Камни по знакам зодиака

Все про букву х проект. Буква х в русском языке. II. Введение новой темы

МБОУ ДОД ЦДТ «Феникс»

Объединение «Клуб молодой семьи».

Дополнительная образовательная программа «Семь+Я».

Программа развития речи и знакомства с художественной литературой детей дошкольного возраста «Грамотейка».

Занятие п о предмету «АБВГДейка» (второй год обучения)

«Буква «Х». Звуки «х-хь» -согласные».

Цели:

  • Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.
  • Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «буква».
  • Закрепить умение интонационного выделения звуков в словах и фразовой речи, определения местоположения звуков в слове.
  • Познакомить с новой буквой «Х».
  • Отработать навыки слогоделения.

Оборудование и материалы, используемые на занятии.

  • Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов; картинка с изображением трамвая; картинка из серии «Азбука».
  • Магнитная доска, магниты, мел.
  • Дидактический материал: Колесникова Е.В. «Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет «От А до Я», Колесникова Е.В. «Учебно - методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет».
  • Простые и цветные карандаши, ластики.

Методы и приёмы.

I. Методы организации и осуществления деятельности.

  1. Аспект восприятия и передачи информации:
  • словесные: беседа, рассказ
  • наглядные: демонстрация, иллюстрация
  • практические: упражнения
  1. Аспект мышления:
  • репродуктивные (воспроизведение): действия по образцу.
  1. Аспект управления:
  • работа под руководством педагога
  • самостоятельная работа: творческая работа

II. Методы стимулирования и мотивации деятельности

  • интереса к учению: творческие задания, загадки,
  • долга и ответственности: единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков.

III. Методы контроля и самоконтроля

  • устный: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за ребятами
  • практический: проверка умений и навыков

IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю

  • метод личного примера
  • убеждения: инструктаж

V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности

  • Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.
  • Учить внимательно слушать предложения и называть последнее слово, подходящее по смыслу.
  • поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются Гласные звуки от согласных, звук от буквы, а также познакомимся с новой буквой, узнаем какие звуки прячутся в этой букве и обязательно поработаем в тетради «От А до Я ».

II. Основная часть.

Дифференциация гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.

Педагог: Ребята! Мы с Вами знаем, что все что нас окружает- все может звучать!

Каждый день мы можем слышать с Вами различные звуки! Например, как рычит собака: р-р-р..или как в коляске плачет малыш: а-а-а… Звуки бывают гласными и согласными. Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными? (ответы детей)

Педагог : Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.

А теперь, я предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай звук». Каждому из вас буду называть звук, а вы попробуете определить, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий.

Фронтальный опрос.

Педагог добивается полного ответа учащегося (например: «твёрдый согласный звук»).

Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Ребята, а звуки мы можем видеть? (ответы детей)

Педагог : Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки? (ответы детей)

Педагог на доску вывешивает «звуковичков».

Педагог : Правильно! Гласные звуки мы обозначаем кружочком красного цвета, твердые согласные - кружком синего цвета, но а мягкие согласные - кружком зеленого цвета. А сейчас пришло время поиграть в игру «Сигнальщики». Каждому из Вас я раздам кружки красного, зеленого и синего цвета. Если я называю гласный звук – Вы поднимаете кружок красного цвета, если твердый согласный - синего цвета, мягкий согласный – зеленого цвета.

Педагог просит обосновать детей свой выбор.

Педагог : Молодцы! А теперь мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Мы веселые ребята, (шаги на месте)

Мы ребята – акробаты! (шаги на месте)

Раз- прыжок, два – хлопок (прыжок, хлопок)

Можем прыгать весь урок ! (прыжки на месте)

Дифференциация понятий «звук» - «буква».

Педагог : Хорошо, ребята! Присаживайтесь на свои стульчики. Продолжаем занятие.

Кто из вас подскажет мне: помимо звуков гласных и согласных нас с вами ещё что окружает?

Дети: Буквы!

Педагог: Правильно! А кто помнит, чем же буква отличается от звука? (ответы детей)

Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву - пишем и видим.

Фронтальный опрос.

