Камни по знакам зодиака

Прочность тротуарной плитки. Рецепт бетона для тротуарной плитки в домашних условиях. Материал для изготовления тротуарной плитки

Бетонную плитку для мощения дорог изобрели впервые в конце XIX века, патенты на нее оформлялись как в Европе, так в США. Однако ее не сочли достаточно прочной не только для проезжей части дороги, но и для тротуаров - проще и быстрее было покрывать их асфальтом. В 1930 году немецкие инженеры создали плитку, прочность на сжатие которой составляла 1000 МПа. В качестве эксперимента ею частично покрыли одну из улиц немецкого города Нойс (земля Северная Рейн-Весфалия), заменив износившуюся каменную брусчатку - бетонная плитка с успехом выдержала испытания.

До 50-х годов прошлого века к плитке, сформованной из бетона, городские власти относились с подозрением - ее использовали в ограниченных объемах и только для замены старой брусчатки, а пешеходные дорожки покрывались тротуарным кирпичом из термически обработанной глины. Но в послевоенной Европе глиняный кирпич стал товаром первой необходимости, поскольку города стояли в руинах.

Первыми вспомнили о бетонной плитке голландцы, они отливали ее в тех же формах и размерах, что прежде использовались на производстве кирпичного камня. Разработанные голландцами технологии производства бетонной плитки позволили минимизировать энергетические затраты, удешевить себестоимость продукции на 40% по сравнению с кирпичной брусчаткой.

Новый материал для мощения дорог, активно применяемый в Нидерландах, привлек внимание немецких градоначальников. Промышленники Германии создали аналогичную технологию производства бетонной плитки, только решили разнообразить форму изделия - так появилась многогранная (фигурная) бетонная брусчатка.

В России мостить тротуары бетонной плиткой стали в конце 70-х. Производилась такая плитка в двух вариантах формы - прямоугольник и квадрат. В конце XX века российские производители тротуарной плитки приобрели импортное оборудование и переняли европейские технологии изготовления бетонной брусчатки, приступив к выпуску продукции самой разнообразной формы и цветовой палитры.

Технологии производства тротуарной плитки

Способов изготовления бетонного камня три - вибролитье, вибропрессование и гиперпрессование. Во всех трех случаях исходная смесь компонентов, из которых получается плитка, содержит небольшое количество воды («полусухая» или «жесткая» смесь), портландцемент М500ДО, мелкофракционную щебенку (5-10 мм зерно) и песок (2 мм зерно). С целью увеличения прочностных характеристик в состав смеси добавляются пластификаторы. Ввод цветового пигмента, придающего окраску плитке, преследует две цели - улучшение декоративных свойств изделия, повышение стойкости его поверхности к ультрафиолету и сезонным атмосферным явлениям.

Вибролитье . Составленная смесь помещается в формы из пластика, предварительно смазанные особой смазкой. Формы укладываются на стол, поверхность которого постоянно вибрирует (вибростол), где должны выдерживаться некоторое время для уплотнения смеси. Выждав определенный промежуток времени, формы переносят в теплое место (температура более 15 о С), где держат их не менее двух суток - и изделие готово.

Вибропрессование . Бетонной смесью заполняются матрицы (прессформы), установленные на вибропрессе. На уложенную в прессформы смесь давит вертикальный пуансон, оголовье которого входит в матрицу идеально, поскольку выполнено по ее форме - давление происходит до уплотнения смеси. Во время процедуры уплотнения на смесь в матрице также воздействует вибрация стола, а в некоторых случаях (дополнительно) - вибрация оголовья пуансона. По завершении операция вибропрессования пуансон поднимается вверх, увлекая за собой сформированное изделие и перемещая его на поддон.

Гиперпрессование . Несмотря на внешнюю схожесть данной техники прессования с вибропрессованием, имеются несколько различий, влияющих на качество продукции. Смесь бетона помещается в матрицы, выставленные стол пресса, на нее давит оголовье пуансона до тех пор, пока смесь не будет уплотнена в достаточной степени. Но в процессе уплотнения стол с размещенной на нем матрицей-прессформой и пуансон не вибрируют - смесь уплотняется только за счет приложенного к ней высокого давления (в среднем 200 кг на см 2), применяется более мощный пресс, чем при выбропрессовании. Закончив прессование, пуансон поднимается и увлекает за собой опрессованное изделие, помещая его на поддон. Прессы могут быть одно- и двухсторонними, отличающимися от односторонних агрегатов наличием двух пуансонов, воздействующих на изделие сверху и снизу одновременно. Двухсторонний пресс позволяет снизить негативный эффект от градиента уплотнения, образующегося в зоне непосредственного контакта бетонной смеси в прессформе с пуансоном.

Плитка, полученная вибролитьем, вибропрессованием или гиперпрессованием - в чем разница?

Бетонную плитку, изготовленную по технологии вибролитья, характеризует привлекательный вид - ее лицевая (верхняя) поверхность блестящая и гладкая. Вибролитая тротуарная плитка выдерживает порядка 250 циклов заморозки и оттаивания, ее марка прочности - М200-М300. Сама технология вибролитья привлекательна для небольших производств, поскольку требует минимальных затрат при переходе на новые типы продукции, нужно лишь приобрести формы из резины или полиуретана. Ввод в состав бетонной смеси особых пластификаторов позволяет увеличить прочность плитки.

