Мода

Дифференциация звуков сь щ речевой материал. Логопедическое занятие на тему "Дифференциация С' – Щ" (в устной и письменной речи). Четко проговори пары слов. Уточни их значение

За кругленькой катушкой

Сидит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

10. Разбери предметы на три группы: с [ш], с [с], без [ш] и [с]:

книга, ложка, паста (зубная), шарф, карандаш, фломастер, тетрадь, клей, стакан.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Щ’], [С’]

1. Скороговорка. Тщетно тщатся сиг и щука ущемить леща.

2. Штрих-код.

Заштрихуй клетки (сетка 5x5) так: если в слове есть звук [с"] -

штриховкой «лево-право», если звук [щ"] - штриховой «верх-низ».

Слова: синий, синица, вещь, плащ, сейф, секрет, сирень, сюрприз, щетка, щука, ящик, село, гусенок, сигара, лещ, вещий, крещение, рысь, лось, сердце, север, Кощей, щедрый, седина, корсет.

3. Исправь слова:

Лесь, Косей, весь, весий, клесь, плюсь, плась, секи, сетка, просение, чисе.

4. Назови 10 слов, в которых есть звук [щ"].

5. Произнеси звук [щ"]. Какие предметы или существа могут издавать такой звук?

6. Представь, что это кипит большой чайник. А как будет кипеть маленький чайничек? [с"].

Круг большего размера будет изображать большой чайник и звук [щ"]. Круг маленький - чайник поменьше и звук [с"]. «Прочитай» строчку:

ООооОоОооО

7. Повтори из стихотворения Г. Виеру слова с [щ"] и [с"].

Щука

Щука проглотила щетку,

Щетка ей щекочет глотку.

«Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела!»

8. Закончи предложение словами с [щ*]:

Алеше подарили маленького... (щенка). Беспомощный... сам не может вылезти из... (ящика) и все время... (пищит).

Когда... подрос, Алеша стал его учить приносить разные... (вещи).

Учил, учил, а когда научил, ... (щенок) утащил его тапок к себе в... (ящик).

9. Измени слово по образцу:

мостить - мощеный

сгустить - ... угостить - ...

крестить - ... вырастить - ...

просить - ... выпустить - ...

Сегодня Старичок Звуковичок расскажет интересную ис­торию про девочку Симу и ее щенка. (Показывает картинку «Девочка и щенок»)

У Симы был маленький щенок. Он был забавный и весе­лый. Сима ухаживала за ним: щеткой чесала шерсть, выводила на прогулку. Однажды щенок незаметно убежал из дома. Сима обнаружила, что ящик, в котором спал щенок, пуст. Она на­дела плащ и отправилась на поиски. Сима нашла скулящего щенка под кустом. Девочка завернула его в плащ и отнесла домой.

Задание 1. Беседа по картинке «Девочка и щенок».

Вопросы к ребенку:

Как звали девочку?

Кто у нее был?

Как девочка ухаживала за щенком?

Что произошло со щенком?

Как поступила девочка?

Задание 2. Сравнительная характеристика звуков [щ] и [с’].

Педагог. Назови первые звуки в словах «Сима» и «щенок».

Ребенок. В слове Сима первый звук , в слове щенок - [щ].

Педагог. Звуки [щ] и [с’] какие? Ребенок. Это звуки согласные мягкие.

Педагог. В каком положении находятся язык и губы при произнесении этих звуков?

Ребенок. При произнесении звука [с’] губы растянуты в улыбке, кончик языка - за нижними зубами. Звук [щ] - губы вытянуты слегка вперед, широкий кончик языка за верхними зубами.

Задание 3. Игра «Поймай звук».

Я буду произносить звуки, слоги, слова, а ты хлопни в ладоши один раз, если услышишь слог со звуком [щ], и два раза - если со звуком [с’].

Звуки: [н], [ш], [щ], [к], , [м], [д], [п], [щ], [н], [с’], [т].

Слоги: ти - си - що - по - вы - ша - пи - си. Слова: щука, овощи, иветок, гусь, кисель, щенок, сила.

Сима и щенок вышли на прогулку. Девочка взяла с собой книгу, чтобы почитать. Щенок дернул за поводок, Сима споткнулась и уронила книгу. Когда девочка открыла книгу, оказалось, что слова рассыпались. Помоги Симе собрать слова - добавь звуки:

-сь или -щи : ве.., гу.., помо.., ло.., ово.., пла.., ры.., ле..;

добавь слоги -си или -щи : кле.., гу.., ово.., пла.., ло.., ве…

Задание 5. Игра «Подбери картинки». Перед ребенком картинки с изображениями девочки Симы и щенка, а также набор картинок с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [щ] или . Симе нужны предметы со звуком . Ребенок должен правильно их распределить.