Педагог, поочерёдно опрашивая учеников, то называет звук, то пишет на доске букву. Задача ребёнка – дать ответ, объяснив свой выбор. Тот ребёнок, кому достаётся буква, говорит, как она называется, сколько в ней «живёт» звуков (один или два), произносит их, рассказывает, гласный звук или согласный. Затем выходит к доске, обозначая эти звуки кружочками определённого цвета (гласный – красный, твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зелёный).

Следом идёт опрос тех детей, которым достался звук, и им не удалось выйти к доске. Педагог вызывает ребёнка и просит, называя букву или звук, указать их на доске. Причём, когда произносится звук, ребёнок показывает на кружочек под буквой, в котором он «прячется».

Слогоразделение. Графическое моделирование слова (прямоугольник).

Педагог: Здорово! Ребята, Вы мне говорили, что звуки мы не видим, но они дружат друг с другом и складываются в различные слова. Ребята, ответьте мне на вопрос: «Ежик- это звук или слово?» (ответы детей)

Педагог: Правильно, это слово. А еще я знаю холодное слово «со-суль-ка», мокрое слово «дождь». А вы какие знаете слова? (ответы детей)

Педагог: Мы назвали с вами различные слова, которые звучат по-разному и не похожи друг на друга.

(Педагог прохлопывает слова «со-суль-ка» и «дождь»)

Педагог: Слова могут быть длинными и короткими. Какие слова мы называем длинными, а какие короткими? (ответы детей)

Педагог: А сейчас мы будем определять длинные и короткие слова.

(Педагог раздает детям бланк на слогоразделение, дети на местах, один ребенок у доски - прохлопывает слово, определяет количество слогов в слове-делит изображенный прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове).

Педагог : Замечательно поработали!

Педагог благодарит детей за первую половину занятия, выстраивает в паровозик и провожает на переменку, где их ждут родители.

Перемена.

Знакомство с буквой «Х».

Педагог : А сейчас я хочу рассказать Вам одну историю про хомяка-хвастуна. Послушайте внимательно!

Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. –Хотите верьте, хотите нет – начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: - Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли? А он: -Хрю-хрю, хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева. – Ух, ты! – воскликнули хомяки. – Иду себе дальше, - продолжает хомяк – снег под ногами – хруст, хруст. Смотрю – лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом…я….- Что, что потом? - хором спросили хомяки. – Я … потом… -Да не тяни же ты! –взмолились хомяки. –Хорошенькое дело! –обиделся хомяк-хвастунишка. – Вы думаете, что так легко придумывать про то, чего никогда не видел? Вот такая история! Вы внимательно слушали историю, где же собирались хомяки, чтобы послушать истории хомяка-хвастунишки? (ответы детей)

Педагог : Кого встретил хомяк в Африке? (Слона)

Педагог : А что делал слон? (Хрюкал)

Педагог : Это правда или нет? (Нет )

Педагог : Кого еще встретил хомяк? (Змей)

Педагог : Что делали змеи? (Храпели на всю Африку)

Педагог : А это правда или нет? (Нет)

Педагог : Замечательно, вы очень внимательны! А сейчас ответьте на такой вопрос: «Какой один и тот же звук Вы слышите в начале слов «хомяк», «хвастун», «храпеть», «хрюкать»? (ответы детей)

Педагог : Правильно! А кто расскажет об этом звуке, какой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? (ответы детей)

Педагог : А кто назовет младшего братца звука «Х» и расскажет про него? (ответы детей)

Педагог : Звуки «Х» и «ХЬ» мы можем видеть? (ответы детей)

Педагог : Звуки «Х» и «Хь» прячутся в букве «Ха».

Педагог вывешивает изображение буквы «Ха» на доске.

Педагог : Ха на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

А на что еще похожа буква «Ха»? (ответы детей)

Педагог : А давайте сейчас построим букву «Ха» с помощью карандашей? Как Вы думаете сколько нам понадобиться карандашей? (ответы детей)

Педагог : А в какие еще буквы может превратиться буква «Ха»? (Т,Л,Г)

Педагог : А теперь давайте посмотрим в каких же словах спряталась буква «Ха»? (Дети называют предметы с картинки на букву «Ха» и определяют место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова)

Педагог : Время отдохнуть!

