Камни по знакам зодиака

Описание системы опыта работы учителя-логопеда. Опыт работы логопеда Опыт работы логопеда в доу

Наталья Попова

Слайд № 1

Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед , детский сад № 40 «Бригантина» , г. о. Балашиха.

Слайд № 2

Уважаемое жюри, уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию опыт работы по теме : «Инновационные методы и приемы в работе учителя - логопеда ».

Слайд № 3

Актуальность.

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в детском саду.

Инновационные методы , не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма, что и подтверждает мой педагогический опыт .

Слайд № 4

Красивая, чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы .

Слайд № 5

Через использование инновационных методов и приемов я решаю следующие задачи. А именно :

развиваю : языковые компоненты речи (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический) и умение применять их на практике;

Артикуляционную, мелкую и общую моторику;

ВПФ (речь, воображение, мышление, память) ;

Активность, самостоятельность, творчество;

Мимические, пантомимические навыки;

Невербальный навык общения;

Формирование положительного психо – эмоционального состояния ребенка;

Снижение вероятного переутомления, снятие мышечного напряжения.

Слайд № 6

В своей практике я использую следующие инновационные методы и приемы :

Креативная игротерапия (пескотерпия) ;

Камешки Марблс;

Вокалотерапия;

Сказкотерапия;

Куклотерапия;

Логопедический массаж;

Ритмодекламацию;

Кинезиотерапию;

Су – джок терапию;

Информационную технологию обучения.

Слайд № 7

Но сегодня остановиться я хочу на более ярких методах и приемах , которые применяю в своей практике.

Слайд № 8

В индивидуальных занятиях каждый логопед классическую методику и приемы для развития артикуляционной моторики. Я разработала авторское пособие «Живое» зеркало», где метод показа и объяснения наиболее эффективен, так как ребенок концентрирует свое внимание на четком выполнении артикуляционного упражнения.

Вот и ты, вот и я,

Посмотри – ка на меня!

Это зеркало,

Оно – отражение твое!

Будем весело играть,

Упражненья повторять!

А чтобы вызвать интерес, желание заниматься, стремление выполнить правильно упражнение, я использую волшебные фигурки, как сюрпризный момент.

Слайд № 9

Вокалотерапия.

Дети очень любят петь. Я считаю, что при пропевании чистоговорок, потешек под музыкальное сопровождение улучшается общее психофизическое состояние детей. Данный метод развивает ритмичность, выразительность, стимулирует речевые функции, нормализует просодическую сторону речи.

Потешка «Жук» (Е. Железнова) .

Жук, жук, пожужжи.

Как летаешь – покажи.

Жу – жу – жу.

- Я летаю и жужжу :

«Жу – жу – жу» .

Слайд № 10

Ритмодекламация.

В сочетании с вокалотерапией я использую ритмодекламацию. В работе с детьми я применяю деревянные палочки и тексты для речевых игр. Тексты подбираю простые, чтобы легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, потешки, колыбельные, прибаутки.

Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции, четкой артикуляции, правильному звукопроизношению.

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали.

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали.

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали … Мы устали …

Слайд № 11

Один из наиболее эффективных методов по развитию речи я применяю метод синквейн .

Синквейн помогает найти наиболее существенный элемент в большом информационном материале. Делать выводы и кратко их формулировать. Он развивает речь, мышление, память, интерес к окружающему миру.

Синквейн – это маленький стих из пяти строк, без рифмы.

А теперь поиграем в синквейн.

Время года зима. Давай составим синквейн о зиме.

1. Начинаем с предмета. Что? Зима.

2. Зима какая? (Лютая, трескучая) .

3. Зима что делает? (Кружит, завывает, метет) .

4. А теперь сделаем вывод и кратко его сформулируем в одном предложении. (Падают пушистые снежинки) .

5. Слово – ассоциация. (Волшебство) .

«Зима» .

1. Зима. 2. Лютая, трескучая.

3. Кружит, завывает, метет. 4. Падают пушистые снежинки.

5. Волшебство!

Слайд № 12

А для развития связной речи я использую камешки Марблс. Они помогают окунуться в мир игры, сказок, чудес и волшебства.

Формируют правильный захват камешка пальчиками, развивают ВПФ, ориентировку на плоскости, в пространстве, развивают фантазию.

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные - разные :

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

Я использую художественное слово по лексической теме, дети волшебными камешками выкладывают сюжет сказки. Это помогает им в составлении своего рассказа.

Я хочу вам продемонстрировать использование данного метода на практике .

Рассказ «Снегири» .

Конец зимы. Наступило самое тяжелое время для птиц. Все ягодки, все зернышки в лесу уже съедены! И прилетают птички поближе к человеку. Люди - добрые. Они пожалеют несчастных пташек и покормят их : кого крошками, кого зернышками, а кого сальцем, да маслицем.

Вот и к тебе, прилетели снегири. Красивые птицы снегири : на голове черная шапочка, а грудка красная.

Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось. Снегири просят тебя помочь им – заполни эти веточки ягодками.

Слайд № 13

Моя практика не ограничивается только работой с детьми . Я включаю в коррекционно – развивающий процесс и родителей. Выступаю в роли партнера, наставника, консультанта.

Оптимизм, терпение и целеустремленность помогают мне установить эмоциональный контакт, объединить родителей в коллектив, снять коммуникативное напряжение. Для этого я использую, мастер – классы, консультации, анкетирование.

