Все камни

Как называется поделочный камень. Драгоценные и поделочные камни. Что представляют собой поделочные камни

Инструкция

Относится к поделочным камням часть группы минералов, отличающаяся минералогическим составом от драгоценных. Драгоценные камни по большей части представляют из себя кристаллы, ярко блестящие и прозрачные. Поделочным камнем называют горные породы и образования минералов, имеющие рисунок или разнообразные цветные включения. Они используются для изготовления крупных изделий декоративно-художественной направленности. Из поделочного камня могут быть изготовлены столешницы, вазы, стенные панно, различная мозаика. Используются поделочные камни для набирания орнамента на стенах, для мелких вставок. Нередко используются камни и в технических целях, особенно часто такие породы как малахит, агат и нефрит.

Драгоценные камни - это прежде всего минералы, которые характеризуются красивым цветом, прозрачностью, высоким блеском, цветом и игрой. Они описываются высокой твердостью, химической стойкостью и хорошей способностью к резке и полировке. Быть камнем драгоценным и быть редкими. Для декоративных драгоценных камней применяются полупрозрачные и непрозрачные минералы и камни с включениями или рисунком, используемым для художественного и декоративного. Наука, которая занимается изучением драгоценных камней, называется геммологией.

Драгоценные камни, найденные в природе как кристаллы. Они обрабатываются, чтобы подчеркнуть их качества, удалить некоторые естественные дефекты и дать им желаемую форму. Прозрачные драгоценные камни обрабатываются - особым способом - огранкой. Добавьте к строгим геометрическим формам с винирами разных форм и размеров. Есть два основных скоса - блестящие и пошаговые. Непрозрачные драгоценные камни обрабатываются, поскольку они дают округлую форму - кабошон. Вес обработанных драгоценных камней измеряется в каратах.

Внутри группы поделочные камни подразделяются по различным характеристикам. Разделяют мягкие, средние и твердые поделочные камни. К твердым относятся агат, яшма и нефрит, а мягкими считаются флюорит, стеатит, оникс, малахит. Средними по твердости признаны змеевик (серпентин), мрамор. Подразделяются поделочные камни и по ценности, которая зависит от их индивидуальных свойств, а именно наличия рисунков, включений, красота и насыщенность цветов. На ценность влияют редкость камня и сумма затраченных на его добычу и обработку усилий. Ценными поделочными камнями считаются малахит, кварц, обсидиан, оникс, кварцит и мрамор.

Количество занятых сегодня видов и разновидностей драгоценных камней неуклонно растет - одним из последних открытых являются чароиты и танзанит. Коллекция «Драгоценные и декоративные камни» представляет собой наиболее привлекательные экспонаты в музее.

Поделочные камни в ювелирных изделиях: индивидуальность и красота

На выставке вы можете сразу отличить алмаз, рубин, сапфир, изумруд, аквамарин, топаз, гранат и другие известные из всех драгоценных камней. Известные среди них занимают относительно полный набор сортов берилла, топаза и кварца. Ниже представлены почти все разновидности берилла - классический изумрудно-зеленый, темно-синий аквамарин, желтый гелиодор, золотой берилл, морганит-розовый и бесцветный гошенит.

Некоторые поделочные камни состоят из нескольких минералов, и поэтому с точки зрения геологии являются горными породами, а не видами минералов. Таков, к примеру, мрамор, встречающийся в природе в таких количествах, что рассматривается как порода, а не как минеральное местрождение. Змеевик так же считается породой, вместе с лазуритом и гранитом. Поэтому часто можно встретить изготовленные из этих видов камня предметы интерьера больших размеров. Из этих минералов нередко изготавливают даже колонны для помещений. В противовес этим минералам существуют виды поделочных камней настолько редкие, что встретить их можно только в частных коллекциях или музеях. Такие названия как аксинит, бенитоит, анатаз знают только профессионалы.

Знаменитые ювелирные изделия из полудрагоценных камней

Здесь вы можете увидеть материализованные вечные человеческие поиски для раскрытия секретов природы - синтетические изумруды трудно отличить от природных. Синтетический изумруд, Россия. Топаз представляет особый интерес в своих размерах кристаллов Волыни - Украина: от бесцветных до синих и оранжево-коричневых и все с безупречным качеством ювелирных изделий.

