Все камни

Материалы данного параграфа рекомендуется проверить при помощи домашнего теста, вопросы которого охватывают все части параграфа и касаются не только

Материалы данного параграфа рекомендуется проверить при помощи домашнего теста, вопросы которого охватывают все части параграфа и касаются не только фактологии, но и понимания происходящих процессов в странах Азии, Африки и Латинской Америки:

1. Первая мировая война: а) не коснулась развития стран за пределами Европы и США; б) привела к распаду колониальной системы; в) во многом повлияла на развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки.

2. Найдите неверное утверждение: а) народы Азии и Африки принимали участие в военных действиях; б) народы Латинской Америки принимали активное участие в боевых действиях; в) жители зависимых стран обеспечивали нужды армий своих метрополий.

3. Во время Первой мировой войны колониальные режимы: а) остались неизменными; б) резко усилились; в) временно ослабли.

4. Мандатная система, созданная на Парижской конференции, реально провозгласила: а) уничтожение колониального гнета; б) равные права бывших колоний в решении вопросов мировой политики; в) сохранение зависимости стран Азии и Африки от развитых стран.

5. В 20-30-е гг. борьба за независимость стран Азии и Африки велась: а) вооруженным путем; б) мирным путем; в) в обеих формах.

6. Влиятельной силой, помогающей странам Азии и Африки в борьбе за независимость, являлась: а) США (цель - усиление влияния в мире); б) Лига Наций (цель - борьба за прочный мир); в) Советская Россия (цель - развязывание «мировой революции»).

7. Кризис 1929-1933 гг. и Великая депрессия: а) усилили борьбу за независимость в странах Азии и Африки; б) сделали страны Азии и Африки более покорными своим метрополиям; в) способствовали установлению политического союза между колониями и метрополиями.

9. Лозунг «Азия для азиатов», выдвинутый Японией, на деле означал: а) создание военного союза всех азиатских стран; б) прекращение всяких экономических и дипломатических контактов с европейскими странами; в) развитие азиатских народов под контролем Японии.

10. В 30-е гг. внешняя политика Японии была направлена: а) на территориальные захваты и усиление влияния в мире; б) на развитие дипломатических отношений с ведущими европейскими державами и США; в) на жесткую самоизоляцию от внешнего мира.

11. К концу 30-х гг. Япония планировала борьбу за господство в районе: а) Балканского полуострова; б) Тихого океана; в) Африки.

12. Коммунистическая партия Китая была создана: а) в 1921 г.; б) в 1925 г.; в) в 1929 г.

13. Лидером Коммунистической партии Китая стал: а) Сунь Ятсен; б) Мао Цзэдун; в) Чан Кайши.

14. Правительство Чан Кайши во внутренней политике проводило: а) жесткое государственное регулирование; б) европеизацию культуры и быта; в) широкое развитие демократии.

15. В 20-30-е гг. Индия: а) стала независимым государством; б) стала колонией США; в) осталась колонией Великобритании.

16. Основой учения гандизма в Индии было: а) включение Индии в состав Великобритании на основе равноправия; б) достижение независимости Индии путем ненасильственного сопротивления колониальной английской администрации; в) достижение независимости Индии путем вооруженного восстания против английской администрации.

17. Основной силой национально-освободительной борьбы в Индии был: а) Коммунистический союз Индии; б) Социал-демократическая партия; в) Индийский национальный конгресс.

18. Политика ненасильственного протеста не включала в себя: а) бойкот английских товаров; б) уклонение от уплаты налогов; в) эмиграцию в Европу.

19. В Турции была принята новая конституция: а) в 1920 г.; б) в 1924 г.; в) в 1928 г.

20. В 20-30-е гг. в Турции происходило: а) становление светского государства; б) развитие религиозной власти; в) укрепление монархии.

21. К основным идеологическим принципам Кемаля не относятся: а) национализм и народность; б) религиозный фанатизм и традиционность; в) республиканизм и революционность.

22. Одним из нерешенных вопросов внутренней политики в Турции оставался: а) вопрос о форме власти; б) вопрос об экологии; в) национальный вопрос.

23. Особенностью политического развития стран Латинской Америки в 20-30-е гг. являлось: а) развитие авторитарных и военных режимов; б) развитие демократических режимов; в) развитие всех типов режимов.

24. Население стран Африки в 20-30-е гг.: а) по-прежнему оставалось зависимым и бесправным; б) завоевало себе основные демократические права; в) завоевало право создавать профсоюзы.

«По всей Европе гаснут фонари,
наше поколение не увидит,
как они загорятся вновь»

Эдвард Грей, министр иностранных
дел Великобритании (1905-1916 гг.)

Первая мировая война по своим последствиям имела колоссальное влияние на развитие Европы и всего мира. События 1914-1918 г.г. не только оставили неизгладимый след в сердцах и умах современников, но и перевернули представление человека о войне и мире, о жизни и смерти, о враге и союзнике. Крах четырех империй (Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской), образование девяти новых государств в Европе, огромное количество убитых и раненых солдат, офицеров, мирных жителей и еще большее число искалеченных и контуженных под непрерывными артобстрелами – вот неполный список того, что оставила будущим поколениям самоубийственная бойня начала ХХ века.

Наиболее болезненное влияние война оказала на людей, непосредственно участвовавших в сражениях. За долгое время сидения в окопах под непрекращающимися вражескими обстрелами, за те минуты, проведенные в смертельных атаках и контратаках, Европа лишилась целого поколения своих молодых людей, получившему в литературе название «потерянного». Такой диагноз в то время можно было поставить всей Европе. Люди, вернувшиеся с войны так и не смогли приспособиться к новой мирной жизни. Тому виной не только страх перед тем, что им удалось увидеть и пережить на фронте, но и социально-экономические и политические потрясения, прошедшие в европейских странах к концу 1918-началу 1919 гг. Немецкие солдаты, к примеру, уходили на войну, будучи подданными Германской империи, а возвращались в страну, охваченную революционными настроениями, погрязшую в массовой безработице и инфляции.