Физкультминутка.

Хомка-хомка, хомячок,

Полосательный бочок.

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать!

Работа в тетради. Задания на закрепление буквы «Х».

Педагог: Ребята, а сейчас нам с вами предстоит поработать в тетради «От А до Я».

(Педагог сообщает ребятам, на какой страничке нужно открыть тетрадь, записывая цифру на доске.)

Педагог: Поставьте, пожалуйста, на цифру «один» в красном квадратике пальчик.

(Педагог проходит и смотрит, правильно ли учащиеся нашли эту цифру.)

Педагог: Хорошо, пальчики можно убрать. Под цифрой один в красном квадратике художница изобразила нам красивую картинку и даже приготовила интересные загадки, отгадав которые, мы сможем узнать, есть ли там знакомый звук «Х» или «Хь».

Педагог : Слушайте первую загадку:

На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"
Веселая игра...

Дети: Хоккей!

Педагог: Правильно!

Х-хоккей. Есть знакомый звук?

Дети : Да!

Педагог : Как звучит?

Дети: «Х»!

Педагог : Где стоит?

Дети : В начале слова.

Педагог : Он гласный или согласный?

Дети: Согласный!

Педагог : Твёрдый или мягкий?

Дети: Твердый!

Педагог: А бывает мягким?

Педагог : Слушайте вторую загадку загадку:

Дернуть если за веревку,
Стрельнет громко, как винтовка,
И на верх фонтаном ярким,
На гостей и на подарки,
Устремится конфетти
В нам не ведомом пути.
Эта праздника подружка
Называется..... (ХЛОПУШКА).

Дети: Хлопушка!

Педагог: Правильно!

Х-хлопушка. Есть знакомый звук?

Дети : Да!

Педагог : Как звучит?

Дети: «Х»!

Педагог : Где стоит?

Дети : В начале слова.

Педагог : Он гласный или согласный?

Дети: Согласный!

Педагог : Твёрдый или мягкий?

Дети: Твердый!

Педагог: А бывает мягким?

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди!

(Та же самая гимнастика проводится на второй ладони.)

Встали пальчики! Ура!

В «Парус» нам идти пора!

Педагог: А теперь поставьте, пожалуйста, пальчик на цифру два в красном квадратике. (Педагог убеждается в правильности выполнения инструкции.) Молодцы! Пальчики убирайте. Под цифрой два в красном квадратике художница изобразила нам пятиэтажный дом. В этом доме живет буква «Ха». Давайте на крыше этого домика по точкам мы обведём простым карандашом эту букву. Берём простой карандаш, обводим букву «Ха» по точкам и вспоминаем: сколько в ней живёт звуков, один или два. К букве «Ха» приходят в гости гласные буквы «а,о,у,ы,э» и вместе они поют песенки. Давайте перед гласными «а,о,у,ы,э» напишем букву «Ха» и прочитаем песенки. (Дети с помощью педагога читают получившиеся слоги.)

Педагог: Как звучит?

Аналогично проводится работа с гласными «ю,я,е,е»

Педагог: А сейчас напишем в пустых квадратах букву «Х» и прочитаем слова. Где же она спряталась: в начале, в середине, в конце слова?

Уборка рабочего места.

Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).

III. Итоги занятия.

Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.

Педагог: Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, изучили новую букву «Х», знаем какие звуки прячутся в этой букве, делили слова на слоги- определяли длинные и короткие слова.

Я надеюсь, вам всем понравились задания в тетради «От А до Я», с которыми вы с лёгкостью справились. Спасибо вам за работу. А наше занятие, тем временем, подошло к концу. Выстраивайтесь в паровозик. До свидания!

(Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.)


Буква Х. Простая буква русского алфавита. А выучить ее можно прочитав веселые стишки для детей с буквой Х. Сколько интересных слов вы узнаете когда будете читать с ребенком стихи про букву Х. Короткие стихи и длинные стихотворения помогут вашему ребенку быстро выучить эту букву.