Сочетание скрытых кристаллических разновидностей кварц-халцедона и кварцита, кварца, аметиста и опала привело к невероятному разнообразию агата. Особое внимание уделяется коллекции из более чем 180 кабошон различных сортов кварца, агата и яшмы из разных болгарских месторождений.

У некоторых поделочных камней можно наблюдать игру света и даже изменение окраски. Речь о лунном камне, лабрадоре и кошачьем(тигровом) глазе. При поворотах камня можно видеть различной степени яркости цветные всполохи, так как минералы эти состоят из тончайших прозрачных пластинок. Александрит кардинально меняет цвет с наступлением ночи. Своей окраской некоторые минералы обязаны химическому элементу, другие же окрашены различными примесями. Цвет придают марганец, ванадий, титан, медь, никель или кобальт. В различных минералах примеси ведут себя по-разному: окрашивают породу полностью или же присутствуют в ней как полосы, иголочки, точки, полутона. Малахит свою окраску получает от меди, красные и оранжевые поделочные камни появляются от окиси железа. Розовые и фиолетовые оттенки придает соединение с марганцем.

Окаменелое дерево Драгоиново, Болгария. На выставке представлены редкие и экзотические драгоценные камни, такие как скаполит, эвкал, датолит, данбурит, танзанит, сподумен аксинит и кианит. Здесь вы можете увидеть замечательную коллекцию минеральных образцов и художественных изделий из декоративных камней, оцененных в азиатском нефрите и жадеите. В витрине 275 премий собраны образцы малахита и роданита самых известных месторождений. Замечательные размеры и качество - это модели единственной известной среды обитания чароитов в Сибири.

Зеленые капли природного стекла образовался, когда в реке Влтава упал огненный дождь расплавленного метеорита. Мы собираемся дать вам небольшой секрет. Различие между драгоценными камнями, которые являются «драгоценными» и «полудрагоценными», совершенно произвольно.

IV порядка — , кунцит, жёлтый, зелёный и розовый, ; ювелирно-поделочные I порядка — , бесцветный и дымчатый, II порядка — , - , - и породы; поделочные — , мраморный , гагат, рисунчатый, графический , змеевик, цветной и авантюриновый, цветной и др. К драгоценным камням I порядка относят также органоминеральное образование — .

Ювелирные камни применяются в дорогостоящих изделиях в оправе из благородных металлов. Цена их с учётом индивидуальных особенностей камня зависит от веса в ; для жемчуга за единицу расценки принят гран (0,25 карат). Мировые розничные цены на огранённые ювелирные камни высшего качества колеблются от 25 тысяч (I порядок) до 5-50 (IV порядок) американских долларов за 1 карат . Драгоценные камни I порядка входят в активы Госбанка . Ювелирно-поделочные камни используются в относительно недорогих ювелирно-галантерейных изделиях, а также для производства камнерезных художественных поделок — ваз, чаш, пепельниц, шкатулок, столешниц, скульптурных фигурок и т.д. Из поделочных камней изготавливают более дешёвые изделия. На мировом рынке ювелирно-поделочные камни в сырье или полуфабрикатах (опиленных блоках) оцениваются от 30-150 американских долларов и более (I порядок) до 5-15, поделочные — от 0,1 до 1,5 американских долларов за 1 кг.

Технически в настоящее время только четыре драгоценных камня считаются «драгоценными»: изумруд, рубин, сапфир и алмаз. Этот термин был введен в середине 19 века для обозначения драгоценных камней, которые были ценными, популярными, красивыми и редкими. В то время жемчуг считался также драгоценным камнем, как и опал.

Ювелирно–поделочные и поделочные камни: разнообразие и ценность

Жемчуг был классифицирован как драгоценный и полудрагоценный в разное время в истории. На самом деле, есть несколько «полудрагоценных» драгоценных камней, которые намного реже, чем алмаз, изумруд, рубин и сапфир. Например, танзанит встречается крайне редко и встречается только в одном месте, но не считается драгоценным.

