По цвету

Максимальная высота подачи бетона бетононасосом. Бетононасосы: виды и применение. Вылет стрелы и свободная площадь

Чтобы обеспечить перемещение приготовленного раствора бетона к месту его использования, применяется бетононасос. Его основная функция, таким образом, заключается в простом перекачивании или, другими словами, в транспортировании бетона при строительстве объектов как жилых, так и промышленного назначения. С помощью бетононасосов облегчаются и ускоряются работы, связанные с заливкой бетонной смеси при сооружении крупных бетонных, а также железобетонных сооружений современной инфраструктуры.

Бетононасосы, как правило, имеют в своем составе:

А) выходную часть;

Б) загрузочный бункер;

В) главный двигатель;

Г) электрощит;

Д) мешалку;

Е) бак для масла;

Ж) охладительную систему;

З) водяной насос;

И) гидравлическую систему;

К) качающий клапан;

Л) азотный баллон;

М) ящик для хранения инструментов;

Н) манометр;

О) масляный фильтр;

П) систему смазки;

Т) колеса;

Ф) электрощит;

Х) шильдик;

Ц) прицепное устройство.

Двигатель бетононасоса может быть как электрическим, так и дизельным. Так как схема перекачивания бетонной смеси представляет собой открытый контур, то ее легко регулировать. А наличие бесступенчатой гидравлической системы настройки и возможности изменять количество подаваемого топлива обеспечивает более качественную работу агрегата.

Основные составные части бетононасоса - это водяной насос, а также два гидроцилиндра, с которыми соединены поршни, движущиеся возвратно-поступательно в противоположных направлениях.

Выходные отверстия соединены с загрузочным сектором, предназначенным для приема бетонной смеси. Так как транспортные цилиндры связаны с цилиндрами гидравлическими, то происходит быстрое всасывание бетонной смеси и ее нагнетание.

Бетонная смесь, с которой работает бетононасос, должна проходить стадию предварительного лабораторного исследования для того, чтобы можно было определить состав бетона, обеспечивающий его легкую и быструю перекачку.

Сферы применения бетононасосов

  1. При строительстве железнодорожных объектов и водных сооружений применение бетононасосов значительно ускоряет работы.
  2. Во время возведения эстакад и мостов с помощью этого устройства, благодаря быстрой доставке бетонного раствора до места укладки, не происходит его преждевременное загустение.
  3. В процессе сооружения туннелей и портовых соединений использование бетононасосов является практически безальтернативным способом подачи бетонного раствора в нужном объеме на строящийся объект.
  4. Организация любого строительства, в котором используются большие объемы бетона, немыслима без применения бетононасоса, значительно сокращающего время на транспортировку бетонной смеси, а также физические и финансовые ресурсы, связанные с этой технологической операцией.

Преимущества применения бетононасосов

  1. Плавное и непрерывное поступление бетонной смеси без утечки в процессе транспортировки.
  2. Применение бетононасоса ускоряет возведение любых бетонных сооружений, обеспечивая одновременно экономию, как финансов, так и времени.
  3. Бетонная смесь может подаваться таким оборудованием не только в горизонтальном направлении, но и под углом к горизонту, и даже - вертикально.
  4. Бетононасосы являются достаточно износостойкими простыми в обслуживании устройствами.
  5. Наличие у этого оборудования колес позволяет его передвигать на небольшие расстояния без привлечения большого количества рабочих.
  6. Управления бетононасосом может осуществляться всего одним человеком, при этом некоторые модели этих устройств имеют дистанционное управление.
  7. Наибольшее расстояние, на которое может подаваться бетонная смесь - 300 м, а максимальная высота подачи - 80 м.
  8. Бетононасосы - это высокопроизводительные агрегаты, выполняющие работу по доставке бетонного раствора в десятки раз быстрее человека.

Классификация бетононасосов

Бетононасосы в зависимости от способа передвижения могут быть:

А) стационарными;

Б) автомобильными;

В) передвижными;

Г) мини бетононасосами.

Такое строительное оборудование представляет собой прицеп с установленной на нем насосной станцией, транспортировка которого осуществляется тягачом. Оставили свой выбор на данном виде бетононасоса? Рекомендуем брать в аренду! Подробнее про аренду стационарного бетононасоса на https://beton-monolit.ru/arenda-betononasosa/ . На любой срок и по все Московской области.

Преимущества:

Стационарный бетононасос может перекачивать очень большое количество раствора;

Имеется возможность подачи этого раствора и вертикально вверх, и по горизонтали;

Невысокая стоимость;

Наличие магистрали.

Область применения:

Постройка многоэтажных строений, зданий;

Возведение высотных сооружений.

Недостатки:

Отсутствует возможность быстрой транспортировки такого бетононасоса;

Обязательно необходим манипулятор;

Слабая маневренность.

Благодаря высокой мобильности такого оборудования, оно часто используется для транспортировки бетонного раствора на удаленные строительные участки. Представляет собой обычный автомобиль, имеющий на своей платформе надежно закрепленную насосную станцию, к которой подсоединены бетоноводы. Основные составляющие этого строительного оборудования - бункер для приема бетона, а также стрела.

Конструктивно стрела выполнена в виде стальной трубы, имеющей несколько подвижных элементов, называемых коленями. Длина, на которую может выдвигаться стрела такого бетононасоса, обычно находится в диапазоне 20…60 метров. Конечная часть стрела соединена с гибким рукавом, с помощью которого обеспечивается направление бетона в заданное место. Перед запуском любого автомобильного бетононасоса в него обязательно должно заливаться некоторое количество цементного молочка или специального химического раствора.

При работе такого устройства задействованы два человека: один управляет стрелой и агрегатом в целом, в то время как второй непосредственно выполняет строительные бетонные работы.

Преимущества:

Большая производительность (обычно превышающая 90 кубических метров в час);

Не требуется выделение отдельного транспортного средства для перемещения такого бетононасоса;

Высокая маневренность.

Недостатки:

Значительная стоимость;

Меньшая по сравнению с ранее описанным типом бетононасоса длина, а также высота подачи строительного раствора.

Передвижные бетононасосы

Для перемещения таких агрегатов требуется выделение дополнительного оборудования. Они представляют собой бетононасосы, закрепленные на шасси, которое облегчает транспортировку этих устройств.

Мини бетононасосы

Их используют в тех случаях, когда для выполнения каких-нибудь строительных работ требуется подача сравнительно небольшого количества бетонного раствора. Это устройство находит применение и в широкомасштабном строительстве, и при сооружении средних и небольших объектов.

Благодаря довольно малым размерам таких бетононасосов, их легко передвигать в пределах небольшого строительного участка, оперативно обеспечивая доставку бетонного раствора туда, где он срочно требуется.

