По имени

Социально-трудовые отношения. Управление социально-трудовыми отношениями в электроэнергетике

Глава 3. Управление трудовыми отношениями

Договорная основа трудовых отношений

В настоящее время в российских организациях между работниками и работодателями очень часто возникают конфликтные ситуации, связанные с трудовыми отношениями, неверным начислением заработной платы, невыплатой при сокращении компенсации, положенной в соответствии с действующим трудовым законодательством, и т. п. Для решения трудовых споров граждане обращаются в Федеральную инспекцию по труду или в суд. Истина, как правило, торжествует, и работникам удается отстоять свои права. Но это возможно лишь в том случае, когда трудовые отношения оформлены официально с заключением трудового договора (контракта), с выплатой официальной заработной платы, с начислением соответствующих налогов. В этом случае государственные органы будут на стороне работника. Если же работник трудится в негосударственной организации без соответствующего оформления отношений, а просто по договоренности, то в случае возникновения конфликтной ситуации или сокращения он оказывается лишен возможности защитить свои права.

Поэтому очень важно грамотно оформить трудовые отношения в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

Под трудовым договором (контрактом) в соответствии со статьей 56 ТК РФ следует понимать соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Типовой трудовой договор, заключаемый с работниками одного из негосударственных московских предприятий, приведен ниже.

Трудовой договор

г. Москва «__» ______2006 г.

ООО «Фирма», именуемое в дальнейшем «Работодатель», в лице генерального директора, действующего на основании Устава, с одной стороны, и гражданин Российской Федерации __________________,

именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, далее вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:

Предмет Договора

1.1.Настоящий Договор регулирует трудовые отношения между Работником и Работодателем, основанные на соглашении о личном выполнении Работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности) в соответствии с п. 1.2. настоящего Трудового договора.

1.2.Работодатель принимает на работу Работника на должность

В структурное подразделение

С испытательным сроком ______месяц(а). Работник принимается на работу по основному месту работы.

1.3.Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются Работодателем и доводятся до сведения Работника под роспись в момент подписания Работником настоящего Трудового договора. Факт ознакомления и согласия Работника с положениями Правил внутреннего трудового распорядка подтверждается подписанием Работником настоящего Трудового договора.

Управление социально-трудовыми отношениями

Важнейший элемент управления соц. сферой, охватывающий решение соц.-экон. и духовно-нравственных проблем продуктивной занятости и защиты от безработицы, справедливой оплаты труда и формирования доходов тех, кто работает, совершенствования форм соц. партнерства, гуманизации труда, профессиональной подготовки и повышения квалификации, стимулирования трудовой деятельности непосредственно в организациях, воспитания уважительного отношения к труду и коллегам по совместной работе. Субъектами У. с.-т. о. наряду с органами гос. власти и местного самоуправления выступают ассоциации предпринимателей и др. объединения работодателей, профессиональные союзы и др. объединения наемных работников, общественные организации и движения.

Социальное развитие организации предполагает совершенствование материальных, общественных и духовно-нравственных условий, в которых происходит производство материальных благ, складываются объективные связи между личностями и формируются морально-этические ценности.

Социальное развитие должно, прежде всего, ориентироваться на:

    Совершенствование социальной структуры персонала и регулирование его численности с учетом культурно-образовательного уровня.

    Улучшение экономических, эргономических и санитарно-гигиенических условий труда и обеспечение его безопасностей.

    Стимулирование средствами материальных вознаграждений и нравственного поощрения эффективного труда, индивидуальной и групповой ответственности за результаты совместной деятельности.

    Создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психической обстановки.

    Обеспечение социального страхования работников и соблюдение их социальных гарантий и гражданских прав, включая права человека.

    Рост жизненного уровня работников и членов их семей, включая удовлетворение потребностей в жилье, бытовых удобствах, пище, промышленных товарах.

24. Социальная среда - основные факторы.

Основные факторы социальной среды организации - потенциал организации, ее социальная инфраструктура; условия работы и охрана труда; социальная защищенность работников; социально-психологический климат коллектива; материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты; внерабочее время и использование досуга.

Социальная инфраструктура включает: - жилищный фонд и объекты коммунального хозяйства, включая все сети обеспечения (канализация, вода, газ, электричество).- Медицинские и лечебно-профилактические учреждения- Объекты образования и культуры - Объекты торговли и общественного питания - общественно-бытовые обслуживания и базы массового отдыха - Коллективные дачно-садовые товарищества и пр.

Условия работы и охрана труда (включая факторы, связанные с содержанием совместной работы, техническим ур-ем производства и качеством рабочей силы, а также с факторами, воздействующими на психофизиологическое самочувствие рабочих, динамику травматизма и профессиональных заболеваний)

Социальная защищенность работника (обеспечение минимальной зарплатой, нормальная продолжительность рабочего времени, возмещение вреда здоровью, отчисление в пенсионные и другие взносы). Отпуск не менее 24 рабочих дней.

Социально-психологический климат коллектива является результатом совокупного влияния на персонал, мотивации труда, культуры общения работников, межличностных и межгрупповых связей. На последнее оказывает влияние психологическая совместимость работников, их жизненный оптимизм и нравственная воспитанность. Наличие данных показаний способствует формированию эффективных трудовых коллективов.

Материальное вознаграждение и семейные бюджеты .

Материальное вознаграждение – основная форма развития персонала организации, способствующая всестороннему развитию работника, обеспечивающая компенсацию трудовых затрат, формирование общественного статуса и семейных бюджетов.

Оплата труда должна основываться на социальном минимуме, которая для каждой категории работников разная.

Внерабочее время и использование досуга

Происходящие в России преобразования требуют решения актуальных проблем в области управления социально -трудовыми отношениями для отраслей ТЭК.

Система социально -трудовых отношений представляет собой сложную, иерархическую структуру связей интегрированных в её рамках людей, организаций, социальных институтов и органов управления. Функционирование и воспроизводство этой системы тесно связано с циклическими воздействиями внешних и внутренних факторов. Можно выделить три типа воздействий:

  • трудовое поведение больших групп наёмного персонала, носящее в значительной степени спонтанный, вероятностный характер;
  • деятельность органов управления разных уровней, обладающая чёткой формализацией отношений и построенная на основе регулирования социальных процессов;
  • рыночные отношения, воздействующие на трудовое поведение работников опосредованно через рынок труда.

Следовательно, регулирование социально-трудовых процессов должно охватывать все типы упомянутых воздействий. В транзитивной (переходной) экономике усиливаются процессы дисбаланса, рассогласования социально-трудовых отношений. Оттого возрастает значение всестороннего анализа динамики социально-трудовых отношений, в том числе процесса формирования и развития трудового потенциала крупной энергокомпании. Структурно-функциональная схема указанного процесса, разработанная автором с учётом , , , , включает основные элементы:

  • трудовые ресурсы;
  • процесс превращения трудовых ресурсов в рабочую силу коллектива;
  • рабочую силу;
  • трудовой потенциал.

На трудовые ресурсы оказывают влияние:

  • политика доходов и демографическая политика государства;
  • изменение образовательного и культурного уровня населения;
  • рационализация размещения трудовых ресурсов.

Процесс превращения трудовых ресурсов в рабочую силу коллектива протекает под влиянием развития системы рабочих мест, оптимизации половозрастной и профессиональной структуры трудовых ресурсов региона (местности, населенного пункта), профессиональной ориентации и переобучения; мер по привлечению людей к общественно-полезному труду.