Обработка драгоценных и поделочных камней включает , и при помощи алмазной крошки, ультразвуковой и лазерной технологий (см. ). Прозрачным ювелирным камням чаще всего придаётся многогранная форма (фасеточная огранка , ступенчатого и комбинированного типов), а полупрозрачным, непрозрачным и содержащим минеральные включения, создающие эффект многолучевой звезды или "тигрового глаза", — (кабошонирование). Полированные камни произвольной формы получают с помощью искусственного окатывания (голтования).

Другие примеры очень редких полудрагоценных камней включают александрит и царовитовый гранат. Многие так называемые полудрагоценные камни также могут командовать ценами выше или даже выше, чем их драгоценные копии. Антикварный нефрит, высококачественный красный берилл и огненные опалы проданы за впечатляющие суммы.

В то время как драгоценные камни, такие как рубин и изумруд, безусловно прекрасны, многие полудрагоценные камни могут быть такими же привлекательными и прекрасными, когда они украшены драгоценностями. Некоторые из наших фаворитов включают янтарь, гранат, лазурит, лунный камень, оникс, перидот и топаз.

Разработана технология синтеза драгоценных камней: в промышленных масштабах выпускаются прозрачные (в том числе имитирующие ), алюмомагниевая , аметист , а также имитирующие алмаз кристаллы - и - гранатов (ИАГ, ГГГ, гранатит), титаната (фабулит), кубические окиси (фианит) и др. Цены мирового рынка на синтетические камни в десятки и даже тысячи раз ниже, чем на их природные аналоги, которые полностью сохранили своё главенствующее значение. Большая разница в ценах на природные и синтетические камни повысила значение точной диагностики их природы, для чего используются различия в составе и количестве примесей-хромофоров, оптических константах, микротвёрдости, люминесценции, газово-жидких и твёрдых включениях и т.д.

Ювелирные изделия с камнями: магия, талисманы, амулеты

Действительно, любой драгоценный камень можно считать драгоценным, если вы его цените и любите, как он выглядит! Драгоценные камни и драгоценности всегда играли определенную роль в истории. На протяжении всего времени камни проходили так много разных вариантов использования. Однако в какой-то момент времени камни были дифференцированы и классифицированы в 2 списка: драгоценные и полудрагоценные.

Аргумент того, что классифицирует камень как драгоценный или полудрагоценный, действительно разбивается на два сегмента. Что определяет драгоценный камень и цвет имеет какое-либо отношение к нему? История изумрудов, как сказано, началась во времена Клеопатры. Изумруды исходили из Египта, и египтяне действительно не знали разницы между камнями. В то время синий камень был просто классифицирован как сапфир, зеленый камень был назван изумрудным, а красный камень был назван рубином. По-моему, именно здесь началась битва за драгоценный «титул».

Выделяют следующие геолого-генетические типы месторождений драгоценных и поделочных камней. включает: — кимберлиты с алмазом, и хризолитом , эффузивы основного состава с сапфиром, хризолитом, эффузивы кислого состава с обсидианом и яшмовидными фельзитами , габбро-анортозиты с иризирующим лабрадором , пегматит с , бериллом , турмалином , кунцитом, морионом , розовым кварцем , амазонитом , иризирующими полевыми шпатами , графическим пегматитом; гидротермально- метасоматические — грейзены с бериллом, магнезиальные скарны с рубином , шпинелью, гроссуляром , нефритом , метасоматиты с изумрудом , александритом , рубином, жадеитом , нефритом, хризолитом, хромдиопсидом, демантоидом; гидротермальные — с изумрудом, горным хрусталём (в том числе с аметистом), агатом , опалом, мраморным ониксом , гематитом-кровавиком; метаморфогенные — с рубином, сапфиром, альмандином , родонитом , яшмой . К экзогенной группе относят диагенетические месторождения с янтарём и гагатом, кор выветривания с благородным опалом, бирюзой , хризопразом , малахитом , россыпные (аллювиально-делювиальные, делювиально-аллювиальные, аллювиальные, прибрежно-морские), древних со всеми устойчивыми к драгоценных и поделочных камней.

