Талисманы и обереги

Н. А. Заболоцкий Окаких мирах говорит поэт? (внешнем, вокруг нас, и внутреннем, внутри нас) - Документ. Я не ищу гармонии в природе

Несчастные удачники, аристократ Попов-Попов, переплывание реки с поднятыми руками и другие мысли великого обэриута, записанные Леонидом Липавским

С сыном Никитой у телевизора. Фотография Натальи Заболоцкой. Февраль 1955 года

О том, что больше всего интересует

«Архитектура; правила для больших сооружений. Символика; изображение мыслей в виде условного расположения предметов и частей их. Практика религий по перечисленным вещам. Стихи. Разные простые явления — драка, обед, танцы. Мясо и тесто. Водка и пиво. Народная астрономия. Народные числа. Сон. Положения и фигуры революции. Северные народности. Уничтожение французиков. Музыка, ее архитектура, фуги. Строение картин природы. Домашние животные. Звери и насекомые. Птицы. Доброта-Красота-Истина. Фигуры и положения при военных действиях. Смерть. Книга, как ее создать. Буквы, знаки, цифры. Кимвалы. Корабли».


О Евангелии

«Удивительная легенда о поклонении волхвов, — сказал Н. А., — высшая мудрость — поклонение младенцу. Почему об этом не написана поэма?»

«Чудеса Евангелия не интересны, но само оно кажется чудом. И как странна судьба его, на что обычно не обращают внимания: в нем всего одно предсказание, и оно, уже скоро выяснилось, не сбылось; последние слова действующего лица — слова отчаяния. Несмотря на это, оно распространилось».


Об опьянении

«Его можно сравнить с курением или чесанием; раздражение кожи, легких, стенок желудка. В этом удовольствие».


О плавании и полете

«Я переплыл реку с поднятыми руками!» (Он воздал похвалы плаванию: плывущий испытывает радость, недоступную другим. Он лежит над большой глубиной, тихо лежит на спине и не боится пропасти, парит над ней без опоры. Полет — то же плавание. Но не аппаратный. Планер — предвестие естественного полета, подобного искусству или полетам во сне, об этом и мечтали всегда.)


О поэзии

«Поэзия есть явление иератическое».

«Когда-то у поэзии было все. Потом одно за другим отнималось наукой, религией, прозой, чем угодно. Последний, уже ограниченный расцвет в поэзии, был при романтиках. В России поэзия жила один век — от Ломоносова до Пушкина. Быть может, сейчас, после большого перерыва, пришел новый поэтический век. Если и так, то сейчас только самое его начало. И от этого так трудно найти законы строения больших вещей».

ТАСС

О тяготении (разговор с Даниилом Хармсом)

Н. А.: «Тяготения нет, все вещи летят, и Земля мешает их полету, как экран на пути. Тяготение — прервавшееся движение, и то, что тяжелей, летит быстрее, нагоняет».

Д. X.: «Но ведь известно, что все вещи падают одинаково быстро. И потом, если Земля — препятствие на пути полета вещей, то непонятно, почему на другой стороне Земли, в Америке, вещи тоже летят к Земле, значит, в противоположном направлении, чем у нас».

(Н. А. сначала растерялся, но потом нашел ответ.)

Н. А.: «Те вещи, которые летят не по направлению к Земле, их и нет на Земле. Остались только подходящих направлений».

Д. X.: «Тогда, значит, если направление твоего полета такое, что здесь тебя прижимает к Земле, то, когда ты попадешь в Америку, ты начнешь скользить на брюхе по касательной к Земле и улетишь навсегда».

Н. А.: «Вселенная — это полый шар, лучи полета идут по радиусам внутрь, к Земле. Поэтому никто и не отрывается от Земли».

Он пробовал еще объяснить свой взгляд на тяготение на примере двух караваев хлеба, одного 10 1/2, другого 11 1/2 фунтов, которые кладут на весы. Но не смог. И скоро прекратил разговор.


О звездах

«Конечно, звезды нельзя сравнивать с машинами, это так же нелепо, как считать радиоактивное вещество машиной. Но посмотрите на один интересный чертеж в книге — распределение шаровых скоплений звезд в плоскости Млечного Пути. Не правда ли, эти точки слагаются в человеческую фигуру? И Солнце не в центре ее, а на половом органе, Земля точно семя вселенной Млечного Пути».


О фамилии

Н. А. (входя) : «Я меняю фамилию на Попов-Попов. Фамилия двойная, несомненно аристократическая».


О работе для Якова Друскина

«Я бы предложил вам, если вы на меня не обидитесь, стать трубочистом. Это замечательная профессия. Трубочисты сидят на крышах, под ними разнообразные ячейки жактовских массивов, а над ними пестрое, как персидский ковер, небо. Да, объединение таких людей — я подразумеваю альянс трубочистов — могло бы изменить мир. Итак, становитесь, Я. С., трубочистом».


О папе

«Я заключил договор на переделку „Гаргантюа и Пантагрюэля“. Это, пожалуй, даже приятная работа. К тому же я чувствую сродство с Рабле. Он, например, хотя и был неверующим, а целовал при случае руку папе. И я тоже, когда нужно, целую ручку некоему папе».


О немцах

Н. А. (возмущенно) : «Немцы! У них вообще сплошное безобразие. Там, например, Тельман сидит уже который месяц в тюрьме. Можно ли это представить у нас?.. А деревья живут очень долго. Баобаб — шесть тысяч лет. Говорят, есть даже такие деревья, которые помнят времена, когда на Земле не было еще деревьев».


О заплатах

Н. А. (взглянув себе на ноги и заметив на коленях заплаты) : «Когда буду богатым, заменю эти заплаты бархатными; а посередке еще карбункулы нашью».


Об Андрее Белом


О внешности (в диалоге с Даниилом Хармсом)

Н. А.: «Некоторые находят, что у меня профиль и фас очень различны. Фасом я будто русский, а профилем будто немец».

Д. X.: «Что ты! У тебя профиль и фас так похожи, что их нетрудно спутать».

Н. А.: «Чистые типы — это основа; помеси, даже конституций, это дурное человечество».


Об искусстве

«Я тут познакомился с одним человеком, и он мне даже нравился, пока я не узнал, что его любимая картина — „Какой простор!“. В этой картине — весь провинциализм, неопрятность и бездарность старого русского студенчества с его никчемной жизнью и никчемными песнями. А как оно было самодовольно! Осиновый кол ему в могилу...»


