разработаны и успешно эксплуатируются несколько типов котлов. Кроме того, для работы на жидком топливе можно приспособить любой твердотопливный или газовый отопительный агрегат. Расскажем о двух наиболее распространённых конструкциях, которые можно изготовить самостоятельно.

Чертежи отопительных агрегатов

Чертежи, которые мы предоставляем вашему вниманию, проверены на реально работающих печах, поэтому их уверенно можно использовать для собственных проектов.

Двухобъёмный

Эта конструкция состоит из двух цилиндрических камер, соединённых между собой отрезком толстостенной железной трубы с отверстиями для проникновения воздуха.

Чертёж двухобъёмного котла с прямоугольными рабочими камерами

Чертёж цилиндрического двухобъёмного котла

Нижний отсек одновременно является ёмкостью для горючего, испарителем и зоной первичного горения. Для заливки топлива, розжига и регулирования притока воздуха на его верхней плоскости вырезано отверстие, которое можно полностью или частично перекрывать при помощи лючка поворотного типа. Снизу оборудована ножками, которые обеспечивают устойчивость конструкции и создают зазор между её днищем и полом.

Схема котла с открытой камерой сгорания

В верхнюю плоскость топочного отсека вварена труба с отверстиями. Этот полый цилиндр представляет собой дожигающую камеру. В ней происходит пиролизное разложение и сгорание испаряющегося топлива (вторичное дожигание). На верхнем срезе перфорированной трубы смонтирована практически такая же ёмкость, как и снизу. Перегородка, которая разделяет её внутреннее пространство на две зоны, снижает скорость продуктов горения и обеспечивает полноту их окисления соединениями азота. Кроме того, верхняя камера является ещё и теплообменником, который работает как инфракрасный и конвекционный нагреватель.

Смонтированная на верхнем модуле дымовая труба создаёт необходимую тягу и отводит остаточные продукты сгорания наружу. Чтобы обезопасить процесс доливки отработки в нижний бачок, к нему приваривают трубку, соединённую с отдельной ёмкостью. Залитое в печку масло поджигают при помощи ветоши, смоченной в бензине или керосине. После этого лючком регулируют приток воздуха в зону первичного горения.

Установив на вертикальной трубе водяную рубашку или контур, получают котёл, который можно с успехом использовать в системах отопления или горячего водоснабжения. При этом важно оставить зазор до перфорированного цилиндра не менее 50–70 мм, чтобы обеспечить свободный приток воздуха в зону вторичного горения.

С пламенной чашей

Чертёж простого котла с пламенной чашей приведён ниже. Его размеры обеспечивают тепловую мощность около 15 кВт. При этом требуется не более 1.5 литра использованного автомобильного масла в час. Воздух в зону горения поступает с помощью небольшого вентилятора или турбины. Подача отработанного топлива происходит порционно, для чего бак с маслом оснащается вентилем, которым можно регулировать количество горючего или полностью прекратить его подачу.

Чертёж котла с пламенной чашей

Для дожигания паров отработки центральная труба оснащается системой отверстий и прорезей. Благодаря такой конструкции, вокруг пламенной чаши происходят такие же процессы, как и в двухобъёмной печи. Горючие газы удаляются через дымоход, установленный в верхней части камеры сгорания. При его обустройстве следует избегать резких поворотов и углов, а высота дымовой трубы должна составлять не менее 4 м. Это обеспечит тягу, достаточную для удаления продуктов горения и обеспечит безопасную эксплуатацию отопительного агрегата.

Схема котла, изготовленного из газового баллона

Печь с пламенной чашей представляет собой закрытое устройство с принудительной подачей воздуха. Это способствует безопасности эксплуатации, а также даёт возможность легко и просто обустроить водяную рубашку. На схеме показан рабочий проект описанного выше котла, в качестве корпуса которого можно использовать бытовой газовый баллон.

Необходимые материалы

Для изготовления водяного отопительного котла с пламенной чашей понадобится не только ёмкость для изготовления корпуса, но и другие материалы (позиции на представленной выше схеме и в списке соответствуют друг другу).