Стихи на букву Х для детей

X - на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь - порешь,
Хочешь - шьешь,
Хочешь - сам себя стрижешь
***
Х шагает по дороге:
Руки вверХ, пошире ноги.
Что ж ты Хмуришься Храбрец,
Хочешь с Хреном Холодец
***
В Холодный край не Хочет слон,
Ведь он боится Холода.
Но букве Х помашет он
Хорошим длинным Хоботом.
***
Буква Х – Хомяк щекастый
Пополнял свои запасы.
До краев амбар забит –
Хомячок наш будет сыт

Стишки про букву Х, четверостишья

***
Буква Х захохотала:
«Хоть и холодно зимой,
Я на санках не устала
Ехать с горки ледяной».

***
Буква X, ты хохотушка
И хорошая хвастушка!
Хоровод мы заведем,
Дружно, весело споем.

***
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.

***
Ходит по лесу хорёк,
хищный маленький зверёк.

***
Хоть куда у хрюшек хор!
В нем Хавронья -дирижёр.
А в хорошую погоду
Хрюшки водят хороводы.

Стихотворения о букве Х для 1 класса

Харитон друзьям сказал,
Он букву Х всем показал,
Хочешь всё на свете знать,
Чтоб хорошо учиться,
Букву Х нам надо знать,
Учиться, не лениться!
***
Хомячок сидит, жуёт,
Лапкой хлеб он в рот суёт,
Хочешь букву Х ты знать,
Надо хомячка позвать
***
Х – это Хор, и в нём поёт
Вся наша детвора.
Мы хорошо смешим народ –
Кто в лес. Кто по дрова
***
Буква X, ты хохотушка
И хорошая вертушка!
Хоровод мы заведем,
Дружно, весело пойдем.
Хохотушка буква X
Рассмеялась: — Ха-ха-ха!

Загадки на букву Х

Захомячил хомячок
Зерна в щеки-рюкзачок,
И до хатки поспешил,
Чтоб никто не рассмешил.
Пощекочем хомяка,
Пусть нам скажет букву… (Х)
***
«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» -
Так хохочет буква …

В этой загадке нужно сначала отгадать слова, о которых идет речь, а затем — букву, на которую начинаются эти слова.
У слоненка смеха ради
Буква спереди и сзади,
Букву ту в печи пекут,
На станке из ниток ткут.

Ответ: буква Х (хобот, хвост, хлеб, холст)

С ёлок буква опадает,
Ночью спящих кур хватает,
Нарисует ваш портрет
И легко изменит цвет.

Ответ: буква Х (хвоя, хорек, художник, хамелеон)

Скороговорки с буквой Х

Осип охрип, а Архип осип.
Охрип Осип, а осип Архип.
Осип Архип, а Осип охрип.
Архип охрип, а Осип осип.

Вставай, Архип, петух охрип!

Новые свершения требуют новых бойцов. Давайте их пригласим и познакомимся.

На палубу взошло крестообразное существо, а вслед за ним вереницей тащились сирые и убогие создания: хромые, худые, хворые, хилые, хвастуны и хитрецы. Только одного взгляда на эту уродливую братию достаточно, чтобы понять, что от них вряд ли можно ожидать чего-то хорошего. И вправду, если мы посмотрим по словарям, то вряд ли сможем обнаружить хотя бы одно слово на букву «Х», которое бы имело однозначно положительное значение. Вот, потрудитесь, поищите.

Например, «хотение». Многие скажут, что это всего лишь здравое желание или нужда. Нет, друзья, нужда возникает, когда объекта нет, и его даже заменить нечем. А желание – это, прежде всего, стремление к получению. Хотение – это каприз, хочется всегда чего-то большего, чем есть в данный момент. Хочется и все.

«Храбрость». Это прежде всего страх, не испытывая страха, нельзя стать храбрым. Именно поэтому «Х» стоит на первом месте в слове, в качестве причины. Храбрость – хорошо, страх – плохо. Да, и если сравнить со смелостью, то сразу становится ясно, смелость – это бытовое, а храбрость проявляется только на поле брани. То есть это не просто страх, это страх смерти. Страх гибели всегда лишает человека разума, и заставляет совершать безрассудные поступки, пусть даже и храбрые, пусть даже и подвиги. В самом «страх е», кстати, тоже буква «Х». Если сравнить, к примеру, со «страж ем», то становится очевидно, что негативную окраску этому слову придает именно буква «Х».