C женой Екатериной Васильевной. Фотография Натальи Заболоцкой. 1954 год Из книги Никиты Заболоцкого «Жизнь Н. А. Заболоцкого», 1998 год

О счастье

«Знаете, мне кажется, что все люди, неудачники и даже удачники, в глубине души чувствуют себя все-таки несчастными. Все знают, жизнь — что-то особенное, один раз и больше не повторится; и потому она должна бы быть изумительной. А на самом деле этого нет».


О снах о смерти

«Мне кажется, я видел даже больше, момент, когда будто уже умер и расте-каешься в воздухе. И это тоже легко и приятно... Вообще во сне удивительная чистота и свежесть чувств. Самая острая грусть и самая сильная влюбленность переживаются во сне».


О снах

«Когда среди ночи проснешься под впечатлением сна, кажется, его невозможно забыть. А утром невозможно вспомнить. Но сам тон сна настолько отличается от жизни, что те вещи, которые во сне гениальны, кажутся увядшими и ненуж-ными потом, как морские животные, вытащенные из воды. Поэтому я не верю, что можно во сне писать стихи, музыку и т. п., чтобы потом пригодилось».


О здоровье

«Верно, и зубная боль чем-то ценна. Ваши йоги самодовольны; это противное занятие — прислушиваться к своим кишкам».


О том, что помогает искусству

«Были бы лишь подходящие условия для писания. Д. X., например, нужен театр; Н. М. свой журнал; мне две комнаты, а я живу в одной».

Затем Н. А. играл, как всегда, в триктрак и напевал несложную песенку: «Один адъютант имел аксельбант, а другой адъютант не имел аксельбант». 

Тема: Н.А. Заболоцкий. Лирика. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти.

Цель: познакомить учащихся с творчеством Н.А.Заболоцкого, научить вдумчивому чтению поэтических текстов, привить навыки анализа, интерпретации и осмысливания стихотворных произведений, повторить и закрепить умения находить изобразительно-выразительные и стилистические средства, раскрыть философское толкование поэтом взаимоотношений природы и человека, обучение восприятию красоты, гармонии звучания поэтического произведения Заболоцкого, вызвать эмоциональный отклик на стихи замечательного поэта.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.

Безмолвный мрак могил – томление пустое

Я жизнь мою прожил, я не видал покоя.

Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Н.Заболоцкий

Ход урока

1.Организационный момент

2. Вступительное слово

«Блок чёрного мрамора венчает его могилу. На камне рисунок: пернатое существо, падающее в волны. Ломаные линии камыша, крыльев, шеи. Это вожак стаи из его стихотворения «Журавли». Опрокинутое в бездну небесное создание, не утратившее и в последний миг своего "дивного величья"».

Сегодня мы поговорим о творчестве поэта, который долгое время оставался недопонятым и недолюбленным – это

Николай Алексеевич Заболоцкий (07.05.1903 – 14.10.1958)

Цитата: “ На протяжении всей жизни Н. Заболоцкий пользовался авторитетом человека рассудительного и предельно рационального, в 50-е годы, в зрелом возрасте, он имел внешность чиновника средней руки, непроницаемого и высокомерного для малознакомых людей. Но созданные им произведения свидетельствуют о том, каким тонкочувствующим и отзывчивым сердцем он обладал, как умел любить и как страдал, каким требовательным был к себе и какие величайшие бури страстей и мыслей находили утешение в его способности творить прекрасное – мир поэзии”, - пишет А.Ф. Авдеева(43,156).

Его практически никто не принимал за поэта, даже знакомые говорили, что он больше похож на бухгалтера, причем главного или даже на ревизора.

Н.Заболоцкий был абсолютно уверен, что человек только тогда станет личностью, когда он будет без устали бороться с самим собой, со своими слабостями и пороками. Эпиграфом к урокам по лирике Н. Заболоцкого могут стать слова из стихотворения опубликованного в "Новом мире" (1958, №12) почти сразу же после смерти поэта:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил... "На закате", ("Новый мир" (1958, № 12)

    Какой же мир творил в своей душе Н. Заболоцкий?

    Какой его "образ мирозданья"?

Поэт был убежден, что самая большая ценность для человека в том, что он человек. Это давало ему силы жить. В статье Заболоцкого "Почему я не пессимист" читаем: "То, что ты привык видеть ежедневно, то, по чему ты скользишь равнодушным и привычным взором, - на самом деле не буднично, но полно неизъяснимой прелести, большого внутреннего содержания, и в этом смысле таинственно. Вот я снимаю пленку с твоих глаз: смотри на мир, работай в нем и радуйся, что ты - человек! Вот почему я не пессимист".

(1. Запись на схеме: Я - Человек).

Почему Заболоцкий считает, что нельзя изменять себе самому? Как вы это понимаете? (Поэт считает, что человек - это тот, кто постоянно заставляет свою душу трудиться, кто в ладу со своей совестью, кто никогда не изменит себе самому и верен высоким нравственным ценностям).

(2. Запись на схеме: Верность себе самому).

Изменил ли Заболоцкий себе? Об этом мы узнаем, познакомившись с его жизнью, с этапами его творческой биографии.

Детство поэта прошло в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии, отец мальчика работал там ученым агрономом. Здесь родились первые впечатления от общения с природой.

Учеба в уржумской гимназии, в Московском университете (1920 г.) и в Петроградском педагогическом институте им. А. Герцена (1921 г.)

Создание литературной группы ОБЕРИУ. Особенности обериутской поэзии: поиски нового поэтического языка, очеловечивание природы, неприятие бездуховного буржуазного мира. Можно прочитать фрагменты из стихотворения "Вечерний бар", в котором выявляются позиции эстетики обериутов - "поэт голых конкретных фигур, вплотную придвинутых к глазам зрителя". Итог обериутского периода творчества - сборник "Столбцы" (1929 г.)

Для выявления характерных особенностей обериутской лирики можно проанализировать стихотворение "Движение" (1926 г.):

Сидит извозчик, как на троне,
Из ваты сделана броня,
И борода, как на иконе,
Лежит, монетами звеня.

А бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног сверкают
В его блестящем животе.

    В чем разница в изображении явлений в первой и во второй строфах?

    Охарактеризуйте главные образы стихотворения?

    Какие предметные реалии подчеркивают, что извозчик неподвижен, статичен?

    Какие детали показывают, что конь динамичен, подвижен? В чем аллегорический смысл этого образа?

Почему в первой строфе есть рифма, а во второй нет? Что это дает для понимания текста?

