По имени

Метод «Логическая цепочка. Прием «Перепутанные логические цепочки»

Урок № 17-18

Логика 5 класс

Тема: « Решение логических цепочек»

Цель:

    знакомство с логическими цепочками – что это такое;

    виды логических цепочек и их решение;

    познакомить ребят с правилами составления логических цепочек;

    научить их придумывать такие цепочки;

    способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное; развивать осознанную математическую речь; развитие познавательного интереса учащихся;

    содействовать воспитанию таких качеств как: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, целенаправленность, трудолюбие, аккуратность, ответственность

Задачи:

- Продолжить формирование навыков контроля результатов деятельности.

Способствовать развитию коммуникативных навыков. Развивать умение анализировать, обобщать материал, выступать перед аудиторией, развивать интеллектуальные, творческие и исследовательские способности, активизировать интерес к учебным предметам.

Формирование логического, абстрактного, эвристического, системного мышления.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентации

План.

    Организационные моменты

    Что такое логическая цепочка.

В природе все взаимосвязано. Все на все влияет, и все зависит друг от друга. Складываются сложные цепочки событий. И если вынуть хоть одно звено вся цепочка разорвется. Что будет, если из всем известного дела – заваривание чая – выбросить только одно действие: не наливать воды в чайник, когда ставим его на плиту? Результат – расплавленный чайник. Или – не класть в чайник заварку. Результат – вместо ароматного чая будет противный кипяток.

Цель нашего урока: научиться выстраивать в нужном порядке все звенья логической цепи и научиться предугадывать конечный результат.

Эти умения нужны при обработке информации. Информацию следует обрабатывать по определенным правилам, которые выполняются в определенном порядке.

Определение. План действий над информацией по определенным правилам, называется алгоритмом.

Задание 1. Нарисуйте домик. Ребята в тетрадях рисуют домики.

У каждого получились свои домики, потому что каждый представил свой домик.

Задание 2. Выполни следующую последовательность действий. Ребята выполняют задание в тетрадях, один учащийся у доски.

    Найди верхний левый угол.

    Отступи вправо 4 клетки и вниз 5 клеток.

    Двигаясь по часовой стрелке, нарисуй квадрат со стороной 6 клеточек.

    Отступи вправо и вверх на 3 клеточки.

    Поставь точку.

    Соедини эту точку с верхними уголками квадрата.

    Найди верхний левый угол квадрата.

    Отступи 2 клетки вправо и 2 клетки вниз.

    Двигаясь по часовой стрелки, нарисуй квадрат со стороной 2 клетки.

    Раздели маленький квадрат на четыре квадрата.

Теперь у всех получились одинаковые домики, потому что все действовали по одному и тому же плану (алгоритму) и выполняли действия, понятные каждому. В результате выполнения каждого действия можно получить только одну картинку.

Задание 3. Составь алгоритм заварки чая, расставив действия в нужном порядке. Самостоятельное выполнение задания. Проверка задания.

Чтобы получить ароматный чай нужно выполнять все действия алгоритма друг за другом, такой алгоритм называется линейным. Запишите определение в тетради.

Определение. Алгоритм, в котором действия выполняются строго друг за другом, называется линейным.

И так, мы сегодня узнали, что такое алгоритм. Кто даст определение алгоритму? Учащиеся дают определение алгоритма.

    Решение математических задач на логические цепочки.

Использование презентаций 1-17

    Итоги урока

Что нового и интересного узнали на уроке

    Домашнее задание.

    Составить алгоритм открывания двери

    Жили – были две фигуры: Круг и Квадрат. На улице где они жили, стояло 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, а третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем домике. Круг и квадрат жили в домиках с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком домике жил?

Задания на логические цепочки

Задание №1 «Счет с препятствиями».

На рисунке попугаи, мартышки и удавы. Сосчитайте их, считая всех подряд по порядку: первый попугай, первый удав, второй попугай, первая мартышка, третий попугай и т.д. Если не удастся сосчитать с первого раза, возвращайтесь к этому заданию несколько раз.

Задание №2

Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации?

Задание №3.

Мы уже договаривались о том, что будем называть абстрактными те понятия, которые невозможно воспринимать непосредственно органами чувств: закон, экономика, энергия, образование и проч. Текст, насыщенный абстрактными понятиями, запоминать гораздо сложнее, нежели конкретные тексты. По–настоящему облегчить работу можно только на логическом уровне. Однако и уровень образного запоминания позволяет значительно экономить силы и время.

