Мода

Урок по теме милосердия и доброты. Уроки милосердия для детей и взрослых. Беседа. Что такое добро и милосердие

Конспект занятия для учащихся 5-7 классов "Милосердие"


Цель: познакомить учащихся с понятием «милосердие».
Задачи:
- рассмотреть различные позиции по отношению к милосердию;
- развивать познавательную активность, кругозор учащихся;.
- воспитывать стремление совершать добрые дела.
Описание. Данное занятие составлено для учащихся 5-7 классов. Можно рекомендовать классным руководителям 8-9 классов. Занятие призывает учащихся совершать добрые дела, быть милосердными.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, слышали ли вы такое слово – «милосердие»? Оно состоит из двух слов. Каких?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Слово «милосердие» состоит из двух слов – «милое» и «сердце». Милое – значит доброе. В словаре В.И.Даля можно прочитать такое определение:


В наши дни это слово употребляется не очень часто. А жаль! Ведь слово 0 доброе, хорошее. Представьте, вы нашли котёнка со сломанной лапкой. Что с ним делать? Домой нести нельзя, потому что у вас живёт немецкая овчарка, а она не терпит кошек. Бросить его? Пройти мимо, будто и не заметили? Нет! Так поступают только жестокие и равнодушные люди. Человек милосердный возьмёт котёнка, отнесёт его в ветеринарную лечебницу. Оттуда котёнка отправят в приют для бездомных животных. Такой поступок милосердный. Но вы можете возразить, что не знаете, где находится лечебница, как туда проехать или пройти. Как нужно поступить в этом случае?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Да, лучше обратиться к взросым людям, родителям. Они вам помогут найти лечебницу для животных и отнесут туда вместе с вами котёнка. Это и есть «деятельное сострадание». Вы не просто стояли, смотрели на котёнка и жалели его в душе, вы предприняли конкретные действия – помогли страдающему живому существу. Когда доброта не пустые слова, а помощь обездоленным, нуждающимся в ней – вот что такое милосердие!
Милосердные люди были всегда. В старину на свои деньги они строили приюты и больницы для старых, больных, одиноких людей; детские дома для детей, оставшихся без родителей. Здесь детей т кормили, и учили, и давали профессию, чтобы человек потом мог прокормить себя сам. В наши дни содержание детских домов и домов для престарелых взяло на себя наше государство.
Есть среди нас люди с ограниченными возможностями, например, инвалиды. Им нелегко жить в городе, передвигаться на инвалидной коляске, подниматься по ступеням магазинов, аптек, домов. Милосердные люди для них строят специальные пандусы. Дорогие друзья, если вы увидите инвалида на улице, обязательно постарайтесь ему помочь.
Послушайте притчу о милосердном самарянине.
ПРИТЧА О милосердном САМАРЯНИНЕ
Во время своей земной жизни Иисус Христос призывал своих последователей приводить к Нему людей для последующего наследования Его небесного дома. Он призывал всех работать с Ним для спасения ближних.

Такой призыв казался странным многим людям, поэтому Иисус часто повторял его.
Однажды к Христу подошел законник и спросил: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус ответил ему: «В законе что написано? Как читаешь?» Законник сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». На это Иисус ему ответил: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Но законник не поступал так. Он не любил ближнего, как самого себя и поэтому, желая оправдаться, спросил Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос законника Христос рассказал следующую притчу.
Один человек шел по безлюдной местности из Иерусалима в Иерихон. На него напали разбойники, избили его, отняли у него всё, что было, и бросили на дороге, думая, что он мёртв. Через некоторое время по этой дороге шёл священник, но не остановился и прошёл мимо. Потом на этом месте был левит, который тоже, взглянув на израненного человека, прошёл мимо. Эти люди служили в храме Божием и должны были быть милосердными. Но на деле оказались холодными и бесчувственными.
Позже тем же путем проезжал самарянин. Иудеи ненавидели самарян и презирали их. Иудей ни за что бы не дал самарянину напиться воды и не подал бы ему куска хлеба. Но самарянин, когда увидел чуть живого человека, даже забыл о собственной безопасности. Ведь разбойники могли убить его. Он видел перед собой лишь незнакомца, истекающего кровью, который нуждался в немедленной помощи.
Самарянин подложил свой плащ под раненого, дал ему вина и возлил на раны масло, после чего перевязал их. Потом посадил незнакомца на своего осла и довёз до гостиницы. Утром самарянин дал хозяину гостиницы денег и попросил позаботился о больном, пока тот не выздоровеет.


Рассказав это, Иисус обратился к законнику и спросил: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Он ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал: «Иди и ты поступай так же».
Таким образом, Иисус Христос учил, что всякий, нуждающийся в нашей помощи, есть наш ближний. Мы должны поступать с ним так же, как желали бы, чтобы поступали с нами.
Воспитатель: Чему же учит эта притча?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Ребята, продолжите фразу: «Милосердие – это…». Что? Подберите имена существительные, которые определяют понятие «милосердие».
(Учащиеся Называют: доброта, жалость, сопереживание, терпимость, чуткость, сочувствие, человечность)
Воспитатель: А кто назовёт качество человека, противоположное милосердию?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Это – жестокость. Это плохое свойство, в нём нет ни капли доброты! Жестокие люди безразличны к страданиям других, они, наоборот, причиняют другим боль. Но недаром в народе говорят: «Делая зло, на добро не надейся», «Злой всегда мыслит злое», «Злой человек злее волка», «Злой человек, как уголь: если и не жжёт, то чернит». Объясните эти пословицы!.
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Ученик: Я хочу быть милосердным,
Делать доброе усердно,
Всех жалеть и сострадать,
Кому больно – помогать.
Сбегать я могу в аптеку
Для больного человека,
Сук большой убрать с пути,
Сумки маме донести.
Помогу я инвалиду,
Малыша не дам в обиду.
И ко мне добро вернётся,
Доброй феей обернётся.
Воспитатель: Занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили на занятии.
1.Из каких двух слов состоит слово «милосердие»?
2.Какие качества свойственны милосердному человеку?
3.Проявляли ли вы милосердие? Расскажите, когда, по отношению к кому?
4.Назовите качество человека, противоположное милосердию.
5.Жестокость – это хорошая черта характера или плохая?
6.Как вы понимаете пословицу «Добра желаешь – добро и делай»?
(Учащиеся отвечают на вопросы)
Воспитатель: Занятие закончено. Благодарю всех за участие.