Основные технические характеристики:

А) максимальная длина подачи - 150 метров;

Б) максимальная высота подъема раствора - 50 метров;

В) устройства могут снабжаться либо электродвигателями, либо дизельными двигателями;

Г) обеспечивается автономность перемещения.

Машины для транспортирования

бетонной смеси и растворов.

Бетононасосы и пневмонагнетатели.

Способ доставки бетонов и растворов от смесительной установки к месту их укладки и необходимое для этого оборудование выбирают в зависимости от характера сооружения, общего объёма укладываемой смеси, суточной потребности в смеси, высоты её подъёма и дальности горизонтального перемещения.

Дальность подачи смеси бетононасосами по горизонтальному бетоноводу достигает 400 м , по вертикали – 70 м . Монтируя последовательно ряд бетононасосных установок, можно увеличить дальность и высоту подачи.

При любом способе транспортирования смесь должна предохраняться от расслаивания на составные части.

В большинстве случае при выполнении больших объёмов бетонных работ экономически целесообразно транспортирование бетонной смеси по трубам при помощи бетононасосов. При необходимости транспортирования бетона от центральных бетонных установок на удалённые строительные объекты лучшими транспортными средствами, обеспечивающими сохранение качества бетона, являются автобетономешалки.

Рис.1. Автобетононасосы в работе:

а - монолитное строительство; б - строительство стены, укрепление откоса;

в – заливка фундамента; г – заливка полов.

В современных технологиях строительства важнейшую роль играет повышение производительности работ, экономия времени, рабочей силы, и в конечном счете, финансовых затрат. Использование механизированного оборудования позволяет решить эту задачу. Одним из видов профессиональной строительной техники является бетононасос.

Назначение этой установки - транспортировка приготовленной бетонной смеси непосредственно к месту ее заливки с применением бетоновода, состоящего из отдельных секций с быстроразъемными соединениями и специальных распределительных стрел.

Подача бетона по трубам при возведении монолитных сооружений по сравнению с его подачей ленточными конвейерами или кранами повышает производительность труда и снижает себестоимость работ. Такой способ транспорта бетона позволяет работать в стеснённых условиях и труднодоступных местах, где другие виды подачи не могут быть применены.

Бетононасос – это машина для нагнетания бетонной смеси к месту её укладки (в пределах строительной площадки) для оперативного и качественного строительства разнообразных объектов с помощью гибкого бетоновода, что также дает возможность для нагнетания бетона в различные плоскости.

Считается, что подача бетона с помощью бетононасосов существенно улучшает качество укладываемого бетона. Это объясняется тем, что при передаче раствора бетона осуществляется дополнительное перемешивание, что повышает структуру укладываемого бетона.

Классификация:

А). Конструктивно, в зависимости от назначения, бетононасосы

подразделяются на три основные категории :

1) – автобетононасос;

2) - стационарный прицепной бетононасос;

3) - автобетононасос со смесителем.


Рис.2. Бетононасосы:

а - стационарный прицепной бетононасос; б – автобетононасос;

в - автобетононасос со смесителем (АБНС-29).

Автобетононасосы – это строительное оборудование, предназначенное для подачи бетона к месту укладки, как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Автобетононасос устанавливается на автомобильные шасси и состоит из раздаточной стрелы, системы опоры и бетононасоса. В зависимости от марки автобетононасоса, длина стрелы бетононасоса может меняться в большую или меньшую сторону.

Производительность автобетононасоса может достигать до 200 м³/час , а высота подачи бетона до 48 метров . Некоторые модели автобетононасосов могут вращаться вокруг вертикальной оси или оснащаться миксерами для перемешивания бетона. В целом же функциональных возможностей даже самого простого автобетононасоса вполне хватает для укладки бетона на довольно большие площади.

Управление работой автобетононасоса может осуществляться либо из кабины водителя, либо с пульта, установленного на автомобильные шасси. Работу автобетононасоса можно контролировать и с помощью пульта дистанционного управления. Такой пульт может передавать сигналы по радио или кабелю, подключённому к автобетононасосу.

Подача материала из автобетононасоса производится по специальной трубе, которая называется бетоновод. Бетоновод надёжно крепится к раздаточной стреле автобетононасоса, что полностью исключает потери материала в процессе подачи к месту укладки. Если укладку бетона планируется проводить в зимнее время, бетоновод следует утеплить или обогреть паром.

Стационарный бетононасос – спецтехника, которая, в основном, предназначена для строительства многоэтажных зданий. Для более дальней подачи бетонной смеси на бетононасосе устанавливается стрела (труба). Стационарные агрегаты подачи бетона (бетононасосы) отличаются следующими техническими характеристиками: производительность от 15 до 85 м³/час ; подача бетонной смеси может осуществляться до 150 метров по вертикали, и до 450 метров по горизонтали. Работа стационарных бетононасосов может обеспечиваться двигателями, работающими как на дизельном топливе, так и электричестве.

Они предназначаются для объектов с малым объёмом работ и представляют собой лёгкие мобильные машины на колёсном ходу или салазках.

Передвижные смесители используются при небольших объемах строительных и ремонтно-строительных работ (с небольшим объёмом замеса) на рассредоточеных объектах, представляют собой лёгкие мобильные машины на колёсном ходу или салазках; а стационарные входят в состав технологических линий бетонорастворосмесительных установок средней и большой производительности бетонных и растворных заводов.

Стационарные отличаются большей мощностью, однако не имеют стрелы для подачи бетонной смеси.

Б). По типу привода :

■ кривошипно-шатунные;

■ гидравлические бетононасосы;

■ пневматические бетононасосы.

В). По количеству цилиндров :

■ одноцилиндровые;

■ двухцилиндровые.

Г). По мобильности:

■ стационарные;

■ автобетононасосы.

Наиболее эффективно использование бетононасоса в следующих случаях:

Повышение производительности труда при многоэтажном строи-

тельстве;

Бетонирование площадок, где в силу разных причин затруднена

подача бетона;

Бетонные работы на высоте;

Имеются препятствия, мешающие подъезду автобетоносмесителя

Технологический процесс работы бетононасосов выглядит следующим образом: бетон, по бетоноводам поступает к месту укладки. Расстояние и высота могут быть различными. Регулятор оборотов, в зависимости от характеристик бетона и расстояния, на которое осуществляется перекачка, автоматически устанавливает режим работы. Также учитывается и температура воздуха. Бетон перемешивается с помощью реверсной системы.

Главные достоинства бетононасосов: выносливость и стабильность работы. Технические характеристики позволяют оборудованию работать в экономном режиме. Т.к. оборудование может использоваться круглый год, в том числе в зимнее время, на бетононасосах установлена система подогрева дизельного топлива. Для защиты двигателя от перегрева установлен агрегат, охлаждающий масло.

Обслуживать бетононасосы несложно. Достаточно использовать промывочный насос с водяным пистолетом.