Прежде всего отметим, что абстрактные понятия можно конкретизировать, представляя в воображении конкретные предметы, которые могут служить напоминанием абстракции. Например, закон – книжка уголовного кодекса; экономика – экономическая газета (а лучше более сложный, но и более точный образ: завод и колхоз рядом, дорога между ними, линия телефонной связи и проч.); энергия – трансформатор; образование – школа…

Во–вторых, напомним, что, работая с абстрактным текстом, мы запоминаем не слова, а главным образом, мысли. А потому зачастую достаточно намека на мысль, чтобы в памяти всплыло все, что с нею связано. Поэтому при формировании ЕИ нет необходимости вставлять в нее каждое слово.

Например, требуется запомнить следующий текст:

Вчера на пресс–конференции министр иностранных дел Республики Беларусь П. К. Кравченко рассказал журналистам об итогах совещания регионального объединения Центрально–европейская инициатива (ЦЕИ), проходившего в итальянском городе Триесте.

Статус ассоциированного члена ЦЕИ, который получила Беларусь, дает возможность не только участвовать в деятельности рабочих групп и встречах национальных координаторов, министров иностранных дел и премьер–министров в качестве наблюдателя, но и вносить свои предложения по существу обсуждаемых вопросов и влиять на принимаемые решения.

По словам Кравченко, участие в работе ЦЕИ – это прорыв на запад в области экономического сотрудничества и впоследствии интегрирования в Европейский союз. Хотя для этого Беларуси предстоит создать свою рыночную модель, чтобы стать равной среди равных.

Проследим процесс формирования ЕИ этого сообщения. Первая ЕИ: карта Европы, Италия, большой стол, за которым сидят делегации, белорусская делегация сидит в сторонке, но вот ее руководитель берет слово, и его внимательно слушают. Вторая ЕИ: та же карта, Беларусь, Минск, пресс–конференция, в руках выступающего – модель (картина базара), от Беларуси тянутся стрелочки в Европу – экономический прорыв!

Таким образом, общая картинка: карта Европы, совещание в Италии, пресс–конференция в Минске, стрелочки… Попробуйте припомнить это сообщение через сутки, и вы убедитесь, что помещенных в ЕЙ намеков–символов вполне достаточно для подробного пересказа.

Попробуйте самостоятельно проработать следующий текст.

НАУЧНО–ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Научно–техническая революция – это скачок в развитии производственных сил общества, переход их в качественно новое состояние.

На первом этапе развития НТР (60–70–е годы) важнейшей ее чертой стала автоматизация производственных процессов – то есть появилось еще одно звено в машине, осуществляющее контроль за ее работой. Роботы, станки с программным управлением характеризуют качественные сдвиги в технике, в орудиях производства.

С конца 70–х годов в развитии НТР появились качественно новые черты, связанные с успехами микроэлектроники. Этот новый этап получил название компьютерной (микропроцессорной) революции. Управляющее и контролирующее устройство в появившейся теперь системе машин (наряду с двигателем, передаточным механизмом и рабочей машиной) освобождает человека не только от контакта с рабочими орудиями (инструментами), но и с самой рабочей машиной. В настоящее время уже имеется более 200 тысяч вариантов применения микропроцессоров. Появилась возможность перехода от отдельных «островков автоматизации» к комплексной автоматизации целых технологических процессов, базирующихся на группе взаимосвязанных машин, оборудования, приборов.

Наряду с техникой революционные изменения происходят в технологии, то есть в способах воздействия на сырье, материалы, на предмет труда. Продукция ремесленного производства включала два компонента: затраты на сырье и ручной труд (то есть технология характеризовалась материалоемкостью и трудоемкостью). Промышленная революция внесла два новых компонента: капиталоемкость и энергоемкость. НТР дополнила их наукоемкостью.

Одним из перспективных направлений является биотехнология – то есть использование биологических процессов в производственных целях.

Наряду с техникой и технологией качественно меняется предмет труда, то есть материалы, которые подвергаются обработке. Эти изменения связаны прежде всего с достижениями физики и химии: создание пластмасс, синтетических волокон и проч.