Буква «хѣровая» в полном смысле этого слова. Даже, казалось бы, есть слово «Хорошо», но и оно имеет свои недостатки. Ведь, как известно, лучшее враг хорошего. Тот, кто понимает в полной мере смысл этой пословицы, согласится. Я не говорю, что это плох ое слово, плохих слов вообще не существует, все нужны. Я лишь утверждаю, что оно не имеет исключительно положительного значения, и более того, имеет противовес – слово «лучше».

Сложно определить четкое и точное значение, которое подходило бы под название «Хѣрь», любому слову будет чего-то не хватать. В то же время сама «Хѣрь» описывает саму себя на уровне ощущений как нельзя лучше. Если чувствуешь, что вышла «Хѣрь», значит, это «Хѣрь» и есть, по-другому не назовешь.

Что ж, хлеб так хлеб. Давайте думать вместе. Мы с самого детства слышим от родителей и прародителей, что хлеб всему голова. У кого хлебушко, у того и счастье. Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска. Как так вышло, что в общество больных и отщепенцев, попало слово с ярко выраженным положительным значением. Может по чьей-то глупой ошибке?

Прежде, чем кого-то обвинять, давайте выясним, что вообще такое хлеб и что с ним может быть не так. Это мучное изделие на основе закваски. Мука получается из… Постойте. Похоже, мы уже нашли проблему. Закваска. Это же грибы, они портят изначальный продукт. С другой стороны, при правильной закваске, технике изготовления и просто добром отношении к делу, конечный продукт станет вкусным, питательным и полезным. Не подходит. Хм… А вот я тут пару недель назад читал занимательную книжку господина Драгункина, и он там указывал на китайское слово «gli-ep», обозначающее рисовые зерна, которые, как известно, на востоке кушают в качестве хлеба. «Г» и «Х» вообще-то похожие по звучанию буквы, может быть, попробуем заменить? «Глѣбъ» и «Хлѣбъ». Движение или Херь? Движение идеально подходит под брожение, как первопричину и источник хлеба. Буква ведь стоит на первом месте в слове. Вы как хотите, а меня такие совпадения заставляют крепко задуматься. Может быть, на самом деле, прав наш всеобщий знакомый: «Самый простой ответ – кто-то напортачил»?

Интересно, что само слово «Хѣрь» означает крест. До революции игра «крестики-нолики» так и называлась «хѣрики-нолики». В целом под определение «Хѣрь» подходит «нарушение гармонии», «неспособность к ладным действиям», «некая увечность», не позволяющая в полной мере исполнять обязанности. Будем реалистами, не все в жизни складно, не у всех все получается, кому-то не везет, над кем-то жизнь откровенно измывается, кто-то просто хулиганит исподтишка, в поисках мести или просто для того, чтобы выжить. И это очень правильно: иметь в распоряжении хотя бы одну букву, с помощью которой можно описывать все то, что имеет не самый привлекательный оттенок или просто побочную сторону, с которой, в конце концов, необходимо считаться.

Мы положили букву «Д» на деяние, а «Г» - на движение. Ладно-ладно, я положил, а вы пока вроде как сделали вид, что согласились. Так вот, закономерный вопрос: почему бы тогда нашим умным предкам вместо слова «ход», обозначающего движение, не использовать «хог», которое бы напрямую указывало на сие движение, прям, кричало бы об этом. Вопрос неплохой. Однако слово «ходъ», указывает не столько на само движение, сколько на свойства этого движения. Слово «ходъ» конкретизирует движение, делает из движения деяние. Осмысленное, целенаправленное действие. Ходят всегда только с определенной целью, и всегда этот процесс ограничен по времени. Рита ходит в магазин. Саша ходит в кино. Вышли из дома, дошли до магазина. Процесс закончен, цель достигнута.