На формирование рабочей силы оказывают воздействие: рационализация процесса набора, отбора, расстановки персонала, его адаптации в компании, устранение излишков персонала (скрытой безработицы), механизация и автоматизация производства (в том числе устранение ручного и тяжелого физического труда).

На процесс превращения совокупной рабочей силы коллектива компании в трудовой потенциал оказывают воздействие применение прогрессивных форм организации и нормирования труда, совершенствование условий и охраны труда, повышение квалификации работников.

Трудовой потенциал компании формируется под непосредственным воздействием совершенствования стимулирования персонала (материального-денежного и неденежного, временем, трудом, морального), повышения эффективности использования рабочего времени, интенсивности труда, укрепления дисциплины.

Важнейший фактор успешной деятельности крупной энергокомпании — эффективное управление трудовым потенциалом, который представляет собой часть трудового потенциала общества, совокупную способность работников компании к высокопроизводительному и квалифицированному выполнению трудовых функций, обеспечивающих успешное осуществление компанией общественно-полезных производственных, экономических и социальных задач.

Трудовой потенциал включает в себя помимо качественных характеристик рабочей силы (состояние здоровья, образование, способности, квалификация, знания, умения, социальная зрелость) оптимальные для общества затраты трудовой энергии работников и эффективную организацию их совместной целенаправленной и дисциплинированной трудовой деятельности. Кроме того, понятие «трудовой потенциал» имеет и количественную сторону, характеризующуюся обоснованной численностью персонала и интенсивностью труда. Соотношение качественной и количественной сторон трудового потенциала определяется результативностью управления персоналом компании, прежде всего её конкурентоспособностью на рынке труда. В настоящее время энергокомпании основное внимание должны уделять совершенствованию качественных характеристик персонала.

Трудовой потенциал энергокомпании оказывает серьезное влияние на эффективность реализации её экономического потенциала и темпы развития благодаря способности к повышению качества, взаимозаменяемости отдельных элементов. Величина трудового потенциала зависит от условий воспроизводства материально-вещественных факторов.

Повышать эффективность использования трудового потенциала необходимо за счёт роста интенсивности и производительности труда. Особое внимание следует обратить на инновационную составляющую трудового потенциала (уровень знаний, умений и т.п.). Только в этом случае появится возможность использовать «прорывные» технологии.

Трудовой потенциал характеризуется показателями, отражающими меру способности персонала (например, энергокомпании) достичь определённых результатов и обеспечить эффективное экономическое развитие компании. В условиях реструктуризации отрасли резко возрастают требования к системе управления трудовым потенциалом энергокомпаний. Мной разработана концептуальная схема управления трудовым потенциалом энергокомпании, представляющая систему, где все элементы и составляющие независимы, паритетны и равнозначны (рисунок 1 см. в журнале ).

Субъект управления трудовым потенциалом энергокомпании имеет иерархическую структуру: аппарат Министерства энергетики РФ и региональных органов власти; подразделения, занятые управлением персоналом в компаниях федерального и регионального уровня, на предприятиях (учреждениях). Структура объекта управления также является иерархической. Выделены шесть основных направлений деятельности по формированию и развитию трудового потенциала компаний, а именно формирование и воспроизводство человеческого ресурса компании, условий трудовой деятельности персонала, управление социально-трудовыми отношениями и процессом кадровой работы, социальная защита и обеспечение кадров, информационно-аналитическое и научно-методическое обеспечение кадровой работы.

Принципиально новым является блок «Формирование и воспроизводство человеческого ресурса компании», предусматривающий изучение макроэкономических показателей, влияющих на состояние рынка труда с учётом особенностей баланса трудозанятости, цены рабочей силы, характеристик персонала и т.п. Указанное направление (как и большинство других) развито до уровня методики. Данная методика комплексного учета показателей отраслевых программ по поддержке и развитию занятости работников энергокомпании включает показатели, характеризующие:

  • общее состояние регионального (местного) рынка труда (коэффициент занятости, в том числе на градообразующих предприятиях, движение рабочих мест и работников и др.);
  • уровень безработицы (в том числе скрытой и структурной, коэффициент напряжённости на рынке труда);
  • возможности самоадаптации на рынке труда (самозанятость, вторичная занятость, миграция и т.п.);
  • демографические показатели региона;
  • оценку финансового состояния энергокомпаний.

Последний раздел крайне важен для энергокомпаний, которые характеризуются значительной стоимостью создания новых и поддержания имеющихся рабочих мест. Предложены показатели, характеризующие потенциал сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест за счёт собственных и заёмных средств, включающих рентабельность продукции, отношение долгосрочных заёмов к краткосрочным обязательствам, сумму чистой прибыли, амортизации и долгосрочных заёмов .

Важнейшие показатели, характеризующие остальные направления концептуальной схемы, отражены в интегральной модели оценки результативности управления персоналом компании, которая отражает трудовой потенциал, изменение условий среды и мотивированности работников.

По мнению автора, оценивать результативность управления персоналом крупной энергокомпании наиболее рационально с помощью комплексного показателя. Это объясняется тем, что показатели, характеризующие отдельные направления деятельности по управлению персоналом, часто изменяются противоположно, что усложняет процедуру оценки. Кроме того, потребность в учете значительного количества локальных факторов затрудняет получение информации, отражающей состояние кадровой работы в целом. Последнее очень важно именно при выработке стратегических решений.

Наиболее трудно сформировать комплексные оценочные показатели для сложных, многоуровневых производственных структур, включающих большое число дочерних акционерных обществ, занятых различными видами деятельности: в нефтяном секторе — добычей и переработкой нефти, сбытом нефтепродуктов; в электроэнергетике — производством, передачей и реализацией энергии.

В разработанной модели расчётный трудовой потенциал крупной компании предлагается оценивать следующими частными показателями:

  • изменение возрастного и полового состава персонала, продолжительности его работы в компании, внутренней мобильности и текучести кадров, уровня образования работников, повышение ими квалификационного уровня .

Оценка трудового потенциала компании получается умножением расчётного трудового потенциала на коэффициенты, характеризующие конкурентоспособность компании на рынке труда и эффективность программ повышения квалификации её работников. При этом первый коэффициент определяется как отношение среднемесячных затрат на рабочую силу в расчете на одного работника дочернего АО или компании в целом к данному показателю для промышленности региона (страны). Второй коэффициент характеризует отношение долей персонала, повысившего квалификацию в дочернем АО, и компании в целом, которое корректируется постоянным коэффициентом, равным 0,65. Указанная константа представляет частное от деления годового прибавочного продукта, получаемого в результате повышения квалификации, на затраты на подготовку рабочей силы. Она была определена по данным из , .

Оценка изменения условий рабочей среды (среды функционирования) отражает степень износа основного капитала, изменение удельного веса числа работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, уровень производственного травматизма, широту охвата персонала нормированием и коллективными формами организации труда, уровень социальных выплат персоналу. Особо отмечу возрастающую значимость нормирования труда работников (в том числе их численности), которая характеризует интенсивность использования трудового потенциала.

Мотивированность работников на высокопроизводительный труд предлагается измерять частными оценочными показателями, характеризующими конкурентоспособность уровня заработной платы работника и её потенциал, изменение доли затрат на персонал в себестоимости реализации (издержках обращения), степень дифференциации уровня заработной платы в компании (дочернем АО), уровень задолженности по оплате труда персонала и оценку эффективности системы организации стимулирования труда работников.