Происходят глубокие изменения в источниках энергии: во Франции, например,

69 % электроэнергии производится на АЭС.

Когда человек вторгается в область знаний, которая плохо ему знакома, трудности усвоения материала резко возрастают потому, что недостаточно понимаемые явления, понятия с большим трудом образуют необходимые для запоминания связи. Такие понятия представляют для читателя абстракцию высокой степени. В процессе чтения читатель вынужден вдумываться в каждое слово, чтобы постигнуть смысл высказывания. В результате едва ли не каждое слово превращается в отдельную ЕИ. Общее их количество стремительно увеличивается, регистр оперативной памяти переполняется – запоминание становится затруднительным или даже невозможным.

Образуется замкнутый круг: чтобы освоиться в новой области знаний, необходимо быстро набирать информацию в ней; с другой стороны, возможность набирать информацию резко ограничивается плохим пониманием материала. Как же выйти из этого круга?

Способ, конечно, всем известен: работать с учебниками, словарями, постигать значение терминов, изучить вначале азы нового предмета.

Но на кропотливую работу часто не хватает времени, да и задача может стоять совсем иная: только ознакомиться с основными положениями, закономерностями нового предмета. С другой стороны, и в случае глубокого изучения хотелось бы ускорить этот процесс. Как это сделать?

Частично помочь может метод костылей, сущность которого заключается в следующем.

Материал читается дважды. Первое чтение протекает по следующим правилам:

материал читается быстро;

материал упрощается, насколько это возможно (при первом чтении не надо бояться опошления материала, которое обычно происходит при чрезмерном упрощении);

на месте непонятных предметов, явлений, понятий ставится костыль: любые знаки, рисунки, символы, способные заменить на время значение того, что не понимается.

Покажем метод костылей на примере. Необходимо понять и запомнить следующий текст. (Разумеется, невозможно подобрать текст, который был бы в одинаковой мере для всех непонятен. Но важно увидеть принцип работы, который потом легко перенести на любой текст).

Электромагнитные волны, излученные антенной радиопередатчика, вызывают вынужденные колебания свободных электронов в любом проводнике. Напряжение между концами проводника, в котором электромагнитная волна возбуждает вынужденные колебания электрического тока, пропорционально длине проводника. Поэтому для приема электромагнитных волн в простейшем детекторном приемнике применяется длинный провод – приемная антенна. Вынужденные колебания в антенне возбуждаются электромагнитными волнами от всех радиостанций. Для того, чтобы слушать только одну радиостанцию, колебания напряжения не направляют непосредственно на выход усилителя, а сначала подают на колебательный контур с изменяющейся собственной частотой колебаний. Изменение собственной частоты колебаний в контуре приемника производится обычно изменением электроемкости переменного конденсатора. При совпадении частоты вынужденных колебаний в антенне с собственной частотой колебаний контура наступает резонанс, при котором амплитуда вынужденных колебаний напряжения на обкладках конденсатора контура достигает максимального значения. Таким образом, из большого числа электромагнитных колебаний, возбуждаемых в антенне разными станциями, выделяются колебания нужной частоты.

Итак, обычно читатель, далекий от этой области знаний, столкнувшись с длинными предложениями, насыщенными существительными–терминами, начинает вдумываться в каждое слово, пытаясь уловить смысл. При этом результат бывает прямо противоположным тому, которого он хочет добиться, так как большое количество ЕИ не помещается в регистре оперативной памяти. Мы же поступим наоборот: резко увеличим скорость чтения, упростим материал, не вдумываясь в незнакомую терминологию, и изобразим на бумаге последовательность материала в виде цепочки костылей.

Волны передатчика вызывают колебания в проводнике… и чем длиннее проводник, тем сильнее колебания… поэтому именно длинный провод служит антенной…

Но в проводе есть колебания от разных станций. Как слушать одну? Колебания подают сначала на колебательный контур с собственной частотой колебаний… (На месте колебательного контура – а предполагается, что мы не знаем,

что это такое – рисуем любую загогулинку и говорим себе: это колебательный контур!)

Изменение частоты в контуре производится изменением электроемкости переменного конденсатора (на место конденсатора – костыль!). При совпадении частот в антенне и в контуре наступает резонанс – то есть резкое усиление колебаний…

Вот теперь колебания одной станции и подаются на усилитель!