Задание 6. Игра «Закончи предложение».

У лисы маленький… (лисенок).

Письмо опускают в почтовый… (ящик).

Наступила хмурая… (осень).

Для дождливой погоды мама купила синий… (плащ).

Сеня косит… (сено).

Малыш помогает маме нести тяжелые… (вещи).

Задание 6. Повторение словосочетаний с четким прогони- риванием звуков [щ] и [с’]: бегущий босиком, летящий гусь, освещенный поселок, семена щавеля, синий плащ, цветущий василек, щупальца осьминога.

Задание 7. Повторение чистоговорок с четким произнесени­ем всех звуков:

ща - ща - ща - Соня нам несет леща;

си - си - си - вещи унеси;

щу - шу - щу - воду в ванну напущу;

се - се - се - бантик синий на косе;

щи - щи - щи - ели кислые щи;

сю - сю - сю - соком Васю угощу;

ще - ще - ще - будет дождик гуще.

Задание 8. Повторение скороговорок с четким произнесени­ ем всех звуков.

Тащу - не дотащу,

Боюсь, не вытащу.

Гостю щей не жалей,

А погуще лей.

Серебром замощу

И ребяток пущу.

У меня пропал носок

Утащил его щенок.

У осы не усы,

Не усищи, а усики.

Угощение для нас:

Щука, овощи и квас.

Задание 9. Повторение стихотворных текстов.

На скамейку я встаю,

Ящик еле достаю,

Открываю ящик -

Голубой, блестящий.

Щука проглотила щетку,

Щетка ей щекочет глотку.

«Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?»

В роще и чаще

Ищите почаще

Чернику, щавель

На щи и кисель.

Щетка в ящике лежит.

Щенок к ящику бежит.

Он ищет ее тщательно

И стащит обязательно.

Щегол в гнезде щеглят считал,

Щегол считалку щебетал:

«Щегленок - раз, щегленок - два».

Счастливей в роще нет щегла!

Сосать сосульку - вот беда! -

Нам строго запрещается.

Но почему она тогда

Сосулькой называется?

Цели: развитие мелкой моторики, различение в стихотвор­ном тексте звуков [щ] или [с’].

Утята

Раз, два - шли утята. Поочередно сгибаются все

Три, четыре - за водой. пальцы правой, а затем левой

А за ними плелся пятый, рук, нанимая с большого.

Позади бежал шестой. Со звуков «Пи-пи-пи» рит­ мично

А седьмой уже отстал. сгибать и разгибать пальцы

А восьмой уже устал. обеих рук.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался,

Громко-громко запищал:

"Пи-пи-пи!" - "Не пищи!

Мы тут рядом, поищи!"

Дифференциация звуков [л] и [в]

На лугу паслась лошадь. Она ела вкусную и сочную траву. Вдруг из леса выскочил голодный волк. «Я тебя съем», - сказал он лошади. А лошадь ответила: «Я согласна, но если ты ответишь на все мои вопросы верно». «Давай быстрее свои вопросы, а то я очень голоден!» - закричал волк.

Лошадь. Первый вопрос: с каких звуков начинаются слова «лошадь» и «волк»?

Волк. Конечно, со звука [в].

Лошадь. А вот и нет. Они начинаются с разных зву­ков.

Педагог. Помоги волку определить первый звук в этих словах.

Ребенок. Слово «лошадь» начинается со звука [л], а слово «волк» - со звука [в].

Лошадь. Второй вопрос: чем похожи и чем отличаются звуки [л] и [в]?

Волк. Да ничем они не отличаются.

Лошадь. Неправда, у них есть сходство.

Педагог. Помоги волку определить, чем похожи эти звуки.

Ребенок. Они согласные твердые звонкие.

Волк. Ура! Теперь я могу тебя съесть!

Лошадь. Нет. При произнесении этих звуков есть и раз­личия.

Педагог. Когда произносится звук [л], губы открыты, зубы видны, кончик языка упирается в верхние зубы, воздуш­ная струя уходит по бокам языка. А когда произносится звук [в], нижняя губа подтянута к верхним зубам, верхняя слегка приподнята, поэтому верхние зубы видны, нижние за­крыты нижней губой; язык принимает положение следующего гласного; воздушная струя идет через рот.

(Ребенку предлагается четко произнести звуки, определить различия)

Лошадь. Не смог ты, волк, правильно ответить на мои вопросы. Ничего не поделаешь, придется тебе убраться подоб­ру-поздорову.

Педагог. И убежал волк в лес без добычи. Вот какая умная оказалась лошадь.

Цель: выделение звуков из ряда звуков, слогов, слов.

Материал: карточки с буквами «л» и «в».

Ребенок поднимает карточки с буквами «л» или «в» в со­ответствии с услышанным звуком.