Технология вибролитья имеет один существенный недостаток - вибрация стола приводит к наслоению песчаного и щебенчатого наполнителя в определенной части изделия (седиментации). Этот процесс влияет на прочность продукции - достичь одинакового качества каждой произведенной партии бетонного камня крайне сложно. По этой причине вибролитье при изготовлении тротуарной плитки в Европе и США не применяется.

Изделия из бетона, выполненные по технологии вибропрессования, обладают следующими эксплуатационными характеристиками - 200-300 циклов морозостойкости и прочность на уровне М200-М400. Однако качество вибропрессованных изделий из разных партий находится на одном уровне и не зависит от профессионализма рабочих, контролирующих процесс производства. Шероховатая поверхность вибропрессованной тротуарной плитки (гладкой сделать ее невозможно) снижает вероятность падения прохожих во время атмосферных осадков. Технология вибропрессования позволяет автоматизировать большинство производственных операций, доведя объемы выпуска до максимума.

За счет высокого уплотнения бетонной смеси, гиперпрессование позволяет выпускать прочную плитку при низком содержании цемента, т.е. удешевить сам процесс производства. Прочность гиперпрессованной плитки находится в диапазоне М300-М450, морозостойкость на уровне 200-300 циклов. Готовый бетонный камень в каждой партии обладает точной геометрией, его поверхности более гладкие, чем у вибропрессованных изделий. В отличие от двух других технологий, гиперпрессование позволяет придавать тротуарной плитке не только определенные цвета, но их оттенки.

Производительность гиперпрессующих комплексов несколько ниже, чем на вибропрессующих предприятиях, однако работают они полностью в автоматическом режиме.

По сроку службы вибропрессованные и гиперпрессованные бетонные изделия превосходят вибролитые аналоги - свыше 10 лет для первых, в среднем 7 лет для вторых.

Плюсы и минусы тротуарной плитки из бетона

Как и любое дорожное покрытие, бетонный камень обладает своими преимуществами и недостатками. Прежде перечислим его достоинства:

  • на площадке, отделанной бетонной плиткой, не образуются лужи. Многочисленные щели между элементами плиточной поверхности пропускают влагу, обеспечивая дренаж;
  • если асфальтовое покрытие под жарким солнцем лета частично утрачивает жесткость, выделяя летучие соединения химического происхождения в атмосферы, то тротуар, закрытый бетонной плиткой, не реагирует на солнечные лучи подобным образом;
  • наличие щелей в тротуарном покрытии способствует поступлению в почву влаги и воздуха, т.е. не происходит угнетения корневой системы растений;
  • обеспечивает доступ к подземным коммуникациям без критического повреждения отделки площадки. Достаточно фрагментарно демонтировать элементы тротуарной плитки на участке работ, а по их завершении - выставить плитку на место;
  • обладает высокими эстетическими характеристиками. Комбинируя бетонную плитку различного размера, цвета и формы, можно получить покрытие с затейливым орнаментом на поверхности.

Недостатки тротуарной плитки :


Как правильно выбирать тротуарную плитку

Выбрав производителя, форму и расцветку бетонной брусчатки, торопиться с ее приобретением не нужно. Прежде определитесь с орнаментом, который будет выкладываться в процессе монтажа. Намереваясь получить дорожное покрытие со сложным узором, учтите - плитки большего или меньшего размера, чем изображение орнамента, потребуется ее обрезать, т.е. на работу уйдет больше времени и материала.

Даже при выборе самого простого орнамента, к примеру, чередования уложенных вдоль и поперек тротуарных плиток, понадобиться на 10% больше бетонного камня, чем это необходимо для полного перекрытия площадки. Любая партия тротуарной плитки, пусть даже самой качественной и дорогой, содержит в своем составе 5-7% бракованной брусчатки.

Обязательно рассчитайте потребности в плитке - приобретать ее необходимо из одной партии. Докупить недостающую брусчатку взамен выбракованной (поврежденной по каким-то причинам) можно, но она не будет полностью совпадать с изделиями из предыдущей партии - более яркие или темные цветовые оттенки, случаются и расхождения по размеру.
Учтите, что на диагональную или круговую укладку бетонного камня уйдет больше, чем на параллельный монтаж.

Рекомендуется также приобрести 1,5-2 квадратных метра тротуарной плитки сверх необходимого количества - она пригодится для фрагментарной замены плиточного покрытия, изношенного по мере увеличения срока эксплуатации.

Как правильно уложить тротуарную плитку

Покрытие тротуара формируется иначе, чем облицовка площадки, по которой будет двигаться автотранспорт - во втором случае требуется более прочное основание. Рассмотрим порядок монтажа тротуарной плитки для пешеходной дорожки и для, к примеру, парковки автомобилей.

Первый этап - подготовка котлована . Описанные ниже работы проводятся в процессе построения плиточного покрытия под любой тип движения, т.е. и для пешеходов и для автомашин.

Дернина полностью извлекается и вывозится с площадки, глубина выемки - не менее 100 мм. Полученный котлован ровняется, его дно утрамбовывается. Необходимо сформировать по всей площади котлована уклон для стока дождевой и талой воды в канаву - по 10 мм на каждый квадратный метр площадки.

Если земля на участке работ сухая и твердая, создать котлован будет сложно. Нужно размягчить ее, обильно полив водой из шланга с распылителем и уже через 24 часа можно продолжить рытье.