Быстро переходите к средневековым временам, и вы заметите главное присутствие аметиста, цари любят аметист. За эти годы рынки обернулись, появились новые камни, имитации, синтетика и, конечно же, маркетинг бесцветных алмазов. Цвет - это подарок от Матери-природы, так же, как радуга. Радуга - настоящий подарок, что-то ценное.

Если бы радуга была бесцветной, мы бы ее не оценили. Мы ценим цвет, который мы можем видеть в радуге. Так в чем же разница между драгоценными и полудрагоценными? Нет причин, чтобы изумруд был драгоценным, а аквамарин - нет. Эти так называемые драгоценные камни были проданы как «драгоценные», чтобы стимулировать продажи в определенных областях рынка. Низкокачественный танзанит, который не так красив, продается по очень низкой цене. С другой стороны, прекрасный танзанит высшего качества редок и может стать чрезвычайно дорогостоящим.


Большинство месторождений драгоценных и поделочных камней имеет сложное геологическое строение с неравномерным распределением и невысоким содержанием полезного компонента , в связи, с чем наиболее ответственной операцией геологоразведочного процесса является опробование , проводящееся главным образом крупнообъёмным валовым способом. На основании геологоразведочных работ выделяются 3 группы месторождений: с гнездовым, резко неравномерным распределением драгоценных и поделочных камней в отдельных полостях; с вкрапленным, неравномерным, с участками концентрации; со сплошным прерывистым и непрерывистым. Разведочные и эксплуатационные на месторождениях проходят с ограниченным применением во избежание измельчения ценных минералов .

Нет причин, по которым равный качественный танзанит должен идти гораздо меньше на рынке. Конечно, лимонный кварц не так редок, как желтый сапфир, и в этом случае можно понять разницу в цене. Но, как говорится, как камень, столь же красивый, может стоить меньше денег? Декоративные камни, булыжники, галька, гравий и сланцы в разных размерах и цветах. Идеально подходит для достижения современных и творческих эффектов быстро и легко в садах и подъездных дорогах.

Их можно разделить на 3 основных типа. Маленькие камни и щебень камней являются, пожалуй, наиболее широко используемыми декоративными заполнителями, поскольку они обеспечивают экономичный и легкий способ добиться ландшафтного вида в садах и подъездных дорогах. Обычно размер 10 мм или 20 мм, они доступны в различных цветах и ​​формах - от гладких круглых камней до грубого камня.

В СССР создана современная ювелирная и камнерезная промышленность, использующая в основном собственное минеральное сырьё, в том числе алмаз, изумруд, топаз, бирюзу, янтарь , лазурит, нефрит, чароит , родонит, а также синтетические камни (корунд, ИАГ, фианит, аметист). Сырьевые ресурсы драгоценных и поделочных камней рассредоточены по многим странам мира (карта).

Их закругленная форма визуально привлекательна, что помогает смягчить эффект жесткого ландшафтного дизайна, а также быть более безопасным вариантом для детей и домашних животных. Многие из них производятся естественным путем с помощью волн, и, возможно, их естественный внешний вид делает так популярным декоративный булыжник.

Они особенно хороши для обхода путей и границ, так как их размер естественно препятствует людям ходить по ним. Щипцы шипов - это небольшие кусочки сланца, различающиеся по разным размерам. Они популярны в качестве декоративного камня из-за широкого спектра натуральных цветов, что позволяет использовать широкий спектр творческих эффектов в современных садах. Они особенно популярны в минималистских садах, которые имеют более жесткое озеленение и меньше посадки, где они помогают добавлять тонкий цвет круглый год.