Что мы получили в результате этой предварительной работы? Во–первых, цепочку костылей, по которой легко можем пересказать текст – правда, без терминологии (на уровне чертовин, ерундовин, загогулин и проч.).

Во–вторых, несмотря на неполные знания, мы разобрались в сути происходящих явлений: то есть поняли, как из колебаний, возбуждаемых разными станциями, выделяются нужные колебания. В–третьих, теперь мы можем приступить ко второму чтению – и окажется, что многочисленные термины, вызывавшие наши затруднения, не так уж многочисленны и вовсе не так сложны, как казалось. И наконец, в–четвертых, когда мы станем изучать на полную глубину незнакомые понятия (колебательный контур, конденсатор переменной емкости и проч.), то окажется, что мы значительно облегчили свою работу, поскольку теперь эти понятия не так абстрактны, как прежде – ведь мы уже знаем некоторые их функции.

Разумеется, вторичное чтение должно происходить без упрощений, а со всей терминологией, с уточнением понятий, с пониманием всей глубины. Однако выполнять эту работу станет намного легче, так как резко снизилась степень абстракции.

ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА

Несмотря на свое название, этот метод работы с абстрактными текстами рассчитан на образное запоминание, а не на логическое. А название «логическая цепочка» получил потому, что позволяет увидеть логическую последовательность главных мыслей текста и раскрепощает мышление.

По сути своей этот метод сродни методу костылей, однако некоторая разница между ними имеется. Если метод костылей направлен на работу с технической литературой, то логическая цепочка будет вас выручать при работе с гуманитарным материалом высокой степени абстракции.

Сложность работы с такими текстами часто состоит в том, что необходимость добиться нужной глубины проникновения в сложную абстрактную мысль заставляет автора быть многословным. Он поневоле детализирует, поворачивая мысль то одним боком, то другим, зачастую отходя довольно далеко от основного объекта мысли.

Переполнение регистра оперативной памяти приводит к ослаблению возможности увидеть всю мысль целиком, тем более цепочку рассуждений. Воистину, за деревьями леса не видно.

Сформулируем правила работы по методу логической цепочки:

– цепочка строится на возможно большем

объеме информации (в зависимости от характера текста – 1,5–3 страницы, а то и более);резко увеличивается скорость чтения, чтобы избавиться от явления гиперболизации; материал упрощается и обозначается образами–символами;

по окончании первого чтения необходимо уметь видеть всю цепочку целиком, как единое целое.

В качестве примера рассмотрим работу со статьей Джозефа Вейсса «Подсознательная работа разума». В школе развития интеллекта «МОЛЬТО» мы предлагаем курсантам запомнить эту статью с двумя установками. В первом случае требовалось прочитать и пересказать. Результаты при этой установке, как правило, оставляли желать лучшего: курсанты часто теряли нить рассуждений и несколько раз начинали чтение статьи сначала. Это происходило потому, что установка на пересказ заставляла вчитываться в мелкие детали – что приводило к переполнению регистра оперативной памяти. В другом случае требовалось читать быстро, большими кусками, формировать ЕИ с помощью образов–символов. Результат разительно отличался от первого – большая часть курсантов недоумевала: а что же здесь сложного?

ДЖОЗЕФ ВЕЙСС «ПОДСОЗНАТЕЛЬНАЯ РАБОТА РАЗУМА»

Как лечит психотерапевт? Он старается воздействовать на подсознание своего пациента. Отсюда другой, не менее важный вопрос: как функционирует подсознание?

Согласно общепринятому мнению, люди не способны подсознательно осуществлять те виды интеллектуальной деятельности, которые производятся сознательно, например, составлять планы. Однако наши исследования терапевтических методов лечения свидетельствуют, что человек способен подсознательно мыслить, предвидеть последствия, принимать решения, составлять и реализовывать планы. Но это еще не все: можно сделать так, чтобы эти способности содействовали выздоровлению больных, помогая управлять иррациональными установками, эмоциями, поведением.

Целью наших исследований было сравнение двух различных психоаналитических (Фрейдовских) гипотез о природе подсознательной работы разума, имеющих ценность для понимания механизмов терапевтического процесса.