(3. Запись на схеме: Неприятие мещанского мира)

В 30-е годы в лирике Н. Заболоцкого зарождается его любимая тема, тема природы. Он относится к ней с благоговением, верит в ее великую мощь, убежден, что человек - часть природы, сын ее, а не хозяин. Поэтому и не должен действовать на нее силой. В его лирике появляются натурфилософские стихи (можно прочитать стихотворение "Метаморфозы" или "Вчера, о смерти размышляя..."), где поэт рассуждает о жизни, о взаимоотношениях человека и природы, о смерти и бессмертии. Он верит, что природа величественна и сильна, но необузданна и порой несправедлива, а человек - ум и мысль ее. В годы коллективизации Заболоцкий пишет стихи и поэмы, где утверждает, что животные и растения по-своему могут "мыслить" и, как и люди, должны быть освобождены, раскрепощены, и подтверждает свои убеждения цитатой из Велемира Хлебникова:

Я вижу конские свободы

И равноправие коров...

За это он подвержен нападкам критиков, которые обвиняли его чуть ли не в подрыве коллективизации. В 1937 году вышел из печати его новый сборник стихов "Вторая книга", где торжествует поэзия мысли.

(4. Запись на схеме: Природа. Человек - ум и мысль ее)

В 1938 году по ложному обвинению Н. Заболоцкий был репрессирован. Были арестованы и его друзья. В тюрьме его подвергали бесконечным и унизительным допросам и пытались сломать его духовно. Приговор - 5 лет исправительных работ. С 1938 по 1944 год - лагеря: Дальний Восток, Магадан, Алтай, Казахстан, лесоповал, строительство железных дорог, взрывные работы. Только деятельность в качестве чертежника в конструкторском бюро, куда он чудом попал, спасла ему жизнь. В годы тюрем и ссылки он написал всего 2 стихотворения о природе: "Соловей" и "Лесное озеро". В послевоенное время, когда закончился период лагерей, он как бы заново родился. Появляются стихи, полные восторга и радости жизни, счастья свободного поэтического творчества. Таково стихотворение "Гроза" (1946 г.).

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится,
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья,
Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке,
Эту молнию мысли и медлительное появленье
Первых дальних громов - первых слов на родном языке.

Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева,
И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
Травы падают в обморок, и направо бегут и налево
Увидавшие небо стада.

А она над водой, над просторами круга земного,
Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы.
И, играя громами, в белом облаке катится слово,
И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.

    О чем это стихотворение? Какое настроение оно вызывает?

    Каков аллегорический смысл грозы?

    Найдите художественные образы, интегрирующие человека и природу? Какова их художественная роль и как вы понимаете эти метафорические выражения?

    Какова композиция стихотворения? Сколько в нем частей?

    Сколько глаголов в первой строфе? А во второй? Какой смысл при этом проявляется?

    Какой мифологический образ появляется во второй части текста? Что он символизирует?

    Каков цвет первой части? А второй? Что это дает для понимания текста?

    Выявите пространственные отношения в стихотворении. Определите направление движения в пространстве в первой и во второй части. Каково оно в последнем стихе?

    Почему в стихотворении такая длинная строка? Что это дает? Почему двенадцатый стих короче всех остальных?

    Какие еще ритмические, фонологические, лексические, синтаксические особенности текста вы заметили?

    Что дает подобный анализ для понимания поэтического смысла стихотворения?

(5. Запись на схеме Творчество. Слово - высшая сила природы.)

Но радость поэта преждевременна. Он бывший "враг народа". Его стихи не печатают. Он живет переводами. Среди его многочисленных переводов "Слово о полку Игореве", "Витязь в тигровой шкуре" Шота Руставели, стихи грузинских, украинских, сербских, венгерских, немецких, итальянских поэтов. Пишет автобиографическую прозу "Ранние годы". В альманахе "День поэзии" за 1956 год было напечатано всего одно стихотворение Н. Заболоцкого "Прощание с друзьями":

    Какое настроение вызывает это стихотворение?

    К какому жанру его можно отнести?

    Какова композиция стихотворения? Сколько в нем частей? Какой поэтический смысл приобретает его кольцевая композиция?

    Каким изображается загробный мир? Почему он миниатюрен, раздроблен, разъят? Гармоничен ли он?

    Каково движение в поэтическом пространстве текста? Что символизируют у Заболоцкого понятия "верх" и "низ"?

    Какой смысл приобретают в стихотворении его лексические и синтаксические особенности?

    Почему в загробном мире нужно забыть человеческий язык?

    Почему лирический герой считает, что "ему еще не место в тех краях"?

    О чем это стихотворение?

Автор уверен, что хаос небытия преодолевается человеческой памятью. Смерть - это распад на мельчайшие частицы вещества, на его атомы, когда материя становится элементарной, теряет структуру. А признак живого организма - это слово, язык. Заболоцкий убежден, что человек не умирает совсем, а распадается на мельчайшие частицы, которые потом могут соединиться в новом организме, и человек в своем новом рождении может стать цветком, деревом, солнечным светом, водой в реке. Можно прочитать и обсудить стихотворение "Завещание" (1948), которое сейчас предлагается для изучения в 9 классе. Оно подтверждает философские убеждения поэта о человеческом бессмертии:

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему...

(6. Запись на схеме Дружба. Хаос небытия преодолевается человеческой памятью.)

Но, несмотря на смерть близких, поэт всегда был предельно внимателен к людям, он любит людей с большими и ясными душами, он ценит их за внутреннюю, душевную красоту. Об этом он рассуждает в стихотворениях "Слепой", "Старая актриса", "Смерть врача", "Некрасивая девочка", "О красоте человеческих лиц".

(7. Запись на схеме Люди. Это те, кто не утерял "души естественной своей").

В последние годы жизни Заболоцкий много болел, подолгу жил в Тарусе на Оке. В 1957 году он пишет стихотворение "Гроза идет", где в аллегорической форме итожит прожитую жизнь. В стихах этих лет с особой пронзительностью зазвучала тема последней любви. Вершиной лирического цикла "Последняя любовь" стало стихотворение "Можжевеловый куст". (Можно предложить учащимся попытаться самим составить вопросы для обсуждения этого стихотворения или предложить задания, составленные учителем:

    Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?

    Сколько частей в этом стихотворении? Какая из них самая динамичная? Самая неподвижная? Какой смысл при этом выявляется?

    Какие краски, звуки, запахи вы заметили? Какие образы создаются с их помощью?

    Проанализируйте глагольную лексику. Какой смысл подчеркивается отсутствием глаголов в третьей строфе?

    Каково движение в поэтическом пространстве текста? Что это дает для его понимания?

(8. Запись на схеме Любовь. "И любовь, и песни до конца").

Самобытность поэта отличала его от единомышленников – обэриутов.

Первая книга его стихотворений “Столбцы ” получила одобрительные отзывы.

