По имени

Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом (игровые упражнения). Играя развиваем просодическую сторону речи у детей со стертой формой дизартрии

В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др.

Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития "ребенок-подросток-взрослый", то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.

Проблемой просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые (В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др.). Они подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.

В ряду различных методик, представляющих систему работы по коррекции дизартрии, нет ни одной методики направленной на формирование просодической стороны речи. В существующих методиках по коррекции дизартрии, исследования имеют фрагментарный характер, который не уделяет средствам должного внимания.

В программе обучения дошкольников Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, логопедическая работа направлена на коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, расширение словарного запаса и т.д. Но в ней не выделено раздела посвященного формированию просодической стороны речи.

В настоящей время поднимается проблема формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Основные компоненты просодической стороны речи.

Рассмотрев структурные компоненты просодической стороны речи, мы все же остановимся на тех компонентах, особенности которых целесообразно рассмотреть у детей 5-6 лет на первом году обучения, а именно: речевое дыхание; темпо-ритмическая организация речи; интонация; голосовые модуляции (сила и высота голоса); тембр речи.

Выделенные нами структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:

  • речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;
  • речевой выдох ослаблен;
  • речь монотонна, маловыразительна;
  • темп речи замедленный или ускоренный;
  • ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;
  • голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют;
  • голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;
  • тембр чаще низкий;

Для того, чтобы выявить степень сформированности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией, можно воспользоваться методиками Е.Ф Архиповой, которые подобраны с учетом онтогенетического принципа, структуры дефекта и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Воздействовать на формирование просодических компонентов речи предлагаю при помощи комплекса упражнений логопедической ритмики. Который, направлен на обучение и воспитание детей дошкольного возраста с дизартрией, посредством движения, слова и музыки, а так же на преодоление выделенных особенностей просодики у детей дошкольного возраста.

Логоритмические упражнения должны проводиться на разных этапах занятий: перед началом занятий, в процессе (физкультминутка), после занятий. А также на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре, а также включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. Эта работа не должна заканчиваться даже тогда, когда ребенок уходит домой. Там эту работу продолжают родители, следуя рекомендациям логопеда.

Традиционную утреннюю гимнастику целесообразно заменить занятием продолжительностью 10-15 мин, включающим в себя элементы логопедической ритмики, что послужит в свою очередь базой для проведения логоритмических занятий.

Формирование просодической стороны речи осуществляется в комплексе с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.) и проводится на логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации, автоматизации звуков и логоритмических занятиях.

Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе мы использовали приемы, предложенные Бабиной Г.В., Бабушкиной Р.Л., Власовой Т.М., Емельяновой Л.Ф., Лопатиной А.В., Серебряковой Н.В., Изучив предложенные методики по формированию просодической стороны речи, мы адаптировали приемы и методы коррекционной работы, разработанные разными авторами, для детей дошкольного возраста.

Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.

Этапы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

1 этап 2 этап 3 этап
Подготовительный Основной Заключительный
1. Работа над речевым дыханием.
2. Работа над голосом.
3. Формирование ритмической организации речи.
4. Формирование темповой организации речи.
1. Формирование общих представлений об интонации.
2. Знакомство с повествовательной интонацией.
3. Знакомство с вопросительной интонацией.
4. Знакомство с восклицательной интонацией.
5.Дифференциация интонационной структуры предложения.
1. Работа над интонацией повествовательного предложения.
2. Работа над интонацией вопросительного предложения.
3. Работа над интонацией восклицательного предложения.
4. Дифференциация интонационной структуры предложения.

Конспект логоритмического занятия по теме «Прогулка в осенний лес».

I этап.

Цель: преодоление просодических нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

  1. Развивать речевое дыхание, слуховое внимание, чувство ритма, музыкальный слух и зрительную память.
  2. Формировать выработку чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  3. Способствовать развитию мимической выразительности.
  4. Расширять лексический запас.

Оборудование:

  • солнце, тучки, осенние деревья (берёза, рябина, дуб);
  • разноцветные листья (берёзы, рябины, дуба);
  • листья, не раскрашенные по количеству детей;
  • краски (жёлтая, красная, оранжевая);
  • тампоны для раскрашивания листьев по количеству детей;
  • резиновый ёжик; костюм для "Осени"; костюм для "ёжика";
  • музыкальное сопровождение.

Ход занятия

(Логопед в костюме "Осени" заходит в зал.)

По дороге золоченой долго я ребята шла,
И к своим друзьям хорошим ненадолго забрела.

Динамическое упражнение "На прогулку".

Логопед:

В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
Много, много интересного,
Мы всегда в лесу найдем.

(Дети берутся за руки и за логопедом идут хороводным шагом "змейкой" между разложенными на полу листьями.)

Динамическое упражнение "Мы идём".

Мы идём: та-та-та (Обычная ходьба.)
Мы поём: ля-ля-ля. (Ходьба на носках.)
Мы едем: ту-ту-ту. (Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях.)
Мы кричим: ау-ау. (Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту.)

Дыхательное упражнение "Ветер".

Логопед: Ребята, на деревьях листья, какого цвета? (Ответы детей: жёлтого, красного, оранжевого.)

Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф...

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф...
И качает так листок – Ф-Ф-Ф...
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а...
Рябиновый – и-и-и...
Берёзовый – о-о-о...
Дубовый – у-у-у... (Дети хором поют: и а-а-а, и-и-и, о-о-о, у-у-у.)

Пальчиковая игра "Осенний букет".

Логопед: Ребята, давайте соберём осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки.)
Листья берёзы, листья рябины, (Загибать поочерёдно пальцы.)
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба, мы соберём
В вазу осенний букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки.)