Основными поставщиками драгоценных и поделочных камней на мировой рынок являются: в — СССР (янтарь, топаз), Чехословакия (пироп); в Азии — (лазурит, кунцит), Бирма (рубин, жадеит), (сапфир, изумруд, альмандин, агат), (бирюза), (бирюза, нефрит), Пакистан (рубин), СССР (алмаз, лазурит, нефрит), (сапфир, рубин), Шри-Ланка (сапфир, рубин, александрит, циркон, шпинель , гроссуляр, лунный камень); (сапфир, благородный опал, хризопраз, нефрит, родонит); в — (алмаз), (алмаз), (алмаз), (алмаз, малахит), (изумруд, аметист), (изумруд, аметист), Кения (рубин, гроссуляр), (берилл, турмалин, циркон, кунцит), (турмалин, берилл , кунцит), Намибия (алмаз), Сьерра-Леоне (алмаз), Танзания (рубин, цоизит), (алмаз, пироп, тигровый глаз); в — (нефрит), (опал, агат), (бирюза, турмалин, хризолит); в — (берилл, топаз, аметист, агат, изумруд), (алмаз), (изумруд), Уругвай (агат). Данные о промышленных и перспективных запасах драгоценных и поделочных камней не публикуются, за редким исключением, из-за слабой геологической изученности месторождений или в интересах сохранения коммерческой тайны.

Сланцевые чипсы с меньшей вероятностью могут быть выкопаны кошками и другими животными из-за веса и формы кусков. Наш ассортимент включает в себя зеленые, сливовые и синие сланцы в размерах 20 мм и 40 мм. Все наши декоративные агрегаты поставляются в кубических мешках по половину кубических метров, многие из которых доступны в меньших количествах или могут поставляться в виде сыпучих грузов по домам, строительным площадкам или коммерческим помещениям по договоренности.

С древнего Египта и Римской империи декоративный камень сопровождал человечество на протяжении всей истории своими социальными и культурными проявлениями. Декоративный камень извлекается из карьеров с открытым карьером, хотя в некоторых случаях он добывается под землей.

Суммарный объём добычи и международной торговли драгоценными и поделочными камнями за рубежом не поддаётся учёту в связи с широко развитой контрабандой, наличием "чёрного" рынка, поглощающего лучшие камни, реэкспортом, несопоставимостью цен на сырьё и обработанный камень. Общее представление о масштабах коммерческих операций можно составить по официальным статистическим данным по США, являющимся крупнейшим в мире потребителем драгоценных и поделочных камней. Импорт в США этих камней, главным образом ювелирного алмаза и жемчуга, а также изумруда, рубина, сапфира в 1978 составил 2141 млн. долларов при экспорте 708 млн. долларов. Центрами обработки драгоценных и поделочных камней за рубежом являются Антверпен, Амстердам, Париж, Тель-Авив, Нью-Йорк, Идар-Оберштайн (), Сянган, Джайпур (Индия), Таиланд , Шри-Ланка и Бразилия . В СССР ограночные и камнерезные предприятия находятся в Москве, Ленинграде, Свердловске, Иркутске.

Существует целый ряд групп декоративных пород, в основном: сланцы и мраморы, текстура и исходный состав которых были изменены из-за таких факторов, как давление или температура; граниты, образованные путем охлаждения и затвердевания магмы; и известняк, состоящий из трансформированных материалов, образованных путем уплотнения минерального материала и отложений, образующихся при эрозии.

Но настоящий рывок вперед в эволюции декоративного камня в качестве строительного материала произошел во второй половине 20-го века благодаря большим достижениям строительной отрасли, которые требовали и использовали этот материал не только как основной компонент здания, но и как декоративный аксессуар.

Более подробная информация об отделке драгоценных камней помещена в статьях Алмаз, Изумруд, Бирюза и др. Е. Я. Киевленко.

Драгоценные и поделочные камни в декоративно-прикладном искусстве. Драгоценные и поделочные камни издавна применяются в прикладном искусстве для выполнения деталей убранства интерьеров, ювелирных украшений, предметов культа, парадного оружия и символов власти. В поселениях позднего палеолита встречаются скребки и наконечники копий из яшмы и горного хрусталя . Для неолита характерно широкое использование кварца, яшм, нефрита, обсидиана, халцедона , оникса и янтаря. Эти камни служили украшениями, из них вырезали амулеты-обереги, фигурки богов. В эпоху бронзы камень стали помещать в металлическую оправу.

Магниевые камни имеют ряд применений в строительном секторе из-за их изобилия, прочности и привлекательности. Гранит, например, используется в брусчатке, фасадах, столешницах, кухнях, ванных комнатах, дымоходах и в похоронах. Другой изверженный камень, базальт, используется для сооружений под водой, мелкой кирпичной кладкой и гравия для дорожных покрытий.

Известняк выделяется среди осадочных пород, которые используются в качестве гравия для дорог с высоким уровнем влажности. Он также используется для кладки, апельсинов, фасадов, декоративных элементов, бетона и производства извести и цемента. Наконец, в семействе метаморфических пород мы находим мрамор и сланцы. Мрамор используется с древних времен практически во всех аспектах строительства, от фундаментов до самых деликатных декоративных элементов. Сланца, с другой стороны, используются для получения плоских, водонепроницаемых и относительно тонких листов, которые используются в кладке и для покрытия экстерьеров и интерьеров.



В цивилизациях Древнего Востока (в бассейнах рек Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг) обработка и использование драгоценных и поделочных камней достигли высокого уровня. К концу 4-го тысячелетия до н.э. в Шумере находят распространение цилиндрические печати с геометрическим узором, вырезанным на агатах и халцедонах. Печати середины 3-го тысячелетия до н. э. — свидетельство высокого развития камнерезного искусства, на них изображены сцены строительства храмов и ритуальных церемоний. Уникальными памятниками ювелирного искусства шумеров являются украшения из захоронения царицы Шубад (середина 3-го тысячелетия до н.э.), обнаруженного близ г. Ур (многорядное ожерелье из золотых листьев и бусин из глазурованных паст, сердолика и лазурита). Для изделий из драгоценных и поделочных камней, выполненных ювелирами и камнерезами Двуречья, характерны декоративность, полихромия и ритмичность сюжетных и орнаментальных композиций. В дальнейшем традиции шумерского искусства оказали непосредственное влияние на культуру Ассирии, Вавилона, Урарту, а также народов, населявших территорию Ирана и скифско-сарматские степи. Ювелирное искусство Египта в период Древнего Царства (начало 3-го тысячелетия до н.э.) представлено браслетами и фигурками-амулетами из гробниц близ Абидоса и Нагады. Золото этих украшений сочетается с линейным узором из аметистов, лазуритов и бирюзы.

В начале 2-го тысячелетия до н.э., с захватом территории Нубии, увеличивается приток драгоценных и поделочных камней. Высокого совершенства достигла обработка горного хрусталя и цветных камней, освоены техника огранки кабошонов и "холодной эмали", при которой маленькие кусочки цветного камня и цветных стеклянных паст помещали между золотыми перегородками узора. Уравновешенность и ритм композиций, гармония цвета, присущие для искусства Древнего Египта, привлекают в нагрудных украшениях из поделочных камней (лазурит, бирюза, карнеол) из гробниц фараонов Сенусерта II, Сенусерта III и Аменемхета II (конец 20-19 вв. до н. э.). Особой утончённостью отделки и высоким техническим совершенством использования отличаются изделия мастеров Нового Царства (16-11 вв. до н.э.). Сокровища гробницы фараона Тутанхамона (14 век до н.э.) известны прекрасными украшениями из обсидиана, горного хрусталя, голубой и зелёной бирюзы, лазурита, сердолика, амазонита и коралла в сочетании с золотом и многоцветными пастами. Достигла совершенства обработка драгоценных камней. Например, несмотря на высокую твёрдость изумруда (известен в Древнем Египте с 19 века до н.э.), египтяне могли гравировать его, используя резные камни для перстней.

