Камни по знакам зодиака

Научная работа пример написания школьника. Оформление работы. Раздел, посвященный обзору литературы

НАЗВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Тема: «Секреты ледяного царства»

Выполнила:

Руководитель:

Содержание

Введение /Актуальность темы/

1. Что такое ЛЁД?

2. Свойства льда

3. Заключение

Литература

Приложение

Введение

Актуальность темы

Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья. Стоит холодная погода.
Какое это время года?

(Зима.)

В этом году зимой температура опускалась до -30°С, -35°С…

У многих не заводились машины, наш кот «впал в спячку» у батареи на кухне, некоторых детей не пускали в школу, в Интернете появились фотографии оледеневших машин, деревьев, улиц.

А вдруг, ледниковый период снова начинается?

Какие секреты таит с детства знакомый лёд?

Исходя из актуальности, была сформулирована цель работы : изучение свойств льда и вариантов использования их в жизни.

Исходя из цели, были выработаны следующие задачи :

    экспериментально провести наблюдения за образованием льда, его свойствами и использованием на Земле;

    на основе анкетирования сверстников определить распространённые сведения о свойствах льда и его применении;

    анализируя литературу, обосновать возможность и целесообразность изучения свойств льда.

Практическая значимость работы состоит в том, чтобы привлечь внимание к обычному, легко доступному веществу, подумать, как может человек выжить в «Ледяном царстве».

Гипотезы исследования:

    предположим, на качество льда не влияет состав воды, тогда лёд, образованный из пресной и солёной воды, совершенно одинаковый;

    современный человек оказался в «Ледяном царстве», у него есть шанс согреться, если:

    у него буду спички и дрова;

    он наденет на себя всю свою одежду.

    предположим, что лёд изучен много веков назад и не представляет для науки никакого интереса, тогда нет современных исследовательских публикаций в учёном мире.

Методы исследования :

    изучение литературных источников

(чтение книг, статей Интернета)

    опроса (анкетирование сверстников) ;

    наблюдение (проведение и описание опытов);

    эксперимент (разработка и проведение наблюдений,

внедрение в практику)

    Что такое лёд?

ЛЁД , льда (льду), о льде, на льду, м. Замёрзшая и затвердевшая вода . Холодный как л. Скользить по льду и по льду. Вечные льды (в полярных морях). Искусственный л. В голосе, во взгляде л. (перен.: холодная враждебность).

Лёд трогается (тронулся) о том, что приходит (пришло) в движение после застоя, бездействия.

Лёд сломан (разбит) кончилось непонимание, положено начало общению, связям.

Сухой лёд твёрдая двуокись углерода.

| уменьш. ~ок , -дка (-дку), м.

| прил. ~яной , -ая, -ое и ~овый , -ая, -ое. Ледяной покров. Ледяные сосульки. Ледовое плавание (во льдах). Ледовая обстановка (состояние льдов в реке, море, озере). Ледовый плен (вынужденное пребывание в окружении льдов). Ледовая дружина (о хоккеистах; разг.). Ледовый бал (о выступлении фигуристов, танцах на льду)

Лёд - в твёрдом , .

Льдом иногда называют некоторые вещества в твёрдом состоянии, например, лёд или лёд.

Когда температура падает до 0°С, вода замерзает – превращается в лёд . При этом изменяются химические связи, удерживающие вместе миллиарды молекул. В результате вода переходит из жидкого состояния в твёрдое – кристаллическое.

Лед – Начало формы

Я провела опрос сверстников . На вопрос: «Что такое лёд?» - участники анкетирования ответили:

Вывод: все опрошенные имеют правильное представление об образовании обычного льда на Земле.

В природе твердой водой - снегом и льдом - покрыто 20% суши.

Снег и лед, представляющие собой кристаллы замерзшей воды, по полгода, а в полярных областях круглый год покрывают необозримые пространства Земли - лежат на вершинах гор, сползают с них ледниками, дрейфуют айсбергами в океане.

Изучая литературу , встретила интересные названия разновидностей льда , которые оформила в виде кроссворда:

1 Ч

Ё

1 С

К

2 Л

Я

Н

К

А

2 Г

Р

Е

Т

Ч

Е

Р

Е

3 С

Н

Д

3 С

Н

Е

Ж

Н

И

К

Ы

Н

Е

Й

4 Н

И

Л

А

4 С

Ж

К

Т

И

5 М

О

Р

С

К

О

Й

А

Н

5

З

В

М

К

А

6 П

Ы

6 Ш

У

Г

А

7 Б

Л

И

Н

Ч

А

Т

Ы

Й

Х

Е

К

А

Р

8 М

О

Л

О

Д

О

Й

Г

В

Ы

Й

По горизонтали:

    1 Склянка – молодой лёд

    2 Гретчер – ледник

    3 Снежник – скопление льда из снега

    4 Нилас. Тонкий (до 10 см), гладкий, легко гнущийся лёд, затягивающий спокойную воду.

    5 Морской. Образуется в море при замерзании морской воды.

    6 Шуга. Рыхлые скопления ледяных кристаллов в начинающей замерзать воде.

    7 Блинчатый. Образующийся на неспокойной воде льдинки круглых очертаний.

    8 Молодой. Морской лёд толщиной до 30 см.

По вертикали:

    1 «Черный». Почти прозрачный лёд из-за мизерного количества включённых в него пузырьков воздуха.

    2 Ледниковый. Образуется из снега, который накапливается и уплотняется тысячелетиями.

    3 Снежинка. Разновидность кристалла льда, выросшего быстро, в неравновесных условиях.

    4 Стамуха – торосы на мели

    5 Заберг – лёд вдоль берега

    6 Паковый. Толстое ледяное поле на море, выдержавшее более двух годовых циклов нарастания и подтаивания.

Анализируя ответы сверстников на вопрос : «Какие виды льда существуют?», составила диаграмму.

Вывод : примерно 80% опрашиваемых неплохо осведомлены о видах льда. Но полностью правильно ответили только 4 человека из 100 опрошенных сверстников. (см. приложение стр.17)

    Свойства льда

Лёд

    прозрачен

    легче воды

    хрупок

    скользок

    самое необычное свойство льда - это удивительное многообразие внешних проявлений . Он может выглядеть совершенно по-разному: принимая форму прозрачных градин и сосулек, хлопьев пушистого снега, плотной блестящей корки льда или гигантских ледниковых масс.

