Талисманы и обереги

Упражнения по актерскому мастерству для начинающих. Упражнения по актерскому мастерству

Профессия «актер» для многих любителей театра и кино навсегда останется светлой мечтой, на воплощение которой не приходится рассчитывать даже самым отъявленным оптимистам. На родине Станиславского, в России - стране, подарившей миру одну из сильнейших театральных школ - любовь к театру можно смело считать национальной чертой. Этим объясняется и огромная конкуренция на актерском факультете любого театрального вуза, и популярность курсов актерского мастерства для начинающих в Москве и других городах.

Наверное, в каждой школе был или есть свой небольшой драматический кружок, при университетах действуют команды КВН, а на предприятиях до сих пор популярны «капустники».

Если путь от абитуриента до студента полон непреодолимых трудностей, то из студента стать известным и востребованным актером еще сложнее. Исключительные природные способности и титанический труд, направленный на постоянное самосовершенствование, вот чего требует от будущего артиста его новая профессия. И пусть никого не смущает та видимая легкость, с которой артист покоряет публику на спектакле, ибо добиваются этой легкости тяжелейшим трудом и упорной работой, о которых даже не подозревают рядовые зрители.

Очень часто студенты обманываются видимой легкостью актерской игры, и жестоко разочаровываются, когда узнают, какой ценой покупается эта легкость.

Посвятить свою жизнь сцене или большому экрану - смелое решение и серьезный жизненный шаг, к которому готов не каждый. Именно поэтому высшие актерские курсы для взрослых сегодня востребованы, как никогда. Звучит, как парадокс, но не удивляйтесь. Вот краткий список причин, делающих актерские курсы популярными:

  • Возможность творчества. Все театральные курсы ведут слушателя от простейших практик и упражнений к первому серьезному сценическому опыту – постановке полноценного профессионального спектакля. Да, это не уровень МХАТ, и едва ли вас ждет полный аншлаг на премьере, но наивысшую радость в искусстве всегда приносит процесс, а не результат, даже тем, чьи результаты превосходят самые смелые ожидания. Вот почему возможность побывать «в шкуре» настоящего театрального артиста привлекательна сама по себе.
  • Уникальный и быстрый в приобретении психологический опыт. Многие считают, что главный талант актера - способность к перевоплощению. Это не совсем верно, т.к. умение входить в роль, это скорее следствие таланта, его продукт, для которого требуется умение понимать людей. Прежде всего, актер должен понять своего персонажа, как человека, и только тогда перед ним откроются двери к достоверному воплощению роли. Все актеры прекрасно разбираются в людях.
  • Релаксация. Творческая деятельность всегда считалась хорошим способом снять напряжение и усталость. Возможность пожить чужой жизнью, примерить несвойственные качества характера, и, может быть, открыть в себе новые неожиданные качества, это увлекательное приключение, способное вытеснить негативные эмоции и поспособствовать восстановлению жизненных сил.

Курсы по выходным

Среди слушателей курсов актерского мастерства школы Бенефис в Москве можно встретить не только абитуриентов театральных вузов, которые готовятся к вступительным экзаменам. Курсы актеров интересны широкой аудитории всех возрастов и профессий, особенно - курсы по выходным, дающие возможность совмещать занятия с работой и учебой.

Занятия актерским мастерством, это редкое сочетание приятного отдыха и полезной практики. Основу обучения составляют развивающие игры.

Из-за специфики предмета, лучший способ обучения актерскому мастерству - игры. Сюда относятся коллективные игры на развитие внимания, реакции, памяти и взаимодействия с партнерами, а также индивидуальные игровые упражнения - этюды, суть которых заключается в постановке небольших сценок. Такой способ обучения не только эффективен, но и полезен для здоровья: игры благотворно сказываются на психологическом состоянии, успокаивают нервы, снимают напряжение, расслабляют и помогают восстановить силы. Таким образом, посещение курсов актерского мастерства по выходным рассматривается многими слушателями, не только, как источник ценного опыта, но и как недорогой активный отдых после трудовой недели.

Кому могут быть полезны курсы по выходным:

  1. Детям младшего школьного возраста и подросткам. Активный отдых от школьных занятий, развитие и укрепление здоровой самооценки и веры в себя, развитие творческого мышления, выработка навыков общения и ценный психологический опыт, все это в совокупности может дать ребенку только сценическое творчество.
  2. Людям, испытывающим трудности в общении и страдающим заниженной самооценкой. Актер, это человек, работа которого – быть в центре внимания. Среди важнейших профессиональных навыков можно отметить умение располагать к себе публику, устанавливать контакт и удерживать ее внимание в течение всего спектакля.
  3. Бизнесменам и предпринимателям, а также людям, чей род занятий сводится к непосредственной работе с клиентами и переговорам. Самое сложное в работе переговорщика – умение убеждать, преодолевая скептицизм и пропасть отчуждения при переговорах с незнакомыми людьми. Актер театра делает это каждый раз, когда выходит на сцену. Вспомните выражение «сыграть роль убедительно». Кроме того, переговорщик, это всегда оратор, которому не обойтись без поставленной и выразительной речи, то есть без одного из главных условий профессиональной пригодности актера.

Повышение квалификации по актерскому мастерству

Для людей, имеющих первичное актерское образование, или хотя бы общее представление об азах работы актера над собой и над ролью, существуют специальные курсы повышения квалификации по актерскому мастерству. С их помощью актер сможет быстро набрать форму и восполнить дефицит практики, студент - закрепить базовый материал, любитель - сделать уверенный шаг к профессионализму.

На курсах повышения квалификации обучение начинается не с нуля, а время, сэкономленное на азах, тратится на глубокое и подробное раскрытие секретов успешного сценического творчества.

Главное достоинство курсов повышения квалификации школы Бенефис, делающее их привлекательными даже для практикующих профессионалов, это ценный опыт преподавателей - ведущих актеров и режиссеров столицы. Слушателей курсов повышения квалификации ждет живое общение с наиболее состоявшимися представителями актерской и режиссерской профессий, которые охотно поделятся секретами своего успеха. Кроме того, слушатель автоматически попадает в профессиональную среду, получает возможность обзавестись ценными знакомствами, и наладить творческое взаимодействие с единомышленниками.

Актерское мастерство предполагает множество знаний, умений и навыков, которые сложно оформить только в виде текста и картинок. Очень важно видеть актерское действие, пытаться выполнить специальные упражнения, повторяя за специалистом или преподавателем. Особенно это актуально для сценического действия, для управления мимикой и для биомеханики. Кроме того, мастер-классы состоявшихся актеров помогут вам получить практические советы в мастерстве перевоплощения. Видеоматериалы используются в уроках, а те видеоролики, которые не подошли к темам занятий нашего тренинга, собраны на данной странице.

Актерские навыки для менеджера по продажам (видео)

В данном видео Родион Вьюшкин из Щукинского театрального училища проводит тренинг для менеджеров отдела продаж. В этом уроке вы познакомитесь со специальными актерскими приемами и упражнениями полезными в бизнесе.

Продолжительность: 1 час 15 минут 2 секунды

Артикуляционная гимнастика (видео)

Это видео телеведущей Ксении Телешовой, в которой она рассказывает какие нужно выполнять упражнения для разминки перед выступлением с речью. Эти упражнения помогут настроиться, разогреть и размять мышцы лица, языка, губ, грудной клетки. Все упражнения подробно разъясняются и наглядно демонстрируются. Кроме того, позитивное настроение ведущей просто заразительно. Предлагаемая гимнастика по рекомендации Ксении должна занимать около двух минут, после чего вы будете во всеоружии для произнесения отчетливой речи.

Продолжительность: 7 минут 44 секунды

Кроме того, у ведущей есть еще ряд уроков по актерскому искусству, которые вы можете посмотреть по данным ссылкам.

Серия мастер-классов (видео на английском языке)

В данной видео-подборке вы найдете несколько десятков лекций по актерскому языку на английском языке с объяснениями и упражнениями. Лекции очень популярны на youtube и имеют высокие рейтинги (в среднем более 90% положительных оценок).

Продолжительность: в сумме более 3-х часов

  1. Упражнения по актерскому мастерству, направленные на напряжение и расслабление
    Прежде чем приступить к игре на сцене, нужно размяться. Для этого можно сделать следующие упражнения. Для начала нужно встать прямо и поднять руки вверх. Затем посмотреть на руки и подняться на носочки. Потом потянуться так, будто вам надо закинуть тяжелый чемодан на верхнюю полку, напрячь свое тело как можно сильнее и продержаться в таком положении примерно 7–10 секунд. Расслабиться. Обычно расслабить тело нелегко, а вот после сильного напряжения - совсем просто.
    Все «расслабленные» садятся на стулья, ведущий проверяет, насколько эффективно было упражнение. Для этого он подходит к каждому участнику, поднимает его руку (за пальцы) и двигает ее в разные стороны. Рука должна быть совершенно послушной. Если просматривается хоть небольшое напряжение или сопротивление, то результат упражнения отрицательный. То же самое ведущий проделывает с ногами, поднимая их в коленном суставе. Нога должна легко сгибаться, а ступня - волочиться по полу.
    Данное упражнение необходимо повторить 3–5 раз. Оно помогает снять скованность перед выходом на сцену. Неплохо делать подобное упражнение в начале каждого занятия, чтобы у актеров это вошло в привычку.
  2. Невербальные символы
    Невербальными символами называются непроизвольные и произвольные движения тела и конечностей. С их помощью человек выражает свои эмоции, мысли и даже слова. Например, взмах рукой означает приветствие, топанье ногами - недовольство.
    Участники группы должны вспомнить все известные им невербальные символы. Знание того, что какое движение обозначает, поможет играть в пантомиме. Упражнение можно оформить в виде игры: каждый участник показывает какой-то жест, остальные угадывают, что он хотел этим выразить. И так до тех пор, пока не вспомнятся все возможные невербальные символы.
  3. Игра в жесты
    В данную игру могут играть сразу 7–15 человек. Каждый участник придумывает себе жест, например: сделать рожки, хлопнуть в ладоши, почесать ухо и т. д. Игроки образуют круг, садятся, и упражнение начинается. Первый участник показывает свой жест, а затем жест другого игрока. Тот участник, чей жест был показан, должен его сразу же повторить и показать жест следующего игрока. Тот, кто сбился, выходит из игры. Победителей остается двое.
  4. «Крокодил»
    Для упражнения нужно минимум 4 человека. Участники делятся на две команды. Первая команда придумывает слово. Затем вызывается представитель из другой команды, ему говорят это слово. Его задача - объяснить игрокам своей команды данное слово посредством одних лишь жестов. Чтобы угадать слово, участники задают наводящие вопросы. Когда слово угадано, команды меняются местами.
  5. «Красим забор»
    Упражнение по актерскому мастерству направлено на развитие пластики рук. Участники театральной группы все сразу или по очереди должны выполнять следующие движения:
    • красить импровизированный забор, будто кисть руки - кисточка с краской;
    • пускать волны через плечо (волны должны быть плавными);
    • трогать невидимую стену (ладони и пальцы будто прикасаются к плоскости);
    • грести веслами;
    • перетягивать невидимый канат (для этого упражнения участники группы делятся на команды).
  6. «Собери по частям»
    Каждый член театральной группы получает листочек с заданием изобразить что-либо:
    • сделать из досок лодку с веслами;
    • установить все четыре колеса на машину;
    • собрать по частям вертолет;
    • собрать по частям самолет;
    • собрать по частям велосипед;
    • собрать по частям какую-то другую технику (на усмотрение ведущего).
    Упражнение выполняется следующим образом: посредством пантомимы зрителям рассказывается, что и из каких частей собирается. Участник берет первую деталь и показывает ее форму (ощупывая ее руками, изображая то, для чего она предназначена и др.). Таким образом у остальных участников группы должно сложиться ясное представление о том, что находится в руках «сборщика». Затем данная деталь якобы устанавливается. Задача группы - угадать, что же собирал ведущий.
  7. «Гладим животное»
    Все учащиеся театральной группы, как и в предыдущем упражнении, получают листочки с заданием. Только на этот раз им необходимо показать, как они гладят какое-либо животное, берут его на руки… Участникам можно предложить «погладить» следующих животных:
    • кошку;
    • слона;
    • жирафа;
    • хомячка (можно изобразить, как он выскальзывает из рук, бегает по плечам и пр.);
    • змею (можно показать, как она обвивает руки или шею).
    Задача остальных участников - угадать животное, которое «гладят».
  8. «Попугай в клетке»
    Когда подобную сценку исполняет профессионал, создается впечатление, что повторить ее довольно легко. Однако это не всегда так. Задача участника заключается в следующем:
    • подойти к клетке (все предметы, в том числе и клетка, и попугай, - воображаемые);
    • ощупать ее руками;
    • переставить ее на другое место;
    • подразнить птицу;
    • найти дверцу, открыть ее;
    • насыпать в ладонь зерна и покормить попугая;
    • погладить его (попугай непременно должен укусить участника);
    • отдернуть руку;
    • закрыть клетку как можно быстрее;
    • погрозить птице пальцем;
    • снова переставить клетку.

Конспект занятия

по актерскому мастерству

«СОТВОРИ СЕБЯ САМ»

Тема: «Актерский тренинг - неотъемлемый компонент творческого саморазвития личности»

Цель: развитие творческого компонента личности посредством психофизических упражнений

Задачи:

Образовательные:

  1. познакомиться с основными теоретическими понятиями по теме « Актерский тренинг» и их значением в практической работе

Развивающая:

  1. сформировать способности к импровизации;
  2. развить умения анализировать и синтезировать свои ощущения;
  3. развить речевой аппарат;
  4. развить пластические возможности тела,;
  5. развить умения взаимодействовать с партнёром;

Воспитательная: сформировать навыки КТД.

Ожидаемый результат: избавить воспитанников от комплексов, научить творчески мыслить и не бояться выражать себя, применять творческий подход к любому делу.

Методы обучения: использование личностно-ориентированных технологий с элементами игровых технологий

Формы организации занятия: индивидуальная, групповая, коллективная

Оборудование: музыкальный центр

Ход занятия

  1. Приветствие «Комплемент» (приветствие, как и рефлексия, обязательные структурные компоненты начала и конца занятия, своего рода ритуал успешности и позитивного отношения к происходящему).

Цель: установление контакта; создание положительного настроя на занятие.

Воспитанники стоят(сидят) в кругу взявшись за руки и по часовой стрелке делают комплименты друг другу.

  1. Теоретическая часть. Психофизический тренинг

Цель: познакомить с понятием психофизический тренинг

Педагог: Сегодня наше занятие будет несколько необычным и одновременно обычным для последующих занятий. Так как сегодня мы познакомимся с неотъемлемой частью каждого занятия по актерскому мастерству. А начнем мы с очень простого вопроса: как вы думаете, откуда берутся чувства, эмоции, желания, как они работают и как ими управлять, и что такое вдохновение?

Ожидаемые ответы:

Педагог: В этом нам помогут разобраться психофизические упражнения, как? Сейчас мы узнаем это.

Во-первых , упражнения по психофизическому тренингу (обучению) помогут нам: освободиться от мышечных напряжений (от так называемых «зажимов»), так как телесное напряжение будет мешать нам будоражить наши эмоции и воображение.

Во-вторых, активная психофизика немыслима без упражнений на внимание (на «здесь и сейчас»), переключение внимания, привлечение внимания к себе и т.д, которые будут полезны в партнерской работе и т. д.

В-третьих , упражнения помогут разбудить воображение и фантазию, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют сходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием.

И наконец, в четвертых, собственно общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы).

  1. Практическая часть. Психогимнастика

Цель: освобождение от мышечных зажимов

Упражнение «Чемодан»

Все участники группы встают прямо, поднимают руки вверх, поднимают голову, смотрят на свои руки. Затем поднимаются на носочки, сильно тянутся, как будто должны забросить тяжёлый чемодан на верхнюю полку. Напрягают всё тело. Держатся в таком положении несколько секунд, затем расслабляются. Фиксируют состояние расслабленного тела. (повторить упражнение 3-5 раз)

Цели: развитие эмпатии (способности к сопереживанию); активизация воображения и образного представления;

Упражнение «По команде «3-15»

Упражнение выполняется сидя в кругу

Инструкция: «Я буду показывать вам то или иное количество пальцев. Иногда - на одной руке, иногда - на двух. Сразу же после того, как я подниму руку (или руки), должны встать именно столько участников, сколько я покажу (не больше и не меньше). Например, если я поднимаю руку и показываю четыре пальца (поднимает и показывает), то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я опущу руку(и)».

Упражнение может проходить по-разному. Иногда группе требуется до тридцати повторений, прежде чем задача будет решена, иногда достаточно четырех-пяти.

Упражнение «Морской узел»

Упражнение выполняется стоя в кругу

Инструкция: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к середине круга. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того как педагог убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Во время выполнения упражнения в группе очень часто участники не могут справиться с поставленной задачей.

Педагог: Я так понимаю, вы не смогли справиться с поставленной задачей, но задача - решаемая, распутаться можно всегда. Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

Вопрос педагога:

  1. «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?»
  2. «Что можно было бы делать иначе с тем, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?»

Педагога: Надеюсь, вы все оценили активное воздействие данного рода упражнений направленных на развитие внимания, воображения, нестандартного мышления… необходимых как в развитии индивидуальных творческих способностей, так и в коллективной работе.

3. Техника речи

Давно доказана связь между развитием движений и формированием речевых навыков. Сочетание работы над техникой речи с ритмическими движениями тела дает хороший эффект и помогает снять напряженность и скованность.

Упражнение «Говорим и показываем»

Для начала разучим пластический рисунок на примере первого четверостишья известного стихотворение М. Лермонтова «Парус».

Пластический рисунок для второго и третьего четверостишье можно предложить для освоения самостоятельной работы

Белеет парус одинокой (движения ног: вперед-назад, движения рук: верх-вниз)
В тумане моря голубом!.. (движения ног: вперед-назад, движения рук: поочередно в стороны –поочередно вниз)
Что ищет он в стране далекой? (движения ног: вперед-назад, движения рук: вперед ладонями вверх-вверх-в стороны-вниз)
Что кинул он в краю родном?.. ? (движения ног: вперед-назад, движения рук: в стороны- вверх - вперед ладонями вверх-вниз)

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Упражнение «Сломанный велосипед»

Воображаемым насосом накачайте шину велосипеда, делая руками привычные движения и произнося С-С-С-С, С-С-С-С, С-С-С-С...;

Упражнение «Комарик»

Динными, плавными движениями ловите комара, сопровождая движения звуками З! З! З! З!...;

Упражнение «Столяр»

Изобразите, что вы рубанком стругаете доску: Ж-Ж-Ж-Ж! Ж-Ж-Ж-Ж!...;

Упражнение «Косари»

Покажите, как вы косите траву: С-С-С-С! С-С-С-С!...;

Упражнение «Золушка»

Натрите пол щеткой: Ш-Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш-Ш!

4. Игра «Загадки-ситуации»

Цели: развитие нестандартного мышления

Правила игры: ведущий рассказывает игрокам некую ситуацию, которую необходимо прояснить. Далее игроки пытаются восстановить ход событий, выяснить недостающую информацию и, в конце концов, разгадать загадку. Для этого игроки задают ведущему вопросы, на которые он отвечает «Да». «Нет». «Не имеет значения»

1. От тщеславия она лишилась пищи. (ворона)

2. Пять кусочков угля, морковка, старое ведро лежат посреди двора. Никто их туда не клал. Объясните, как они туда попали.

(части снеговика, который растаял)

3. Я встретил её случайно. Я пытался её достать, но она уходила всё дальше. Я принёс её домой в руке.(заноза)

5. Рефлексия

Цели: развитие чувственной основы; организация обратной связи; развитие самооценки

Вопросы педагога участникам тренинга:

  1. в каких эмоциональных состояниях вы прибывали в разных упражнениях, играх?
  2. что необычного увидели в логике, действиях, пластике партнеров?
  3. как бы вы оценили своё состояние после занятия по пятибалльной системе, например, если член группы чувствует себя отлично, то поднимает руку и показывает 5 пальцев; если состояние хорошее - 4 пальца; если что-то беспокоит – 3 пальца; если совсем плохое самочувствие, то 2 пальца.?

Сколько не клади зубы на полку, но творческие люди нуждаются в самовыражении. И дабы раскрыть актерский талант, усовершенствовать сценическое мастерство, нужно упорство и терпение. Приобрести и отточить все навыки, необходимые профессиональному актеру, помогут упражнения по актерскому мастерству. Ведь актер на сцене непросто механическая кукла, которая бездумно выполняет установки режиссера, а кукла, умеющая мыслить логично, просчитывать действия на несколько шагов вперед. Профессиональный актер пластичен, имеет хорошую координацию, выразительную мимику и внятную речь.

Прежде чем начинать на полную катушку изучать и прорабатывать этюды и сценки, нужно немного разобраться в себе. Настоящему актеру необходимы определенные черты характера, которые надлежит активно в себе развивать. Другие же качества стоит запрятать в дальний угол и вспоминать о них крайне редко.

Рассмотрим такое качество, как любовь к себе. Казалось бы – нормальное состояние для каждого человека. Но у этого качества есть 2 стороны:

  • Самолюбие – заставляет каждый день развиваться и учиться, не опускать руки. Без этого качества стать знаменитым актером не сможет даже очень талантливый человек.
  • Себялюбие и самолюбование – тупик для актерской карьеры. Такой человек никогда не сможет работать на зрителя, все внимание будет приковано к собственной персоне.

Хороший актер не может быть рассеянным. Он не должен отвлекаться на посторонние шумы во время игры на сцене. Ибо актерское мастерство по своей сути подразумевает постоянный контроль себя и партнера. В противном случае роль просто станет механическим представлением. А внимание позволяет не упускать важные детали во время обучения, просмотра театральных постановок, мастер-классов и тренингов. Для того чтобы научиться концентрироваться, используйте упражнения для развития внимания из сценического мастерства.

Внимание – основа хорошего старта театральной карьеры

Развитие внимания начинается не со специальных упражнений, а с повседневной жизни. Начинающему актеру следует много времени проводить в людных местах, наблюдать за людьми, их поведением, мимикой, характерными особенностями. Все это в дальнейшем можно использовать для создания образов.

Заведите творческий дневник – это обычный дневник творческого человека. В нём выражайте свои мысли, чувства, записывайте все изменения, которые произошли с окружающими предметами.

После заполнения творческого дневника, можно переходить к отработке сценок и этюдов. Начинающий актер обязан максимально точно передать образ и мимику человека, за которым наблюдал. Нужно помещать прототипы в нестандартные ситуации – именно такие постановки показывают, насколько актер смог понять и вжиться в образ неизвестного человека.

«Слушаем тишину»

Следующее упражнение – умение слушать тишину, нужно научиться направлять внимание на определенную часть внешнего пространства, постепенно расширяя границы:

  • прислушаться к себе;
  • слушать, что происходит в комнате;
  • прислушаться к звукам во всем здании;
  • распознать звуки на улице.

Упражнение «Тень»

Оно не только развивает внимание, но и учит осознано двигаться. Один человек медленно делает какие-либо беспредметные действия. Задача второго – максимально точно повторять все движения, стараться их предугадать, определить цель действий.

Пантомимы и инсценировки

Хороший актер умеет выразительно передавать эмоции словами и телом. Эти навыки помогут вовлечь в игру зрителя, донести до него в полной мере всю глубину театральной постановки.

Пантомима – особый вид сценического искусства, основанный на создании художественного образа посредством пластики, без использования слов.

  • Лучшее упражнение, чтобы научиться пантомиме – игра «крокодил» . Цель игры – без слов показать предмет, фразу, чувство событие. Простая, но веселая игра прекрасно тренирует выразительность, развивает мышление, учит быстро принимать решения.
  • Инсценировка пословиц . Цель упражнения – при помощи небольшой сценки показать известную пословицу или афоризм. Зритель должен понять смысл происходящего на сцене.
  • Игра в жесты – при помощи невербальных символов актер может очень многое сказать на сцене. Для игры надо не менее 7 человек. Каждый придумывает себе жест, показывает его окружающим, затем показывает какой-нибудь чужой жест. Тот, чей жест показали, должен быстро повторить его сам, и показать следующий чужой жест. Кто сбился – выбывает из игры. Эта игра – комплексная, развивает внимание, учит работать в команде, улучшает пластику и координацию рук.

Упражнения для развития пластики

Если с пластикой дела обстоят не очень хорошо, можно легко исправить этот недостаток. При регулярном выполнении следующих движений дома можно научиться лучше чувствовать собственное тело, умело им управлять.

«Красим забор»

Хорошо развивает пластику кистей и рук упражнение «красим забор». Необходимо красить забор, используя кисти рук вместо кисточки.

Какие упражнения делают руки послушными:

  • плавные волны от одного плеча к другому;
  • невидимая стена – необходимо руками прикасаться к невидимой поверхности, ощупывать ее;
  • гребля невидимыми веслами;
  • выкручивание белья;
  • перетягивание невидимого каната.

«Собери по частям»

Более сложное задание – «собери по частям». Надо собрать по частям какой-нибудь сложный механизм – велосипед, вертолет, самолет, создать из досок лодку. Взять невидимую деталь, ощупать руками, показать размер, вес и форму. Зритель должен представлять, какая запчасть находится в руках у актера. Установить деталь – чем лучше пластика, тем быстрее зритель поймет, что собирает актер.

«Гладим животное»

Упражнение «гладим животное». Задача актера – погладить животное, взять его на руки, покормить, открыть и закрыть клетку. Зритель должен понимать – это пушистый заяц или скользкая, извивающаяся змея, маленькая мышка или большой слон.

Развитие координации

Актер должен обладать хорошей координацией. Этот навык позволяет выполнять сложные упражнения на сцене, выполнять несколько движений одновременно.

Упражнения на развитие координации:

  • Плаванье. Вытянуть прямые руки параллельно полу. Одной рукой совершать круговые движения назад, другой – вперед. Двигать руками одновременно, периодически менять направление движений каждой руки.
  • Постучать - погладить. Одну руку положить на голову и начать гладить. Другую руку поместить на живот, легко постукивать. Движения делать одновременно, не забывая менять руки.
  • Дирижер. Руки вытянуть. Одна рука совершает движения вверх-вниз на 2 такта. Другая – совершает произвольные движения на 3 такта. Или рисует геометрическую фигуру. Действовать обеими руками одновременно, периодически менять руки.
  • Путаница. Вытянуть одну руку, прямой рукой совершать круговые движения по часовой стрелке, при этом одновременно вращать кистью в другом направлении.

Эти упражнения первое время выполнять непросто. Но постоянная практика дает результаты. Каждое упражнение стоит повторять не менее 10 раз каждый день.

Сценки и этюды для начинающих актеров

Начинающему актеру необязательно все придумывать с нуля. Умение качественно копировать и подражать – неотъемлемая часть сценического мастерства. Нужно просто найти фильм с любимым персонажем, постараться максимально точно скопировать его мимику, движения, жесты и речь, передать эмоции и настроение.

Задание кажется простым, но на первых порах могут возникнуть затруднения. Только регулярные занятия помогут отточить мастерство подражания. В этом упражнении не обойтись без внимания и умения сконцентрироваться на мелочах. Хорошим даром подражания обладает Джим Керри – у него есть чему поучиться.

Упражнение «Додумай»

Актерская профессия предполагает хорошо развитую фантазию и воображение. Развивать эти навыки можно при помощи упражнения «додумай». Необходимо пойти в места большого скопления людей, выбрать человека, понаблюдать, обратить внимание на внешний вид и манеру поведения. Потом придумать ему биографию, имя, определить род занятий.

Сценическая речь

Хорошая сценическая речь подразумевает не только четкое произношение и хорошую артикуляцию. Хороший актер должен уметь тихо кричать и громко шептать, одним только голосом передавать эмоции, возраст и душевное состояние героя.

Чтобы научиться предавать эмоции словом, необходимо какую-либо простую фразу произнести с точки зрения разных персонажей – маленькой девочки, зрелой женщины, мужчины в возрасте, знаменитого актера или политического деятеля. Нужно найти особенные интонации для каждого персонажа, использовать типовые речевые обороты.

Упражнения для развития сценической речи:

  • Задуваем свечи . Набрать побольше воздуха, поочередно задуть 3 свечи. Количество свечей нужно постоянно увеличивать, задействовать при вдохе мышцы диафрагмы.
  • Отрабатываем технику выдоха . Для этого упражнения подходит стихотворение «Дом, который построил Джек». На одном дыхании необходимо произносить каждую часть произведения.
  • Улучшаем дикцию . Невнятная речь недопустима для хорошего актера. Нужно честно определить проблемные звуки в своей речи, ежедневно произносить скороговорки, которые направлены на устранение проблемы. Заниматься надо не менее получаса 3–5 раз в день. Скороговорки учат четко говорить в быстром темпе, что крайне важно в актерской деятельности.
  • Интонация играет видную роль в создании правильного образа . Для тренировки необходимо ежедневно читать вслух художественные драматические тексты.

Упражнения по актёрскому мастерству можно изучать самостоятельно, на помощь придут различные тренинги. Но лучше заниматься в компании таких же единомышленников – можно пойти на курсы или устраивать дома театральные вечера. Главное, никогда не сдаваться, всегда верить в собственный талант, двигаться к намеченной цели.