Минералы и ювелиры

О каком человеке говорят что он творческий. О любви и жизни. Красота спасет мир

По мнению Майкла Гелба, каждый может быть креативным и, не изобретая колесо, создавать что-то новое и интересное.

Сегодня мы поговорим о характере творческих людей. Этот вопрос изучает профессор психологии Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi). Это один из наиболее авторитетных экспертов в области психологии бизнеса, известный, в первую очередь, теорией потока. Чиксентмихайи автор нескольких бестселлеров, в том числе, книги «Креативность: жизнь и работа 91 известного человека» (Creativity: The Work and Lives of 91 Eminent People, 1996). В ней он описывает 10 парадоксальных черт, присущих творческим личностям, которые ему удалось выявить за 30 лет своей работы.

Хотите узнать, что отличает творца от обывателя? Тогда добро пожаловать под кат.

1. Сильные, но не тренированные

У творческого человека довольно много физической энергии, но, к сожалению, она мало расходуется. Ведь работа творца – это, в первую очередь, работа его мозга. Концентрация исключительно на интеллектуальном труде приводит к тому, что здоровое тело выглядит слабым. Именно поэтому важно соблюдать баланс разума и тела.

2. Умные, но наивные

Михай Чиксентмихайи признает, что творческие люди умны, их отличает гибкость и оригинальность мышления, способность слышать различные точки зрения. Но почти все наивно полагают, что измерить креативность можно творческими тестами, а развить на специализированных семинарах.

3. Игривы, но самоотверженны

Творческие люди любят отдыхать. Как говорится, ничто гедонистическое им не чуждо. Но когда речь заходит о «рождении» нового проекта, они способны работать, как одержимые. К примеру, итальянский художник Паоло Уччелло, когда разрабатывал свою знаменитую «теорию перспективы», целую ночь не спал и ходил из угла в угол.

Чиксентмихайи отмечает, что большинство творцов работают до поздней ночи и ничто не может их остановить.

4. Фантазеры, но реалисты

Это загадка творческих людей. Они великие выдумщики, могут придумать что угодно, но при этом большинство из них смотрят на жизнь вполне реалистично. Видимо, прав был Уильям Уорд, говоривший, что пессимист жалуется на ветер, оптимист надеется на перемену погоды, а реалист ставит паруса.

5. Экстраверты, но замкнуты

Мы привыкли делить людей на экстравертов и интровертов. Считается, что первые общительны, легко сходятся с людьми, обладают харизмой и т.д. А вторые, напротив, живут в своем внутреннем мире, куда пускают лишь «избранных».

Но, по наблюдениям Чиксентмихайи, по-настоящему творческие люди сочетают в себе обе этих черты. На людях они – душа компании, а в кругу близких тихи и немногословны.

6. Скромные, но гордые

Творческие люди, как правило, очень скромные. Они не ждут похвалы – им важен сам процесс создания нового. Однако при этом они никому не дадут спуска и не позволят унижать собственное достоинство.

7. Мужественные, но женственные

Михай Чиксентмихайи утверждает, что творческие люди часто не соответствуют своим гендерным ролям. Так, девушки-творцы нередко отличаются жестким нравом, а мужчины, напротив, чувственностью и сентиментальностью.

8. Бунтари, но консерваторы

Что есть творчество? Верно – создание чего-то нового. В связи с этим творческие люди очень часто слывут бунтарями, так как их идеи выходят за рамки привычного. Но в то же время многим из них трудно расставаться со своими закостенелыми привычками, менять амплуа и прочее.

9. Страстны, но объективны

Все творческие люди страстно влюблены в свою работу. Казалось бы, страсть должна ослеплять, но по-настоящему креативные люди всегда объективно смотрят на то, что они делают.

Чиксентмихайи подчеркивает, что творческий человек должен адекватно воспринимать критику, а также отделять свое «Я» от своей работы.

10. Открыты, но счастливы

Одним из творческих секретов Леонардо да Винчи была «острота чувств». Творцы всегда открыты к восприятию новых событий, даже если они причиняют им боль. При этом внутренне это гармоничные счастливые люди, так как они умеют получать удовольствие от самого творческого процесса.

Как видите, творческие люди действительно полны противоречий. Но как говорит Михай Чиксентмихайи, именно эти парадоксы помогают им адаптироваться практически в любой ситуации, приспосабливая все вокруг для достижения своих целей.