Отвлеченным взглядом заметим на стенке часы. Они ходят? Да, так и говорят, потому как у часов есть цель и назначение – показывать время. А вот стрелки часов ходят? Нет, стрелки двигаются, стрелкам не нужно ничего показывать, они вообще в другой реальности. Часы все делают за них. А что имеет конкретную цель и заданные временные рамки? Верно, деяние «Д». Разобрались. А почему «хѣрь»? Вероятно, потому что, есть способы передвижения в пространстве гораздо быстрее и удобнее. Шары, к примеру, катятся, быстро и без затрат. Птицы летают. А люди не умеют ни кататься, ни летать, вот такой у них херовый способ передвижения. К слову, можно и побегать, в «беге» нет буквы «Х». Бег – это хороший способ передвижения, в нем есть «Г».

То, что соха, как пахотное орудие, это соединение, состоящее из частей, вряд ли у кого-то вызывает сомнение. Однако, как мы видим это «соединение образует» нечто неоднозначное. Если опять же сравнивать, то соха по отношению к плугу, очевидно, более примитивное сельхозорудие, потому и херь. Но объяснение постфактум, это не самое лучшее объяснение, ведь по идее плуг появился позже сохи. А мы тут серьёзными вещами занимаемся, между прочим, хотя со стороны это до сих пор и кажется забавным. У слова «соха» есть и более древние значения. Соха – это шест или просто палка, используемая в качестве подпорки, к примеру, для ограды, чтобы та не упала. Палка соединяется с оградой. Долго ли эта палка простоит, и долго ли она будет удерживать ограду, которую нужно подпирать? Нет, вот потому и ставят эту палку, лишь бы сейчас не упало, и подпирают всякой херью, которая попалась под руку.

Суффикс «-их-».

Трудно сказать, почему образование определений женского рода связано с «хѣрью», особенно если учесть, что в данных словах указателем женского рода является обычное для них окончание «а» – «создающее». В голову пришло только одно на уровне ощущений объяснение, которое я попытаюсь до вас довести. К примеру, «слониха». Слониха – это не слон, слониха не является «слон»-ом, но с ним связана постольку поскольку. Купчиха сама не занимается куплей-продажей, она замужем за тем, кто этим занимается. То есть можно сказать, «хѣрь» в этом суффиксе выступает в качестве указателя на то, чем объект, в сущности, не является, но при этом имеет с ним определенную связь, благодаря которой и получает название. По-другому, суффикс «-их-» указывает на то, что объект не способен в должной степени выполнять функции, возложенные на него в корне слова. На это также указывает и то, что женский род для животных весьма условная штука. То есть крольчиха, конечно, тоже создает из себя себе подобных, но назвать её женщиной в полном смысле этого слова, язык не повернется даже у самого заядлого защитника прав животных. Из крольчихи херовая женщина, из купчихи херовый предприниматель. Если женщина занимается стряпней, то её называют или поварница, или по-привычному – повар, и не важно, что она женщина, важно, что она умеет хорошо готовить. За поварихой такой славы не водится, скорее, наоборот.

Мы знаем, что окончание «а» указывает на принадлежность к женскому роду, на способность создавать из себя себе подобных. И верно, «лосиха» - это самка лося. А лось – это «вместилище, образующее соединение» на голове.

Собственно, это соединение на голове и выделяет его среди множества других животных. Этим соединением он запал в душу и нашим предкам, потому они его так и прозвали. И кстати, это «соединение на голове» выделяет его на фоне самок, ведь у лосих рогов нет. А раз нет, значит, лосиха – херовый лось.

Хрюша сел на петуха,
Мы смеялись: "Ха-ха-ха!"
Сочинять он стал стихи,
Мы смеялись: "Хи-хи-хи!"

Давайте выделим первы звук из слога ХА и ХИ - правильно, Х!

0а) Попробуй составить букву Х из карандашей!
0б) Можешь показать букву Х при помощи рук и ног?
0в) Слепи из пластилина!