Согласно теории психоанализа у человека с самого раннего детства мощные психические образования, «запретные» для сознания, могут вытесняться в подсознание своего рода «цензурой», которая представляет собой силы, не дающие подавленному психическому материалу вновь проникать в сознание. Однако эти вытесненные в подсознание психические образования (к ним Фрейд вначале относил главным образом сексуальные и агрессивные импульсы, а затем причислил к ним убеждения, суждения и такие переживания, как стыд и чувство вины) продолжают влиять на настроение и поведение человека. Следовательно, они могут усугублять симптомы, заставляющие человека обращаться к психотерапевту, – необъяснимую депрессию, беспредметную тревогу и неадекватное поведение, которые, похоже, плохо поддаются контролю со стороны сознания.

Поскольку «цензура» ограничивает осознание человеком причин собственных поступков и переживаний, ограничивая тем самым и его контроль над различными структурами собственной личности, основное внимание в психоаналитической терапии уделяется тому, чтобы помочь пациенту ослабить силы вытеснения и осознать ранее подавленный психологический материал. Психотерапевт предлагает пациенту прибегнуть к свободным ассоциациям, т. е. облечь в слова все приходящие на ум мысли, образы, воспоминания или переживания. Подобные ассоциации дают ключ к пониманию неосознаваемых влечений и интересов пациента. Психотерапевт соответствующим образом интерпретирует заявления пациента, объясняя ему, какие желания, страхи, убеждения, чувство вины или иные психические образования лежат в их основе. Считается, что объяснение психотерапевта помогает больному постичь, каким образом подсознание влияет на его осознанные мысли, переживание, поведение.

Обе гипотезы, на которых мы сосредоточим свое внимание, согласуются с основными положениями теории психоанализа, но они существенно расходятся в положении о том, в какой степени человек способен контролировать работу своего подсознания. Первая гипотеза, которую мы называем динамической, предполагает, что человек вообще не может или лишь в малой степени может контролировать свою подсознательную психическую жизнь. По этой гипотезе деятельность подсознания складывается главным образом из сил двух типов. С одной стороны, требующие удовлетворения сексуальные и агрессивные импульсы стремятся проникнуть в сознание; с другой стороны, им противодействуют силы вытеснения. Подсознательные импульсы и силы вытеснения взаимодействуют подобно тому, как взаимодействуют физические силы. Так, две противоположные силы взаимо–уничтожатся, если они равны по величине; в противном случае большая сила одолеет сопротивление меньшей. Взаимодействие этих сил и определяет поведение человека.

Вторая гипотеза, которую мы называем гипотезой контроля, допускает, что человек способен в некоторой степени контролировать работу своего подсознания: импульсы и другие психические образования хранятся в подавленном состоянии не из–за того, что силы вытеснения неизбежно превалируют над неосознанными импульсами, но благодаря тому, что человек может, основываясь на своем прошлом опыте и оценивая настоящее, бессознательно решить, что переживание–либо выражение тех или иных вытесненных ранее психических образований представляло бы для него опасность. Так, возможно, подсознательно принимается решение о том, что проявление любви к определенному человеку грозит унижением.

Гипотеза контроля, кроме того, предполагает, что пациенты, решившие прибегнуть к психотерапии, имеют сильное подсознательное желание вылечиться, а следовательно, подсознательно (равно как и сознательно) хотят осознать вытесненный психический материал и уяснить его значение, а значит, могут решиться на извлечение ранее подавленного психического материала и осознание его, если это больше не представляется ему опасным.

ЕИ может иметь следующий вид:

Причем мысль о том, может ли планирование происходить на подсознательном уровне, на этапе первого чтения несущественна: пока важно понять две гипотезы и теорию «цензуры», на которой они строятся. При вторичном, внимательном чтении выстроится полная логическая цепочка, в которой найдет свое место и первая мысль. Однако на практике почти невозможно сразу определить, какая мысль основная, а какая – ее следствие, поэтому обычно в ЕИ включаются все более или менее крупные мысли.

Тем не менее общая картинка ЕИ оказывается небольшой – ее легко удерживать в памяти. Она становится символом общей идеи статьи и служит фундаментом для понимания дальнейшей информации.

Сегодня в рамках рубрики Мария Костюченко предлагает вам заняться развитием логического мышления вашего малыша. Страшно звучит? А ведь на самом деле всё легко и просто.

Что нам понадобится для создания самодельного пособия для логических игр? Несколько фигурных дыроколов и штампы.

