Все камни

Тик Нат Хан - Чудо осознанности: практическое руководство по медитации. Тик Нат Хан - Чудо осознанности: практическое руководство по медитации Кто такой тит нат хан

+

Книга освобождает понятие любви от информационного шума и стрессов.

В ней вы найдете зерна мудрости, которые оказывают мощное целительное воздействие на нас в тот момент, когда мы начинаем их практиковать. Знаем ли мы, что значит быть присутствующим? Как культивировать любовь в себе и любимом человеке? Что является главным во взаимоотношениях? Если мы постигнем искусство любви, чудеса неизбежны. Практики создания подлинной любви позволят обрести взаимопонимание, а медитация любви («метта-медитация») – научиться состраданию.

«Вы – часть вселенной. Вы и ваш любимый сотканы из звезд», – говорит дзен-мастер Тит Нат Хан.

И открывает простые и вполне конкретные правила осознанной жизни, жизни – главного тренда нашего времени.

А чтобы вы, прочитав книгу, о них не забыли, внутри вас ждет дизайнерская закладка – «Возьми осознанность с собой». И удивительной красоты рисунки пером и тушью, выполненные Джейсоном ДеАнтонисом. Их можно раскрашивать, на них можно медитировать, с ними приятно...

Тик Нат Хан

Чудо осознанности. Практическое руководство по медитации

© Thich Nhat Hanh, 1975, 1976

© Мигаловская Н., перевод на русский язык, 2014

© ООО «Издательство АСТ», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


Тик Нат Хан – это не просто мастер медитации. Это посредник между землей и Небом, это голос просветленной вечности, доносящийся до наших глухих душ. Его книги написаны удивительно легко и понятно, это идеальная пища для ума. Я перечитывал «Чудо осознанности» несколько раз – и каждый раз открывал в ней что-то новое.

Марвен Гленн, Майами

«Это экстраординарная книга!»

Это экстраординарная книга! Простым языком она говорит о таких вещах, которые вы, кажется, всегда знали, но которыми не пользовались… Внимание – это универсальный инструмент, волшебная палочка, с помощью которой можно реально изменить свою жизнь. Но самое прекрасное – этот инструмент имеется у каждого из нас!

Кетрин Уайт, Даллас

«С этой книгой вы проснетесь!»

Многие книги по медитации невыносимо скучны, так что уже с первых страниц вас неумолимо тянет в сон… Однако с этой книгой ВЫ ПРОСНЕТЕСЬ! В отличие от большинства подобной литературы, она сразу предлагает вам попробовать простые практики. И они работают! Вам не придется ждать долго, только попробуйте – и сразу почувствуете изменения!

Грейс Уиггинс, Финикс, Аризона

«Он фантастический учитель жизни!»

Для всех, кто планирует заняться медитацией, книга Тик Нат Хана – отличное начало! Она сразу показывает нужную перспективу. Следуя принципам Тик Нат Хана, вы никогда не свернете с верной тропы. Это действительно один из самых великих учителей! До того, как я познакомился с его книгами, я был обычным клерком, замученным постоянной нехваткой времени и стрессом. Я и теперь обычный клерк, но я – счастливый клерк! Я обладаю бесконечным запасом времени и никогда не испытываю напряжения – а все потому, что Тик Нат Хан научил меня осознавать каждую минуту. Он фантастический учитель жизни!

Ричард Мэй, Бостон

«Они работают для человека любых убеждений»

Я обожаю работы Тик Нат Хана. Они творят настоящие чудеса! Я сама католичка, но его принципы – универсальны. Они работают для человека любой конфессии, любых убеждений. Прочитайте и убедитесь!

Лионелла Черити, Колумбия

«И тогда вы поймете, что жизнь – бесконечна»

Мы все собираемся жить «когда-нибудь». А Тик Нат Хан предлагает ценить настоящее. Это не новая идея, но мало кто умеет воплощать ее в жизнь. Простые и полезные упражнения этой книги помогут вам прикоснуться к настоящему. Выполняя их, вы научитесь использовать каждую секунду на 100 %. И тогда вы поймете, что жизнь – бесконечна, и в нее можно вместить все, что вы захотите!