Доброта и милосердие

Час общения: "Доброта и милосердие творят чудеса"

Цель: расширять представление об общечеловеческих ценностях и нравственных качествах человека.

Задачи:

1. Продолжить знакомство учащихся с понятиями «Добро» и «Милосердие»

2. Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.

3. Воспитывать стремление помогать окружающим, совершать добрые и честные поступки.

Ход мероприятия:

1. Орг. момент.

Итак, друзья, внимание -

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок.

- Ребята, сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах как доброта и милосердие. Ведь они не разделимы. И отправимся в удивительную страну

Доброты и Милосердия.

Слова эти серьёзные,

Главное, важные.

То, что значат они,

Очень нужно для каждого

В них забота и ласка,

Тепло и любовь.

В них стремление

На помощь прийти

Вновь и вновь.

Эти качества в сердце

У многих живут

И от боли других

Позабыть не дают.

И они поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Милосердие и доброта.

2. Беседа. Что такое добро и милосердие?

Что такое доброта и милосердие? И какой человек может называться добрым и милосердным? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.

Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни.

А что такое доброта? Это милосердие, помощь, взаимовыручка.

По словарю Ожегова:

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

По историческому словарю:

Милосердие - сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся.

Милосердный обращает свое внимание на нужду ближнего и забывает себя, чтобы ему помочь. Милосердными мы должны быть к животным, птицам.

Давайте теперь прочтем, что говорили о доброте известные люди.

Небесные сокровища.

- Это правда, что у Бога в небесах сокровищ много?

Верно, их чудесный свет озаряет белый свет!

Может, денег накопить,

Может, что-нибудь купить?

Что ты! Бог не продает, он их даром раздает.

Только руку протяни и считай: они твои!

Что получим мы с тобой из небесной кладовой?

Прежде Бог дает нам ВЕРУ –

Нашей праведности меру.

Как жемчужина, она света Божьего полна.

Кто ж смирению обучен,

Бог тому вручает ключик –

Не простой, а золотой!

Ключ зовется ДОБРОТОЙ.

Доброта ведет к ДОВЕРЬЮ,

Открывает к сердцу двери,
Чтоб НАДЕЖДУ людям дать,

Помогать и сострадать.

Что еще есть в кладовой?

- МИЛОСЕРДЬЕ и ПОКОЙ.

Драгоценными камнями воссияли перед нами.

Но сокровища твои ты от ближних не таи.

Щедрым будь, делясь со всеми –

Богатеешь в то же время!

Посмотри, как ты богат!

Ты открыл духовный клад:

Изумрудом блещет РАДОСТЬ,
Как алмаз, ТЕРПЕНЬЕ рядом.

И прекрасный, как сапфир, озарят душу МИР.

Но ЛЮБОВЬ всего сильней,

Драгоценней всех камней.

Ярче солнца в сердце светит, согревая всех на свете.

Лишь в ЛЮБВИ душа живая, и сама как кладовая.

Оскудеет ли она, если в ней добра сполна.

Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течении столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

Ребята, а встречали и совершали в жизни добро? А зло?

Да, иногда люди совершают не только хорошие поступки. Мы живем с вами на планете Земля. И коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.

Послушайте притчу о непослушном сыне. (о столбе с гвоздями).

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу
От доброго - добро
От злого - зло родится.

Добро, коль не было б оно мало

Гораздо лучше, чем большое зло.

Чтобы выработать у себя доброе отношение к людям надо следовать правилам доброты.Есть правила для учащихся.

Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты? Давайте попробуем вместе составить правила доброты.

3. Правила доброты. Волшебные слова.

Давайте зачитаем ваши правила.

1. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений

2. Любить людей знакомых и незнакомых.

3. Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям

4. Делать добро для близких, друзей.

5. Не завидовать.

6. Не вредничать.

7. Не грубить.

СИЛА СЛОВА

Не стыдитесь, не ленитесь, сейте доброе вокруг. Поклонитесь, улыбнитесь, незнакомец он иль друг.

« Я желаю вам здоровья,

Ах, какой чудесный день!» -

Это все не пустословье и совсем не дребедень.

Слово лечит, слово греет, слово

силы придает,

С ним дождливый день светлеет,

И трава быстрей растет.

Слово доброе поддержит и поможет в трудный час.

И с любовью и с надеждой все

получится у вас.

Оглянитесь, присмотритесь:

Солнце яркое с утра.

Не скупитесь, торопитесь делать добрые дела.

Не бросайтесь злыми словами,

Лишь бы так и в кого - все

Слово злое жестокостью ранит и опаснее пули оно.

Пуля может уйти от цели, изменив траекторный полет.

Слово злое же точно по цели в сердце метко без промаха бьет.

Будем стараться воспитывать в себе это чувство и соблюдать эти правила. Ведь поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. А для их свершения необходимо знать вежливые слова. Давайте их вспомним.

Растает даже ледяная глыба от слова теплого … спасибо.

Зазеленеет старый пень, когда услышит… добрый день!

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … спасибо.

Когда нас бранят за шалости, говорим… прости, пожалуйста.

Доброта к людям, природе.

Многим в жизни мы обязаны своим родителям, своим мамам, бабушкам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце. В нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд.

В доме добрым делом занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ежики, птенцы.

Я тебе отвечу прямо:

Это - мама.

(В. Никерова

Наши доброта и человечность должны проявляться по отношению не только к людям, но и ко всему живому.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть.

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Наша русская природа полна прелести. Она трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Природа дарит людям радость, здоровье, душевное спокойствие. К природе надо относиться бережно.

Я хочу, чтоб все смеялись.

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны,

Чтобы утро было добрым,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире не было войны.

Песня « Дорога добра»

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к

человеку, животному, птице с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, в транспорте, на природе?

Как вы думаете, легко или трудно быть добрым? (Ответы детей).

Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)

Но ребята надо помнить, что

Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.

Судить человека надо по его делам.