Общее устройство бетононасосов

Бетононасосы поршневого типа (с механическим приводом). Отечественная промышленность выпускает бетононасосы поршневого типа производительностью 10, 20 и 40м 3 /час с механическим и гидравлическим приводом.

Привод от ДВС:

Принцип работы бетононасоса заключается в следующем: поступающая в приёмный бункер 6 бетонная смесь подвергается непрерывному перемешиванию лопатками 5 , для того чтобы сохранить её однородность и предупредить расслоение. Из бункера смесь при помощи побудителя 7 , выполненного в идее лопастной мешалки. Поступает через всасывающий клапан 8 в цилиндр 11 насоса.

Поршень 12 насоса совершает возвратно-поступательное движение при помощи кривошипно-шатунного механизма, коленчатый вал 2 которого приводится во вращение от основного электродвигателя бетононасоса. Движение поршня строго согласовано с положением всасывающего 8 и нагнетательного 9 клапанов: при всасывающем движении поршня (рис.а ) клапан 8 открывается, а клапан 9 закрывается; при нагнетательном положении поршня (рис.б ) клапан 8 закрывается, а клапан 9 открывается. Синхронизация перемещений поршня и клапанов достигается при помощи кулисного механизма 1 , получающего качательное движение от профильных кулаков на коленчатом валу, и двух тяг 3 и 4 , связывающих каждую из кулис с клапанами. Во время всасывающего движения поршня бетонная смесь поступает в полость цилиндра, а во время нагнетательного движения выталкивается в трубопровод 10 .

Рис.3. Бетононасос с механическим приводом:

а – схема работы; б - кинематическая схема; І – всасывающее положение поршня; ІІ – нагнетательное положение поршня;

1 – кулисный механизм; 2 – коленчатый вал КШМ; 3 и 4 - тяги; 5 - лопасти; 6 – приёмный бункер; 7 - побудитель; 8 - ;всасывающий клапан; 9 – нагнетательный клапан; 10 - трубопровод; 11 – цилиндр насоса; 12 – поршень насоса.

Привод от электродвигателя :

Бетононасосы монтируются на сварной раме 15, снабжённой лыжами 16 для возможности перемещения бетононасоса на небольшие расстояния. Приёмный бункер 6 делается сварным из листовой стали, а его внутренняя поверхность футеруется сменными броневыми листами, защищающими стенки бункера от износа. К бункеру прикреплена верхняя площадка 20 , на которой монтируется привод 3, 4 и 5 вала смесителя 7 и крепится пускорегулирующее электрооборудование 2 главного привода. С этой площадки производится наблюдение за поступлением в бункер бетонной смеси. В нижней переходной воронке бункера. В непосредственной близости к всасывающему клапану, установлен вал 8 побудителя. Привод вала побудителя осуществляется с помощью цепной передачи 21, 27 от коленчатого вала 18 .

Рабочая часть бетононасоса состоит из клапанной коробки 12 и цилиндра 13 , в котором перемещается поршень 17 . Внутренняя поверхность клапанной коробки футеруется (футеровка – это специальная отделка для обеспечения защиты поверхностей от возможных механических или физических повреждений) сменными втулками из износоустойчивой стали, а цилиндр – вставной гильзой.

Рис.4. Бетононасос:

1 – главный электродвигатель; 2 – пускорегулирующее оборудование главного привода;

3 ; 4 и 5 – привод вала смесителя; 6 – приёмный бункер; 7 - смеситель; 8 – вал возбудителя; 9 – всасывающий клапан; 10 – нагнетательный клапан; 11 - ; 12 – клапанная коробка; 13 - цилиндр; 14 – резиновый наконечник; 15 – сварная рама; 16 - лыжи; 17 - поршень; 18 – коленчатый вал; 19 - тяга; 2 0 – верхняя площадка; 21 и 27 цепная передача; 22 и 23 – профилированные кулаки; 24 и 25 - кулисы; 26 - шатун.

Гильза цилиндра сравнительно быстро изнашивается

Рис.5. Детали бетоновода:

а – комплект звеньев; 1 – прямое звено длиной 3м ; 2 – прямое звено длиной 1,5м ; 3 - прямое звено длиной 0,9м ; 4 – прямое звено длиной 0,6м ; 5 – прямое звено длиной 0,3м ; 6 – колено под углом 90°; 7 – колено под углом 45°; 8 – колено под углом22°30"; 9 – колено под углом 11°15";

б – рычажный замок, соединяющий звенья бетоновода; 1 и 5 – звенья бетоновода; 2 - поворотный рычаг; 3 – тяга; 4 – хомут;

в – игольчатый клапан; 1 – крышка; 2 – иглы; 3 – иглодержатель.

Пневматические бетононагнетатели . Предназначены для перемещения порций бетона по трубам при помощи сжатого воздуха.

Рис.6. Пневматический бетононасос:

а - общий вид; б - схема устройства; 1 - трубопровод; 2 - направляющий конус;

3 - воронка; 4 - конусный затвор; 5 - резервуар; 6 - сопла.

Дальность подачи находится в пределах 150 м .

Бетононасос с гидравлическим приводом. Частично устраняет недостатки механического привода. Они состоят из установленных под расходным бункером-побудителем 2 двух рабочих цилиндров 4 , снабжённых двумя шиберными затворами- вертикальным 7 и горизонтальным 6 . Движение поршням рабочих цилиндров и шиберным затворам сообщается маслоприводными цилиндрами 5 и 3 .

Рис.7. Бетононасос с гидравлическим приводом:

а – общий вид; б – схема движений вспомогательной стрелы с бетоноводом; в принципиальная схема работы бетононасоса; 1 - ; 2 – бункер-побудитель; 3 и 5 –маслоприводные цилиндры; 4 – два расходных цилиндра;; 6 – горизонтальный шиберный затвор; 7 – вертикальный шиберный затвор.

Принцип работы такого бетононасоса можно проследить на рис.в . Правый рабочий цилиндр засасывает смесь из приёмного бункера, а левый рабочий цилиндр в это время выжимает её в бетоновод 1 (положение І ). По достижении поршнями крайних положений подаётся сигнал в систему управления на изменение направления движения поршней и шиберных затворов. При этом горизонтальный затвор открывает доступ смеси из бункера в левый цилиндр и закрывает её поступление в правый цилиндр. Вертикальный затвор открывает вход смеси в бетоновод из правого цилиндра и закрывает левый цилиндр (положение ІІ ). Затем цикл повторяется, и бетонная смесь непрерывным потоком перемещается по бетоноводу.

Бетононасосы с гидравлическим приводом по сравнению с механическим имеют меньше конструктивных узлов и поэтому надёжнее в работе. Их рабочие поршни движутся с постоянной скоростью и не создают больших инерционных нагрузок в отличие от кривошипно-шатунного механизма. Производительность бетононасосов с гидравлическим приводом может регулироваться в широких пределах, а повышение давления свыше установленного предела исключается предохранительными устройствами гидросистемы. Дальность подачи таких бензонасосов больше, чем у бетононасосов с механическим приводом.