В 30-е годы, после опубликования поэмы “Творчество земледелия ”, Н. Заболоцкий по сфабрикованному обвинению был причислен к врагам народа и арестован . Его творчество предали забвению. Но лишения и тяготы не сломили поэта, и поэт после освобождения (это было послевоенное время) возвращается к поэзии, занимается переводами. После опубликования “Слова о полку Игореве” в печати не появляется ни одного слова о труде поэта. Ругать мешали явные достоинства перевода, а хвалить не решались. Так и был Н.А. Заболоцкий долгие годы полупризнанным поэтом.

По-настоящему Заболоцкий пришел к читателю только в 1980-е годы. В это время несколько раз были переизданы его стихотворения. Как правило, издания сопровождались портретом автора, вступительными статьями. Появились первые работы литературоведов, посвященные творчеству Заболоцкого.

В стихотворениях 1940–50-х почти невозможно угадать интонации прежнего, молодого Заболоцкого, который будто сознательно запутывал читателя, не позволял разобраться в сюжете, нагромождая одну на другую тяжелые глыбы малопонятных слов. Теперь его тексты стали, напротив, образцом ясности. Подробны и точны, как великолепные фотографии, его пейзажи, понятны и последовательны рассуждения.

«Журавли» - чтение, анализ и заполнение таблицы

Картинный план

Движение чувств

Художественные средства

1-2 строфы. “Вёл вожак свой... народ”

Радость возвращения, восхищение красотой птиц.

Эпитет “отеческой ”, метафора “утопая в небе ”, эпитет “серебряные ”, крылья - светлые, как серебро, прочные, как металл.

3. “Чёрное зияющее дуло...”

Тревога, страх, напряжение.

Антитеза: озеро, прозрачное насквозь - чёрное зияющее дуло; роль эпитета. Зиять - быть раскрытым, обнаруживая глубину, провал. Предложить угадать слово из примера толкового словаря: зияющая... (бездна).

4. “Луч огня ударил...”

Гнев, боль, отчаяние.

Метафора “луч огня”. Почему не использовано слово “выстрел”? “Обрушилось”. В чём особенность этого глагола?

5. “Журавли рванулись...”

Испуг, горе.

Метафора и сравнение, звукопись: Два крыла, как два огромных горя... обняли холодную волну (о-о-о-у).

6. “Им природа снова возвратила...” (это уже не картина).

Стойкость, мужество, гордость.

Метафора (“природа возвратила”, “смерть унесла”)

7-8 “Вожак... погружался...”

Печаль, гордость.

Звукопись:

А заря над ним образовала

Золотого зарево пятно.

«Некрасивая девочка» «Признание» «Лебедь в зоопарке» «О красоте человеческих лиц»

Стихотворение «Гроза идёт».

«Надо покорять жизнь! Надо бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – его песня спета. Вера и упорство. Труд и честность…» (Н.Заболоцкий.)

Поэт всё усерднее присматривается к людям. Вот, например, в стихотворении «О красоте человеческих лиц» перед нами целая галерея портретов. В другом произведении – «Некрасивая девочка» - поэт утверждает своё понимание истинной, духовной красоты. (Чтение наизусть и самостоятельный анализ учащимися)

Стихи Н.Заболоцкого очень лиричны и музыкальны, и некоторые из них стали песнями, как, например, «Признание». (Слушание романса «Признание» - «Очарована, околдована…»)

На исходе 50-х годов Н.Заболоцкий находится в расцвете творческих сил. Писатель Слуцкий вспоминает о последних месяцах жизни поэта: «Однажды он сказал мне, что находится в состоянии особого подъёма, когда всё начатое завершается и когда новые большие замыслы обступают со всех сторон». И, словно раскрывая секрет этого поразительного творческого подъёма, Н.Заболоцкий написал стихотворение, появившееся в печати вскоре после его смерти и прозвучавшее исповедью и завещанием художника – «Не позволяй душе лениться». (Чтение наизусть)

Стихотворение «Гроза идёт»

Гроза – одно из самых впечатляющих природных явлений. Она давно интересует многих поэтов и художников. К этой теме обращались художники, о ней писали и поэты: Тютчев, Фет, Некрасов. У Заболоцкого тоже есть стихи об этом грозном явлении: «Гроза», «Засуха». А одно из них называется «Гроза идёт». Читаем его:

Движется нахмуренная туча,

Обложив полнеба вдалеке,

Движется, огромна и тягуча,

С фонарём в приподнятой руке.

Сколько раз она меня ловила,

Сколько раз, сверкая серебром,

Сломанными молниями била,

Каменный выкатывала гром!

Сколько раз, её увидев в поле,

Замедлял я робкие шаги

И стоял, сливаясь поневоле

С белым блеском вольтовой дуги!

Вот он – кедр у нашего балкона.

Надвое громами расщеплён,

Он стоит, и мёртвая корона

Подпирает тёмный небосклон.

Сквозь живое сердце древесины

Пролегает рана от огня,

Иглы почерневшие с вершины

Осыпают звёздами меня.

Пой мне песню, дерево печали!

Я, как ты, ворвался в высоту,

Но меня лишь молнии встречали

И огнём сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,

Я, как ты, не умер у крыльца,

И в душе всё тот же лютый голод,

И любовь, и песни до конца!

Какие чувства вы испытывали, когда читали и слушали это стихотворение?

Самые разноречивые: печаль, горечь, тревога, страх, жалость – в начале. А в конце – надежду, гордость, восхищение.

Почему стихотворение называется «Гроза идёт»?

Во-первых, у него уже есть стихотворение «Гроза». Во-вторых, видимо, для поэта важно само действие, а не просто описание.

Какова тема стихотворения?

Описание грозы и состояния человека.

Какие образы мы выделяем в произведении?

Гроза, кедр и «я» - лирический герой.

К этому уроку вы нарисовали рисунки к стихотворению. Расскажите, что именно вы изобразили и какие чувства вы испытывали, когда рисовали их.

В стихотворении я вижу два мира: мир земной и мир небесный. Что мы отнесём к небесному миру?
Небо, тучу, молнии..

Каков этот мир? (Записываем)

Суров: «нахмуренная туча», «огромна и тягуча», «молниями била», «каменный гром».

Что или кто соединяет небесный мир и мир земной?

Кедр – дерево, держащееся корнями за землю и упирающееся «короной» в небо.

Каков кедр? Выпишем словосочетания:

«Надвое громами расщеплен», «Он стоит, и мёртвая корона подпирает тёмный небосклон» и т.д.

За что он наказан? За то, что посмел подняться так высоко, что хотел, быть
может, достигнуть неба.. Хоть на нём «корона» (теперь уже «мёртвая»), а иглы сравниваются со звёздами, но он принадлежит земле, как и человек.

А человек – это земной мир. Как описан человек? Какие чувства он испытывает? (Записываем словосочетания)

Он тоже боится грозы. «Замедлял я робкие шаги». Ему кажется, что туча преследует его «с фонарём в приподнятой руке», ловит его, бьёт «сломанными молниями».

За что он терпит? За что он наказан? За то, что и он, как кедр, «ворвался в высоту», и он захотел познать недосягаемое, возвыситься, подняться до неба.

Как его встречало там небо? «…его лишь молнии встречали и огнём сжигали на лету».

Каким вышел из этого испытания человек, в отличие от «дерева печали»?

В отличие от «дерева печали», человек не умер, и в его душе не погасло это стремление подняться в высь небесную, и его Любовь не исчезла, и песни он собирается петь до конца!

Так и человек: как бы ни были удары судьбы, как бы внешне ни казалось, что он сломлен, уничтожен, но душу его, сердце его не спалить молнией, не запугать громами.

Вот и узнали мы, какова основная мысль стихотворения. Как можно связать данное произведение с биографией поэта? Когда оно могло быть написано?
После лагерей. Ничто не сломило Н.Заболоцкого, он по-прежнему готов к борьбе с ударами судьбы.
- Поговорим о языке и строфике стихотворения. Как красив и звучен, как метафоричен и выразителен его язык! Какие изобразительно-выразительные средства использует Заболоцкий при описании, например, тучи, кедра?
Олицетворения : туча «нахмуренная», «с фонарём в приподнятой руке»…
Метафоры : «дерево печали», «живое сердце древесины»…
Эпитеты : «огромна и тягуча» (туча), «каменный» (гром)…

Какие стилистические средства использует автор?

Анафору : «Сколько раз…» - мы чувствуем, как растёт ужас у героя перед страшной грозой.

Антитезу: «белый блеск» - «тёмный небосклон», «живое – « умер», «иглы почерневшие» - «осыпают звёздами».

Философские раздумья переданы и через ритм стихотворения. Запишем первую строчку:

Движется нахмуренная туча…

(_ _) (_ _) (_ _) (_ _) (_ _)

Определим размер.
Хорей с пиррихиями.

В первой строфе в каждой строке только три ударных слога – 3 ударные стопы, 2 – безударные. Запишем 1-ую строчку второй строфы:

Сколько раз она меня ловила…

(_ _) (_ _) (_ _) (_ _) (_ _)

Поэт недаром выбрал чередование частоударных и редкоударных стоп. В первой строфе – движение замедленное, во второй – ускоренное. Как сердцебиение человека – то быстрое, то медленное. Об этом, кстати, говорит и чередование мужской и женской рифмы:

Движется нахмуренная туча, (женская)

Обложив полнеба вдалеке. (мужская)

Это придаёт стихотворению торжественность. Она выражена и через риторические обращения и знаки препинания. Мы можем сказать, что стихотворение Заболоцкого философично и торжественно.

Выводы: Какие бы катаклизмы ни происходили в жизни, настоящий человек найдёт в себе силы противостоять им. Человек не должен терять уверенности в завтрашнем дне, должен верить в себя, в свой талант. Он должен сохранить «в душе всё тот же лютый голод, и любовь, и песни до конца!»

Заболоцкий – один из немногих поэтов, слова которого не расходились с делом. И он прав, говоря: «Надо покорять жизнь! Надо бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – его песня спета. Вера и упорство. Труд и честность». Возьмите и вы эти слова, сделайте девизом своей будущей жизни, своим жизненным кредо.

Этапы жизни и творчества.

1.Ранние детские годы. Казань. 1903 – 1910 .

2.Сернурская начальная школа, Уржумский уезд. 1910 – 1914 .

3.Уржумское реальное училище. 1914 – 1921 .

4.Петроградский Педагогический институт имени Герцена. 1921 – 1925 .

5.1927 год. «Объединение реального искусства» (Обэриу).

6.1929 год. Сборник стихотворений «Столбцы».

7.Арест и лагерь. 1938 – 1946 .

8.Творческий подъём в 1946 – 1948 годы.

9.Трудный период в жизни. 1949 - 1952 .

10.Расцвет творческих сил. 1953 – 1958 .

Доклад ученика «Биография Н.Заболоцкого»

Родился 24 апреля (7 мая н.с.) под Казанью в семье агронома. Детские годы прошли в селе Сернур Вятской губернии, недалеко от города Уржума. По окончании реального училища в Уржуме в 1920 едет в Москву продолжать образование.

Поступает в Московский университет сразу на два факультета - филологический и медицинский. Литературная и театральная жизнь Москвы захватила Заболоцкого: выступления Маяковского, Есенина, футуристов, имажинистов. Начав писать стихи еще в школе, теперь увлекся подражанием то Блоку, то Есенину.

В 1921 переехал в Ленинград и поступил в Педагогический институт им. Герцена, включился в занятия литературного кружка, но еще "собственного голоса не находил". В 1925 окончил институт.

В эти годы он сближается с группой молодых поэтов, называвших себя "обэриутами" ("Объединение реального искусства"). Их редко и мало печатали, но они часто выступали с чтением своих стихов. Участие в этой группе помогло поэту найти свой путь. В 1926 - 1927 служил в армии. По окончании службы получил место в отделе детской книги ОГИЗа, активно сотрудничал в детской литературе, в журналах для детей "Еж" и "Чиж". Выходят его детские книжки в стихах и прозе "Змеиное молоко", "Резиновые головы" и др. В 1929 вышел сборник стихов "Столбцы", в 1937 - "Вторая книга".

В 1938 был незаконно репрессирован и приговорен к 5 годам лагерного заключения, затем с 1944 по 1946 отбывал ссылку, работая строителем на Дальнем Востоке, в Алтайском крае и Караганде. В 1946 вернулся в Москву. В 1930 - 40-е написаны: "Метаморфозы", "Лесное озеро", "Утро", "Я не ищу гармонии в природе" и др.

Последнее десятилетие много работал над переводами грузинских поэтов-классиков и современников, посещал Грузию.

В 1950-е такие стихи Заболоцкого, как "Некрасивая девочка", "Старая актриса", "Противостояние Марса" и др., сделали его имя известным широкому читателю. Последние два года жизни он провел в Тарусе на Оке. Тяжело болел, перенес инфаркт. Здесь были написаны многие лирические стихотворения, поэма "Рубрук в Монголии". В 1957 он побывал в Италии.

Уникальная способность простыми словами говорить о великом была присуща Н.А. Заболоцкому. Взаимоотношения человека и природы, внутренняя и внешняя красота, любовь – это лишь небольшой перечень тем, которые раскрывает поэт в своих произведениях. Мне же наиболее интересны стихи, посвященные творчеству, рассказывающие о том, как рождаются шедевры. Поэт как бы впускает читателей к себе в мастерскую.

В стихотворении «Читая стихи» перед нами предстает и поэт-мастер, и читатель одновременно. Н.А. Заболоцкий обладает уникальной

Способностью становиться на место другого: ребенка, старой актрисы, слепого. Он мастер перевоплощения, и везде искренен и убедителен «стих, почти не похожий на стих…».

«Любопытно, забавно и тонко» начинает Н.А. Заболоцкий раскрывать тему творчества. Это как бы прелюдия к разговору о большом и важном, и постепенно перед нами возникает портрет настоящего мастера, который понимает «бормотанье сверчка и ребенка», может воплотить в слове «мечты человечьи» и

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

Его герой помогает понять назначение настоящего, подлинного искусства. Н.А. Заболоцкий

Четко разделяет истинную поэзию и «бессмыслицу скомканной речи». Признавая за последней «изощренность известную», автор задает риторические вопросы:

Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово

Превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла?

Ответы ясны, и все же поэт следующей строфой еще раз подчеркивает, что «поэзия ставит преграды…», она предназначена

Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.

Очень важна мысль о значимости русского слова, ибо оно «живая основа» творчества. Поэт обращает внимание на ответственность человека за сказанное и написанное, особенно это необходимо тем, кто сделал слово своей профессией. Ценно, когда оно становится не просто материалом, а настоящей поэзией. В последней строфе возвеличен

Полный разума русский язык.

Постигнуть же «разум языка» способен лишь человек, который «жизнью живет настоящей».

Слово «настоящий» мне кажется главным в этом стихотворении, хотя оно звучит всего один раз. Зато его заменяют контекстуальные синонимы: совершенство, «живая основа». Поэзия – это тоже настоящее, если отражает «мечты человечьи», а не является забавой.

Большое значение в этом стихотворении имеют метафоры, создающие образы живой природы («бормотанье сверчка и ребенка»), творческого процесса («бессмыслица речи», «разум языка»). Благодаря олицетворениям в произведении поэзия оживает: «ставит преграды нашим выдумкам», распознает истинных ценителей и надевающих «колпак колдуна».

Довольно интересен синтаксический строй стихотворения. Наличие риторических вопросов, а также восклицательного слова-предложения говорит об изменении в нем эмоционального фона: от спокойного повествования к размышлению и, наконец, чувственному взрыву. Интересно, что, являясь отрицанием, «нет» в данном случае утверждает мысль, прозвучавшую в риторических вопросах.

Н.А. Заболоцкий не экспериментирует с формой: классический катрен с чередующимся способом рифмовки, трехсложный анапест – все это делает стихотворение легким для чтения и восприятия.

Тема творчества не нова в литературе: и великий А.С. Пушкин, и противоречивый В.В. Маяковский затрагивали ее не раз. Н.А. Заболоцкий не исключение, он придал этой теме новое звучание, внеся исключительные, свойственные только ему мотивы. Поэт соединил классику и современность, недаром стихотворение, написанное в 1948 году, отчасти созвучно с лирической миниатюрой «Русский язык» И.С. Тургенева, созданной в конце девятнадцатого века. Чувство гордости возникает после прочтения подобных произведений.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Т. М. ПАХНОВА

«Все слова хороши, и почти все они годятся для поэта...»

(Упражнения на материале текстов Н. А. Заболоцкого и о Заболоцком)

I. Запишите отрывок из статьи Николая Алексеевича Заболоцкого «Мысль - Образ - Музыка» (1957), подчеркните грамматические основы предложений. Укажите ключевые слова.

Поэт работает всем своим существом одновременно: разумом, сердцем, душою, мускулами... И чем согласованней будет эта работа, тем выше будет ее качество. Чтобы торжествовала мысль, поэт воплощает ее в образы. Чтобы работал язык, он извлекает из него всю музыкальную мощь.

Мысль - Образ - Музыка - вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт.

1. Какие средства обеспечивают связь между предложениями?

2. Выпишите из второго предложения слова, употребленные в сравнительной степени, укажите часть речи.

3. Произведите разбор словосочетаний: музыкальная мощь, работает одновременно, воплощает в образы.

4. Составьте схемы сложных предложений.

5. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

6. Сформулируйте самостоятельно на материале этого текста несколько заданий тестового характера и предложите их выполнить тому, кто сидит рядом с вами за партой (работа в парах). Проверьте, правильно ли выполнены задания (взаимооценка, самооценка).

7. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Пахнова Татьяна Михайловна, кандидат пед. наук, профессор МПГУ. E-mail: [email protected]

Составьте памятку «Как подготовиться к выразительному чтению». Эта памятка принесет вам большую пользу особенно при чтении поэтических произведений. Давая советы, можно воспользоваться частичным цитированием слов Заболоцкого. Ведь и при выразительном чтении человек работает «всем своим существом одновременно: разумом, сердцем, душою, мускулами». Нужно читать так, чтобы «торжествовала мысль», надо стремиться донести до слушателей «всю музыкальную мощь» поэтического текста. Поэтому надо быть очень внимательным к тому, что стоит за словами-понятиями: голос, интонация, паузы, логические ударения.

Включите памятку в материалы (слайды) для презентации!

2. Прочитайте отрывок из статьи поэта Евгения Винокурова «Поэзия Заболоцкого». Определите основную мысль текста. Подготовьтесь к изложению и сочинению.

Есть высшее мужество для поэта - быть тихим. Какая нужна дерзость - выйти к читателю без бутафории, без труб, без «пиротехнических» эффектов, с умной и чуть суховатой речью. Быть скромным и сдержанным, не бояться быть незамеченным, не стараться понравиться во что бы то ни стало, заботиться только лишь об одном: отыскать и высказать правду. Смелость жертвовать эффектностью ради истины, пренебречь немедленным успехом, отказаться от внешних «надземных» сооружений - большей поэтической смелости я не знаю.

Именно такой поэт Николай Заболоцкий. В одном из своих стихотворений он пишет, имея в виду трескучую и броскую поэзию: Догорит и погаснет ракета, Потускнеют огней вороха. Вечно светит лишь сердце поэта В целомудренной бездне стиха.

Ничего внешнего, зазывающего, бьющего в глаза - только глубокие, человеческие ценности привлекают его к себе. Кажется, подчас Заболоцкий бормочет что-то сам себе под нос - так он погружен в свои раздумья, так он захвачен своей огромной мыслью, ему некогда и подумать о том, какое он производит впечатление на окружающих... Вы вслушайтесь в то, что он говорит, и вы тоже позабудете обо всем внешнем, вас захватит и поведет за собой его тонкая и так жизненно вам необходимая мысль.

Заболоцкий дорожит мыслью, он верит в «полный разума русский язык».

1. Какова роль в тексте лексического повтора, однотематической лексики, слов-синонимов?

2. Объясните значение слов эффект, бутафория, пиротехнический.

3. Понаблюдайте за использованием в тексте различных приемов цитирования. Какая роль цитирования в этом тексте?

4. Данный отрывок является началом статьи. Проанализируйте, каковы особенности зачина (начала) текста.

5. Напишите изложение (подробное или сжатое).

6. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

7. Напишите сочинение на одну из тем: «Поэт, который верит в "полный разума русский язык"», «Эти глубокие человеческие ценности привлекают и меня», «В чем состоит высшее мужество для поэта».

3. Прочитайте отрывок из очерка Н. Заболоцкого «Ранние годы». Составьте план текста.

У моего отца была библиотека - книжный шкаф, наполненный книгами. С 1900 года отец выписывал «Ниву», и понемногу из приложений к этому журналу у него составилось порядочное собрание русской классики, которое он старательно переплетал. Этот отцовский шкаф с раннего детства стал моим любимым наставником и воспитателем. За стеклянной его дверцей, наклеенное на картоночку, виднелось наставление, вырезанное отцом из календаря. Я сотни раз читал его, и теперь, сорок пять лет спустя, дословно помню его немудреное содержание. Наставление гласило: «Милый друг! Люби и уважай книги. Книги - плод ума человеческого. Береги их, не рви и не пачкай. Написать книгу нелегко. Для многих книги - все равно, что хлеб».

Детская душа восприняла календарную премудрость со всей пылкостью и непосредственностью детства. К тому же каждая книга, прочитанная мной, убеждала меня в пра-

вильности этого наставления. Здесь, около книжного шкафа с его календарной панацеей, я навсегда выбрал себе профессию и стал писателем, сам еще не вполне понимая смысл этого большого для меня события.

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

A) Библиотека моего отца состояла из приложений к журналу «Нива».

Б) Из календаря отец вырезал и наклеил на картонку мудрое наставление, которое я выучил наизусть.

B) Смысл этого наставления в детстве я понять не смог.

Г) Желание стать писателем появилось у меня уже в детстве.

2. Объясните значение слов панацея, наставление.

3. Подберите синонимы к словам старательно, наставник, гласить.

4. Из текста наставления выпишите глаголы, употребленные форме повелительного наклонения. Попробуйте сами написать наставление для всех, кто пользуется библиотекой.

5. К словосочетанию стеклянная дверца подберите синонимичное со связью управление.

6. Сколько грамматических основ во втором предложении? (Ответ: три.)

7. Какое сочетание слов не является грамматической основой предложения?

A) которое переплетал

Б) наставление гласило

B) душа восприняла

Г) я стал писателем

(О тв е т: А.)

8. Укажите средства языковой выразительности, используемые в тексте:

A) эпитеты

Б) сравнение

B) метафоры

Г) градация

Д) цитирование

(Ответ: А-В, Д.)

9. Объясните орфограммы и пункто-граммы.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению.

11. Выберите вариант творческого задания: а) напишите сжатое изложение; б) напишите текст-наставление на тему «Как научиться писать сжатое изложение»; в) напишите сочинение-рассуждение на одну из тем «Как надо относиться к книге и чему она учит», «Я навсегда выбрал себе профессию...», «Почему

книги могут быть воспитателями и наставниками», «Домашняя библиотека».

4. Зрительный диктант.

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

(Н. Заболоцкий. «Читая стихи», 1948).

5. Прочитайте отрывок из автобиографической прозы поэта Н. Заболоцкого. Укажите ключевые слова. Составьте план текста. Выпишите слова, которые входят в тематические группы «Зима», «Дорога, путешествие».

Чудесные зимние дороги - одно из лучших моих детских воспоминаний. Отец ездил на паре казенных лошадей в крытой повозке или санях. Он был в тулупе поверх полушубка, в огромных валенках - настоящий богатырь-бородач. Соответственным образом одевали и меня. Усевшись в повозку, мы покрывали ноги меховым одеялом и уже не могли под тяжестью одежды двинуть ни рукой, ни ногой. Ямщик влезал на козлы, разбирал вожжи, вздрагивал колокольчик на дуге у коренного, и мы трогались. Предстоял целый день пути при 20-25 градусном морозе.

И зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развертывала передо мной свои диковинные картины. Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел, пел и визжал под полозьями; дребезжал колокольчик; развевая свои седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади, и протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замершей бороде... Мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы по снегу да легкий трепет какой-то зимней птички, мгновенно вспорхнувшей с елки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили о том, что не все здесь мертво и неподвижно, что жизнь продолжается, тихая, скрытная, беззвучная, но никогда не умирающая до конца.

I. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

A) Одно из лучших детских воспоминаний связано с зимними дорогами.

Б) Путь по зимнему морозному лесу продолжался совсем недолго.

B) Ямщик был похож на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде.

Г) Зимний лес - это сказочное государство, таинственное и неподвижное.

2. Объясните значение слов тулуп, ямщик, повозка.

3. Укажите средства языковой выразительности, используемые в тексте:

A) эпитеты Б) сравнения

B) метафоры

Г) ряды однородных членов Д) анафора (Ответ: А-Г.)

4. Какое слово не является причастием?

A) усевшись Б) уронивший

B) блистающая Г) покрытые (Ответ: А.)

5. В каком словосочетании связь иная, чем согласование?

A) диковинные картины Б) нестерпимо блистающая

B) зимняя птичка

Г) настоящий богатырь (Ответ: Б.)

6. Сколько грамматических основ в последнем предложении? (Ответ: 3.)

7. Какие сочетания слов не являются грамматической основой предложения?

A) вздрагивал колокольчик Б) жизнь продолжается

B) поля были беспредельны Г) следы на снегу (Ответ: Г.)

8. Замените словосочетание заячьи следы синонимичным со связью управление.

9. Подготовьтесь к выразительному чтению.

10. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами: ледяные, беспредельный, блистающая, умирающая, беззвучная?

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Пoхожие научные работыпо теме «Народное образование. Педагогика»

  • Т. М. П А Х Н О В А. РУССКИЙ ЯЗЫК: ИНТЕНСИВНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
  • ЧИТАЕМ СТИХИ

    ЗЛОБИНА Т.А. - 2013 г.