Карен Андерсон, Филадельфия

Предисловие переводчика к английскому изданию

Книга «Чудо осознанности» была написана на вьетнамском языке в 1974 году и изначально ее текст представлял собой развернутое письмо брату Квангу, старшему преподавателю «Школы социальной службы для молодежи» в Южном Вьетнаме. Автор письма, буддийский монах Тик Нат Хан основал эту школу в 1960-х как один из проектов «Буддизма активного действия». Молодые люди приобретали там навыки помощи людям и проникались духом сострадания. После обучения студенты использовали полученные знания, чтобы помогать крестьянам, пострадавшим от неурядиц военного времени. Они помогали восстанавливать разрушенные дома, учили детей, занимались созданием медицинских пунктов, школ, участвовали в организации сельскохозяйственных кооперативов.

Их мирные методы часто вызывали непонимание в атмосфере страха и недоверия военного времени. Выпускники школы последовательно отказывались поддерживать какую-либо из враждующих сторон и утверждали, что обе они представляют собой отражение единой реальности и что настоящим врагом являются не люди, а идеологии, ненависть и невежество. Такая позиция поставила их на грань конфликта, и в первые годы существования «маленьких отрядов мира» (так они себя называли), работники периодически подвергались нападениям, несколько раз дело доходило до похищений и убийств. Поскольку война длилась и длилась – даже после подписания Парижского мирного соглашения в 1973 году, – временами казалось просто невозможным не поддаться чувству усталости и безнадежности. Требовалась огромная отвага, чтобы продолжать работу в духе любви и понимания.

После высылки во Францию, Тик Нат Хан постоянно писал брату Квангу, чтобы поддерживать мужество работников в эти темные времена. Тхай Нат Хан («Тхай» – это одна из форм обращения к вьетнамским монахам, означает «учитель») призывал их постоянно помнить о важнейшей дыхательной практике – концентрации на дыхании, позволяющей развивать и сохранять внутреннее спокойствие даже в наиболее тяжелых обстоятельствах. Поскольку для Тик Нат Хана брат Кванг и студенты были коллегами и друзьями, письмо, которое впоследствии стало книгой «Чудо осознанности», обращено к читателю в очень непосредственной и личной манере. Когда Тхай говорит о деревенских тропинках, он вспоминает те самые тропы, где он прогуливался с братом Квантом. Когда он упоминает сияющие глаза ребенка, он имеет в виду определенного ребенка – сына брата Кванга.

В то время, когда Тхай писал это письмо, я также находилась в Париже, принимая участие в работе «Делегации мира вьетнамских буддистов» с другими американскими добровольцами. Тхай возглавлял «Делегацию», которая стала зарубежным координационным центром для всех организаций (в том числе и «Школы социальной службы»), чьи усилия были направлены на достижение мира во Вьетнаме и восстановление страны. Я вспоминаю вечерние чаепития, на которых Тхай разъяснял коллегам и друзьям избранные моменты из своего письма. Разумеется, очень скоро мы задумались о том, что и многим другим людям в других странах могут принести пользу описанные там практики.

Недавно Тхай познакомился с молодыми буддистами из Таиланда, и тех очень воодушевили свидетельства, показывающие, какое влияние буддизм имеет во Вьетнаме. Их целью было помочь предотвратить вооруженный конфликт, назревающий в Таиланде, и они хотели понять, как научиться действовать в духе осознанности и примирения, не позволяя гневу и разочарованию взять над собой верх. Некоторые из них знали английский, и мы с ними переводили и обсуждали письмо брату Квангу. Идея с переводом приобрела особую актуальность, когда власти закрыли и конфисковали буддийское издательство во Вьетнаме, так что первоначальный план издать письмо небольшим тиражом на вьетнамском языке оказался неосуществим.