-Кто же такой добрый человек?

Добрый человек – это тот, кто

Любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

Любит природу и бережет ее.

Вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим

Любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

Добрый человек должен иметь доброе сердце.

Сказка о цыпленке.
Жил – был беспокойный цыпленок. Однажды он спросил у своей мамы: «Что такое доброта?» «Ты еще маленький. Подрастешь – узнаешь,» - сказала мама. Но цыпленок был нетерпеливый. Он хотел поскорее узнать ответ и отправился в путь, чтобы найти его. По дороге он встретил плачущую козу, которая попросила его найти потерявшегося козленка. «Мне некогда, - сказал цыпленок. – Я хочу узнать, что такое доброта.» И он побежал дальше. На поляне он увидел девочку, которая пыталась достать шарик, повисший на дереве. «Цыпленок, цыпленок, помоги мне, пожалуйста, достать шарик,» - попросила девочка. «Мне некогда, - сказал цыпленок. – Я хочу узнать, что такое доброта». «А я знаю, что такое доброта. Мне мама часто рассказывает про добрых людей». «Расскажи мне тоже.» - попросил цыпленок. «Сначала достань шарик». Цыпленок взлетел и достал шарик. «Вот ты и сделал доброе дело. Это и есть доброта». «Так просто?» - удивился цыпленок.

Узнал ли цыпленок, что такое доброта? В чем выражается доброта?

Работа с пословицами о добре.

В народе существует множество пословиц и поговорок о добре.

Собери пословицу и объясни значение.

Вслушайтесь в пословицы русского народа о доброте. Как вы их понимаете?

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Доброе дело само себя хвалит.

Добрые вести прибавят чести.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Добрый человек в добре живет век.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

Добрые умирают да дела их живут.

Красота до вечера, а доброта навеки.

Живи добрее, будешь всем милее.

Молодцы! Хорошо знаете пословицы!

Игра «Сказка».

Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема

добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру.

Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Царевна лебедь, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

Давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми и мудрыми.

Притча о мудреце. (видео -запись)

В заключении послушайте одну известную, восточную притчу и определите ее смысл.

“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу - ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”

Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

Жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И только от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.

Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, принесет чудо.

1. Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты,
И радость помоги найти кому-то.

4. Как праздник, как счастье, как чудо
Идет доброта по земле,
И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле.

Заключительное слово учителя

Замечать тех, кто рядом с тобой, прощать, дарить радость маме с папой, бабушке и дедушке, взрослым и своим друзьям – только и всего, что требуется от вас!

Ведь каждый человек мечтает, чтобы его окружали хорошие, добрые люди. А для этого и самому нужно быть таким же. Пусть в сердце каждого из вас поселятся доброта, отзывчивость, милосердие, забота и другие хорошие качества.

В память о нашей встрече мне бы хотелось подарить вам маленькие «сердечки», которые напоминали бы вам совет мудрого Лиса: « Главного глазами не увидишь, зорко лишь одно сердце ».

И я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми.

А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент. Помните об этом!

Песня «Ты да я да мы с тобой»

ЧАС ОБЩЕНИЯ:

ДОБРО И МИЛОСЕРДИЕ ТВОРЯТ ЧУДЕСА»

Урок : №1

Дата : 19.11.13

Тема : Пока живет в нас состраданье.

Цель: Способствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру и людям, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».

Задачи:

    Способствовать формированию у ребят уважительного отношения к старшему поколению.

    Научить задумываться над своими поступками и поступками других людей по отношению к людям, нуждающимся в помощи со стороны.

    Обратить внимание и дать задуматься над такими привычными словами, как «милосердие» и «сострадание»: что они в себя включают и как часто им следуют в своей повседневной жизни сами учащиеся.

Оборудование : к плану-конспекту прилагается электронная презентация (на флэшке).

План:

1. Что значит быть добрым? Пожилые люди в нашей жизни и наше к ним отношение.

2. Набережночелнинский дом престарелых и инвалидов. История 101-летней Хиловой Ольги Харалампиевны, блокадницы, решившей покончить из-за голода со своей жизнью в наши дни.

3. Причина нашей жестокости? Обсуждение.

4. Тестирование при помощи электронной презентации «добрый ли ты человек?». Обсуждение результатов тестирования.

5. Примеры милосердного отношения к ближним в произведениях художественной литературы (Горький, Распутин, Платонов).

6. Грустная история жизни и смерти 46-летнего Селеткова Сергея. Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства «Перекресток».

Учитель: Здравствуйте, ребята, 1 октября отмечался День пожилого человека. Потому разрешите начать сегодняшний наш урок с одного стихотворения, которое я написала к этой дате.

Подземный переход

Переход подземный у дороги –

Бабушка там старая стоит,

Курточка чуть дышит, босы ноги

И сама от холода дрожит.

Опершись в раздумьях вся на палку,

Смотрит, вспоминая, в никуда:

Может, кто зажжет потом лампадку,

В церкви поминая за глаза.

Лиц, не видя, губы шепчут молча:

Что-то все пытается сказать,

Только стыд мешает, в сердце корчась,

Не дает ей милостыню взять.

Тут девчонка скромная подходит,

По карманам шарясь, подает

Сто рублей на хлеб, но жизнь уходит

Старческой слезою на излет.

– Доченька, спасибо, дай Бог счастья!

– Не за что, бабуся, вы одна?

– Так уж получилось, все у власти

Старости, да будь она сама…

По дороге к свету вверх пошла,

А старушка дряхлая в подвале

Переходном телом приросла.

– Были, как же, детки, были, помню,

Умные, хорошие мои, –

Прошептала бабушка с любовью,

Мысли приоткрыв в судьбу свои, –

Доченька, красавица, сыночек,

Институт закончили в КамПИ,

Адрес их на карте – все сто точек,

Я уж и не знаю, где они.

Голову склонила – память плачет,

Что-то промелькнуло в голове:

– Выживу я, Господи, я справлюсь,

Только дай ты счастья им вполне!

Переход вонючий – ветер в ноги,

Бабушка там старая стоит,

Вспоминает юности тревоги

И детей своих благословит.