Богатство и разнообразие драгоценных и поделочных камней Индии и соседних с ней стран юго-восточной Азии обусловили их раннее и широкое использование в декоративно-прикладном искусстве древних цивилизаций бассейны рек Инд и Ганг. Памятники 3-1-го тысячелетия до н.э. дают представление о широком использовании и высоком качестве обработки драгоценных и поделочных камней в разнообразных ювелирных украшениях: диадемы и венцы, браслеты и накладки на стопу, запястья и сложные набедренные украшения, изобилующие крупными кабошонами камней. В Хараппе — одном из древнейших центров индийской цивилизации — обнаружен женский пояс (2-я половина 3-го тысячелетия до н.э.), сплошь покрытый бусинами красного сердолика, зелёного стеатита , агата, яшм, амазонита, нефрита и афганского лазурита. Обилие цветного камня дополнялось жемчугом и стекловидными пастами. Традиционное для индийских украшений преобладание драгоценных и поделочных камней над материалом оправы, связанное с увлечением живописностью и полихромией, в значительной мере определено большим масштабом добычи разнообразных драгоценных и поделочных камней на территории страны. В 8-9 вв. н.э. осваивается огранка драгоценных камней и их гравирование (предпочтительнее считалась огранка, при которой сохранялась большая часть камня). Примерно в тот же период в украшениях знати начинают использовать рубины и сапфиры из Бирмы и Таиланда, индийские изумруды и алмазы. Часто цветным драгоценным камням резчики придавали форму многолепестковой розетки. Богатство колористического решения изделий сочеталось с обилием жемчуга различных форм и размеров. Несмотря на значительное влияние других культур для искусства обработки драгоценных и поделочных камней Индии и поныне характерно богатство цвета, детализации почти неизменных в веках сложных орнаментальных композиций.



В Китае искусство резьбы по камню известно со 2-го тысячелетия до н.э. Широко использовались нефрит, издавна почитаемый на востоке, и разновидности кварца (аметист, раухтопаз , цитрин , морион, "волосатик" и празем). Из нефрита предгорий Куньлуня выточено церемониальное оружие с гравированным узором (ножи, топорики) времени династии Инь (16-11 века до н.э.). Камнерезное искусство 3-2 века до н.э. представлено коллекцией нефритовых изделий из погребений знати династии Хань. Для них характерны условность форм и стилизованный геометрический орнамент. Вплоть до 11 века в ювелирном искусстве Китая сильное влияние индийских и иранских мотивов. Средневековые резчики Китая в изысканных формах скульптурных композиций 16-17 века передавали тончайшие цветовые нюансы природной окрашенности розового кварца, аметиста (из месторождений Центрального Китая), нефрита и бирюзы. Особое внимание уделялось выявлению декоративных возможностей фактуры камня (рис.).

В ювелирных изделиях более позднего времени драгоценные и поделочные камни — бирюза, кораллы, нефрит, жемчуг, малахит, а затем и шпинель вплетены в сложные, тщательно проработанные орнаментальные мотивы (сквозной прорезной или тканый узор в виде облаков, ветвей и цветов с фигурками мифологических существ — драконов и фениксов).



В ювелирном искусстве Турции 15-18 века воплотился многовековой опыт, накопленный мастерами народов Балканского полуострова и Малой Азии. В мастерских Стамбула создавались особенно роскошные изделия, украшенные алмазами, рубинами, изумрудами. Драгоценные камни часто помещали в заранее подготовленные оправы в виде плода граната или цветка гвоздики. Такие фигурные запоны служили украшением парадного оружия, одежды и ювелирных изделий. Драгоценные камни и золото использовались и для инкрустации сосудов из поделочных камней.