Я с радостью взяла на себя задачу перевести книгу на английский. Почти три года я жила в Париже вместе с участниками «Делегации», дни напролет погружаясь в поэтичные звуки вьетнамского языка. Тхай взял на себя мое «формальное» обучение языку, и мы с ним неторопливо, предложение за предложением, читали некоторые его ранние книги. Таким образом сформировался мой довольно необычный словарь вьетнамских буддистских терминов. Разумеется, в течение этих трех лет Тхай учил меня не только языку. Само его присутствие служило мягким напоминанием о необходимости обратиться к своей истинной сути, пробудиться и жить осознанно.

Когда я уселась за перевод «Чуда осознанности», я припомнила все, имевшие место за эти годы, случаи, с которыми было связано мое собственное развитие осознанности. Так, однажды я готовила еду, пребывая в сильном раздражении, и никак не могла найти ложку, которую бросила где-то среди остальной посуды. Когда я безуспешно искала ее повсюду, на кухню вошел Тхай и при виде моих метаний, улыбнулся. Он спросил: «Что ищет Моби?». Разумеется, я ответила: «Ложку! Я ищу ложку!». Тхай опять улыбнулся и сказал: «О нет! Моби ищет Моби».

Тхай предложил, чтобы я переводила книгу медленно и спокойно, чтобы сохранять осознанность. Я переводила не больше двух страниц в день, а по вечерам мы с Таем просматривали эти две страницы, исправляя те или иные слова и предложения. Остальные друзья помогали с редактированием. Очень трудно описать реальный опыт, полученный в процессе перевода, но то, что в процессе работы я осознавала, как вожу ручкой по бумаге, осознавала свою позу, свое дыхание, помогло мне отчетливо понять, с какой полной осознанностью Тхай писал каждое свое слово. Читая и переводя текст, я буквально могла видеть его адресатов – брата Кванга и сотрудников «Школы». Более того, я начала понимать, что каждый читатель сможет увидеть в словах Тхая ту же непосредственную и личную заинтересованность – так как они обращены к реальным людям и наполнены искренней любовью. По мере продолжения работы, я могла видеть все расширяющееся сообщество: работников «Школы», молодых тайских буддистов и множество наших друзей по всему миру.

Как обрести спокойствие в мире, полном шума? Где искать счастье? В чем секрет хороших отношений?

Как обрести спокойствие в мире, полном шума? Где искать счастье? В чем секрет хороших отношений?

Правила счастливой жизни от Тит Нат Хана

Улыбайтесь!

Если хотите жить в мире и радости, начинайте каждый день с улыбки. Этого достаточно, чтобы настроиться на позитивную волну.

Как не забыть улыбнуться? Оставьте напоминание (веточку, листок, картинку, несколько воодушевляющих слов) на окне или над постелью, чтобы взгляд падал на них, как только вы проснетесь.

Перестаньте поглощать негатив

Очень часто мы позволяем злым словам, жутким образам и раздражающим звукам вторгаться в наш разум, приносить грусть, страх и тревогу. Отнеситесь внимательнее к тому, что вы впускаете в себя из внешнего мира.

Случалось ли вам смотреть по телевизору нечто ужасное и не ощущать в себе сил выключить его? Но почему вы позволяете плохим передачам, созданным в погоне за сенсацией и легкими деньгами, влиять на вас? Зачем смотрите боевики и ужасы, если они разрушают вашу психику?

Конечно, речь не только о телевидении. Вокруг так много соблазнов и ловушек, которых стоило бы остерегаться! Просто будьте разборчивее.

Вы должны отдавать себе отчет, что вредит вашей нервной системе, уму и сердцу, а что приносит пользу.

Концентрируйтесь на текущем моменте

Во время обеда старайтесь распробовать каждый кусочек пищи, а не проглатывайте ее в спешке.

Общаясь с другом, полностью сосредоточьтесь на разговоре, а не витайте в облаках.

Прогуливаясь по парку, внимательно наблюдайте за всем, что вас окружает, и наслаждайтесь ощущениями, а не размышляйте о своих проблемах.

Если вы все делаете на автопилоте, то жизнь проходит без вашего участия.

Учитесь присутствовать «здесь и сейчас». И тогда даже такие простые действия, как мытье посуды или чистка зубов, начнут приносить вам радость и чувство полноты бытия.