(22.09.13)

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о самом ценном, что есть в человеке:добром сердце и добрых поступках.Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других». Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь должен быть честным, внимательным, милосердным, добрым.В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. А как вы понимаете это слово?

Отвечают

Учитель: Добрым является тот человек, кто любит людей, помогает им. Доброта слабых делает сильными, сильныхвеликодушными, а весь мир чище и ярче.Человек – самое совершенное, самое разумное существо на Земле. Как он красив, когда благодарен, честен, творит добро, своими поступками украшает нашу Землю. А ведь такие люди живут среди нас. Кого, из своего повседневного окружения, вы можете назвать добрым?

Отвечают

Учитель : Почему вы так считаете? Чем этот человек заслужил в ваших глазах такое высокое звание?

Отвечают

Все высокое и доброе имеет корни в наших поступках. А всегда ли поступки людей несут добро? Сейчас, ребята послушайте рассказ, а скорее историю, которые, к сожалению, не так редко происходят.

Начнем мы свой рассказ с предистории. Скажите, кто из вас знает адрес Набережночелнинского дома-интерната для престарелых и инвалидов?

Отвечают

Учитель : Набережночелнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов находится по адресу: Набережные Челны, 7-й комплекс (ГЭС), 17 / Казанский проспект, 10

Дом престарелых и инвалидов был открыт 14.06.1993 года на основании постановления № 797 Мэра города Набережные Челны в целях медико-социальной защиты инвалидов и престарелых граждан, не имеющих близких родственников, обязанных по закону ухаживать за ними. В 2000 году интернат был переименован в «Республиканский геронтологический центр», а с 1 сентября 2007 года является автономным учреждением социального обслуживания.

А вот и сама история:

В Казани оставленная родственниками бабушка от голода хотела свести счеты с жизнью. По словам 101-летней Ольги Хиловой, ее родные приезжают только раз в месяц – в день пенсии. Целый день несчастная старушка просидела у калитки дома и звала на помощь.

– Я хотела повеситься, но табуретка упала, – в слезах рассказывает пожилая женщина. – Я брошенная совсем и никому не нужная.

До войны Ольга ХаралампиевнаХилОва жила в Ленинграде. Ее эвакуировали в Казань в дни блокады. В столице Татарстана она всю жизнь проработала на заводе, заслужив почетное звание ветерана тыла. Но, по признанию самой бабушки, сейчас ей жить намного тяжелее, чем в суровые дни войны. Бабушка, которая чуть не повесилась от голода, рассказала о визите певицы МакSим. Корреспондент навестил Ольгу Хилову и узнал, как живет старушка сейчас.

После публикации материала о 101-летней Ольге Хиловой, которая чуть не повесилась от голода в своем полуразвалившемся доме, редакцию завалили письмами и звонками с предложениями о помощи. Большинство читателей просили адрес пенсионерки, чтобы съездить к ней домой и привезти все самое необходимое.

Как оказалось, из всех желающих помочь осталась лишь одна учительница. Она навещает Ольгу Харлампиевну каждое утро – приносит еду и помогает бабушке по хозяйству. Причем делает все это совершенно бесплатно. В минувшие выходные пенсионерку навестила певица МакSим, которая, узнав о проблеме бабушки, решила помочь. Известная уроженка Казани привезла с собой журналистов, чтобы привлечь внимание общественности.По словам Ольги Хиловой, МакSим предложила ей поехать прямо в тот же вечер на машине в Дом-интернат для престарелых и инвалидов.

– Я как только услышала это – сразу в слезы, – рассказала Ольга ХилОва порталу. – Все мои знакомые, которых устраивали в эти дома, спустя несколько дней умирали там.

Однажды Ольга Харалампиевна уже отправляла заявление в отдел соцзащиты, чтобы ее приняли в интернат. Но приехавшая к ней сотрудница сделала все, чтобы переубедить бабушку. Она рассказала об ужасных условиях, в которых содержат стариков, когда те спят вчетвером на 1,5-спальной кровати, а хоронят их в целлофановых пакетах. Так передала слова соцработника бабушка. Поэтому ей страшно покидать родной дом и от предложения певицы она отказалась.

– Я не хочу, чтобы меня повезли убивать, лучше я в собственной постели умру, и меня нормально похоронят, – признается бабушка.

Однако, дом, в котором проживает женщина, находится в очень ветхом состоянии. В доме – сквозняк, холодный пол, нет воды. Бабушка признается, что использует стекающую с крыши воду, чтобы попить чай. Она потеряла зрение четыре года назад и не в состоянии сходить на колонку. Становится ясно, что жить в таких условиях человеку в столь почтенном возрасте просто невыносимо.

– Смотрела видеорепортаж, аж слезы на глазах были. Люди, куда мир катится? Те, которые воевали за нас, за страну, за свободу, теряли своих сыновей, братьев, мужей, за то, чтобы мы с вами жили лучше, чем они. Столько горя пережили, но не сдались, не сломались, выстояли. А тут в мирное время и в петлю от голода… А ведь их почти не осталось, – так прокомментировал эту новость пользователь портала под ником tatka25rus.

Внимание на экран: (демонстрация видео)

Вопросы для обсуждения:

– Как вы думаете: чего же не смогла вынести бабушка?

Отвечают

– Как вы оцениваете поступок ее собственной дочери?

Отвечают

– Как вы думаете, больше добрых или жестоких людей?

Отвечают

Но ведь жестокость не появляется сама по себе, она должна иметь причины своего появления. Давайте их сейчас все вместе рассмотрим:

Наш мир устроен парадоксально. Во все времена мы говорим о том, что мир может спасти только доброта, а вокруг все больше жестокости. Сейчас даже самые маленькие дети видят по телевизору кровь и убийства. А ведь детская психология – самая восприимчивая. Война идет в настоящей жизни: взрываются дома, торговые точки, автотранспорт от рук террористов.

Все чаще наши сверстники втягиваются а преступные группировки, секты, становятся жертвами, а кто и соучастниками преступлений.

За последние 10 лет в мире убито в войнах более миллиона детей, 6 миллионов получили ранения, почти 30 миллионов превратились в беженцы.