Бетононасосы с гидравлическим приводом комплектуются сочленённой из нескольких звеньев стрелой 8 , несущей на себе бетоновод. Стрела крепится на поворотной платформе 9 , установленной на раме бетононасоса, и может вращаться вокруг вертикальной оси. Путём изменения гидравлическими цилиндрами угла наклона между звеньями обеспечивается перемещение головки стрелы с концевым звеном бетоновода в нужное положение (рис.б ). Этим в определённых условиях достигается возможность подачи бетона к месту укладки без монтажа бетоновода.

Конструктивно, в зависимости от назначения, бетононасосы подразделяются на три основные категории :

1) – автобетононасос;

2) - стационарный прицепной бетононасос;

3) - автобетононасос со смесителем.

1) - автобетононасос – передвижное строительное оборудование, установленное на базе грузового автомобиля. Оборудование работает по следующему принципу: посредством распределительной стрелы бетонная смесь подается из бетоносмесителя к месту ее непосредственной укладки. При необходимости стрелу наращивают дополнительным бетоноводом. Тип шасси грузового автомобиля возможен от двух- до пятиосного, вылет распределительной стрелы зависит от конструкции установки и колеблется от 16,1 до 57 метров .

Рис.8. Автобетононасос.

С повышением требований к темпам и качеству строительно-монтажных работ, инженерами было разработано передвижное строительное оборудование. В среде бетононасосной техники были сконструированы автобетононасосы – бетононасосы, установленные на автомобильное шасси.

Основное отличие автобетононасосов от стационарных бетононасосов заключается в их мобильности.

Автобетононасосы предназначены для подачи свежеприготовленной бетонной смеси в горизонтальном и вертикальном направлениях распределительной стрелой к месту укладки на строительных объектах. Применение бетононасосов значительно сокращает сроки возведения зданий и сооружений, повышает качество строительства, улучшает условия труда.

Автобетононасос, также как и его стационарный собрат, может работать в любых погодных условиях с производительностью до 150 м 3 ас, подавать бетон на высоту до 70 метров и до 200 метро в по горизонтали.

Рис.9. Внешний вид автомобильных бетононасосов.

Автобетононасосы оборудуются амортизационной системой, которая минимизирует колебания вызванные работой гидравлики. Современные автомобильные бетононасосы оборудуются электронной системой контроля качества подаваемого бетона, а также регулируется распределение нагрузки на стрелу, что уменьшает амплитуду колебаний конструкции.

Большим плюсом автобетононасоса, позволившим интенсивно использовать этот вид техники при сооружении объекта Укрытие над разрушенным реактором Чернобыльской АЭС , является его мобильность. Это дало возможность начать бетонирование стен Саркофага дистанционно (на расстоянии) и в короткий строк организовать весь технологический процесс бетонирования.

Рис.10.Схема работы бетоновода автомобильного

бетононасоса (трехсекционная стрела)

Применение автобетононасосов при ликвидации аварии на ЧАЭС позволило существенно сократить сроки выполнения работ, сократить потребности в рабочей силе и снизить затраты.

Потребность в дистанционном бетонировании при сооружении Саркофага

Сооружение объекта Укрытие, по первоначальному проекту, предусматривало полную изоляцию (захоронение) всех помещений, относящихся к 4-му блоку ЧАЭС. Но после анализа радиационных условий в местах проведения работ (внутри помещений и на территории ЧАЭС), а также обследования строительных конструкций здания позволили упростить конструкцию объекта Укрытие.

При возведении стен объекта Укрытие был предусмотрен следующий порядок бетонирования. Армоблоки поставлялись на АЭС в готовом виде. На участке с наиболее благоприятной радиационной обстановкой осуществлялась сборка их в блок-опалубку.

Собранный блок доставлялся к месту расположения стенки и после монтажа бетоноводов и установки бетононасосов производилась укладка в него бетонной смеси.

Рис.11.Схема расположения бетононасосов при

строительстве каскадной стены объекта Укрытие.

При возведении некоторых наружных бетонных стенок Укрытия армоблоки монтировались на железнодорожных платформах. Количество платформ определялось длинной стенки. Для наиболее протяженной стенки потребовалось 14 платформ, рабочее место для сборки армоблоков которой было определено в районе АБК-1 , т.е. на расстоянии 500-600 м от места возведения стенки. При этом для размещения платформ и доставки опалубки к месту расположения стенки использовался существовавших железнодорожный путь.

Наибольшую сложность представляли собой работы по возведению каскадной стены высотой 5,75 м в осях 43-51 вдоль ряда Ю . Затем бетонировалось пространство между этой стенкой и блоком Б до верхней отметки стенки. На образованную ступеньку максимально приблизившись к развалу, устанавливалась опалубка: армоблоки высотой 12 м , для второй стенки за которую также укладывался бетон, в результате образовывалась вторая ступенька – ярус каскадной стенки общей высотой 17,55 метро в. Аналогично первому и второму ярусам возводились третий (общая высота 29,75 м ) и четвертый (общая высота 41.00 м ) ярусы. Схема возведения каскадной стены представлена на рисунке. При возведении стенок внутри помещений армоблоки устанавливались на место по отдельности. В ряде случаев опалубка монтировалась непосредственно на месте возведения стенок.

Подача бетона в армоблоки осуществлялась с помощью передвижных и стационарных бетононасосов, позволявших выносить приемщики бетонной смеси на расстояние 150-200 метро в от мест установки армоблоков. К числу использовавшихся бетононасосов относятся Вортингтон (Worthington), Швинг (Schwing), Путцмейстер (Putzmeister), БН-80-20.

Согласно проекту защитной оболочки, разработанному ВНИПИЭТ, при сооружении «Укрытия» потребовалось уложить более 300 000 м 3 бетона. При этом было смонтировано более 7 тысяч тон металлоконструкций. Работы были начаты в конце мая 1986 года и окончены в ноябре 1986 года.

Устройство автобетононасоса .

Рис.12. Автобетононасос:

1 – захватный крюк; 2 – сигнальные индикаторы; 3 – смазочная система; 4

фиксация конечной позиции телескопического устройства спереди; 5 – блок управления левой опорой; 6 – водяной насос, сливной кран; 7 8 – выключатель звукового сигнала (клаксона); 9 – панель управления мешалки; 10 – панель блока управления; 11 – панель управления водяного насоса; 12 – блок регулирования; 13 – блок управления бетононасосом; 14 – блок управления мачтой; 15 – фиксирующее устройство транспортного положения сзади; 16 – блок управления правой опорой; 17 – фиксирующее устройство конечной позиции телескопического устройства спереди.