Слайд № 14

Я с удовольствием делюсь с коллегами профессиональным опытом на семинарах , методических объединениях , круглых столах.

Мои статьи публикуются на разных интернет – ресурсах, журналах.

Я стремлюсь к тому, чтобы в моем общении, взаимодействии с коллегами всегда была радость, творческое начало, постоянное желание что – то изменить, идти вперед, искать новые подходы в решении непростых задач педагогической практики.

Слайд № 15

Инновационные методы и приемы , которые я применяю в своей работе эффективны , так как вижу положительные результаты.

Спасибо за внимание. Всего доброго!



Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Методическое.

Обобщенный педагогический опыт учителя-логопеда Обобщенный педагогический опыт Тема опыта: «Развитие мелкой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016–2017 гг Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016-2017 гг. Цель - создание педагогической среды, направленной на своевременную.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016–2017 уч. г. Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016-2017 уч. г. Цель - создание педагогической среды, направленной на коррекцию.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 гг. Цель – привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к коррекции речевых нарушений воспитанников.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 уч. год Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016-2017 уч. год Цель работы с родителями - активизировать родителей, создать.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы» Я работаю воспитателем на логопедической группе, работа нашей группы строится на тесном контакте с учителем – логопедом. В своей работе.

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ 30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция "Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы.

Библиотека изображений:

Учиться, чтобы учить!

Прошел выпускной вечер в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи, закончился еще один учебный год. Родители, заведующая, воспитатели и коллеги детского сада сказали много добрых и теплых слов, вручили грамоту и благодарственные письма. Двое выпускников будут учиться в гимназиях, одна девочка зачислена в школу с углублённым изучением испанского языка, один мальчик успешно прошел тестирование в школу с математическим уклоном.

Гордилась ли я в этот момент своей профессией? Да! Логопеды – элита педагогического сообщества. Возможно, это звучит не скромно. Но представьте, какой путь нужно пройти, чтобы оказывать действенную помощь детям с системными речевыми нарушениями. Необходимо знать причины возникновения того или иного нарушения, систему коррекционного воздействия при различных отклонениях в развитии – значит нужно получить высшее образование. Дошкольникам с дизартрией необходим логопедический массаж, специальные дыхательные упражнения, следовательно, необходимо пройти дополнительные курсы у авторов новейших методик. Мы учимся постоянно, чтобы оказывать логопедическую помощь своим маленьким ученикам.

Хочу сказать слова благодарности тем, кто помогал мне овладеть секретами профессии: это преподаватели Московского государственного заочного педагогического института, ныне Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А. Шолохова Т.Б. Филичева, В.К. Воробьёва, Н.Ю. Борякова, В.П. Глухов, А.П. Егидес. Безмерно признательна Е. А. Дьяковой, научившей меня логопедическому массажу и М.Н. Щетинину, энтузиасту и преданному ученику А.Н. Стрельниковой – автора уникальной дыхательной гимнастики.

За время работы в детских садах, школах, детской поликлинике мне приходилось работать со многими руководителями. Не все относятся с пониманием к проблемам логопеда. Людмила Васильевна Самедова, заведующая детским садом компенсирующего вида № 2249, много лет работающая в коррекционной педагогике, как никто другой знает, что раннее начало логопедической и коррекционно-воспитательной работы дает возможность наиболее эффективным образом исправить отклонения в речевом и общем развитии ребенка, предупредить трудности обучения в школе и в социальной адаптации. Поэтому мои нынешние выпускники пришли в детский сад в три года. У всех было общее недоразвитие речи, первый уровень речевого развития отмечался у шестерых малышей, второй уровень – у восьмерых, один мальчик имел третий доречевой уровень развития речи. Тогда мне казалось, что научить их говорить, не говоря уже о подготовке к обучению чтению, просто невозможно.

Они вращались каждый по своей орбите, как маленькие планеты, а когда сталкивались друг с другом, начинали отнимать друг у друга игрушки. Опыт подсказывал – надо понаблюдать за тем как они играют, как общаются. Привычка быть наблюдательной — качество необходимое для логопеда. Цель наблюдения — определить зоны развития малыша, которым мы должны уделять особое внимание в работе. Это позволит концентрировать усилия на тех образовательных областях, где больше всего заметно отставание.

Результаты наблюдений, информация о том, на что наш маленький ученик способен в настоящее время, позволяют лучше спланировать мою работу. Если коррекционная программа подготовлена в соответствии с уровнем способностей ребенка, занятия ему будут интересны, и он побежит в кабинет впереди меня.

Родители – самые заинтересованные участники этой работы, поэтому специалисты нашего детского сада информируют и обсуждают с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Мы считаем, что мамы и папы, дедушки и бабушки должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы реабилитации ребенка. Может быть, им тяжело осознавать отставание их сына или дочери в развитии речи, но лучше идти по жизни с открытыми глазами, и, помогать своему ребёнку в преодолении трудностей, чем прятать голову под крыло. Горжусь родителями многих воспитанников нашей группы, которые были моими первыми помощниками и в подготовке детей к утренникам, и к конкурсу чтецов на фестивале «Открытая книга», и в оформлении детских портфолио.

Думаю, сейчас уже не осталось логопедов, которые бы не знали, что такое портфолио дошкольника. Это своеобразная копилка личных достижений ребенка в разных видах деятельности. В нашей группе родители отозвались на наше предложение – создать такие папки не сразу. Но потом я стала на занятиях по развитию речи практиковать рассказы детей по материалам портфолио и дети сами просили родителей: «Мама, давай напишем о том, как мы ходили в Музей космонавтики». Умение правильно произносить звуки и употреблять их в самостоятельной речи – маленькая победа «речевого ребенка».

Оформление логопедической странички в портфолио помогает ему критичнее относиться к своей речи. Многие дети пишут о том, что им нравится выполнять задания, требующие выполнения звуко-буквенного анализа, разгадывать кроссворды, ребусы. В конечном итоге у дошкольника повышается контроль над самостоятельными высказываниями.

Портфолио играет важную роль в создании позитивных взаимоотношений в триаде «логопед – ребёнок – родитель». Помогая ребенку сочинять рассказы и сказки с нужным звуком, родители открывали творческие способности в себе и удивлялись фантазии своих «маленьких сказочников». Все это укрепляет связь между родителями и детьми, делая её более прочной. А моя роль сводилась к тому, чтобы создать , дать советы в создании красочного и запоминающегося портфолио.

Конкурсы чтецов внутри группы мы проводили для того, чтобы дать возможность раскрыться всем детям с речевыми нарушениями, и тем, кому трудно выступать на публике, и тем, кто уверен в себе. Дети читали стихи Э. Асадова, Ф. Глинки, А. Ветрова.

В конкурсе чтецов на фестивале «Открытая книга» в 2012 году принимали участие лучшие чтецы. Они сумели передать смысл стихотворений о Родине наиболее эмоционально и выразительно. Жюри фестиваля по достоинству оценило работу всех ребят, они получили грамоты и дипломы.

О многом говорит тот факт, что девочки из нашей группы в своих интервью «Кем ты хочешь стать?» говорили о своём намерении выбрать профессию учителя-логопеда. В наше время купить можно всё, а вот любовь детей – нет.

Позволю себе привести отрывки из некоторых родительских отзывов: «Я впервые за долгие годы столкнулась со специалистом с большой буквы. Галина Владимировна своей добротой, строгостью и уверенностью в положительном результате заставила работать всю нашу семью», «Выражаю искреннюю благодарность учителю – логопеду Балашовой Галине Владимировне. Благодаря её высокому профессионализму, вниманию, терпению и чуткому отношению к детям, моя дочь наконец-то начала говорить и продолжает делать значительные успехи!», «Галина Владимировна очень внимательный педагог: всегда старается найти особый подход к каждому ребенку, уделяет много внимания индивидуальным занятиям с детьми. Учитель – логопед проводит совместные занятия детей с родителями, а также консультации по всем волнующим нас вопросам».

Мальчик Дима сейчас учится в пятом классе, но случай был трудным и запомнился на всю жизнь. Его бабушка была не только равноправным участником педагогического процесса, самым внимательным и заботливым, но и самым отзывчивым. «Мой внук страдает сахарным диабетом в инсулинозависимой форме (сахарный диабет 1 типа – это постоянный контроль уровня сахара в крови и инсулиновые инъекции). У мальчика большие логопедические проблемы, осложненные его заболеванием. Галина Владимировна делала специальный логопедический массаж и дыхательную гимнастику с ребенком, развивала фонематический слух и вырабатывала направленную воздушную струю. Всё это делалось с учётом самочувствия моего внука. К окончанию детского садика Дима хорошо произносил все звуки, умел читать достаточно хорошо. И ещё, я хочу отметить, что Галина Владимировна давала нам советы и рекомендации по исправлению речи детей. И ни один вопрос не оставался без ответа».

Находясь на церемонии награждения участников конкурса «Методическая копилка», проходившего в рамках Фестиваля Северо-Восточного окружного управления образования «Открытая книга», я испытывала гордость за свою профессию, была удивлена, как много молодых логопедов принимало в нем участие, какие прекрасные пособия они придумали и используют в своей работе. Интерес у коллег вызвали пособия и игры предложенные мной. По окончании показа учителя-логопеды спрашивали как, из чего изготовлены пособия. Это была настольная игра «Серебряный ручей», тренажер для развития дыхания «Парящий шарик», подвижные и вместе с тем обучающие игры «Кегельбан для дошколят», « Мы шаги считаем — буквы изучаем», которые я использую в работе много лет.

Очень надеюсь, что дети сумеют сохранить теплоту общения, которая царила в нашей логопедической группе. Созданию такой атмосферы способствовало чтение сказок, сочинение собственных историй. На протяжении всего учебного года в подготовительной группе мы учились анализировать известные авторские и русские народные сказки, разбираться в поступках героев, их чувствах, делать выводы. Все тексты, созданные детьми на основе метода каталога, были добрыми. Их герои помогали друг другу, выручали из беды. Радость и гордость за своих «маленьких сказочников» испытывала я, когда держала в руках «Калейдоскоп сказок» — сборник, составленный из их произведений и иллюстраций.

Вот некоторые из них.

В комнате на столе стояла корзина с фруктами. Надоело им лежать в корзине, решили груши, яблоки, лимон, ананас и клубничка отправиться в путешествие, в сладкую страну Фруктозию. Однажды ночью, когда все в доме крепко спали, фрукты убежали. Шли они, шли и попали в волшебную страну фруктов. Когда они узнали, что всю страну захватили злые насекомые. Они поедали листочки фруктовых деревьев, портили плоды. Городские фрукты решили спасти своих друзей. Они знали рецепт чудесного средства, которого боялись все вредные насекомые. Фрукты приготовили волшебный порошок и посыпали его на насекомых. Конечно, маленьким вредителям не понравился запах и они ушли в лес.

Так фрукты спасли своих друзей. Все жители волшебной страны сказали им спасибо и устроили карнавал».

В лесу, в самой чаще, где стояли вековые дубы, жила — была девочка Женя. Дятлы продолбили большие дупла в старых деревьях. В них можно было спать и играть. К Жене иногда приходили мальчишки, приносили ей еду, чтобы она не умерла с голода. А девочка делала для них игрушки из дерева и бересты. Однажды, друзья пришли навестить Женю, а её дома не оказалось. Тут раздался голос: «Ну, что! Не можете найти свою подругу. Вот вам клубок, он вас приведет к Жене». Это говорила старая мудрая сова, сидевшая на ветке дуба. Пошли мальчики за клубком и оказались у болота. Их подруга там застряла и не могла выбраться. Петя взял палку, бросил девочке и вытащил её из болота. Настоящие друзья познаются в беде!

В статье изложен мой опыт внедрения инновационных технологий в собственной практической деятельности дошкольного логопункта в свете реализации ФГОС ДО с приоритетными направлениями: укрепление физического и психического здоровья детй, их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями; коррекции речевых нарушений дошкольников; формирования предпосылок к учебной деятельности; формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Хороший учитель-логопед учиться должен постоянно!

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопункте нашего ДОУ, особые образовательные потребности.

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Актуальность

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.

Значимость

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Инновационные технологиив современной логопедической практике дошкольного логопункта с введением ФГОС ДО

«Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом» — отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне, как представителю молодого поколения Современной Логопедии, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на:

  • укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
  • коррекции речевых нарушений дошкольников;
  • формирования предпосылок к учебной деятельности;
  • формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:

  • Пальминг;
  • Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);
  • «Су — Джок» — терапия;
  • Телесно-ориентированные технологии.
  • Игровые технологии;
  • Технология наглядного моделирования;
  • Мнемотехника;
  • Информационные технологии.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

Здоровьесберегающие технологии:

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц — Пальминг. Это упражнение древнее, оно принадлежит йогам. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су — Джок» — терапия, расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Игровые технологии:

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией». Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева и др.) разнообразные игровые поделки. В своей логопедической работе я с успехом применяю игру-головоломку «Танграм». Игра способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики.

Технология наглядного моделирования:

Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.

Мнемотехника:

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Информационные технологии:

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.

3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».

6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.

Данный материал будет интересен молодым, начинающим логопедам ДОУ. Информация о том, что важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы,которая направленна на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы учителя-логопеда в условиях логопункта.

Никешина М.А учитель-логопед МКДОУ «Детский сад №17 с.Сновицы

Суздальского района

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников.

С целью осуществления коррекционной работы на базе детского сада функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

Логопедический пункт

Работает в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

  1. Законом РФ от 10.07.1992 №3266 – I “Об образовании”;
  2. Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением правительства РФ от 12.09.08г. №666);
  3. Инструктивным письмом Минобразования РФ “Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения” от 14.12.00 г. № 2;
  4. Инструктивным письмом Минобразования РФ от 18.07.79г. №345-М “Положение о логопедических пунктах при общеобразовательных школах”;
  5. Письмом Минобразования РФ “О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения от 27.03.00 №27/906-6;
  6. Рекомендациями Департамента науки и образования Самарской области №239 от 08.12.03г. по выбору и использованию образовательных программ и ведению документации;
  7. Положение о логопедическом пункте ДОУ;
  8. тарифно-квалификационной характеристики учителя-логопеда, изложенной в приказе МО РФ № 463/1268 от 31.12.95 г. “Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования”;
  9. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660 –10 от 22.07.2010г. №91 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях”.

Основными задачами логопедического пункта МКДОУ являются:

  1. своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
  2. определение их уровня и характера;
  3. устранение несложных нарушений речи;
  4. направление детей с тяжелыми нарушения речи и отклонениями в развитии на ПМПК, для определения адекватной формы и программы обучения;
  5. профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;
  6. консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов МКДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников МКДОУ.

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по различным направлениям:

  1. организационная;
  2. диагностическая;
  3. коррекционная;
  4. профилактическая;
  5. научно-методическая;
  6. взаимосвязь с другими участниками коррекционного процесса.

В результате организационной работы проводится подготовка логопедического кабинета к новому учебному году (до 15 сентября): систематизируется и пополняется методический материал (по постановке и автоматизации нарушенных звуков); иллюстрированный и раздаточный материал для детей, зачисленных на логопункт (подготовлены настольные печатные игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков).

Изучаются медицинские карты детей, зачисленных на логопункт, для уточнения анамнестических данных в речевых картах (в сентябре и в течение года).

В начале года составляется график и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда.

Диагностическая работа включает логопедическое обследование всех возрастных групп ДОУ (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также зачисления детей старших и подготовительных групп детского сада на логопункт. Среди данной группы детей в январе проводится контрольный срез речевого развития для уточнения логопедических заключений. А в мае подводятся итоги коррекционной работы среди детей, зачисленных на логопункт.

На основании проведенного логопедического обследования заполняются “протоколы обследования устной речи” на все возрастные группы ДОУ. Цель протоколов – показать наличие речевого дефекта с целью постановки первичного заключения.

На логопедический пункт зачисляются дети из подготовительных и старших групп имеющие нарушения устной речи, показатели их речевого развития в процентном соотношении записываются в “протоколы мониторинга дошкольного логопункта”, а также строятся индивидуальные “графики речевого развития детей, зачисленных на логопункт”. Все протоколы оформляются в соответствии со структурой речевого нарушения дошкольников. С помощью данных протоколов можно четко проследить динамику речевого развития детей, зачисленных на логопедический пункт.

К протоколам и индивидуальным графикам мониторинга динамики речевого развития дошкольников прилагается аналитическая справка, в которой проводится сравнительный анализ обследований в начале и в конце года и выделяются несколько групп детей: норма, значительные улучшения, улучшения, без улучшений, прервали занятия. Указывается причина незначительной динамики после проведенной коррекционно-логопедической работы у группы детей, которая осталась без улучшений (например, дети редко посещали детский сад в связи с болезнью).

Наличие таких документов позволяет быстро производить подсчеты и наглядно проследить результаты логопедической работы.

Отобранных для обучения на логопедическом пункте детей учитель-логопед направляет на психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ, по итогам обследования которого принимает решение о зачислении ребенка на логопедический пункт. На каждого зачисленного ребенка дошкольного возраста учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии со структурой речевого нарушения:

  1. речевая карта для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, где подробно отмечаются особенности фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения;
  2. речевая карта для детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, где более полно раскрывается состояние словаря, грамматического строя, связной речи, особенности фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения.

Использование таких речевых карт позволяет проследить речевое развитие ребенка и составить индивидуальную программу развития согласно структуре речевого нарушения. В речевых картах учитель-логопед отмечает не только нарушения в речи, но и исследует сохранные речевые возможности детей. Поэтому индивидуальная программа развития составляется с учетом данных возможностей для исправления выявленных нарушений.

В индивидуальных программах развития выделяются направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные речевые и неречевые нарушения и пробелы в умениях и навыках ребенка с опорой на его сохранные речевые возможности.

Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Индивидуальная программа развития составляется на полугодие и реализуется на индивидуальных занятиях. На каждом этапе коррекции в данную программу включаются блоки, работа по которым может продолжаться в последующем, либо заканчиваться в рамках одного периода и т.д.

Так как отсутствует программа работы с детьми в условиях логопункта, учитель-логопед опирается на методические рекомендации, и единственной формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми. Логопедические занятия с каждым ребенком проводятся не реже двух раз в неделю. Продолжительность занятий 15-20 минут. В “журнале учета посещаемости логопедических занятий” отмечается количество проведенных занятий в течение каждого месяца. Данный журнал отражает реальную работу учителя-логопеда с детьми, количество индивидуальных занятий соответствует циклограмме рабочего времени специалиста.

Коррекционно-развивающая работа в соответствии с логопедическими заключениями проводится непосредственно с детьми, зачисленными на логопункт, в течение всего учебного года.

На логопедический пункт зачисляются дети дошкольного возраста, посещающие ДОУ и имеющие:

  1. фонетическое недоразвитие;
  2. фонетико-фонематическое недоразвитие;
  3. нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

Выявленные в ходе обследования дети с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, ринолалия, заикание), с другими отклонениями в развитии (задержка психического развития, нарушения зрения, слуха, интеллекта и т. д) направляются на ПМПК с целью уточнения речевого заключения и решения вопроса о дальнейшем обучении в ДОУ компенсирующего вида или в группах компенсирующей направленности.

Прием на логопедический пункт производится в течение учебного года по мере освобождения мест, при этом логопедические занятия посещают единовременно не более 25 детей.

Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие несложные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нерезко выраженное общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Развитие фонематического восприятия

Коррекция звукопроизношения

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи

Пополнение словаря

Совершенствование грамматического строя

Совершенствование связной речи

Развитие фонематического восприятия

Совершенствование слоговой структуры слов

Коррекция звукопроизношения

При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речии нерезко выраженном общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

I. Подготовительный;

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков;

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Работа на подготовительном этапе направлена на:

Выработку четких координированных движений органов артикуляционногоаппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков;

Развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

3. Дифференциация:

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и нерезко выраженном общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

Коррекционная работа включает следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания;

II. Развитие фонематического слуха;

III. Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности;

2) воспроизведение ритмического рисунка на слух.

Этап развития фонематического слуха включает:

1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях;

2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.

Этап формирования звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры;

2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры;

3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов;

4) составление условно-графических схем.

При нерезко выраженном общем недоразвитии речи по мимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:

Пополнение словаря:

  1. номинативный словарь;
  2. предикативный словарь;
  3. словарь признаков;
  4. числительные и местоимения;
  5. навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя:

  1. словоизменение;
  2. согласование.

Совершенствование связной речи:

  1. пересказ;
  2. рассказ по серии сюжетных картин;
  3. рассказ по сюжетной картине.

Планирование содержания логопедических занятий осуществляется еженедельно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений, с какой целью они выполняются.

Такое планирование позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.

Для работы логопедического пункта в ДОУ выделено специальное помещение,

которое отвечает педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и приспособлено для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей.