В Сараеве более половины детей были ранены, почти все подвергались смертельной опасности.(Сараево-столица Боснии и Герцеговины)

В Анголе 67% детей стали свидетелями пыток, причем, среди пострадавших было много их родственников.(Ангола-государство в Центральной Африке)

В Руанде почти все дети осиротели, 16% из них выжили, прячась под трупами близких.(Небольшое государство в Восточной Африке.)

Какие страшные цифры. Ребята, как вы думаете, какие чувства будут развиваться у этих детей?

Отвечают

Учитель: Агрессивность, злость. Становится страшно. По-настоящему страшно. Ведь никто из нас не знает, что было бы с ним, если бы пришлось такое испытать. И, так, одну из причин мы выделили. Это война.

Вторая – влияние телевидения.

Третья – может идти из семьи.

Виновно так же неравенство, обнищание. А ведь любому хочется что-то иметь в жизни. Обидно, когда у одного много, а у другого нет. Это вызывает злость.

Я думаю основные причины мы с вами узнали. А как бороться с тем чтобы зла, жестокости стало меньше. Это конечно зависит от самих себя.

Сейчас я предложу вам немного подумать и пройти небольшой тест.

1. У тебя появились деньги. Мог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям?

– да – 1

– нет – 0

2. Товарищ (подруга) рассказывает тебе о своих невзгодах. Дашь ли ты ему понять, что тебя это мало интересует, даже если это так?

– да – 0

– нет – 1

3. Если твой партнер плохо играет в шашки или другую игру, будешь ли ты иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

– да – 1

– нет – 0

4. Часто ли ты говоришь приятное людям просто так, чтобы поднять им настроение?

– да – 1

– нет – 0

5. Любишь ли ты злые шуточки?

– да – 0

– нет – 1

6. Ты злопамятен?

– да – 0

– нет – 1

7. Сможешь ли ты терпеливо выслушивать даже то, что тебя совершенно не интересует?

– да – 1

– нет – 0

8. Умеешь ли ты на практике применить свои способности?

– да – 0

– нет – 1

9. Бросишь ли игру, если начинаешь проигрывать?

– да – 0

– нет – 1

10. Если ты уверен в своей правоте, отказываешься ли ты слушать аргументы друга?

– да – 0

– нет – 1

11. Ты охотно выполняешь просьбы?

– да – 1

– нет – 0

12. Станешь ли ты подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

– да – 0

– нет – 1

Проходят тестирование, подсчитывают баллы:

Результаты теста:

Больше 8 баллов. – Ты вежлив и любезен, нравишься окружающим, умеешь обращаться с людьми. У тебя, наверное, много друзей. Ты стараешься иметь хорошие отношения со всеми, но ведь всем не угодишь, да и на пользу это тебе не пойдет.

От 4 до 8 баллов. – Ну, что же, твоя доброта – вопрос случая. Добр ты далеко не со всеми. Для тех, кто сумел завоевать твое расположение, ты готов на все, но с теми, кто тебе не нравиться, ты любезничать не намерен. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться вести себя ровно со всеми, чтобы люди не обижались.

Меньше 4 баллов. – Общение с тобой, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких тебе людей. Будь доброжелательнее, и у тебя будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

Все нужно делать с добрым сердцем, и ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло. Равнодушие и неучастие приведут к тому, что к тебе будут относиться так же.

Какие примеры из прочитанных произведений на тему милосердия вы можете привести?

Герой рассказа Максима Горького Данко ради людей пожертвовал своим сердцем. Это поистине грандиознейший пример милосердия, человеколюбия!

– У В. Распутина есть произведение «Уроки французского», где учительница помогает ученику в голодные послевоенные годы.

– В рассказе А. Платонова «Неизвестный цветок» маленькая девочка Даша вместила в свою душу необыкновенную доброту к цветку, который вырос на пустыне. Её доброта передалась другим ребятам, и они засадили пустырь цветами, которые радовали всех людей своим разноцветьем и благоуханием .

– У А. Платонова есть необыкновенный герой – Юшка. Внешне он ничем не примечателен, люди даже издеваются над его беззлобностью и простотой. А какой души оказался этот человек! Он содержал на свои деньги бедную сироту, выучил её на врача.

Ребята, а как вы понимаете слово милосердие? Какой человек может называться милосердным?

Отвечают

Учитель: Милосердие – сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся.

– Милосердный обращает свое внимание на нужду ближнего и забывает себя, чтобы ему помочь. Милосердными мы должны быть к животным, птицам.

А как часто мы бываем милосердны к людям?

Отвечают

Учитель: На наших улицах все чаще можно встретить людей, без определенного места жительства, т. е. бомжей. Какая у нас бывает самая первая реакция, когда мы их видим?

Отвечают

Учитель : Но ведь они тоже люди, просто оступились, просто так сложилась их жизнь. Послушайте еще одну небольшую историю:

В газету Вечерние Челны обратился мужчина, который сообщил, что возле их дома 25/16 на бетоне, возле пакетов с мусором, лежит бездомный и замерзает. До этого бомж около недели пролежал в их подъезде. Жители дома пытались пристроить бедолагу, но у них ничего не вышло. Полиция его не принимала, равно как и служба скорой помощи. Бомж плохо держался на ногах не потому, что был пьян, а потому что долгое время голодал.

Корреспонденту Вечерки бездомный мужчина рассказал, что зовут его Сергей Селетков, ему 46 лет. Когда-то он работал машинистом, была семья, есть два сына. Еще год назад он проживал в трехкомнатной квартире с матерью и двумя сестрами. Много пил, не платил за себя квартплату. Родственники попросили выписаться, чтобы было не так дорого оплачивать коммунальные услуги. Он согласился и оказался на улице. Мужчина на отрез отказался называть адрес, дабы не обременять близких. Корреспонденты взяли жизнь этого человека на заметку, пытаясь пристроить его в Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства «Перекресток» но, слишком поздно: недавно Сергей скончался.

К сожалению, сегодня проще пристроить котенка в добрые руки, чем помочь человеку, – так считают жители того подъезда, – не по-человечески закрывать глаза на то, как на улицах города в холода гибнут люди.

«Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Перекресток» расположен по адресу: г. Набережные Челны, просп. Набережночелнинский д. 29а. На 11.10.2013г. в Центре всего проживает 50 человек. Из них мужчин 45 человека, женщин- 5 человек. В отделении первичного приема и санитарной обработки – 14 человек, отделении социально – трудовой реабилитации и адаптации – 36 человек. Из них: пенсионеров по возрасту – 5 человек, инвалидов – 3 человека, освободившихся из мест лишения свободы- 3 человека.

Конечно, мы тоже способны сделать мир добрее и сами помогать друзьям и знакомым в этом. Ведь мир прекрасен, и наслаждаться им должен каждый из нас. Думаю, каждому хочется жить в стране, где не страшно выйти на улицу, где вечером можно гулять по парку, где по телевизору показывают действительно, произведения искусства и где будем спокойны за жизнь своих будущих детей.

Мне останется только пожелать, чтобы вы стали настоящими высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди.

Тема Урока: Милосердие.

Цель: осмысление великого дара любви через рассмотрение добрых деяний.

1. Определить и понять глубинный смысл социокультурных категорий «милосердие», «сострадание», «равнодушие».

2.Поразмышлять с детьми о том, почему милосердие, сострадание, утешение, благотворительность не утратили своей ценности до наших времен, работать над развитием навыков проявления милосердия и сострадания.

3. Формирование духовно-нравственных ценностей: потребности в доброжелательном отношении к окружающим; привить школьникам нравственные понятия милосердие, доброты души, искренности, человеколюбия в словах и делах.

Тип урока- изучение и первичное закрепление нового материала.

Оборудование: учебник «Истоки», карточки с заданиями для каждой группы, для ответов на вопросы - солнце, мультимедийный проектор,

Ход урока

Слайд 1.

    Настрой на работу.

Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие в мир истоков. Я думаю, что наша совместная работа приведёт к успеху. Я желаю вам на уроке научиться раскрывать свои маленькие сердца для добрых дел. Хорошего настроения, приятного общения.

И для начала урока давайте подарим друг другу улыбку. Садимся.

Закройте глаза и представьте себе, что перед вами улица, полна людей. Их так много и вы среди них. Одни из них спешат куда-то,другие идут не торопясь.А тут….

Слайд2

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Пел слепой заученное с детства,

Руку на котомку положив.

И невольно западала в сердце

То ли песня, то ли боль души.

Облаками покрывая небо,

Ветер над деревьями кружил.

Пел слепой, прося немного хлеба,

Хлеб иной прохожим предложив …

(Иеромонах Роман.)

Какие чувства вы испытываете, видя таких людей?

А что чувствует слепой, когда люди равнодушно проходят мимо?

А что такое иной хлеб?

А как понять духовный хлеб?

Обосновывают свои чувства и чувства слепого.

Приводят свои примеры духовного хлеба

(Познавательные :

логические:

выбор обоснований и критериев для сравнения

3.Постановка учебной задачи. Ресурсный круг «Наживать добро или творить добро»)

Слайд 3

Как вы понимаете смысл пословицы «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал

Слайд 4

О чем будет тема сегодняшнего урока?

О милосердии

Слайд 5

Милосердие.

Как образовано слова?

Что вы представили, почувствовали, услышали в нем?

4.создание проблемной ситуации.

Слайд 6

Подчеркните те слова, которые относятся к милосердию - Парная работа. Карточка №1

Сострадание, равнодушие, ложь, бессердечие, жадность, благотворительность, чуткость, отзывчивость добродушие, милостыня,ненависть, нежность

Что получилось, Проверим.

Попытаемся объяснить: Что такое милосердие?

Слайд 7-9

Милосердие отличительная черта русского человека.

Упавшему помоги встать, Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь. Ибо всякое доброе дело есть милосердие.

5. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

Итак, любое доброе дело, потребность помогать другим и есть МИЛОСЕРДИЕ

Слайд 10

Истоки милосердий начало берут с церквей. Сначала приюты и богодельни были только при церквях. Вот что говорит святитель Иоанн Златоуст.

«Мы всей природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего»

И есть икона милосердии. Она называется Икона Божией матери «Милостивая»

Давай посмотрим видеофильм об этой иконе.

Слайд11

Просмотр видеофильма об «Иконе Божией Матери «Милостивой»

Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.

Как рождается милосердия? Ответ ищите на странице 79.

Слайд12

6. Работа с учебником

Милосердие обязательно проявляется в делах, т.к. во все времена есть люди сострадательные. Они чувствуют чужое горе и беду как свои собственные.

Без людей сострадательных умножилось бы равнодушие и безразличие к ближнему. Они своим примером показывают милосердие в деле. Мы знаем из истории как богатые сострадательные люди на свои деньги строили больницы или бесплатные столовые, дома для сирот или ремесленные училища. Повсеместно создавали и дома для одиноких престарелых людей – богадельни . Если же у сострадательного человека не было большого богатства, он старался помочь ближнему небольшой суммой денег (милостыней ). Добрые дела именовали благом. Поэтому милосердие людей часто называют благотворительностью, а людей – благотворителями.

Откройте учебник на стр 80. Прочитайте главу «Это поучительно»

Почему земляки до сих пор помнят имя купца Токарева?

(дал денег на строительство ремесленной школы)

муз. пауза «Дорогою добра»

7 Проверка домашнего задания Ваше домашнее задание к сегодняшнему уроку было изучить благотворительную деятельность династии Демидовых.

Как вы понимаете слово династия?

Слайд 13

Чем занимались и какую промышленность они развивали в России?

Кто был основоположником рода Демидовых?

Кого из рода Демидовых ещё знаете и запомнили?

Слайд14

Сколько лет род Демидовых занимался благотворительной деятельностью?

Чему отдавали предпочтение Демидовы в благотворительной деятельности? (русской науке и просвещению)

Далеко за пределами России известны имена русских благотворителей –Демидовы. Это были грамотные люди, которые много делали для развития России, образования и науки. Все поколения Демидовых любя науки и почитая просвещение, считали это основой благополучия любого государства и, прежде всего, пеклись о крепости и жизненности этой основы в своем Отечестве, России.

Во имя этого, воистину совершали подвиги благотворительности , подвиги, вызывавшие восхищение не только в России, но и в Европе, подвиги, богатые бесконечными последствиями для современников и далеких будущих поколений русских. Династия Демидовых занималась благотворительной деятельностью на протяжении 300 лет!