1а) Найди слова на букву Х

1б) Буква Х играет в прятки. Где спрятался звук Х: в середине, в началн или в конце? (отсюда)


Звук Х бывает разный:
1) твёрдый (синий): ХА, ХО, ХУ ("а" указывает на твёрдость согласного и нет улыбки)
2) мягкий (зелёный): ХИ, ХЕ ("и" указывает на мягкость согласного, есть улыбка)

2) Буду называть слова и если в слове спрятался звук Х твёрдый - будете приседать, а если мягкий - вставать на носочки (подсмотрела )
= холод, хлеб, хитрый, халва, хобот, химия, художник, хор, хочу, хилый, хороший, хижина
= сахар, муха, мухи, смех

3а) Составление и чтение слогов
= Х- а, о, у, ы, э
= ХЯ, ХЁ, ХЮ, ХИ, ХЕ


4) Классики с Х (ищите )

5) Дидактическая игра. Хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук Х.
= пух, муха, мех, мухомор, яблоко, холод, кит, химия

7) Буква потерялась
= ..алва, ..леб, ..итрец, ..алат, ..обот

8а) Занятие про букву Х ("Игры на развитие речи")

8б) "Учим буквы играя"


8в) Прописная буква Х (оригинал)


8г) Рабочий лист (взят )

9) Найти спрятанные буквы Х (взято )

10) Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Х. Соедини их ниточками с хомячком. (взято )
11) Добавь недостающий элемент.

12) Закрась части мозайки с буквой Х. Что получилось? ()

13) Прочитаю тебе стихотворение-загадку, а ты угадай пропущенное слово.
"Хомяку сказал хорёк:
_______ твой узок, мой широк."

ХОРЁК

ХОМЯК
О чём идёт речь? О ХВОСТЕ!
Игра "Хвосты"
а) Карточки "Половинки животных - хвосты": нужно правильно собрать животное и определить первую букву, или подобрать написанную заранее надпись к этому животному
б) Карточки, на которых нарисованы хвосты, и карточки, на которых написаны названия животных. Задача ребёнка соединить правильно хвост и животное, к которому оно относится.

Физминутка

“Хомка”
Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5- хомка хочет сильным стать!

14а) Игра "Четвёртый - лишний!" (взято про различие звуков [Х] и [К])
= сапоги, тапочки, халат, туфли -- халат (начинается на Х - глухой согласный)
= апельсин, яблоко, банан, капуста -- капуста (начинается на К - звонкий согласный)

14б) Игра "Поймай звук": когда услышишь звук К, поднимай карточку с буквой К, если Х - то с Х.
= в звуковом ряде: п, т, к, х, г, т, п, х, г, к
= в слогах: ок, оп, ох, ат, ак, ах, гу, ку, ду, ху, ит, ип, ик, иг, их
= в словах: картина, компот, холодец, пол, конь, мох, хлеб, мак

14в) Игра "Потерялся звук"
= лу…(к), возду…(х), носо…(к), вени…(к), лопу... (х), ма…(к), ме… (х), пету…(х), пу…(х), то... (к), плато…(к), сти... (х).

14г) Что будем дарить Хоме, а что Кузе? Почему?
= хлеб, конь, мак, петух, яблоко, ботинок, паук, муха, халва, молоко

15) Собери э-паззл - букву Х (смотреть )

16 Найти и разукрасить букву Х



17) Х - хоккей (взято )


18) Помоги голодным хомякам добраться до хлеба и съесть его. Идти можно только по буквам Х. (взяла )
19) Из всех букв выбери буквы "Х" и "х" и обведи их в кружок (взято )


20) Закрась только те части рисунка, в которых ты видишь буквы "Х" и "х" (

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

В рубрике учим буквы согласная буква «Х ». Разнообразьте свои занятия, знакомя с буквой Х, предложите сначала придумать слова со звуком Х. Предложите ребенку выложить букву или вылепить, кстати, этот прием используйте почти на каждом занятии, меняйте, только, материал для выкладывания.

Ну, а я как всегда приготовила для вас практический материал: художественное слово, игры, кроссворды.

Буква «Х»

Веселые стихи

Х на ножницы похожа,Но в работе, а не лежа.Хочешь – порешь,

Хочешь – шьешь.

Хочешь – сам себя стрижешь.

В Степанов

Радо солнцу небушко,

Полюшко подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку:

Он на ней как солнышко.

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

В. Степанов

Не рогаты мы, не злы.

Кузлы мы, а не козлы.