В ювелирном искусстве Европы увлечение цветом камня (шпинель, альмандин, сердолик) было привнесено в 5-7 вв. племенами варваров. К раннему средневековью относятся предметы клада из Пьетроасы на территории Румынии (середина 1-го тысячелетия н.э.; бляшки, фибулы зооморфной формы) с характерным для европейского искусства этого времени почти сплошным покрытием изделий альмандинами и холодной эмалью красного цвета. Драгоценные и поделочные камни в изделиях этого времени использовались в виде слегка подшлифованных галек неправильной формы. Замечательным памятником ювелирного искусства 10 века является корона "Священной Римской империи", в элементах декора которой сказывается влияние византийских традиций. С развитием межрегиональной торговли в Средиземноморье и на Балтике в 13-15 вв. в Европу ввозятся восточные самоцветы . Увеличивается добыча драгоценных и поделочных камней в Саксонии, Богемии и Моравии, которые служат материалом для развивающихся художественных ремёсел. Широкое распространение получают пиропы, добывавшиеся в Среднечешских горах с 13 века, и прибалтийский янтарь. Памятниками искусства чешских камнерезов середины 14 века служит убранство решётки капеллы Святого Креста в Карлштейне самоцветами Рудных гор , а также облицовка капеллы Святого Вацлава в соборе Святого Вита в пражских Градчанах, где использована пёстрая яшма с аметистовыми включениями (из-под Турнова). На базе местных агатов с 14 века развивается камнерезный промысел в Германии в Идар-Оберштайне. В 14-15 вв. совершенствуется огранка драгоценных камней. В чёткой графике декора ювелирных украшений искусства готики значительное место отводится огранённым драгоценным камням сине-лиловой гаммы, подчёркнутой белизной жемчуга. В конце 14 века выполнена корона английский принцессы Бланки — одно из лучших произведений готики в ювелирном искусстве. С конца 15 века происходит значительное совершенствование огранки, связанное с увеличением притока драгоценных камней в эпоху Великих географических открытий (крупнейшие центры огранки — Милан, Венеция, Париж, Брюгге и др.). Большинство ювелирных изделий 16 века украшено драгоценными камнями, огранёнными в форме таблицы (рис.).

Часто для усиления яркости цвета в каст (гнездо) под камень подкладывали цветную фольгу или атлас. Среди излюбленных типов ювелирных изделий эпохи Возрождения — драгоценные нагрудные подвески и украшения к шляпам . Часто материалом для них служили кабошон драгоценные камни причудливой формы или необычная жемчужина — barocca (причудливая, необычная). Светотеневые эффекты на шероховатой, с наплывами поверхности жемчужины будто усиливали природную перламутровую "игру". Камеи, выполненные итальянскими резчиками во 2-й половине 16 в., свидетельствуют о высоком уровне их мастерства. В эпоху правления Медичи расцветает искусство флорентийской мозаики (инкрустации чёрного цветными поделочными камнями). Ювелирные и камнерезные изделия эпохи Возрождения отмечены завершённостью композиций, фантазией, а их отделка тщательностью проработки. К созданию ювелирных изделий конца 15 — начала 17 вв. обращались великие мастера Д. Гирландайо (1449-94), А. Дюрер (1471-1528), Х. Хольбейн Младший (1497-1543), Б. Челлини (1500-1571). Увеличение притока самоцветов из Цейлона, Индии, Сиама и Бирмы, алмазов из Индии и Бразилии, изумрудов из Колумбии, совершенствование бриллиантовой огранки предопределили последующее преобладание огранённого драгоценного камня, особенно бриллианта , в ювелирном искусстве середины 17 — конца 18 века. Пышные ювелирные украшения барокко и изысканно утончённые, прихотливые композиции рококо отмечены явным преобладанием драгоценных камней над металлом оправы. Он в изобилии украшает ожерелья и браслеты, кольца и серьги, эгреты (украшения для высоких причёсок и шляп), разнообразные броши, пуговицы и петли для кафтанов и камзолов, эфесы парадных шпаг и ставшие особенно модными табакерки. Зачастую заказывались украшения комплектами — парюрами, в которые входили предметы, сходные по подбору камней и декору. Для каждодневных украшений предпочитали коралл, особенно любимый в искусстве европейского барокко, агат и бирюзу. Для декоративных украшений интерьера наряду с драгоценными камнями и металлами использовали необычные материалы — перламутровые раковины, скорлупу кокосового ореха и страусового яйца.



Со 2-й половины 17 века повсеместно в Европе возрождается интерес к прибалтийскому янтарю, из которого наряду с украшениями стали выполнять декоративные кубки, вазы, коробочки и тому подобное (иногда с резьбой). В 1701-65 из янтаря создаётся шедевр мозаичного искусства — Янтарная комната. В эпоху классицизма, стилистику которого определяло античное искусство, яшмы, порфиры, светлые лазуриты, переливчатые флюориты стали использовать для украшения каминов, дворцовых ваз. В середине 18 в. наступает время расцвета западноевропейской глиптики и повсеместного увлечения изысканной красотой и уникальным характером камей. Одной из богатейших глиптотек мира обладала русская императрица Екатерина II, эта коллекция легла в о