  1. Пропановый баллон объёмом 50 литров.
  2. Металлическая труба Ø100 мм толщиной 2–3 мм для изготовления дымовой трубы.
  3. Железная труба Ø100 мм толщиной 5–6 мм, которая понадобится, чтобы сделать горелку.
  4. Стальной лист толщиной не менее 5 мм для разделения камеры сгорания и испарительной зоны.
  5. Металлический лист толщиной 3–4 мм для изготовления козырька, предназначенного для снижения скорости газов.
  6. Тормозной диск диаметром не менее 20 см от любого автомобиля.
  7. Соединительная муфта (та же 100-мм труба, только разрезанная по всей длине) длиной 100 мм.
  8. Стальная труба Ø15 мм для подачи масла к чаше.
  9. Шаровой кран размером ½ дюйма.
  10. Топливный шланг из маслостойкого огнеупорного материала.
  11. Бак для отработки любого типа.
  12. Уголок или стальной профиль для изготовления ножек.
  13. Крышка из стали толщиной 4–5 мм.
  14. Стальной лист толщиной не менее 3 мм для изготовления водяной рубашки.
  15. Патрубки с резьбой Ø2˝ для присоединения котла к системе отопления.

Не забудьте и о том, что для защиты от коррозии и улучшения внешнего вида котёл необходимо будет покрасить, поэтому купите преобразователь ржавчины, грунтовку, растворитель и эмаль для работы по металлу. Кроме того, для герметизации соединений понадобятся уплотнительные материалы - сантехнический лён и специальная паста.

Форма, толщина и размеры газового баллона делают его отличной заготовкой для изготовления котла на отработке

Инструменты для работы

В процессе работы над котлом понадобится разнообразный электрический и ручной слесарный инструмент. Вот список того, что потребуется достать из закромов, приобрести, или занять у друзей:

  • сварочный аппарат - лучше всего использовать трансформаторный агрегат постоянного тока или инвертор, поскольку предъявляются высокие требования к качеству сварных швов;
  • электрическая дрель и набор свёрл для работы по металлу;
  • угловая шлифовальная машина и два диска - отрезной и зачистной. Разумеется, эти расходники должны предназначаться для резки стали;
  • плашки для нарезания резьбы на трубах;
  • электрический наждак;
  • ключ газовый;
  • рулетка;
  • металлическая линейка;
  • чертилка из высокоуглеродистой стали для разметки деталей перед их порезкой.

Поскольку придётся сверлить большое количество отверстий, обязательно надо подготовить ёмкость с водой для охлаждения инструмента. Кроме того, надо обеспечить безопасность сварочных работ, поэтому нелишне будет запастись огнетушителем.

Вам также может быть интересен материал, в котором описан процесс изготовления печи на отработке из газового баллона:

Инструкция по изготовлению котла на отработке своими руками

  1. Поскольку даже в пустом газовом баллоне может оставаться взрывоопасная смесь из паров пропана и воздуха, резать его болгаркой или сверлить можно только после полного опорожнения. Для этого необходимо газовым ключом отвернуть и снять вентиль. Затем ёмкость переворачивают вверх тормашками и сливают конденсат. Учтите, что эта жидкость отлично горит и обладает чрезвычайно едким запахом, поэтому работайте очень аккуратно. После вытекания жидкости заготовку возвращают в исходное положение и через верхнее отверстие наполняют водой - она полностью вытеснит остатки газа. После этого жидкость можно слить и проводить любые работы, не опасаясь возгорания или взрыва.
  2. При помощи угловой шлифмашины в баллоне вырезают проёмы шириной в треть диаметра. Если мерить по окружности, то их длина равняется 315 мм. Высота нижнего окна - 200 мм, а верхнего - 400 мм. Между проёмами необходимо оставить перемычку шириной 50 мм. Работу надо выполнять аккуратно, не допуская смещения диска, поскольку вырезанные металлические сектора пойдут на изготовления люков.

    Подготовленные проёмы

    Обратите внимание! Увеличенный размер верхнего окна нужен для того, чтобы в случае необходимости перевести котёл на твёрдое топливо. Если же такой необходимости нет, то будет достаточно нижнего проёма. К слову, в этом случае облегчается монтаж кожуха водяной рубашки.

  3. К люку, который получился при формировании проёма теплообменника, приваривают петли и задвижку, после чего деталь возвращают на место.
  4. Из 4 мм стального листа по внутреннему диаметру баллона, который равняется 295 мм, вырезают кольцо. Отверстие, которое в нём надо сделать, должно соответствовать внешнему диаметру трубы для изготовления горелки (в нашем случае - 100 мм). Этот элемент послужит перегородкой между зоной горения и теплообменником.

    Изготовление перегородки и её подгонка по месту

  5. От стальной толстостенной трубы Ø 100 мм отрезают заготовку длиной 200 мм.
  6. В нижней части детали делают сверления Ø12 мм на высоту 95 мм. Расстояния между отверстиями не должны превышать 40 мм - это позволит равномернее распределить поток газа на выходе из горелки.

    Отверстия в горелке должны обеспечивать равномерный поток горящих газов во всех направлениях

    Если кромки отверстий тщательно обработать напильником, то это даст возможность длительное время обходиться без их чистки. Эта особенность связана с уменьшением шероховатости - частичкам сажи и грязи попросту не будет за что зацепиться.

  7. На горелку устанавливают вырезанное ранее кольцо и приваривают его непосредственно над отверстиями.

    Установка перегородки на горелку

  8. Перегородку устанавливают между проёмами, на уровне верхнего среза камеры сгорания. Таким образом, в нижней части теплообменника будет сформирована ступенька, необходимая для удержания золы в случае работы котла на дровах.

    Монтаж узла, разделяющего камеру сгорания и теплообменик

  9. Для изготовления чаши-испарителя можно использовать любую толстостенную ёмкость, желательно из жаропрочных сплавов. Как нельзя лучше для этих целей подходят чугунные тормозные диски от легковых автомобилей. Технологические отверстия в заготовке надо заварить. Для этого из стального листа вырезают две круглых детали, одна из которых будет дном, а вторая - колпаком. В крышке прорезают отверстие под соединительную муфту и окно для подачи отработки.

    Отверстия в тормозном диске необходимо заглушить

  10. 150 мм отрезок стальной трубы разрезают «болгаркой» вдоль, после чего немного раздвигают стенки, увеличивая щель до 4–5 мм. Это позволит снимать чашу для очистки от остатков сгоревшего топлива.

    Чаша с приваренным днищем

  11. К автомобильному диску приваривают днище, крышку и муфту, после чего узел устанавливают на горелку.

    Муфта обеспечивает плотное присоединение чаши к горелке

  12. Из стального листа вырезают полосу размерами 400х640 мм, два полукольца с наружным диаметром 305 мм и внутренним - 299 мм и две полоски шириной 30 мм. С их помощью вокруг баллона формируют кожух водяной рубашки, обваривая всё сплошным швом.

    Монтаж водяной рубашки

  13. В верхней и нижней части кожуха прорезают круглые отверстия диаметром не менее 40 мм и при помощи сварки монтируют патрубки подачи и отвода теплоносителя.
  14. Изготавливают крышку котла, в которую врезают дымовую трубу. Устанавливают крышку на котёл.
  15. В боковой стенке баллона делают отверстие, в которое под углом вводят трубу для горючего. Её нижний край срезают под углом, после чего получившийся излив устанавливают над окном подачи масла. После регулировки длины вылета, топливную магистраль необходимо приварить к котлу.

    Установка топливной магистрали

  16. Нарезав на трубе для отработки резьбу, монтируют шаровой кран и присоединяют бачок для горючего.

    Чтобы подсоединить к трубе шаровой кран, на ней нарезают резьбу

Выполнять проверку работоспособности котла можно не дожидаясь врезки в отопительную систему. Для этого в топливную ёмкость наливают отработку и открывают шаровой кран, пока масло не распределится тонким слоем по днищу диска. Сверху наливают небольшое количество керосина и поджигают. Подачу горючего регулируют, ориентируясь по скорости его вытекания и уровню в топочной чаше.

Видео: Изготовление отопительного котла из газового баллона

Обвязка. Дублирование печи на отработке электрическим агрегатом

Перед подключением котла следует продумать не только способ монтажа и точки размещения дополнительных устройств и запорно-регулировочной арматуры, но и способ вывода дымовой трубы наружу. Если она будет проходить через потолок, построенный с использованием легковоспламеняющихся материалов, то в нём устанавливают металлический пенал вдвое большего диаметра. Свободное пространство между трубами заполняют асбестом или другим негорючим материалом с хорошими теплоизоляционными свойствами.

Учитывая высокую опасность отопления жидким горючим, монтаж котла лучше всего выполнять в отдельном помещении с хорошей вентиляцией. Подиум под агрегат бетонируют или укрывают металлическим листом, который будет выступать за его контуры не менее чем на 1 метр. После установки котёл выравнивают по отвесу и только после этого приступают к подключению.

Простейшим способом обвязки котла является интеграция в гравитационную систему отопления. Несмотря на простоту, его надёжность очень высока, поскольку в этом случае отпадает потребность в циркуляционном насосе и устройствах автоматики. Тем не менее использование дополнительного оборудования позволяет ускорить доставку теплоносителя к потребителям и выровнять температуру во всех точках системы, что даёт экономию топлива и повышает комфорт. В этих целях на обратной магистрали перед самым входом в котёл устанавливают центробежный насос и расширительный бак мембранного типа. Он необходим для того, чтобы система не разгерметизировалась при повышении температуры и давления. К верхнему патрубку подсоединяют напорную магистраль, а для регулировки температуры потребителей перед каждым радиатором устанавливают термостатическую головку или другое регулирующее устройство (трёхходовой клапан, вентиль для уменьшения сечения подающей трубы и т. д.). Для удаления воздушных пробок в верхней точки системы монтируют воздухоотводчик.

Схема обвязки котла, работающего на отработанном масле

Обвязка агрегата, работающего на отработке, требует учитывать инерционность этого вида оборудования. Другими словами, изменение температуры теплоносителя происходит постепенно, поэтому агрегат обязательно оснащают предохранительным клапаном . Он позволит сбросить давление при его повышении до критического уровня. Неплохим способом обезопасить и выровнять температуру является последовательное подключение водонагревателя косвенного нагрева. Он послужит тем самым буфером, который возьмёт на себя лишнее тепло в случае избыточного роста температуры.

Выполняя подключение котла, на обратной и подающей магистрали устанавливают запорные вентили. Это даст возможность снять агрегат для ремонта без необходимости удаления теплоносителя из системы.

Когда хотят подстраховаться на случай нехватки отработанного масла, рядом с самодельным котлом устанавливается электрический. Подключить дополнительный агрегат можно двумя способами - последовательно или в параллель. Достоинство первого способа заключается в том, что нагретый с помощью пламенной чаши теплоноситель будет поступать в электрический котёл, который можно настроить на определённую температуру срабатывания. При уменьшении пламени горелки он будет включаться и повышать температуру воды до нужного значения. Недостатком подобного способа является увеличение длины магистрали, а также полная неработоспособность системы в случае демонтажа одного из котлов для ремонта.

Параллельное включение подразумевает независимую работу двух отопительных агрегатов и характеризуется отсутствием указанных недостатков. К сожалению, и этот способ не лишён минусов, один из которых - необходимость монтажа гидрострелки и точного согласования режима работы и подачи обратной магистрали. К тому же фитингов, труб и арматуры при параллельном включении пойдёт намного больше, что непременно приведёт к увеличению стоимости и усложнению монтажа.

Несмотря на все минусы, в любом случае включение котлов в каскад способствует повышению надёжности системы. Если же учитывать, что один из агрегатов будет периодически или регулярно работать на отработанном автомобильном масле, то это позволит ещё и неплохо сэкономить.

Видео: Автоматизированная работа агрегата с водяным контуром

Сегодня сжигание отработанного автомобильного масла является наиболее дешёвым и доступным способом утилизации. К сожалению, этот метод является не самым безопасным для окружающей среды, особенно при неполном сгорании топлива. Дело в том, что присадки и добавки, которые производители используют для повышения ресурса силовых агрегатов, являются вредными канцерогенными веществами. Котёл, который мы предлагаем к изготовлению, спроектирован с учётом сжигания отработки при максимальной температуре. Это способствует полному распаду химических составляющих на безопасные вещества. Поэтому, приступая к работе, будьте внимательны в расчётах и прислушивайтесь к советам и рекомендациям специалистов.