Показатели, характеризующие выделенные направления оценки (расчётный трудовой потенциал, состояние рабочей среды и мотивацию персонала), формируются как средние арифметические взвешенные величины. При этом вес входящих в них частных оценочных показателей определяется экспертным путем. Большинство частных показателей представляют относительные величины, характеризующие эффективность работы структурной единицы в рамках всей компании. Это позволяет устранить недостатки оценки от достигнутого состояния производственной системы.

Интегральная модель для компании в целом представляет среднее арифметическое взвешенное комплексных оценок групп дочерних АО, занятых разными видами деятельности. При этом веса рассчитываются как доля численности персонала данной группы в среднесписочной численности работников компании в целом. Разработанная модель допускает введение новых оценочных показателей, характеризующих особенности деятельности конкретных компаний и их дочерних АО. Она апробирована в НК «Роснефть».

Разработанная интегральная модель может использоваться для выработки рациональных стратегических решений и оптимизации планирования кадровой работы. В крупных энергокомпаниях появляется возможность организации мониторинга социально-кадровой деятельности дочерних АО и получения оценки результатов работы по данному направлению руководящих кадров и работников служб управления персоналом. В частности, предлагаемая модель может найти применение для оценки результатов деятельности кадровых служб создаваемых генерирующих компаний, энергоугольных и энергогазовых холдингов. При этом рассмотренная модель расширяет возможности модуля HR SAP R/3 и им подобных систем. Кроме того, разработанная модель может быть основой для организации диагностики управления персоналом и системы кадрового аудита (в том числе аудита организации оплаты труда работников).

В таблице 1 представлены принципы формирования системы диагностики управления персоналом энергокомпании.

Таблица 1

Принципы формирования системы диагностики управления персоналом энергокомпании

Принципы Общенаучные Особенные (теории управления персоналом) Специальные (диагностики управления персоналом)
Методологические Идеализация Системность Комплексность
Методические Инвариантность Конструктивность определений Нормативность
Практической реализации Полезность Интерпретируемость Базирование на действующей системе учёта

Предлагаемая модель может быть использована для оценки развития кадрового «ядра» энергокомпании. Данная проблема чрезвычайно важна, так как наметилось определённое снижение качества кадрового «ядра» энергопредприятий из-за старения персонала, снижения уровня полученного образования и других сходных причин.

  • рабочих основных цехов с разрядом не ниже четвертого и ступенью оплаты труда по Единой тарифной сетке (ЕТС) не ниже пятой;
  • рабочих вспомогательных цехов и непромышленной сферы с разрядом и ступенью оплаты труда по ЕТС не ниже пятой;
  • руководителей, специалистов, служащих со ступенью оплаты труда по ЕТС не ниже восьмой-девятой.

Таблица 2 характеризует соотношение кадрового «ядра» и периферии рабочей силы Каширской ГРЭС-4. По ряду других ТЭС и электросетевых предприятий получены сходные данные.

Таблица 2

Обобщённые данные, характеризующие соотношение ядра персонала
и периферийной рабочей силы Каширской ГРЭС-4 филиала АО «Мосэнерго», %

При формировании ядра коллектива энергокомпании, которое включает высококвалифицированных работников-энергетиков и высокопрофессиональный общепромышленный персонал, следует ориентироваться на внутренний рынок труда компании. Формирование и развитие ядра коллектива должно происходить с обучением за счёт средств компании с последующей обязательной отработкой в течение 3—5 лет, ротацией кадров, управлением карьерой; предоставлением широких социальных льгот работникам ключевых профессий (ссуд на покупку жилья, автомобилей, дачное строительство).

Периферийную рабочую силу, которая охватывает профильный персонал низкой квалификации, работников общепромышленных, массовых профессий и временный персонал, в значительной мере можно формировать за счёт внешнего рынка труда, так как обычно уровень оплаты труда в энергокомпании вполне привлекателен для этих категорий.

Разработанная методика может быть использована для сравнения результатов кадровой работы в отраслях ТЭК. Выполненные расчёты показали, что в 1998 году комплексная оценка результативности управления персоналом для угольной промышленности составила 1,26, нефтяной, газовой и топливной промышленности соответственно 3,05, 5,70 и 2,31. Для электроэнергетики данный показатель составил 1,79, для нефтегазового строительства — 0,95, для отраслей ТЭК в целом — 1,50. Существенный отрыв газовой промышленности по величине оценки автор может объяснить прежде всего высоким уровнем оплаты труда персонала в газовой отрасли, относительной стабильностью её кадрового состава, значительным образовательным потенциалом работников и достаточно высокой долей расходов на персонал в структуре производственных затрат.

Предложенная структурно-функциональная модель процесса управления трудовым потенциалом компании позволяет ставить задачи с переменным целеположением и переменными структурами, учитывать взаимовлияние элементов организационной системы, обеспечивать единые принципы развития компаний или их структурных подразделений. Теоретическая значимость модели возрастает по мере разработки научно-методического обеспечения её элементов. Модель даёт возможность рационализировать информационные потоки, определить оптимальный объём необходимой информации для выработки обоснованных решений в сфере кадровой политики компании.

На наш взгляд, вопросам оптимизации управления социально-трудовыми процессами в электроэнергетике уделяется недостаточно внимания, хотя в период реструктуризации и модернизации электроэнергетики значимость указанных проблем растёт. Поэтому необходимо активизировать усилия ученых и практиков для их решения.

Литература

  1. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. — М.: Наука, 1998. — 254 с.
  2. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: Инфра-М, 1999. — 512 с.
  3. Галахов В.И. Кадровое обеспечение федерального железнодорожного транспорта. — М.: Транспорт, 1998. — 150 с.
  4. Гутгарц Р.Д. Информационные технологии в управлении кадрами. — М.: Инфра-М, 2001. — 235 с.
  5. Тимофеев А.В. Проблемы поддержания и развития занятости работников предприятий ТЭК // Вестник электроэнергетики. — 2001. — №3.
  6. Тимофеев А.В., Божанова О.Я., Карасёва Л.П. Проблема оценки результативности управления персоналом крупных компаний топливно-энергетического комплекса // Новые технологии. — 2000. — № 6. — С.12—15.
  7. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. — СПб.: Наука, 1999. — 309 с.
  8. Волков А.Я. Количественные критерии влияния качества персонала на экономическую результативность предприятий (на примере нефтедобывающего акционерного общества): Автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Ижевск, 1994. — 25 с.
  9. Соловьёв А.В. Социальное партнерство. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. — М.: Дело и Сервис, 2003. — 240 с.
  • Научные основы системы государственного управления
    • Понятие и предмет системы государственного управления
      • Предмет системы государственного управления
    • Система государственного управления и формы государственного устройства
      • Формы государственно-политического устройства
      • Формы государственно-территориального устройства
      • Формы взаимодействия государства с гражданским обществом
      • Форма государственного устройства России
    • Функции государства и государственного управления
    • Виды и методы государственного управления
    • Государственное управление за рубежом
    • Государственное управление в России
  • Органы государственной власти
    • Президент Российской Федерации. Органы обеспечения президентской власти
    • Органы законодательной власти (Федеральное Собрание)
    • Органы исполнительной власти
    • Органы судебной власти
    • Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ
    • Органы государственной власти субъектов РФ
    • Формирование и реализация государственной политики
    • Факторы и направления государственной политики
    • Принятие нормативных правовых актов
    • Планирование как инструмент государственной политики
    • Разработка политических решений
    • Реализация государственной политики
    • Государственная служба
    • Государственный контроль
  • Государственное регулирование экономики
    • Принципы и объекты государственного регулирования
    • Методы государственного регулирования экономики
      • Административные методы
      • Экономические методы
    • Регулирование материального производства
      • Государственное регулирование естественных монополий
      • Антимонопольная политика
      • Финансовое оздоровление предприятий
    • Регулирование фондового рынка
    • Регулирование денежного обращения
      • Структура денежно-кредитной системы
      • Регулирование денежной массы
      • Кредитование социально-экономического развития
    • Валютное регулирование
    • Управление основными хозяйственными комплексами
    • Государственная научная и промышленная политика
      • Государственная промышленная политика
    • Управление топливно-энергетическим комплексом
      • Управление электроэнергетикой
      • Управление газовой отраслью
      • Управление нефтяной отраслью
      • Управление угледобычей
    • Управление агропромышленным комплексом
    • Управление оборонно-промышленным комплексом
    • Управление транспортным комплексом
    • Управление государственным имуществом
  • Региональное управление
    • Государственная региональная политика
      • Выравнивание экономического и социального развития регионов
      • Федеральные программы
      • Привлечение субъектов РФ к управлению федеральной собственностью
      • Укрупнение субъектов РФ
      • Север как объект управления
    • Организационные формы регионального управления
    • Местное самоуправление
    • Межбюджетные отношения
  • Власть и бизнес
    • Власть и бизнес
    • Основы взаимодействия власти и бизнеса
    • Влияние власти на бизнес
    • Влияние бизнеса на власть
    • Взаимодействие власти с бизнес-структурами
    • Лоббирование
    • Партнерство власти и бизнеса
  • Управление социальной сферой
    • Управление социальной сферой
    • Социальная политика государства
    • Регулирование доходов населения
    • Государственная политика в области занятости
    • Управление отраслями социальной сферы
    • Социальная защита населения
  • Управление жилищно-коммунальным комплексом
    • Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе
    • Жилищно-коммунальное строительство
    • Жилищно-коммунальное обслуживание
    • Тарифное регулирование
    • Субсидирование жилищно-коммунальных платежей
    • Организационные структуры управления жилищно-коммунальным комплексом
  • Управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями
    • Управление конфликтными ситуациями
      • Управление конфликтными трудовыми отношениями
      • Управление корпоративными конфликтами
    • Управление общественными чрезвычайными ситуациями
    • Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
    • Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Управление конфликтными трудовыми отношениями