Всё пространство разделено на четыре зоны:

1.Пространственно-организующим элементом первой служит – настенное зеркало, перед которым проводится значительная часть занятий по постановке звуков и их первичной автоматизации, правильно определена высота над полом, продумано освещение для дневных и вечерних занятий, подобраны соответствующие стол и стулья. В необходимом количестве имеются индивидуальные ватные палочки, одноразовые носовые платочки, картинки-символы для выполнения артикуляционных упражнений и диагностического обследования.

2.Вторая зона кабинета предназначена для проведения подгрупповых занятий с детьми и её элементами являются соответствующие росту детей столы и стулья, настенная доска, фланелеграф. В необходимом количестве имеются книжки-раскраски, цветные карандаши, а также наглядные пособия и игры, которые используются по мере необходимости во время занятий (в зависимости от поставленной цели). Весь материал систематизирован, сгруппирован по темам, направлениям работы.

В логопункте имеются следующие наглядные пособия и игры:

- для формирования фонематического восприятия и навыков звукового

анализа :

звуковые линейки, фишки, “Логопедическое лото”, “Звуковые часы”, “Услыш-ка”, “Волшебные узоры”.

- для формирования правильного звукопроизношения:

“Лото-мозаика”, “Пирамида”, “Магазин”, “Паровозики”, “Пианино”, “Гусеница”, “Собираем чемоданы”.

Для развития мелкой моторики :

“Волшебные верёвочки”, “Собери бусы”, “Шнурочки”, “Дождик”, “Дорожка”, “Украсим Ёлку”, “Сапожок”.

3.В оборудовании третьей зоны – рабочего места логопеда – входит письменный стол, стулья для взрослых, шкафы для книг, игрушек, наглядных пособий и оборудования, песочные часы, секундомер. Наглядно-дидактические пособия красочно оформлены, полифункциональны.

Следует отметить, что для эффективной работы с родителями широко использует вспомогательные наглядные средства: в каждой группе оборудованы специальные “логопедические уголки”, в раздевалках каждой возрастной группы вывешивается информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической и профилактической работы с детьми, предлагаются конкретные приёмы закрепления у дошкольников правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, которые рекомендуется использовать в семье.

Использование наглядных средств и ТСО помогают учителю-логопеду решать

самые разнообразные задачи:

Сообщение новых знаний и закрепление уже имеющихся,

Активизация словаря детей,

Развитие воображения,

Формирование познавательных процессов,

Умение творчески перерабатывать информацию.

Занятия с применением ТСО планируются таким образом, что применение

технических средств обучения не нарушает общую длительность занятия и не приводит к переутомлению детей.

При построении занятий педагог учитывает психофизические и индивидуальные

особенности детей.

В ходе профилактической работы в сентябре и мае проводится логопедическое обследование младших и средних групп детского сада, анализ медицинских карт. Заполняются протоколы обследования, уточняются логопедические заключения и проводится индивидуальное консультирование родителей и воспитателей по результатам проведенного обследования, где даются соответствующие рекомендации.

Воспитателям, чьи дети зачислены на логопедический пункт, предлагается информация

о результатах коррекционной работы на определённом этапе, тем самым, стимулируя их продолжать эту работу в группе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий) на данном этапе. Корректируется программа совместных действий на неделю с каждым ребёнком.

Воспитателям, чьи дети не зачислены на логопункт, предоставляется информация с целью профилактики речевых нарушений.

Ежегодно для воспитателей и родителей воспитанников учителем-логопедом проводится тематическое консультирование, организуются семинары-практикумы, где даются соответствующие рекомендации.

В течение года проводится научно-методическая работа : посещение семинаров и методических объединений, организуемых ВИПКРО и методическим кабинетом Управления образования Суздальского района..

Поскольку время коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса : воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом - очень актуальны.

Учитель-логопед на занятиях уделяет особое внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель включает в свой план работы.

Таким образом, работа воспитателя и логопеда скоординирована: учитель-логопед подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями, а также учитывает требования программы обучения реализуемой в детском саду. Воспитатель при проведении занятий, индивидуальной работы с детьми учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонематической стороны речи ребёнка, грамматического, лексического запаса и навыки связной речи.

Учитель – логопед также рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в индивидуальную работу чтение стихов и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенный анализ двух-трёх слов, придумывание чистоговорок – небылиц, чистоговорок – “смешинок”.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем.

Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов.

Слушая музыку, ребёнок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что важно для развития общей моторики и является одним из этапов коррекции нарушений слоговой структуры слов.

Необходимо отметить, что учитель – логопед участвует в подборе и отработке речевого материала для праздников и развлечений, учитывая индивидуальные возможности детей.

Совместная работа логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путём включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. При планировании занятий, инструктор по физической культуре учитывает состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт.

Учитель – логопед при составлении индивидуальных перспективных планов учитывает результаты диагностики, проводимые педагогом – психологом. Совместно с ним строится дальнейшая коррекционная работа по развитию высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления). При проведении занятий педагог – психолог учитывает этапы проводимой с ребенком логопедической работы.

С узкими специалистами обсуждаются достижения детей на соответствующих занятиях (музыкальном, физкультурном) согласно этапам работы логопеда с этими детьми. Педагоги делятся с логопедом своими наблюдениями за речью детей, зачисленных на логопедический пункт, на соответствующих занятиях. Вносятся изменения в индивидуальную программу развития детей на следующий этап коррекционной работы. Благодаря такой тесной работе логопеда и всех педагогов ДОУ достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики.