По периметру площадки нужно подготовить каналы для установки бордюров, их глубина зависит от высоты бетонного бордюра. В готовые каналы 50 мм слоем отсыпается песок (учесть при рытье канала!), сверху выставляются бордюры, закрепляемые на месте цементным раствором (одна часть цемента, три части сеяного песка, ½ часть воды). По окончании установки бордюров дно котлована полностью застилается геотекстилем - его полотно обеспечит дренаж, выступит в роли армирующего основания для покрытия из тротуарной плитки (предотвратит эффект «колеи»), воспрепятствует росту стеблей и корней растений.

Второй этап - укладка основания («подушки») . Здесь порядок работ и используемые материалы различаются в зависимости от назначения площадки, закрываемой тротуарной плиткой.


Основание под пешеходную дорожку устраивается так: на уложенное ранее геотекстильное полотно в котлован отсыпается песок, необходимо заполнить им все свободное пространство площадки, выровнять граблями. Толщина песчаного слоя - не менее 40 мм. Песка нужно насыпать больше, чем необходимо на первый взгляд - после увлажнения и трамбовки он осядет.

Если выровнять дно котлована не удается, то плиточное покрытие может местами просесть. Чтобы избежать деформаций до их фактического образования, следует соединить просеянный песок с цементом (50 кг на полтонны песка).

Основание под площадку для автотранспорта создается одним из приведенных ниже способов:

  • на полотно геотекстиля в котлован укладывается щебень диаметром 5-20 мм, толщина слоя должна быть от 100 до 200 мм. После увлажнения и трамбовки щебенки поверх нее 50 мм слоем насыпается песок;
  • геотекстильное полотно засыпается песком на 100 мм высоту. Песчаный слой обливается водой, утрамбовывается и ровняется, затем на него кладется арматурная сетка с шириной ячейки 50 мм (не перевязывается). На нее слоем в 30-40 мм укладывается песок;
  • поверх геотекстиля 100-200 мм слоем отсыпается щебень фракции 5-20 мм. Щебень увлажняется, трамбуется, после покрывается смесью песка и цемента (три части песка на одну часть цемента). Толщина цементно-песчаной смеси - 20-30 мм, укладка бетонной плитки будет выполняться на нее.

Третий этап - установка тротуарной плитки . Перед началом работ песчаное основание увлажняется и разравнивается при помощи 1,5-2 метровой металлической полосы, насаженной на рукоятку. Монтаж бетонного камня производится от стены здания или от одного из бордюров, на свои места плитка забивается молотком с резиновой ударной головкой.

Монтажник при выставлении каждого ряда плитки стоит на коленях - касаться песчаной подушки нельзя. По только что установленным рядам тротуарной плитки необходимо передвигаться только по широкой и длинной доске, перемещая ее по отделанной плиткой поверхности и не используя в качестве опоры крайний ряд бетонного камня.

В процессе укладки важно выдерживать между соседними плитками зазор шириной от 3 до 5 мм.
Горизонтальное положение брусчатки контролируется строительным уровнем, поставленным на полутораметровую металлическую линейку. При обнаружении выступающей плитки, ее следует забить резиновым молотком, при выявлении излишне утопленной - извлечь, подсыпать песка, затем вбить молотком заново.

Выполнив монтаж тротуарной плитки на всей площади, площадка засыпается мелкофракционным песком (зерно 0,2 мм), основательно прометается метлой - нужно ввести песок в щели между брусчаткой. Не следует проявлять излишнего энтузиазма в процессе заметания песка - при сильном нажатии на рукоятку только что уложенная плитка может сдвинуться.

Далее облицованную бетонным камнем площадку необходимо залить водой - обязательно воспользуйтесь насадкой-распылителем, иначе песок из щелей будет вымываться. Через 24-48 часов плиточным покрытием можно пользоваться, но никак не раньше - оградите периметр площадки на этот срок.

Качество изготавливаемой тротуарной плитки зависит от состава бетона и технологии производства. Существуют несколько видов бетонных смесей, которые применяются для производства тротуарной плитки. Следует выделить масштабы производства и место ее применения. Они могут быть промышленными, а могут быть небольшими, то есть при производстве плитки в домашних условиях.

Технологическая схема выработки тротуарной плитки.

Суть производства выглядит следующим образом. В специальные формы, которые могут иметь различную конфигурацию, заливается бетонная смесь, трамбуется, выдерживается определенное время, после чего застывший бетон извлекается из форм. После набора прочности в течение 2-х недель процесс изготовления считается завершенным. В реальности существуют некоторые тонкости и зависимости при производстве тротуарной плитки.

Вернуться к оглавлению

Состав бетона и его свойства

Для получения тротуарной плитки с хорошими прочностными характеристиками используют бетон, который содержит следующие пропорции компонентов:

  1. 1-й вариант. В этом случае для получения бетона используют портландцемент марки 500 и песок с низким содержанием глины. Пропорция цемента и песка 1:3;!
  2. 2-й вариант. Для приготовления бетона используют портландцемент марки 500, песок и отсев гранитного щебня. Фракция отсева берется 5-10 мм. Пропорция цемента, песка и отсева – 1:2:2 или 1:3:1.

В первом и втором варианте приготовления бетонной смеси рекомендуется использовать пластификатор и гидроизолирующую добавку. Также раствор для приготовления плитки часто армируют полипропиленовыми волокнами для улучшения прочностных характеристик. Применять волокна в качестве армирующего материала целесообразно в бетоне, который состоит только из цемента и песка. Бетон, получаемый с применением гранитного отсева, достаточно прочен, и армирование его органическими волокнами можно не производить.

При получении бетона в виде обычного цементного раствора из песка и цемента важно соблюдать соотношение песка и цемента. Достаточно часто уменьшают содержание песка в растворе до 2-х частей, что в конечном счете приводит к растрескиванию тротуарной плитки. Происходит это из-за того, что в результате кристаллизации бетонной смеси возникают сильные напряженные состояния в структуре чистого цемента в растворе, а так как песочной части недостаточно, то эти напряжения не компенсируются частицами песка, что приводит к образованию разрывов связей, то есть трещин. Наоборот, увеличение количества песка (более 3-х частей) может привести к понижению твердости готовой плитки и ее постепенному разрушению.

Добавление гранитного отсева в бетон значительно уменьшает вероятность образования трещин и увеличивает прочность изделий.

При мелкоштучном производстве плитки в домашних условиях в некоторых случаях осуществляют армирование. Для этого нарезают на куски проволоку диаметром 1-3 мм и накладывают ее в середину заливаемой формы. Сначала заполняют половину формы бетоном, затем укладывают проволоку и заполняют оставшуюся часть формы бетоном. Длина кусков проволоки обычно берется чуть меньше длины диагонали изделия. Армировать плитку таким способом актуально в том случае, если ее поверхность в дальнейшем будет испытывать большое давление, например во двор дома будет заезжать тяжелый автомобиль и прочее.

Вернуться к оглавлению

Процесс получения готовых изделий

Замешивать бетонный раствор лучше всего в бетономешалке: это ускоряет процесс замеса и повышает его качество. Очередность при замешивании: песок, отсев, цемент, вода. Пластификатор и гидроизолирующую добавку нужно заранее размешать в воде. Для придания цвета изделию добавляют пигмент. Важно получить требуемую консистенцию бетонной смеси. Раствор должен быть пластичный, но в то же время не допускается его растекания.

Схема определения подвижности бетона.

Одним из важных этапов производства плитки является укладка смеси в формы. Форму нужно перед заполнением раствором незначительно смазать специальной эмульсией или обычным растительным маслом. Далее для правильного трамбовки раствора в форме используются вибростолы. Эти устройства за счет возникающей вибрации позволяют уплотниться бетону в форме, а также избавиться от воздушных пузырьков в нем. В домашних условия применение вибростола не всегда возможно, поэтому используют метод ручной трамбовки. Во время заполнения формы бетоном с помощью деревянной киянки уплотняют содержимое. После завершения поверхность разглаживают. Как правило, при укладке смеси в форму желательно слегка трясти последнюю, это будет способствовать более плотной усадке раствора.

Бетон оставляют в формах на два дня. Затем готовую плитку извлекают. Если поверхность формы была предварительно смазана эмульсией или маслом, то удается легко извлечь плитку. Иногда можно несколько упростить этот процесс, если форму поместить под горячую воду. Температура воды не должна превышать 60°С. Процесс полного высыхания и упрочнения бетона в готовой плитке занимает около 2-х недель. При этом следует изделия поместить в притененное место, избегая падения температуры ниже 0°С или чрезмерного перегрева помещения. В жаркое время желательно плитки смачивать небольшим количеством воды.

В процессе производства тротуарной плитки ключевое значение имеет качество цемента и его пропорции в готовом растворе. В процессе эксплуатации фигурные элементы мощения могут быть подвержены значительным нагрузкам, поэтому марка применяемого цемента не должна быть менее 500. Цемент должен использоваться в пределах своего срока хранения. Крайне не рекомендуется отходить от предложенных . Для замешивания предпочтительно использовать бетономешалку или делать цементную смесь с помощью дрели и миксерной насадки, так как смешивание ручным способом в корыте может не удовлетворить результатам получения однородной бетонной массы.

Примерный список необходимых инструментов для изготовления тротуарной плитки в домашних условиях:

  • ведра с известной емкостью;
  • мастерок;
  • уровень (для проверки плоскости под установку форм);
  • бетономешалка или дрель с миксерной насадкой;
  • формы для заливки требуемой конфигурации;
  • киянка или резиновый молоток.

Соблюдая технологию производства тротуарных элементов мощения, можно в домашних условиях получить качественный продукт, себестоимость которого будет значительно ниже, чем готовых изделий.

Этим требованиям лучше всего соответствуют природный камень, бетонные плиты и блоки для мощения, плитняк, гравий, асфальт, бетон и дерево (спилы, бревна и доски). В нашем регионе оптимальным материалом для мощения считается тротуарная плитка и брусчатка.

Немного истории

Дороги мостят камнем с незапамятных времён. Первоначально камень укладывали в необработанном виде, затем стали придавать ему кубическую форму. Так появилась брусчатка. Однако начавшийся в XX веке промышленный бум предъявил новые требования к срокам и стоимости дорожных работ. В результате использовать природный камень для мощения дорог стало невыгодно, и брусчатка постепенно была вытеснена асфальтом. При всех своих достоинствах асфальтовое покрытие дорог имеет массу недостатков: это и стало предпосылкой появления таких материалов, как бетонный тротуарный камень или тротуарная плитка.

Преимущества тротуарной плитки перед другими покрытиями

Прежде всего, тротуарная плитка придает загородному участку цивилизованный вид.

1. Высокие эстетические качества

Широкая цветовая гамма и разнообразие форм позволят воплотить любые архитектурные или дизайнерские замыслы, а также создать гармоничный ансамбль с окружающими объектами. Вымощенные участки напоминают старинные брусчатые мостовые.

Цветовая насыщенность плитки со временем не теряется – это делает тротуарную плитку необходимым элементом ландшафтного дизайна.

2. Простота укладки

Укладка тротуарная плитки не требует привлечения тяжелой строительной техники. Возможно осуществление частичного или фрагментного ремонта, так как при повреждении сломанная плита легко заменяется на новую. При проведении ремонтных работ (например, прокладке подземных коммуникаций) тротуарную плитку также можно легко снять, провести необходимые работы и уложить снова.

3. Комфорт

На поверхности, выложенной тротуарной плиткой, практически не бывает луж. Наличие зазоров, заполненных песком, позволяет влаге свободно проникать в грунт и исключает образование водяных зеркал.

4. Экологичность

Асфальтовое покрытие при нагревании свыше +25˚С начинает выделять в атмосферу канцерогенные вещества. В отличие от асфальта бетон не размягчается при нагреве в летнее время и не выделяет вредных веществ.

5. Долговечность

Правильно уложенная тротуарная плитка будет служить долгие годы, не требуя ремонта, не истираясь, не выцветая и не требуя особого ухода. Срок службы брусчатки составляет не менее 15 лет (т.к. морозостойкость брусчатки составляет 200–300 циклов). Поэтому в долгосрочном периоде экономический эффект будет весьма ощутим.

Производство и виды тротуарной плитки

Основой производственных составляющих тротуарной плитки являются цемент и обычный песок. Конечно, есть и ряд специальных добавок, повышающих долговечность плитки, устойчивость к непростым погодным условиям. При изготовлении цветной плитки (цвета – «антрацит», оливковый, коричневый, синий, песочный и др.) используются натуральные, как сухие, так и жидкие пигменты, последние позволяют добиваться получения любого цвета и оттенка по желанию.

На сегодняшний день для производства тротуарной плитки в основном используются два метода: вибролитье и вибропрессование. Первый предполагает использование жестких смесей с низким содержанием воды, при втором применяют пластичные составы, заливаемые в формы.

1. Вибролитье заключается в том, что бетонную смесь укладывают в пластиковую форму. Форму ставят на вибростол (стол с вибрирующей поверхностью) и выдерживаят на нем некоторое время. После того как бетонная смесь в форме утрамбовалась, форму снимают со стола и выстаивают в теплом месте около 48 часов, после чего из нее достают готовое изделие.

2. Вибропрессование заключается в том, что бетонную смесь укладывают в прессформу (матрицу), которая стоит на станине. Станина непрерывно вибрирует. На смесь сверху начинает давить пуансон (деталь, обратная матрице, идеально точно входящая в нее, как поршень в цилиндр) и давит до полного уплотнения смеси. Пуансон тоже непрерывно вибрирует. После этого матрицу и пуансон поднимают, а на поддоне остается готовое изделие.

Свойства разных видов тротуарной плитки

Благодаря оригинальным техническим решениям и новым идеям некоторое время назад была разработана технология производства полимерпесчаной тротуарной плитки. В ее состав входят три основных компонента: песок, полимер (ПВД) и окрашивающий пигмент. Все эти компоненты тщательно перемешивают, нагревают и прессуют под большим давлением, при этом окраска происходит по всей массе плитки.

Полимерпесчаная плитка долговечна и прочна. В отличие от бетонной плитки полимерпесчаную плитку практически невозможно расколоть. Высокая теплоустойчивость не даёт удерживаться на ее поверхности льду и снегу. Плитка обеспечивает хорошее сцепление с обувью. Сравнительная характеристика полимерпесчаной тротуарной плитки не только не уступает, но и в 6-7 раз превосходит характеристики вибролитых и вибропресованных плиты.

Плюсы и минусы разных видов тротуарной плитки

Так какой все-таки вид тротуарной плитки лучше? Специалисты, как правило, на этот вопрос отвечают так – нет плохой тротуарной плитки, есть некачественно сделанная и неправильно уложенная. Срок службы тротуарной плитки весьма продолжителен, поэтому вопрос, как долго прослужит дорожка, во многом зависит от технологии устройства и качества проведения работ. Можно экономить на плитке, но на укладке этого делать не стоит.

При высоких требованиях к прочности и долговечности (заправки, подъездные пути) применяют плитку толщиной 80 мм, при мощении тротуаров – плитку толщиной 60 мм. Однако необходимо учитывать, что прочность плитки 60 и 80 мм примерно одинакова, а долговечность покрытия зависит в первую очередь от качества подготовки основания перед укладкой. Поэтому специалисты, как правило, рекомендуют самое разумное соотношение цена/качество – плитку толщиной 70 мм.

Советы по выбору тротуарной плитки и брусчатки

1. Следует помнить, что хорошая тротуарная плитка дешевой быть не может. Один пигмент для её производства стоит до долларов за 1 кг, а на квадратный метр плитки используется около 0,5 кг. Другие компоненты бетонной смеси тоже имеют свою стоимость, к тому же современное оборудование требует определенных затрат.

Слишком низкие цены говорят о том, что, скорее всего, продукция выполнена без соблюдения технических условий, а возможно, использованные материалы ко всему прочему были не лучшего качества.

2. Гладкая поверхность плитки совсем не обязательно говорит о её качестве. Если глянец был получен благодаря введению в бетонную смесь специальных добавок, то это может только радовать. Но практически тот же внешний эффект может быть достигнут путём увеличения количества воды в растворе, что в свою очередь отрицательно сказывается на прочности изделий.

3. Проверить качество плитки или брусчатки можно при легком ударе изделий друг о друга: звенящий звук говорит о том, что они были изготовлены по всем правилам и соответствуют стандарту, глухой сигнализирует о переизбытке воды.

Напоследок

Общее впечатление от дизайнерских решений во многом зависит от материалов, которые используются в строительстве и ремонте. Поэтому использование тротуарной плитки позволяет не только извлечь прямую экономическую выгоду за счет своей прочности и других характеристик, но и сделать вложения в имидж.

Материал подготовила Вера Яковлева

При проведении строительных работ (или по их окончании) неизбежно возникает вопрос о благоустройстве прилегающей территории. Ходить по останкам стройматериалов и цементно-почвенной смеси неудобно и антиобщественно. Для воплощения в жизнь этой дизайнерской задачи есть много решений в числе которых – оправданно популярная укладка тротуарной плитки. Этот материал имеет множество вариантов конфигурации и богатый выбор цветовых решений, удобен в монтаже и сравнительно недорог.

Изготовление тротуарной плитки возможно без дорогостоящего оборудования и не требует привлечения производственных мощностей. Его может организовать каждый желающий. Правильно подобранные пропорции бетона и других компонентов смеси позволят получить высококачественный строительный материал при существенной экономии.

Материалы для тротуарной плитки

Чтобы максимально уменьшить стоимость тротуарной плитки (о чем грезит в розовых снах каждый рачительный хозяин), можно изготовить ее своими силами в домашних условиях. Для этого не потребуется дорогостоящее оборудование, а только самые простые инструменты: бетономешалка (если есть) или емкость для смешивания раствора (русско-советское корыто), лопаты, ведра, формы, тоже изготовленные самостоятельно либо приобретенные по бросовым ценам. И, естественно, материалы:

  • цемент,
  • песок,
  • щебень,
  • вода,
  • пластификатор,
  • модификатор,
  • красящий пигмент нужного цвета.

Чтобы результат ваших трудов оправдал затраченные средства и усилия, следуйте приведенным ниже несложным рекомендациям.

Качество бетонных изделий (в частности тротуарной плитки) во многом зависит от правильного подбора компонентов бетона и тщательного соблюдения их пропорций. Поэтому нужно приобрести портландцемент М500 без добавок (чтобы наверняка), мытый гранитный щебень фракции 5 – 10 мм, крупнозернистый речной песок, качественные пластификатор и пигментный краситель, использовать чистую воду. Конечно, можно приобрести более дешевые (соответственно, менее качественные) ингредиенты, но тогда будет очень сложно достичь должного качества конечного продукта.

Состав бетонной смеси

Такие изделия как бордюры, тротуарная и фасадная плитка согласно ГОСТу 17608-91 должны отвечать высоким . Пропорции и состав смеси в значительной степени влияют на технические характеристики и качество конечных изделий.

Специалисты рекомендуют остановить свой выбор на цементе М500, относящимся к группе портландцементов и отличающимся высокой прочностью и более ранним схватыванием, в сравнении с бетоном марки М400 и ниже. Цемент М500 может идти с минеральными добавками (не более 20%) или быть без них. ПЦ II/А-Ш 500 содержит минеральные добавки, ПЦ I-500 – чистый портландцемент (изделия, изготовленные из такого цемента, могут выдержать нагрузку до 500 кг/см 2).

В производстве тротуарной плитки лучше всего использовать бездобавочный вариант.

Щебень следует выбирать с фракцией 5-10 мм. При этом его устойчивость к истиранию не должна быть ниже М800 (высокопрочный или прочный тип), показатели морозостойкости – F300-400 (отвечают характеристикам гранитного щебня). Песок следует приобретать крупный речной (размер фракции не ниже 2,5 мм) с процентным содержанием примесей - не более 3%.

Использование пластификаторов и суперпластификаторов позволяют получать литую плитку без вибрации. При уменьшении количества воды в составе раствора мы получим самоуплотняющийся высокопрочный бетон для тротуарной плитки.

Для придания изделию нужного оттенка используют железоокисные пигменты-красители, устойчивые к действию ультрафиолета, влаги, повышенных температур.

В качестве армирующего материала выступает фибра полипропиленовая. Это добавка способна заменить стальную арматуру, предотвращает образование трещин в готовых конструкциях.

Вода необходима для сцепления компонентов и придания смеси однородности.

Пропорции бетонной смеси – 1:2:2 (вода, цемент, щебень)

Шаг 1. На 50 кг бездободавочного цемента М500 нам потребуются 15-20 литров пресной чистой воды (2 ведра). Заливаем воду в бетономешалку.

Шаг 2 . Растворяем в небольшом количестве теплой воды (до 50°С) пластификатор и добавляем состав в бетономешалку, после чего тщательно перемешиваем.