Практикуйте бесцельность

Современные люди очень целеустремленны. Мы точно знаем, куда идем, и движемся в нужном направлении.

Это порой необходимо, но часто по пути мы забываем радоваться жизни.

Попробуйте хотя бы иногда выкидывать из головы все цели и никуда не спешить. Посидите просто так, ничем не занимаясь. Спокойно побродите по окрестностям.

Мы постоянно суетимся и куда-то торопимся. Но время от времени необходимо останавливаться, чтобы яснее видеть.

Ищите радость внутри себя

Мы свято верим, что обретем радость и безмятежность, когда добьемся успеха или решим текущие проблемы.

Но на самом деле никакие внешние условия не имеют значения, ведь источник счастья находится внутри нас.

Нужно лишь копнуть глубже, и он забьет чистым родником!

Цепляясь за надежду на будущее, вы теряете возможность обрести счастье сегодня.

Не надо ждать. Перенаправьте энергию на то, чтобы лучше осознать себя и свое настоящее.

Улыбнитесь, расслабьтесь, сделайте несколько глубоких вдохов, почувствуйте пульсацию жизни в своем теле.

Научитесь замечать и смаковать маленькие моменты радости - когда выходите на прогулку, принимаете ванну, играете со своим питомцем.

Начните культивировать в себе любовь, доброту, благодарность и сострадание - из этих чувств рождается настоящее, чистое счастье.

Проявляйте понимание

Если посаженный вами салат плохо растет, вы не обвиняете его и не злитесь. Вы пытаетесь найти причины и думаете, как ему помочь. Может, нужны удобрения, полив или защита от солнца.

Однако если у нас возникают проблемы с друзьями или родственниками, мы обвиняем именно их. Стоит научиться проявлять заботу - и с ними все будет хорошо, как с салатом.

Из обвинений никогда ничего хорошего не выходит, так же как из попыток убедить человека с помощью споров, нотаций и упреков. Этим можно лишь испортить отношения.

Только понимание и любовь способны изменить ситуацию к лучшему.

Мы должны осознавать, что у того, кто вызвал наш гнев, были причины поступить так, как он поступил.

Например, если кто-то ругает нас, возможно, начальник накануне говорил с ним в том же тоне - или когда-то в детстве на него повышал голос отец-алкоголик.

Понимая это, мы начинаем освобождаться от негатива в себе и испытывать сострадание к окружающим.

Полюбите уединение

Некоторые считают, что радость реально испытывать только в окружении людей, с которыми можно разговаривать, смеяться и развлекаться. Но это не так.

Наоборот, если вы будете все время находиться в компании, то ощутите эмоциональное истощение.

Именно поэтому так важно каждый день уделять какое-то время тому, чтобы побыть в тишине и одиночестве . Это наполнит вас силами и поможет глубоко заглянуть внутрь себя.

Думайте о хорошем

Люди часто спрашивают: «Что не так?» И этим лишь усиливают свое недовольство.

Думая о негативных сторонах жизни или о том, чего нам не хватает, мы поливаем семена страданий, гнева и уныния.

Мы стали бы намного счастливее, если бы научились спрашивать: «Что так?»

Подумайте обо всем хорошем, что у вас есть. Если с вами не произошло ничего плохого - это тоже повод для радости.

У вас не болит голова? Вы сегодня не потеряли работу и ни с кем не поругались? Вам не приходится голодать и ночевать на улице? Дома ждет любящая семья? Да вы просто везунчик! опубликовано .

Если у вас возникли вопросы, задайте их

Ирина Балманжи, по материалам книг «Мир в каждом шаге» и «Тишина»

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Copyright © 2001 Editions Dangles, Saint-Jean-De-Braye (France) and Copyright

© 2001 by Unifed Buddhist Church. All rights reserved. No part of this book may be reproduced by any means, electronic or mechanical, or by any information storage and retrieval system, without permission in writing from the Unifed Buddhist Church, Inc.