Огонь убивает людей. Война уничтожает целые империи

Первая мировая война унесла жизни более 10 млн. солдат и офицеров, около 12 млн. мирных жителей, около 55 млн. были ранены, разрушила четыре империи (Российскую, Германскую, Австро-Венгерскую и Османскую), перекроила до неузнаваемости политическую карту Европы. Она принесла миру новые виды оружия (танки, газ), новый характер войны (окопная, позиционная), новые сражения, поражающие свое жестокостью (Верден, Ипр, Галиция). Первая мировая война отняла у Европы огромное количество молодых людей, а вернула искалеченное и озлобленное «потерянное поколение».

Первая мировая война имела особенный характер ведения боевых действий, отличавший ее от других войн. В первую очередь, она была окопной войной. Солдаты вместе с техникой как можно зарывались в землю, показывая, что они отдают приоритет обороне над атакой. Во-вторых, оборонительный характер также имели танки, впервые использованные англичанами в битве на реке Сомма в 1916 г. В-третьих, однообразный способ ведения боевых действий. Классическая атака Первой мировой войны выглядела следующим образом: предварительная 2-х часовая артиллерийская подготовка, после которой начиналось наступление пехотой, сопровождающаяся большим количеством убитых и раненых солдат, столкнувшимися с яростной обороной противника. Потом за атакой следовала контратака. Часто бывало так, что в ходе многомесячного наступления атакующей стороне удавалось, напрягая огромное количество сил, прорвать оборону противника и продвинуться вперед всего лишь на несколько десятков километров. В-четвертых, задействование запрещенных видов оружия, прежде всего боевого отравляющего газа хлор, примененного немецкой армией возле местечка Ипр в 1915 году, навсегда останется одной из самых позорных страниц истории человечества.

В ходе Первой мировой войны мир стал свидетелем кровопролитных и жестоких сражений, которых он еще не видел. Верденская «мясорубка», Брусиловский прорыв, битва на р. Сомма, в которых гибели сотни тысяч солдат и офицеров, показали всем саму сущность самоубийственной войны.

Крах четырех империй, образование новых государств, международная изоляция России, унижение Германии, на которую возложили всю ответственность за развязывание войны, стали основами нового мирового уклада, образовавшегося на основе подписанного в Версале 28 июня 1919 года. Новая система международных отношений имела следующие характеристики:

1. Увеличился масштаб международной системы. Если раньше она ограничивалась в основном Европой, то теперь, с выходом на международную арену новых неевропейских акторов (США, Япония), приобрела глобальный характер.

2. Принцип коллективной безопасности должен был заменить принцип «баланса сил».

3. Образованная Лига Наций должна была стать инструментом поддержания мира, порядка и стабильности.

4. Новая система международных отношений не могла обеспечить решение возложенных на нее проблем, ввиду наличия в ней противоречий, выраженных в нежелании США, Франции и Великобритании предоставить России и Германии достойное место в новом мировом порядке. Вместо этого, первая оказалась в международной изоляции, а вторая – унижена и придавлена прессом репараций.

«Похабный мир»: как забыли Великую войну

Великая Октябрьская революция и приход к власти большевиков кардинально изменили внешнюю политику России, подчинив ее коммунистической идеологии. Придав Первой мировой войне статус империалистической, они все силы бросили на поиск скорейшего выхода из боевых действий.

Принимая во внимание усталость армии и общества от войны, случаи дезертирства и братания на фронте, а также, попросту нежелание солдат идти в атаку, привело большевистское правительство к решению заключить с Германией сепаратный мирный договор и вывести страну из войны.

Заключенный в марте 1918 года в Бресте договор, лишавший Россию территории в общей сложности в 780 тыс. кв. км, с населением в 56 млн. человек, самим В.И. Лениным был охарактеризован, как «похабный». Он писал: «Мир похабный, но если начнётся война, то наше правительство будет сметено и мир будет заключён другим правительством» . Безусловно, сепаратный договор имел для большевиков тактическое значение, им нужно было сохранить силы для решающего удара. Но, тем не менее, «похабный мир» оказал колоссальное влияние на бывших союзников по Антанте, которые сочли это предательством. Из-за этого, вместо Константинополя и победы, Россия получила поражение, гражданскую войну и международную изоляцию. Черчилль писал: «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России… Держа победу уже в руках, она пала на землю, заживо, как древле Ирод, пожираемая червями» .

Благодаря советской власти была вычеркнута сама память о Первой мировой, о ее солдатах, бесстрашно сражавшихся за свою родину, уничтожены все воинские захоронения российских солдат и офицеров. Великая война на долгое время осталась «забытой», но самое страшное, что была уничтожена память об участниках этой войны и об их подвигах. Такое решение «забыть» было одним из самых позорных страниц нашей истории.

Трудные годы Европы

После окончания Первой мировой войны и подписания Версальского мирного договора многие политики и журналисты считали, что теперь мир на планете установлен на вечные времена. Это было заблуждением. Версальско-Вашингтонская система международных отношений, изначально несправедливой, оказалась неспособной избавить человечество от ужасов войны. После самоубийственной бойни, длившейся 4 года, страдания Европы не закончились.