А как мы можем участвовать в делах милосердии.

Милосердие включает в себя и благотворительность.

Слайд 15

Говоря о милосердии я не могу не затронуть тему «Сестра милосердия». Это они в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги, а по зову души.

В России орден сестер милосердия организовала Елизавета Федоровна Романовна.

Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. Она организовывала детские приюты, больницы.

В ночь с 17 на 18 июля 1918 года к зданию Напольной школы в Алапаевске подъехала конная группа рабочих и, усадив пленников в экипажи (в числе пленников была и Елизавета), вывезла их в лес к старой шахте. Кто сопротивлялся, того расстреляли. Остальных живыми бросили в шахту. Когда сталкивали в шахту великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом нашли человека с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы. Так она могла откликаться на чужую боль.

Слайд 16

Движение «Сестра милосердия» получил отклик и в мирное время. Сестры милосердии ухаживают за больными и престарелыми.

Слайд17-18

А как мы можем участвовать в делах милосердия?

Вывод.

Слайд 20

8.Работа в группах . 2 задание.

Тренинг «Милосердие или …» (Работа по группам).

Два путешественника. (Ушинский К.Д.)

Два путешественника шли вместе и остались ночевать в одной гостинице. Ночью в деревне начался пожар. Один стал поспешно одеваться, чтобы идти на помощь, а другой удерживал его, говоря: «Пойдём своей дорогой, какое нам дело до чужих!» Но товарищ не послушался, поспешил к горящему дому и вынес из огня двух детей рыдающей матери. Едва женщина обняла своих детей, как рухнул горевший дом.

Что заставило чужеземца рисковать своей жизнью?

Вывод. Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Слайд 21

Карточка №3 Задание. Определи, в чем больше всего нуждается каждый из следующих людей.

Обиженный

Прощение

Провинившийся

Доброе сердце

Целебный сок

Благотворитель

Утешение

Слайд 22 Проверка

Молодцы, вы хорошо справились с предложенным заданием. Чтобы утвердить сказанное, давайте нарисуем руку помощи, пусть это будет символом нашего урока, и протянем тому, кто в этом нуждается.

10. Рефлексия . Итак, что значит быть милосердным? Отвечая на этот вопрос давайте составим правила милосердия.

Слайд 23

Составление правила милосердия.

Слайд24

Слайд 2 5

Домашнее задание.

И заканчивая сегодня наш урок я хочу протянуть руку помощи вам всем.

Один мудрец спросил у народа «Скажите, пожалуйста, а какого цвета милосердие?»

Раскрасьте его тем цветом, какого цвета вы считаете милосердие. И когда вы захотите сделать плохой поступок, за который вам будет потом стыдно посмотрите на этот символ и подумайте – «А стоит ли?»

Когда к вам обратятся за помощью – всегда помогайте. Ведь милосердие –это бесценный дар.

Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро!

Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ!

.Ресурсный круг

Что можно посоветовать младшим, воспитывая в них милосердие.

Познавательные: логические :

Анализ объектов с целью выделения признаков;

Подведение под понятие, выведение следствии

общеучебные:

Постановка и решение проблемы;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

- создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные :

Планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные :

Умение работать в группе;

Учитывать разные мнения;

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

5. Первичное закрепление. Активное занятие. Работа в группа

6. Закрепление

7. Рассматривание репродукции иконы Пресвятой Богородицы «Милостивой» в учебном пособии «Истоки» 3 класс.

8. Самостоятельная работа

9.Практическая работа.

10. Включение в систему знаний и повторение.

Совместное исполнение песни «Дорогою добра»

1. Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей.

Здоровье

Хлеб больной

Утешение сирота

Приют обиженный

Покаяние нищий

Прощение провинившийся

Целебный сок

2.Что лучше? Ответ подчеркните в каждой паре глаголов

Выслушать – закричать

Позавидовать – порадоваться

Поссориться – уступить

Обидеться – простить

Протянуть ладонь – показать кулак

Утешить - промолчать

3 .Расставьте в логическую последовательность следующие ступени духовного возрастания: добрые мысли, доброе имя, добрые слова, добрые дела, добрая память.

4 . Из перечисленных слов выберите те, которые могут рассказать о милосердном человеке:

Добросердечный, равнодушный, безразличный, доброжелательный, бессердечный, щедрый, сострадательный, благодушный, завистливый, терпеливый.

Через какие акции можно оказывать благотворительность?

Занимались ли вы сами когда – нибудь благотворительностью?

А ваши родители занимались благотворительностью?

Людей, занимающихся благотворительностью, называют меценаты .

Кто знает меценатов нашей школы? Их портреты на Доске Почёта на первом этаже. Какие добрые дела они делают для нашей школы?

Зачем нужны сострадательные люди?

    Закон о благотворительности принят август 1995 год. «Под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»

    День благотворительности 22 августа . День милосердия и благотворительности (в России). Еще один церковно-общественный праздник в нашей стране. Отмечается с 2004 г. Учрежден в честь 400-летия обретения мощей преподобной Иулиании Лазаревской жившей в XVII веке в г. Муроме, прославившейся редкостным даром творить добро окружавшим ее страдальцам.

По преданию, икона Божьей Матери «Милостивая-Кикская» была написана святым апостолом Лукой. Вместе с двумя другими написанными им образами он отослал ее в Египет. Оттуда образ был переправлен в Царьград (Константинополь), чтобы сохранить святыню от гонителей христианской веры.

Несмотря на многочисленные нападения на корабль, образ достиг берегов Константинополя и хранился там в царских чертогах вплоть до 12 века, после чего был торжественно перевезен на остров Кипр.

Как только корабль с чудотворным образом пристал к берегам Кипра, не только верующие люди, но и деревья, цветы приклонили свои «головы» перед Владычицей. Для нее был воздвигнут храм, что и положило начало жизни мужского Кикского монастыря.

До сих пор к помощи этой иконы прибегают люди, исцеляются от бесплодия, женских болезней, по молитвам к Кикскому образу на землю нисходит дождь в засушливую погоду.