Одним из главных источников конфликтности являются трудовые и корпоративные отношения. Участниками трудовых отношений выступают работники и работодатели. Основную роль в трудовых отношениях призван играть рынок рабочей силы.

Государство участвует в согласовании интересов сторон трудовых отношений, формировании цивилизованного рынка труда, достижении социального партнерства, а в случаях его нарушения - в защите общества от негативных последствий конфликта.

Коллективным трудовым спором (конфликтом) являются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по вопросам цены и условий найма, занятости, социальных гарантий, выполнения коллективных договоров и соглашений. Конституцией РФ предоставляется право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая забастовку.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров регулируется Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175. Он предусматривает право выдвижения требований работниками, их рассмотрение, применение примирительных процедур, участие посредников, использование трудового арбитража, оформление соглашения по результатам разрешения коллективного трудового спора. Обязательным является несудебный порядок рассмотрения требований трудового коллектива или профсоюза, отклоненных администрацией.

Предполагается участие государственного органа, содействующего разрешению коллективного трудового спора. Орган действует в соответствии с Положением о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения трудового спора, готовит посредников и трудовых арбитров, финансирует примирительные процедуры.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон.

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора применяется, если примирительные процедуры не привели к его разрешению либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет достигнутого соглашения. Примерный порядок проведения забастовок приводится в таблице.

В период забастовки работодатель, органы исполнительной власти, местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры для обеспечения общественного порядка, сохранности имущества, а также работы машин, остановка которых представляет угрозу жизни и здоровью людей.

В соответствии с Федеральным законом от 6 ноября 2001 г. № 142 федеральные органы исполнительной власти устанавливают для своих отраслей перечень минимума работ (услуг), которые предприятия обязаны выполнять в период забастовок.

Судом может быть признана незаконной забастовка, если она объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных законом. Забастовка является также незаконной, если создает угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц, обороне страны и безопасности государства. В этом случае решение по коллективному трудовому спору принимает Президент РФ в 10-дневный срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов страны или отдельных территорий, Президент и Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.

Примером наиболее значимого конфликта является забастовка на заводе ЗАО «Форд мотор компании» (российская «дочка» Ford) во Всеволожске (Ленинградская область), на котором занято около 1800 рабочих. В 2005 г. на заводе собрано около 40 тыс. автомобилей.

Забастовщики выдвинули следующие требования:

  • повысить заработную плату на 30%;
  • уравнять заработную плату работников разной квалификации при выполнении одинаковой работы;
  • допустить профсоюз к распределению средств фонда социального страхования.

Второе и третье требования администрацией удовлетворены быстро, а за повышение заработной платы борьба продолжалась долго, забастовка при этом прекращалась и возобновлялась. В конечном счете конфликт разрешен: заработная плата повышается на 14,5%, что фиксируется в коллективном договоре сроком на 3 года.

Среди автомобильных заводов оплата на Всеволожском заводе наивысшая - 15 тыс. руб. в месяц (АвтоВАЗ - 13 тыс. руб., ГАЗ - 10,0, Северсталь-Авто - 8,0 тыс. руб.). Основанием для выдвижения требования о повышении заработной платы был существенный рост производительности труда на заводе. Удовлетворение этого требования обойдется администрации в 4 млн. руб. ежемесячно.

В России наметилась явная тенденция затухания забастовочной активности. В 2005 г. зафиксированы протесты на предприятиях с общей численностью около 84 тыс. чел. (2600 забастовок), это незначительная величина по сравнению с другими странами. В 2006 г. забастовочное движение сходит на нет, снижается социальная напряженность, протестные настроения. Причиной такого поворота стало, в частности, упорядочение взаимоотношений между работниками и работодателями в рамках социального партнерства. Так, количество подписанных коллективных договоров увеличилось с 162,7 тыс. в 2000 г. до 207,0 тыс. в 2005 г. Однако имеют место социальные конфликты в других формах: пикетирование государственных учреждений, перекрытие автомобильных дорог, голодовки.

Органы регулирования социально-трудовых отношений

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений . Положение о Комиссии утверждает Президент РФ. В ее состав входят представители трех сторон: федеральных органов государственной власти, общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, т.е. она формируется на основе принципов паритетности и равноправия сторон, полномочности представителей. Это постоянно действующий орган системы социального партнерства. Каждой стороне выделено по 30 мест. Для формирования представительства профсоюзное объединение сообщает данные о своей численности и соответственно получает определенное количество мест от профсоюзной стороны. Правительственная сторона формируется из представителей федеральных органов государственной власти (Правительство РФ, Государственная Дума, Совет Федерации).

Президент РФ утверждает координатора Комиссии, который не является ее членом и не вмешивается в оперативную деятельность сторон, не участвует в голосовании; он организует работу Комиссии, председательствует на заседаниях, подписывает ее решения. Каждая из сторон для оперативного взаимодействия с другими сторонами избирает координатора стороны и его заместителя. Координаторы сторон и их заместители являются членами комиссии.

Основные цели Комиссии заключаются в выработке общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики, укреплении социального партнерства, содействии урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов). Комиссия призвана проводить коллективные переговоры, готовить к заключению генеральное соглашение, контролировать его выполнение, регулировать разногласия при заключении и реализации отраслевых (тарифных) соглашений, не допускать в соглашениях нарушения социальных гарантий, установленных законодательством.