В 1918-1919 гг. на весь мир обрушилась эпидемия испанского гриппа, или «испанки», унесшей жизни 90 млн. человек. Тех, кого не смог убить огонь жестокой войны, добивала смертоносная болезнь, которую по праву можно назвать чумой ХХ века.

Раздавленная и униженная Германия, потерявшая по решению США, Великобритании и Франции свое место в ранге великих держав и оказавшаяся единственной страной, которая несла на себе моральную ответственность за развязывание войны, еще даст о себе знать. Национальные чувства немцев были настолько задеты, что рано или поздно нашлись бы силы, которые задели бы болевые точки германского общества и придали бы стране такую политику, направленную на ревизию «пут Версаля».

Изолированная Россия, теперь уже выступающая под названием СССР, долгое время считавшаяся чужаком в Европе, над которой висел «призрак» коммунизма, потеряла по Брестскому договору огромную территорию и так же считала свое место в новом мировом порядке несправедливым. Более того, западные политики видели в советской власти опасность в виде «красного потопа», который мог залить Старый Свет. Как потом станет ясно, в Лондоне и в Париже сделают чудовищную ошибку, решив, что фашизм и нацизм менее опасен для Европы, чем коммунизм.

В Италии, которая не получила по итогам Версальского договора обещанных ей областей Истрии, Далмации и г. Риека, породили в этой стране миф об «урезанной победе» , которая болезненно воспринималась в итальянском обществе. Это также было воспринято в качестве национального унижения и подготовило приход к власти фашистских сил во главе с Б. Муссолини в 1922 г.

Проблемы коснулись и социально-политической атмосферы в Германии. Рост нестабильности, безработицы, преступности в стране, охваченной революцией, усугублял формирования общественного неравенства в этой стране. Таким образом, создавалась питательная среда для формирования радикально настроенных партий, которые, играя на чувствах немцев, рвались к власти.

Кульминация наступила в 1929 году с началом экономического кризиса и наступившей Великой депрессией. Это привело к массовой безработицы, росту инфляции и спаду темпов экономического роста. На волне этих событий к власти в Германии пришли силы во главе с А. Гитлером, открыто призывающих к пересмотру статей Версальского договора и стремящихся проводить политику, основанную на пресловутой теории расового превосходства. Умело играя на национальных чувствах немецкого народа и запугивая Францию и Великобританию «красной угрозой», от которой Европу способна защитить только Германия, Гитлеру удалось в короткие сроки, в одностороннем порядке, сбросить «путы Версаля», воссоздать армию и авиацию и начать осуществлять территориальные захваты. Все это ввергнет Старый Свет и весь мир в новую, еще более разрушительную и жестокую, Вторую мировую войну.

Потерянное поколение

Что стало с людьми, которые испытали на себе все тяготы и муки Первой мировой войны? Как четырехлетнее сидение в окопах и хождение в атаки изменили их представление о жизни и смерти? С чем столкнулись на фронте солдаты? Как война повлияла на их психику и какое влияние она оказала на формирование их послевоенного мировоззрения?

После Первой мировой войны большей части Европы и всему миру был поставлен диагноз «потерянного поколения», или, как говорили в Великобритании, поколения «озлобленных молодых людей». Считается, что сам термин уже в послевоенное время ввела американская писательница Гертруда Стайн. Но наиболее полно он развит и представлен в работах Э.М. Ремарка и Э. Хемингуэя.

Молодые люди и девушки в возрасте 18-ти лет прямо со школьной скамьи отправлялись на фронт, не зная, что их там ждет. Первоначально казалось, что война продлится недолго, и они в качестве победителей, овеянные славой, вернуться в свои родные города, деревни, сёла, к своим семьям. Поход в военкоматы в качестве добровольцев последующая за этим отправка на войну принимались в европейских странах в качестве короткого и увлекательного приключения. Никто тогда не знал, что большая часть из них примет участия в самых кровопролитных и жестоких сражений в истории, которых мир еще не видел, часть будет испытывать ужасные мучения от газовых атак, часть погибнет под обстрелами в окопах, а часть навсегда останется инвалидами. Многие поймут, что все, чему их учили в школе, рассказывая истории о великих битвах, о доблестных героях, о любви к своей Родине, никак не отражается в действительности. Представление о войне, как о рыцарском турнире в самых ярких красках Средневековья, уже после первого боя сменит грязная солдатская шинель и вечный страх, что каждый день может оказаться последним. В романе Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен», один из героев, вспоминая свои школьные дни, довольно интересно отмечает: «…никто не учил нас в школе, как закуривать под дождем и на ветру или как разжигать костер из сырых дров, никто не объяснял, что удар штыком лучше всего наносить в живот, а не в ребра, потому что в животе штык не застревает». Это фраза прекрасно показывает, как людей меняет война, как отнимает у них чувства прекрасного, заставляя их обращать внимание только на то, что непосредственного необходимо им для того, чтобы выжить, забывая все лишнее, что может этому помешать. Может, те, кто пришел на войну, и не осознавал, что такое семья, любовь, но зато четко знал, что «удар штыком, надо направлять в живот, а не в сердце».

В романах, посвященных Первой мировой войне, уделяется особое внимание тому, как сами простые солдаты размышляют о причинах военных конфликтов. Более того, поиск ответа на этот вопрос сопровождается непониманием, того, как один народ, испытывающий неимоверные страдания от боли и страха, от потери друзей и родственников, толкает на тот же путь другой народ. Это четко отслеживается еже в другом романе Ремарка, «Возвращение», где можно встретить следующее: «Быть может, только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой».

Другое объяснение возникновению войн можно встретить в романе известного писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе, Э. Хемингуэя, «Прощай, оружие!», один из героев которого говорит: «Страной правит класс, который глуп и ничего не понимает и не поймет никогда. Вот почему мы воюем». Это показывает стремление возложить ответственность за войну на правящие классы, исповедующие свои корыстные интересы и ради них втягивающие народы в самоубийственную бойню. В таком случае, весьма показательно отсутствие ненависти к солдатам вражеских армий. Прекрасно понимая, что французы и русские, точно также как и немцы, воюют за свою родину, участники Первой мировой видят друг в друге не непримиримых врагов, а одинаково измученных войной людей.

В то же время, читая литературу писателей потерянного поколения, сталкиваешься со страницами, на которых описаны все тяготы и мучения, испытанные солдатами. Страх за свою жизнь порой превосходит страх за гибель своего Отечества. Порой никто даже не понимал, за что идет война. За какие-то проливы или территории на Ближнем Востоке. В бою солдаты, прежде всего, думали, о том, как не погибнуть самим и помочь избежать этой участи своим товарищам. Речь на войне уже шла не о славных завоеваниях, а о собственном выживании.

Страх перед воной не покидал солдат и после их возвращения домой. Те, кому удалось выжить под смертельным огнем, излечиться от ран, не могли забыть те чувства, которые им пришлось пережить. Многие и после войны не чувствовали себя живыми, прекрасно осознавая, что даже мирная жизнь, к которой им так тяжело было приспособиться, не сможет вернуть их нормальному состоянию. Э. Хемингуэй в романе «Прощай, Оружие!» писал: «Что за радость не быть раненным, если при этом умираешь от страха».

В российском обществе также была ярко выраженная усталость от войны. Особенно четко это отслеживалось в военной среде. Российские солдаты, прямо говоря, устали от сидения в окопах и бесконечных атак, в которых они рисковали жизнью. Много искалеченных, убитых и раненных – вот что оставила война обществу, которому, также как и на Западе, пришлось пережить синдром потерянного поколения. В солдатских песнях отражается отчаяние и обида на свою судьбу. Например, строчки из песни «Галицийские поля»:

Брала русская бригада
Галицийские поля,
И достались мне в награду
Два кленовых костыля.

Не стоит забывать о роли женщин в годы Первой мировой войны. Безусловно, что основные тяготы приняли на себя мужчины в военной форме. Это они попадали под газовые атаки, их разрывало на куски под артиллерийскими обстрелами, они ходи в атаки на р. Сомма и под Верденом. Но женщины, также, заплатили высокую цену в этой войне. Многие потеряли мужей, братьев, отцов, сыновей на полях сражений. Большое количество женщин работали в госпиталях, где порой под шквальным огнем приходилось делать сложные операции раненным солдатам. Но самое главное, это тот вклад, которые внесли женщины, работая в тылу. В первую очередь, на заводах химической промышленности, ставя под угрозу свою жизнь и здоровье, порой забывая про сон и отдых. Многие из женщин навсегда получили ожоги рук и лица, изготовляя химические веществами, а большинство навсегда потеряло возможность иметь детей.
Как мы видим, Великая война коснулась всех. Тяжким бременем легла на плечи, как мужчин, так и женщин. Большинство так и не смогло приспособиться к мирной жизни. Многие остались искалеченными. Часть покончили с собой или сошли с ума. Наблюдались даже случаи, когда вернувшийся с войны человек впадал в истерику от одного только вида военной формой. Первая мировая война оказалась, к сожалению, сильнее людей. Как писал уже не раз упоминавшийся нами Э.М. Ремарк: «Тысячи и тысячи вернувшихся еще пожалеют, что не легли вместе с убитыми».

Сергей Игнатьев, магистрант факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Первая мировая война

1 августа 1914 г. Россия вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты. Не касаясь всех событий хода войны, остановимся на том влиянии, которое она оказала на общее развитие ситуации. В традиционной трактовке советской историографии война рассматривалась как "могучий ускоритель" революции. Сегодня же, в связи с тем, что и революцию, и вызванные ею катаклизмы многие авторы склонны рассматривать как трагедию и катастрофу, наблюдается тенденция "обелять" эту войну, представлять ее в облагороженном романтико-трагическом ореоле. Если раньше писали о мировой империалистической бойне, то теперь чаще - о справедливом характере войны со стороны России, о подлой роли большевиков-пораженцев, о замечательных людях, которые ярко проявили себя на полях сражений и т. п. В одном подобные авторы правы: для советских историков Первая мировая война была "чужой", "империалистической" и в силу этого ее объективная история не была написана.Говоря о значении войны для судеб России, необходимо прежде всего признать несколько непреложных фактов. Война складывалась для нашей страны неудачно. Особенно тяжелым был 1915 год, когда русская армия вынуждена была оставить Польшу и Литву и была вытеснена из австрийской Галиции. Военные поражения оказали гнетущее воздействие на общественное мнение, усилили критическое отношение к правящему режиму, способствовали падению его авторитета. Война потребовала от России громадного напряжения ее материальных и людских ресурсов. Три четверти промышленных предприятий к 1917 г. работало на нужды войны; 16 млн. людей, преимущественно крестьян, за годы войны были мобилизованы в армию и были оторваны от своих основных занятий. Война заметно ухудшила жизнь различных слоев населения, особенно средних и низших, в связи с сокращением производства в гражданских отраслях и милитаризацией экономики. Война для России была сопряжена с большими жертвами и людскими потерями: около 2 млн. убитых, миллионы раненых, искалеченных, пленных. Для многих семей это означало потерю кормильца, обострение нужды и бедствий. Огромное количество людей, поставленных под ружье, не могло не привести к возрастанию роли армии в жизни общества, и от ее позиции многое зависело в развороте политических страстей. Что бы ни говорили сегодня об этой войне, во многом ее цели и задачи оставались не ясными, не дошедшими до сердца каждого солдата, чем искусно пользовалась большевистская пропаганда. Зачем, мол, мужику Константинополь, проливы Босфор и Дарданеллы, которые были обещаны России в случае победы. Длительное пребывание в окопах, кровь, грязь, лишения вызывали озлобление и озверение, падение морали, нравственных устоев, травмировали людей и оставляли глубокий след в обществе. Ценность отдельной человеческой жизни стремительно падала. Постоянно возрастала общественная нестабильность, усиливалось социальное противостояние. Множество людей были вырваны из привычных гнезд, находились как бы в подвешенном состоянии из-за непрерывных мобилизаций, передвижений, эвакуаций и т.д. Увеличивалось число люмпенизированных элементов. Население все более становилось подверженным влиянию различных слухов, панике, импульсивным непредсказуемым действиям. В первой мировой войне 1914 - 1918 гг. участвовало 38 государств. Война принесла неисчислимые бедствия народам мира: было убито 10 млн. человек, ранено 20 млн. Экономика многих стран была подорвана. Война показала неспособность правящей верхушки справляться с обрушившимися на страну напастями. Можно перечислять и другие явления, связанные с влиянием войны на ситуацию в стране. Но уже из сказанного очевидно, что война до предела обнажила и обострила свойственные России противоречия, и ее государственный механизм не выдержал.

Премьера восьмисерийного документального фильма «Первая мировая» из авторского цикла Феликса Разумовсского «КТО МЫ?» состоится 11 сентября в 20:40 на канале «Россия. Культура».

О том, за что воевали солдаты в Первую мировую, был ли предательством февральский переворот 1917 года и о многом другом Феликс Разумовский рассказал «Правмиру».

– В новом цикле вы наверняка говорите о причинах Первой мировой войны. На эту тему часто можно слышать, что мы воевали неизвестно за что. И солдаты не знали, ради чего их послали умирать.

– Знаете, я полагаю, что разговоры подобного рода содержат изрядную долю лукавства. Неужели вы думаете, что чудо-богатыри, которым предводительствовал Суворов в Италийском походе, разбирались в тонкостях европейской политики конца ХVIII-го века? Нет, конечно. Тем не менее они не требовали объяснений по поводу необходимости перехода через Альпы. Им было достаточно приказа любимого командира.

Когда через сто с лишним лет началась Первая мировая война, ситуация стала уже иной. От русского оптимизма ХVIII-го столетия не осталось и следа. Среди высшего командования не было национального героя, которому доверяет и которым дорожит армия. Любимые командиры, конечно, были, но речь в данном случае о другом. О фигурах масштаба Суворова, Кутузова или Нахимова.

Деятели Ставки, и в первую очередь верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич – это человек весьма средних способностей, не имевший необходимых военных дарований и душевных качеств. Да, в начале войны великий князь был популярен… Только и всего. Для того чтобы посылать на смерть тысячи людей, этого явно недостаточно.

Скажу больше, русский солдат всегда плохо себе представлял имперские задачи и нужды. И здесь я не вижу большой беды. Солдатская верность – вот на чём держалась огромная страна. Однако Первая мировая обнаружила очевидный упадок солдатского духа. И не только солдатского. И потому, в конце концов, мы не сдюжили.

Возникла удивительная, невиданная в истории ситуация: на пороге победы мы отказались воевать, предали самих себя, своё Отечество. Для нас Первая мировая – это никакая не забытая, а именно преданная война. А поскольку вспоминать об этом предательстве и измене неприятно, мы много говорим о бессмысленности той войны, об отсутствии ясных целей, о том, что народ-де не понимал, ради чего от него требуют таких жертв. Впрочем, война была очень и очень тяжёлой, в том числе психологически тяжёлой, это правда.

Война, которая явилась предвестником революции, крушением России?

– Эта война для России закончилась национальной катастрофой, нация совершила самоубийство. Хотя у нас было всё необходимое, чтобы одолеть врага. Как когда-то в 1812 году, Россия должна была отбросить все внутренние распри. И объединиться, хотя бы из инстинкта самосохранения. Увы, этого не произошло. Страна стала стремительно раскалываться, внутренне разделяться – на военных и политиков, солдат и генералов, на власть и общество, на «белую» и «чёрную» кость.

Предрасположенность к такому развалу была давно. Толстой в «Войне и мире» вовсе не случайно изобразил сцену крестьянского бунта в селе Богучарове, в усадьбе князей Болконских. Это была важная примета того военного времени. Нашествие Наполеона, «гроза 1812-го года» поколебала привычный порядок русской жизни. И в этой жизни тотчас проявили себя как сильные, так и слабые стороны. «Придёт Бонапарт, нам волю даст, а господ мы более знать не хотим», – такие слова можно было услышать от подмосковных крестьян. И не только подмосковных.

Но это не классовая вражда, несмотря на крепостное право. Это нечто более серьёзное: именно культурный раскол. Традиционная деревня, дающая солдат, и европеизированная усадьба, дающая офицеров, говорят на разных языках. Через сто лет, во время Первой мировой войны этот раскол приведёт к развалу русской армии и гибели исторической России.

Но ведь из стран Антанты вроде бы настолько, до саморазрушения, как Россия, никто не пострадал…

– Эта важная тема. Судьба России, её положение и роль в Первой мировой войне уникальна. Может быть, это не вполне очевидно. Как известно, в результате войны разрушились ещё три империи. Но только мы захотели разрушать себя «до основания»: и политический режим, и сами основы национального бытия, то есть весь Русский мир, который созидался столетиями.

К этой катастрофе страну подталкивали разные силы, но большевики превзошли всех своей безоглядностью и цинизмом. Они сделали ставку на национальную измену, на разрушение страны. И победили. Призыв «превратить войну империалистическую в войну гражданскую» (Ленин) – это и есть подстрекательство к измене.

Так вот, расчёт оказался верен, несмотря на то, что ленинское понимание и видение Первой мировой – не более чем грубое и примитивное упрощенчество. Создатель партии нового типа приклеил к войне ярлык «империалистическая». Якобы это только борьба интересов, борьба за рынки, сферы влияния и прочее тому подобное. Россия в эту картину совершенно не вписывается.

Нашей целью не может быть утверждение национальной исключительности и гордыни. У нас своих исторических болезней и недугов хватает, зачем нам приписывать себе чужие. Это в Германии торжествует воинствующий германизм, род европейского национализма. А у нас можно найти разве что нечто противоположное – многообразные проявления русского нигилизма. Но в первую очередь, конечно, Смуту, обвал и саморазрушение русской жизни. Война, потребовавшая от России предельного напряжения сил, вновь открыла дорогу Смуте.

В фильмах нового цикла показано, какие действия власти и общества способствовали нарастанию Смуты. Например, нельзя было гнать волну германофобии в стране, где проживало немало немцев. Где они традиционно служили в русской армии. Звучащие везде и всюду обвинения в адрес немцев, досужие разговоры о « враждебных подданных» нанесли громадный урон армии. И спровоцировали немецкий погром в Москве летом 1915 года.

– Как вы оцениваете поведение тех высших военных чинов российской армии, который участвовали в государственном перевороте в феврале – марте 1917 года. В тот момент, когда страна находилась в состоянии войны?

– К началу 17-го года Смута разлагает не только солдатскую массу, но и в значительной степени генералитет. В марте 1917 года армия в лице её высшего командования поддержит отречение Николая II. Как известно, только два генерала пришлют в Ставку телеграммы, содержащие иное отношение к событиям. Только два генерала захотят поддержать монархический строй. Остальные легкомысленно возрадуются смене власти.

На самом деле – никакой новой власти не будет, начнется безвластие. «С падением царя пала сама идея власти», а без этой идеи неизбежно разрушается и государство, и армия. Солдат, отринувший присягу, верность, долг – это просто «человек с ружьем». Совершенно бессмысленно в данном случае обсуждать, хорош или плох был Николай II. Сохранить русскую армию после его отречения было невозможно.

Все что будет потом – это агония. Армию захлестнет революция, демократизация, в войсковых частях появятся солдатские Советы и комитеты, а убийство офицеров и дезертирство сделается заурядным явлением.

Нельзя не заметить, что Великая война впервые в русской истории не оставила пантеона национальных героев. И тут не в одних большевиках дело, поверьте. Ну, кого мы сегодня вспоминаем, кого можем поставить в один ряд с именами Кутузова, Нахимова, Скобелева? О Румянцеве и Суворове и говорить нечего. В истории Первой мировой нет таких имён. Победы и подвиги были. Была героическая оборона крепости Осовец, были победы в Галиции. А национальная память молчит. А значит… Значит, и нации как таковой тогда уже не было.

– Прошло 100 лет с начала Первой мировой войны. Но мы ее до конца не осмыслили, не изучили. Чем это нам «аукается»?

– Как мы могли осмыслять Первую мировую, если она была вычеркнута из исторической памяти? Большевикам в своё время не хотелось вспоминать эту войну, потому что они участвовали и воспользовались национальным предательством, изменой. Разрушение государства и армии во время войны – это именно измена, тут двух мнений быть не может. Большевики всегда это помнили и сделали всё возможное, чтобы предать Первую мировую забвению.

Однако на самом деле это только половина правды. Потому что и нам самим тоже не очень-то хотелось вспоминать ту войну. В известном смысле это естественно, к неприятным и уж тем более постыдным страницам своей жизни человек предпочитает обращаться как можно реже. Нация поступает аналогичным образом. Одним словом, учить горькие уроки Первой мировой мы не стали. И потому мы до сих пор не можем разобраться с вопросом исторической преемственности.

Какую Россию мы наследуем: историческую или советскую? Внятного ответа нет до сих пор. Наше сидение на двух стульях продолжается. Это нам «аукается», в частности, отсутствием политической воли, неумением определить вектор своего развития. Выстроить политику памяти. Невозможно говорить о национальном возрождении без понимания феномена 17-го года.

Живучесть советского мифа о Великом Октябре – это следствие забвения Первой мировой. То же самое относится к Гражданской войне (точнее, Смуте), которая началась именно до переворота октября 17-го и во многом его подготовила. И осталась эта величайшая наша трагедия не избытой. Прошло много лет, но до сих пор мы не знаем, как восстановить единство Русского мира, единство России, разрушенное гражданской войной.

В восемь серий фильма уместилась вся история Первой мировой?

– Эти серии – часть большого исторического проекта. Фильмы, которые будут показаны в этом сезоне, охватывают первый год войны. Первый фильм называется «На пороге войны» и посвящен её предъистории. А заканчиваем мы событиями осени 1915 года, когда удалось стабилизировать фронт после Великого отступления.

Стоит попутно отметить, что отступили мы тогда не до Москвы и даже не до Смоленска. Это, помимо всего прочего, говорит о силе и стойкости русских солдат. Наша почти безоружная армия, лишённая снарядов, не бежала, а постепенно в полном порядке отходила вглубь территории страны.

Наверное, последствия «снарядного голода» могли бы быть не такими трагическими, если бы не Ставка и её бездарные действия. Терпеть это дольше было невозможно, и в августе 1915 года Николай II смещает верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. Государь сам вступает в командование армией и возглавляет Ставку. На этом заканчивается первый этап войны и первый 8-серийный блок нашего цикла.

Наш коллега, журналист Константин Гайворонский серьёзно увлечён военной историей. Он изучил огромное количество литературы и исторических документов, посвятил десятки статей участникам, сражениям и малоизвестным эпизодам Первой мировой войны и сейчас заканчивает объёмную книгу на эту тему.
Константин изложил «Субботе» свой взгляд на причины и уроки войны, столетие которой Европа и Россия начали отмечать в прошлом году. Он считает, что Россия отчасти сама развязала мировую бойню — и сама же стала её жертвой. Война разогрела революционные настроения, расколола нацию, империя рухнула, а народ был ввергнут кровавую гражданскую междоусобицу. Впрочем, и другим странам — участницам войны пришлось вынести тяжелейшие испытания. Современным политикам стоило бы хорошо выучить уроки Первой мировой войны. К примеру, осознать, что мелкие придирки и большие унижения национальных меньшинств до добра не доводят.
* Почему для Европы Первая мировая война важнее Второй мировой?
* Почему Россия замалчивает некоторые факты о Первой мировой войне?
* Как Первая мировая изменила мировое сообщество?
Наталья СЕВИДОВА,
Ольга КНЯЗЕВА.

Крушение иллюзий

— Костя, почему тебе интересен именно период Первой мировой войны (ПМВ)?
— Потому что она стала беспрецедентным в истории Европы и мира примером военного конфликта, в котором люди начали воевать оружием и тактикой, придуманными ещё в XIX веке. А к окончанию войны в 1918 году на полях сражений уже присутствовали все виды вооружений, которые мы сегодня имеем, кроме ядерного оружия. Отравляющие вещества, танки, авиация, стратегические бомбардировки городов — всё это было. Лондон бомбить начали уже в 1915 году, причём бомбили так, что один раз снаряд попал в школу и убил 32 ребёнка. Для простых людей это был шок.
Европейцы были уверены, что всех ждёт мир прогресса и социального благополучия. И они были в шаге от этого: в Германии к тому времени были и страховки, и пенсии по старости. И тут вдруг война, причём, казалось бы, на пустом месте. Первая мировая буквально надломила европейцев. Многие называют её самоубийством европейской цивилизации.

По предварительному сговору

— В СССР про Первую мировую в учебниках писали так: это была империалистическая война, где столкнулись интересы крупных держав. На твой взгляд, где были корни конфликта?
— Урок и парадокс этой войны заключается в том, что группа лиц, причём далеко не первых лиц государства, по предварительному сговору может ввергнуть в военный конфликт несколько стран. Да, противоречия между державами были, но они были всегда, и Европа как-то умела их сглаживать. Две группировки — Германия и Австро-Венгрия против Англии, Франции и России — довольно-таки мирно сосуществовали, хотя вечно что-то не могли поделить. Из всех глав государств сторонником войны был лишь Раймон Пуанкаре, президент Франции. Все остальные были против. Хотя чаще в развязывании войны винят Англию. Но как раз ей тяжелее всего далось это решение, так как министры, которые были за войну, составляли меньшинство в кабинете.

Хотели вернуть экспорт, а потеряли страну

— Напомню про кризис конца 1912 года, когда Австро-Венгрия собиралась разгромить Сербию. Русские генералы под впечатлением той скрытой мобилизации решили, что и мы тоже сделаем так же. И Россия объявила всеобщую мобилизацию, а это тогда считалось началом военных действий. Тем самым Россия запустила цепную реакцию.
В то время как министр иностранных дел Сазонов вёл переговоры с немцами об урегулировании военного конфликта, генералы проводили мобилизационные мероприятия.
Как отреагировали на это немцы? Они были территориально зажаты между двумя потенциальными противниками: Россией и Францией. И прекрасно понимали, что если эти страны мобилизуются быстрей их, они проигрывают войну. Поэтому немцам ничего не оставалось, как объявить войну. Всё это происходило с 24 июля по 1 августа 2014 года.
Причём министра Сазонова предупреждали: не давайте волю военным! А он делал вид, что он тут ни при чём, что это всё генералы виноваты! Хотя в самый критический для его карьеры день — 30 июля 1914 года, когда Николай Второй сначала разрешил и тут же запретил мобилизацию, — Сазонов сначала задержал письмо царя об отмене мобилизации, а затем всё-таки уговорил императора на этот роковой шаг.
— Чем объясняется такая воинственность окружения царя?
— Германия к тому времени практически вытеснила Россию с хлебных рынков Европы. Сазонов и его помощники, генералы Генштаба, министр земледелия Кривошеин выступали за то, чтобы с помощью военной силы вернуть России возможность экспорта.

Для латышей Первая мировая была отечественной

— Известны ли потери Первой мировой?
— Точных цифр нет. Статистика в России велась плохо. Называют от 900 тысяч до двух миллионов погибших россиян. Всего в ПМВ погибли порядка девяти миллионов человек. Если мы сравниваем эти две войны, то потери людей на поле боя во время ВОВ были около восьми-девяти миллионов человек, остальные 15-20 миллионов человек — это мирное население, которое погибло в сожжённых посёлках, от голода, эпидемий и бомбёжек.
— По этой причине в России к ВОВ совершенно другое отношение, чем в Европе, где есть масса мемориалов и памятников о ПМВ?
— Безусловно. Во время Великой Отечественной реально шла речь о выживании страны и существовании русского народа: план «ОСТ» по закреплению господства Третьего рейха в Восточной Европе был известен. А во время Первой мировой люди уже на второй год перестали понимать: а за что, собственно, мы воюем? Немцы на российской территории не находятся, то есть явного врага нет. Вот для латышей эта война была отечественной: когда линия фронта проходит через Латвию, а Курземе остаётся оккупированной немецкой территорией, конечно, ты рвёшься их освободить. И совершенно другой настрой был у какого-нибудь сибирского стрелка из Омска, на глазах у которого каждый день погибают товарищи, а завтра придёт и его черёд. Очень скоро у солдат возник вопрос: ради чего это всё?

За линией фронта — рогатые нелюди

— Вначале военным говорили: мы помогаем братьям сербам. Какое-то время это работало. А на третий год войны любой солдат начинал думать: неужели всё это стоит стольких жизней, а может быть, можно было договориться по-другому? Разложение российской армии шло быстрее, потому что в ней многие солдаты были безграмотны. На них было сложно воздействовать печатной пропагандой. В Англии, Франции и Германии солдат до последнего убеждали, что это праведная война во имя цивилизации. Пропаганда была жуткая! В июльские дни 1914 года, когда в Англии решался вопрос о начале военных действий, там было широчайшее антивоенное движение. Промышленники, банки, профессура, студенты — почти все были против: мол, зачем нам воевать с цивилизованной страной Шиллера и Гёте? А уже через год англичан успешно убедили в том, что немцы — это почти новые гунны, это варвары, что они насилуют бельгийских девушек, а потом отрезают им руки по локоть. Началась массовая истерия: мол, всё немецкое нужно убрать с улиц. Даже такса была признана немецкой породой, которую призывали сдавать в приюты. Британская королевская семья была вынуждена сменить фамилию с Саксен-Кобург-Гота на Виндзор. В России было не лучше. В мае 1915 года дошло до немецких погромов: срывались немецкие вывести, громились магазины.
Чтобы удержать солдат в окопах, им объясняли, что нам противостоят нелюди с рогами! А ведь у немцев были каски с рожками. А немцам втюхивали, что они воюют с гомосеками и вырожденцами, у которых ничего святого за душой нет. Те же самые методы пропаганды применяются и сейчас.
— На Украине и в России?
— Да, и ничего нового не придумали! Противника надо представить, с одной стороны, жалким и ничтожным, с другой — хищным и коварным.
Мирных жителей не щадили
— А методы ведения войны были такими же, что и во время ВОВ?
— Почти такими же, только масштабы поменьше в силу ограниченности технологий. Применялись артобстрелы, химическое оружие, бомбардировки городов. Единственное отличие — отношение в пленным было более мягкое. Но зверства по отношению к мирным жителям были и во время ПМВ. Разве что не стоял так остро еврейский вопрос. В Бельгии, например, немцы брали заложников, и если вдруг партизаны убивали пару немецких солдат, те в ответ расстреливали 20-30 известных жителей города.

Забытая война

— Почему в России о Первой мировой говорят мало?
— Память о ней была стёрта Гражданской войной. ПМВ в основном коснулась тех, кто был призван в армию, а также их родных. Гражданская война коснулась абсолютно всех. Да и жертв было гораздо больше. 20 миллионов человек, погибших во время Гражданской войны на поле боя и от голода, эпидемий, — это были колоссальные потери. Кроме того, после ПМВ последовала революция и мы стали строить новый мир. И у нас мироощущение после этой войны было совершенно другое. Европа же после ПМВ представляла собой жалкое зрелище. Когда люди очухались в 1918 году, они схватились за голову: боже мой, за что ж мы положили целое поколение своих молодых людей?! Для европейцев потери в ПМВ — это всё равно что для России потери в Великой Отечественной. Запад получил то самое потерянное поколение, о котором Хемингуэй писал в своих романах.
Хороший пример. У англичан есть день памяти — 1 июля. В этот день они выкладывают маки. Это день начала битвы на Сомме. Они пошли в наступление и в первый же день потеряли 60 тысяч человек. Это самые крупные потери за один день во всех войнах, которые когда-либо были. У нас в 1941 году ежедневные потери не дотягивали до этой цифры. Была всего пара дней в 1941 году, когда мы только приближались к этому уровню. Причём на всём протяжении фронта. А они потеряли разом 60 тысяч человек на маленьком участке фронта. Поэтому для европейцев ПМВ, безусловно, более значимая памятная дата, чем ВОВ.

Худой мир лучше доброй ссоры

— Такие войны, как Первая мировая, непрогнозируемы?
— В большинстве случаев да — их развязывают политики, которые думают так: если сейчас я не решу эту проблему с помощью войны, я её больше никогда не решу. В Австро-Венгрии решили, что если сейчас они не разберутся с Сербией, больше у них такой возможности не будет. В России решили, что если сейчас они не получат черноморские проливы, чтобы контролировать экспорт хлеба, окно возможностей тоже закроется. Проливы контролировали турки, которые находились под сильным влиянием Германии. Через пару лет русские поняли, что были и другие методы достижения этих целей. А через 20 лет историки выяснили, что и цели были ложными. Если бы Австро-Венгрия выждала, то она и без войны решила бы свою проблему с сербами. Австро-Венгрия была динамично развивающейся страной с европейской бюрократией, а Сербия — маленьким коррумпированным балканским государством. И рано или поздно сербы сделали бы выбор в пользу более благополучной жизни. Все это понимали, кроме отморозков и горлопанов, которые организовывали антисербские движения. То же самое касается России. Для неё неимоверно выгоднее этих проливов было бы получить 20 мирных лет, как говорил Столыпин.