Лики Богоматери и Богомладенца на иконе «Милостивая-Кикская» по установленному в древности обычаю закрыты от взора людей плотным покровом, который никогда не снимается. Даже когда монахи меняют покров по ветхости, они выносят образ из храма, поднимая и обращая его к небу. По сохранившемуся на Кипре преданию, тот, кто осмелится приоткрыть пелену, - может ослепнуть.

Каждый из вас может сейчас совершить небольшой благотворительный поступок. Если вы наберёте на своём сотовом телефоне короткий номер 5541 и отправите на этот номер СМС со словом «Добро», то с вашего сотового телефона будет снято 70 рублей на помощь больным людям. Сумма не очень большая, но когда её посылают много людей, она становится значительной. И, конечно, все деньги, поступившие в этот фонд идут на благотворительные цели.

Ждёшь ли ты похвалы на свои добрые дела?

Способен ли сделать добро даже тому, кто тебе неприятен?

Размышляешь ли прежде – благо ли это?

Легко ли быть добрым человеком?

Что полезного для себя сегодня поняли?

Найдите слова взаимной благодарности за совместный труд на уроке.

На память о сегодняшнем уроке вы получаете вырезанную из бумаги ладонь человека. На этой ладони написаны слова народной мудрости: «Не оскудеет рука дающего !» Разберитесь вместе с родителями какой смысл заложен в этой мудрости. Что значит слово - оскудеет? Подумайте, кому нужна ваша помощь сейчас и окажите её во время.

Реквизиты (написаны на ладони) для перечисления денежных средств в помощь больным детям.

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Но, только прошу: не жалуйся

Пожалуйста, мне больше.

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою,

За те неожиданные радости,

Подаренные добротою.

Читают и соединяют пары

Выполняют соответствующие задания, проверяем и доказываем

Добрые мысли, добрые слова, добрые дела, доброе имя, добрая память.

Благотворительный концерт, благотворительная ярмарка, благотворительная распродажа, акция «Помоги собраться в школу», сбор вещей погорельцам.

Благотворительный концерт для детей – инвалидов, участие в благотворительной ярмарке, сбор вещей для погорельцев

Рассматривают репродукцию иконы Пресвятой Богородицы «Милостивой»

Милость (по Ожегову) - доброе, человеколюбивое отношение

А знаете ли вы, что есть « Икона Божией Матери « Милостивая»

5.Работа в парах

Выберите из этих слов те, которые относятся к милосердию?

(сопереживание, терпимость, равнодушие, чуткость, любовь, жестокость, сочувствие, доброта, безжалостность, уважение, жалость, эгоизм). Поясните свой выбор.

(Перевести деньги на счет для лечения тяжелобольных детей, собрать игрушки для детей Детского дома, подать милостыню нищему, купить газету благотворительного фонда, приобрести билет на благотворительный концерт и т.д.)

7.Тренинг «Милосердие или …» (Работа по группам).

Задание - прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет?

Заметка из газеты.

Одна женщина - замечательная вышивальщица прочла в газете о мальчике-детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из этого же детского дома с просьбой послать такие же майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась, вышила ещё 20 маек и отправила их в детский дом. Ребята были счастливы.

Как можно охарактеризовать поступок женщины?

Орёл. (Л. Н. Толстой)

Орёл свил гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел птенцов.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли. Орёл опустился на край гнезда, а орлята подняли свои головы и запищали жалобно, прося корма.

Как поступили люди по отношению к орлу и его птенцам?
Котята. (А. Щелыгин).

Я притащил домой котят, а папа с мамой говорят:

«Нельзя! Неси-ка их назад, здесь не кошачий зоосад!»

Гляжу на крошечных котят: они, наверно, есть хотят!

Они ползут ко мне, скользя, они не знают, что нельзя…

И папа с мамой на котят, присев на корточки, глядят.

Вздыхают разом: «Вот беда… Ну, если так, тогда, тогда…

Пускай живут у нас пока. Налей-ка в блюдце молока!»


Почему родители решили оставить котят?
Персики. (Ушинский К. Д.)

Отец привёз из города 4 персика и отдал их своим сыновьям. Два сына съели свои персики, один - продал, чтобы позже в городе купить целую дюжину, а Эдмунд отнёс свой персик сыну соседа, маленькому Георгу, который лежал в лихорадке. Эдмунд положил персик на постель больного и убежал.

Вечером отец поинтересовался, как распорядились мальчики подарком.

Чей поступок был признан лучшим и почему?

Сестра милосердия. (Камкин А. В.)

«Ну, полно! Кто же тебя бросил? Видят, что тебе лучше, вот и ушли к другим, что потяжелее. А тебя скоро домой отправят, дома выздоровеешь». От этих слов лицо умирающего просветлело. Усталая рука сестры оставалась на его горячем лбу. Она не переставала умирающему улыбаться и долго-долго говорила о его далёкой семье, которая его ждёт - не дождётся.

Помогла ли сестра милосердия умирающему?

Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек или животное действительно в этом нуждается.

Один мудрец спросил у народа «Скажите пожалуйста а какого цвета милосердие?»

Люди стали гадать. Зеленое – как земля. Желтое – как солнце. Голубое – как небо.

дей, ведь их никто не любит, и мир кажется им чужим, враждебным и холодным. Они как больные люди, которым необходимо лечение.

-​ А чем их можно вылечить? И возможно ли это? (Добротой, сердечностью, душевностью, вниманием, чуткостью и любовью)

Это было более 100 лет тому назад. Шла война. После боя было много раненных. Одним перевязывали раны, других оперировали, а третьих старались не беспокоить - это были смертельно раненные. Почти все были без сознания.

«Ну, полно! Кто же тебя бросил? Видят, что тебе лучше, вот и ушли к другим, что потяжелее. А тебя скоро домой отправят, дома выздоровеешь». От этих слов лицо умирающего просветлело. Усталая рука сестры оставалась на его горячем лбу. Она не переставала умирающему улыбаться и долго-долго говорила о его далёкой семье, которая его ждёт - не дождётся.

Слушая эти сердечные слова утешения, солдат снова впал в забытье. Дыхание становилось всё слабее… Вскоре он умер с со спокойным лицом и улыбкой на губах.