Минералы и ювелиры

Способы самореализации. Профессиональное становление и самореализация личности

Понятие личности, это переплетение культурных навыков и норм поведения человека, а также личный набор психофизических состояний и индивидуальных составляющих характера. В чём заключается реальное проявление самой личности, в искусстве написания картин, самовыражение в поэзии, создании шедевров архитектуры или всё намного сложнее? Этот вопрос открыт уже много веков и, наверное, есть повод разобраться.

Роль каждого индивидуума

Каждая личность без исключения, формирует общий портрет нашего общества. Оперируя своими желаниями индивидуум, вносит черты в картину окружающей нас реальности. Настроение, поступки, это лишь малые штрихи на большом полотне. Потребность реализовать себя в обществе вот, наверное, двигатель развития отдельного человека. Быть нужным и востребованным всегда и везде. Роль каждого человека очень важна для общества, семьи. Всё что мы видим вокруг создано многими личностями. Но с чего начать путь к реализации, знает, увы, не каждый член общества.

Условия саморазвития

Самореализация личности требует внутреннего потенциала, желаний, идей, лишь только потом возможностей. С годами накапливая личный опыт, мы чётче видим, почему не реализованы наши желания, а где они сбылись. Формируем призму восприятия и созреваем психологически, материально. Мы все становимся зрелыми, начинаем жить и делать, то, что будет полезно не только нам, но и другим. Отчего и получаем настоящее духовное удовольствие.

Конечно, механизм работает при условии, что наши мечты чисты и благородны, не затуманены жаждой славы или богатств. Иначе крах и одиночество на личном фронте или разочарование в профессиональной сфере. Богатство требует 90% времени, а слава многочисленных жертв. Где нет времени, там нет семьи, а слава удел людей с огромными комплексами. Ни о каком счастье и речи быть не может. Искать лучше в другом спектре, созидательном. Находить время для поиска себя, созидания.

Поиск себя

Разнообразные проявления сознательной деятельности, в рамках семьи и общества, безусловно, необходимы любому человеку. Общение с людьми, культурные мероприятия, отдых, работа. Совместные занятия спортом, туризмом. Всё это помогает самореализации, двигает вперёд. Но самыми важными критериями развития остаются внутренние достижения каждого, самовыражение, хобби. Без них личность не может реализоваться в полной мере. Вот здесь и стоит быть предельно внимательными. Стоит здраво оценивать все аспекты задуманного, проводя тщательный анализ внутреннего состояния. Выбор тем огромен, а времени само реализоваться не так много.

Взять в пример Стивена Кинга. Знаменитым писателем он стал благодаря жене, нашедшей его рукописи в мусорной корзине. Ему они казались пустыми и незначительными. Но ей, по крайней мере, они были интересными, важен был труд мужа, его самовыражение, цель. Кто не хотел бы заглянуть во вселенную глазами другого человека, понять по-другому суть вещей. Увидеть мир совсем другим. Наверное, каждый.

Анализ и вектор пути

Следует знать, что самореализация - это большой труд, работа над собой. Постоянный анализ самого себя и окружения. Развитие новых качеств, навыков, поиск целей. Проанализировав свои цели для самореализации и направление движения, выделить, стоит лишь главные. Не нужно распыляться на все идеи одновременно. Следует быть последовательными, копить знания, воплощать, несмотря на разные трудности. Мир априори нестабилен, но баланс между намерениями и их воплощениями должен быть всегда.

Задача человека и состоит в решении возникающих противоречий, поиска своего пути, создания для этого условий, которых может не быть, на данный момент вообще. Ищущий человек постоянно делает для себя новые открытия, само выражается и трудится. Открывает новые миры.

Один шаг к самореализации

Творчество может представлять для разных людей особую, индивидуальную ценность. Мера подобного творчества может кардинально отличаться у разных людей, отсюда берутся разные вкусы. Одному человеку нравится заботиться о саде, другому строить корабли. Здесь и кроется тайна самореализации. В чувстве побуждения, в самой мотивации. Иногда мы слышим слова - «Сильная личность». Что это, определение? Восхищение? Возможно.

Почему тогда некоторые люди находят себя, а другие нет. Ответ прост: много лишних и чужих мотиваций. Распыление и слабая связка мыслей, целей, мотивов. Хочется многого, а делать при этом ничего не хочется. Лень, так сказать. Увидеть же эту лень не дают: гордость, возвышенность, Эго. Мы выше «этого», говорят многие. Мы знаем «это», говорят вторые. На самом деле хвастун только проигрывает от приукрашивания своих знаний. Встретить такой портрет общества можно почти повсюду.

Методы самореализации:

С чего начать? С внутреннего движения. Требуется сделать лишь только один шаг, но осознанный, выверенный, чёткий. Шаг вперёд по своему пути, разные примеры здесь слабо помогут. Стройте свой мир, индивидуальный.