Шаг 3 . Пигменты-красители берем из расчета нормы, рекомендуемой производителем.

Шаг 4. Чистый гранитный щебень в количестве трех 12-литровых ведер высыпаем в бетономешалку и перемешиваем с водой. Добавление гранитного отсева существенно снижает риск образования трещин и повышает прочность готового изделия.

Шаг 5 . В полученную смесь добавляем мешок цемента (50 кг или 3 12-литровых ведра). После добавления каждого ведра, смесь тщательно перемешиванием.

Шаг 6 . Досыпаем еще 1 ведро гранитного щебня и снова вымешиваем. Затем загружаем 4 ведра речного песка, тщательно перемешивая после каждой новой порции (ведра). При необходимости добавляем немного воды.

Шаг 7 . Добавляем последнее ведро щебня. Весь процесс изготовления одной такой порции займет у вас не более 10 минут. При этом предложенные выше пропорции и состав бетона для тротуарной плитки позволит получить густой высококачественный раствор.

Шаг 8 . Смесь заливаем в формы. Содержимое в формах уплотняем с помощью киянки. При укладке бетонного раствора в формы последние следует немного потрясти, что позволит обеспечить более плотную усадку состава.

Шаг 9 . Спустя пару дней плитку извлекаем, предварительно смазав маслом или эмульсией. Для упрощения процесса извлечения можно поместить форму под горячую воду (до +60°С).

Изготовление бетонной смеси

Итак, приступаем к изготовлению бетонной смеси. Рекомендуемое соотношение сухих составляющих (цемент, песок, щебень) нужно взять в пропорции 1:2:2, а пластификатор и краситель согласно рекомендации изготовителя.

Сначала заливаем в бетономешалку около 20 литров чистой воды. Приготавливаем раствор пластификатора. Для этого необходимое количество сухого вещества (примерно 0,7% от массы цемента) растворяем в теплой (50 - 60 °С) воде, вливаем в бетономешалку и тщательно перемешиваем. Теперь туда же отправляем пигментный краситель (от 2 до 5% массы цемента). Через 1 – 2 минуты засыпаем чистый щебень, потом с таким же интервалом помещаем в бетономешалку песок и цемент. Для увеличения долговечности бетона, повышения его износоустойчивости и ударопрочности в раствор можно добавить полиамидные, полипропиленовые или стеклянные щелочноустойчивые волокна длиной 10 – 20 мм, диаметром 10 – 40 мкм (0,8 – 1,0 кг на 1 м3 бетона). Благодаря такому армированию значительно повышаются прочностные характеристики готового изделия. Готовый раствор должен держаться горкой на мастерке, но легко расплываться даже при слабом встряхивании.

Если у вас нет бетономешалки, процесс изготовления бетона можно осуществить вручную. Конечно, для этого потребуется затратить больше усилий и времени, но при должном усердии результат будет хорошим.

Новые формы не требуют особой подготовки перед заливкой раствора. Однако, со временем, на их внутренней поверхности появляются мелкие царапинки, которые увеличивают сцепление формы с раствором. В этом случае требуется обработать поверхность специальной эмульсией для легкого извлечения плитки. После заливки раствора уплотняем его с помощью киянки или легкого встряхивания чтобы обеспечить полное заполнение формы и плотную усадку состава.

Через двое суток плитку нужно извлечь из формы. Облегчить эту операцию поможет прогревание в горячей (до 60 °С) воде. Следующие две недели плитку выдерживают в тени при плюсовой температуре, регулярно поливая изделие водой для предотвращения пересыхания. За это время бетон наберет свою максимальную прочность, и плитку можно будет использовать по назначению.

На протяжении последующих двух недель изделия хранят в затененном месте при температуре не ниже 0°С, периодически смачивая их поверхность водой. После того, как через две недели тротуарная плитка полностью высохнет и обретет максимальную прочность, можно приступать к ее укладке.

Готовимся к переезду.
С 9 мая ликвидация склада тротуарной плитки!
Честные скидки до 50% на всю плитку из наличия.
Наличие и цены уточняйте по телефону 987-76-41

Рассмотрим основные вопросы, на которые вам необходимо знать ответ перед покупкой тротуарной плитки:

  1. Что лучше: вибролитье или вибропресс?
    Есть те, кто уверенно заявляет, что тот или иной вид тротуарной плитки лучше. Это в корне неправильно. У каждого вида есть свои плюсы и минусы. Мы производим оба вида тротуарной плитки. Мы провели всесторонние испытания своей плитки и образцов конкурентов на соответсвие ГОСТу. По основным параметрам, таким как прочность на сжатие, прочность на излом, истираемость, морозостойкость и светостойкость(т.е. способность сохранять яркие цвета) не выявила преимущества вибролитья или вибропресса. Другое дело, что плитка разных производителей показала очень большой разброс по всем показателям. Вибропрессованная тротуарная плитка делается автоматизированно и гораздо менее требовательна к качеству компонентов. За счет этого она немного дешевле вибролитой тротуарной плитки. К минусам можно отнести малое количество форм и расцветок. Качественная вибролитая тротуарная плитка требует использования только дорогих компонентов, таких как мытый фракционированный песок, щебень фракции 5-20, бездобавочного портландцемента марки не ниже 500 и качественных добавок. Это делает ее дороже в производстве, зато внешний вид и качество поверхности выгодно отличаются от вибропресса. НО, незнание технологии и экономия на сырье неизбежно приведут к ее быстрому разрушению.
    Покупая плитку у нас, независимо от вида производства, вы можете быть уверены, что она соответствует ГОСТу по всем параметрам и прослужит вам долго.
  2. Почему на рынке такой разброс цен и почему не надо гнаться за дешевизной?
    Цена на тротуарную плитку складывается из основных компонентов: стоимость сырья, зарплата работников и прибыль производителя.
    Прибыль производителя в этом сегменте невысока и составляет 10-15%, независимо от остальных параметров.
    Зарплата работников зависит от их квалификации и уровня автоматизации производства. Многие фирмы делают свою тротуарную плитку дешевле за счет оптимизации рабочего процесса и использовании профессионального оборудования. Другие же идут путем применения низкоквалифицированной рабочей силы. Какой вариант предпочтительнее, объяснять не надо.
    Стоимость сырья напрямую зависит от его качества. К сожалению, недобросовестные производители зачастую экономят как раз на сырье. Из опыта скажу, что экономия может достигать 3000-3500 тысяч рублей на куб бетона, а это 200р/кв.м продукции. А покупатель узнает об этом только после зимы, с ужасом глядя на свои «прекрасные дорожки». Так что старайтесь требовать, помимо документов на продукцию, сертификаты на сырье. Цемент из ближайшего магазина и песочек от «знакомого самосвала», к сожалению, очень печально сказываются на качестве продукции.
    Здесь, как нигде, справедлива поговорка «скупой платит дважды»
  3. Какая толщина тротуарной плитки нужна?
    Строительные ГОСТы регламентируют и этот вопрос. При укладке на песчано-гравийную подушку(самый оптимальный и распространенный вид укладки) вполне достаточно
    - для пешеходных дорожек 30-60мм
    - для парковки автомобилей 60мм
    - для мест с постоянным проездом грузового транспорта(АЗС,автобазы и.т.д) 80мм
    Качественная тротуарная плитка имеет прочность на сжатие 400кг/кв.см при толщине 60мм, а это нагрузка 80-200тн на одну плитку. За всю историю нашей работы не было ни одного случая, чтобы плитка толщиной 60мм раскололась, например, при наезде машиной(даже грузовой).
    Нет никакого смысла переплачивать, покупая на загородный участок плитку толщиной 80мм. Но и не следует класть под машину плитку 30мм.
  4. Из чего складывается общая стоимость тротуарного покрытия?
    Сама плитка - на 2012 год это 450-700 р/м 2
    Доставка – индивидуально,где-то 100-150 р/м 2 (при доставке манипулятором)
    Укладка- 600-800 р/м 2
    Бордюры- индивидуально, пускай еще 100 р/м 2
    Материалы под укладку(щебень,песок,геотекстиль)- 200-350 р/м 2
    Итого по средним ценам 1825 р/м 2
    Недешевое удовольствие. А теперь задумайтесь еще раз: Вы по-прежнему хотите экономии 100 руб на тротуарной плитке и 100 руб на укладке с перспективой перекладки через год?
  5. Какой цвет выбрать?
    При условии использования качественных красителей(пигментов) для бетона и полнообъемной прокраске выбирать можно любой цвет. Единственное исключение- зеленый и синий цвет. Их светостойкость ниже. Мы предлагаем вам окраску плитки в красный, черный, коричневый(несколько тонов), бежевый цвета. Так же очень нравится клиентам окраска под камень, когда используется неполное смешивание бетонов 2 разных цветов. На качестве тротуарной плитки это никак не отражается. Часто возникает вопрос, почему цвета неяркие? Для получения яркого цвета нужно использовать либо белый цемент, либо большое содержание пигмента(более 5%). Белый цемент дает высолы и снижает морозостойкость(основной параметр в нашей полосе). Повышение количества пигмента крайне негативно сказывается на прочности и сильно повышает стоимость. Более яркие и насыщенные цвета можно легко получить, покрыв плитку пропиткой для бетона.
  6. Какой срок службы тротуарной плитки?
    Срок службы напрямую зависит от 2 показателей- прочность на сжатие и морозостойкости. Для нашей полосы, при прочности на сжатие 300кг/кв.см и морозостойкости 150 циклов срок службы тротуарной плитки от 10 лет(независимо от вида производства). Наша плитка имеет следующие параметры
    Вибропресс прочность - 350кг/кв.см, морозостойкость 180 циклов
    Вибролитье прочность - 400кг/кв.см, морозостойкость 220 циклов
    По строительным рассчетам срок службы нашей плитки 20-25 лет.
    Не верьте, когда вам обещают прочность 600кг/кв.см и морозостойкость 300 циклов. Добиться таких параметров в условиях производства при адекватных финансовых затратах невозможно. Требуйте протоколы испытаний в аккредитованных строительных лабораториях!
  7. Можно ли уложить тротуарную плитку самостоятельно?
    Можно. Более того, никаких особых тайн здесь нет. Процесс укладки детально описан на нашем сайте в разделе укладка и на других строительных ресурсах. Единственное, вам понадобится виброплита. Без нее качественно уплотнить подушку будет сложно.

Если после прочтения этой статьи у вас остались вопросы, мы с радостью ответим на них по телефонам