1.Представление собственного педагогического опыта учителя- логопеда ГК ОУ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Кирдянкиной Е.Ф..

Тема : «Эффективность применения информационных технологий на логопедических занятиях".

1.Актуальность проблемы.

Целью образования в коррекционной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно - ориентированного подхода в обучении, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями, способной адаптироваться к условиям нестабильного социума. Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений.

Я работаю учителем-логопедом в коррекционной школе. В своей работе по коррекции речи у обучающихся с интеллектуальным недоразвитием активно использую ИКТ. В 2013 году кабинет логопеда был оснащён ноутбуком.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

2.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта) .

Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества образовательного процесса.

Преодоление речевого недоразвития у детей с нарушением интеллекта будет более успешно, если в системе коррекционно-развивающего обучения будут использованы информационные технологии, направленные на развитие не только речевых, но и неречевых функций, а также коррекции психических функций и мыслительных операций. Я считаю, что современные информационные компьютерные технологии отвечают этим требованиям.

Новизна состоит в том, что применение информационных технологий в логопедической работе с детьми с нарушением интеллекта имеет преимущества, которые позволяют:

Максимально индивидуализировать объем, степень трудности, темп подачи материала, динамичность и повторяемость;

Осуществлять поэтапность предъявления материала с постоянно производимым оперативным контролем и самоконтролем;

Предусматривать невозможность перехода к новому без прочного усвоения предыдущего материала;

Усиливать занимательность процесса обучения, создавать так называемую внутреннюю мотивированность познавательного процесса;

Предъявлять бесконечное число комбинаций и вариаций в целях разнообразия в упражнениях.

Таким образом, в процессе логопедических занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.

3.Наличие теоретической базы.

Цель профессиональной деятельности учителя-логопеда - обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений.

Использование компьютера учителем-логопедом в качестве средства обучения не должно повлечь за собой изменения принципов планирования всей коррекционной работы с ребенком. Основополагающим для определения первоочередных коррекционных задач остается уровень речевого развития ребенка и задачи данного периода его обучения. Программа работы должна строиться в соответствии с логикой данного этапа развития и коррекционного обучения ребенка. Логопедическое занятие с использованием компьютера является естественным элементом всего коррекционно-развивающего курса в данной содержательной области и должно быть органично связано с ним по содержанию и задачам.

Теоретической основой для организации логопедической работы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Логоработа с применением компьютера осуществляется на разных этапах: как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как форма проверки домашнего задания, как способ проверки знаний в процессе занятия.

4.Ведущая педагогическая идея.

Постоянно работая над изучением индивидуальных особенностей обучающихся в моей практике, идет постоянный поиск эффективных методов и приемов обучения и приведения их в систему нового образования. Индивидуальная работа с логопатами; личностно-орентированные методы обучения. Сочетание использования ИКТ позволяют эффективно стимулировать познавательную активность школьников на занятиях, во внеурочное время, делают уроки и мероприятия яркими, интересными, вносят новизну в обучение. Обучающиеся получают качественно иные знания с использованием новейших информационных технологий, активизируется учебно-познавательная деятельность, повышается мотивация обучения, эффектно внедряются информационные технологии в образовательный процесс, формируются навыки самостоятельной деятельности.

Ставлю своей главной целью -коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей. Стараюсь помочь добиться каждому ученику успеха над собой. Сравниваю самого с самим собой и показываю его успех продвижения. И информационные технологии значительно помогают мне в этом.

5.Оптимальность и эффективность средств.

Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта выражаются в нарушении речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой потребности в коммуникации, обусловливая тем самым качественное своеобразие процесса развития речи, темп которого у таких детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности словаря (В. Г. Петрова). Поэтому обеспечить речевую коррекцию, так необходимую детям данной категории, должны оптимальные и адекватные условия для развития их речевой деятельности.

Эффективные средства решения этих задач - это использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (диагностических,обучающих и развивающих), разработанных с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития ребенка, имеющим не только нарушения речи, но и интеллекта. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать информационные компьютерные технологии в системе обучения каждого ребенка, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора формам и средствам деятельности логопеда.

6.Результативность опыта.

За последние два года была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:

Отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов:

Компьютерные логопедические программы

№ п/п Наименование программы

5 Обучение грамоте.

6 Учимся писать буквы.

7 Знакомимся с буками.

8 Учим буквы.

9 Весёлые игры для развития речи и слуха.

10 Учимся говорить правильно 1.

11 Учимся говорить правильно 2.

12 Коррекция психических процессов для детей 5-6 лет.

13 Коррекция психических процессов для детей 6-7 лет.

14 Коррекция психических процессов для детей 7-9 лет.

15 Лучшая азбука в стране букв.

Большое значение в изучении алфавита русского языка, развитии навыка звуко-буквенного анализа и синтеза, слогообразования и построения предложений имеет обучающая компьютерная программа «Баба-яга учится читать». Благодаря использованию данной программы формирую у детей с интеллектуальным недоразвитием навыки чтения и речи на русском языке, развиваю наблюдательность, тренирую зрительную память. В ходе совместной работы по программе «Баба-яга учится читать» ребёнок запоминает алфавит, расширяет свой кругозор, изучая одновременно с буквами и словами различные предметы и явления. В программе имеется 10 игровых обучающих и развивающих заданий; множество сказочных персонажей; азбука в стихах; частушки про буквы; красочная мультипликация и анимация; качественный звук; вся навигация в игре осуществляется с помощью мышки.

