Камни по знакам зодиака

Конспект сюжетно-ролевой игры «Поход на лесную полянку. Организация игровой деятельности летом в доу


Повестка теоретического семинара: 1. Подходы исследователей к проблеме развития игры дошкольников. 2. Классификация детских игр. 3. Значение игровой деятельности во всестороннем развитии. 4. Организация сюжетно-отобразительной игры с детьми в летний период. 5. Дидактическая игра как средство развития детей раннего возраста.


А.П. Усова, Д.Б. Эльконин Игры с фиксированными, открытыми правилами Игры со скрытыми правилами Основание такой классификации исследователи игры считают закономерности развития мышления, воображения, умений и навыков, творческих способностей: индивидуальные особенности, интересы, характер. - Д\игры - П\игры Особенность: человеческий опыт передается в закрепленных сюжетах и правилах. - Творческие игры Особенность: дети как бы завоевывают опыт, пользуясь содержанием жизни, в которой они живут.


Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванкова Творческие игрыИгры с правилами Основание такой классификации вывод о том, что усвоение игр с открытыми правилами подготавливается внутри сюжетно-ролевых игр и проходит ряд этапов от подражательно-процессуальных игр к драматизированным и подвижным с несложным сюжетом к играм по сюжету с правилами, к спортивным играм и упражнениям. Сюжетно-ролевые игрыДидактические: - словесные - на наглядном материале - музыкальные Игры-драматизации, режиссерские игры, театрализованные игры, строительно- конструктивные игры Народные: - хороводные - подвижные Игры на темы литературных произведений Подвижные: - с сюжетом - спортивные


Три класса игр В основу такой классификации положена категория «инициативы, исходящей от субъектов игры». Ведущими определяются игры, возникающие по инициативе детей. Игры, где инициатива принадлежит взрослым, обслуживают процессы воспитания и обучения. 1 – самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные); - экспериментирования (с песком, водой, животными, игрушками и др. предметами), возникающие по инициативе детей). 2 – а) обучающие игры, возникающие по инициативе взрослого и, в свою очередь, подразделяющиеся на дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, игры с правилами; - б) досуговые игры; их дифференцируют как интеллектуальные (шашки, шахматы), игры-забавы, развлечения, театральная игра, празднично- карнавальные. 3 – традиционные или народные игры, которые определяются исторической инициативой: а) обрядовые; б) тренинговые; в) досуговые.




Виды игрушек Реалистические игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов; Прототипические – лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка. Предметы-заместители, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении. Куклы. Они должны быть в достаточном количестве, разных размеров и материалов (пластмассовые, резиновые, тряпичные, вязаные и пр.), с подвижными частями тела. Игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи), птицы (курочка, петушок) и пр., сделанные из разных материалов, имеющие разные размеры и яркую окраску.


Обогащение жизненного опыта детей. Для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт. Для этого следует: организовывать их наблюдение за поведением взрослых, сверстников, старших детей, комментировать их действия; обсуждать с детьми домашние дела взрослых; привлекать их к посильному участию в жизни группы: выполнять поручения воспитателя, помогать взрослым и сверстникам; обогащать внеситуативный опыт детей: читать им книжки, рассматривать вместе и обсуждать картинки, рассказывать истории из жизни взрослых, других детей и пр.

Елена Федосенко
Сюжетно-ролевая игра «Летняя прогулка по морю»

Сюжетно-ролевая игра «Летняя прогулка по морю »

Цели :

упражнение в умении действовать последовательно в соответствии с сюжетом

развитие воображения, элементов творчества в построении сюжета игры

закрепление представлений о транспорте.

Предварительная работа (в течение 3-5 дней) .

Наблюдение за пешеходами и транспортом в естественных условиях с воспитателями и родителями.

П/и «Перекресток» в уголке безопасности движения на участке д/сада.

Дид. игра с картинками «На земле, в небе, на воде» - упр-е в группировке транспорта в зависимости от среды передвижения.

Игра «Мяч по кругу» - упр-е в различении транспорта по назначению (грузовой – пассажирский, припоминание картинок, а также транспорта из личного опыта и наблюдений.

Оборудование :

предметные картинки : трамвай, троллейбус, автобус, легковой автомобиль, поезд, грузовик, фургон («Мороженое» , «Хлеб» , молоковоз (автомобиль – цистерна, самолет, вертолет, воздушный шар, катер, яхта, тепловоз, теплоход, метро.

Атрибуты :

матросские воротники, бескозырки, бинокль, якорь, штурвал, флажки. Выносной строительный материал для постройки корабля, веревка.

Игра

Вступительная беседа :

Посмотрите на 4 картинки и найдите среди них судно, на котором мы поплывем по морю . Вам поможет новая загадка

«Ходит белый город – великан

на работу в море – океан».

Коллективная постройка и оборудование теплохода с помощью выносного строительного материала и атрибутов.

Формирование команды теплохода путем соревнования в решении кроссворда головоломки :

и л м р а д и с т х о т – радист

м о р у л е в й б а л – рулевой

с ы т и р д б о ц м а н – боцман

в е л д к а п и т а н к у – капитан

з а ю м а т р о м ж д и – матрос

Остальные дети и педагог – пассажиры.

Дорога к морю

1. Пассажирам предлагается представить, что они живут в каком-то городе, очень далеко от моря.

2. Надо подумать, как небольшими группами или по одиночке добраться до теплого синего моря (Желательно вспомнить, какие у нас есть моря) .

3. В качестве подсказки выставляются картинки (поезд, вертолет, самолет, автобус, воздушный шар, легковой автомобиль) .

4. Пассажиры выбирают вид транспорта (картинку, например, поезд, самолет.

5. Путь к поезду или самолету :

а) выяснить и назвать, откуда отправляются поезда и самолеты

б) каким видом транспорта можно доехать до вокзала, аэропорта?

6. Прибытие к морю , посадка на теплоход, размещение.

7. Билетом на теплоход является название разных вариантов состава числа 10.

Прогулка по морю

Теплоход отдает концы. Команда выполняет свои обязанности, а пассажиры любуются морем. Каждый рассказывает, что чувствует и видит во время плавания на теплоходе, не повторяя друг друга.

Образец :

Дует в лицо свежий морской ветер.

Слышатся пронзительные крики морских чаек.

Одна чайка пронеслась низко над палубой.

Проплывают стаи рыбок.

Навстречу мчится быстроходный катер.

Вдали белеют паруса яхты.

дельфины сопровождают теплоход, а один дельфин даже выпрыгнул из воды.

На берегу сидит рыбак с удочкой и т. д.

После возвращения уточняется, для чего нужен транспорт (для перевозки пассажиров, различных грузов, для отдыха) .

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра Мухина Т. И., Мосейко Т. П. Что такое игра? Игра – это особый вид деятельности, в которой реализуется потребности и где ребенок стремиться.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» Конспект по образовательной области «Социально коммуникативное развитие». Сюжетно - ролевая игра. Тема: " СЕМЬЯ" Задачи: Коррекционно –.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Задачи: 1. закрепить знания детей о транспорте, правилах поведения в общественном транспорте, обязанностях.

Сюжетно-ролевая игра «Больница» Цель: 1. Пробуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о больнице, о работе врачей, об аптеке и работе продавца,.

Задачи: Закрепить ранее полученные знания о труде врача, ознакомить с трудом аптекаря, обогащать словарь, развивать речь детей;.

Сюжетно-ролевая игра «Музей» Цель: формирование умений создавать сюжет игры, разворачивать действия, связанные с профессией экскурсовода, директора музея, смотрителя,.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» Конспект открытого просмотра сюжетно-ролевой игры «Семья» в средней группе. Цель: обогащение социально-игрового опыта между детьми; развитие.

Цель : Развитие творческой инициативы дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

Задачи : 1) Формировать умения, самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки.

2) Развивать творческое воображение, способность, совместно развертывать игру, согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников.

3) Побуждать детей отображать в игре знания об окружающей жизни.

4) Формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения друг к другу.

Игровой материал : палатка детская, рюкзаки, котелок, одноразовая посуда, набор кукольной посуды, детские стулья, руль, набор продуктов, искусственные ёлочки, набор деревянных грибочков, сухие ветки для костра, удочки, рыбки с магнитами, сачок, фотоаппарат, компас, карта.

Игровые роли : руководитель группы, водитель микроавтобуса, отдыхающие.

Игровые действия:

1. Выбор маршрута поездки.

2. Поездка на автобусе до места назначения.

3. Выбор полянки для привала.

4. Распределение обязанностей (установка палатки, сбор хвороста для костра, разведение костра, ловля рыбы, сбор грибов, приготовление еды на костре, приём пищи)

5. Отдых после обеда, фотографирование.

6. Сбор в обратный путь, уборка территории.

7. Обратный путь.

Ход игры

Приветствие : дети встают в круг, берутся за руки и говорят: “Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся”. От улыбки у всех сразу поднялось настроение, ведь улыбка дарит людям радость.

Организационный момент

Ребята, за окном у нас поздняя осень, холодно, сыро. Сегодня я, когда шла на работу, вспомнила солнечные летние дни и отдых на берегу озера, и мне очень захотелось там ещё раз побывать. А вам не хотелось отдохнуть на берегу озера, погреться на солнышке?

Давайте отправимся на пикник, т.е. однодневный отдых.

1. Распределение ролей. Педагог берёт на себя роль руководителя группы.

2.Определение игровых целей :

А) водитель, что вы будете делать?

В) я буду вести автобус, следить за дорогой и светофорами.

Руководитель группы: давайте, ребята, распределим обязанности, чтобы каждый знал, чем он будет заниматься, когда мы приедем.

Любители рыбной ловли: Мы накопаем червей, будем ловить рыбу для ухи.

Любители сбора грибов: Мы будем собирать грибы для обеда.

Повар: Я буду готовить обед.

Помощники повара: Мы будем помогать чистить картошку и рыбу.

Младшие ребята: Мы будем собирать хворост для костра.

Фотограф: Я буду всех фотографировать.

Молодцы, все готовы.

3.Создание игровой обстановки.

Дети строят автобус из стульчиков, расставляют елочки и грибочки, кубиками обозначают озеро и запускают в него рыб, собирают необходимое продовольствие в рюкзаки, берут компас, карту и удочки.

4. Игра.

Дети надевают рюкзаки и садятся в автобус. Звучит запись песни “ Мы едем, едем, едем”. По окончании, которой дети выходят из автобуса.

Руководитель группы:

Вот мы приехали. Посмотрите, как красиво вокруг, какой чистый воздух, вдохните глубоко, как приятно пахнет хвоёй. Давайте выберем место для привала.

Выбирается место для привала, дети обосновывают выбор этого места.

Мальчики ставят палатку, рыбаки отправляются копать червей, а затем идут рыбачить, грибники собирают грибы.

Руководитель группы разводит костёр, девочки готовя посуду и продукты, начинают готовить еду, остальные дети собирают хворост.

Рыбаки приносят рыбу, все их хвалят за хороший улов, они рассказывают, кто какую рыбу поймал.

Повар берёт рыбу и с помощницей её чистит, затем берут грибы и жарят их.

Пока готовится обед, все играют в мяч. Ловят бабочек, фотографируются.

Повар подаёт сигнал и приглашает всех на обед. Разливает уху по тарелкам. Все едят, хвалят обед. Затем повар раздаёт жареные грибы. Все кушают и благодарят за вкусную еду.

Руководитель группы предлагает поиграть в любимую игру “ Поехали, поехали”

Поехали. Поехали… и приехали в магазин “ Овощи-фрукты”. Что там можно купить? (дети называют овощи и фрукты)

Поехали. Поехали… и приехали в молочный магазин. Что там можно купить? (дети называют молочные продукты)

Молодцы ребята! Хорошо поиграли. Давайте теперь споём песню под гитару.

Звучит фонограмма песни “ Улыбка”. Дети поют, а один ребёнок играет на гитаре.

Фотограф: А теперь фотография на память.

Ребята, солнышко садится, пора собираться домой.

Дети собирают вещи в рюкзак, мусор в пакеты, заливают костёр водой, засыпают землёй. Садятся в автобус и едут домой.

Звучит запись песни “Мы едем, едем, едем”

Руководитель группы: Вот мы и приехали домой. Хорошо отдохнули. Немного устали, но это приятная усталость.

5. Обсуждение с детьми игры.

Понравилось вам наше путешествие?

Кому что понравилось?

В такую игру вы можете играть на прогулке и в группе в свободное время.

С ерченя С.В., воспитатель

I квалификационной категории

Ролевая игра «Официант, в моем супе муха»

Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах.

Дайте каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться.

Объясните, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.

Попросите двух исполнителей выйти и австать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начните игру.

После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.

Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.

Вы - управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

1.Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?

2.Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?

3.Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

4.Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: К примеру: одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?

Завершение:

Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.

Ролевая игра «Дискуссия со скрытыми ролями».

Цель: развить умение определять стили поведения при взаимодействии, их эффективность при принятии решений.

Количество участников: до 20 человек.