Если фигурного дырокола у вас нет, то можно играть исключительно со штампами. Можно использовать покупные штампы или сделать самому. Самим их можно изготовить из обычного ластика при помощи макетного ножа, как это сделала Наташа Горобец . Или использовать самую обычную картофелину, которую вы разрезаете пополам и на ней, по тому же принципу, что и на ластике, вырезаете рисунок.

Итак, переходим непосредственно к логике.

Приготовьте набор штампов (покупных или самодельных) и несколько разноцветных кучек разноцветных картинок, сделанных с помощью фигурных дыроколов.

Возьмите обычный лист А4 и разлинуйте его на крупные клетки. У вас должно получится несколько рядов с клетками (размер зависит от картинок и штампов, которые вы приготовили). У меня поле получилось из клеток 1,5*1,5 см и 3*3 см.

В начале каждого ряда обозначьте логическую последовательность, которую должен продолжить ваш ребёнок. Например, штампами с буквами алфавита я обозначила один ряд: Б А, т.е. ребёнок должен понять, что после А будет идти снова Б и именно того цвета, что я указала в начале. Далее последовательность уже из трёх букв ДВА и каждая буква имеет свой цвет, ребёнок снова должен понять, как именно ему продолжать этот ряд. Точно также дело обстоит и с картинками.

Если ребёнок легко справился с этой задачей, то тогда предложите ему самому придумать последовательность и выложить её.

Чем старше становится ребёнок, тем больше можно усложнять логические цепочки для детей, и включать сюда и счёт, и знание букв и т.д. Например, вы можете предложить ему выкладывать последовательность из цифр 2, 4, 6, 8, 10 ….. т.е. ребёнок должен не только знать цифры и уметь считать, но и понять закономерность, по которой эти цифры находятся в данной последовательности.

Но это ещё не всё, помимо рядов, вы можете с ребёнком составлять и матрицы. Звучит тоже страшно, но всё очень легко и просто. Вы расчерчиваете поле, как для игры в крестики нолики, состоящее из 3*3, 4*4 и т.д. квадратов и приклеиваете или проштамповываете некоторые клетки, оставляя при этом несколько клеток пустыми, чтобы ребёнок сам догадался, что именно там должно находиться.

Всё это можно проделывать и с набором карточек, но они иногда надоедают, а фигурные штампы и картинки, которые ребёнок к тому же сам может сделать с помощью дырокола, могут очень разнообразить ваши будни.
Увлекательных вам игр и до новых встреч!

Прием «Перепутанные логические цепочки».

Вариант «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» студентам предлагается восстановить нарушенную последовательность.

Вариант «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед студентами в заведомо нарушенной последовательности. Студентам предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, преподаватель предлагает студентам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

Эффективным приемом, развивающим комплекс интеллектуальных умений критического мышления студентов, является «Написание аннотаций и рецензий». Это два жанра публицистического стиля речи, близкие по целям (заинтересовать, увлечь читателя, предоставить возможность выразить свое мнение, выявить достоинства и недостатки книги, статьи и т.д.), хорошо знакомы студентам. Аннотация − это краткая характеристика произведения, излагающая его содержание в вопросительно-повествовательной форме, дающая ему оценку и указывающая на адресата-читателя. Рецензия − это письменный разбор, содержащий критический анализ и оценку предложенного для исследования материала.

Суть приема «Чтение с остановками» − текст разбивается на отдельные части, которые читаются студентами поочередно. После каждой части задаются вопросы, связанные с содержанием и средствами художественной выразительности, с прогнозами студентов относительно дальнейшего развития событий, на которые студенты отвечают письменно. По завершении чтения идет обсуждение каждого вопроса (все студенты зачитывают свои ответы). Прием «Чтение с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, студенты имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. Эффективность такого занятия зависит от выбора литературного произведения для чтения: это должно быть произведение не знакомое студентам, с неожиданным развитием сюжета. Формулировка вопросов к тексту также требует серьезной проработки. Они должны дать студентам возможность самостоятельно сделать выводы о формирующем влияние характеристик текста на особенности его восприятия и зависимости восприятия от индивидуальных читательских качеств.

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:

- «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);

Память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;

Оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;

Синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;

Анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;

Применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.

Прием «Верите ли вы…» можно использовать при знакомстве с биографией, например, выдающегосяу ченого. Сначала педагог демонстрирует фотографии или портреты, а затем предлагает утверждения. Желание студентов убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции.