Маевская Ольга Станиславовна

Методическая разработка урока

Лирика Н. А. Заболоцкого

Для учителей, работающих в 8 –х классах общеобразовательных школ

по программе Г. Беленького

Аннотация

В центре урока - произведения Н. Заболоцкого, отражающие понятия внешней и внутренней красоты. На уроке раскрываются проблемы смысла человеческой жизни, те нравственные принципы, которым он следовал в своей жизни, затрагиваются эпизоды биографии Н. Заболоцкого. Анализ содержания стихов поэта осуществляется в связи с анализом изобразительно-выразительных средств. На уроке использованы высказывания Н. Заболоцкого, мнения литературоведов о его творчестве, звучат песни на стихи Н. Заболоцкого.

Лирика Н. А. Заболоцкого

Цели урока

    Обучающая – применение имеющихся у учеников знаний принципов анализа стихотворного художественного произведения в единстве содержания и формы для выявления авторской позиции Н. А. Заболоцкого.

    Развивающая – развитие умений анализировать, выделять главное, обосновывать свои суждения.

    Воспитательная – формирование собственной нравственной позиции.

Единица содержания – нравственная позиция Н. А. Заболоцкого

Ход урока

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. А. Заболоцкий

О каких мирах говорит поэт? (внешнем, вокруг нас, и внутреннем, внутри нас)

Какой же мир творил в своей душе Заболоцкий? – на этот вопрос мы постараемся ответить сегодня на уроке.

    «Некрасивая девочка». Чтение учителем.

На какие части можно разделить стихотворение?

    Как описывает Заболоцкий внешность девочки?

    Какую роль в описании девочки играют слова «лягушонок», «рубашонка», «колечки», «зубки»? Что в них общего? (выражают отношение автора, подчеркивают хрупкость, незащищенность девочки)

    Найдите сравнение. Какова его роль? (возникают ассоциации с героиней сказки «Лягушка-царевна», Василисой Прекрасной, превращенной в безобразную лягушку. Может, и девочка тоже заколдованная принцесса, а лягушачья шкурка только оболочка?)

    В чем смысл следующей части стихотворения? Зачем автор рассказывает о ее приятелях?

    Какие черты характера девочки проявляются в этом эпизоде? (отсутствие «зависти, умысла худого», жизнелюбие, интерес к жизни, оптимизм умение разделить с другим его радость).

    В каком значении употреблено слово «худой» в словосочетании «худая рубашонка» и «худой умысел»? (объяснение, о каком времени идет речь, почему такая радость от покупки велосипеда).

    Что представляет собой последняя часть стихотворения? (размышления автора о судьбе девочки). Найдите повторяющиеся строки. В чем смысл повтора?

    Почему такую красоту «обожествляют люди»? (это большая редкость, очень ценное качество).

    Сам поэт обладал этим и качествами. Современники отмечали в нем «величайшую терпимость к людям, сдержанность, деликатность, благородство, кристальную честность- то, что входит в понятие «грация души». Его стихи очищают и согревают душу читателя).

    Согласны ли вы с мнением одного из современных критиков: «Красота – это огонь, который таится до поры до времени в некрасивой девочке. Но когда огонь проявится, внешность девочки преобразится. Она не будет казаться некрасивой…Красота там, где не огонь мерцает в сосуде, а мерцает и светится сам сосуд»? (А. Зорин, «Литература», №14, 2001 год)

«Не позволяй душе лениться». Читает подготовленный ученик.

  • К кому обращено это стихотворение? (Не только к читателям, но и к себе самому. Писал его уже смертельно больной человек, подводящий итоги своего жизненного пути и размышляющий об огромном смысле человеческого существования на земле).

    В чем же заключается этот смысл для Заболоцкого? (В неустанном труде души). Как вы понимаете выражение «труд души»? (Воспитание в себе неравнодушия к страданию ближних, не примиряться с подлостью, несправедливостью, нечестностью). Запись в тетрадь: «Не позволяй душе лениться».

Объяснение строк «Тащи с этапа на этап». В письме из лагеря: «Живая человеческая душа осталась единственно ценной».

    Почему автор считает труд души необходимостью? (Ответ в предпоследней строфе: иначе ты перестанешь быть человеком, именно наличие души делает нас людьми. Чтоб не стать людьми с «холодными мертвыми лицами», необходим этот постоянный, тяжелый внутренний труд).

Какой прием лежит в основе стихотворения? (олицетворение).

    Какова роль последней строфы? (она является своеобразным итогом, заключением). Как построены две первые строфы? (на антитезе). Как ее понимать? (Душа – главное в человеке, растишь в себе душу, как ребенка, но рост этот возможен только путем неустанного труда, иначе душа умрет).

    Сравните первую и последнюю строфы. Как называется такая композиция? (Кольцевая). В чем ее функция? (подчеркнуть идею стихотворения).

Н. Заболоцкий вывел поэтическую формулу: «Мысль-Образ-Музыка – вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт». Многие его стихи стали песнями. Послушаем одну из них.

    Звучит песня из кинофильма «Служебный роман» «Облетают последние маки». На доске написаны вопросы, на которые ребята должны ответить после окончания песни.

    • Что же приключилось с душой героя стихотворения?

      Почему погибла его душа? Что значит «изменить себе»? (пойти против своей совести, совершить нечто противоположное своим убеждениям, нарушить верность высоким нравственным принципам).

Запись в тетрадь: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому».

    Какова роль пейзажа в этом стихотворении? Какими словами рисуется осень? («болезненный мрак», «не похожа сама на себя», «голая аллея», «странные обрубки ветвей»). Это взгляд на природу человека, потерявшего свою душу, переставшего быть самим собой, и поэтому природа ему кажется такой уродливой, не похожей на себя.

4. Чтение слов Н. Заболоцкого на стр. 77 учебника:

«Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и плакать, они должны перекликаться друг с другом, подмигивать друг другу, подавать тайные знаки, назначать свидания и дуэли».

    Но есть ли главное, сквозное, стержневое слово, слово-ключ в лирике поэта? (Душа).

« Какой мир творил в своей душе Заболоцкий, какой, по его мнению, мир должны мы творить в своей душе?» (Это мир любви и добра, уважения друг к другу. мир, где умеют сострадать чужому горю и радоваться чужой радости, где никогда не пойдут против своей совести и не предадут самого себя).

Прослушивание некоторых ответов.

Такой мир творил в своей душе Николай Заболоцкий, такой мир призывал творить нас, ведь его стихи обращены и к нашей душе – таков закон поэтического творчества.

Ответить на вопросы: «Что общего со стихотворением «Некрасивая девочка»?» «Какие художественные приемы использованы в нем автором?»

Заболоцкий сравнивал с человеком стихи: «Стихотворение подобно человеку - у него есть лицо, ум и сердце». Как вы понимаете эти строки?