© Табенкин М. Л., текст, 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2017

Мы вечно спешим в бурном, постоянно меняющемся мире, стараемся все успеть, уследить за новостями, освоить новейшие технологии. И не находим времени на близких, красоту природы, маленькие радости жизни и даже само счастье – настолько мы заняты.

Именно поэтому учение Тит Нат Хана актуально сейчас как никогда. С этой книгой вы освоите медитативные практики, которые помогут:

ощутить прелесть простых радостей жизни;

научиться делать каждый вдох и каждый шаг осознанно;

обрести умиротворение и покой;

перестать все время торопиться;

не пропустить важнейшие события собственной жизни…

«Тит Нат Хан раскрывает связь между внутренним миром каждого человека и миром на Земле».

Его святейшество Далай Лама

«Учение Тит Нат Хана перевернуло всю мою жизнь. Для меня было большой честью принимать участие в работе над фильмом «Walk with Me», посвященному ему».

Бенедикт Камбербэтч, британский актер

ТИТ НАТ ХАН

Спокойный человек в неспокойном мире

Предисловие к русскому изданию

Тихий предвечерний туман начинал исследовать горные и лесные ландшафты Центрального Вьетнама. Небольшая фигура медленно двигалась вниз вдоль бурной реки. Путь от города до монастыря был неблизкий, но решение принято – огромное желание постичь истину с каждым днем приобретало более яркие цвета. Как же было хорошо после долгого пути оказаться в малоосвещенном, наполненном ароматом благовоний зале, где в вечном медитативном спокойствии восседал золотой Будда. Тогда юноша с проницательным взглядом и тихим голосом и представить себе не мог, что уготовано ему судьбой. Что его имя станет в Европе символом человеколюбия, спокойствия, осознанности и духовной силы. Что он напишет более 100 книг, которые разойдутся по миру многомиллионными тиражами. Что он покинет родину и никогда уже не сможет вернуться.

Будущий мировой духовный лидер Тит Нат Хан (в миру Нгуен Сан Бао) пришел во вьетнамский монастырь Цзу Хиё в шестнадцать лет. Знакомство с монастырской жизнью началось с труда. Будучи «шраманерой» – новичком, – он помогал монахам в повседневных делах и обучался основным правилам поведения. Каждый день ему вместе с другим учеником приходилось собирать сухие ветки и иголки на поросших соснами холмах, для того чтобы развести костер, подогреть воду и вымыть сотни мисок после приема пищи. В то время не было ни водопровода (о горячей воде и мечтать было нельзя), ни мыла. Из чистящих средств под рукой были только пепел, рисовая шелуха и кожура кокоса вместо моющей губки. Именно эта простая работа и помогла понять Тит Нат Хану основы человеческого бытия, дала возможность осознать удивительную природу обычных вещей, научила его, всякий раз наливая воду в чашу, чтобы помыть овощи или посуду, видеть, как вода течет с высоких гор или из глубин земли. Несколько лет Тит Нат Хан шел по пути постижения дзен, проводил время в медитациях и созерцаниях. Вставал в четыре часа утра от звука колокольчика «бао чунг», работал в саду и на кухне, читал «Краткое руководство практики», данное ему местным монахом. Был период, когда он вел совсем отшельническую жизнь, не выходя из своего кока (хижины).

Слабый свет лампы задрожал и забившийся в окно мотылек прервал монотонное чтение сутр. Тит Нат Хан лег на кровать, жесткость которой давно перестала беспокоить тело. Воспоминания детства разом нахлынули на него.

Начало 30-х было для Вьетнама непростым временем: экономический кризис, забастовки, восстания против французских колонизаторов… Образы тревожного прошлого – голод и отчаяние людей – не давали покоя Тит Нат Хану. Он помнил все очень хорошо, хоть и был тогда еще очень маленьким. Впереди страну ожидали не менее страшные потрясения: несколько десятилетий войн, восстаний и переворотов. Может, именно поэтому Тит Нат Хан захотел стать монахом? Уйти, скрыться от всего. Популярный в то время во Вьетнаме дзен-буддизм («тхиен»), пришедший на эти земли еще в VI столетии, как нельзя лучше подходил для побега от реальности. Учение, основанное на идеях духовного совершенствования, иррационального восприятия мира, просветления, давало успокоение и надежду в мире, охваченном военным безумием…