Рис.13.Автобетононасос CIFA K48 XRZ

Автобетононасос CIFA К48 XRZ монтируется на 4-х осное шасси, оснащен 5-секционной раздаточной стрелой B5RZ 48/44 с диаметром бетоновода 125 мм с RZ -образной кинематикой раскрытия, Х -образными выдвижными аутригерами, что ускоряет установку бетононасоса и упрощает его помещение на узких площадках. Стрела снабжена системой BFC (быстросъемного крепления бетоновода), а пропорциональное управление раскрытием стрелы позволяет оператору независимо управлять раскрытием секций.

Основные характеристики :

Компактная и удобная конструкция, продуманная для установки на четырехосное шасси.

Задние складывающиеся и передние складывающиеся с телескопическим выдвижением опоры.

Независимая рама с защитой от деформации кручения.

Выносные опоры с гидравлическим приводом по обеим сторонам машины.

Пятисекционная раздаточная стрела B5RZ 47/43 диаметром 125 мм со смешанной Z -образной и раскручивающейся кинематикой раскрытия.

Пропорциональное управление раскрытием стрелы позволяет оператору независимо управлять раскрытием секций.

Регулятор подачи бетона.

Возможность установки насосного узла серии HPG-IF c закрытым гидравлическим контуром: превосходная производительность, высокое давление и поток бетона, простой в обслуживании.

Устройство безопасности на открываемом смотровом люке.

Серия насосов "F8 " высокой производительности: ровный, непрерывный ток бетона в сочетании с простотой обслуживания.

В наше время автоматизацию строительного процесса все больше внедряют в строительную отрасль, что позволяет уменьшить себестоимость возводимого объекта, увеличить скорость строительства и облегчить труд строителей.

Одним из процессов автоматизации строительства является использование бетононасосов , фото 1 .

Фото 1. Бетононасосы на автомобильном шасси

Бетононасос представляет собой комплекс оборудования, которое устанавливается на шасси грузового автомобиля и состоит из таких основных частей:

  • встроенный раскладывающийся бетоновод в виде стрелы (стрела-бетоновод). Длина бетоновода в рабочем положении может составлять 22…64 м, фото 2 ;
  • прорезиненный шланг («хобот», обычно длиной около 4 м);
  • мешалка;
  • загрузочный бункер;
  • бетоноводное колено (их бывает 3…7 шт);
  • гидравлический цилиндр (обычно 2 шт);
  • водяной насос;
  • бетоновоный замок с резиновым уплотнителем;
  • промывочное устройство.

Фото 2. Бетоновод-стрела бетононаоса в рабочем положении

Существуют автобетононасосы со следующим вылетом стрелы: 22 м; 32 м; 36 м; 42 м; 46 м; 52 м; 53 м; 57 м.

В зависимости от типа подачи бетононасосы подразделяются на:

  • вакуумный (подача бетона происходит за счет создания вакуума в системе);
  • поршневой (подача бетона происходит за счет движения поршней);
  • шторочный (наличие штор);
  • шиберный (наличие шиберов).

По форме бетоновода бывают:

  • S-образные бетононасосы;
  • С-образные бетононасосы.

Бетононасосы бывают разных типов в зависимости от габаритов и способа передвижения:

  • стационарный (имеет колеса для передвижения и изготовлен в виде прицепа);
  • автомобильный (на базе грузового автомобиля);
  • мини бетононасос (применяется при небольшом объеме бетона или небольшой подаче), фото 3 .

Фото. 3. Виды бетононасосов: а) стационарные; б) мини бетононасосы

На фото 4 приведены автобетононасосы высокой производительности и большой длиной вылета стрелы.

Фото 4. Бетононасосы максимальной мощности и большой длиной вылета стрелы. Установка бетононасосв производства Putzmeister М70-5 (Германия) и CIFA K80H Carbotech на автомобили марок Kenworth C 500B, Mercedes, Man

Автомобильный бетононасос обладает целым рядом преимуществ, таких как – мобильность и возможность более удобного обслуживания всей машины в целом. Но, например, стационарный по стоимости аренды и эксплуатации обходиться более дешевле.

Условия при которых применяется бетононасос

  1. Основное назначение бетононасоса это перекачивание бетона от бетоносмесителей () к объекту бетонирования, который находится в труднодоступном для подъезда месте.
  2. При использовании соответствующей бетонной смеси. Для нормальной работы бетононасоса следует применять бетонную смесь с максимальной крупностью щебня, не превышающей 1/3 часть поперечного сечения бетоновода. Обычно для бетонирования большинство строительных объектов с помощью бетононасоса применяется бетонная смесь с крупностью щебня в пределах 20…60 мм, при этом внутренний диаметр бетоновода должен составлять 60…120 мм.
  3. При необходимости бетонировать строительные элементы и конструкции на значительной высоте, более 5 м.
  4. При необходимости одновременно забетонировать всю конструкцию за один раз.
  5. При большом объеме бетонирования, когда необходимо бетонировать с высокой производительностью и длительное время, с возможностью круглосуточной работы бетононасоса.
  6. Характеристики бетонной смеси, при которых можно применять бетононасос:
  • подвижность бетонной смеси П4, П5 (осадка конуса 16…21 см);
  • В/Ц (водоцементное отношение) не более 0,75;
  • марка по прочности не менее В12,5 (М150), для некоторых насосов – не менее В22,5 (М300).

Принцип работы бетононасоса

Принцип работы бетононасоса заключается в том, что из бетоносмесителей подается непрерывно с определенной скоростью бетонная смесь в бункер бетононасоса. Из бункера с помощью насосов бетонная смесь попадает в бетоновод, откуда поступает на непосредственное место бетонирования.

Перед работой бетононасоса для создания смазочного тонкого слоя, который обеспечивает легкую перекачку бетона, следует прокачать небольшое количество таких смесей на выбор:

  • известковый раствор;
  • цементно-песчаный раствор в пропорции 1:2 (Ц:П).

Не допустимо делать длительные перерывы подачи бетона, более 15…20 мин. При аварийном или вынужденной остановке бетононасоса более чем на 1 ч, по возможности следует на небольшой скорости прокачивать через каждые 10 мин в минимальном количестве бетон, чтоб он не схватился внутри бетоновода.

В зимнее время условием работы бетононасоса является прокачивание бетонной смеси температурой не ниже 25…30°С, т.е. ее нужно предварительно подогреть. При зимнем бетонировании бетоноводы дополнительно утепляют.

Применение трассы

В особо сложных условиях, где подъезд к объекту расположен очень далеко или высоко применяется дополнительное оборудование – трассы (комплект бетоноводов). Трасса состоит из определенного количества металлических трубопроводов, которые прокладывают к объекту по кратчайшему пути с минимальным количеством изгибов.

Бетоноводы нельзя устанавливать под прямым углом или строго вертикально, в крайнем случае при небольшой длине бетоновода допускается расположение под прямым углом, если этот изгиб расположен не ближе 8 м от самого бетононасоса и предусмотрена дополнительная установка игольчатого клапана.

При выборе аренды бетононасоса следует обратить внимание на его характеристики:

  • тип бетононасоса;
  • мощность и производительность бетононасоса;
  • параметры подачи бетонной смеси (максимальная длина и высота);
  • производитель бетононасоса.

Преимущества применения бетононасосов

  1. Возможный непосредственный доступ к стройплощадке в сложных условиях, когда нет возможности подъезда автобетоносмесителя непосредственно к строительному объекту.
  2. Снижаются трудозатраты.
  3. Снижаются потери бетона при транспортировке к опалубке.
  4. Увеличивается скорость строительства.
  5. Высокая долговечность оборудования бетононасоса при правильной эксплуатации.
  6. Оборудование бетононасоса простое в эксплуатации.
  7. Возможность подачи бетона в горизонтальном и вертикальном направлениях:
  • по горизонтали – до 300 м;
  • по вертикали (по высоте) – до 80 м.
  1. Мобильность установки позволяет по максимуму использовать оборудование по времени и скорости передвижения.
  2. Высокая производительность (до 90 м³/ч).
  3. Удобно применять при монолитном строительстве многоэтажных и массивных зданий и сооружений.
  4. Бетононасосы могут работать от электрического или дизельного двигателя.

Считается, что бетонасосы ниже приведенных производителей обладают более высокими качеством и надежностью:

  • Putzmeister (Германия);
  • Cifa (Италия);
  • Sany (Китай).

Конев Александр Анатольевич

Малявин Анатолий Николаевич

Она зависит от размеров площадки (дальность и высота транспортировки), от величины отдельных бетонируемых участков (производительность) и от свойств укладываемого бетона (содержание цемента, консистенция, размер зерна и пр.). Бетононасос, который обязан подать определенное количество бетона за заданное время, должен иметь конструкцию, гарантирующую забор данного количества бетона и его транспортировку к месту укладки. Давление подачи тем больше, чем длиннее транспортный трубопровод и чем быстрее по нему течет бетон. Легко понять, что приводная мощность насоса, который развивает высокое давление для транспортировки бетона на большое расстояние, будет больше, чем у установки, транспортирующей бетон только на короткие расстояния. Сравниваться между собой могут только насосы с одинаковой приводной мощностью.

Засасывание

Бетон может быть выдавлен из насосного цилиндра только, если он предварительно был наполнен бетоном. Для этого наполнения также требуется давление. Давление атмосферы (1 бар = 760 torr) заставляет бетон поступать в резервуар, находящийся под низким давлением. Всасывающий поршень создает в цилиндре пониженное давление. Атмосферное давление "выдавливает" бетон из бункера в цилиндр. Разница давлений между атмосферой и вакуумом теоретически не может быть больше1 бара. В насосе она при благоприятных условиях может составлять 0,8 бар. Это означает, что бетон подается из бункера в цилиндр максимально с 0,8 бар. Поэтому жесткие и грубые бетоносмеси засасываются хуже, чем тонкие и пластичные. Оптимальные условия засасывания обеспечиваются, когда всасывающие отверстия имеют одинаковое сечение с цилиндром насоса. Задвижка (шибер) должна быть спроектирована таким образом, чтобы сечение всасывания оставалось максимально открытым, не препятствуя втеканию бетона и не меняя его направления движения. Большие объемы бетона требуют больших цилиндров и соответствующих размеров всасывающих отверстий. Диаметры всасывающего отверстия и цилиндра определяют максимальный размер зерна транспортируемого бетона. Самое простое правило требует, чтобы диаметр всасывающего канала как минимум в 3 раза превышал диаметр наибольшего зерна. То есть бетон с максимальным зерном в 63 мм предполагает бетононасос с диаметром подающего цилиндра не менее 180 мм.

Мешалка

Современные бетононасосы снабжаются мешалками, устанавливаемыми в бункерах. Мешалка предназначена для поддержания бетона в текучем состоянии во время простоя насоса, она препятствует оседанию бетона и разрушает структуры, образующиеся вблизи всасывающих отверстий. Однако эти мешалки не являются полноценными бетоносмесителями. При отключенном насосе и больших временах перемешивания приготовление бетона с помощью мешалки представляется весьма проблематичным.

Нагнетание

Максимальное давление, обеспечиваемое бетононасосом, задается его конструкцией. Для различных условий эксплуатации разработаны разнообразные устройства. Автобетононасосы обычно работают с короткими бетоноводами, соответствующими длине мачты бетонораспределителя. Им требуется более низкое давление нагнетания по сравнению, например, со стационарными насосами на стройплощадках, которые тот же объем бетона должны подать на высоту 100 м. Для передвижных бетононасосов (автобетононасосов) , как правило, давления нагнетания до 70 бар оказываются достаточными, в том числе и при высокой производительности. Стационарные бетононасосы с подачей бетона на расстояния до 1000 м или высоту до 500 м требуют давления до 200 бар. Такие, давления предъявляют повышенные конструкционные требования ко всем работающим под давлением узлам, таким как шиберы, шланги, редукторы, трубопроводы и пр. Бесперебойное функционирование насоса возможно только в том случае, если при его выборе учитывались все специфические требования конкретной стройплощадки. Установка, которая постоянно перегружается не может работать эффективно.

Модель бетононасоса Производительность, м 3 /час Давление подачи, бар Дальность подачи вверх / по горизонту, м Внешний вид

Поршневые стационарные бетононасосы

18 70 60/200
71/47 71/106 100/250
65/42 56/101 100/250
95/57 91/152 130/350
Бетононасос стационарный Putzmeister BSA 2109 HP D - аренда 95/57 91/152 150/400
Бетононасос стационарный Schwing SP 4800 D - аренда 43-81 104-243 150/400
102/70 150/220 180/400
Бетононасос стационарный Schwing SP 8800 D - аренда 63-116 104-243 300/800
Бетононасос стационарный Putzmeister 14000 HP D - аренда 102/70 150/220 350/1000

Для подачи бетона на расстояние используется несколько различных типов техники:

  • стационарные бетононасосы и растворные станции - они обладают низкой производительностью, поэтому в коммерческой эксплуатации используются редко, в данной статье они не рассматриваются,
  • гидролотки и транспортерные ленты - часто используются в СЗФО, но в Московском регионе - практически не встречаются,
  • автобетононасосы - про них в дальнейшем и пойдет речь.

Автобетононасос (АБН) - это специальный узел для подачи бетона на расстояние, поставленный на шасси автомобиля. Классификация АБН:

  1. По типу прокачки:поршневые и вакуумные
    • В практике коммерческой эксплуатации чаще используются поршневые механизмы из 2 поршней, работающих в противофазе (один - всасывает бетон из приемного бункера, другой - закачивает его в бетоновод).
    • Встречаются и однопоршневые насосы, но такой механизм, естественно, снижает характеристику производительности насоса.
  2. По типу затворного механизма:шиберные, шторочные и роторные . Шиберные - самый распространенный тип, они могут иметь S-образную и С-образную конструкцию шиберного узла.
  3. По типу управления стрелой: стреловые и линейные (бесстреловые).
    • Стреловые АБН - наиболее популярный тип, в них смесь подается через управляемые гидравликой трубы, называемые стрелами.
    • Линейные АБН чаще всего используются там, где нет возможности разместить стреловой АБН.

Какие требования предъявляются к месту заливки с помощью стреловых АБН (по длине, ширине и высоте)?
Что касается высоты - в первую очередь, требуется, чтобы раскладыванию не мешали провода и деревья.
Общая высота для раскладывания зависит от общей длины стрелы насоса, для ориентира можно брать длину 16-20 метров.
Как выглядит раскладывание стрелы, можно посмотреть в рекламном видео 32-метрового АБН Zenith (непосредственно раскладывание начинается в 0:49. Перетащив ползунок, вы можете начать смотреть видео с любого момента ).

На этом видео вы также могли видеть разложенные по бокам аутригеры («лапы») насоса (что также можно встретить у автокранов или грузовиков).
Чтобы насос мог нормально разложить лапы - ему требуется площадка не менее, чем 7*7 метров . Для насосов стрелой от 36 метров - не менее, чем 9*9 м.

Ширину раскладывания аутригеров (лап) насоса и взаимное расположение насоса и миксера при заливке можно оценить по 2 следующим фотографиям.
На первой фотографии изображен насос длиной стрелы 40 м, ширина раскладывания аутригеров (лап) - 9 м.

При заливке миксер подъезжает к насосу задом и сливает бетон в приемное отверстие насоса.
В результате получается, что 2 машины встают в линию под 20 метров длиной.
Если подъездной путь изгибается - это не является принципиальным препятствием. Миксер может встать к насосу и под углом, что видно на фотографии с сайта российского производителя миксеров и насосов «ТЗА».
На фотографии изображен насос длиной стрелы 22 м.

На видео ниже представлен процесс заливки с использованием бетононасоса.
Бетон по лотку сливается в приемное отверстие миксера, и далее подается по стрелам насоса в опалубку.

Механизм выгрузки бетона из миксера расписан в разделе Автобетоносмесители «Вопросов и ответов».

Обратите внимание на провода: если в левой части фотографии (где миксер) их полно, то в правой (где насос) - их нет.
Для заливки насосом нужно обеспечить отсутствие проводов и деревьев, чтобы они не мешали раскладываться насосу .
Это особенно важно для садовых товариществ, где и провода, и деревья наблюдаются в избытке.

Что делать, если невозможно обеспечить данные условия?

В таком случае можно воспользоваться линейным автобетононасосом. Его основные отличительные особенности (по сравнению со стреловым АБН):

  • преимущества
    • меньшая длина (а значит и большая маневренность),
    • нет необходимости раскладывать аутриггеры («лапы») - достаточно обычной ширины дороги для работы насоса,
    • нет требований по отсутствию проводов, деревьев и т.п.
  • недостатки
    • требуется вручную собирать трубы в единую конструкцию, называемую магистралью, что требует больше времени,
    • магистраль по заливаемой конструкции перетаскивается вручную, а не с помощью гидравлики - это увеличивает трудозатратность процесса,
    • если объект находится выше уровня земли, магистраль нужно будет закреплять (к фасаду, стене или чему-либо еще).

Что касается стоимости, то мощный линейный насос (способный прокачать до 150 м) обычно стоит дороже, чем стреловой, но начиная с расстояния 60 м (если использовать стрелу не получается - например, при заливке в окно или подвал) он уже может быть дешевле (в зависимости от цен конкретного поставщика). Выглядит он следующим образом (фотография с сайта российского производителя миксеров и насосов «ТЗА»).

Мне нужен самый минимальный бетононасос, какой будет длина стрелы?
Иногда встречаются маленькие насосы со стрелой 15 метров, но обычно минимальный насос - 22-24 метра. Максимальная длина - 61 метр, стоимостью более 50 000 рублей за 8-часовую смену.

Также следует учитывать, что длина стрелы соответствует вылету по вертикали (за минусом 0,5-0,7 м). Вылет по горизонтали в среднем на 4 метра меньше, чем номинальная длина стрелы из-за особенностей конструкции.
Конкретные значения можно узнать на страницах производителей бетононасосов ТЗА , SCHWING Stetter , Putzmeister , CIFA , Mecbo , Zoomlion .

Что входит в 8 часов смены работы насоса?
Стандартная практика - 7 часов на непосредственную работу и 1 час на промывку после окончания работ.
Дорога «туда» и «обратно» во время смены не включается.

В чем заключается запуск насоса и стоит ли он каких-то дополнительных денег?
Чтобы бетонная смесь не застревала в трубах, нужно покрыть их стенки чем-то вроде обволакивающей пленки. Это и есть запуск насоса.
Для запуска используют либо цементное молочко, либо пусковую смесь:

  • Молочко производится непосредственно на заводе, но его требуется всего 1-2 куба, и доставка молочка в полупустой машине очень дорогая. Поэтому часто сами производители советуют использовать «самопальную» пусковую смесь из цемента и воды - это существенно дешевле. Для длинных насосов и магистралей использование цементного молока обязательно.
  • В остальных случаях чаще всего используется специальная пусковая смесь, которую оператор бетононасоса либо привозит с собой, либо замешивает из цемента заказчика.
  • При отгрузке раствора вместо пусковой смеси для запуска можно использовать непосредственно поставляемый раствор - но при этом следует заложить небольшой запас по объему (десятые доли куба).

А если мне нужно заливать пол в помещении длиной 100 метров, стоимость смены будет порядка 100 000 рублей?
Нет, для длинных помещений можно использовать либо линейный насос, либо наращивать стрелу с помощью магистрали. Такая конструкция не управляется централизованно оператором бетононасоса - ее нужно таскать вручную, но зато это существенно дешевле. Конечную стоимость можно сказать только на месте, определив точную потребность в шлангах, трубах и поворотах. При подаче бетона через двери (в подвал) или окна без магистрали обойтись будет невозможно.

Примеры, как выглядит магистраль:


Как быстро можно будет провести заливку с помощью автомобильного бетононасоса?
Наименьшая производительность насосов встречается у совмещенных машин «миксер-насос», практически не встречающихся в московском регионе - порядка 30 м 3 /ч.
У обычных бетононасосов без миксера производительность гораздо выше - от 60 м 3 /ч, а чаще - от 90 м 3 /ч.
Поэтому на практике реальным ограничителем скорости заливки является быстрота подачи миксеров под насос и быстрота выработки смеси рабочей бригадой . И чаще стоит вопрос быстроты подачи бетона, чтобы насос не забивался.

С каким интервалом нужно заказывать бетон при прокачивании через насос?
Требования к интервалу определяются исходя из того, что бетононасос не должен простаивать после начала работ, а должен постоянно прокачивать бетон - иначе «застоятся трубы» и насос придется запускать заново.
По практике скорости выработки бетона бригадами, одна машина 7м 3 вырабатывается за 15 минут, итоговая скорость обработки бетона бригадой составляет около 30 м 3 в час и 200 м 3 в смену.
Не сильно чаще выпускают машины и сами бетонные заводы, поэтому для простоты считается, что машины под насос нужно подавать без перерыва - перерыв образуется сам собой из-за времени загрузки машины.
Соответственно, бетонный завод должен обладать достаточным количеством машин (собственных или наемных), чтобы обеспечить требуемый интервал.

Если времени на отгрузку не хватает, можно ли заказать насос и первую машину с бетоном на одно и то же время?
Если с насосом что-то случится и он не сможет прокачать бетон, тогда отгрузка будет невозможна и выпущенный с завода бетон нужно будет перенаправлять на другой объект.
Чтобы этого не случилось, порядок действий такой:

  • сначала нужно убедиться, что насос на объекте разложился, препятствий для его работы нет,
  • и только потом выпускать машины с завода на объект.

Обычно разница между насосом и первой машиной бетона составляет 1 час, но если известно, что от завода до объекта большое расстояние (или большие пробки), рекомендуется задавать разницу во времени исходя из реальной продолжительности пути (всё равно быстрее, чем это возможно, миксер доехать до объекта не сможет).

Эту же разницу нужно учитывать и при подсчете полезного времени работы насоса. Дело в том, что 1 технологический час ему нужен не только на раскладывание стрелы - но в большей степени на промывку по итогам разгруки. И если после подачи сигнала о готовности к работе до приезда первой машины пройдет 2 часа - тогда на прокачку из 7 полезных часов останется только 5.
С учетом уровня расценок (по нескольку тысяч рублей за час), такую ситуацию нельзя назвать удобной для клиентов. Тем не менее, эта мера служит тому, чтобы в случае невозможности прокачки не пришлось платить за уже выпущенный с завода бетон - а это уже десятки тысяч рублей.

Как регулировать объем бетона при отгрузке под насос?
В общем случае правила такие же, как и при обычной отгрузке - чтобы не переплачивать за порожний прогон, при разгрузке предпоследней машины делается корректировка объема последней машины.
Однако нужно учитывать, что из-за риска застывания бетона в трубах (если между разгрузкой предпоследней и последней машин пройдет много времени) многие насосники не отпускают машину до того, как придет следующая. Чаще всего это означает, что у последней машины из-за ожидания последней возникает сверхнормативный простой, требующий оплаты. К этому нужно отнестись с пониманием, поскольку альтернативами являются:

  • дополнительная ходка машины с бетоном, если его требуется больше, чем изначально заказано,
  • разгрузка «лишнего» бетона, не требуемого в изначальную конструкцию, если его требуется меньше предполагаемого.

Во всех этих случаях дополнительные расходы составят больше, чем оплата сверхнормативного простоя. А если изначальный и фактический объем сходятся - то и переплачивать ничего не придется.


Какие предъявляются требования к бетону для прокачки его бетононасосом?
Большинство специалистов по автобетононасосам не берутся прокачивать смесь марки М150 и ниже, хотя некоторые соглашаются, основываясь на том, что главное - это всё-таки подвижность смеси, и смесь М100 П4 будет прокачана успешно.
Несмотря на то, что в характеристиках своих насосов производитель «ТЗА» указывает требуемую подвижность П2 (осадка конуса 6-9 см), на практике же требуется заказывать под насос смесь подвижностью не менее П4 . Только в отдельных редких случаях (когда насос принадлежит производителю и в своем качестве он уверен), удается поставить под насос бетон подвижности П3. Это нужно учитывать при планировании расходов на бетон и заказе партии бетона.
Что касается раствора , то из-за отсутствия щебня и более высокого содержания цемента по сравнению с бетоном той же прочности найти насос для прокачки раствора М100 проще, чем для бетона М100.

Такие же правила существуют для раствора и для керамзитобетона?

Для раствора - такие же правила, как и для бетона, а вот керамзитобетон практически никто не берется прокачивать насосом вне зависимости от марки, кроме отдельных умельцев.

Как же тогда подавать керамзитобетон на дальние расстояния и в высоту?
Самый стандартный способ - это использовать подъемный кран и подавать керамзитобетон отдельными партиями.
Например, с использованием так называемого «колокольчика», который с помощью крана транспортируется от места разгрузки до места укладки.
Могут использоваться и другие способы, например, заливка ковшом экскаватора .
Чаще всего при подобных заливках разгрузка машин длится дольше положенного срока.
Если заранее понятно, что будет простой машин, лучше сразу проговорить это до заливки - так вы сэкономите и свои нервы, и нервы поставщика.

За какой срок нужно заказывать бетононасос?
За пару дней, а вообще: чем раньше - тем лучше, потому что насосов относительно немного, и их работа расписывается на несколько дней вперед.

Могу я заказать бетононасос у того же поставщика, что и бетон?
Это возможно, но не всегда. Бетононасос - более дорогая техника, чем автобетоносмеситель, и у областных заводов он встречается реже, чем в Москве. Кроме того, у частников он чаще дешевле, чем у производителей бетона. Тем не менее, когда есть такая возможность, мы рекомендуем заказывать насос на бетонном заводе, даже несмотря на более высокую цену: это исключит риск взаимных претензий по простою. Примеры, когда они возникают:

  • если из-за задержки машин насос не укладывается в смену - владелец насос требует оплаты дополнительного времени работы с заказчика,
  • если насос ломается, и из-за этого машина на объекте стоит дольше положенного времени - поставщик бетона требует оплату сверхнормативного простоя с заказчика.

Как можно заметить, в обеих ситуациях заказчик должен компенсировать ущерб третьей стороне, возникший не по его вине. В случае же, когда бетонный завод сам поставляет насос, ответственность остается внутри его структуры и не касается заказчика.

Какой насос лучше - шиберный или шторочный?
Для потребителя нет разницы, какой тип насоса используется, при условии одинаковых технических характеристик. А производителям более выгодно работать с шиберными насосами из-за из сравнительно большей надежности. При подаче бетона на расстояния от 30 метров создается такое давление, что металлическая шторка буквально «всасывается» в бетоновод, что приводит к поломке.
Шиберные насосы - более современная техника, чем шторочные. Так что если придется иметь дело со шторочным насосом - это значит, что насос далеко не новый. Впрочем, это не означает, что он будет менее надежным.

Оценить силу давления, создаваемого механизмом прокачки бетона, можно по колебаниям стрелы насоса при прокачке: