Талисманы и обереги

Тема работы: Получение и свойства малахита. Каким именам подходит. Сколько стоит написать твою работу

Малахит камень – один из самых известных уральских минералов. Название произошло от греческого слова malakos, что в переводе означает «мягкий». В простонародье его часто называли «зеленый камень» или «медная зелень». Иногда можно услышать название «павлиний камень», которое минерал получил за свои причудливые по формам и цвету рисунки.

Он является минералом сульфидной группы и состоит из серы и ртути. Он имеет интенсивный красный цвет, и из него извлекается ртуть, которую мы используем в нашей повседневной жизни. Обычно он имеет гидротермальное происхождение, где богатые ртутью магматические газы смешиваются с богатыми серой. Из-за содержания ртути это токсичный минерал. В естественном состоянии он может выделять ртутные газы, и если он забит, он может выделять небольшие капли ртути.

Самое крупное месторождение киновари в мире расположено в Алмадене, городе в провинции Сьюдад-Реаль. Из нее извлечено почти треть всей ртути, используемой человечеством. Шахта в настоящее время не эксплуатируется, поскольку она не является прибыльной после падения цены на ртуть, вызванной запретом ее использования из-за ее токсичности.

Большие месторождения его были обнаружены в 17-18 веках при строительстве заводов на Уральских горах. Добытый на этих месторождениях камень использовали для отделки Зимнего дворца и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Также в России его добывают на Алтае. В мире известны месторождения малахита в Республике Конго, Румынии, Чили, Зимбабве.

Эта токсичность не была препятствием тому, что пигменты часто изготавливались вместе с ней. Эти красно-оранжевые пигменты использовались для изготовления помад в Имперском Китае или Риме. Это похоже на разрыв обычного ртутного термометра и размывание ртути на ваших губах. Он не очень здоров, но он дает очень хороший цвет.

Знаете ли вы, если вы когда-нибудь ходите в Имперский Китай или в Древний Рим, будьте осторожны: вас могут поцеловать смертью. Белый свинец имеет тот же состав, что и минеральный гидроксурит группы карбонатов, однако он не использовался для производства пигментов. Белый свинец является искусственным, и хотя он не является надлежащим минералом, мы будем говорить об этом из-за его исторической важности.

Внешняя характеристика: минерал малахит имеет зеленый цвет с чередованием темных и светлых участков. Существует несколько видов, которые отличаются оттенками и характером рисунка. В некоторых местах камень может просвечивать. Поверхность всегда блестящая, шелковистая.

Этот минерал образуется в поверхностных слоях, где горная порода открыта для разработки. Взаимодействие медных и карбонатных пород объясняет происхождение малахита. В состав малахита входит карбонат меди.

Он использовался с древних времен, в 400 году. Плиний и Витрувий говорят о том, как это сделано. Для его приготовления свинцовые стружки были помещены с уксусом, а действие кислоты с металлом оставляло белый остаток карбоната свинца. Как почти все, что свинцовое свинец является токсичным. Он настолько токсичен, что во время его использования не рекомендуется пить или есть или вдыхать рядом с ним, и не говоря уже о том, чтобы поместить его на кожу щедро.

Он белый и использовался в качестве пигмента для отбеливания макияжа на протяжении всей истории. Он был виноват, помимо токсичности, и что вместе с серой, присутствующей в воздухе, белый свинец подвергся химической реакции и превратился в сульфид свинца, который является черным соединением. Реакция, которая произошла на коже, была такой.

Химические свойства малахита: растворяется в кислотах, а при добавлении аммиака окрашивается в синий цвет.

Разновидности

Все камни имеют уникальный рисунок, который не повторяется на других минералах. Бывает несколько разновидностей, которые отличаются характером рисунка:

И, конечно же, неплохо, что сульфиды свинца на вашей коже. Это соединение, о котором мы поговорим позже. Графит относится к группе нативных элементов и состоит из углерода. Он состоит из углеродного алмаза и отличается от него по своей структуре: алмаз имеет кубическую структуру и графит - слоистую структуру. Это как макароны и спагетти, оба - макароны, но с разными формами.

Графит - это материал, с помощью которого сделаны карандаши, включая карандаши, используемые для профилирования. Привычка формировать черные глаза старая, она восходит к Египту и Востоку, и она отвечала не только на причины кокетства и звания, но и на санитарные причины. Кох стал модным на Западе с 20-х годов прошлого века, после открытия бюста Нефертити и изучения Египта. Однако основным компонентом кола был не графит, а галенит.

  • Лучистый – тонкие темно-зеленые слои чередуются с травянистыми;
  • Почковидный – темные слои образуют круглый рисунок вокруг светлых;
  • Бирюзовый – голубой шелковый малахит, бирюзовые слои чередуются с зелеными;
  • Плисовый – ярко-зеленая окраска, текстура малахит напоминает плиссировку;
  • Азурмалахит – синий малахит, зеленые слои чередуются с азуритом.

Самыми необычными считаются смеси самоцвета с другими породами, в результате чего образуются необычные сочетания цветов. В России больше всего распространены почковидный и лучистый виды. Как выглядит такой самоцвет, можно посмотреть на фото.

Это минерал сульфидной группы, такой как киноварь, за исключением того, что вместо ртути она несет свинец. Он серый, светлее, если в его структуре есть серебро и металлический блеск. Он имеет кубическую структуру, аналогичную структуре минеральной соли, галита.

Галена является основной рудой свинца, и с ней производится пигмент, называемый коль. Кол использовался на протяжении веков бесчисленными культурами как лайнер, чтобы защитить глаза от солнца, даже чтобы защитить себя от сглаза. Помимо галенита, он также был изготовлен из древесного угля или графита.

Применение малахита

Малахит натуральный в России больше всего добывали в 18-19 веках. В это время добываемый минерал использовали для отделки соборов и дворцов. В мозаичной технике отделывали колонны, вазы, чаши. Несмотря на то, что необработанный малахит не является очень прочным, он ценится за свою красоту и необычные узоры.

Поскольку белый свинец является токсичным из-за содержания свинца, и существует высокий риск отравления тем, что он влечет за собой. Интересно, что недавнее исследование попыталось связать широкое использование кола с внезапной смертью любовников Теруэля.

Древние египтяне разработали комплекс цветов для художественных приложений. Они получены из трех источников: животных, овощей и минералов. Основные цвета были получены из органических источников: белого цвета, полученного из костной пыли или слоновой кости, и двух видов черных: бархатистая черная или черная лампа, потому что она была получена из сажи масляных ламп, второй черной, горячей и слегка коричневый, известен как черная слоновая кость и получен из кулинарии из слоновой кости.

Сегодня поделочный малахит на Урале добывают в небольших количествах и используют для производства предметов интерьера: настольных ламп, часов, письменных приборов. Их дарят в качестве подарков бизнесменам и чиновникам, чей статус подчеркивают дорогие сувениры.

Два других важных пигмента, используемых в Древнем Египте, были индиго и лака гаранза. Индиго - темно-синий цвет, полученный из стручков и корней азиатского бобового. Большинство пигментов, используемых в Древнем Египте, имели минеральное происхождение. Дробленые порошки использовались со связующими веществами, такими как яйцо или жевательная резинка или резина. Стоимость некоторых полезных ископаемых была чрезвычайно дорогой, и многие были импортированы, например, лазурит, который был импортирован из Синая в среднеазиатскую пустыню и использовался для самых важных изображений.

Самые ценные породы используются в производстве ювелирных изделий. Из него делают кабошоны, браслеты, бусы, серьги. Свойства камня малахит идеальны для производства бижутерии, его легко обрабатывать, он хорошо режется и легко шлифуется. Плисовый малахит позволяет создавать красивые подвески и кулоны. Полудрагоценные камни выгодно подчеркивают его цвет. Драгоценный металлы серебро или золото красиво обрамляют такие украшения.

Другие пигменты, такие как бирюзовый, также использовались для приклеивания клея к листу золота. Многие из минералов были относительно инертными, такими как оксиды красного железа, охристый желтый, медь, карбонаты азурита, малахит, мел и древесный уголь. Но следует также отметить, что другие материалы были высокотоксичными, такими как ярко-желтый и красноватый апельсин, которые были получены с использованием сульфида мышьяка.

Пигменты, используемые египтянами, можно разделить на три основные группы: стеклянную пыль, продукты коррозии и материалы, измененные с помощью тепла. Египетский синий вычитается из стекла. Это был самый известный из всех синтетических пигментов, используемых в Древнем Египте, сегодня он известен как египетский синий, он был сделан путем нагрева кварца, ситца, небольшого количества щелочей и карбоната меди, в частности макиты.

Лечебные свойства

Считается, что этот минерал может снимать боль любого характера: зубную, головную, ревматическую. Он стимулирует регенерацию клеток, способен защищать от радиации. Лечебные свойства малахита помогают очищать организм от токсинов и вредных веществ. Его используют при лечении поджелудочной, селезенки, сердца и легких.

Цвета, удаленные от коррозии. Светло-зеленый и свинцовый - это цвета, образующиеся при коррозии. Процесс коррозии был очень долгим, так как самой сильной кислотой, доступной для древних египтян, был уксус. Другая реакция с угольной кислотой, из навоза, вызывала паршу свинцового карбоната, белого свинца.

Как и в случае с светло-зелеными, процесс был очень медленным, в течение нескольких месяцев, чтобы создать жизнеспособное жизнеспособное решение цвета. Цвета вычитаются за счет использования тепла. Белый свинец, полученный из процесса коррозии, снова трансформировали реакцией с сурьмяной кислотой с образованием бледно-желтого пигмента, известного сегодня как Желтый Неаполь.

Пирамидки, шары или яйца из этого минерала будут не только украшением интерьера, но и подручными лекарями, которые можно использовать при контактных методах воздействия на сердце.

Женщина, которая хочет отрастить длинные и красивые волосы, должна носить бусы из этого самоцвета. Людям, страдающим от сердечных заболеваний, рекомендуется носить кольцо с камнем малахит на левой руке.

Менее распространенные цвета также получали иногда с использованием других веществ, а шесть первичных частиц могли создавать новые вторичные цвета, такие как серый, розовый, коричневый или оранжевый. С белым мелом оттенки осветлились, и с черным углем они потемнели.

Хроматическая палитра древнего Египта имела шесть основных цветов. Он связан с огнем и кровью, он может символизировать жизнь и возрождение, но он также символизирует мощные силы за пределами контролируемого царства. Он символизировал враждебные пустынные районы Египта, и Сет, бог пустыни и хаоса, у которого были рыжие волосы и красные глаза. Книжники использовали красные чернила вместо обычного черного, чтобы написать иероглиф для «Зла» и для гнусных дней в году, а также для названий враждебных монстров и богов, таких как змей Апеп и Сет.

Если каждый день носить этот камень с собой, то можно привести в гармонию эмоциональную и физическую сферу. Он дает человеку мудрость и духовные силы, помогает в принятии сложных решений, поэтому может подойти бизнесменам.

Красный также использовался для представления естественного цвета мужской кожи, а также для солнца и его естественной ярости, или для змеиных амулетов, которые представляли «Глаз Ра»; хотя во всех этих случаях у него не было отрицательных коннотаций других случаев. Это символ жизни и вещей, которые растут, будучи также символом воскресения - вот почему Осирис был нарисован кожей этого цвета. Например, «делать зеленые вещи» считалось или создавало что-то положительное. Будущая жизнь называлась «Малахитское поле».

В текстах пирамид и Книги мертвых зеленый камень, зеленые камыши или зеленые каменные крылья великого ястреба устанавливаются как символы возрождения после смерти. Также используется для зеленого или зеленого камня амулет под названием «Глаз Гора», благодаря его использованию для исцеления и благополучия глаз. Название опекунской богини Нижнего Египта в виде кобры было Уаджет, «Ла Верде»; и это было связано с этим цветом с богиней Хатхор, покровительницей дома, радостью и красотой.

Магические свойства

Любой камень имеет свою энергетику. Поэтому их часто используют как оберег или талисман. С древних времен люди считают, что камень малахит имеет магические свойства.

Цвет малахита имеет большое значение. Чем светлее оттенок, тем больше магические свойства малахита. Можно держать этот камень в доме для очищения помещения или носить в качестве украшения для улучшения состояния организма.

Он представлял как небеса, так и первичное наводнение, являясь символом жизни и возрождения. Это может также означать реку Нил и связанные с ней элементы: зерно, жертвы, плодовитость. Многие фигуры, представляющие плодовитость, сделаны из камней этого цвета. Феникс или цапля, древний символ изначального наводнения и Нила в качестве ежегодного напоминания об этом, были написаны ярко-голубыми тонами. Священный бабуин Тота также был окрашен в этот цвет, хотя выбор этого цвета в этом случае кажется не слишком ясным, возможно, связанным с тем, что другое святое животное бога, ибис, было написано таким же образом.

В индийской практике используют азурмалахит для очищения «третьего глаза», избавления от тревог и страхов, укрепления нервной системы. Считается, что камень малахит имеет свойства очищать и открывать чакры.

Многие народы используют очищенный малахит, как оберег для детей. Он охраняет их от дурного влияния, болезней и несчастий. Еще в Древнем Риме фигурки из самоцвета вкладывали в колыбели для защиты от сглаза.

При определенных обстоятельствах кажется, что синий имеет солнечные оттенки, поскольку несколько объектов, связанных с солнцем, были изготовлены с синим фаянсом. Это цвет солнца, воспринимаемый как нечто вечное и нетленное. Плоть и кости богов были чистым золотом, поэтому образы богов были построены с этим металлом, как символически, так и для их реальной ценности. Изображения и рельефы божеств также были окрашены в желтые тона на коже. Считается также, что священники, ответственные за мумификацию, в масках Анубиса, чтобы изобразить его, нарисовали свою кожу в этом цвете.

Незамужним девушкам можно носить малахитовый кулон в золотой оправе, чтобы привлечь в свою жизнь любовь и успех. Он усиливает внимание противоположного пола, поэтому замужняя дама не должна его надевать.

Этот самоцвет привлекает внимание к человеку, который его носит. Не обязательно это внимание противоположного пола. Носящий его человек может выступать на сцене, быть артистом, певцом, музыкантом.

Электро, смесь золота и серебра, считалось равным чистому золоту, делая белый взаимозаменяемым с желтым, чтобы принять символические значения этого цвета. Это был цвет ночи и смерти, символизирующий Нижний мир; хотя он также использовался как символ воскресения и плодородия, являясь символами жизни - поэтому Осирис иногда окрашивался в черный цвет. Отношения с жизнью и Осирисом могут быть связаны с черными отложениями, которые каждый год осаждал Нил с наводнением на его берегах и который формировал плодородную мантию долины Нила.

Тот факт, что черный и зеленый цвета взаимозаменяемы, проявляется как в образах бога Подземного мира, так и в скарабе сердца, которые были сделаны в черных или зеленых камнях, символизируя отношения мертвых с Осирисом, жизнь и воскресение. Статуи богов часто делались с черными и зелеными камнями; будучи черным камнем, считается чем-то очень мощным, выбранным для магического исцеления, создавая статуи с надписями виньет и заклинаний в македонском и птолемеевском периодах.

Значение камня малахит: с древних времен этот минерал считается талисманом врачей и ученых. Некоторые народы верят, что магия камня исполняет самые сокровенные желания.

Каким именам подходит

Этот минерал считается талисманом для следующих имен:

  • Анастасия. Уравновешивает переменчивую натуру этих девушек, помогает раскрывать природные способности и обеспечивает энергией для достижения целей.
  • Александра. Наделяет мудростью, помогает принимать решения.
  • Лидия. Ограждает от злых людей, от сглаза.
  • Светлана. Помогает развить лидерские качества.
  • Валерий. Помогает держать эмоции под контролем.
  • Иван. Способствует развитию адекватной самооценки, притягивает внимание окружающих.
  • Максим. Охраняет от дурного влияния, помогает выбрать правильный путь в жизни.

Какому знаку Зодиака подходит

Больше всего минерал по гороскопу подходит Тельцам. Он помогает им достичь гармонии в жизни. Также он помогает примириться с окружающей действительностью.


Самоцвет успокаивает импульсивные порывы Овнов и Весов. Близнецов он защищает от плохих людей. Девушка-Близнец получает дополнительное очарование, если будет носить малахит ювелирный.

В Стрельцах и Скорпионах минерал может открыть мистические способности. Он помогает знакам получать удовольствие от жизни и яркие впечатления.

Для Козерогов малахит имеет значение успокоительного для нервной системы, он улучшает сон. Он обуздает этот беспокойный знак, научит справляться с эмоциями. По этой же причине следует носить малахит знаку Зодиака Лев.

Водолеям он поможет забыть былые обиды и успешно двигаться вперед. Самоцвет поможет получать новые знания и успешно учиться.

Рыбы могут приобрести ясный ум благодаря этому камню. Ежедневное ношение уменьшает негативные эмоции и помогает бороться со стрессом.

Выбор самоцвета

В последние годы производство натурального камня сократилось, поэтому его стали заменять искусственными аналогами. Сегодня возможно сделать имитации минерала из стекла и пластика. Современная химия позволяет подделывать камни в лабораториях.


Искусственный камень легко отличить от натурального: первый значительно легче. Это относится и к прессованному сорту, и к пластиковой подделке. Искусственный малахит имеет практически такой же внешний вид, как природный. Поэтому лучше всего покупать его в надежном магазине, проверенный продавец не продаст вам поддельный самоцвет.

В натуральном минерале не должны присутствовать коричневые и прозрачные вкрапления, это поможет проверить его подлинность. Природный камень всегда холодный на ощупь, искусственный камень и пластик — теплые.

  1. Способен впитывать негативную энергию. Рекомендуется чистить его, оставив под солнечными лучами или зарыв в землю.
  2. Перед и после лечебных процедур следует очищать весь камень.
  3. Можно мыть самоцвет только мыльной водой, нельзя применять абразивы.
  4. Необходимо оберегать его от царапин и от колебаний температур.

Как отличить настоящий малахит от подделки? Достаточно нагреть его над огнем. Пластмасса начнет плавиться, на стекле появится копоть, а натуральный камень сможет выдержать высокие температуры.

Ювелирный малахит – один из самых красивых природных минералов. Его добывают по всему миру. Африканский малахит используется для производства красивейших украшений, а уральский малахит для отделки предметов интерьера. Широко распространены разные сорта и виды самоцвета. Кому подходит малахит, так это эмоциональным, резким и беспокойным людям. Он поможет им обрести душевный покой.

Нефрит. В истории техники и культуры нефриту принадлежит особое место, так как этот камень благодаря своей прочности, обусловленной исключительно вязкостью этого минерала, оказался в свое время очень ценным для изготовления различного рода предметов быта. История применения нефрита исчисляется десятком тысячелетий. Топоры, ножи, кинжалы и другие изделия, изготовленные из нефрита, обладали исключительной прочностью и долговечностью. Археологу находили подобного рода изделия при раскопках стойбищ человека каменного периода почти совершенно неизменившимися и даже с незатупившимися лезвиями.

Рсобенно широкое распространение нефрит получил в Китае, где в 1176 г. был издан даже особый каталог в 100 томах с иллюстрациями, описывающий древние изделия из нефрита. Окраска нефрита отличается своеобразной красотой и имеет обычно зеленый цвет различных тонов - от светло-зеленого до темно-зеленого. Встречается нефрит молочно-белого, желтого, красного и черного цвета. Белый нефрит особенно ценился в Китае. Он, так же как и зеленый, особенно богат разнообразием красивых оттенков.

В древние времена нефриту, подобно многим другим камням, приписывали различные чудесные свойства: необычная прочность нефрита олицетворялась с разумом и знанием, красота и блеск его поверхности считались олицетворением добродетели, а острота излома и трудность притупления острых краев - с правосудием. Из нефрита выделывали амулеты, идолов и носили их в качестве талисманов.

В химическом отношении нефрит представляет собой силикат, состоящий в основном из окислов кремния (SiO 2), магния (MgO), кальция (CaO) и отчасти железа (FeO). Под микроскопом наблюдается переплетенная волокнистая структура наподобие войлока, сложенная из очень мелких игл кристалликов минерала актинолита Ca 2 (Mg, Fe) 5 2 (OH) 2 . В этом, собственно, и заключается секрет необычайной вязкости нефрита, благодаря которой прочность его на сжатие сравнима с прочностью стали. Лучшие образцы нефрита с Саянских гор выдерживают давление на сжатие в размере 7000 кг на квадратный сантиметр. Однажды валун нефрита, доставленный в 1852 г. с р. Оноты, попробовали разбить на наковальне парового молота в мастерских Круппа в Германии, но результат получился весьма неожиданный - наковальня разлетелась, а валун остался совершенно невредимым. Подобной прочностью обладает еще минерал жадеит NaAl, который имеет также путано-волокнистую структуру и аналогичную окраску; раньше этот минерал принимали за нефрит, пока не установили, что это алюмо-натриевый силикат. Лучшие месторождения жадеита находятся в Бирме. Прочность нефрита побеждает огонь и плавиковая кислота.

Нефрит имеет твердость 5,5-6; алмаз легко его царапает. В соответствии с минералогической шкалой твердости нефрит легко будет царапаться также кварцем, топазом и корундом, но все эти вещества, включая и алмаз, более хрупкие, чем нефрит, - все они легко дробятся при ударе. Поэтому нельзя смешивать понятия "твердость" и "прочность". Не всякое твердое вещество будет прочным, если оно обладает хрупкостью. Вследствие небольшой твердости нефрит довольно легко обрабатывается. Поэтому при всех его прочих достоинствах он оказался незаменимым материалом у первобытного человека при изготовлении оружия и различных предметов быта.

Интересны в этом отношении археологические раскопки, произведенные на берегу реки Ангары, вблизи деревни Суховской, где были обнаружены мастерские каменного века. Там были найдены различные изделия из нефрита в законченном виде и в виде всевозможных заготовок на различных стадиях работ. На основании тщательного изучения найденного материала было установлено, что первобытный человек умел сверлить и шлифовать камни. Валуны нефрита раскалывали путем нагревания на огне и последующего быстрого охлаждения в холодной воде, при этом нефрит трескался и распадался на куски. Полученные более мелкие куски нефрита распиливали до нужных размеров при помощи плиток шиферного сланца с подсыпкой песка. Техника обработки нефрита была, как видим, весьма примитивна, но зато вполне доступна.

Художественно выполненные изделия из нефрита были известны в Китае более 3000 лет тому назад. Из нефрита изготовляли знаки отличия, предметы религиозного культа и дворцового ритуала, музыкальные инструменты, фигуры всевозможных животных, птиц, рыб, насекомых и различных цветов, а также многие изделия быта: пряжки, печати, украшения к оружию и т. д. Нефрит в Китае настолько ценился, что из него изготовляли даже монеты. Наиболее крупными изделиями из нефрита являются: плита из темно-зеленого нефрита на гробнице Тимура в Мавзолее Гур-Эмир (Могила Победителя) в Самарканде и нефритовая "горка", сделанная в Китае из целого куска; на ней изображена борьба легендарного героя Юй с наводнением.

Нефрит сыграл большую роль в развитии культуры и техники прошлого. В наше время роль этого прекрасного камня ограничивается лишь поделочным материалом при изготовлении различных художественно выполненных изделий и произведений искусств (рис. 31). Нефрит переживает тысячелетия, и на нем можно увековечить выдающиеся события эпохи.

Добыча нефрита происходила первое время главным образом из вторичных месторождений в речных отложениях, а затем были найдены коренные месторождения. Крупнейшие из них находятся в Китае, Новой Зеландии и СССР.

Первое коренное месторождение нефрита в России было открыто Григорием Маркьяновичем Пермикиным (1813- 1882).

Пермикин с детства увлекался камнями и с 16 лет начал работать в качестве подмастерья по их огранке. В дальнейшем он посвятил свою жизнь поискам цветного хрусталя, бухарского лазурита и нефрита.

Давно было известно, что в Саянских горах на р. Оноте тувинцы иногда находили нефрит, и Пермикина увлекла идея найти там коренное месторождение этого ценного камня. С этой целью он предпринял экспедицию, и благодаря неутомимым поискам ему удалось не только успешно завершить начатое дело, но и доставить в Иркутск первую партию нефрита весом в 140 пудов (2240 кг), хотя это и было сопряжено с опасностью для жизни. Вот как описывает в своем донесении эту эпопею сам Г. М. Пермикин:

"9 августа два плота были готовы: на один поместился я сам с двумя рабочими, а на другой штейгер со всею командою. Сложив камни, которые были поближе к месту сооружения плотов, мы пустились далее, собирая прочие по спопутности.

Плавание было неизъяснимо затруднительно: сплошные пороги, подводные камни, которые нет никакой возможности миновать, останавливали нас почти на каждой полуверсте и вынуждали иногда бродить целые дни в воде для снятия плотов с каменной преграды...

Наконец, 12 августа я опередил версты на четыре плот штейгера, как вдруг сильным падением воды плот мой ударило об острый угол утеса.

Почувствовав в гот же миг разрушение плота под моими ногами, я быстро вскочил на стену утеса, уцепился за камень, торчавший над бездною воды, и с величайшим трудом залез на приплечень этого камня, где и встал уже вне всякой опасности; но один из рабочих упал в воду и сделался жертвою ее стремительности; другой, по счастью, запутался в бревнах, за которые потом ухватился обеими руками и плыл таким образом с полверсты: тут посадило его на мель, и он благодаря бога спасся от гибели. Нефрита утопили мы в этом месте, в четырех кусках, до 30 пудов. Второй плот с большим трудом и опасностью удалось спустить на канате".

Многие исследователи пытались получить нефрит синтетическим путем, но до сих пор все предпринятые попытки в этом направлении остались безрезультатными.

Удалось синтезировать другой минерал, близкий по физико-химическим свойствам к нефриту, - жадеит. Жадеит синтезирован при сплавлении сульфата натрия, кремнезема и каолина при температуре 900° С и давлении в 20 000 кг/см 2 .

Яшма состоит из мельчайших кварцевых частиц и многих примесей, сцементированных между собой глинистым или кремнистым цементом. Яшма содержит не менее 80% кварца (SiO 3).

Присутствующие в яшме примеси определяют разнообразие цветов и оттенков яшм. Между некоторыми из этих примесей в процессе образования яшм произошли химические реакции, в результате которых возникли новые минералы, - последние и выделяются в виде отдельных жилок, пятен и т. д., придавая яшме разнообразный, цветистый и порой прихотливый рисунок. В качестве примесей в яшме присутствуют такие минералы, как: краснобурый гематит, черный пиролюзит, лучисто-зеленый актинолит, шелковисто-желтый серицит, различно окрашенные листочки и зернышки биотита и эпидота, кальцит и некоторые другие. В зависимости от количества и состава включений яшмы отличаются большим разнообразием окраски и рисунка на отполированной поверхности.

Яшмы образовались в разнообразных и сложных геологических условиях, но все их месторождения в той или иной степени связаны с окремнением осадочных пород, главным образом радиоляриевых илов, т. е. таких илов, которые содержат большое количество раковинок простейших животных - радиолярий при соприкосновении их с горячими изверженными породами. Радиоляриевый ил состоит на 40-50% из опалового кремнезема (SiO 2 nH 2 O), в остальном - из глин и углекислого кальция.

В СССР месторождения яшм имеются на Алтае, Ю. Урале, в Крыму, Казахстане и в других местах.

Яшмы Урала отличаются разнообразием своих окрасок. Особенно славится красотой расцветки и узора орская яшма, добываемая вблизи г. Орска, на Южном Урале.

Яшма обладает большой прочностью и малой истираемостью, поэтому она наравне с нефритом и кремнием широко использовалась в доисторические времена при изготовлении ножей, топоров, наконечников стрел и других предметов быта. Но все же изделия из яшмы значительно более хрупкие, чем те же изделия из нефрита. С освоением техники шлифовки и полировки камней яшма стала употребляться в качестве украшения и для изготовления различных художественно выполненных предметов быта еще в Древнем Египте и Риме. Из яшмы делали вставки в серьги, браслеты; из нее изготовлялись печати, подсвечники, брелоки и другие мелкие изделия. Со временем изделия из яшм стали иметь еще более широкий ассортимент. Из яшмы стали делать художественно выполненные табакерки, шкатулки, вазы, кубки и различные украшения для дворцов, церквей и даже атрибуты власти. Так, например, из яшмы была сделана булава казанского царя Махмета-Аминя, украшенная рубинами и изумрудами, и булава украинского гетмана Богдана Хмельницкого. В настоящее время многие изделия из яшмы нашли применение в промышленности. В химической промышленности из яшм изготавливают ступки для растирания красок и других химикатов; в металлургической промышленности яшма используется при футеровке (внутренней обкладке) различных аппаратов; в машиностроительной промышленности яшмы применяются иногда в качестве подшипников и опорных камней; в ювелирной промышленности яшмы употребляются для изготовления брошек, бус, запонок и других галантерейных изделий.

На современных заводах массовое изготовление различных резных украшений из яшмы и других поделочных камней осуществляется на специальных станках с применением ультразвука и соответствующих штампов. Штампы представляют собой металлические формы. На лицевой стороне формы, как у печати, выгравировано соответствующее изображение. Между камнем и штампом находится эмульсия с абразивным материалом. Штамп приводится в ультразвуковое колебание с частотой около 20 000 колебаний в секунду. Колебательные движения штампа передаются абразивному материалу. В результате трения абразива о поверхность камня на последнем появляется точная, но обратная копия изображения, выгравированного на камне.


На рис. 32 и 33 изображены некоторые изделия из яшмы.

Лазурит. Густо-синий лазурит использовался в качестве материала для различного рода изделий с древних времен; он был известен в большинстве стран Востока, в Египте, Греции и Риме. В Индии и Персии из этого камня приготовляли замечательную краску - ультрамарин, отличающуюся прекрасным синим цветом и удивительным постоянством оттенка. Картины, написанные этой краской, не выцветают. На Востоке и в Китае из лазурита изготовляли различные художественные изделия: шкатулки, статуэтки, чаши и т. д. Лазурит использовался в качестве вставок для колец, браслетов и т. д., а также при выполнении мозаичных работ (рис. 34, 35).

В середине XIX века лазурит широко использовался в России для облицовки тонкими плитками различных крупных предметов, сделанных из дерева: столов, шкатулок и т. д., а также для облицовки изделий, выполненных из металла: колонн, каминов и т. п.


В химическом отношении лазурит представляет собой алюмосиликат сложного состава. Твердость его 5,5-6; удельный вес 2,4.

Происхождение лазурита, очевидно, связано с воздействием на известняки расплавов гранитной магмы, содержащей большое количество газов и паров. Крупные месторождения лазурита имеются в СССР, Чили, Афганистане и Персии. Различают несколько сортов лазурита: небесно-синего цвета, зеленовато-синего и темно-синего с золотистыми крапинками пирита (считается особенно ценным).

Родонит (орлец) * . Название родонит происходит от греческого слова "родон", что значит "розовый". В химическом отношении родонит является марганцевым силикатом (MnSiO 3), состоящим из окислов кремния (SiO 2 45-48%) и марганца (MnO 30-46%). В качестве примесей присутствуют окись железа и окись кальция CaO. Родонит имеет розовокрасную окраску, присущую соединениям марганца, с различной степенью интенсивности - от голубовато-розового до темно-красного цвета. На общем фоне красного камня очень часто наблюдаются черные пятна и ветвистые жилки выделившихся окислов марганца. Твердость камня 5,5-6,6; удельный вес 3,4-3,7.

* (Орлец - русское название родонита. )

Одно из лучших месторождений находится на Урале, около Свердловска. Месторождение залегает в кварцитах, вблизи контакта последних с гранитами.

Родонит является прекрасным облицовочным камнем. В Московском метро станция им. В. Маяковского украшена родонитом, который очень эффектно выделяется на фоне металлических колонн.

Малахит. Своеобразный узор и красивый зеленый цвет полированного малахита обеспечили широкое применение этого минерала в ювелирном Деле, а также в качестве декоративного материала при облицовке крупных изделий, выполненных из другого материала.

Название произошло от греческого слова "малахе", что значит в переводе "мальва". По сходству цвета листвы этого растения с малахитом последний и получил свое название.

В химическом отношении малахит представляет основной безводный карбонат меди - Cu 2 (CO 3) (OH 2).

При обыкновенных условиях из всех соединений меди малахит является наиболее устойчивым минералом. Под воздействием атмосферной влаги и углекислоты все соединения меди постепенно переходят в зеленый малахит. Старинные медные или бронзовые изделия, долго бывшие под воздействием атмосферной влаги и углекислоты, всегда покрыты зеленым налетом, этот налет и состоит главным образом из малахита.

Цвет малахита может быть от голубовато-зеленого до темно-зеленого.

Твердость малахита 3,5-4; удельный вес 3,9-4,1.

Образцы малахита, обладающие красивым рисунком, представляют собой очень ценный поделочный материал. Из малахита изготовляют шкатулки, письменные приборы, различные украшения и другие вещи. Иногда малахитом облицовываются и большие предметы: столы, крупные вазы, колонны, обычно сделанные из какого-либо другого материала.

В Эрмитаже находятся столы, чаши и вазы, облицованные малахитовыми плитками. Весьма достопримечательны знаменитые малахитовые колонны в Исаакиевском соборе.

Малахит является вторичным минералом и в природных условиях образуется в зоне окисления медных месторождений, залегающих в известняках или других карбонатных породах. В этих условиях малахит образуется обычно в виде натечных (почковидных) скоплений.

Месторождения малахита известны в СССР, Румынии, Южной Африке, Австралии, США и в других странах. Самый лучший по красоте окраски малахит добывается в СССР, на Урале.

Флюорит. Название минерала произошло от латинского наименования элемента фтора - "флюорум". Фтор входит в состав флюорита в количестве 48,8%, остальные 51,2% приходятся на кальций. Химическая формула минерала CaF 2 . Удельный вес 3,18; твердость по шкале Мооса 4.

В качестве примесей флюорит всегда содержит ничтожные количества редкоземельных элементов, хлор, марганец и др.

Флюорит кристаллизуется в кубической системе, образуя чаще всего кристаллы кубической формы, но иногда может кристаллизоваться в форме октаэдров или ромбододекаэдров.

Флюорит может быть бесцветным, но в природных условиях чаще всего бывает окрашен в различные цвета и в самые разнообразные их сочетания. По разнообразию окраски флюорит не уступает турмалину. Кристаллы флюорита, так же как и турмалина, могут иметь зональную полихромную окраску самой разнообразной расцветки с различным сочетанием тонов и оттенков, например, внутри кристалл может быть желтого цвета, а снаружи - синего. Цвет флюорита может быть голубым, зеленым, сине-зеленым, светло-фиолетовым и темно- фиолетовым, светло-желтым, желтым, бурым и т. д.

Прозрачные, красиво окрашенные кристаллы флюорита не уступают некоторым драгоценным камням, и если бы этот минерал имел большую твердость, то вполне мог бы соперничать по красоте окраски с лучшими драгоценными камнями.

Предполагают, что многообразная окраска флюорита вызвана не присутствием в кристалле элементов - хромофоров, а появлением в структуре флюорита электрически нейтральных атомов фтора и кальция. Это мнение подтверждается следующими фактами: во-первых, окраска флюорита исчезает при нагревании до 400°С и вновь возвращается при облучении рентгеновскими лучами; во-вторых, кристаллы бесцветного флюорита приобретают фиолетовый цвет при воздействии на них паров металлического кальция; в-третьих, под действием рентгеновских лучей можно изменить цвет кристалла, например, зеленая окраска изменяется в розовую.

В ювелирном деле флюорит используется для мелких поделок, а также при изготовлении различных резных, художественно выполненных изделий.

Кроме того, флюорит имеет очень важное техническое значение. В металлургической промышленности этот минерал используется в качестве флюса при плавке металлов из руд, так как при этом получаются легкоплавкие шлаки.

В химической промышленности флюорит является источником получения плавиковой кислоты, используемой для синтеза различных фторсодержащих соединений, травления стекла и т. д.

В оптической промышленности используется очень ценное свойство прозрачного и бесцветного флюорита - пропускать ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.

Из оптического флюорита изготавливают всевозможные оптические призмы, линзы и т. д., которые используются в дальнейшем для производства специальных оптических приборов, позволяющих, например, фотографировать в невидимой области спектра.

Если, например, снабдить фотоаппарат оптикой, изготовленной из прозрачного и бесцветного флюорита, то таким аппаратом можно фотографировать ночью. Линзы из оптического флюорита применяются в микроскопах для устранения сферической и хроматической оберации в объективах микроскопов.

Кристаллы бесцветного флюорита достаточного размера, пригодные для изготовления оптических линз, в природе встречаются очень редко, а известные месторождения почти уже выработаны. В настоящее время потребность промышленности в оптическом флюорите покрывается главным образом за счет производства синтетического материала.

Для этой цели в качестве исходного сырья используется обычный, но некондиционный (малого размера) оптический флюорит или окрашенный.

Флюорит, предназначенный для изготовления оптического материала, предварительно измельчается до определенной величины крупности, затем подвергается очистке от посторонних примесей путем последовательного нагревания порошка до 400°С и быстрого его охлаждения в холодной воде. Таким путем достигается растрескивание флюорита по месту включения посторонних примесей (вследствие различия коэффициентов теплового расширения у флюорита и примесей) и вскрытие этих примесей. Обработанный таким способом флюорит подвергается дополнительному дроблению до размера зерен 0,5 мм и очистке от посторонних примесей, что достигается промывкой порошка в концентрированной соляной и плавиковой кислотах. Затем порошок промывается водой и высушивается.

После подобной обработки флюоритовый порошок становится совершенно бесцветным.

Для получения оптического флюорита этот порошок необходимо перекристаллизовать и получить флюорит в виде бесцветного и прозрачного монокристалла достаточного размера.

Подготовленный для кристаллизации порошок флюорита помещается в молибденовый тигель с коническим дном. Кристаллизацию оптического флюорита производят из расплава по методу И. В. Обреймова и Л. В. Шубникова, усовершенствованному Бриджменом, в вакуумной электрической печи конструкции И. В. Степанова.

Технология получения монокристалла несложна. Сначала в печи достигается глубокий вакуум порядка 10 -5 мм рт. ст. Затем производится нагрев электрической печи до полного расплавления содержимого тигля (~1450°) и постепенное его опускание в холодную зону электрической печи; при этом в конусе тигля зарождается и начинает расти (по мере охлаждения тигля) монокристалл оптического флюорита.

Производство синтетического оптического флюорита разработано впервые в Советском Союзе в Государственном оптическом институте (ГОИ) в Ленинграде.

Мрамор. Мрамор представляет собой плотную породу, состоящую в основном из углекислого кальция СаСОз, выкристаллизовавшегося в виде мелких зерен кальцита. Мраморы возникают за счет углекислого кальция, который в огромных массах накапливается на дне морей и океанов, а затем, в процессе горообразования, может оказаться вблизи магматического очага, в глубоких недрах земли, в условиях высоких давлений и температур. В этих условиях происходит кристаллизация углекислого кальция с образованием мрамора.

Мрамор весьма распространен в природе. Из него складываются иногда целые хребты и долины в горах Кавказа, Альп и Урала. В тех случаях, когда процесс перекристаллизации углекислого кальция в известковых породах завершился не полностью, образуются мраморизованные известняки. В них обнаруживаются остатки раковин различных речных и морских животных, послуживших в свое время вместе с осадками аморфного углекислого кальция основой при образовании известковых пород.

Возникновение мрамора, как видим, представляет собой весьма сложный и многообразный процесс осаждения, кристаллизации и прессования под большим давлением и высокой температуре углекислого кальция совместно с различного рода другими минеральными примесями и остатками скелетов умерших морских животных, в результате чего мрамор каждого месторождения отличается своими особенностями как по своим физико-химическим свойствам, так и по окраске. Белый мрамор, образованный чистыми мелкокристаллическими зернами кальцита, встречается реже, чем окрашенный. Разнообразная окраска мрамора зависит от присутствия различных окрашивающих примесей. Окислы марганца и железа в зависимости от их количества и соотношения окрашивают мрамор в красный, розовый, желтый, желто-коричневый и коричневый цвет со всеми возможными переходными тонами и оттенками. В присутствии графита, битума мрамор может приобрести соответствующую гамму серых тонов до черного включительно. Встречаются мраморы, окрашенные в зеленые (Крым) и фиолетовые цвета (Алтай). Окраска мрамора пестра и неоднородна и образует порой весьма красивые живописные узоры.

Мелкозернистость мрамора, его относительная мягкость, цвет и способность хорошо принимать шлифовку сделали этот камень с давних времен незаменимым материалом в скульптуре, при изготовлении различного рода художественных изделий и в строительной технике, при облицовке различных сооружений.

Мрамор имеет выдающееся значение в развитии культуры. Белые мраморы из месторождений Греции и Италии были основным материалом в скульптуре древних. Из блестящего, легко полирующегося белого мрамора были сделаны всемирно известные скульптуры Аполлона Бельведерского, Венеры Милосской и много других великих произведений искусства как древности, так и всех последующих времен. Облицовка красивым мрамором прославила многие творения зодчества прошлого и настоящего.

В СССР мрамор нашел широкое применение в облицовке различных общественных зданий и сооружений. Многие станции Московского метро украшает мрамор (рис. 37): станция "Измайловская" облицована палевым мрамором, станция "Красные Ворота" облицована темно-красным мрамором Шрошинского месторождения (Грузия); станция "Курская" облицована уфалейским серым мрамором; станцию "Комсомольскую" украшает разнообразно окрашенный мрамор Крыма. Мрамор различных месторождений СССР украшает новое здание Московского государственного университета (МГУ) на Ленинских горах в Москве.

В СССР насчитывается несколько сот месторождений мрамора, отличающихся разнообразием красок, среди этих месторождений имеется и такое редкое месторождение черного мрамора с золотисто-красными жилками, как мрамор Давалу в Армении. В Армении об образовании этого мрамора существует легенда: "Злой дух Давалу, устав скитаться среди звезд и утомившись от работы, решил немного отдохнуть. Из космической дали увидел Землю - опустился, и видит мирную картину счастья. Люди, звери и все живое на земле не сеят зло, везде добро и справедливость. Солнечный свет залил вокруг поля, дубравы, реки и долины, полные цветов. Резвилась лань средь тех цветов, прекрасной жизнью наслаждаясь. И помрачнел Давалу, демон бездны, не смог он радость допустить, схватил тяжелый камень и жизнь у лани прекратил. Бог iHe простил такого злодеяния и Давалу в черный камень превратил, а на том месте черного камня, куда упали капли невинно пролитой теплой крови, остались золотисто-алые жилки".

В СССР мрамор добывается сейчас в больших количествах открытым способом в карьерах. Добыча мрамора механизирована. Для резки мрамора применяются специальные камнерезные и врубовые машины.

Кроме мрамора в нашей стране имеются в большом количестве и другие горные породы, такие, как граииты, сиениты, дуниты, габбро, порфиры и порфириты, которые дают красивые отшлифованные поверхности и также с успехом могут быть использованы для изготовления скульптур и художественно выполненных изделий и просто в качестве облицовочного материала (рис. 36).

Для облицовки Московского университета были употреблены сотни тысяч квадратных метров искусственной керамики светлых тонов и плит из гранита и мрамора - последний самых разнообразных цветов.

В актовом зале университета из кусочков разноцветного мрамора сделаны 64 многокрасочных мозаичных портрета выдающихся ученых. В течение многих десятилетий эти портреты сохранят свою первоначальную окраску.