Звуки: [к], [п], [в], [с], [л], [м], [в], [ч], [л], [ц], [в], [к], [л], [м].

Слоги: та - ва - но - ло - ку - лу - зы - вы - со -ло - да - ва - но.

Слова: мыло, книга, сова, ложка, ваза, кино, пила, внук, пол, дом.

Задание 2. Игра «Собери слова».

Цели: различение звуков [л] и [в] в слогах; формирование навыков звукового анализа слова.

Добавь слоги -ла или -ва : со.., кук.., иг.., бук.., коро.., рука.., пи.., ска.., дро.., шко.., мет.., тык…

Задание 3. Игра «Песенки».

Цель: различение звуков [л] и [в] в слоговых цепочках:
ла - ва - ла ва - ла - ва

лу - ву - лу ву - лу - ву

ло - во - ло во - ло - во

лы - вы - лы вы - лы - вы

Задание 4. Игра «Разложи картинки».

Цель: различение звуков [л] и [в] в словах.

Перед ребенком разложены картинки, которые он должен разобрать в две стопки: со звуком [л] - в дну стопку, со звуком [в] - в другую.

Изображения на картинках: ландыш, пила, вагон, сова, ла­донь, ваза, василек, лапша, лошадь, звонок, вата, вода, ложка, тыква.

Задание 5. Многократное произнесение слов с четким про говариванием звуков [л] и [в]: вал, волна, слова, влага, владе­лец, владыка, власть, вклад, вкладыши, Клава, лавка, голова, халва, слава, плотва, овал, вокзал, водолаз, волнение, волос, волынка, волк.

Задание 6. Повторение словосочетаний с постепенным ус­ корением темпа и контролем произнесения звуков [л] и [в]: высокий вал, волнистые волосы, вялый василек, волчья стая, голодный волк, платье с воланами, плывущая лодка, голубые волны, белая вата, умная голова.

Задание 7. Повторение чистоговорок с четким произнесени­ ем всех звуков:

ла - ва - ла - Клава Павла позвала;

лы - вы - лы - Клава вымыла полы;

ло - во - ло - Клава вымыла стекло;

лу - ву - лу - стол поставили в углу.

ем звуков [л] и [в].

В кладовой лук и салат.

Клава сидела на лавке.

Павел поехал на вокзал.

Клава поставила бутылку на полку.

У Милы волнистые волосы.

Алла купалась в ванной.

У волка клыки.

Волк спит в логове.

У совы теплое дупло.

Володя посетил выставку.

Задание 9. Повторение стихотворных текстов с четкой ар­ тикуляцией всех звуков.

Кипятила Клава молоко.

Молоко кипятить нелегко.

Внимательно Клава глядит,

Когда молоко закипит.

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Булавку искать было лень,

Искала булавку весь день.

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не любила.

Что ты плачешь, наша Мила?

Я выплакиваю мыло.

Клала Клава лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

Молоток стучал, стучал,

Гвозди в доску забивал.

Белка по елке ловко скакала,

Много всего в дупло натаскала.

Загадки

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ежик.)

Сидит на ложке,

Свесив ножки. (Лапша.)

Задание 10. Пальчиковая игра.

Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотвор­ном тексте звуков [л] и [в].

Капитан

Я плыву на лодке белой Концы пальцев направить вперед,

По волнам прижать руки ладо­ нями друг

с жемчужной пеной. к другу, слегка при­ открыв.

Я - отважный капитан, Показывать, как лодка плывет по волнам.

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся, Скрестить руки, соединив ладони

Тоже ветра не боятся. тыльной стороной, и помахать

пальцами, сжаты­ ми вместе.

Лишь пугает птичий крик Выпрямленнымиладонями с пальцами,

Стайку золотистых рыб. прижатыми друг к другу, изобразить рыбок.

И, объездив чудо-страны, Сложить ладони лодочкой.

Посмотрев на океаны,

Путешественник – герой,

К маме я вернусь домой.

Е. Савельева

Дифференциация звуков [л] и [л’]

Две подружки, Лена и Лана, ходили в зоопарк. Там они видели много разных животных. Девочкам очень понравилось в зоопарке. По дороге домой Лена и Лана решили зайти к Старичку Звуковичку. Он был рад их видеть. Девочки стали рассказывать о своей экскурсии в зоопарк. «Какие животные вам больше всего понравились?» - спросил Старичок Звуко­вичок. «Нам понравились животные, в названиях которых есть звуки [л] и [л’]. Отгадай, что это за звери?» - ответили по­дружки. Старичок подумал и сказал: «Наверное, это лиса, волк, лев, олень, крокодил, слон, белка, лось, лошадь, козел». Лена и Лана рассказали Старичку Звуковичку, что в зоопарке были и птицы, в названиях которых есть звуки [л] и [л ’ ]. Какие это птицы? «Павлин, сокол, дятел, иволга, ласточка, голубь, галка, соловей, лебедь», - ответил Звуковичок. Девочки были довольны своей экскурсией.

Задание 1. Игра «Поймай звук».

Цель: различение звуков [л] и [л’] в ряде звуков, слогов, слов.

Старичок Звуковичок решил тоже поиграть с девочками.

Я буду называть ряд звуков, слогов и слов, а вы будете хлопать в ладоши один раз, если услышите звук [л], и два раза, если услышите звук [л’].

Звуки: [м], [н], [л], [с], [л’], [к], [л’], [в], [т], [л], [б], [п], [л’], [н].

Слоги: то - ко - ло - ня - ля - су - лю - да - ла - де - ле.

Слова: лето, река, лужа, книга, салат, колобок, лента, окно.

Задание 2. Игра «Сравни звуки».

Цель: определение сходства и различия между звуками [л] и [л’].

Педагог. Лане больше нравился звук [л], а Лене - звук [л’]. Девочки спорили, чей звук лучше. Старичок Звуковичок заметил, что у этих звуков больше сходства, чем отличий. Давай попробуем это определить.

Ребенок. Сходства два: эти звуки согласные звонкие. Отличие одно: звук [л] - твердый, а звук [л’] - мягкий.

Задание 3. Игра «Песенки».

Цель: различениеи автоматизация звуков [л] и [л’] в слогах.

Девочки больше не спорили, а стали вместе петь песенки
с их любимыми звуками. Давай споем песенки с подружками:
ля - ля, ла - ла - ла лу - лу, лю - лю - лю

ла - ла, ля - ля - ля лю - лю, лу - лу - лу

лё - лё, ло - ло - ло ле - ле, лэ - лэ - лэ

ло - ло, лё - лё - лё лэ - лэ, ле - ле - ле

Задание 4. Игра «Собери слова».

Цель: различение звуков [л] и [л’] в слогах.

Старичок Звуковичок подобрал слова с любимыми звука­ми Ланы и Лены. Он очень спешил, чтобы подарить их де­вочкам. Но по дороге зацепился за камень, упал, и слова все рассыпались. Помоги Звуковичку собрать слова, добавь слоги:

-ла или -ля : цап.., пи.., си.., пу.., Ва.., смо..;

-лы или -ли : кораб.., сто.., по.., родите.., мете.., каче.., карусе.., уг..;

-лок или -лёк: уго.., васил.., моты.., коте.., узе.., пото.., стре.., ку…

Задание 5. Игра «Подарки».

Цель: различение звуков [л] и [л’] в словах.

Материал: картинки с изображениями предметов, в назва­ниях которых есть звуки [л] и [л’] (лопата, кукла, лейка, лилия, тюльпан, клоун, колесо, клюква, коляска, лента, апель­син, яблоко, слива, клубника, лыжи, велосипед, самолет, пла­ток).

Старичок Звуковичок решил сделать Лане и Лене подарки. Но задумался, потому что Лана любит предметы со звуком [л], а Лена - со звуком [л’]. Помоги Старичку выбрать подарки.

Задание 6. Игра «Добавь словечко».

Цель: различение и автоматизация звуков [л] и [л’] в сло­вах.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке… (лапу). А. Барто

На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет). С. Маршак

Рыщет волк в густом лесу,

Ищет кумушку-… (лису). С. Маршак

Ну и платье! Сплошь иголки!

Его носят вечно… (елки). В. Кремнев

А возле этой елки

Бродили злые… (волки). А. Барто

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой… (мыли). С. Маршак

Елка, елочка,

Колкая… (иголочка). М. Ивенсен

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая… (лисица). В. Голяховский

Задание 6. Повторение чистоговорок с четким произнесени­ем всех звуков:

ла - ла - ла - Лана в лодочке плыла;

ля - ля - ля - вышла Лена на поля;

ло - ло - ло - Лана вымыла стекло;

лю - лю - лю - Лену я люблю;

лы - лы - лы - Лана вымыла полы;

ли - ли - ли - у Лены лилии.

Задание 6. Повторение словосочетаний с четким произне­сением всех звуков: львиная лапа, ловкие пальцы, атласная лента, соленое масло, стеклянный стол, зеленая клумба, белая глина, долгий полет, лесная улитка, платье из льна, смелый летчик, желтый клен, легкий платок, пластиковое блюдце, большая елка.

Задание 7. Повторение предложений с четкой артикуляцией всех звуков.

Из крана льется холодная вода.

Лена и Слава гуляли по кленовой аллее.

Мила поливала лилии из лейки.

Алла лежала на пляже.

Клава мыла блюдо.

Лева сидел на стуле.

На улице шел холодный ливень.

Галя и Павел ходили в лес за малиной.

Клава положила на стол лимоны.

Лампа стоит на столе.

Задание 8. Повторение скороговорок, четверостиший с чет­ким произнесением всех звуков.

Вуголок Алена села,

У Аленки много дела.

Хвали халву, нахваливай.

Клала Клава лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не любила.

Вова увидел Леву,

Лева удивил Вову.

Дед Данила делил дыню.

Лента со стола упала,

Долго ленту я искала.

Тюлень

Спит на льдине целый день

Толстый маленький тюлень.

У ленивого белька

Голова бела, бела.

Волки

Вышли волки на охоту,

Ходят стаей по болоту,

Ищут легкую добычу.

Этот способ им привычен.

Задание 9. Пересказ с четким проговариванием всех звуков.

Тетя Валя позвала Лану и Лену обедать. Девочки вымыли руки и сели на стулья за большой овальный стол. Сначала Лана и Лена ели бульон с хлебом. После бульона тетя Валя подала им котлеты с подливкой. На десерт Лана и Лена съели малиновое желе и выпили клюквенный кисель.

Задание 10. Игра «Снежинки».

Цели: развитие умения согласовывать речь с движениями, дифференцировать звуки [л] и [л’].

Снежинки

На полянку, на лужок Ребенок легко бегает.

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки, Ребенок приседает.

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок, Ребенок легко бегает,

Завертелся наш снежок. кружится и приседает.

Кружатся снежинки, Ребенок кружится.

Белые пушинки.

Полетели, понеслись Побежали по кругу и присели.

И под елкой улеглись.

Тихо спят снежинки, Присели, сложили

Белые пушинки. ладошки вместе и закрыли глазки.

11. Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик».

Пальчик Пальцы сжаты в кулаки, а

пальчик-непоседа, большие двигаются в ритм словам.

Где ты бегал? Где обедал?

- Я с мизинцем ел малинку, Поочередно на обеих руках

С безымянным ел калинку, соединять с большим пальцем

Ел со средним землянику, остальные, начиная с мизинца.

С указательным - клубнику.

Дифференциация звуков [л’] и [й]

Задание 1. Спой песенки.

Послушай, какую сказку мне рассказал Старичок Звуковичок.

Жили-были две подружки – Ляля и Яна. Девочки очень любили петь песни. Ляля пела: «Ля-ля-ля». Подними язычок за верхние зубки и спой так же: «Ля-ля-ля».

А теперь спой так: «Ле-ле-ле, лё-лё-лё,ли-ли-ли, лю-лю-лю».

Яна пела и такие песни: «Я-я-я, е-е-е, ё-ё-ё, ю-ю-ю».

Спой песенки Яны.

Задание 2. Игра «Угадай, кто «поет».

Цель: различение звуков на слух.

Я буду петь песенки девочек, аты угадай, чью я песенку спела:

Ля-ля, я-я, е-е, ле-ле, ю-ю, лю-лю;

Ай-ай, аль-аль, оль-оль, ой-ой (и т.д.).

Задание 3. Игра «Песенки».

Цель: различение звуков в слогах.

ля - ля, ля - ля - ля аль - аль, аль - аль - аль

ле - ле, ле - ле - ле оль - оль, оль - оль - оль

лю - лю, лю - лю - лю уль - уль, уль - уль - уль

лё - лё,ле - лё - лё иль - иль, иль - иль - иль

ли - ли, ли - ли - ли ель - ель, ель - ель - ель

Задание 4. Игра «Кому подарить эти картинки?»

Педагог расставляет на столе игрушки или картинки с изоб­ражениями лисенка и ежика, объясняя ребенку, что лисенок любит звук [л’], а ежик - звук [й]. Затем педагог показывает картинки, а ребенок определяет заданный звук в слове и кому подарить данную картинку.

Цель: выделение звуков [л’] и [й] в названиях предметов, изображенных на картинках.

Материал: картинки с изображениями предметов, в назва­ниях которых есть звуки [л’] и [й] (елка, юбка, юла, ягода, мальчик, яблоко, дельфин, фасоль, пальма, пальто).

Задание 5. Игра «Сочини чистоговорку».

Педагог предлагает ребенку образец сочинения чистоговорки: трехкратно повторяется первый слог в слове, обозначающем данную картинку, например «я-я-я - яблоко». Затем педагог показывает картинки, а ребенок сочиняет чистоговорки.

Цель: автоматизация звуков в чистоговорках.

Материал: картинки с изображениями предметов.

Ли-ли-ли - лист, я-я-я - яблоко, ли-ли-ли - лимон, ё-ё-ё - ёжик, ю-ю-ю - юла, ли-ли-ли - лиса, ля-ля-ля - лягушка, ли-ли-ли - лицо, я-я-я - ягода, е-е-е - енот.

Задание 6. Игра «Сосчитай предметы до пяти».