Повседневное наблюдение

Каждый наблюдал, что в самой грязной луже пленка льда чистая и прозрачная. При этом примеси скапливаются на границе твердой и жидкой сред.

    Свойство: природный лёд обычно значительно чище, чем вода , так как при кристаллизации воды в первую очередь в решётку встают молекулы воды, а примеси вытесняются в жидкость, они вымораживаются.

Это свойство используют в кулинарии и в медицине. Городская водопроводная вода, несмотря на сложный процесс очистки, который она проходит, прежде чем попасть в наши квартиры, содержит массу вредных примесей. Существует простой и доступный способ дополнительной очистки воды, основанный на эффекте образования кристаллов чистого льда при замерзании воды.

Доступный рецепт очистки воды.

В морозилку (зимой - на открытом воздухе) выставляют сосуд с холодной водопроводной водой и прикрывают крышкой. Когда вода наполовину замерзнет, слить оставшуюся в центре посуды воду - «рассол», содержащий примеси нитратов, хлоридов и других химических соединений. Лед ополаскивают холодной водой и используют для приготовления чая, кофе, супов и т.д., а также как питьевую воду. Чтобы по вкусу она напоминала родниковую воду, на каждый литр очищенной талой воды добавляют 50-100 г минеральной.

Повседневное наблюдение

    Свойство: вода при замерзании расширяется, увеличивается примерно на 1/10 в объёме .

НАБЛЮДЕНИЕ (эксперимент 1)

- Как разрезать ледяную глыбу?

- Как крепко соединить ледяные куски?

Оборудование : тонкая проволока около 40 см, бутылка с крышкой, брусок льда, два грузика.

Ход опыта:

1. На закрытую бутылку положить лёд.

2. К двум концам проволоки привязать груз. Протянуть проволоку по ледяному бруску. Поставить всё в холодное место. Проволока пройдет сквозь лёд, но при этом он не распадется.

Вывод: проволока опускается вниз. Лед снова замерзает над ней.

    Свойство: при давлении под лезвиями образуется тонкий слой воды, он действует как смазка, облегчающая движение коньков, лыж, полозьев; потом вода снова замерзает

Все зимние виды спорта основаны на этом особом физическом свойстве льда- скользкой поверхности

Зимние виды спорта

сноубординг

хоккей с шайбой

санный спорт

буерные гонки

фигурное катание

лыжи

конькобежный спорт

скелетон

бобслей

кёрлинг

Это свойство используют и при строительстве иглу жители севера.

Под давлением лёд начинает таять, даже если температура ниже 0°С. Между кубиками получается тонкая прослойка воды, если ослабить давление, то вода снова замёрзнет – кубики смёрзнутся.

НАБЛЮДЕНИЕ (эксперимент 2)

- Как изготовить ледяную линзу, чтобы можно было поджечь бумагу?

Оборудование: поварёшка (сосуд выпуклой формы),

вода кипяченая,

из-под крана,

с морской солью.

Ход опыта: заморозить воду кипячёную, солёную, из-под крана в выпуклых емкостях.

После нескольких попыток сделать прозрачную линзу, сделала вывод:

    если вода водопроводная, то лёд получается белый, мутный, из-за пузырьков воздуха;

    при замерзании кипяченой водой, лед получится прозрачным словно стекло.

Используя это свойство, проделала такой опыт . В сосуд с изогнутым дном влила кипяченую воду и заморозила. Получилась линза. В солнечный день с помощью ледяной линзы можно добывать огонь!

в) солёная вода замёрзла через неделю. И лёд этот содержит вкрапления – рассол.

Важнейшие свойства морского льда - и солёность, определяющие его (от 0,85 до 0,94 г/см³). Из-за малой плотности льда возвышаются над поверхностью воды на 1/7 - 1/10 их толщины. Таяние морского льда начинается при температуре выше −2,3 °C. По сравнению с пресноводным он труднее поддаётся раздроблению на части и более .

При образовании морского льда между ледяными кристаллами, состоящими из чистой воды, задерживаются мелкие капельки морской воды (рассол), обусловливающие его солёность. С течением времени рассол стекает вниз, и соленый морской лед опресняется, и в нём появляются пузырьки воздуха , создающие его пористость.

ИНТЕРЕСНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ СДЕЛАЛ Ф. Нансен

    Полярные льды в напряженном состоянии «кричат»! Когда начинается деформация льда, то возникает легкий треск и стон, усиливаясь, он переходит через все виды тонов - лед то плачет, то стонет, то грохочет , то ревет, постепенно возрастая, его «голос» становится подобным звучанию всех труб органа. Перед разрушением, при критических напряжениях, лед звенит, вздыхает, ухает. Установлена зависимость между характером звучания льда и температурой воздуха.

Повседневное наблюдение

    На водоёмах в зимнее время распространёна рыбалка, температура воды подо льдом выше, чем на поверхности.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ УЧЁНЫХ

Министр природы России Юрий Трутнев передал премьеру России Владимиру Путину герметичную колбу с водой из подледникового озера «Восток», которое скрыто под толщей льда в Антарктиде миллионы лет .

5 декабря 2011 года с глубины 3769,3 метра учёные подняли керну с замёрзшей водой озера Восток , в воде обнаружены некоторые бактерии и фрагменты других микроорганизмов.

Это наводит на мысль о присутствии микробных сообществ и в ледяном мраке самого озера, так же аналогичная жизнь могла развиться и под замёрзшей поверхностью Европы, и одного из спутников Юпитера.

Стоит заметить, что во льдах Антарктиды уже обнаружены уникальные формы жизни; некоторые из них под микроскопом выглядят совершенно устрашающе.

Антарктический вилохвост Gomphiocephalus hodgsoni. Credit: Barry O"Brien, University of Waikato

    Заключение

Предположение , что на качество льда не влияет состав воды, неверно , т.к. лёд, образованный из пресной и солёной воды, отличается по времени замерзания, прочности и гибкости.