Держим мы в руках бревно,

Чтоб не выпало оно.

Е. Тарлапан

Хлеб! Не наскучит ли он?

Без него обойтись и не пробуй!

Без него человеку беда!

Нет важнее труда хлебороба!

Хвост есть у слоненка –

Маленький он только.

Хвост у взрослого слона

Большим не будет никогда.

Сердце так и гложет страх! Ах!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Притворюсь-ка, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух!

Ух! Ах! Эх! Ох! Ух!.. не вызвали.

Ц. Ангелов

На ходулях скороход

Собирается в поход.

Скороговорки

Пословицы и поговорки

1. Хлеб – всему голова.

2. Хорошей хозяйкой дом стоит.

3. Снег на полях – хлеб в закромах.

4. Сделано наспех – сделано на смех.

5. Хорошо того учить, кто хочет все знать.

Игры

Игра «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы:

– алва, – леб, – итрец, – олод, – ризантемы, оре –, пету –, сме –, шоро –, наспе –.

Игра «Рифма».

Придумайте рифму к слову храбрец.

Ответ: молодец, беглец, огурец, холодец, сорванец, конец.

Игра «Звук заблудился».

1. Не делай из мук и (мух и ) слона.

2. Г олода (х олода ) не бойся, по пояс мойся.

Игра «Полсловечка за вами».

Придумайте слова, начинающиеся со слогов:

хор… (-овод, -ошо, -омы ), хол… (-одный, -лм, -ст ), хом… (-ут, -як ), хар… (-актер, -чевня ), хал… (-ва, -ат, -иф ).

Игра «Слово рассыпалось».

Соберите рассыпавшееся слово.

Б е л х (хлеб ).

Игра «Найдите слова».

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

– – х – – х – –

– – – х – – х – –

– – – – х – – х – –

– – – – – х – – х – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

пух, прах, порох, пастух. хохма, тахта, вахта, махер.

Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».

От хода – к шагу .

Ответ: ход – код – кот – мот – мат – маг – шаг.

Игра «Анаграммы».

Халва (хвала ), хаос (соха ).

Игра «Из одного слова – несколько».

Подберите слова, которые начинаются с букв, составляющих слово халва. (Хор, аист, лев, вилка, ананас. )

Примечание. Задание можно усложнить, подбирая слова только по темам. Н а п р и м е р: животные, растения, одежда, продукты и т. д.

Игра «Наборщик».

Подберите слова из букв, составляющих слова:

храбрость (Хор, хорь, храбр, раб, рост, рот, брось, брат, барс, оса, сор, сто, бор, трос.)

хлебозавод (Хлеб, хлев, холод, лев, лоза, ода, беда, обоз, овод, завод, зов, зев, зоб, вода, доза.)

Игра «Составим новые слова».

Из букв данного слова составьте новые слова.

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Слоговой аукцион».

Хи… (-хикать ), хит… (-рый, -рец, -рость ), хо… (-роший , -чет ), храб… (-рый, -рость, -рец ), уха…(-живать ).

Игра «Где звук?».

1. Определите место звука [х ] в словах: ахать, хлеб, колхозник, пахать, входить, запах.

2. Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [х ].

Делано наспех – сделано на смех. Хлеб – всему голова.

Кроссворд

В первый кроссворд впишите названия растений, а во второй – названия трех животных и одного пресмыкающегося.

О т в е т: хрен, хурма, хлопок, хризантема; хряк, хомяк, хорёк, хамелеон.

Перевертыши

Хорошо. Шорох.

Шарада

С буквой Х меня на себе носят,

С буквой С в столовой просят.

(Х алат – с алат.)

Загадки

Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб.)

Легкий, а не пух, мягкий, а не мох,

Белый, а не снег, но оденет всех.

(Хлопок.)

Летом папа наш привез

В белом ящике мороз.

А теперь мороз седой

Дома летом и зимой.

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты.

(Холодильник.)

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!

(Хомяк.)

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

(Хлеб.)

К дереву прижметсяИ кверху змейкой вьется.А под осень выйди в сад –

Гроздья желтые висят.

(Хмель.)

В нашей кухне целый год