Цель: согласование числительных с существительными.

Материалы: картинки с изображениями (лилия, поезд, ель, печенье, блин, яблоко, ягода, лебедь, дельфин, лев).

Посмотри на картинку. Представь себе, что таких предме­тов пять, и сосчитай их. Например: один палец, два пальца, три пальца, четыре пальца, пять пальцев.

Задание 7. Повторение словосочетаний с четким произне­сением всех звуков: липкий клей, белая лента, зеленая майка, солю пельмени, клею пленку, колючий ежик, высокая ель, вкусный бульон, лью воду, поливаю лилии, железная лейка, веселый почтальон, большой дельфин, любимый йогурт.

Задание 8. Повторение предложений с четким произнесени­ ем всех звуков.

Юля и Лиля гуляли по кленовой аллее.

Лиля поливала из лейки тюльпаны и лилии.

Колючий ежик жил в еловом лесу.

Яна наливает сливовый кисель в стакан.

Лиля нарисовала белую лилию.

Лена и Оля купили леденцы.

Галя и Коля любят кататься на льду.

Лева лепит из пластилина.

Коля льет молоко в блюдце.

На тополе молодые клейкие листочки.

Мы склеили листики клейкой лентой.

Задание 9. Запоминание скороговорок, пословиц и погово­ рок.

Еле-еле Лена ела,

Есть от лени не хотела.

Мы ели ершей у ели.

Их еле-еле у ели доели.

Ямку покопай-ка,

Ямку закопай-ка.

Коля колья колет.

Поля поле полет.

Поля поле полет.

Коля колья колет.

Ехали мы, ехали,

До ели доехали,

Ель объехали

И домой поехали.

Дед Данила делил дыню:

Дольку - Диме, дольку - Дине.

Лена, Леня и Альбина

Лепят льва из пластилина. А. Герасимова

Где песня льется,

Там легче живется.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Задание 10. Пересказ.

Новый год

На Новый год дети нарядили зеленую елку яркими иг­рушками. Когда пришел Дед Мороз, дети прочитали ему свои любимые стихотворения. Дед Мороз раскрыл свой вол­шебный красный мешок и раздал детям подарки: Егорке достались колючий резиновый еж и яркий попугай, Рая получила плюшевую обезьянку, Юля - разноцветную юлу и новое платье, Емельяну достался мягкий серенький зай­чик. Дети угостили Деда Мороза чаем с печеньем. Только чай был холодный, чтобы дед Мороз не растаял, а пече­нье - белое, как снег зимой. Веселый получился Новый год у малышей!

Задание 11. Упражнение для развития умения согласовы­вать движения с речью.

Задрожали ветви елей. Выполнять вначале правой рукой,

Мы в восторге от качелей, затем - левой, а далее – двумя руками:

Мы летаем вверх и вниз. от за­ пястья кисти рук с прямыми пальцами

Вместе с нами веселись. поднимать вверх, а затем, слегка согнув

Т. Сиканева пальцы, мягко опускать вниз.

Гайбышева Динара Рафильевна
Дифференциация звуков [Щ] - [С]

Произносить слоги :

Ща - ся щу – сю щи – си

Ся – ща сю – щу си – щи

Ащ – ась ощ – ось ящ – ясь

Ющ – юсь ищ – ись ещ – есь

Ась – ащ ось – ощ ясь – ящ

Юсь – ющ ись - ищ

Произносить слова с прямыми слогами :

Щёки, щётка, мощёный, щука, угощу, щи, щит, щель, щепка, ищейка, щавель, трещина, щипать, щегол, щенок, щетина, посёлок, гусёнок, сито, кисель, сети, семья, сила, Сеня, сено, семена, осень, сеять, Сима, косилка, носилки, лисята, поросята.

Произносить слова с обратными слогами :

Вещь, лещ, плащ, овощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, изящный, товарищ, помощник, навесь, колосья, брось, брысь, карась, злюсь, авось,

Произносить слова со звуками «С - Щ» :

Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носище, освещать, сгущенный, щурился, блестящий, настоящий, освещение, восхищение, светящийся

Произносить предложения :

У Сени ящик. Сима варит щи. На стене синий плащ. Гусёнок щиплет траву. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Сони щётка. Повесь эту вещь на шкаф. в пруду лещи и караси. Возле села роща. В роще осины. На осинах щеглы. Овощи срезают летом и осенью.

Мой щенок.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал,

Ещё бы! Он счастливым рос.

Теперь мой щен не щен, а пёс –

Настоящий пёс!

Дядя Семён и мой товарищ Вася взяли меня удить рыбу в пруду. Дядя Семён поймал леща и карася. Лещ и карась жирнущие. Я чищу леща и карася. Вася носит для костра сухие ветки, ищет щки. Дядя Семён ещё удит.

Целый день поёт щегол

В клетке на окошке,

Третий год ему пошёл,

А он боится кошки.

А Маша не боится

Ни кошки, ни щегла.

Щеглу дала напиться,

А кошку прогнала.

Публикации по теме:

Дифференциация звуков [к]-[т], [д]-[г] .Звуки [К], [Т], [Г], [Д] усваиваются детьми к 2-3 годам. Это звуки "раннего онтогенеза". В литературе достаточно внимания уделено постановке.

Дифференциация звуков Н-М. Подготовительная группаЗадачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М. 2. Учить детей.

Конспект ОД «Дифференциация звуков [р]-[л]» Цель: закрепление правильного произношения и дифференциация звуков [Р]-[Л]; Задачи: 1. Формировать умение давать характеристику звуков [Р]-[Л],.

Дифференциация звуков [С] - [Ш] Произносить слоги: Ша – са шо – со шу - су Са – ша со – шо су - шу Яш – яс ош - ос уш - ус Аш – ас ис - иш ыш - ыс Ос – ош ус – уш еш.

Дифференциация звуков Ф-В Карточки 1. Записать только те слова, в которых пропущена буква Ф:. онтан,. отинок, А. рика, А. ерика, ту.

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик» Задачи:.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]-[й]» Цели и задачи: 1. Дифференциация согласных звуков л - ль - й. 2. Развитие фонематического восприятия. 3. Формирование учебного высказывания.

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

ся-щу ща-сю ся-щу-си щи-сю-ще

си-ще щи-се ще-сю-ща се-ще-си

се-щи ще-ся се-ща-сю щю-си-ща

Дифференциация звуков СЬ - Щ в разных словах. Формирование навыков звукового анализа

Возьми картинки со звуками СЬ и Щ в названиях из Приложений 6 и 12, переверни их и смешай. Положи перед собой символы звуков СЬ и Щ из Приложения 1. Бери кар­тинки по одной и клади рядом с символом. Назови звук СЬ или Щ, который спрятала в каждом слове.

Дифференциация звуков СЬ - Щ в словосочетаниях-скороговорках

Глядя на картинки-символы, назови звук СЬ или Щ, спрятавшийся в каждом слове. Четко проговори пары слов, уточни их значение.

Чистящие средства. Ликующие учащиеся. Вытащить беспомощного. Защищать слабого. Осиновая роща. Мыслящее существо. Летящая сова. Мощная спина. Работающий носильщик. Тощие лосята. Ящик с семенами. Синий плащ. Васины кле­щи. Вырастить щавель. Зеленеющие селенья. Сверкающий светильник. Мощная стена. Ощущение счастья. Смущенный студент. Скулящий щенок. Смелый купаль­щик. Щучья пасть. Лисий хвостище. Осиновая роща. Щеглы на ясене. Повесить вещи.

Дифференциация звуков СЬ - Щ в одном слове

Четко проговори за взрослым каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Ее ли по одному слову ты произносишь легко, повтори их по 3-4 в быстром темпе.

Восхищение. Красильщик. Настоящий. Носильщик. Освещение. Обществен­ность. Светящийся. Сверкающая. Сгущенный. Сияющий. Скучающий. Смещение, Смеющийся. Спешащий. Стекольщик. Стремящийся. Счастье 1 . Усищи. Учащийся. Хвостище. Чистильщик. Щурился. Щедрость. Щитоносец.

1 Сочетание СЧ произносится как Щ.


ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ СЬ - Щ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков СЬ - Щ в предложениях, составленных по опорным словам

Послушай пары слов и составь с ними интересные предложения.

Например: Сеня взял одежную щетку и почистил свой плащ.

Сеня - щетка. Осина - щеглы. Осень - овощи. Степан - лещи. Щука - карась. Костер - щепки. Щенок - постель. Краснодеревщик - клещи. Поселок - пло­щадь. Угостить - щи. Ищейка - просека. Щенок - сено.

Дифференциация звуков СЬ - Щ в рассказах, составленных по предметным картинкам

Представь, что ты попал в сказочное царство Кощея Бессмертного. Мысленно объ­едини объекты, изображенные на рисунке, придумай и расскажи смешные истории о злом, жадном Кощее.

Например: Кощей, гусь, щит, плащ. Как-то раз Кощей Бессмертный со свитой шел мимо своего дворца. Он был в длинном сером плаще, а в руках нес большущий щит. Вдруг позади себя Кощей услышал странное шипение. Испугался Кощей, при­сел и закрылся большущим щитом. Свита Кощея не могла удержаться от смеха, потому что Кощей испугался... гуся.


Дифференциация звуков СЬ - Щ в рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром тем­пе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки за­учи.

Сима, ищи щавель на щи!

Хищник ищет в сосняке пищу.

Веселый пес щетку принес.

У лисы - сила, у лисищи - силища.

Я лошадку не хлещу, вкусной сайкой угощу.

Не вырастишь овощей - не сваришь щей.

Не накажем мы щенка - несмышленый он пока.

Не было бы счастья, да помогло несчастье 1 .

Семен щепки превращал в прищепки.

Соберу овощей, угощу товарищей.

Щенка в поселке я ищу, его сгущенкой угощу.

Хищная щука по днищу рыщет, себе пищу ищет.

Есть у Сильвии сынок - серый маленький щенок.

Не боюсь дождя вообще, если я хожу в плаще.

Щенок дощатый ящик к себе под кресло тащит.

Из доски достанем с вами гвоздик маленький клещами.

Простынку повесим на леску, и крепко простынку на леске удержит

прищепка.

Боюсь, щенка не дотащу, еще боюсь, что выпущу.

В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут.

Краснощекие щеглы веселы, шустры, милы, щебетать щеглам не лень,

песни слышатся весь день.

Песик Моська всех тощее, тоще тощего Кощея.



ФОРМИРОВАНИЕ

ВТОРИЧНО ПРОИЗВОДНОГО

ЗВУКАЧ

Согласный звук Ч является вторично произ­водным от первично производного звука Щ. Формирование вторично производного звука в речи ребенка требует заметно меньше време­ни и усилий, чем сходных по артикуляции базо­вого (Ш) или первично производного (Щ) звука.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте ‘Дифференциация щ-сь’. У детей закрепится навык различения и четкого произношения звуков в слогах, словах; закрепится понятия: согласный звук; мягкий звук; глухой звук; продолжат учится выполнять звуко-слоговой анализ слов, составлять схемы звукового состава слов,выкладывать и читать слова со звуками Щ, СЬ.

Тема: Дифференциация звуков [Щ]-[СЬ]

Программное содержание:

  • Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков в слогах, словах;
  • закрепить понятия: согласный звук; мягкий звук; глухой звук;
  • учить выполнять звуко-слоговой анализ слов, составлять схемы звукового состава слов;
  • учить выкладывать и читать слова со звуками Щ, СЬ;
  • развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Оборудование.

  • Демонстрационный материал: звукобуквенные домики; картинки: сирень, васильки, плющ, листья, щегол, гусь, снегирь, синица, свекла, овощи, слива, апельсин, ящерица, щука, щенок, гусенок; фишки (красного, синего, зеленого цветов); буквы: ЩЕПКА, СЕТКА; таблица для чтения. Раздаточный материал: фишки (красного, синего, зеленого цветов), разрезная азбука.

Ход занятия

1. Организационный момент (придумывание слов со звуками Щ, СЬ).

2. Знакомство с темой.

Артикуляция звуков.

Характеристика звуков.

Установление сходства и различия между звуками.

3. Игра «Наоборот».

  • Ся-ся-ся – ща-ща-ща
  • ащ-ащ-ащ – ась-ась-ась
  • Се-се-се — ощ-ощ-ощ
  • Сю-сю-сю — ущ-ущ-ущ
  • Си-си-си — ищ-ищ-ищ
  • Сё-сё-сё — ещ-ещ-ещ
  • Ысь-ысь-ысь — ящ-ящ-ящ

4. «Запомни, повтори».

а) Ся-ся-ща ща-ща-ся ась-ась-ащ ащ-ащ-ась
Ся-ща-ща ща-ся-ся ась-ащ-ащ ащ-ась-ась
Ся-ща-ся ща-ся-ща ась-ащ-ась ащ-ась-ащ

б) хвостище – усище –блестящий –освещение
стекольщик – следующий – носильщик — светящийся

5. Игра «Отгадай слово».

Ры.., ло.., ле.., помо.., ве.., пла.., плю.., укра.., ово.., бою.., бор.., мо.., купаю.., смею…

6. Звуковой анализ слов: ЩЕПКА, СЕТКА

7. Физминутка «На звук.. – выполняй!»

8. «Четвертый лишний».

  1. Сирень, васильки, плющ, листья – плющ.
  2. Щегол, гусь, снегирь, синица – щегол.
  3. Свекла, овощи, слива, апельсин – овощи.
  4. Ящерица, щука, щенок, гусенок — гусенок.

9. Чтение:

Ща, си, ящик, синица, овощ, щенок, сито, гусенок, щипцы, Ася, песенка, Максим, такси, гуси.

10. Диктант:

Ё, Е, Щ, С, О, И, Э, У, ЩА, СИ, ЩУ, СЯ, ЧАЩА, СИНИЦА.

11. Итог занятия.

Листунова Ольга Геннадьевна,
учитель-дефектолог
МБДОУ «Колокольчик»,
город Ноябрьск, ЯНАО