· Захотели производить практичные вещи и атрибуты для туризма. Прокатитесь с экскурсией по ателье. Посмотрите производство и откройте много интересного для себя. Там можно увидеть всевозможные застёжки, ранцы, походные сумки, идеи как это сделать.

· Заинтересовались сферой обслуживания, отлично. Пройдите всё - от начала до конца. От гардеробщика в ресторане до управляющего. Получите знания и заработную плату. Потом легко будет открыть сервисный центр по оформлению банкетов, свадеб, юбилеев.

· Любите природу, животных прекрасно. Границ нет. Просчитайте план по разведению пушистых, ангарских кроликов. Заключите договора с зоомагазинами, и живите в гармонии. К реализации любой цели нужно идти.

Необязательно быть хорошим художником или знаменитым поэтом, чтобы достичь гармонии и быть сильной личностью. Просто будьте индивидуальны и целеустремлённы. Вот весь секрет и самореализация личности. Пусть сбудутся все ваши мечты и желания.

Профессиональная и личностная самореализации являются одними из самых востребованных как в психологической науке, так и в обществе. Современная социальная ситуация не только кардинально изменила многие социальные представления и ценности, но и породила неопределенное, часто амбивалентное отношение ко многим ценностям и нормам, в том числе и ценностям карьеры, личностного развития, которые существовали прежде. Поэтому, естественно, что этим вопросам посвящено достаточно много исследований, как в рамках психологии, так и социологии.

Происходящие в настоящее время социально-экономические, культурные, политические изменения оказывают влияние на все стороны личностного развития и взаимосвязи человека с окружающим миром и людьми. Кардинальность этих перемен, настолько велика, что не могла не сказаться, в том числе и на выборе профессии и карьерных ориентациях людей, их общении со своей профессиональной группой и близкими. Современная социальная ситуация требует формирования не только активности, но и гибкости поведения, устойчивости к социальным изменениям в сочетании с самореализованностью и с социализированностью. Исходя из этого, представляется актуальным и значимым для современной науки анализ личностных факторов, которые способствовали бы сочетанию профессионального и личностного развития в разных сферах социальной действительности .

Профессиональную самореализацию личности можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, профессиональное становление личности детерминировано представлениями о профессиональной самореализации. С другой, когда личность достигает высокого профессионального уровня, она сама начинает воплощать в себе эталон профессиональной самореализации, а ее мнение по основным вопросам считается наиболее верным и авторитетным.

Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.

Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных учений - это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности. В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:

  • - осознание собственной принадлежности к выбранной профессиональной общности;
  • - осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии профессиональных ролей;
  • - осознание индивидом степени признания его в профессиональной сфере;
  • - осознание собственных сильных сторон и слабых аспектов, возможностей самосовершенствования, потенциальных зон удач и неудач;
  • - понимание о своей работе в дальнейшей жизни и о себе .

Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также, деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.

Саморазвитие и самореализация субъекта в профессиональной деятельности является значимым для личностной приспособляемости и жизненной успешности. Можно выделить факторы самореализации, включающие личностные качества, которые будут являться общими прогностическими параметрами для профессиональной самореализации. Среди наиболее значимых личностных факторов, способствующих профессиональной реализации, выдвигаются на передний план самоэффективность личности, гибкость ее поведения и неудовлетворенность персональной деятельностью. Непосредственно самоэффективность выражается в способности организовать свою профессиональную деятельность и достигать успеха при взаимодействии с социумом. Гибкость поведения отвечает за эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие и стимулирует выработку потребности к дальнейшему росту в профессии .

Представления о роли труда в жизни человека постепенно трансформируются. Появилась возможность произвольного выбора индивидуальной позиции личности относительно формы и степени участия в трудовом процессе. Несмотря на экономические проблемы общества, профессиональный труд в современных условиях является не только способом достижения материального благосостояния, но и источником духовного роста, сферой реализации потребности в самоактуализации с позиций ее идеалов и высокого уровня самосознания личности. Идентификация личности с профессией предполагает такое слияние жизни профессионала с его деятельностью, при котором приобретенные им типичные черты начинают проявляться во всех других сферах жизнедеятельности и определяют его отношение к действительности. Все рассмотренные выше определения недостаточно учитывают активность самой личности.

По мнению Э. Фромма главной психологической особенностью трудящегося человека становится его «идентичность» своему делу. Говоря об отчужденном характере, Э. Фромм определяет его как потерю идентичности, как разъединение (отчуждение) человека от дела, которым он занимается, в результате чего «утрачивается ценность самого труда» и на первое место выходит «ценность продажи труда». В такой ситуации человек из субъекта труда превращается скорее в «товар» на рынке труда и услуг .

Исчерпывающие психологические характеристики высокого профессионализма дает А. К. Маркова. Для нас представляют интерес следующие характеристики профессионального самоопределения в контексте самореализации: мотивационная сфера и операционная сфера .

Мотивационная сфера профессионализма: профессиональные мотивы (не только внешние, но и внутренние - стремление к самореализации); профессиональные цели; сильное целеполагание; профессиональная интеральность; позитивная динамика мотивационной сферы (появление новых мотивов, целей, изменение их иерархии), построение собственного сценария профессиональной жизни; индивидуальность как самобытность профессионального мировоззрения, системы оценок, отношений; позиция профессионала - признание себя как профессионала, стремление к профессиональному росту; готовность к гибкой переориентации в рамках профессии и вне её; удовлетворенность трудом как осознание соответствия своего уровня притязаний, достигаемых результатов требованиям профессии.

Операциональная сфера профессии: профессиональное самосознание; достижение разного рода результатов трудовой деятельности, «многовершинность» в профессиональном росте; индивидуальный стиль профессиональной деятельности; самокомпенсация субъектов труда (недостаточно развитых или деформированных способностей и качеств другими); новые способы профессиональной деятельности, творчество и инновации в профессиональном труде .

Смирнов И.П. предлагает формулу самореализации: человек - образование - профессия - личность. По его мнению, решающим фактором в реализации самого себя, своего потенциала являются не природные задатки человека сами по себе, а сформированные внешней средой личностные качества как продукт образования и воспитания, обучения труду. Человек может случайно выбрать профессию (к вопросу о профессиональной самореализации), но совсем не случайно становится мастером своего дела, самореализуется в ней. Талант, способности, конечно, связаны с естественно биологическими задатками, но их развитие невозможно без соответствующих социальных условий. В новейших психологических исследованиях прослеживается акмеологическая направленность и человекоориентированный смысл профессиональной самореализации .

На основе концепции социальной стратификации анализируются основные интерпретации карьеры: изменение социального и профессионального статусов (М. Вебер); интенсивность социальной мобильности внутри профессиональной группы (П. Сорокин).

Успешная карьера в современных условиях создает условия для повышения уровня и качества жизни, изменения социального статуса и положения личности. Однако карьерой нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.

М. Вебер определяет «социальный статус» как реально положенные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа, если он основывается на одном или большем количестве следующих критериев: образ жизни; формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни; престиж рождения или профессии. Также подчеркивается, что узурпация - естественный источник почти всех статусных почестей. Однако путь от этой чисто конвенциальной ситуации к легальным привилегиям, позитивным или негативным, легко прокладывается, как только определенная стратификация социального порядка становится реальным фактом, как только достигнута стабильность, благодаря упорядоченному распределению экономической власти .

Наиболее детально понятие социального статуса разработано в теориях социальной стратификации, в основу которых положена идея неравенства социальных статусов. В рамках этих теорий одним из наиболее разработанных является структурно-функционалистское направление в изучении стратификационной системы общества, согласно которому неравенство в обществе (которое можно рассматривать как распределение индивидов по различным социальным статусам) имеет своими корнями поощрение наиболее умелых членов общества. Одно из самых первых структурно-функционалистских объяснений неравенства было предложено Э. Дюркгеймом, считавшим, что во всех обществах одни виды деятельности являются более важными, чем другие, а все функции общества - закон, религия, семья, труд могут образовывать иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся .

По мнению М. Вебера, каждое господство над большим количеством людей нуждается, как правило (но не всегда), в штабе людей, т.е. в надежной возможности обеспечивать определенные действия повинующихся людей для проведения в жизнь распоряжений и конкретных приказов. При этом штаб управления может повиноваться господину (или господам) в силу обычая, или чисто аффективно, или в силу материальной заинтересованности, или в силу идеальных мотивов (ценностнорационально). К ним, как правило, добавляется вера в легитимность господства .

Профессиональные цели и смыслы деятельности коррелируют с целями и смыслами жизненного пути личности. Происходит, с одной стороны, расширение и углубление смыслового поля деятельности, а с другой - рождаются новые смыслы жизненного пути, которые интегрируются в личностные структуры, обогащают ее базовые ценности.

Итак, профессиональная самореализация личности - это сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни и являющийся составной частью жизненной самореализации индивида. Это процесс, предполагающий взаимную адаптацию личностных запросов и интересов общества для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным социально-экономическим развитием.

Профессиональное становление представляет собой процесс, включающий определенные этапы, стадии, каждая из которых характеризуется специфическими психофизиологическими и социально-психологическими особенностями, которые обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности. Главной чертой понятия профессионального становления является нечто, что уже возникло, но еще не приобрело завершенного вида, формы. Близким по смыслу к понятию «профессиональное становление» является понятие «профессиональное развитие» основной сутью которого является закономерное изменение индивида и личности в ходе профессиональной деятельности. Это процесс, который характеризуется количественными, качественными и структурными преобразованиями, обеспечивающими нормальное функционирование человека, как субъекта труда .

Определение «самореализация» включает в себя целую последовательность процессов, среди которых, прежде всего, осознание личностью , возможностей в той или иной сфере жизни, свои будущие цели и планы, а также дальнейшее их воплощение в жизнь посредством активной деятельности. Вкратце, реализацией индивидом самого себя называют его воплощение в жизнь своих внутренних потенциалов в любой жизненной сфере или нескольких из них.

Стремление к реализации себя и своего индивидуального потенциала – это естественная психологическая потребность каждого человека, которая заложена в нем с самого рождения. В иерархической пирамиде потребностей Маслоу реализация занимает самую высшую ступень. Найти себе в обществе, использовать по максимум заложенные природой возможности и таланты – все эти вещи буквально жизненно необходимы для каждого из нас. Реализация себя является залогом ощущения удовлетворенности жизнью и окружением.

Самореализация личности

Способность к воплощению в жизнь своих внутренних резервов заложена природой в любом человеке изначально. В сущности, самореализация личности играет вообще основополагающую роль в определении ее жизни, поскольку именно она способствуют выявлению и полноценному раскрытию даже самых не очевидных возможностей и талантов человека, что, как правило, приводит к наиболее стабильной и успешной жизни в социуме.

Вместе с тем, одновременно в раннем детском возрасте проявляются и множественные , сопровождающие человека оставшуюся жизнь. Их также необходимо выявлять и решать, а для этого требуется постоянная целенаправленная работа. В социальной среде скрывается самый большой враг реализации индивидуальности человека – это стереотипы. Стереотипное мышление широко распространено в обществе и часто может быть навязано любому человеку еще в раннем детском возрасте.

Личность человека всегда является одновременно как субъект, так и объект для социальной структуры. Так что в ходе адаптации индивида в социуме и его определенных группах, весьма важную роль играет его целеустремленность, внутренние направления деятельности, убеждения и мотивы. Как правило, именно целеустремленная личность, которая направляет свою деятельность на благо реализации своих возможностей и потенциала, достигает наибольшего успеха. В то же время индивид, который всегда идет по течению происходящих с ним обстоятельств, редко когда добивается личной цели.

Технически процесс реализации личности представляет собой такую направленность деятельности индивида, которая позволит максимально задействовать объективные условия окружающей среды и социума, а также его субъективные возможности, потенциал и таланты, с целью воплощения в реальность каких-либо личностных стратегических планов. Когда речь идет о самореализации, подразумевается только долгосрочная перспектива, а не однократное достижение на текущий период времени.

Творческая самореализация

Творческий процесс – это занятие, которое считается неотъемлемым для любого индивида, поскольку оно является эволюционно образовавшимся механизмом проявления субъективных возможностей человека. При этом овладение личностью сутью творчества в полной мере – это базовый критерий, определяющий также и ее духовное развитие.

Почему так важна именно творческая реализация? Дело в том, что творчество любого индивида напрямую сопряжено с его умением и талант в целом, что отражается на его успешности во всех других жизненных сферах.

Специалисты отмечают, что в наибольшей степени раскрытие возможностей субъекта происходит тогда, когда он совершает социально полезную и нужную деятельность. При этом, тем не менее, происходит сравнение не только со внешними мотивами, но также и внутренними представлениями о этой деятельности самого индивида. То есть такой тип деятельности должен соответствовать интересам этого человека, именно тогда она превратится в «самодеятельность», то есть реализация индивида в определенной сфере превращается в самореализацию. Личная мотивация является неотъемлемым фактором. Именно исходя из этого, мы можем утверждать факт того, что творческий процесс сам по себе изначально является процессом самореализации, каков он есть в своем «чистом» виде.

Профессиональная самореализация

Еще один актуальный тип реализации любого человека в прогрессивном обществе – это профессиональная самореализация. В данном случае ключевыми механизмами являются также процессы самоактуализации, которые являются чем-то вроде пускового механизма, определяющего дальнейшую направленность деятельности индивида. Как уже говорилось, именно в общественно полезной и актуальной деятельности возможно полное раскрытие потенциала и способностей каждого индивида. Так что профессиональная деятельность, особенно в сочетании с личными мотивами и целями, дает самую плодородную почву для развития самореализации.

Сама по себе деятельность в сфере выбранной профессии занимает в жизни едва ли не главенствующее положение. Многие из нас отдают своей работе практически все свободное время. Именно в условиях работы формируется определенный опыт, навыки, умения и знания, происходит рост, карьерный подъем. Она также оказывает значимое влияние на социальный статус индивида. Умение выбрать профессию, возможность реализовать в ней свои приобретенные навыки и таланты, достичь определенного успеха – вот одна из главных жизненных целей для многих людей.

По мере того, как происходит реализация индивида в данной сфере, у него формируются определенные качества и навыки, а также меняется взгляд на ситуацию вокруг него. В частности, можно определить аспекты, которые отмечаются по ходу профессиональной самореализации.

Исходя из их уровня актуальности для индивида, можно также говорить о его уровне реализации:

Индивид осознает принадлежность своей персоне к социальной группе определенной профессиональной занятости.
Также происходят понимание и оценка собственного соответствия критериям выбранной профессиональной деятельности. Индивид осознает свое место в работе, ее иерархическую структуру, возможности развития.
Понимание и оценка признания в сфере профессии со стороны окружающих. Их личная оценка его уровня профессионализма.
Развивается самооценка в данной сфере. Человек учиться принимать и адекватно оценивать свою позицию, возможности в работе, желания в рамках продвижения и реальный потенциал в этом направлении, свои плюсы и минусы.
Видение места работы в своей дальнейшей жизни.

Социальная самореализация

В отличие от других областей жизнедеятельности, основывается на сугубо личных целях индивида. Она заключается в достижении им того уровня социального статуса и удовлетворенностью жизни в социуме, который для него кажется идеальным.
Реализация индивида в этой сфере жизни во многом связана с социальными ролями, которые заключают в себе любую из возможных социальных деятельностей, например, педагогическую, политическую, гуманитарную.

Реализация самого себя в жизни в целом, во многом опирается также на способность индивида к эмпатии, то есть чувственности. Речь идет не только об отношении к окружающим, хотя и оно нередко играет свою роль. Наибольших результатов в жизненной самореализации достигают люди, которым, например, присуща ответственность за принятые ими решения и поступки.
Направление деятельности любого человека в рамках реализации себя в социуме обусловлено позицией его внутреннего «Я для других». То есть мотивация поступков и жизненная позиция индивида связаны с тем, как бы он хотел выглядеть в глазах окружающих его людей.

Условия самореализации личности

Существует ряд факторов, при отсутствии которых данный процесс в принципе невозможен, то есть имеются в виду условия самореализации личности. К ним относится воспитание и культура индивида. К тому же, каждый социум и каждая отдельная социальная группа, к которым относится и система семьи, вырабатывает свои стандарты и уровни развития личности. Это отражается и на воспитательных процессах, поскольку каждая отдельная общностью будет оказывать на ребенка, то есть будущего полноценного индивида, определенное влияние, прививать ему свою культуру, линии поведения, обособлять черты характера, принципы, и даже мотивацию поведения. Также отдельным влиянием, которое нередко оказывается наиболее сильным, обладают принятые в социальной среде традиции, устои, даже стереотипы.

Цели самореализации

Поскольку данная деятельность направлена на достижение определенных внешних позиций, цели самореализации заключаются, по большей части, не в познавании себя и внутренней аналитике, а на проявлении своей индивидуальности, имеющихся возможностей и потенциала среди людей. Когда мы говорим о том, что человек состоялся в жизни, мы подразумеваем полное задействование всех его внутренних ресурсов, направленное на реализацию задуманных им планов. Первичная проблема самореализации заключается в том, что между внутренними энергетическими запасами, желаемыми достижениями и реальными успехами может наблюдаться полное несоответствие. Таким образом, истинный потенциал человека, то есть его таланты и внутренние резервы, могут быть не раскрыты полностью в связи с определенными внешними обстоятельствами, что приводит к неудовлетворенности.

Проблемы самореализации

Несмотря на большое внимание к данному вопросу со стороны специалистов, проблемы самореализации все еще плохо изучены. По большому счету это связано с тем, что сами процессы реализации субъекта достаточно емкие и сложные, так что даже не существует какой-либо единой теории ее определения в психологии.

В подростковом возрасте многие из нас мечтают видеть себя в будущем в определенной роли, например, успешного бизнесмена, актера. Но жизнь, в частности сам социум и даже близкие нам люди, вносит свои коррективы, ведь общество не нуждается в сотнях и тысячах однотипных по своему профессиональному и социальному призванию людях. Наблюдается несоответствие между желанием и реальными возможностями, что уже может привести к неудовлетворенности, а сам подросток встает перед нелегким выбором.

Чтобы решить подобную проблему самореализации, стоит разучиться жить подростковыми мечтами, не замахиваться в столь юном возрасте на далекое будущее. К тому же, столкнувшись с трудностями следует не отказываться от своих целей, а искать пути их достижения.

Рассматривая профессиональную деятельность как предмет изучения в психологии, необходимо отметить следующее. Профессиональная деятельность изучается как особая функция субъекта в процессе трудовой деятельности. В этом смысле изучение профессиональной деятельности неразрывно связано с анализом тех особенностей предметной действительности, которые определяют ее содержание, а также с анализом изменений в развитии человека как следствием осуществления субъектом этого вида деятельности.

Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути.

Л.И. Белозерова трактует профессиональное становление как процесс развития от стремления реализовать свои творческие, потенциальные возможности к пониманию своего призвания, к формированию профессионализма. Она утверждает, что профессиональное становление осуществляется через развитие самосознания личности. Профессиональное самосознание находит выражение в самосовершенствовании, самообразовании личности. Профессиональное становление происходит по мере обучения, воспитания, самообразования студента, являясь по отношению к нему интегрирующим процессом.

Термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. В настоящее время этот термин отсутствует в отечественной справочной литературе, в то время как в зарубежной он трактуется неоднозначно. Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала».

Самореализация личности в профессиональной сфере на жизненном пути предполагает следующие этапы: профессиональное самоопределение (выбор вида и направленности деятельности), становление в избранной профессии, профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности. Однако периодически человек уточняет, корректирует ход своей самореализации, возвращаясь к тому или иному ее этапу. Генезис затруднений и трудностей самореализации в профессиональной сфере уже закладывается в предпосылках самореализации личности и впоследствии имеет место на каждом из выделенных этапов, а на самих затруднениях отражается специфика профессии.

Первый этап самореализации - самоопределение. Самоопределение является одним из центральных механизмов становления личностной зрелости, который заключается в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми.

Понятие профессиональное становление личности - процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление.

Э.Ф. Зеер считает, что профессиональное становление - это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. Учёный утверждает, что движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности. Автор даёт краткое определение профессионального становления - это «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализация деятельности личностью. Э.Ф. Зеер сформулировал следующие концептуальные положения :

профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;

· ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности;

· процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нём можно выделить качественные особенности и закономерности;

· профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляет личности возможности для самоактуализации;

· индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и не нормативными событиями, случайными обстоятельствами, а также иррациональными влечениями человека;

· знание психологических особенностей профессионального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю.

Профессиональное становление - это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма.

Профессиональное становление представляет собой динамический процесс «формообразования» личности, адекватной деятельности, который предусматривает формирование профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионально важных качеств, развитие профессионально значимых психофизиологических свойств, поиск оптимальных способов качественного и творческого выполнения профессионально значимых видов деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности. Системообразующим фактором этого процесса на разных стадиях становления выступает социально-профессиональная направленность, формируемая под влиянием социальной ситуации комплекса взаимосвязанных развивающихся профессионально значимых видов деятельности и профессиональной активности личности.

Переход от одной стадии становления к другой инициируется; изменениями социальной ситуации, сменой и перестройкой ведущей деятельности, - что приводит к - профессиональному развитию личности кризису ее психологической организации, формированию новой целостности, сменяющейся дезорганизацией и последующим установлением качественно нового уровня функционирования центром которого становятся профессионально обусловленные психологические новообразования.

Профессиональное становление личности представляет собой процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально-значимых психофизиологических свойств через разрешение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей веду щей деятельностью .

Процесс профессионального становления опосредован профессионально значимыми видами деятельности и социальной ситуацией. Динамика профессионального становления подчинена общим закономерностям психического развития: преемственности, гетерохронность, единству сознания и деятельности.

Действенность профессионального становления личности зависит от следующих условий: психологически обоснованного выбора профессии; профессионального отбора оптантов, имеющих интерес и склонность к профессии, формирования у них профессиональной направленности, придания содержанию и технологии профессионально-образовательного процесса в учебном заведении развивающего характера; последовательного освоения специалистом и профессионалом системы взаимосвязанных видов деятельности.

На начальных стадиях профессионального становления решающее значение имеют противоречия между личностью и внешними условиями жизнедеятельности. На стадиях профессионализации и особенно профессионального мастерства ведущее значение приобретают противоречия внутрисубъектного характера, обусловленные внутриличностными конфликтами, не довольством уровнем своего профессионального роста, потребностью в дальнейшем саморазвитии и самоосуществлении. Разрешение этих противоречий приводит к нахождению новых способов выполнения профессиональной деятельности, смене специальности, должности, а иногда и профессии.

Переход от одной стадии профессионального становления к другой сопровождается кризисами. Поскольку они психологически обоснованы, назовем их нормативными. Крушение профессиональных намерений, прекращение профессионального образования, вынужденное увольнение, переквалификация также сопровождаются кризисами (назовем их ненормативными). Следует также констатировать, что любая профессиональная деятельность деформирует личность, приводит к образованию социально и профессионально нежелательных качеств, черт характера.

В процессе профессионального становления возникают противоречия двоякого рода:

· между личностью и внешними условиями жизнедеятельности.

· внутриличностные.

Основным противоречием, детерминирующим развитие личности, является противоречие между сложившимися свойствами, качества ми личности и объективными требованиями профессиональной деятельности.

Образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качёства составляют профессиональный потенциал развития специалиста. Реализация потенциала зависит от многих факторов:

· биологической организации человека,

· социальной ситуации,

· характера профессиональной деятельности,

· активности личности, ее потребности в саморазвитии и самоактуализации.

Но ведущим фактором профессионального становления личности является система объективных требований к ней, детерминированных профессиональной деятельностью, в процессе выполнения которой и возникают новые свойства и качества. Смена или перестройка способов ее выполнения, изменение отношения к ведущей деятельности обусловливают стадиальность развития личности.

В профессиональном становлении также большое значение имеют социально-экономические условия, социально-профессиональные группы и активность самой личности. Субъективная активность человека определяется системой устойчиво доминирующих потребностей, мотивов, интересов, ориентаций и т.п.

Детерминация профессионального становления личности различными психологическими школами трактуется по-разному.

Социально-психологические теории рассматривают профессиональное развитие как результат социальной селекции и предшествующей выбору профессии социализации.

Психодинамические теории в качестве детерминант профессионального развития человека рассматривают инстинктивные побуждения и эмоционально окрашенный опыт, полученный в раннем детстве. Важную роль играет реальная ситуация в мире профессий, которую наблюдает личность в детстве и ранней юности.

Представители психологии развития факторами профессионального становления считают предшествующее (до выбора профессии) образование и психическое развитие ребенка.

Л.М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности :

· адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм. Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта.

· модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей. Модель профессионального развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию движущими силами развития специалиста являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями. Основная движущая сила развития профессионала - внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отраженным». Переживание этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления.

Можно выделить следующие траектории профстановления:

1. Плавное, бесконфликтное и бескризисное профессиональное становление в рамках одной профессии.

2. Ускоренное развитие на начальных стадиях становления с последующими стагнацией и спадом. Реализуется, как правило, также в рамках одной профессии.

3. Ступенчатое, скачкообразное личностное и профессиональное развитие, приводящее к вершинным достижениям (не обязательно в рамках одной профессии) и сопровождающееся кризисами и конфликтами профессионального становления.

Изменение темпа и вектора развития происходит в основном при смене стадии становления. Решающее значение при этом имеют изменения социальной ситуации развития, ведущей деятельности и собственной активности личности. Каждый из трех основных вариантов становления имеет разнообразные версии.

При профессиональном становлении могут возникать затруднения, которые, в свою очередь, накладываются на ранее имевшиеся затруднения в ходе профессионального самоопределения (выбора профессии). При этом личность либо «доопределяется» и адаптируется в ходе профессионального становления, либо оказывается в ситуации безработицы. Возможен также вариант обретения новой профессии, в которой личность сможет самореализоваться более адекватным образом, чем ранее. Однако в данном случае необходимо наличие значительного личностного потенциала и способности выйти на иной, более высокий уровень самореализации.

В этап профессионального роста входят развитие профессиональной компетентности и последующая адаптация уже не себя к профессии, а профессии к себе (Е.П. Ильин). Безусловно, существует преемственность, плавный взаимопереход между этапами профессионального становления и профессионального роста. Последний соответствует высокому уровню самореализации личности - уровню смысложизненной и ценностной реализации (сущностной аутентичности). В структурно-функциональной модели самореализации личности имеет место сбалансированность между блоками модели при некотором превалировании блока «хочу» взаимосвязанного со смысложизненными и ценностными ориентациями. При этом блок «хочу» содержит выраженный компонент аутентичности. Низкий уровень самореализации отличается преобладанием данного блока, примитивно выраженного, с превалирующим потребностным компонентом. Именно на этом уровне аккумулируются различного рода затруднения самореализации в профессиональной сфере.

С уровнями самореализации, генезисом самореализации личности связано понятие личностной зрелости и ее становления, что особенно важно в профессиональной сфере как одной из основных сфер жизнедеятельности. Характеристика, атрибутивно присущая личности, самореализующейся в профессиональной сфере, - личностная автономность. Таким образом, автономность может служить одним из условий личностной зрелости и, соответственно, высокого уровня самореализации личности.

Близким понятиям к понятию профессионального становления, самоопределения является понятие «профессиональная самореализация», раскрываемым А. Маслоу «через увлеченность значимой работой», К. Ясперсом через «дело», которое делает человек. В этом понятии также акцентируется активность личности в процессе профессионализации человека. Но понятие «профессиональная самореализация» является более узким, чем понятие «профессиональное самоопределение» и характеризует лишь одну стадию профессионального самоопределения.

Итак, Э.Ф. Зеер утверждает, что профессиональное становление личности обогащает психику, наполняет жизнедеятельность человека особым смыслом, придаёт профессиональной биографии значительность. Профессиональное становление - это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма.

Что такое самореализация и самоактуализация, зачем и как реализовывать свое предназначение, как составить план самореализации, свою миссию, и какие будут последствия самореализации


У каждой системы, в соответствии с принципом иерархичности , есть подсистемы и надсистемы.

Подсистемы используются как управляемые ресурсы для выполнения функции системы.

А надсистемы управляют системами или создают новые, делая их своими элементами, также для выполнения своей функции.

При этом каждая система одновременно является надсистемой для своих подсистем и подсистемой для своих надсистем.

У человека также есть надсистемы. Одни из них являются искусственными , созданными самим человеком: здания, организации, города, государства и т.п. Другие же являются естественными : леса, моря, горы, материки, планеты, галактики и т.д. Подобные системы создаются гораздо более сложной надсистемой. Человек называет ее по-разному - Бог, Вселенная, Судьба и т.п., но смысл одинаков.

Самоактуализация

Человек не знает свое предназначение с рождения, но может сказать, какое занятие ему доставляет удовольствие и , а какое совершенно не нравится. Это первый этап самореализации: человек осознает свой характер, темперамент , склонности, талант и определяет, как реализовать предназначение, но пока не понимает, в чем оно заключается.

Затем человек обобщает свой опыт, сознательно ставит перед собой цели , развивается более направлено и достигает первых успехов . Это второй этап самореализации: человек осознает, что можно сделать для реализации своего предназначения, но все еще не понимает, в чем оно заключается.

И наконец, человек обобщает свои цели и успехи и определяет, зачем он это делает: осознает свое предназначение и цель жизни.

В целом, этот процесс называется самоактуализацией.

В некоторых религиях самоактуализация заключается в пробуждении особой энергии чистого намерения . Она является индивидуальной основой человека, которая изначально «дремлет». Пробудившись (осознав ее), она дает человеку второе рождение и придает силы для достижения целей в соответствии с его предназначением. Используя эту энергию, человек точно знает, что ему нужно делать, выполняет действия особенно легко и получает все ожидаемые результаты.

Параллельно с самоактуализацией человек может заниматься и самореализацией, связанной с выполнением фактических действий и достижением целей на основе имеющихся ресурсов и полученного при самоактуализации опыта.

Реализация предназначения

Человек, как система с очень сложной и развитой моделью поведения – интеллектом, способен осознать свое предназначение и сознательно его реализовать.

В соответствии с этим методом я составил свою миссию и получился список с более чем 20 стратегическими и 100 тактическими целями. Многие из них я уже достиг или достиг частично. И полезно то, что я вижу следующие возможные шаги, а главное – вижу последний шаг, цель моей жизни. Вот наиболее важные цели в моем плане самореализации.

Создание сайта

Разработка методов развития

Разработка сервисов

Написание книги

Создание и проведение тренингов

Создание тренинговой компании

Внедрение учебной программы по личному развитию
в образовательные системы

Применение этого метода и составление визуального плана самореализации позволит «увидеть» полный путь к цели жизни. Это повысит определенность, а, значит, снизит стресс и негативные эмоции при самореализации. Также это дает много энергии для выполнения действий и успешного достижения всех поставленных целей.

Их, и является самым мощным мотиватором для движения вперед к успеху, свободе, счастью и гармонии.

Занимаясь деятельностью в предметной области, соответствующей предназначению, человек воспринимает информацию и обрабатывает ее гораздо быстрее, чем в других областях. Это позволяет гораздо быстрее накапливать знания , обучаться и расширять парадигму мира.

Применение этих знаний на практике позволяет приобретать умения и выполнять действия с оптимальной эффективностью и минимальным количеством ошибок. Умения гораздо легче преобразуются в навыки , а затем и в компетенции .

Это происходит благодаря врожденному таланту . Развивая его, постепенно появляются подсказки. Когда человек испытывает счастье при достижении цели в определенной предметной области, это является сигналом, что он на правильном пути и ему следует двигаться по нему дальше.

Реализуя свое предназначение, человек полностью избавляется от негативных эмоций, тоски, стресса, депрессии. Он испытывает только положительные эмоции, счастье, радость, удовольствие, что позволяет действовать непрерывно, максимально успешно и эффективно.

После появления первых успехов в процессе самореализации, человек сразу начинает чувствовать свою значимость, становится увереннее, мужественнее, решительнее, полностью избавляется от одиночества. Он убеждается в том, что способен на гораздо большее, чем думает о себе сейчас. В конечном итоге, человек осознает, что на пути самореализации он способен абсолютно на все и ему ничто не может помешать. Важно осознать это как можно раньше, ведь на это способны все.

После самореализации человек переходит в состояние умиротворения , становится мудрым и может помогать другим людям в определении и реализации их предназначения, делясь личным опытом. Человек может написать книги о своей жизни, пути своей самореализации, создать образовательные курсы, начать преподавать в той области, которая соответствует его таланту. Это поможет следующим поколениям пройти свой путь самореализации в аналогичной предметной области более эффективно и с меньшим количеством ошибок.

В любом случае, определение предназначения – это, безусловно, переломный момент в жизни каждого человека, как говорится в разных религиях «второе рождение». А его реализация – самый трудный, приятный и полезный процесс в жизни.