Моя гипотеза , что современный человек, оказавшись в «Ледяном царстве», сможет согреться, если:

    у него буду спички и дрова;

    будут под рукой ровные куски льда, чтобы построить иглу;

    он наденет на себя всю свою одежду -

частично справедлива .

Лед можно использовать для получения огня и как строительный материал.

Вопрос об одежде для зимовки, хочу изучить подробнее позже, сделать одежду из подручных материалов своими руками. (см. приложение стр.18)

У меня, при изучении секретов льда появились новые вопросы:

- Как животные используют свойства льда и выживают в суровых северных пустынях?



- Как будут вести себя семена, которые замёрзли в воде, а как те, которые сухими попали в холодные условия?

- Какая ткань может сохранить тепло? (см. приложение стр. 18)

- Можно ли моментально без заморозки создать лёд?

Предположение , что лёд изучен много веков назад и не представляет для науки никакого интереса, так же неверно . Существуют современные научные публикации об искусственно созданных видах льда, их свойствах.

В условиях повышенного давления можно получить лед, который тонет в воде. Лед, получаемый при давлении свыше 500 атмосфер, плавится при температуре +80°С. Такие льды можно назвать «горячими». Вероятно, такой лед встречается в неземных условиях и в глубинных слоях земной коры.

"Сверхгорячий" лед может образоваться при очень больших давлениях, например, в подшипниках мощных турбин электростанций. И если в смазке для подшипников оказываются малейшие следы воды, она превращается в такой лед.

Умейте видеть и удивляться! Еще не все открыто!

Вода, как и всё в мире, неисчерпаема!

Литература.

Интернет источники:

Старт Росс. Ледниковый период. Перевод с английского И.В. Травина. Издательство на русском языке ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2010

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета

Тема: «Секреты ледяного царства»

    Лёд – это ___________________________________________________

    Какие виды льда существуют? Поставь плюсик в колонке с правильным ответом:

    виды льда

    + или -

    ледниковый

    морской

    шуга

    нилас

    блинчатый

    молодой

    паковый

    чёрный

    наст

    Как используют люди лёд?

за , удостоен наград многих стран, в том числе России. Именем Нансена названы географические и астрономические объекты, в том числе кратер на Северном полюсе Луны.

ГАРДЕРОБ человека ледникового периода

Этци был одет в практичную и добротную одежду, которая хорошо подходила для суровой жизни в горах, отличалась высоким качеством выделки материалов и удобством кроя.
На голове человек каменного века носил меховую шапку с завязывающимися под подбородком двумя кожаными ремешками. Верхней одеждой служил сплетённый из волокон травы плащ. Он мог использоваться и как циновка для отдыха. Под плащ Этци надевал длинную, до колен, козью безрукавку, сшитую из разноцветных шкурок. В качестве ниток использовались сухожилия убитых животных. Пуговицы или застёжки отсутствовали, вероятно, безрукавка просто запахивалась и стягивалась поясом. Вместо штанов древний человек предпочитал длинные кожаные гетры. На его ногах оказалась тёплая удобная обувь: верхняя её часть изготовлена из мягкой оленьей кожи, напоминающей замшу, подошва – из телячьей шкуры. Внутри древние башмаки утеплялись слоем сена и завязывались кожаными шнурками. Мягкая высушенная трава обвязывалась вокруг ступни и использовалась как носки.

Интересные находки

Как оформить исследовательскую работу?

Требования к печатанию рукописи

Текст распечатывается на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги (формата А4), расположенного вертикально; через 1,5 интервала, шрифт - Times New Roman Cyr ; Courier New Cyr . Размер левого поля - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего и нижнего 20 мм. Поля слева оставляют для переплета, справа - для того, чтобы в строках не было неправильных переносов. Поля не обводятся!

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (на нем, как и на оглавлении номер страницы не ставится). Цифру - порядковый номер страницы ставят в середине верхнего поля страницы, или в правом верхнем углу.

Каждая глава начинается с новой страницы, точно так же, как введение, заключение, список литературы, приложение.

Расстояние между названием главы и последующим текстом равно трем интервалам Такое же расстояние выдерживается между заголовком главы и параграфом Название глав печатается прописными буквами. В заголовке не допускается перенос слов и подчеркивание

Фразы, начинающиеся с красной строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 8 - 12 мм

Таблицы, рисунки, фотографии в приложении выполняются на стандартных листах Подписи и пояснения к ним помещаются с лицевой стороны Общий объем текста не регламентируется.

Структура исследовательской работы

Существует традиционно сложившаяся конструкция, основными элементами которой являются титульный лист, оглавление (содержание), главы основной части, заключение, список литературы, приложения.

Титульный лист

Это первая страница исследовательской работы, она заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле помещается заглавие исследовательской работы, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать содержанию. Если заглавие необходимо конкретизировать, то дается подзаголовок.

Ближе к правому краю титульного листа пишется фамилия и инициалы исполнителя работы, ФИО научного руководителя, его должность, ученое звание и ученая степень. Фамилии и инициалы консультантов помещаются здесь же и в том же порядке.

В нижнем поле отмечается место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»).

За титульным листом следует оглавление или содержание, которое содержит названия всех глав и параграфов, которые должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности, соподчиненности. Они все начинаются с прописной буквы, точка в конце не ставится. Последнее слово соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Содержание

Введение................................................................................. ……………………………….…3

1. Обзор литературы...................................................................................................................4

2. Материал и методика.............................................................................................................6

3. Краткая физико-географическая характеристика (название района исследования) .….9

4. Результаты исследования.......................................................................................................11

4.1. (Название подраздела) ...................................................................................................12

4.2. (Название подраздела) ...................................................................................................и т. д.

4.3. (Название подраздела) ...................................................................................................

Выводы (или Заключение) ........................................................................................................

Литература...................................................................................................................................

Приложения…………………………………………………………………………………….

Введение

Здесь необходимо прописать актуальность, проблему, объект и предмет исследования, его цель и задачи, и путь ее достижения - гипотезу. Далее следует сделать краткий обзор источников литературы, которые помогли в написании работы, отметить то, что сделано по теме предшественниками, и определить свои подходы и позицию. В целом данная часть работы должна показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение работать с письменными и вещественными источниками.

Основная часть

В разделах основной части, которая составляет 70% всего текста, подробно излагается ход исследования. Содержание разделов должно точно соответствовать теме и полностью её раскрывать. При необходимости разделы делятся на параграфы.

Каждый раздел основной части нумеруется. Нумерация подразделов двойная: сначала ставится номер раздела, затем - точка, а после неё - номер подраздела. Пример: 4.1., 4.2., 5.2.1. и т.п..

Все подразделы должны иметь заглавие.

Раздел "Материал и методика"

В начале раздела следует указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материала, перечислить объекты исследований (наблюдений). В экспериментальной работе отмечается место проведения эксперимента.

Если применяемая в работе методика ранее была описана в литературе, то даётся просто ссылка на соответствующую работу без подробного изложения. Если же в неё внесены изменения, то следует их подробно описать и обосновать необходимость такого шага. Это же касается и случая, когда применяется полностью оригинальная методика.

В разделе следует перечислить применяемые приборы и инструменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.

Раздел "Характеристика района исследования"

Этот раздел составляется с привлечением данных из литературных источников. Он особенно важен в таких, например, исследованиях, как геоботанические и подобные им. Тогда он должен быть достаточно подробным.

Раздел "Результаты исследований"

Это основной раздел, который чаще всего делится на несколько подразделов, каждый из которых соответствует определённой цели.

В нём подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм, фотографий и т.п., и в котором делается сопоставление со сведениями из литературы. Если материал большой, тогда сравнительный анализ полученных данных выносится в отдельный раздел: "Обсуждение результатов".

В тексте должны быть ссылки на рисунки или таблицы. Например: "Результаты исследований сведены в таблицу 1" или: "В результате мы видим (рис. 3), что...". Правила оформления иллюстрированного материала описаны ниже.

В конце каждого подраздела делается краткий вывод.

Как написать текст исследовательской работы

Текст исследовательской работы должен представлять собой развернутую картину, по которой можно составить представление о глубине проработки собранного материала.

В деле написания исследовательской работы приобретает особое значение умение излагать мысли на бумаге; стиль; язык письма. Тем более, что стилистические требования, предъявляемые к ней, складываются не только из того, что связано с современным русским литературным языком, но и с письменной научной речью. А она требует строить изложение в форме рассуждений и доказательств. Обычно последовательность развития мысли выражается словами: «в начале», «прежде всего», «значит», «итак», «в то время как», «следовательно», «прежде чем перейти к...», «рассмотрим», «остановимся», « в заключение отметим» и т.д.

В научном тексте часто встречаются слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности: «конечно», «разумеется», «действительно», «видимо», «надо полагать», «вероятно». Обязательным условием объективности изложения является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль («по сообщению», «по сведениям», «по мнению», «по данным», «по нашему мнению» и др.). Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. Поэтому изложение ведется от третьего лица. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» отступает на второй план. Неписанным правилом стало то, что автор выступает во множественном числе и вместо «я» употребляется «мы», под которым понимается некий коллектив. Но не стоит в тексте слишком часто апеллировать к местоимению «мы», лучше применять конструкции, исключающие его употребление: «автор полагает, что...».

В общем целом, стиль изложения служит показателем не столько того, насколько глубоко исследователь вошел в суть изучаемой темы, но и в целом говорит о его культуре.

Что такое неправильное цитирование?

Если не выбирать корректных формулировок, то все мы прекрасно понимаем, что речь идёт о плагиате. Но не всё так однозначно.

Почти в каждой исследовательской работе есть вводная часть, которая раскрывает суть исследования, является пояснением к некому факту или явлению. Безусловно, автор для написания этого (или каких-то других) блока использует уже накопленные научным миром знания, пользуется авторитетными научными изданиями или, возможно, мыслями своих коллег. Естественно, без этого не обойтись, т.к. в этом и состоит передача знаний от поколения к поколению: анализ информации происходит на основе уже полученных ранее данных и пр. Но есть одно «НО». Любое заимствование мыслей и текстов следует сопровождать указанием источника, а прямое цитирование привлечённых материалов должно быть соответственно оформлено.

Иллюстративный материал

Таблицы имеют сквозную нумерацию и могут располагаться на листе вертикально или горизонтально.

Справа пишется: Таблица (Номер). Ниже посередине - название таблицы. Если она взята из литературного источника, то после названия в скобках даётся ссылка. Если в таблицу сводятся полученные результаты и литературные данные, то ссылка ставится в соответствующей части таблицы

Таблица 2

Частота встречаемости различных компонентов

структуры видов в четырёх семействах птиц (по Майр, 1974)

Надвиды

Виды

Изоляты

Семейство

над-

полу-

полити-

моноти-

сильно

под-

слабо

виды

виды

пическ.

пическ

обос.

виды

обос.

Decaeidae

113

Dicruridae

5

Paradisaeidae

Ptilonorhynchidae

При необходимости ниже таблицы даются примечания.

Если таблица не вмещается на один лист, то она переносится на следующий (следующие). На новом листе справа пишется: Таблица (Номер) и после номера - в скобках (Продолжение) или (Окончание). Заголовок в этом случае размещается только на первом листе.

Рисунки, графики, диаграммы, фотографии, схемы и т.п. - все они обозначаются как рисунки, которые также имеют сквозную нумерацию. Рисунки выполняются чёрной пастой или тушью (не цветными). Все обозначения, которые автору необходимо сделать на рисунке, отмечаются только цифрами или значками.

Под рисунком с красной строки пишется: Рис. (номер). Название. Условные обозначения: 1 -..., 2 - ... и т.д.

У рисунков, заимствованных из литературы, после названия даётся ссылка. Если в воспроизводимом рисунке имеются изменения по сравнению с оригиналом, к ссылке добавляется "с изменениями".

Почти в каждой исследовательской работе есть вводная часть, которая раскрывает суть исследования, является пояснением к некому факту или явлению. Безусловно, автор для написания этого (или каких-то других) блока использует уже накопленные научным миром знания, пользуется авторитетными научными изданиями или, возможно, мыслями своих коллег. Естественно, без этого не обойтись, т.к. в этом и состоит передача знаний от поколения к поколению: анализ информации происходит на основе уже полученных ранее данных и пр. Но есть одно «НО». Любое заимствование мыслей и текстов следует сопровождать указанием источника, а прямое цитирование привлечённых материалов должно быть соответственно оформлено: в квадратных скобках указывается номер источника из списка литературы. Например, .

Заключение

Многие считают его самой сложной частью, как в отношении написания, так и в отношении формулировки выводов. И завершается работа выводами , в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.

При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только их новизна и познавательная ценность, но и практическая значимость (публикация материалов на страницах местной печати; введение исследуемого объекта в статус памятника истории и культуры; строительство музейной экспозиции).

Список литературы

(Библиографический список)

В исследовательской работе предмет изучается при помощи источников. В первую очередь это: книги, брошюры, статьи, которые вместе с архивными документами составляют большую группу письменных источников по теме.

Источники необходимо начать искать в библиотеке в целях поиска опубликованных источников: монографий, сборников, журнальных и газетных статей. Сначала необходимо составить библиографию по теме исследования. Слово «библиография» происходит от греческого biblion (книга) + графия и означает выявление произведений и их описание.

Существуют правила библиотечного описания. Библиографическое описание - это совокупность сведений о документе, приведенных по определенным правилам и в определенной последовательности. Составление библиографической записи регламентируется межгосударственными стандартами для того, чтобы запись была понятна читателям (ученым, специалистам, студентам и т.д.) всех стран.

Библиографическое описание книг какого-либо автора называется монографическим. Описание многотомного издания (например, собрания сочинений какого-либо писателя) называется сводным. Описание составной части издания (статьи из сборника, журнала, газеты и др.) называется аналитическим.

Монографическое описание:

Чудова Г.Ф. В те далекие годы: (Очерки по истории краеведения Вятской губернии). Киров: Волго-Вят. кн. изд-во, 1981. 160 с.: ил.

Сводное описание:

Толстой Л.Н. Собрание сочинений. В 12 т. М.: Наука, 1987-1990.

Аналитическое описание:

Мусихин В.Е. Вятские губернаторы // Вятская земля в прошлом и настоящем: К 100-летию со дня рождения А.В. Эмаусского: Материалы респ. IV науч.-практ. конф. Киров, 1999. С.64-65.

Булдакова В. Былое и думы Валентина Сергеева: О книгах вятского историка // Бинокль. Киров, 2002. № 16. С. 24-25: фот.

Библиографическая запись составляется не по титульному листу или последнему листу книги. Следует смотреть на так называемый контртитул, там, где поставлен знак охраны авторского права - ©.

Приложение

Приложение включает в себя иллюстративный материал (ксерокопии документов, фотографий, рисунки, чертежи, схемы, карты, таблицы, графики). Каждая иллюстрация начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Связь текста с приложением осуществляется через такие ссылки: (См. прилож. 1). Все иллюстрации должны быть пронумерованы и иметь подписи, кратко поясняющие их смысл. Нумерация страниц в приложении должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию текста.

Помните о том, что ваши работы - лишь первый шаг в слегка приоткрывшуюся для вас дверь науки. Никогда не забывайте, что главная заслуга в этом - ваших научных руководителей, которые помогли вам его сделать. Настоящее, самостоятельное научное исследование возможно лишь после получения качественного, разностороннего высшего образования; для того, чтобы стать учеными, вам нужно еще годы и годы напряженно учиться. Не останавливайтесь на достигнутом!

Правила оформления исследовательских работ

1.Объектная область, объект и предмет.
Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Её составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине (например в области экономики, филологии, естественных наук).

Объект исследования - это определённый процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию(можно предложить проблемму, которая не охвачена школьной прграммой, но дополняет и уточняет изученный в школе материал).
Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность(более конкретная узкая область исследований).
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов связей, отношений в конкретной области объекта). Предмет исследования определяет тему работы.

2.Тема, проблема и актуальность исследования.
Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определённом аспекте, характерном для данной работы.
Основные критерии выбора темы:
* желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный момент, но и на перспективу;
* очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер - ученик»;
* тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.
Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование работы.

3.Определение гипотезы.
Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
* быть проверяемой;
* содержать предположение;
* быть логически непротиворечивой;
* соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так как...»; «при условии что...», т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

4.Цель и задачи исследования.


В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций. Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них.
Можно поставить целью:
* выявить...;
* установить...;
* обосновать...;
* уточнить...;
* разработать....
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

5.Проведение научного исследования

Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап), аналитический, рефлексивный этап. На заключительном этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на школьную, районную конференции, отработать формы представления в виде напечатанной работы, тезисов, электронной презентации, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т. е. спланировать внедренческий этап исследования.

6.Оформление научно-исследовательской работы

Принято считать, что оформление - незначительный, чисто формальный этап создания печатной статьи научного исследования. На самом деле это не так. Оформление результатов исследования - один из самых трудоемких этапов работы.
Основные требования к их оформлению:
* по содержанию:
* обоснование актуальности темы;
* главный тезис;
* аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис;
* основные выводы;

Введение должно включать в себя: формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипотезы; методы исследования; структуру исследования; его практическую значимость; краткий анализ литературы.
Объём введения небольшой обычно 2-3 страницы.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы).
Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования;
главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.
Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Особой точности требует составление библиографического списка.

Правила оформления в списке различных вариантов изданий.
Книга одного и более авторов:
1/Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Интеллектцентр, 2001. - 296 с.
2.Шишов, С. Е., Кальней, В. А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Российское педагогическое общество, 1998. - 354 с.
3.Госс, В. С, Семенюк, Э. П., Урсул, А. Д. Категории современной науки: становление и развитие. - М.: Мысль, 1984. - 268 с.
Сборник с коллективным автором:
Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: сб. науч. статей / сост. О. С. Орлов. ~ Великий Новгород-РИС, 2000. - 180 с.
Статья из газеты и журнала:
Михайлов, Г. С. Психология принятия решений //журнал прикладной психологии. -2001. -№ 5. - С. 2-19.
Статья из энциклопедии и словаря:
Бирюков, Б. В., Гастев, Ю. А., Геллер, Е. С. Моделирование // БСЗ. - 3-е изд. - М., 1974. - Т. 16. - С. 393-395.
Инновация // Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. -Минск, 1995. -С. 50-51.
Статья из интернета:
http://www.encyclopedia.com/ -энциклопедия,статья о влиянии звуков на человека;
http://freesoft.org/CIE/ - энциклопедия,англо-говорящие страны
http://mega.km.ru/ - мега энциклопедия КМ, определение скорости падающего тела;

Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение.
Приложение - это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии Документов, статистические материалы и т. п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.
Основные требования при оформлении приложений можно формулировать так:

* размещаются после библиографического списка;
* в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
* каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Еще одна особая часть основного текста - это примечания.
Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

* в круглых скобках;
* подстрочно (оформляются как сноски);
* после параграфов или глав.

Что может быть примечанием?

* Определение терминов или устаревших слов.
* Справочная информация о лицах, событиях, произведениях.
* Перевод иностранных слов и предложений.
* Пояснения основного текста.
* Примечания помещаются в основной текст в виде сноски.

Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности.
Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.

Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.

Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.
При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.
Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако, исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.

Кроме формальных особенностей представления материала исследователю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результаты его работы. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе уже являются немалым достоинством и способны подчеркнуть наиболее удачные ее моменты. Особенно это важно на заключительном этапе исследования - его защите.

7. Защита результатов исследования.


Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 минут. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 минуты, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.

Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика - залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть, по сути, кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории, вот некоторые из них: вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

Во второй части, самой большой по объему, нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме реферата известного ученого. Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежения к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.

Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся

Разделы: Внеклассная работа

I. Рекомендации по написанию исследовательской работы: экспериментальной или теоретической.

1. Структура и логика исследовательской работы.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать.
  • Тема – как это назвать.
  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.
  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.
  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
  • Методика исследования – как и что исследовали.
  • Результаты исследования – собственные данные.
  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
  • Значимость – как влияют результаты на практику.

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную . Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема .

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность .

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана .

Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор , т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение .

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами . В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

2. Процедура защиты.

Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись . При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.

Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.

II. Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ.

Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.

Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада – 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).

Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В среднем поле указывается название темы реферата без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”.

Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии).

Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление , в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение . Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Например:

Древняя мудрость гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь” . После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию .

Конечно, речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются известные обществу знания. Но эта работа, как никакая другая, создает мотивацию к обучению и творческой деятельности, формирует профессиональные качества.

Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой. Уровень трудностей и содержания должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс. Ученик может и не интересоваться данным предметом, но исследовательской деятельностью занимается и она приносит определенную пользу. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т.е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое.

Коснусь роли учителя в исследовательской деятельности. Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Привожу некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

  1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
  2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
  3. Ознакомление с методами исследования.
  4. Составление плана работы.
  5. Поиск противоречий.
  6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
  7. Предзащита работы.
  8. Окончательное оформление и защита работы.

Правила оформления исследовательской работы

Исследовательская работа - это письменный отчёт о каком- либо явлении или процессе. В ходе исследовательской работы составитель должен ответить на вопросы: зачем (исследовательская проблема), что (область исследования), и как (метод исследования) исследовали и каковы результаты и выводы, которых достигли в ходе работы.

Тема исследовательской работы может охватывать любую предметную сферу.
В исследовательской работе нельзя представлять мнения других авторов, не делая ссылок. В исследовательской работе можно использовать выводы других авторов, но, сравнивая и анализируя эти выводы, необходимо сделать собственные.

Общие требования

Исследовательская работа выполняется на формате А4 в мягком переплёте. Работа должна быть выполнена на компьютере. Работа пишется только на одной стороне страницы. Размер шрифта 12 (14) Times NewRoman, обычный, интервал между строк 1(1,5).. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Цифру номера страницы ставят внизу по центру страницы, на титульном листе номер страницы не ставят. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинаются с новой страницы. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Логическое построение работы:

  1. Титульный лист
  2. Оглавление
  3. Введение
  4. Основная часть работы
  • теоретическая часть
  • практическая часть
  1. Заключение
  2. Использованная литература
  3. Приложения

Титульный лист

  • Название образовательного учреждения, при котором выполнена работа, регион и населённый пункт
  • Название детского объединения
  • Тема работы
  • Фамилия, имя, отчество автора
  • Возраст (класс)
  • Фамилия, имя, отчество руководителя работы
  • Год выполнения работы

Примечание: содержание должно быть вынесено на отдельную страницу, как и любой другой структурный элемент.

Введение

  • обоснование актуальности темы,
  • постановка проблемы,
  • определяются объект, предмет и цель исследования,

Примечание: цель работы должна быть сформулирована конкретно, а не в общих словах

  • формируется гипотеза, задачи и методологические основы исследования
  • описывается новизна и практическая значимость работы

Примечание: корректировка введения может продолжаться до полного завершения всей работы. Объем введения - не более одной страницы машинописного текста. Никаких иллюстраций в раздел «Введение» помещать не нужно.

Основная часть работы

  1. Теоретическая часть
  • обзор литературы по теме исследования;
  • анализируется и обобщается собранный материал

Анализируя литературу можно воспользоваться следующей схемой:

  • автор, краткая справка о нем;
  • проблема, которую автор ставит в своём исследовании;
  • источники, на основании которых написано исследование;
  • основные идеи, концепции, выдвинутые автором;
  • выводы автора;
  • ваше мнение о данном исследовании.

Примечание: необходимо, чтобы в процессе изложения содержания этой части работы автор осуществил переход от анализа единичных факторов к их теоретическому обобщению. В конце теоретической части обязательны выводы, содержащие основные теоретические положения. Цитируемые в рукописи места должны иметь точные указания, ссылки на источник.

Если в работе содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например: По мнению Эйнштейна, пространство и время относительны, они зависят от скорости движения системы отчёта

  1. Практическая часть
  • содержит конкретные разработки содержания и методов, показывающих пути решения поставленных проблем и задач;
  • описывается то, что и как делал автор для доказательства выдвинутой гипотезы, представляет собой методику исследования
  • описываются результаты, полученные в ходе исследования

Примечание: данные экспериментальной части исследования должны быть представлены в виде графиков, таблиц, диаграмм и т.п. В конце главы необходимо четко сформулировать выводы по практической части работы.

Заключение

  • подведение итогов проведенного исследования,
  • доказана теоретическая новизна и практическая значимость исследования,
  • определены возможные перспективы дальнейшей разработки проблемы;
  • рекомендации
  • общие выводы по работе в целом

Примечание: выводы не должны быть кратким изложением работы или ее раздела. Первым надо располагать самый важный вывод, а далее располагать их в порядке убывания важности.

  • выявлено соответствие выводов поставленным целям и задачам
  • определены возможные перспективы дальнейшей разработки проблемы.

Примечание: заключение не должно повторять содержание глав, а представлять обобщение более высокого уровня, синтез всех полученных данных.

Список использованной литературы

  • список литературы должен содержать разнообразные виды изданий: нормативные, справочные, научные, периодические и т.д.
  • список литературы содержит перечисление всех упоминавшихся в тексте статей и книг. Он нужен для того, чтобы любой читатель мог найти любую книгу или статью по приведенным в списке данным.
  • список составляется по определенному стандарту, который можно найти в любой научной статье.
  • статьи и книги в списке располагаются обычно в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если авторов несколько, место определяется фамилией первого из них. Обычно применяется такой порядок записи: фамилия, инициалы, название книги, место издания (город), название издательства, год. Если речь идет о статье, порядок следующий: фамилия, инициалы; название статьи; журнал, том, номер, год, страницы.
  • если в списке есть работы на иностранных языках, они следуют за списком русской литературы в порядке латинского алфавита.

Приложения

Размещение количественных данных делается, в основном, следующими способами:

  • Систематизация информации в виде таблиц
  • Представление информации с помощью графических изображений (графиков, диаграмм и пр.)
  • Сопровождение текста иллюстрациями в виде фотографий, рисунков, чертежей, схем, карт, рисунков и т.п.

Правила представления приложения:

  • все приложения располагаются в конце работы;
  • каждое приложение начинается с новой страницы и имеет содержательный заголовок;
  • приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц;
  • номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком приложения; после слова «Приложение» знак «№» не ставится;
  • на все приложения в основной части работы должны быть ссылки.

Язык работы

Работа должна быть написана чётким и ясным литературным языком, присущим для данного предмета. Сленг и фразы из просторечия не допустимы в исследовательской работе.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

  1. Павлова В.П. Обучение конспектированию. – М.: Русский язык, 1978
  2. Технология исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие/С.А.Яновский. – Сыктывкар, 2006
  3. http://chimik.ucoz.ru/publ/kak_napisat_issledovatelskuju_rabotu/1-1-0-6
  4. http://rus-gmo.at.ua/load/uchis_uchitsja/kak_napisat_issledovatelskuju_rabotu/17-1-0-98

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОДЕРЖАНИЮ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Составитель Волжина Ирина Анатольевна,
методист ГИМЦ РО г. Мурманска

3.1. Требования к тексту
3.2. Пример оформления титульного листа
3.3. Пример оформления оглавления
3.4. Примеры оформления библиографических ссылок

4. Особенности исследовательской работы в различных областях науки
4.1. Исследовательская деятельность учащихся по истории
4.2. Исследовательская деятельность учащихся по социологии
4.3. Исследовательская деятельность учащихся по литературе
4.4. Исследовательская деятельность учащихся по экологии
4.5. Исследовательская деятельность учащихся по физике
4.6. Исследовательская деятельность учащихся по химии
4.7. Исследовательская деятельность учащихся
по направлению «Мода и дизайн»


Композиционная структура исследовательской работы

Композиция исследовательской работы – это последовательность расположения основных частей исследования. В состав исследовательской работы входят следующие части: титульный лист, аннотация и научная статья.

Титульный лист содержит следующие атрибуты: названия конференции и работы, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, должность, место работы).

Аннотация представляет собой краткое описание работы и должна содержать наиболее важные сведения о работе и включать следующую информацию: цель работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные данные; выводы. Аннотация печатается на одной странице и содержит: заголовок (название работы, ФИО автора, населенный пункт, учебное заведение, класс), затем посередине слово «Аннотация», далее текст аннотации.

Научная статья
Научная статья (описание работы) должна содержать:

    Введение

    Основную часть

    Заключение

    Список использованных источников и литературы.

Введение должно включать в себя формулировку постановки про-блемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада работы в решение избранной проблемы.

Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.

В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором. Направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования.

В список литературы заносятся публикации, издания и источники, использованные автором.

Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год издания, № выпуска (если издание периодическое), количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.

Доклад может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.п.), который должен быть связан с основным содержанием.


Понятийный аппарат исследования

Актуальность – начальный и обязательный этап любой исследовательской работы. Поэтому введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы исследования. Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы. Освещение актуальности не должно быть многословным.

Раскрытие актуальности темы исследования может быть связано:

    с не изученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела;

    с возможностью решения определенной практической задачи на основе по-лученных в исследовании данных.

Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования. Недопустима формальная констатация актуальности, что часто встречается в исследовательских работах учащихся. Актуальность темы предлагаемого исследования имеет определяющее значение.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.
Определение проблемы исследования - достаточно сложная задача. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в проблемных ситуациях, требующих своего решения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений.
В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением. Если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения.

Правильная постановка и ясная формулировка проблемы очень важна, ибо она в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Не менее важно в начале исследования правильно сформулировать тему. Тема исследования - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна отражать содержание работы и иметь лаконичную формулировку.

С проблемой тесно связан объект и предмет исследования. Объект и предмет исследования как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему работы. Таким образом, объект - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность; предмет - это то, что находится в границах объекта. Понятие «предмет» исследования значительно уже и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно подлежат изучению. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования.

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Цель - это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования.
Формулировку цели исследования можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

    выявить...;

    установить...;

    обосновать...;

    уточнить...;

    разработать...

Необходимо также отметить, что в исследовании может быть только одна цель. В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования.
Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели.
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

Следующим важным этапом работы над исследованием является вы-движение гипотезы исследования. В переводе с древнегреческого языка гипотеза значит «основание, предположение». Гипотеза указывает, как исходный факт следует преобразовать в такое состояние, которое требуется.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конст-рукции типа: «если..., то...»; «так..., как...»; «при условии, что...». Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

    быть проверяемой;

    быть логически непротиворечивой;

    соответствовать фактам.

После формулировки гипотезы следует этап определения методов исследования. Метод - это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.

Методы научного исследования традиционно делятся на две группы: теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др.). Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование; изучение, эксперимент ). Для каждого этапа исследования продумываются такая совокупность методов, которая обеспечивает полное и правильное решение поставленных задач.

Правила оформления исследовательской работы

Требования к тексту

Работа выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь – 210 мм, вертикаль – 297 мм). Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта - 12 кегель) через два интервала между строками на одной стороне листа. Весь машинописный, рукописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Объем текста статьи, включая формулы и список литературы, не должен превышать 10 стандартных страниц. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Иллюстрации выполняются на отдельных страницах, которые размещаются после ссылок в основном тексте. Не допускается увеличение формата страниц, склейка страниц иллюстраций буклетом и т.п. Нумерация страниц производится в правом верхнем углу. Основной текст доклада нумеруется арабскими цифрами, страницы иллюстраций - римскими цифрами.

Пример оформления титульного листа

Мурманск
2009 г.

Пример оформления оглавления

Введение…………………………………. стр.
1. Глава ……………………………………
1.1. ………………………………………
1.2………………………………………..
1.3………………………………………..
2. Глава…………………………………….
2.1………………………………………..
2.2………………………………………..
2.3……………………………………….
Заключение……………………………….
Список литературы………………………
Приложение………………………………

Примеры оформления библиографических ссылок

Образцы библиографических описаний для книг

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. – 57 с.

2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.

Образцы библиографических описаний для статей в периодических изданиях

1. Волжина И.А. Формирование экологических знаний школьников через предметно-практическую деятельность. //Школа и производство, 2006, №8, с.18-19.

2. Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.

1. URL: http://www.researcher.ru/methodics/

2. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0419.htm

Критерии оценки исследовательских работ учащихся

Секции: математика, физика, техносфера, медицина, биология, экология, хи-мия, география, история, краеведение, правоведение, социология, экономика, культурология, программное обеспечение и компьютерная техника.

Секция «Литературоведение» и «Лингвистика» (русский язык)

Секция «Литературное творчество»

Секция «Психология»

Секция «Прикладное искусство»

Критерии оценки Макс. балл
1. Новизна идеи 10
2. Оригинальность художественного образа 10
3. Актуальность разработки и практическое значение результатов работы 10
4. Уровень графической подачи материала 5
5. Технический уровень исполнения изделия: конструктивные и технологические особенности 15
6. Применение новых технологий и материалов, нетрадиционное применение известных материалов 15
7. Выразительность формы и конструктивная целесообразность дизайнерского решения 15
8. Композиция работы и её особенности 20
9. Умение представить свою работу и защитить её перед жюри 10
Итого: 110

Инструкция

Все исследовательские задания должны выполняться в атмосфере психологического комфорта. Не забывайте поощрять учеников даже за незначительные успехи. Юные исследователи не должны бояться допускать ошибки и делать что-то не так.

Полезный совет

Во время проведения исследовательской работы используйте разнообразные средства обучения: наблюдения, опыты, поиск информации в книгах и интернете, консультации специалистов в той или иной области.

Источники:

  • Как написать исследовательскую работу
  • как написать исследовательскую работу ученику

Исследовательская деятельность – важный этап в профессиональной жизни. Но данный вид работы сопряжен с большим количеством формальностей. Чтобы легко преодолевать бюрократические препятствия своевременно оформляйте все документы.

Вам понадобится

  • - научно обоснованная гипотеза;
  • - развернутый план будущей исследовательской деятельности;
  • - электронная презентация;
  • - консультации старшего специалиста.

Инструкция

Исследовательская деятельность должна быть согласована с вышестоящим руководством. Только в этом случае вы получите доступ к специализированному оборудованию и материалам, предназначенным для служебного пользования.

Чтобы получить от руководства необходимые разрешения подготовьте теоретическое обоснование вашего исследования. Оно должно содержать научно обоснованную гипотезу и развернутое описание практической значимости результатов. Перспективность и рентабельность проекта чаще решающими при вынесении окончательного решения.

Прежде чем обратиться к компетентным должностным лицам посоветуйтесь с вашим коллегой, имеющим более высокую квалификацию. Выберите такого сотрудника, который хорошо в данном вопросе или хотя бы в смежной области. Если вы получите разрешение на исследовательскую деятельность, его могут назначить вашим научным руководителем.Выслушайте критику своего коллеги и отнеситесь к ней внимательно. Ведь эти же аргументы против вашей теории могут привести и официальные лица, рассматривающие проект.

С учетом данного обстоятельства подготовьте презентацию своей будущей исследовательской деятельности и развернутое научное обоснование в печатном виде. Используйте как можно больше убедительных аргументов, подкрепленных наглядными пособиями (графики, таблицы, диаграммы, и т.д.). Предоставьте всю документацию на рассмотрение руководству.

После того как вы получите одобрение, обсудите с должностными лицами данного учреждения форму отчетности. Уточните, как часто и в какой форме вы должны будете информировать начальство о результатах своей работы. И в дальнейшем оформляйте всю документацию, касающуюся вашей исследовательской деятельности в соответствии с установленным для вас порядком.

Узнайте у вашего научного руководителя или у сотрудников научной части, какие документы вы должны подать в бухгалтерию для получения финансирования.

Видео по теме

Совет 10: Как написать работу по исследовательской деятельности

Исследовательская дельность, результаты которой требуется оформить в соответствии с существующими стандартами, начинается еще в школе. Даже если вы выбрали специальность, не предполагающую подобную деятельность, во время обучения в институте вам придется писать такого рода труды.

Инструкция

На самом деле, работы по исследовательской деятельности начинается задолго до того, как вы начнете оформлять ее в письменном виде. Сначала выберите объективную область, объект или предмет вашего научного и исследовательского интереса. Затем выберите и сформулируйте тему работы, проблему, решению которой она будет посвящена. Тема должна обладать новизной и актуальностью. Чтобы определить это, изучите как можно больше публикаций по данной тематике, особенно те, которые появились в последние несколько лет. Сформулируйте цели и задачи своей исследовательской работы.