А какие парадоксальные черты творческих людей знаете вы?

Исследование творческих людей выявило ряд общих для них характеристик. Наиболее заметными являются следующие.

Творческие люди динамичны
В отличие от большинства людей творческие люди не позволяют своему мышлению быть пассивным, всеядным, не задающим вопросов. Им удается поддерживать огонь своей любознательности или, по крайней мере, вновь разжигать его. Одним аспектом этого интеллектуального динамизма является любовь к играм. Как маленькие дети с кубиками, творческие люди любят играть с идеями, складывая их в новые сочетания, рассматривать их с разных точек зрения. Именно такого рода деятельность подразумевал Исаак Ньютон, когда писал: «Не знаю, каким могу я являться миру, но самому себе я кажусь всего лишь мальчиком, играющим на морском берегу, отвлекающимся время от времени, а затем находящим более гладкий камешек или более красивую ракушку, чем обычно, в то время как передо мной расстилается океан неразгаданной истины».

Эйнштейн в своих размышлениях пошел еще дальше. Он видел в такой любви к играм «существенную черту продуктивной мысли». Но какое бы место ни занимала любовь к играм среди характеристик творческих людей, несомненно одно: она дает этим людям более богатый и более разнообразный набор идей, чем тот, каким располагает обычный человек.

Творческие люди отважны
Для творцов мышление - это приключение. Относительно свободные от предвзятых мнений и предубежденных взглядов, творческие люди менее расположены принимать господствующие взгляды, имеют более широкую перспективу и с меньшей вероятностью подчинятся мышлению окружающих их людей. Они смелы в своих представлениях, готовы защищать непопулярные идеи и кажущиеся маловероятными возможности. Поэтому, как Галилей и Колумб, Эдисон и братья Райт, они более открыты, чем другие, к творческим идеям.

Их отвага дает дополнительное преимущество. Она делает их менее склонными, чем других, к спасению лица. Они готовы встретить неприятный опыт, приложить свою любознательность и извлечь урок из этого опыта. Как следствие, они с меньшей вероятностью, чем другие, будут повторять ту же неудачу снова и снова.

Творческие люди находчивы
Находчивость - это способность действовать эффективно и предлагать метод, который решает проблему - даже когда проблема ставит в тупик других людей, а имеющихся ресурсов не хватает. Эта способность не измеряется IQ-тестами, однако она является одним из важнейших аспектов практического ума. Об одном выразительном примере этого качества сообщалось в журнале «Сайнтифик Америкэн» более полувека назад. В одном из западных штатов из тюрьмы сбежал заключенный, но был пойман через несколько недель. Тюремные начальники допрашивали его с пристрастием не один день. «Где ты взял пилу, чтобы перепилить решетку?» - наседали они на него. Со временем он сдался и сознался, как ему удалось перепилить решетку. Он утверждал, что в тюремной мастерской он собрал обрывки шпагата, поместил их сначала в клей, а потом в наждак и тайно пронес их назад в свою камеру. Каждую ночь в течение трех месяцев он «пилил» стальные прутья толщиной 1 дюйм. Тюремные начальники приняли его объяснение к сведению, снова посадили его в камеру и следили за тем, чтобы он больше никогда не бывал в мастерской.

Однако это еще не конец данной истории. Однажды темной ночью, примерно три с половиной года спустя, этот мужчина снова сбежал, и тюремные начальники обнаружили, что решетка перепилена точно таким же образом. Поскольку его так больше никогда и не поймали, о том, как он сбежал, до сих пор ходят легенды в преступном мире. Он солгал, что для первого побега использовал материал из мастерской. Он оказался намного находчивее. Он использовал шерстяные нити из своих носков, смачивал их слюной и натирал их в пыли на полу своей камеры.

Творческие люди трудолюбивы
«Все проблемы, - утверждает Уильям Гордон, - предъявляются мышлению как угроза неудачи»16. Только у людей, которых не пугает перспектива неудачи и которые твердо намерены добиться успеха, каких бы усилий это ни стоило, есть шанс добиться успеха. (Конечно, даже и у них нет гарантии успеха.) Творческие люди готовы проявлять необходимую настойчивость. Именно эту настойчивость подразумевал Томас Эдисон, когда сказал: «Гений - это 99% потения и 1% вдохновения»; и Джордж Бернард Шоу, когда объяснял: «Еще в молодости я заметил, что девять из десяти вещей, которые я делал, оказывались неудачными. Но я не хотел быть неудачником и поэтому работал в десять раз больше».

Прилежность творческих людей частично связана с их способностью полностью погрузиться в проблему и уделить ей самое пристальное внимание. Но она также берет начало от их состязательности, которая, в отличие от состязательности большинства людей, направлена не на других людей, а на идеи. Они принимают идейный вызов лично. Таким человеком был Лестер Пфистер. Ему пришла в голову идея скрестить колосья кукурузы, чтобы исключить более слабые сорта. Он начал с 50 тысяч колосьев и обрабатывал их вручную в течение нескольких сезонов. Через пять лет у него осталось всего четыре колоса, и он полностью обнищал. Но он получил улучшенный сорт17. Там, где другие уступили бы чувству разочарования и отчаяния, он упорно продолжал работать, потому что не желал признать поражение.

Творческие люди независимы
Каждая новая идея, которую мы обдумываем, отторгает нас от других людей, а высказывание этой идеи увеличивает это отторжение. Это пугает, особенно тех, кто черпает свои силы от связи с другими людьми и опирается на других людей в определении своей идентичности. Маловероятно, что такие люди будут чувствовать себя уютно, поддерживая, а тем более высказывая новые идеи. Они слишком боятся быть отвергнутыми.

Творческие люди - иные. Это не значит, что их не радует одобрение и поддержка других людей или их не беспокоит возможность потерять друзей. Это значит, что как бы сильно они ни желали одобрения, поддержки и дружбы, они не нуждаются в них так, как в них нуждаются другие. Вместо того чтобы смотреть на других ради признания своих идей, они смотрят в себя18. По этой причине они меньше боятся выглядеть эксцентричными или странными, более уверены в себе и более способны говорить и действовать независимо.

Знание этих пяти характеристик может помочь вам развить свой творческий потенциал, если вы готовы сделать усилие, чтобы приобрести их - или, если вы уже имеете их, укрепить. Это задача не из легких; старые привычки сопротивляются нововведениям. Но даже умеренный прогресс изменит качество вашего мышления.

Ты – творец. Твоя жизнь – Творчество. Твое предназначение – Творить новое! Возможно, тебе об этом никто не говорил. Теперь настало время узнать кто ты на самом деле. Как капля воды по своей структуре выражает в себе весь мировой океан, так и человек может выражать в себе все качества Высшего Творца. Он — самая развитая творческая личность. Ты лишь ученик, который познает азы творчества, проживая бесконечное число жизней. Через раскрытие своего творческого потенциала по познаешь себя и в тоже время ты познаешь его. Получается, что ты познаешь его в себе.

Человек, как творческая личность

Изучением творчества и творческой деятельности занимаются представители таких наук как философия, психология, социология, педагогика, история, искусствоведение и др. Это понятие можно сравнить с такими понятиями как «жизнь» и «деятельность». Существует два подхода к определению понятия «Творчества».

Первый, когда творчество понимается, как новаторство. Творчество – это деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, ведущая к созданию нечто качественно нового, социально-ценного и гуманного. Второй, когда творчество – это созидание духовных ценностей, где отчетливо проявляется сам Творец. Только развитие своих творческих способностей и создание чего-то нового может подарить тебе великое Счастье.

Счастье – это познавать себя, как Творца …

Счастье – это Творить Здесь и Сейчас …

Счастье – это нести свое Творчество в этот мир с Безусловной Любовью.

Заметь, когда ты испытываешь наивысший пик счастья? Когда ты что-то делаешь исходя из своего внутреннего творческого потенциала. Поэтому можно представить такую небольшую цепочку…

РАЗВИТИЕ – ТВОРЧЕСТВО – СЧАСТЬЕ

БЫТЬ – ДЕЛАТЬ – ОЩУЩАТЬ

Поэтому можно сделать вывод, что

ТОЛЬКО ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВОЙ!!!

Задай себе прямо сейчас несколько вопросов.

Кто я? Кем я являюсь?

Какие у меня таланты? Каков творческий потенциал?

В чем заключается мое творчество? Что я делаю с любовью в свободное время?

Если есть ответы на все вопросы, то я тебя поздравляю! Ты настоящая творческая личность.

10 признаков, что ты – творческая личность

Любишь мечтать…

… да так, что «вываливаешься» из реальности. Творческие личности – это всегда мечтатели. Многие могут подумать, что мечтать только зря тратить время. Но нет. Нейробиологи утверждают, что воображение активизирует в мозгу те же процессы, которые напрямую связаны с творчеством.

Любишь выражать себя…

… всегда, везде, во всем. Творческую личность сразу можно узнать по внешнему виду. Нестандартные прически в стиле punk, яркие цвета одежды в гардеробе, множество татуировок на теле и так далее. Для творческой личности будет убийственно, если не давать ей выражаться так, как она хочет. Мое выражение – это мой личный блог, который ты сейчас читаешь. Здесь мои идеи, мысли и мое творчество.

Ищешь новые впечатления…

Скачай мою книгу, которая поможет тебе достичь счастья, успеха и богатства

1 уникальная система развития личности

3 важных вопроса для осознанности

7 сфер для создания гармоничной жизни

Секретный бонус для читателей

уже скачали 7 259 человек

… в книгах, фильмах, вещах, путешествиях и т.д. Для творческого человека важно почаще «есть творческую пищу» для эмоций и ума. Серость на про нас! Все новое вызывает в нашем мозгу новые соединения, которые потом появляются на свет как что-то новое. Не зря говорят, что из путешествий мы возвращаемся уже совсем другими людьми.

Идешь на риск

… и тебе все равно что подумаю окружающие люди. Творческие люди постоянно сталкиваются с непониманием. Часто их работы никто не оценивают по достоинству. Множество знаменитых творческих личностей становились таковыми уже после смерти, когда их работы начинали признавать. Всегда рискуй и делай то, что до тебя не делали!

Учишься на своих ошибках …

… и получаешь огромный опыт. Эдисон сделал 10 000 попыток прежде чем создал лампочку. Делай, делай и еще раз делай. Никто без ошибок ничего нового еще не создавал. В том и есть смысл всего творчества – искать новое.

Превращаешь боль в новый продукт…

… потому что эта боль настолько сильна, что ее нужно во что-то трансформировать. Многие песни, картины, книги, фильмы созданы в условиях душераздирающей боли, которую испытывали авторы. Мой проект развития личности «7 сфер» тоже родился из этой боли. Ужасно понимать, что твои дети будут также мучиться в этом мире и им некому будет подсказать, что нужно делать в этой жизни.

Часто чувствуешь утрату времени …

… когда творишь часами напролет. Такое со мной часто бывает. Думаю и с тобой. Я могу ни есть, ни пить. Только заниматься своим творчеством. А знаешь почему голод пропадает? Потому что ты питаешься любовью, которая внутри тебя. Побольше твори, поменьше ешь!

Действуешь из внутренней мотивации

… а не из стремления к вознаграждению или внешнему признанию. Просто тебе в кайф это делать. Кайфуешь от своего творения? Значит ты на правильном пути. Часто внешняя мотивация приводит к тому, что человек занимается не тем в жизни, чем должен. Не иди по этому пути. Слушай свою интуицию!

10 навыков для развития в себе творческой личности

Ты согласишься со мной, что из всех видов человеческой деятельности творчество является единственным способом наполнить нашу жизнь самыми яркими красками. Оно позволяет нам расширять свое сознание, делать новые и интересные вещи, быть ближе к использованию своего творческого потенциала. Иногда ты смотришь на великих музыкантов, художников, артистов и говоришь себе: «Вот мне бы так!». А почему бы и нет. Все рождаются с творческим началом. Просто нужно в себе его обнаружить и начать развивать. Расскажу о навыках, которые помогут тебе развить в себе творческую личность.

Навык мечтания

Это самый первый навык, который нужно развивать. Я жуткий мечтатель. Иногда я вываливаюсь из «настоящего мира» в мир своих идей и невероятных мечтаний. С помощью воображения я за секунды придумываю новый дизайн для своей квартиры или архитектуру будущего центра развития личности «7сфер жизни». Мне часто говорят, что я летаю в облаках. Приземлись ты уже. Но мне не хочется. Мне там кайфово. Там я самый настоящий Творец. Творю что хочу! Больше мечтай и воображай. Творчество без воображения просто невозможно.

Навык концентрации

Любая вещь, которую ты можешь представить в воображении может появиться в реальности. Для материализации идеи необходимо большое количество энергии. Если посмотреть на большинство творческих людей, то они очень энергичны. В них как-будто вставлена батарейка «Энерджайзер». Но нужно уметь не только накапливать энергию, но и уметь ее еще концентрировать. Я часами могу сидеть за написанием очередной интересной статьи для своего блога до тех пор, пока она не станет идеальной. Но это не значит, что нужно быть гиперактивным. Совсем нет. Нужно уметь, как концентрироваться, так и расслабляться.

Навык веры

По вере вашей дано вам будет. Это известные многим слова из Библии. Верь в свой творческий потенциал. Я часто вижу, что человек чувствует себя каким-то обделенным, так как не может обнаружить в себе творческое начало. С каждым новым творением, с каждой новой достигаемой целью вера в себя становится поистине мощной. Если какая-то мысль по созданию чего-то великого засела у тебя в голове, то значит у тебя уже есть для этого все необходимое. Просто действуй! В тебя уже поверили Высшие Силы, а ты все в себя не веришь.

Навык дисциплины

С одной стороны, к творческому процессу необходимо относиться весело и игриво, как делают это дети. С другой стороны в творческой личности должен быть развит навык дисциплины. Работая над проектом, творческие люди, как правило, проявляют упорство и решимость. Когда мы смотрим на великих артистов, художников или других творческих людей, то на поверхности все кажется таким увлекательным и простым. Но на самом деле, чтобы стать творческим человеком, необходимо очень много работать. Каждый день по несколько часов.

Навык бунтарства

Развитие творческих способностей человека невозможно без бунтарства. Такие люди всегда видят мир как-то по своему, так сказать за «пределами коробки». Лично я вижу весь процесс развития личности и образования совсем иначе, чем он есть сейчас. Поэтому во мне уже родился новый бунтарь, который не хочет мириться с действующим положением дел. Мы должны воспитывать гармоничных и творческих личностей, а не специалистов с непонятным багажом знаний, которые устаревает уже каждый год.

Навык открытости

Всегда будь открыт к новому, даже если это идет вразрез с устоявшимися догмами. Если бы не было творческих личностей, то мир бы не менялся. Каждую секунду создается что-то. Каждую секунду кого-то критикуют. Почему? Потому что люди боятся перемен. Перемены – это всегда смерть. А мы все боимся смерти. Каждый раз мы умираем и рождаемся вновь. Не бойся умереть и тогда ты будешь открыт к всему новому и неизвестному.

Навык уединения

Никола Тесла однажды сказал: «В беспрерывном одиночестве ум становится все острее. Для того, чтобы думать и изобретать не нужна большая лаборатория. Идеи рождаются в условиях отсутствия влияния на разум внешних условий. Секрет изобретательности в одиночестве. В одиночестве рождаются идеи». Я с ним полностью согласен. Каждый день я практикую минимум 1 час тишины. Творческим людям обязательно нужно слушать себя, свою интуицию, свое творческое начало.

Навык наблюдения

Этот навык следует из предыдущего. Моя частая наблюдательность, интерес к жизни и людям помогают генерировать самые различные творческие идеи. В жизни можно играть две роли. Роль актера или роль наблюдателя. Так вот первую роль играют большинство людей. Актеру дают речь, придумывают постановку, сценарий и так далее. Он исполнитель. Тот, кто все это придумывает, сначала наблюдает за процессом вокруг. Играй две роли, но не забывай про наблюдателя, который и является Творцом!

Навык любви

Творческие люди не просто наслаждаются своей работой, они страстно любят ее. Но только одна страсть не приводит к великим свершениям. Представь писателя, который так влюблен в свою работу, что не желает менять в нем ни строчки. А музыканта, который не стремиться к лучшему звучанию. Творческий человек должен не только любить свою работу, но быть еще и объективным, постоянно критикую себя. Умей отделять свою любовь к себе от самого творчества. Улучшай свои творения без лишнего самолюбия.

Навык ответственности

Не все творчество создано из любви. Можно создать нечто из страха, гнева, обиды и других отрицательных эмоций, которыми ты можешь быть наполнен. За все, что ты создаешь, будь ответственен. Возможно, твое творчество принесет кому-то много страданий. Не стоит бежать, не стоит отнекиваться от этого. Знай, что у всего есть две стороны медали. Не думай, что творчество – это такое светлое понятие. Совсем нет. Твори с любовью и ответственностью!

Некоторые люди изначально обладают некоторыми творческими качествами, творческим типом личности. Но если помаленьку внедрять в свою жизнь несколько творческих навыков, то можно раскрыть весь свой творческий потенциал, даже если изначально у вас нет задатков. Далее женский журнал Goldy-Woman подробнее р а сскажет о 10 навыках творческих людей, которыми и вы можете воспользоваться.

Творческие люди энергичны, но умеют концентрироваться

Творческие люди часто невероятно энергичны, как физически, так и духовно. Они могут часами работать над одной-единственной маленькой деталью до тех пор, пока она не станет идеальной, и при этом сохраняют такой же энтузиазм, как и в начале работы. Это не означает, что творческие люди гиперактивны или маниакальны. Они также очень много времени посвящают отдыху, вдумчиво размышляя об интересных им вещах.

Творческие люди умны, в то же время наивны

Творческие люди обычно умны, но исследования показывают, что высокий IQ не всегда коррелирует с высокими творческими достижениями. В результате одного из исследований выяснили, что высокий IQ часто помогает быть успешнее по жизни в целом, однако слишком высокий IQ практически исключает вероятность творческой гениальности. Примерный «творческий» IQ равен 120. Более высокий уровень интеллекта может способствовать творчеству, но не вывести его на высокий уровень.

На самом деле творческая жилка включает сочетание мудрости и детскости. Творческие люди умны, но при этом способны удивляться, любопытствовать и смотреть на мир широко открытыми глазами.

Творческие люди веселы, но дисциплинированы

Веселое, игривое отношение к делу - отличительная черта творческого человека. Однако эта беззаботность и радость парадоксально сочетается с другой чертой - настойчивостью. Работая над проектом, творческие люди, как правило, проявляют упорство и решимость. Они будут работать до тех пор, пока не будут полностью удовлетворены результатом.

Представьте, что бы вы подумали, встретив артиста, художника, любого творческого человека. На поверхности все это кажется сплошной романтикой, так увлекательно и очаровательно. И на деле, конечно, творческая деятельность включает все эти прелести. Но чтобы быть успешным творческим человеком, требуется очень много работать, чего со стороны не видно. Творческий человек в любом случае осознает, что настоящее творчество включает и веселье и тяжелую работу.

Творческие люди - и реалисты, и мечтатели

Творческие люди любят мечтать, представляя себе всякие чудеса и возможности. Он могут полностью погружаться в свое воображение и фантазии, но при этом оставаться очень приземленными. Они часто представляются мечтатели, но это не означает, что они постоянно витают в облаках. Любые представители творчества, от ученых и заканчивая художниками и музыкантами, часто придумывают творческие решения тривиальных проблем.

Великое искусство и наука требуют вовлечения воображения в мир, который отличается от существующего. Большинство остальных людей часто рассматривают это лишь как фантазию, беспочвенную и неприменимую к действительности. И они будут правы. Поначалу. Однако вся суть искусства и науки далеко за пределами того, что сейчас нам кажется действительности. Они создают будущую действительность.

Творческие люди экстраверты и интроверты одновременно

Мы любим делить людей на экстравертом и интровертов. Однако творческий тип личности требует сочетания обоих типов личности. Творческие люди одновременно интроверты и экстраверты. Исследования показали, что люди имеют тенденцию, склонность к одному из этих типов, и эта тенденция всегда стабильна.

С другой стороны, творческие личности проявляют характеристики обоих типов одновременно. Они и общительны, и сдержаны, шумны и спокойны. Общение с другими людьми может стать огромным источником вдохновения и идей. В нужное время творческий человек просто удаляется, чтобы творить на основе этих идей и используя пришедшее вдохновение.

Творческие люди горды, но скромны

Успешные творческие люди гордятся своими достижениями, но и знают свое место. Они невероятно уважают коллег, а также предыдущие достижения в своей области, благодаря которым они делают свою творческую работу. Творческие люди понимают, что их достижения более яркие и запоминающиеся, по сравнению с другими, но они не зацикливаются на этом. Очень часто они настолько увлечены своей очередной идеей, что забывают о предыдущих.

Творческие люди не обращают внимания на гендерные роли

Творческие люди зачастую сопротивляются, по крайней мере до какой-то степени, половым стереотипам и ролям, которые общество пытается им навязать. Творческие девушки и женщины стараются быть более доминантными, а творческие мужчины - менее агрессивными и более чувствительными. Психологически андрогинная личность в разы удваивает свои реакции. Творческие люди часто не только используют силу своего пола, но и противоположного тоже.

Творческие люди консертивны, но мятежны

Творческие люди по определению мяслят за пределами коробки. Мы часто представляем их нонконформистами и даже слегка бунтарями. Но невозможно быть полностью творческой личностью без усвоения в первую очередь культурных норм и традиций. Творчество требует одновременно и традиционности, и иконоборчества. Это значит иметь способность ценить и даже принимать прошлое, в то же время ища новые и более совершенные способы что-то делать.

Творческие люди могут быть консервативны во многом, при этом понимая, что инновации иногда требуют риска.

Творческие люди страстны, но и объективны по отношению к своей работе

Творческие люди не просто наслаждаются своей работой, они страстно ее любят. Но одна только страсть не приводит к великим свершениям. Представьте писателя, который настолько влюблен в свое произведение, что не желает менять в нем ни строчки. Представьте музыканта, который не желает прослушивать свое исполнение, даже не очень хорошее, не желает стремиться к лучшему.

Творческие люди любят свою работу, но они предельно объективны, часто сами себя критикуют и требуют критики от других. Они умеют отделять свою личность от своего творчества и видеть, где требуются улучшения, без излишнего самолюбия.

Творческие люди чувствительны и открыты новому опыту, но счастливы и веселы

Творческие люди обычно чувствительны и открыты, и это может принести как радость, так и боль. Акт творчества, с его рисками и новыми идеями, обычно делает человека уязвимым к критике. Это болезненно и даже разрушительно - потратить годы на что-то, что в итоге было проигнорировано, отклонено или высмеяно.

Но быть открытым к новому творческому опыту - это великий источник радости. Это приносит невыразимое счастье, и большинство творческих людей уверены, что это чувство стоит любой боли.

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество – это создание чего-то нового, ценного не толькодля данного человека, но и для других.

Виды и функции творчества

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Творчество как способность

Креативность (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире - нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Критерии креативности

Критерии креативности:

  • беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое.
  • удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость - способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию - это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия - это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) , которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  3. - появление интуитивного решения.
  4. Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии
1. В начале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. 3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».

В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]». 4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

«К утру я установил существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета-автоморфными».

Теория

Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц - элементов знания и 2) последующий отбор полезных комбинаций.

Пуанкаре замечает, что комбинирование происходит вне сознания - в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он [изобретатель] затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в бессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует «фильтр» и что это за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская их в сознание. Пуанкаре даёт следующий ответ.

Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют отношение к решаемой задаче. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации. Какие же из этих комбинаций попадают в сознание? Это комбинации «наиболее красивые, то есть те, которые которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним». Итак, отбираются и проникают в сознание наиболее «математически красивые» комбинации. Но каковы характеристики этих красивых математических комбинаций? «Это те, элементы которых гармонически расположены таким образом, что ум без усилия может их охватывать целиком, угадывая детали. Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувств и помощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармония даёт нам возможность предчувствовать математический закон». «Таким образом, это специальное эстетическое чувство играет роль решета, и этим объясняется, почему тот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем».

Из истории вопроса

Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее детально, описывал «изнутри» процесс совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения. Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи:

Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она - не знаешь сам.

Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.

Насколько могу судить по личному , она никогда не рождается в усталом и никогда - за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния - и только тогда приходили хорошие идеи. Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

  1. Желание и , происхождение замысла . Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном - замысел.
  2. Знание и рассуждение, схемы или плана . Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов - мысленных и действительных.
  3. Умение, конструктивное выполнение изобретения . Сборка изобретения. Не требует творчества.

«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором - доказывается, в третьем - осуществляется. В конце первого акта - это гипотеза, в конце второго - представление; в конце третьего - явление. Первый акт определяет его телеологически, второй - логически, третий - фактически. Первый акт даёт замысел, второй - план, третий - поступок».

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

  1. Период интеллектуальной готовности.
  2. Усмотрение проблемы.
  3. Зарождение идеи - формулировка задачи.
  4. Поиск решения.
  5. Получение принципа изобретения.
  6. Превращение принципа в схему.
  7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Факторы, мешающие творческому мышлению

  • некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
  • внешняя и внутренняя цензура
  • ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
  • желание найти ответ немедленно

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество - это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Личность есть не субстанция, а творческий акт.

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность - это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не , а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество - это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки :

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.