Прием «Оживи картину». Суть приема заключается в том, что студентам предъявляется какая – либо картина и предлагается ответить на серию вопросов о мыслях и чувствах, вызванных картиной. При этом точка зрения может отражать не только мнение автора или зрителя, но и ощущения объектов, изображенных на данной картине. Фантазия при работе над «оживлением» картины столь безгранична, что можно смело говорить о развитии творческого мышления студентов.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен − это прием организации индивидуальной и групповой работы студентов на начальной стадии занятии, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают студенты по обсуждаемой теме занятия. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все студенты вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно студентам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый студент вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Студенты делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение − не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, студенты должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются педагогом в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме занятия. Далее в ходе занятия эти разрозненные в сознании студента факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

На стадии осмысления (реализации смысла) происходит непосредственный контакт с новой информацией через лекцию, текст, фильм, материал учебника, работа ведется индивидуально или в парах. Студенты читают, слушают, смотрят, делают опыты, при этом используют предлагаемые педагогом активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Преподаватель поддерживает интерес, активность студентов и создает условия для активного восприятия новой информации.

Стратегия «Бортовой журнал». Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым студенты во время изучения темы записывают свои мысли. Встретив в тексте ключевые моменты, студенты заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, студенты заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом.

Возможная схема использования стратегии «Бортовой журнал»:

Преподаватель объясняет, каким образом необходимо работать с «бортовым журналом»;

В течение 10-15 минут преподаватель читает лекцию для всей аудитории;

Студенты в течение 5 минут заполняют свои «бортовые журналы» (ключевые слова, рисунки, связь с опытом т.д.);

Студенты в парах, а затем − в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, а в некоторых случаях − обращаются за консультацией к преподавателю (5-8мин.)

Бланк «Бортовой журнал»

ИМЯ_____________________________ТЕМА_________________________

ДАТА____________________________ВРЕМЯ РАБОТЫ_______________

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ СООБЩЕНИЯ

РИСУНОК (СХЕМА)

Связи, которые я могу установить

Прием «Инсерт» позволяет студенту отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Студентов необходимо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Значки: «Ö»− это я знал; «+» − новая информация; «-» − противоречит моим представлениям; «?» − информация непонятна или недостаточна.

Данный прием требует от студента не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике студенты просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Прием «Маркировочная таблица».

После прочтения текста обучающийся составляет маркировочную таблицу, в каждый столбик которой вписываются предложения с соответствующими пометками:

+ - Ö ?

Материал обсуждается в парах, один от пары сообщает информацию, которая фиксируется преподавателем на доске. Обсуждение информации способствует ее систематизации и дает возможность ответить на возникшие вопросы.

Прием «Зигзаг». Студенты самостоятельно работают с текстом и затем обучают друг друга по изученному вопросу. Во время объяснения материала ведутся такие дневники, состоящие из двух частей: в первой части − конспект излагаемого материала, очень важно во время объяснения не перебивать докладчика, поэтому возникающие вопросы или неясные моменты фиксируются во второй части и затем к ним возвращаются. Работать с такими дневниками можно и во время лекции, читаемой преподавателем. Особенно полезно использовать двойные дневники, когда студенты получают задание самостоятельно изучить какой-то большой текст дома. В этом случае возможно оговорить заранее, сколько записей (как минимум) должен сделать студент при чтении.

ПОМЕТКИ ВОПРОСЫ

Двойные дневники дают возможность обучающимся тесно увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою природную любознательность.

Таким образом, использование различных видов работы в течение занятия позволяет поддерживать внимание студентов на высоком уровне, снижает утомляемость и перенапряжение. Нестандартная форма проведения занятия дает возможность для самовыражения и творчества студентов и преподавателя.

На стадии размышления (рефлексии) происходит творческая переработка, анализ, интерпретация, оценка изученной информации. Работа ведется на аудиторию, в группах, в парах, индивидуально. Педагог возвращается к предыдущим представлениям и ведет активную перестройку представлений с включением новых понятий, внесением дополнений и изменений, проводит закрепление полученных знаний и формирует долговременные знания. Студенты соотносят «старую» информацию с «новой»; стараются выражать мысли своими словами (присваивают информацию); свободно аргументируют, обмениваются идеями друг с другом (знакомятся с различными представлениями), анализируют собственные мыслительные операции.