Ход занятия:

Из группы приглашаются для участия пять студентов, которые располагаются внутри круга, образуемого группой. Остальные студенты наблюдают.

Участники дискуссии получают карточки с записанными на них инструкциями. Показывать инструкции нельзя. Группа должна догадаться о роли, которую исполнял студент.

«Организатор» - обеспечивает выявление всех позиций. Побуждает высказаться еще не высказавшихся. Задает уточняющиеся вопросы, заинтересован ходом дискуссии. Подводит промежуточные и окончательные итоги. Свою позицию высказывает последним.

«Спорщик» - «я спорю потому, что я спорю». Встречает «в штыки» любое предложение, любое высказывание.

«Оригинал» - иногда, время от времени, выдвигает неожиданные, парадоксальные, одному ему понятные предложения, связь которых с существом предложения не всегда ясна. Вмешивается в общий ход разговора не менее трех, но не более пяти раз. В общем споре участвует вяло.

«Заводила» - с самого начала стремится захватить инициативу в обсуждении и склонить группу к своему мнению. Не склонен кого-либо слушать, если чужое мнение не совпадает с его собственным. Эмоционален, напорист. Эмоции, хотя и чрезмерные, но в основном положительные.

«Соглашатель» - соглашается со всеми. Первым поддерживает любое высказывание. Для него главное – не поиск лучшего решения, а мирное, бесконфликтное общение участников дискуссии.

Тему для обсуждения можно предложить любую, например:

Надо ли в вузах предусматривать сексуальное воспитание учащихся, и если да, то в какой форме;

Каковы причины популярности бороды среди достаточно большого количества мужчин;

Как наиболее эффективно вести борьбу за трезвость.

Упражнение Интервью».

Цель:проанализировать имеющийся социальный опыт взаимодействия; развивать умение социального поведения в группе.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Педагог раздает студентам роли.

Их задача – отвечать на любые каверзные вопросы от имени персонажа.

Все остальные играют роли «дотошных корреспондентов радио и телевидения, газет и журналов».

1.«Агрессор» - все решает с позиции силы, держит группу в страхе, не скрывает от окружающих своих неприглядных поступков, груб, считается только с силой, превосходящей его собственную. Не может пройти мимо слабых, не задев их.

2.«Жертва» - что бы ни делал, ничего не получается, все привыкли к этому и ждут от него промахов. В конфликте защищается слабо, неубедительно.

3.«Шут». Его цель – рассмешить любой ценой. Окружающие ждут от него реплик, смеются любой его шутке.

4.«Любимчик» - старается выглядеть как можно более привлекательно, хочет убедить всех в своей компетентности, в личной свободе.

5.«Примадонна» - всегда в центре внимания, все хотят с ней дружить, всем льстит ее внимание. Красива, элегантна, завидует чужим успехам.

6.«Примерный ребенок» - демонстрирует послушание педагогам, уважение, лояльность, всегда вежлив, со всеми ровен, предупредителен.

7.«Облезлая кошка» - неразборчива в друзьях, интересах, пристрастиях, равнодушна к учебе. Имеет неряшливый вид при наличии супермодных аксессуаров.

8.«Сиротинушка» - все его жалеют, причины могут быть разные: болезни, тяжелое семейное положение. С видом стоика рассказывает о своих бедах. Ему все помогают, покровительствуют, он все принимает как должное.

9.«Эрудит» - любит поражать окружающих своей осведомленностью, к друзьям снисходителен, стремится подчеркивать разницу в знаниях. Презирает грубую физическую силу.

10.«Леди» - холодная, высокомерная, имеет ограниченный круг общения, со всеми, кто не входит в этот круг, держится высокомерно.

Упражнение «Дипломатический прием»

Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии с социальным окружением.

Количество участников: до 15 человек.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Педагог обрисовывает ситуацию: «Вы встречаете в аэропорту делового партнера, с которым хотите подписать выгодный договор. В течении пяти минут необходимо сделать так, чтобы гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».

Педагог фиксирует время.

Студенты разбиваются на пары и каждая пара начинает разговор.

По истечении пяти минут в группе обсуждаются вопросы: «Кто из деловых партнеров почувствовал искреннее и теплое внимание? О чем вы говорили? В разговоре вы чувствовали себя свободно или скованно?».

Примечание:

Педагог может предложить иную ситуацию: «Вы встречаете в аэропорту друга, с которым давно не виделись. В течении пяти минут необходимо сделать так, чтобы гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».