К работе по урегулированию коллективных трудовых споров Комиссия может привлекать работодателей, руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов, независимых экспертов. Она вправе вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, не обеспечивших выполнение мероприятий по реализации генерального соглашения.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров . В систему Службы входят Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров Роструда, территориальные органы того же назначения. В систему Службы по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ также могут входить соответствующие подразделения этих органов, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

Служба является государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Работники службы пользуются правом беспрепятственного посещения организаций в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, их порождающих.

Правительственная комиссия по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах . Материально-техническое обеспечение комиссии осуществляет служба занятости. Действует также оперативная Комиссия Правительства РФ по рассмотрению социальных конфликтных ситуаций.

Установлена ответственность как работодателя, так и работников за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.

Профсоюзы защищают коллективные права и интересы работников независимо от их членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство. В этих целях они добиваются расширения производства, развития малого бизнеса, прогнозируют ситуацию на рынке труда, вместе с органами власти и работодателями разрешают споры. Профсоюзы и их органы защищают индивидуальные права членов профсоюзов, связанные с трудовыми отношениями. Особенно важно защитить работников на небольших предприятиях, где нет профсоюзных организаций. Здесь первостепенную роль должен играть контроль со стороны за соблюдением трудового законодательства.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Гаврилова Елена Алексеевна. Развитие социально-трудовых отношений в сфере образования: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.01, 08.00.05 / Гаврилова Елена Алексеевна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2008.- 142 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-8/1072

Введение

Глава I. Социально-трудовые отношения: роль и место в развитии сферы образования 12

1.1. Сфера образования как базис развития социально-экономической системы общества 12

1.2. Роль государства в активизации процесса приращения знаний как ключевого капитала информационного общества 23

1.3. Проблемы реализации социально-трудовых отношений в сфере образования на современном этапе 38

Глава П. Совершенствование социально-трудовых отношений - необходимое условие системного развития сферы образования 50

2.1. Образование как фактор повышения качества жизни и статусности российского общества 50

2.2. Формирование инновационно-образовательной системы социально-трудовых отношений в России 72

2.3 Комплекс мер по совершенствованию социально-трудовых отношений - основа инновационного стратегического развития сферы образования 92

Заключение 119

Список литературы 125

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Отмечая значимость эффективного функционирования всей социальной сферы для повышения качества жизни в российском- обществе, необходимо признать, что именно сфера образования на всех ее уровнях определяет потенциал развития как государства в целом, так и его отдельных граждан.

Сфера образования представляет собой систему, обеспечивающую приращение новых знаний и формирование информационной базы развития общества, задачей которой (при прохождении всех ее уровней) является воспитание специалиста, способного к инновационному мышлению и* практическому воплощению полученных знаний в соответствии с требованиями информационной экономики.

В настоящий момент развитию сферы образования уделяется большое внимание: идет реализация приоритетного национального проекта «Образование», который уже дал первые положительные результаты. Однако многие вопросы по-прежнему остаются нерешенными, особенно сложной задачей является реформирование системы социально-трудовых отношений в сфере образования, которая должна строиться с учетом потребностей современного информационного общества в высококвалифицированных специалистах, отражать интересы всех участников образовательного процесса и быть ориентированной на выполнение основных функций образовательной деятельности на высоком качественном уровне.

В связи с этим разработка теоретических положений и формирование перспективных направлений развития и совершенствования социально-трудовых отношений, выступающих фактором повышения эффективности и инновационной направленности сферы образования, является особенно актуальной.

Степень разработанности проблемы. Исследованию общих вопросов формирования социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики посвящено множество работ как зарубежных, так и отечественных авторов.

В частности, значительный вклад в разработку теории рынка труда внесли Р. Арон, Т. Веблен, Э. Гауглер, Дж. Гэлбрейт, Р. Джакман, И. Дюран, Дж. Кейнс, Дж. Комманс, М. Леклер, Г. Таун, Ф. Тейлор, А. Филлипс, Р. Эренберг, П. Эбли и др.

В России разработкой теоретических основ экономики труда занимались Л.Абалкин, Е.Белкин, Б. Бреев, Н.Волгин, В. Гимпельсон, Б. Генкин, В. Герчиков, Н. Гриценко, А. Жуков, Т. Заславская, А. Зубкова, В. Казаков, Р. Капелюшников, Е. Катульский, Р. Колосова, В. Костаков, Л. Костин,

A. Котляр, Т. Малева, И. Маслова, Г. Меликьян, К. Микульский, А. Панкратов,
Ф. Прокопов, К. Ремизов, Н. Римашевская, В. Роик, А. Саградов, А. Сафонов,
Г. Сергеева, Г. Слезингер; С. Смирнов, Т. Четвернина, Л. Чижова, Л. Якобсон
и др.

Общие проблемы экономики образования, а также отдельные вопросы, связанные с трудовыми отношениями в сфере профессионального образования, освящены в работах В. Ананишева, Г. Балашова, С. Белякова, Н. Виноградова, А. Вифлеемского, Н. Гудкова, С. Дятлова, Н. Ермичевой,

B. Еферина, В. Жамина, А. Завистовской, Г. Иванова, С. Кастаняна,
Б. Коломийца, Ю. Кудрявцева, И. Кузьминой, В. Мотина, В. Нотченко,
А. Прудинского, Т. Пузыренко, Л. Романковой, Б. Рябушкина, В. Чекмарева,
Д. Филипповой.

К сожалению, экономические аспекты социально-трудовых отношений в сфере образования, вопросы формирования инновационного вектора их развития, как отражения потребностей информационного общества, недостаточно изучены, что и обусловило выбор темы, цели, основных направлений и задач исследования.

Научная гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении о том, что сфера образования выступает особой базисообразующей системой воспроизводства информации, формирующей вектор развития общества. В связи с тем, что получение новой информации -это процесс приращения знаний, аккумулирование которых преимущественно осуществляется в сфере образования, необходимость инновационного развития последней" обусловливает объективную потребность в совершенствовании системы ее социально-трудовых отношений.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационной работы является обоснование теоретических положений по формированию инновационного характера социально-трудовых отношений в сфере образования как базиса развития информационного общества, и разработка соответствующего комплекса мер, направленных на совершенствование данных отношений.

Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих конкретных задач:.

выявить ключевые проблемы социально-трудовых отношений в сфере образования;

обосновать координирующую роль государства в формировании процесса приращения знаний, выступающего основой жизнедеятельности информационного общества;

раскрыть сущность образования как основополагающего фактора качественного совершенствования экономической системы общества и повышения статуса РФ в мировом сообществе;

дать характеристику процессу формирования инновационно-образовательной системы социально-трудовых отношений в России;

разработать комплекс мер по совершенствованию социально-трудовых отношений в сфере образования в рамках инновационной стратегии ее развития.

Предмет диссертационного исследования - социально-трудовые отношения в процессе реализации инновационного реформирования сферы образования.

Объектом исследования выступают экономические явления и процессы в сфере образования.

Методологической и теоретической основой исследования^ послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, монографии, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций по данной проблематике.

В работе использовались диалектические принципы, позволившие выявить основные характеристики исследуемых явлений и процессов, определить тенденции их развития и становления. В исследовании применялись общенаучные методы и приемы: анализ научной литературы и нормативно-правовых документов, системный подход, методы экономического и комплексного анализа, междисциплинарный и программно-целевой подход.

Содержание диссертационного исследования соответствует пункту 1.1. Политическая экономия (теория «экономики, основанной на знаниях») специальности 08.00.01 - Экономическая теория; пункту 8.12. Активное влияние социально-трудовых отношений на развитие экономики и ее отраслей специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда) Паспорта специальностей ВАК РФ.

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют материалы научно-практических изданий, статьи в периодической печати,

информационные, аналитические и методические материалы, экспертные оценки, выступления представителей ведомственных организаций в СМИ«, данные ежегодных статистических отчетов и справочников Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, а также материалы сети Интернет.

Нормативно-правовая база представлена федеральными законами и постановлениями Правительства РФ, нормативными и инструктивными актами Тамбовской области, Российской Федерации, международных организаций.

Научная новизна исследования заключается* в формировании единого подхода к совершенствованию социально-трудовых отношений, предполагающего построение инновационно-образовательной* системы в российском обществе, выступающей критерием эффективности и одновременно результатом социально-экономической политики государства, а также в разработке рекомендаций по развитию социально-трудовых отношений в сфере образования.

По специальности 08.00.01 - Экономическая теория:

определены новые функции сферы образования (инновационно-венчурная, предпринимательская, образовательного сопровождения профессионального роста, воспитательно-идеологическая, адаптационная), которые существенным образом дополняют традиционные и отражают усиление роли образования в развитии экономической системы общества на этапе становления информационной экономики;

дано определение социально-трудовых отношений в сфере образования. Это связи, возникающие между субъектами образовательной деятельности (студентами (учениками) - получателями образовательных услуг, преподавателями (учителями) - лицами их оказывающими, и государством (в лице Министерства образования, соответствующих Управлений и отделов на местах), выступающим регулятором этих

отношений). Определена специфика социально-трудовых отношений-в сфере образования, заключающаяся в том, что» образование является- не только средой, в которой эти отношения- складываются, но и- институтом, формирующим будущие трудовые кадры для поддержания и развития данных отношений;

обосновано, что развитие социально-трудовых отношений в сфере образования носит сложный диалектический характер. Диалектика проявляется в том, что формирование новых институтов, с одной стороны, инициируется уже существующими образовательными институтами, с другой стороны, данный процесс встречает их сопротивление; обусловленные элементом неизвестности, инертностью и отсутствием соответствующего нормативного обеспечения. Роль государства- в данном случае заключается в разрешении возникающего противоречия путем формирования новых институтов с соблюдением принципа преемственности для обеспечения перехода сферы образования на качественно новый уровень;

доказано, что в; условиях информационного общества* и-" развития глобализационных процессов социально-экономический статус индивида определяется в большей степени уровнем его профессионализма, который в свою очередь является результатом приложения полученных им знаний. На основании этого сделан вывод, что качество образования становится определяющим фактором, характеризующим уровень. социально-экономического развития страны;

с целью формирования инновационно-образовательной системы социально-трудовых отношений в экономике России определена роль крупных ВУЗов как центров территориальных инновационных кластеров, генерирующих инновационные предложения и продукты, обеспечивающих их продвижение в едином социально-экономическом пространстве. ВУЗ в данном случае выступает в качестве системообразующего элемента,

формирующего единый вектор социально-экономического развития территорий;

По специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда):

выявлены проблемы реализации социально-трудовых отношений в сфере образования: отсутствие должного экономического стимулирования труда педагогических работников (как следствие дефицит и старение педагогических кадров; значительное сокращение количества мужчин в педагогических, коллективах); недостаточный уровень профессиональной подготовки, усугубляемый слабой- мотивацией к творческому труду; отсутствие действенных механизмов привлечения трудовых кадров в сельскую местность; малоэффективная система карьерного роста, не предоставляющая значимых перспектив и гарантий «молодым» педагогам.

разработан комплекс мер по совершенствованию социально-трудовых, отношений в сфере образования, включающий, следующие направления: повышение статуса работников сферы образования, и популяризация педагогической деятельности с привлечением органов власти, средств массовой информации, представителей творческой и научной интеллигенции; обеспечение материальной привлекательности педагогического труда за счет предоставления системы социальных льгот и гарантий со стороны государства (в том числе, льгот по приобретению жилья, особенно в сельской местности) и увеличения фонда, оплаты труда; создание благоприятных условий труда путем модернизации образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями к осуществлению образовательного процесса.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в том, что полученные результаты развивают проблематику совершенствования социально-

трудовых отношений в сфере образования, дополняют ее теоретический и методологический аппарат, создают возможность исследования современных тенденций.

Самостоятельное практическое значение имеют следующие результаты работы.

І.Для органов государственной власти федерального и регионального уровней при реформировании сферы образования - разработанный комплекс мер по совершенствованию социально-трудовых отношений в данной сфере.

2.Для высших учебных заведений при построении системы сотрудничества с муниципальными и региональными органами власти -обоснованное применение ВУЗов в качестве центров территориальных инновационных кластеров.

Теоретические выводы, аналитические выкладки и практические рекомендации могут использоваться при чтении курсов «Экономика социальной сферы», «Экономика труда», «Экономика образования» в ВУЗах РФ.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры экономической теории и истории Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, на научных и научно-практических конференциях по проблемам образования и социально-трудовых отношений международного, всероссийского и регионального уровней.

Разработанные автором направления развития социально-трудовых отношений в сфере образования используются администрацией Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина; а также приняты к внедрению при реализации программ реформирования системы образования в отделе образования- Тамбовского района Тамбовской области, что подтверждено справками о внедрении.

Публикации по теме диссертации. По результатам диссертационного исследования автором опубликовано 6 научных работ общим объемом 5,0 п. л. (авторский объем - 3,5 п. л.), в том числе 2 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ (общий объем - 1,4 п. л., авторский объем -1,1 п. л.).

Структура и объем диссертационной работы были определены в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач. Работа построена по проблемно-тематическому принципу и состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы.

Сфера образования как базис развития социально-экономической системы общества

Формирование информационной экономики базируется! на; становлении нового качества современного образования. Развитие информационного общества- отражает системные изменения в глобальном мире, нарастание глобализационных процессов идет наряду с интенсивной индивидуализацией личности, что, несомненно, приводит к противоречию; и необходимости поиска, его разрешения; В? данном контексте сфера образования, может выступать тем центром, который объединяет процесс глобализации,- то есть аккумулирование знаний;, накопленных человечеством; с процессом индивидуализации человекам - наиболее полнот реализацией: его? способностей.

Образование, рассматривается в качестве важнош отрасли народного:" хозяйства, что требует отдельного? исследования: особенностей экономических отношений в этой сфере. Производство образовательных услуг имеет свои существенные особенности; в том числе специальный»вид труда - педагогический труд, особый предмет труда (объектом педагогического воздействия выступает ученик, субъектами учебно-воспитательного процесса - и преподаватель, и ученик);, специфичные средства труда - материальные, вещественные средства; труда- имеют: лишь подсобное значение,- а основными! являются невещественные (человеческий: интеллект, знания, умения; лежащие в основе образовательных услуг); Педагог выступает не в качестве ретранслятора знаний: (как, например, книга, справочник), а в качестве творческой силы, адаптирующей знания применительно к конкретным, динамически изменяющимся условиям. Предмет исследования экономики образования - образовательные организации и все экономические- отношения, связанные с производством образовательных услуг, и потребители образовательных услуг - влияние образования на их экономический- потенциал. Экономика образования как наука изучает особенности проявления производственных отношений и их взаимодействия с производительными силами, выясняет специфику экономических категорий и законов в системе образования и в. процессе обучения и воспитанияразличных категорий населения:

Объект исследования экономики образования - экономические отношения, возникающие в процессе деятельности образовательных организацией педагогического процесса.

Субъект изучения в экономике образования - часть населения страны, которая участвует в производстве или потреблении образовательных услуг. Причем в потреблении образовательных услуг, например, участвуют не только сами ученики (общеобразовательных школ и др.), ной их родители (лица, их заменяющие; и другие родственники), являющиеся сторонами в педагогическом процессе.

Несмотря на то, что экономика образования - отраслевая экономическая наука и формально относится к уровню мезоэкономики, она неразрывно связана с микро- и макроэкономикой. Фактически именно на элементах этих уровней экономической теории, на их основе и в тесном сочетании сформирована экономика образования.

С одной стороны, экономика образования всесторонне исследует экономические отношения образовательных учреждений, в том числе и в качестве субъектов рынка; изучает экономические отношения, возникающие между производителями и потребителями образовательных услуг, используя экономический аппарат микроэкономики. С другой стороны, экономика образования исследует проблемы использования человеческого капитала, влияние образования на макроэкономические показатели (ВНП и др.), то есть на национальную экономику в целом, используя методы макроэкономического анализа. В. условиях современных тенденций глобализации и становления-информационного общества, когда основной ценностью становятся знания, информация, проблемы экономики образования выходят и на уровень мегаэкономики, возникает необходимость в изучении влияния образования на развитие всей цивилизации в планетарном масштабе

Проблемы реализации социально-трудовых отношений в сфере образования на современном этапе

Социально-трудовые отношения в сфере образования - это связи, возникающие между субъектами образовательной деятельности: студентами (учениками) - получателями образовательных услуг; преподавателями (учителями) - лицами их оказывающими; государством (в лице Министерства образования, соответствующих Управлений и отделов на местах), выступающим регулятором этих отношений.

При относительной однозначности системы взаимоотношений «ученик - учитель», где один выступает получателем услуги, а второй -лицом ее оказывающим, государство включено в социально-трудовые отношения более сложным образом. Оно формирует всю систему социально-трудовых отношений в сфере образования посредством регулирующего воздействия (правовое регулирование). С другой стороны, именно государство выступает в качестве работодателя на рынке труда образовательных услуг, а значит, формирует требования к- квалификации определяет востребованность педагогических кадров.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 7) государство определено как социальное, и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека страны. При этом, на сегодняшний день отчетливо видно, что социальные приоритеты государственной политики находят отражение практически во всех принимаемых российским правительством программах социально-экономического развития. Это, в первую1 очередь:

Снижение социального неравенства и уровня бедности населения;

Обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, прежде всего: медицинского обслуживания и общего образования. К сожалению можно констатировать, что реально- проводимая государственная политика в регулировании социально-трудовых отношений полностью противоречит официально декларируемым целям. Ее суть - сознательное и последовательное ограничение функций и ответственности государства в сфере формирования условий жизнедеятельности населения. Обоснованием этой политики служит расплывчатая и декларативная формула «ограниченных финансовых возможностей». При этом открыто признается, что для обеспечения устойчивости своего социально-экономического положения, защиты от социальных рисков человек должен в первую очередь опираться не на общество, не на государство, а на собственные силы.

За годы российских экономических реформ в социально-трудовых отношениях накопилось много чрезвычайно острых проблем. Их наличие зачастую сдерживает экономическое развитие страны, движение к социально-ориентированной рыночной- экономике. Появление и обострение проблем в социально-трудовой сфере носит как объективный, так и субъективный характер. Первое вызвано существенной трансформацией экономической системы, преобразованием отношений собственности, что, прямо и непосредственно отразилось на состоянии трудовых отношений.

В современных условиях, на формирование социально-трудовых отношений, сильнейшее влияние оказывает проводимая государством экономическая политика. Как показывает исторический опыт, формирование рыночной среды может осуществляться только при активном и непосредственном участии государства. Причем в странах, где достигалось наиболее интенсивное развитие рынков, их расцвет обеспечивался благодаря контролю центральной администрации, т.е. государственное регулирование и рынки на практике росли одновременно. В России же либерализация социально-трудовых отношений осуществлялась на фоне разрушения прежних институтов государственного регулирования и отсутствия новых действенных форм и механизмов воздействия- со стороны общества и государства. При этом не было учтено, что процесс создания новых действенных норм занимает достаточно много времени, поэтому новые узаконенные институты зачастую оказались бездейственными.

Произошедшая в конце 90-х годов девиация рынка труда обусловлена образовавшимися в переходных условиях деформациями в демографической, экономической и социальной сферах, а также субъектной, структуре исследуемой системы и механизма- ее-функционирования. Как следствие, в настоящее время в России сформировалась архаичная (регрессивная) модель рынка труда, деформация в данном случае - это развитие системы рынка труда, являющееся худшим по сравнению с предыдущим состоянием и современными тенденциями.

Основное внимание в современной стратегии, развития рынка труда должно быть уделено критическим системным деформациям. В отличие от временных деформаций, системные требуют государственного вмешательства, нестандартных средств и методов для исправления ситуации. Деформации ведут к нарушению нормального функционирования системы рынка труда, выражаются в ее неравновесии, ухудшении основных характеристик, препятствуют появлению новых структурных элементов и образованию новых системных связей.

На рынке труда существуют значимые отраслевые различия. В. бюджетной сфере, особенно науке, образовании и медицине, вторичная занятость приобретает массовый характер. Например, но данным проведенного опроса среди преподавателей вузов более 80 % имеет вторичную занятость, 30% - дополнительно работают еще на одном предприятии. Низкая ставка заработной платы работников бюджетной сферы побуждает их обеспечивать прожиточный минимум посредством значительного увеличения продолжительности рабочего времени. Такой вид трудовой деятельности-носит формальный характер. Он не совместим с качественным творческим и инновационным трудом.

Именно низкая ставка заработной платы, ее необъективная дифференциация, развитие вторичной занятости являются одними из определяющих факторов сокращения инновационной активности в России, С начала экономических преобразований наблюдается ее резкое снижение. Объем НИКОР сократился более чем в 10 раз10. Если в 1980 году около 66% промышленных предприятий были заняты разработкой и внедрением нововведений, то в 2003 г. - лишь 10%. В, развитых странах доля таких предприятий варьирует от 30 до 66%)п.

В развитых странах инновационный путь развития» во многом определяется размерами оплаты труда, которые побуждают работодателей изменять производственную функцию (из-за высоких издержек за труд) в сторону увеличения доли капитала. В результате издержки минимизируются за счет внедрения достижений НТП.

Сочетание деформаций в социальной и экономической- сферах, а также в механизме функционирования рынка труда, приводят к появлению проблемы воспроизводства человеческого потенциала России.

Образование как фактор повышения качества жизни и статусности российского общества

В условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, интеллектуальный потенциал человека, его знания и умение их использовать становятся ключевым условием социально-экономического развития. В сложившихся условиях хозяйствования любое государство заинтересовано- в преумножении человеческого капитала, одной из форм которого выступают инвестиции в сферу образования. В данном контексте качественное-образование выступает основой наиболее полного использования накопленного интеллектуального и. профессионального потенциала страны, главным фактором роста ее экономики.

Условием устойчивого развития современной экономики является инновационное развитие, которое наряду с совершенствованием технологий, предполагает создание соответствующих организационно-экономических форм, базируется на историческом сознании населения - традициях, навыках, новаторстве людей. Инновация (нововведение, появление нового элемента в технологии, технике организации и отказ от старого элемента) влечет за собой волну других инноваций.

Современное общество с долей условности можно назвать не только информационным, но и инновационным. А соответственно проблема инновационного развития является не только научно-технической, но и культурной, духовной.

Таким образом, новый, технологический уклад в обществе должен базироваться не только на новых технологиях, но и на качественно новом образе жизни населения. В связи с этим членам информационного общества, необходим и духовный потенциал, которому присуще единство традиций и новаторства, высокий уровень работоспособности, а также интерес к работе и творчеству. Очевидно, что главное в инновационном развитии - готовность к инновациям хозяйственной системы, общественных отношений, уровень сознания, определяющий способ формирования новой модели жизни общества. В силу отмеченного инновационный потенциал включает в себя: технологический прогресс и институциональные формы, связанные с механизмами научно-технического развития, инновационной культурой общества, восприимчивостью его к нововведениям.

В процессе инновационного развития в постоянном взаимодействии находятся инновационность и инерционность, где последняя обеспечивает устойчивость и связанность развития22. Инновации, развивающие существующее направление техники технологии, как бы укрепляют данное направление развитие (движение), т.е. способствуют сохранению данной инерционности.

Современному инновационному процессу присущ ряд специфических особенностей:

Высокий темп роста интернационализации и глобализации рынков. Это связанно с расширением деятельности транснациональных компаний, в сою очередь государства идут им навстречу, создавая большие пространства хозяйственной свободы. В этой сфере присутствует инерционность, обусловленная трудностями перемещения производства, рабочей силы, капитала, связанная с изменением национального законодательства;

Перенасыщение новыми технологиями экономики и общества. Никогда прежде в повседневности люди не сталкивались с новыми технологическими решениями, ожидающими своего использования, требующими новой организации этого использования. Воздействие новшеств ощущает и государство, ответственное за образование и фундаментальные исследования24. Здесь инерционность связана с инерционностью хозяйственных структур, структур управления, инерционностью организации сфер образования и науки;

Смена ценностей, которая сказывается на, поведении потребителей. Предприятия пытаются опередить конкурентов, быстро меняя предложение, - жизненный цикл товаров сокращается. В этой сфере присутствует инерционность потребностей, восприятий, что пытаются преодолеть предприятия, активно продвигая товары.

Характеристики инерционности подразделяются по трем основным стадиям инновационного процесса. Первая стадия - сам процесс появления нового. Инерционность здесь связана в первую очередь с инерционностью той сферы, которая продуцирует нововведения, т.е. с научным потенциалом страны (инновационным потенциалом страны). Вторая стадия - это стадия распространения нововведения в экономике. Третья стадия - стадия использования нововведений (или собственно жизнь инновационного продукта в экономике).

Инерционность - характеристика жизни человека, в том числе творческой жизни. Творческий человек находится в научной среде. Создание такой среды необходимо еще и затем, что именно сюда рекрутируются люди, способные создавать нечто новое. В современном обществе, развитие науки зависит от состояния и развития научного потенциала страны. Развитие научного потенциала инерционно из-за инерционности самого процесса существования знания; из-за инерционности материальной базы науки, накопления и расширения основных фондов, информационной базы; из-за носителей и продуцентов научного знания, объединяющих несколько поколений, определяемых обучением в средней и высшей школе, подготовкой в аспирантуре, становлением научных школ.

Комплекс мер по совершенствованию социально-трудовых отношений - основа инновационного стратегического развития сферы образования

В комплексе актуальных проблем современного реформирования сферы образования на первый план (как в практике работы общественных и государственных структур, так и в теоретическом осмыслении) выходят проблемы управления развитием персонала и организации профессионального образования и обучения кадров.

Искусство управления людьми, управленческая культура становятся решающими факторами, обеспечивающими успех всех преобразований. Поэтому в сложившихся условиях остро востребованы не простые исполнители (хотя и они нужны, но не в таком количестве как раньше), а генераторы творческих идей, руководители-профессионалы, способные взять на себя ответственность за положение дел в организации и обеспечить ее прогрессивное развитие. Управленческий талант - это «не менее важная часть национального богатства страны, чем самые дорогие полезные ископаемые, но разница в том, что если какое-либо месторождение не открыто и не разрабатывается, то оно сохраняется неизменным до лучших времен, а невостребованный талант руководителя теряется безвозвратно» 43. Центром оценки кадрового потенциала определено, что главным дефицитом в период осуществления реформ в России являются профессионально компетентные отобранные руководители всех уровней и отраслей, квалификация которых отвечала бы современным требованиям технологии управления 44.

Сфера образования является одной из разновидностей социальных систем, здесь концентрируются и реализуются интересы общества, его различных групп и слоев. От уровня развития системы образования, качества и богатства ее жизнедеятельности зависят перспективы национального прогресса.

Социально-экономические, политические реформы изменили смысл и содержание деятельности образовательных учреждений, усложнили задачи, стоящие перед ними. В условиях демократизации и гуманизации системы образования, финансово-правовой самостоятельности образовательных учреждений успех преобразований в значительной степени зависит от компетентности, личностных и деловых качеств персонала образовательных учреждений 45.

Очевидна необходимость научного осмысления карьеры как сложнейшего феномена, который подлежит планированию, развитию, управлению. В настоящее время правомерно говорить о разработке подходов к моделированию карьерного процесса, созданию основ стратегического управления карьерой в сфере образования.

Управление карьерой, сопровождающееся профессиональным и, соответственно, должностным ростом, помогает человеку найти свое место, где он может получить определенную самостоятельность для развития и саморазвития, возможность для самореализации и самоутверждения.

Вопрос о подготовке персонала с новым менталитетом, с научным мышлением, способного быть не только исполнителем, но и стратегом, способного предвидеть, прогнозировать и гибко управлять учреждением -это потребность современной сферы образования. Соответствующая подготовка может быть осуществлена, на наш взгляд, на основе успешной реализации требований к организации профессионального образования и обучения-кадров, карьерного роста.

Интеллектуализация общественного труда в XXI в. диктует новые требования к организации профессионального образования и обучения кадров. На экономическом и правовом уровнях эта проблема решается в рамках межотраслевого взаимодействия государственного, международного, административного, трудового права, права социального обеспечения и др. Исследуя ее, акцентируем внимание на вопросе правового обеспечения корреляции образовательных и профессиональных стандартов46.

Процесс становления управления развитием персонала как основы социально-трудовых отношений и организации профессионального образования и обучения как самостоятельной научной дисциплины сопровождался исследованиями в области социального управления, стратегического управления, комплексно-целевого управления, управления педагогическим коллективом, мотивации работы педагогических и руководящих кадров, трансформации личности руководителя, его деятельности и подготовки.

Обзор литературы убеждает, что вопросы управления развитием персонала образовательного учреждения практически не нашли отражения в научной литературе, более исследованы условия карьерного развития учителей и учащихся.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года обучение должно проводиться не реже одного раза в пять лет, по установленным нормативам это не менее 20% ежегодно47. Существует проблема невыполнения нормативов, проблема повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, в том числе и управленческих, по-прежнему актуальна.

Сложившееся в современной России обучение персонала имеет четыре уровня: профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка кадров, послевузовское дополнительное образование. Для персонала образовательного учреждения и руководителей образовательных учреждений, как правило, существует один уровень - повышение квалификации, для обучения на других уровнях не созданы условия или они недостаточны для массового обучения. Возникает противоречие: с одной стороны, на сегодняшний день нами не выявлено существование продуманной государственной программы профессионального развития персонала образовательных учреждений, планирования карьеры руководителя от этапа самоопределения на педагогическую профессию до стадии компетентного профессионала-управленца, с другой - объективно растущие требования к качеству управления педагогическими процессами и коллективами.