На стадии размышления (рефлексии) рекомендуется заполнять кластеры, таблицы. Устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации; возвращаться к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям; получать ответы на поставленные вопросы; проводить организацию устных и письменных круглых столов и дискуссий; писать творческие работы синквейны, эссе; проводить исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Прием «Написание синквейна». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от студента в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово − существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка − это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной. В итоге получаются правила написания синквейна:

1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;

2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;

4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа студентов;

3) средства развития творческой выразительности.

Прием «Написание синквейна» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи студентов, но и употребить их в связном высказывании, добавив недостающие члены предложения.

Прием «Диамант» (или двойной синквейн) - это стихотворение, состоящее из семи строк, в каждой из которых (как и в синквейне) заранее определены количество слов и даже возможные части речи:

1. Первый герой стихотворения - одно существительное;

2. Описание первого героя - два прилагательных;

3. Действия первого героя - три глагола (причастия, деепричастия);

4. Фраза, связующая двух героев стихотворения, устанавливающая их отношения (4 слова, но не обязательно) - любые части речи;

5. Действия второго героя - три глагола (причастия, деепричастия);

6. Описание первого героя - два прилагательных;

7. Второй герой стихотворения - одно существительное антоним/антипод первому герою или его метаморфоза/перевоплощение.

Союзы, предлоги, междометия и частицы можно использовать свободно в любой строке. В диаманте может быть либо одна рифма на все семь строк, либо две или три (тогда возникают варианты рифмовки), но нерифмующихся строк быть не должно.

Прием «Текст на одну букву». Студентам предлагается составить предложение, характеризующие какой-либо предмет, явление, но все слова в тексте должны начинаться с одной и той же буквы. Необходимо стремиться включать в предложение как можно больше слов, не менее трех. Студенты выполняют работу в группах, затем читают написанное и анализируют.

Прием «Написание эссе». Эссе − письменные размышления на заданную тему. Этот вид работы особенно эффективен, если студенты пишут его «по горячим следам», не продумывая тщательно план или структуру. Это позволяет заинтересовать, увлечь обучающихся, предоставить им возможность выразить свое мнение. Этот вид письменного задания применяется, для подведения итога по изучаемой теме. Студенты отвечают на два вопроса:

Что они узнали по изучаемой теме?

Что хотели бы узнать? (или задать вопрос, на который они не получили ответа).

Прием «Мозговая атака». Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества «мозговой штурм». При этом оба эти словосочетания являются вариантами русского перевода английского термина «brainstorming», однако используются в разных сферах и выполняют разные функции. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

1 этап: Студентам предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает студентам, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой студент легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу студентов.

Уважение к различным точкам зрения ее участников;

Совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Прием «Продвинутая лекция». Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели «вызов – осмысление – рефлексия». Педагог видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать студентов к активному слушанию и критическому мышлению.

Алгоритм действий (возможны варианты):

1. Вызов. Подготовительная деятельность. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей).

3. Осмысление. Педагог зачитывает первую часть лекции.

4. Рефлексия. Предварительное подведение итогов. (Индивидуальное задание: выделение главного – письменный ответ. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар).

5. Повторный вызов. Анонс содержания второй части лекции. Проблемный вопрос. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей). Задание для студентов (аналогичное пункту − 2).

6. Осмысление. Педагог зачитывает вторую часть лекции.

7. Рефлексия. Подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, выступления от пар).

8. Итоговая рефлексия. Задание группе: индивидуальная самостоятельная работа – письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции. Форма – 10-минутное эссе.

9. Работы сдаются педагогу. Используются как показатель усвоения студентами содержания лекции, а также как материал для подготовки следующего занятия.

Предметная область лекций не ограничена. Задания и способы организации индивидуальной и коллективной деятельности могут варьироваться .

Прием «Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»). Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, обучающиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить студентам еще 2 графы – «Источники информации», «Что осталось не раскрыто».

Прием «Взаимоопрос». Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: два студента читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Прием «Выглядит, как…», «Звучит, как…». Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова студентам предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые возникают в связи с данным словом или понятием.

Прием «Таблица тонких и толстых вопросов». Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий занятия. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые студенты хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтении, слушания. При рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов