Мода

Классный час вирус сквернословия. Занятие "вирус сквернословия". Презентация на тему: Вирус сквернословия


















1 из 17

Презентация на тему: Вирус сквернословия

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Что такое сквернословие? Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и т.д. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

№ слайда 4

Описание слайда:

«Нет музыки слаще, чем ангельские голоса ребятишек, если не особенно вслушиваться в произносимые ими слова»Логан Пирсолл Смит В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно остротой. Ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, знак языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим, актерам, певцам и т.д.

№ слайда 5

Описание слайда:

А знаете ли вы, что… …сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно для подростка полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

№ слайда 6

Описание слайда:

«Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!» Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

№ слайда 7

Описание слайда:

История возникновения Мистические корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат «пробуждает» в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, «ломается» сама жизнь.

№ слайда 8

Описание слайда:

Заблуждением является и общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и очень долго являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному положению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.

№ слайда 9

Описание слайда:

Потом пришли иные времена. Великий перекройщик России Петр Первый ввел пьянство в обычай русского народа. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. Теперь мат используется для:1) повышения эмоциональности речи,2) эмоциональной разрядки,3) оскорбления, унижения адресата речи,4) демонстрации агрессии,5) демонстрации отсутствия страха,6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,7) демонстрации принадлежности к «своим» и др.Но на деле, сквернословие отражает скудность лексического запаса языка, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

№ слайда 10

Описание слайда:

Информационные свойства водыПод действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и от смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли.С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки.

№ слайда 11

Описание слайда:

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды.Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Очень любопытные исследования, если взять во внимание тот факт, что человеческий организм на 70 процентов состоит из воды, а мозг - на 90. (на фото вверху вода после слов «Ты меня достал»;на фото внизу вода после слова «Любовь»)

№ слайда

Описание слайда:

Влияние сквернословия на ДНК Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской Академии наук пришли к ошеломляющему выводу о том, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

№ слайда 15

Описание слайда:

Эксперименты с семенами растений О том, что сквернословие - далеко не безобидная привычка, говорят нам научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания слов в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все обруганные матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетически ущербными, неспособными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи "обласкали" самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в "благословленных" семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

№ слайда 16

Описание слайда:

Сквернословие – это вирус! Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни. Таким образом, было доказано, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. И, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его.

№ слайда 17

Описание слайда:

«Вирус сквернословия»

Цель :

формирование духовно-ценностных качеств, навыков здорового образа жизни.

Задачи:

1.Расширить знания воспитанников о влиянии сквернословия на духовное и физическое здоровье,

а также на личность в целом.

2.Формировать стойкую неприязнь к матерщине, побуждать к нравственному самосовершенствованию, что способствует воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

3.Продолжить работу над формированием коммуникативных и общественных навыков: умение слушать, вести диалог, аргументировать свой ответ, анализировать, обобщать, делать выводы; отрабатывать коммуникативные модели общения через ведение диалога и совместную деятельность.

Форма проведения: час общения

    Здравствуйте ребята! Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема: «Вирус сквернословия». Сегодня мы определим причины употребления бранных слов, выявим, как влияет мат на здоровье, наметим пути избавления от этой вредной привычки. Но вначале я раздам вам анкеты, которые вы заполните в конце урока, чтобы я смогла определить поняли вы тему или нет.

Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань- это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово - не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал. И тем самым призывают зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких.

Игра «Эстафета добрых слов» .

Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера», «любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово.(

Мне кажется, в классе стало немного теплее. Вот если бы такие слова звучали каждый день!

    А сейчас включите ноутбуки. Итак, слово – не просто набор звуков, выражающих мысль.

Ученые разных стран изучали воздействие человеческой речи …… НА ВОДУ!

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее!) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм. Структура Воды - это то, как организованы ее молекулы. Молекулы Воды соединяются в группы. Эти группы соединяются в кластеры. Именно кластеры являются своеобразными ячейками памяти, на которые Вода, как на магнитофонную ленту, записывает все, что видит, слышит, ощущает.

Знайте! Вода видит, слышит, ощущает!

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило… На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды.

Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Одной ВОДЕ сказали СПАСИБО.

ТЫ МНЕ ПРОТИВЕН

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

Как утверждает современная наука, водная структура организма каждого человека идентична структуре Воды того места, где он родился. Поэтому наша внутренняя связь с местом рождения сохраняется на всю жизнь. И значит понятие родины имеет не только возвышенный поэтический смысл, но и вполне конкретное физическое содержание.

Доктор Массару Эмото провел еще один любопытный эксперимент, который мы сами можем легко повторить. Он поместил в три стеклянные банки рис и залил его Водой. И каждый день в течение месяца говорил:

Первой банке - «Спасибо...» Второй банке - "Ты дурак!" На третью вообще не обращал внимания. Через месяц, рис, которому говорили спасибо начал бродить, издавая сильный и приятный запах, рис из второй банки почернел, а рис, на который не обращали внимания, начал загнивать.

Вода проявляет себя как мыслящая субстанция, которая обменивается информацией со всей Вселенной, и у нее есть очень важное сообщение для человечества. Она предлагает нам глубже заглянуть в нас самих

«В ответ на человеческие мысли и эмоции кристаллы Воды могут принимать разнообразные формы... Мы действительно способны излечить Землю с помощью любви, доброты, внимания…» . Зло разрушает структуру воды, а добро улучшает.

Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком! Страшно представить себе, что происходит с человеком, когда его ругают, матерят. Вот почему так мало здоровых людей остается, вот почему болеют дети, чьи родители постоянно матерятся.

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.

    Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

ДЛЯ ДЕВУШЕК

Косметологи знают, что в молодежных компаниях, где матерная речь становится обыденной, у некоторых девушек возникает избыточное оволосение, портится кожа, начинает ломаться голос, как у мальчиков, - то есть возрастает продукция мужских половых гормонов. Если мужчина не хочет причинить девушке и женщине вред, при них выражаться нельзя, матерная речь им вредна, провоцирует гормональные нарушения. Особенно это опасно, если матерятся дети, если матерность становятся частью их интересов, гормональное развитие нарушается.

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой - и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек - не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.

Как вы думаете, почему подростки в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? (ответы детей)

Мат используется для:

    Самоутверждение в компании сверстников.

    Казаться взрослым.

    Скрыть собственную слабость.

    Показать отсутствие страха.

    Демонстрация агрессии.

    Оскорбление и унижение других людей.

Знаете ли вы, что согласно результатам исследований:
а) среди учащихся 71% используют при общении со сверстниками нецензурную лексику,
б) 59% преподавателей школы сталкивались со сквернословием и непристойными жестами.

    Итог классного часа, рефлексия. Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

    На столе перед вами листы, тучки и капельки, где вы используя данный материал изобразите на кластере «Вирус сквернословия» . (Мат, брань, агрессия, плохое поведение, ругательство, невоспитанность, грязь. гадкий, мерзкий, омерзительный, отвратительный, дурной, плохой, безобразный, уродливый, негодный)

Анализ кластера.

Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим «целебная трава»,–
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой с собою нету сладу,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова, пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождаюшие слезы,–
Горькие слова, слова-полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить.
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый.
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!

Ирина Слесарева

А сейчас пожалуйста заполните анкеты.

На этом наш урок окончен, спасибо за работу. До свидания ребята.

Анкета "Твое отношение к сквернословию»"

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

а) стала привычкой;

б) символ взрослости;

в) недостаточный словарный запас.

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

а) от злости;

б) из-за неуважения к людям;

в) стала привычкой.

3. Как часто ты произносишь эти слова?

а) почти каждый день;

в) никогда не использую.

4. В каких ситуациях это происходит?

а) во - время ссоры;

б) когда плохое настроение;

в) вообще не использую.

5. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

а) неловкость;

б) храбрость;

в) мне иногда станет легче.

6. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

а) чувство отвращения;

б) невоспитанность;

в) низкая культура.

7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

а) стыдно за него;

б) ничего не чувствую;

в) обычный повседневный разговор.

8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

а) от парней;

б) от девушек;

в) от взрослых.

9. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

а)не хочу, потому что, это не культурно;

б) если правильно воспитывать детей, они никогда не произносят эти слова;

в) пусть используют, когда надо.

10. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?

б) развивать культуру своей речи;

в) я употреблял, и буду употреблять эти слова.

Открытое занятие «Вирус сквернословие» Цель: профилактика сквернословия. Задачи:  Способствовать формированию у подростков чувства стыда, потребность выражать цивилизованно эмоции и чувства;  Вывести правила речевой культуры;  Расширить знания школьников о вредных привычках (сквернословия);  Ознакомить подростков с губительным влиянием сквернословия на здоровье. Оснащение: ватман, краски, кисточки, фломастеры, непроливайка с водой, Ход занятия 1. Организационный момент: Упражнение «Комплемент» Упражнение, которое мы используем сегодня в виде разминки называется комплемент. По часовой стрелке, по очереди, ВСЕ, произносят комплемент в адрес своего соседа. Единственное о чем надо помнить, когда вы говорите комплемент, должны произнести имя соседа, кому предназначен комплемент. Комплемент может сопровождаться невербальными действиями (жестикуляцией, имитацией и т.д.). Молодцы! А теперь обратите внимание на лица ваших соседей, мне кажется, что у нас в классе взошло солнышко и у всех у нас появились улыбки, блеск в глазах. Вы чувствуете, как будто в классе стало радостнее, теплее, приятнее? А если бы такие слова звучали каждый день, то, как бы вы себя чувствовали? Ответы детей… (хорошо, здорово, мы бы не с кем не ругались и т.д.) 2. Основная часть: Но сегодняшняя наша тема не о тех добрых, ласковых словах, от которых хочется жить, смеяться, творить добро, а о словах, от которых

хочется плакать. И хочу я сегодня с вами поговорить о сквернословии, и его влиянии на здоровье. И хотела бы я у вас узнать, как вы думаете, что такое сквернословие? Ответы детей….. Да вы правы, плохие слова, мат, нецензурная брань, оскорбления – все это сквернословие. А вот, как разъясняют это слово в словарях:  Толковый словарь русского языка Ушакова. Сквернословие ­ речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань.  Словарь Ожегова. Сквернословие ­ мат, неприличные слова; сильные слова, ругня, крепкие выражения, лай, похабство, похабщина, похабничание, ругань, крепкие слова, поношение, проклятия, черное слово, ненормативная лексика, бранные слова, руготня, хула, речь, срамословие, матерщина, ругательства, чертыханье, брань, чертыхание, сильные выражения Вы молодцы! Вы знаете значение этого слова, а знаете ли вы, для чего люди употребляют скверные слова в своей речи: Ответы детей…… Молодцы! А многие психологии, социологи считают, что мат употребления в речи для того, чтобы:     оскорбить, унизить человека; показать агрессию; показать отсутствия страха; показать раскованность, независимость говорящего. Послушайте, что о сквернословии пишут ученые:  Ученые доказали, матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не употребляет мат;  Другой ученый научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. А как вы знаете, тело человека на 80% состоит из воды, то плохие слова влияют и на

молекулы воды в организме человека. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. Воде перед заморозкой говорили разные слова (добрые, плохие), и ученый сделал вывод, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы (снежинки). Если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!  Другие русские исследователи, в целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет соответствовать тому, что вы проговорили: вам будет либо приятно, радостно, светло либо появиться тревожность, злость, гнев. Так что следует сделать вывод, сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому, психическому, эмоциональному здоровью человека. И это еще раз доказывает, что, к сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. Сейчас я хотела бы послушать вас. По очереди каждый, расскажите, покажите, какие вы испытываете чувства, когда слышите (или слышали) нецензурные слова в свой адрес? Что вы чувствовали? Ответы детей …(обиду, унижение, хочется заплакать, гнев, хочу ударить, и т д.). Вы слышали, как нецензурная речь влияет на здоровье (доказала наука) и слышали какие чувства испытывает человек, когда ему говорят плохие слова, и зная все это, я хотела бы с вами провести небольшую творческую работу.

2. Упражнение «Кто ОН?». Вам надо разделиться на 2 команды, по одинаковому количеству участников. Каждой команде предлагается ватман, краски, кисточки, фломастеры, непроливайка с водой. После жребия одна команда рисует портрет человека, который сквернословит, другая команда рисует портрет человека, который не употребляет мат в своей речи. Также вам надо предоставить презентацию вашего портрета: название, самые яркие черты характера, его будущее. Пусть с каждой команды выйдет представитель и выберет конверт с заданием. Молодцы! Команды получили задания, приступаем к работе. На выполнение вам дается 10 минут. Удачи! Время закончилось. Работы вывешиваем на доску (магниты), и каждая команда представляет свою презентацию. Ответы детей: Первая команда (человек, который не употребляет в своей речи плохие слова): Губка БОБ светлые, яркие цвета красок. Веселый, добрый, мягкий, честный, не бросит в беде, настоящий друг. Он будет просто счастливым и любимым. Вторая группа (человек, который сквернословит): ВАСЯ (с синяками и с сигаретой в руках, в наколках) темные цвета красок. Грубиян, тюремщик, курит, пьет, дерется, материться. Одинокий, бродяжничает, скорее всего, опять попадет в тюрьму. Прекрасно! У вас получилось все просто замечательно, и такие яркие личности, черты характера. И скажите, пожалуйста, что же все­таки может ждать человека, который сквернословит, ругается матом? Ответы детей……

Теперь, я надеюсь, у вас уменьшилось желание употреблять в своей речи нецензурные слова? Не хотите быть похожими на нашего ВАСЮ. Конечно, нет! 3. Как же избавиться от сквернословия? Давайте придумаем правила!   не говорить плохих слов самому копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого­то   тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво читайте больше художественной литературы Ребята, а сейчас я раздам вам листочки, на одном вы будете писать хорошие слова, а на другом скверные, плохие. Итак, давайте прочитаем, какие же слова вы считаете хорошими. Молодцы! Вы готовы избавиться от скверных слов? Мы не будем их зачитывать, мы просто выкинем их в пасть дракону! 4. Предлагаю посадить “Дерево доброты”. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым вы должны удобрить почву добрыми словами (дети маркером вписывают слова), затем каждый участник приклеивает листочки. 5. И к концу занятия, я хотела вам прочитать стихотворение, в котором есть и напутствие, и пожелание вам, молодому поколению, которое должно быть не только умным, интеллигентным, но и здоровым физически, психологически и интеллектуально Не говорите скверные слова, Они, как смрад, вокруг все оскверняют. И постепенно душу убивают, И все святое губят на глазах. Добро творите, ближнего любя. Оно возносит к небесам, как чудо. Добро творите ­ мир прекрасней будет,

Добро твори и ты спасешься сам. Терпи, прощай и сам не злись, Не говори ты грубых слов ­ не надо. За то обещана от Господа награда, Пусть зло исчезнет, ты всегда молись. Любите ближних, как самих себя. Идите трудно вы путем спасенья, И пусть не будет тени сожаленья, Ни тени ропота, а лишь любовь в глазах. М.Гареева (Туймазинский район) 3. Заключительная часть Рефлексия ­ Понравилось ли вам занятие? ­ Что для вас было нового, неожиданного? ­ Что вам не понравилось? ­ Хотели бы вы продолжить тему о вреде сквернословия? Большое всем спасибо! До свидания! педагог – психолог Меренкова Ю.Н.

Классный час на тему «Вирус сквернословия»

6 класс

Цель:

Оборудование:

Ход классного часа:

СЛАЙД №1 (высвечивается слово «вирус») изображение вирусов, бактерий

Учитель:

Ребята, скажите, а что такое вирус?

СЛАЙД №1 (высвечивается определение слова «вирус»)

«Вирус - мельчайшая неклеточная частица, размножающаяся в живых клетках, возбудитель инфекционных заболеваний» (словарь Ожегова)

А как он передается? Как можно уберечься от вируса? (маска, хорошо мыть руки, не общаться с больным человеком ит.д.)

Учитель: Но оказывается, ребята, не все так просто. Это вы говорите о болезнях, от которых страдает наше тело. А я хочу поговорить с вами об очень страшной болезни, о вирусе сквернословия.

СЛАЙД №2 (высвечивается слово «сквернословие»)

Ребята, как вы понимаете слово «сквернословие»? (Скверно говорить, думать, чувствовать по отношению к другому) (высвечивается определение «Сквернословие - речь, наполненная скверными, непристойными словами)

Скверное слово (скверый -гадкий, недостойный)

Учитель:

Скверные слова, к сожалению, присутствуют в речи большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено и даже запрещено! Под страхом смертной казни

Почему?

В России самыми оскорбительными были бранные слова. Это очень древние, исконно русские слова, которые связаны с языческими обрядами, с заклинаниями против нечистой силы. С тех давних времен сохранились два фразеологизма: «поле брани» и «ругаться (кричать) благим матом». Происхождение этих фразеологизмом связано с использованием бранных слов.

Наши предки знали, что использовать бранные слова в доме, в лесу, возле воды нельзя - могут разгневаться духи: домовой, леший, водяной. Поэтому ругаться можно было только в поле. Отсюда и выражение: «поле брани» - это поле ругани, сквернословия.

Вековой опыт народов позволял делать выводы о том, что употребление скверных слов ведет к болезням, вырождению.

О вредном воздействии бранных слов говорят и народные приметы:

  1. нельзя ругать детей бранными словами - будут болеть, вырастут непослушными,
  2. пироги печь с руганью нельзя - тесто не поднимется,
  3. если ругаться во время сева, урожая не будет.

Ребята, а как вы думаете. Почему люди употребляют нецензурную брань?

Анализ анкет.

Я в своем классе провела анкету «Сквернословие в моей жизни».

На вопрос «Как вы думаете, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?» ребята ответили:

  1. Для связки слов
  2. Чтобы выглядеть «крутым»
  3. Потому что невоспитанные
  4. Вошло в привычку
  5. Нравится, чтобы «приукрасить» свою речь
  6. Ограниченный словарный запас
  7. Это их личное дело
  8. Бранные слова приходятся к месту
  9. Употребляют, когда злятся
  10. Не могут управлять своими эмоциями

Учитель: Из всего этого можно сделать вывод, что бранные слова употребляются

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к «своим».

Но на самом деле сквернословие говорит о тм, что у человека очень маленький лексический запас, неумение выбирать нужные слова в момент радости или гнева.

Игра «Эстафета добрых слов»

Учитель:

Психологи, которые словом лечат душевные раны, утверждают, что добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух.

Самой большой целебной силой обладают слова: добро, вера надежда, любовь, счастье, красота.

Давайте проверим это утверждение.

Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Я начну, и каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв, при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека -

это тоже очень хорошее и доброе слово. (Например: «Саша, улыбка…»)

(Дети выполняют задание)

Учитель:

Вот видите, кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

СЛАЙД №

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле — печаль

И долговечней — царственное слово. (А.Ахматова)

Учитель:

Есть такая точка зрения, что использование в речи нецензурной брани ведет к развращению, отуплению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия сквернословия - это угроза национальной безопасности России.

Представьте себе, что вы - не ученики, а я -не учитель. Мы с вами - врачи. И к нам обратился Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев и поручил нам составить рецепт с лекарствами, которые помогут молодежи избавиться от сквернословия? Какие бы пункты вы включили в эту памятку?

(Дети высказываются)

Классный руководитель. У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырех:

СЛАЙД №____



Творческое задание (если остается время)

Доказано, что мат отрицательно влияет и на окружающих, на всех, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Активисты акции - студенты, журналисты - придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. И мы свами сейчас попытаемся создать анти-рекламу сквернословию Например (читает учитель):

СЛАЙД №

«Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!»

«Наше условие - долой сквернословие!»

Смогли бы и вы придумать такие лозунги?

В качестве подсказки можете использовать рифмы, написанные на

СЛАЙДЕ №

Мат - ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат

Материться - добиться, злиться, больница, лечиться

(Дети выполняют задание, читают свои лозунги)

Одна пара составляет свой лозунг

(Примерные варианты лозунгов:

  1. Кто использует мат, тот умишком небогат! (тот немного глуповат)
  2. Мат - это помоев ушат.
  3. Мат - дорога в ад.
  4. Мат уродует девчат.
  5. Хочешь успеха в жизни добиться - книжки читай, прекращай материться!
  6. Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться.
  7. Мат - это ядов концентрат!
  8. В классе мы найдем управу на словесную отраву!
  9. Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!)

Заключительное слово

Учитель:

Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но все-таки живем мы хуже других стран. Стремительно растет наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия.

Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит:

СЛАЙД №

«Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове».

Порядок в мыслях приведет к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди - это здоровый народ, процветающая страна. Если вы хотите жить в такой стране, вы не позволите себе заболеть вирусом сквернословия.

VII. Подведение итогов.

Классный руководитель. Изменилось ли ваше отношении к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки?

Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию.
. избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова
. читать русскую классическую литературу

Запоминать стихотворения, афоризмы

Советы, как избежать сквернословия

Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию.
. избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова
. читать русскую классическую литературу

Запоминать стихотворения, афоризмы

Советы, как избежать сквернословия

Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию.
. избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова
. читать русскую классическую литературу

Запоминать стихотворения, афоризмы

Советы, как избежать сквернословия

Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию.
. избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова
. читать русскую классическую литературу

Запоминать стихотворения, афоризмы

Согласовано

Руководитель СП по УВР

Елтышева О.В.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ВИРУС СКВЕРНОСЛОВИЯ»


Речь - это показатель ума.
Сенека

Нет музыки слаще, чем ангельские

вслушиваться в произносимые ими слова.
Логан Пирсолл Смит

Дата: 18.12.2013

Группа 24

Подготовила: Вязникова Е.Н.

Цель: Профилактика сквернословия среди учащихся группы.

Задачи:

    Обратить внимание учащихся на проблему жаргона и сквернословия, его влияния на этику поведения

    Обсудить причины использования жаргонных слов и мата в речи и возможные пути их искоренения.

    Формировать понимание того, что лицеисты- это взрослые люди, которые имеют не только права, но и обязанности.


Форма проведения: дисскусия

КМО: мультимедийная презентация, листы бумаги.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся, исследование «Жаргонизмы нашей группы»

Ход классного часа.

    Организационный момент. (Сообщение темы, цели и плана мероприятия)

    Основная часть.

Классный руководитель:

Сквернословие это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика `телесного низа` и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова `скверна`.

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Учащийся:
История возникновения сквернословия


Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью психовирусы. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к `своим`.


Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Учащийся:
Сквернословие и здоровье.


Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

О том, что сквернословие далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все обруганные матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи обласкали самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в благословленных семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Классный руководитель:

Анализ анкет.

Анкетирование учащихся показало, что все без исключения используют бранные слова в своей речи, успокаивает то, что все считают, что это плохо. Но каждый не замечает как эти слова «выскакивают» и не знает, зачем их употребдяет. Всем не нравится когда сквернословит кто-то другой.

Учащийся:

Исследование «Жаргонизмы нашей группы»

В группе жаргоном пользуются практически все. Но есть определенные слова-жаргонизмы, которые употребляют некоторые учащиеся. Например, мышь- плохой человек, бабосы, фантики, филки- деньги, пакур, сиги- сигареты, вкусняшка, шпинат- нансвай, магометки, фестивальки – спортивная обувь.

3. Заключительная часть. Рефлексия.


Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

Как же бороться со сквернословием?

    Пример - самый главный учитель

    Речевая культура семьи – основа успеха

    Ирония и сарказм со стороны слушателей при употреблении сквернословия

    Демонстрация красивой, грамотной речи

    Чтение книг

    А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

    Помните: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Это особенно важно для Вас, потому что Вы готовитесь к выходу в большую жизнь.

Анкета `Сквернословие в моей жизни`

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? _____________________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? _____________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? _____________________________________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? _____________________________________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _____________________________________________________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? _____________________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? _____________________________________________________________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _____________________________________________________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? _____________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? _____________________________________________________________________________
12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? _____________________________________________________________________________

Спасибо за откровенность!

Классный руководитель Е.Н. Вязникова