Человек, решивший стать буддистом, должен понимать, к чему приведет его выбор. В традиции буддизма есть два основных направления: махаяна и тхеравада. Одним из главных различий между ними является конечная цель архата (адепта школы). Приверженцы тхеравады ищут освобождения только для себя, в то время как последователи махаяны стремятся не только к достижению собственного просветления и постижению нирваны, но и к освобождению всех живых существ на планете. Для Тит Нат Хана выбор был очевиден. Разве удастся избавиться от страдания, скрывшись в безопасных комнатах монастыря?! Он все чаще возвращался к мысли о совмещении монашества и общественной деятельности, пытался понять, насколько велика власть слова, можно ли остановить кровопролитие, обращая умы противников к вечным ценностям. Как во время войны должен поступать человек, наделенный разумом и сердцем? Да, он может скрыться от мира, посвятить себя молитвам и самосовершенствованию. А может занять активную жизненную позицию – стать миротворцем, волонтером, врачом, странствующим проповедником. И Тит Нат Хану удается совместить, казалось бы, несовместимое. Он отказывается от монашеского уединения и вступает в ряды людей, небезразличных к бедам других, становится буддистом «с активной жизненной позицией». Благодаря ему появляется такое понятие, как «деятельный буддизм» – движение, целью которого стали социальное служение и волонтерская деятельность.

В 1961 году Тит Нат Хан едет в США, чтобы учиться в Принстонском университете и преподавать сравнительное религиоведение, однако уже через два года возвращается на родину, чтобы противостоять новой войне, которая началась после убийства президента Нго Динь Зьема.

В 1964 году Тит Нат Хан совместно со студентами и преподавателями университета основывает «Молодежную школу общественного служения». На протяжении долгого времени буддийские монахи, юноши и девушки, помогали мирному населению, пострадавшему от военных действий, восстанавливали разрушенные деревни, учили детей, создавали пункты медицинской помощи. В первые годы существования Школы на ее учеников совершались нападения, многие последователи учения были взяты в плен и убиты. Кто бы мог подумать, что жестокость может ввергнуть мир в хаос, изуродовать лицо человеческой души!

«Учитель, – часто спрашивали у Тит Нат Хана, – когда же закончится эта кровопролитная война? Разве люди не понимают, насколько ценна человеческая жизнь? Не осознают, что они не враги друг другу, что ненависть порождают идеология и страх?»

Учитель молчал.

Он прекрасно понимал, что именно заставляет человека брать в руки оружие. С самого начала Тит Нат Хан проповедовал идеи пацифизма и примирения, ведь две враждующие стороны – всего лишь две тени единого целого.

Деятельность Тит Нат Хана привлекла внимание антивоенную организацию за пределами Вьетнама. В 1966 году Содружество Примирения (Fellowship of Reconciliation) совместно с Корнеллским университетом приглашает его совершить турне по Соединенным Штатам и рассказать об истинных стремлениях вьетнамского народа, о боли, которая уже многие годы преследует его соотечественников. Там он встречается с такими влиятельными личностями, как Мартин Лютер Кинг, министр обороны США Роберт Макнамара, сенатор Роберт Кеннеди, поэт, католический богослов и общественный деятель Томас Мертон.

Тит Нат Хан - один из духовных лидеров современного мира, чьё влияние безоговорочно признано мировым сообществом. В 1967 году сам Мартин Лютер Кинг выдвинул его кандидатуру на получение премии мира от Нобеля, отметив при этом, что считает данного вьетнамского монаха самым смиренным и самым достойным почетного звания. Легендарный буддийский монах Тит Нан Хан раскрыл своим последователям 5 секретов о том, как наполнить себя внутренней силой в книгах «Тишина » и «Мир в каждом шаге ».