Созданы или закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям логокоррекционной работы: артикуляционные гимнастики, упражнения для снятия напряжения с глаз, презентации на автоматизацию и дифференциаю звуков, знакомство с буквой, различные логопедические игры и т.д.

7.Анализ результативности.

Годовой отчет работ учителя-логопеда Кирдянкиной Е.Ф.(14ч.) за 2014-2015 учебный год

Коррекционная работа велась в соответствии с годовым планом, в котором были поставлены следующие задачи:

Коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность учащихся в процессе логопедических занятий;

Высокая эффективность каждого логопедического мероприятия (занятия, консультации и т.д.);

Совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи учащихся;

Единство коррекции речи с коррекцией всей познавательной деятельности;

Комплексное развитие речи учащихся, направленное на:

Формирование правильного звукопроизношения;

Обогащение и развитие словаря;

Развитие грамматического строя речи;

Формирование связной речи учащихся.

Логопедическая работа в школе строится на основании письма Минобразования РФ от 20.06.2002 г. №29/2194-6 «Об организации логопедической работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида».

Коррекционно-логопедическая работа велась по следующим направлениям деятельности:

1. Диагностико - аналитическая деятельность.

2. Коррекционно-развивающая деятельность.

3. Консультативно-методическая деятельность.

4. Методическая работа. Повышение профессиональной компетенции.

5. Работа по оснащению логопедического кабинета.

    Диагностико - аналитическая деятельность.

1. Первичное обследование детей.

С целью эффективного коррекционного обучения в начале учебного года с 1 по 19 сентября была проведена тщательная всесторонняя диагностика, задача которой была выявить характер речевого нарушения, его структуру, индивидуальные особенности проявления.

На начало учебного года были обследованы все учащиеся с 1 по 7 класс(56 ч.).

2. Комплектование групп и составление расписания.

По окончанию логопедического обследования через ПМПк был утвержден список обучащихся, нуждающихся в логопедическом сопровождении на 2014/2015 учебный год.

16 учащихся, зачисленные на логопедические занятия, занимались в течение учебного года по индивидуальным программам речевого развития. У всех учащихся, по данным ПМПК, системное нарушение речи тяжелой и средней степени тяжести при интеллектуальной недостаточности.

С целью уточнения этиологии и характера речевых нарушений, осуществлено знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза.

По окончании обследования были составлены:

Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи;

Индивидуальные программы;

Расписание индивидуальных занятий на 2014-2015 учебный год (расписание занятий составлялось с учётом классного расписания уроков и утверждено директором школы);

Перспективный план работы (для индивидуальных занятий);

Заведены и заполнены речевые карты.

3. Повторное обследование устной и письменной речи.

В конце учебного года с 1-15 мая было проведено логопедическое обследование с целью выявления улучшений в устной и письменной речи учащихся, занимающихся с логопедом. Заполнены речевые карты.

    Коррекционно-развивающая деятельность.

Проведение индивидуальных логопедических занятий по звукопроизношению с учащимися. Согласно составленному расписанию два раза в неделю проводились индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.

III . Консультативно-методическая деятельность.

    С целью контроля над речью детей, посещала уроки в 2, 3, 4 классах.

    Принимала участие в работе районного и школьного ПМПк.

    Регулярно информировала учителей о продвижении учащихся в логопедических занятиях.

    Принимала участие в работе школьного МО начальных классов.

    Участвовала в работе районного МО учителей-логопедов и профессиональных конкурсах г.Инсара.

IV . Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета.

1. Приобретена методическая литература.

2. Приобретена художественная литература для чтения.

3. Пополнился наглядный раздаточный материал на автоматизацию звуков С, Л, Р, Ш, Ж, 4.Систематизирован наглядный и дидактический материал по логопедической коррекции.

5. Обновлены слоговые таблицы.

6.Систематизирован иллюстрированный и раздаточный материал для фронтальных занятий по темам «Времена года», «Дикие животные», «Транспорт», «Посуда», «Мебель», «Домашние животные», «Школьные принадлежности», для индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова по развитию речи (презентации).

Своевременно были оформлены следующие документы:

    Годовой план коррекционно-методической работы.

    Журнал «Учета посещаемости учащимися логопедических занятий».

    Индивидуальные программы на каждого учащегося.

    Речевые карты на каждого учащегося.

    Индивидуальные планы речевой коррекции.

    Поурочные планы работы.

    Расписание логопедических занятий.

    Протоколы обследования устной и письменной речи учащихся.

V. ПМПк.

    Принимала участие в работе ПМПк.

    Обследовала учащихся для школьного ПМПк.

    Предоставляла логопедические представления, логопедические заключения и рекомендации.

    Принимала участие в разработке индивидуальных программ.

    Отслеживала динамику речевого развития учащихся.

    Готовила необходимую документацию к заседаниям ПМПк.

    Участвовала в работе ПМПК Инсарского муниципального района в качестве дефектолога.

Таким образом, годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы на учебный год выполнен.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за прошедший учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, решены, намеченные цели достигнуты.

Представление собственного иновационного педагогического опыта опубликовано

на сайте