1. Вдохновение тишиной

Вместо того чтобы испытывать страх перед тишиной, необходимо ее полюбить и осознать необходимость ее присутствия в нашей жизни. Современный человек привык постоянно наполнять себя разными вещами и делами - чтением, просмотром фильмов или интернет сайтов. Даже в то время, когда простой обыватель сидит на стуле, в его голове прокручивается бесконечный внутренний диалог, заменяющий внешние раздражители. Порой мысли загоняют нас в бесконечный круг.

Необходимо осознать, что никакой речи о глубоком самопознании и развитии быть не может до тех пор, пока вы не проникнитесь тишиной, не придете к ее пониманию . Внутрь вас должно придти вместе с тишиной спокойствие, без которого вы никогда не сможете почувствовать и испытать собственную силу. Пытаться улучшить свою жизнь без тишины, это все равно, что красить фасад сломанной машины в надежде, что она от этого начнет лучше ездить.

2. Осознание дыхания

Каждый день хотя бы 5 минут посвящайте тому, чтобы просто посидеть в тишине и осознанно послушать дыхание своего тела . Некоторые считают это занятие пустой и непозволительной тратой времени, совершенно не понимая, что это и есть сама жизнь . Потратить время на то, чтобы осознать свое дыхание - значит потратить время на улучшение качества собственной жизни .

Позвольте себе эти 5 минут в день, в течение которых вы можете побыть наедине с самим собой . Дышите как можно медленней, чувствуя каждый свой шаг, каждый вдох и выдох. Постарайтесь во время вдоха отпустить все мысли, которые крутятся у вас в голове. Если не получается, повторяйте снова и снова шаг за шагом, пока мыслительный процесс не остановится, пока в мыслях не наступит покой и тишина. Результат вы обязательно почувствуете своим сердцем. Жизнь в покое и тишине вовсе не принуждает ничего не говорить и не делать. Она означает лишь то, что мы победили своего главного врага - внутреннюю изматывающую болтовню.

Регулярное осознанное дыхание достигается путем практических тренировок и приводит к полному контролю над разумом, усиливает эффективность мозговой деятельности и дает возможность легко и незаметно вливаться в состояние потока.

3. Доверие голосу сердца

Снаружи и изнутри каждый день нас атакует множество сигналов. Однако следует научиться отбрасывать их все в сторону и прежде всего, слушать собственное сердце. Только ему ведомы ваши сокровенные желания . Чтобы услышать голос сердца не обязательно принимать монашество и удаляться в горы или лес. Просто каждый день учитесь находить внутри себя тишину, в которой можно услышать истинного себя и осознать, кто вы есть, и какие цели желаете достичь . Доверие голосу сердца приводит к ясному пониманию своего пути и дарит неиссякаемый внутренний источник силы, который нигде и никогда не покинет вас.

4. Медитация во время ходьбы

Медитативные практики направлены на достижение внутреннего равновесия. Тит Нан Хан рекомендует медитировать во время ходьбы, чтобы получить удовольствие от тишины в собственных мыслях . Путем осознанной медитации фокусируйте ваше внимание на важных прекрасных моментах жизни - детском смехе, пении птиц, незабываемых закатах и рассветах, на чудесах природы. Медитируя в процессе ходьбы, вы сможете проникнуть вглубь своего подсознания и разделить с окружающей вас вселенной ее спокойствие и величественную гармонию.

Постарайтесь контактировать как можно чаще подошвами с землей, представляя, будто вы целуете своими ногами землю. Взращивая внутри себя спокойствие, вы заботитесь о нашей матушке-земле и приносите ей благо.

5. Сознательный уход от обвинений

Запомните одну простую истину: окружающие люди не нуждаются в упреках и обвинениях, они остро нуждаются во внимании и заботе . Как только вы перестанете упрекать в проблемах и неудачах друзей и близких, случится настоящее чудо - вы научитесь понимать всех и каждого . А значит, вас ждет совершенно иной результат действий! Не торопитесь с кем-то спорить и сокрушаться, вглядитесь внимательно в человека, постарайтесь вникнуть в его проблемы и потребности, рассмотреть его мечты и желания. Только таким путем вы сможете научиться определять истинные мотивы поведения людей, вместо того, чтобы выплескивать свои негативные эмоции и получать нежелательные результаты.