Гимнастика для глаз "Солнышко и тучки".

Логопед: Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз.)

Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, чёрные тучки.
Лёгких – две штучки,
Тяжёлых – три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями.)
Солнце на небе во всю засияло. (Поморгать глазами.)

Мимическое упражнение с элементами рисования "Листьям грустно-весело".

Логопед: Ребята, прошёл дождь и смыл краску с осенних листьев. Как вы думаете, листьям грустно или весело? (Грустно.) Покажите, какие листья лежат на земле грустные. Что нужно сделать, чтобы листьям стало весело? (Раскрасить их; дети раскрашивают тампонам, смоченными краской листья.) А теперь листьям весело или грустно? (Весело.) Покажите, какие листья стали весёлые.

Подвижная игра "Догонялки".

Логопед: Ребята, послушайте, кто-то фыркает: Фыр-фыр-фыр...

Как вы думаете, кто это? (Ёжик.) Ёжик приглашает нас поиграть с ним в игру "Догонялки". (Дети встают в круг, в центре "ёжик". Дети идут хороводом под быструю музыку в одну сторону, "ёжик" в другую сторону.) После окончания музыки дети хлопают в ладоши и говорят:

Раз, два, три – Ребятишек догони! (Дети разбегаются, "ёжик" старается их поймать.)

Танец с листьями.

Логопед: Ребята, давайте представим, что мы листья, которые, танцуя, плавно опускаются на землю. Дети кружатся. Опускаются на колени. Водят руками по полу. Качают руками влево-вправо.

Ритмическое упражнение "Капли".

Логопед:

Капля – раз! Капля – два! (Удары ладонями обеих рук по коленям.)
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой! (Дети убегают в группу.)

Список литературы:

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. - М; АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319, с.: ил.- (Высшая школа).
  2. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005.
  3. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под ред. Г.А.Волковой. - СПб.: КАРО,2005.- 176с.
  4. Барышникова С.М., Козлова Е.В.Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ// Логопед. 2006, №4, стр. 21.
  5. Власова Т.М. Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1996.-240с.: ил.
  6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, стр.158.
  7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие, творческий центр Сфера. - М.: 2003.
  8. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб.: Образование, 1994.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Упражнение 1

Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А____».

Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А____».

Руки над головой, громко: «А_____». Так же с другими гласными.

Упражнение 2

Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары – шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише – шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары – слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.

Мы хлопаем руками:

«Хлоп – хлоп – хлоп».

Мы топаем ногами:

«Топ – топ – топ».

Упражнение 3

Упражнение 4

Чтение стихотворение с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.

Была тишина, тишина, тишина… (почти без голоса, одной

Артикуляцией)

Вдруг (шёпотом)

Грохотом грома сменилась она.

И вот уже дождик

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверно сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит. Уже барабанит! (Очень громко)

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Упражнение 1

Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О___».

Так же повторить с другими гласными и в сочетании с согласными типа «та-то-ту».

Упражнение 2

  • Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося: «У______ту______» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем и снижается. Так же и с другими согласными.
  • Игра «Самолёт».

Самолёт идёт на взлёт «У__». (низким голосом, руки опущены)

Самолёт летит, в нём мотор гудит «У __». (высоким голосом,

Руки в стороны)

Самолёт садится. «У__» (низким голосом, руки опущены,

Приседают)

Упражнение 3

Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.

* * *

Летит поезд во весь дух:

Ух! Ух! Ух ! (высоким голосом, делая круговые

Движения согнутыми в локтях руками).

Загудел тепловоз: «У-у-у-у». (низким голосом,

Останавливаются и гудят).

Домой детей повёз: «Ду-ду-ду». (приседают)

* * *

«Ой!- воскликнул окунёк,

Я попался на крючок». (высоким голосом)

Сом сердито проворчал

«Из-за шалости попал». (низким голосом)

* * *

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ! Топ! Топ! (высоким голосом с

одновременным ритмичным постукиванием двумя пальцами)

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ! Топ! Топ! (низким голосом, темп речи замедлен,

Пальцы тяжело стучат по столу)

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ

СТОРОНЫ РЕЧИ

Упражнение 1

Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.

  • Боль: «А-а-а, у меня болит голова» – руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.
  • Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла! – руки вверх, глаза широко открыты, ро в улыбке.
  • Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» – руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.
  • Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, мама» – руки вперёд, брови немного сдвинуты.
  • Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» - руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.

Упражнение 2

Игра-упражнение для развития выразительности мимики движений, голоса «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый - грустный, злой – добрый, удивленный – равнодушный.

В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования.

У детей дошкольного возраста наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация).

Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития "ребенок-подросток-взрослый", то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.

Проблемой просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые (В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др.). Они подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Основные компоненты просодической стороны речи.

Рассмотрев структурные компоненты просодической стороны речи, мы все же остановимся на тех компонентах, особенности которых целесообразно рассмотреть у детей 5-6 лет на первом году обучения, а именно: речевое дыхание; темпо-ритмическая организация речи; интонация; голосовые модуляции (сила и высота голоса); тембр речи.

Выделенные нами структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:

  • речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;
  • речевой выдох ослаблен;
  • речь монотонна, маловыразительна;
  • темп речи замедленный или ускоренный;
  • ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;
  • голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют;
  • голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;
  • тембр чаще низкий;

Для того, чтобы выявить степень сформированности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией, можно воспользоваться методиками Е.Ф Архиповой, которые подобраны с учетом онтогенетического принципа, структуры дефекта и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Формирование просодической стороны речи осуществляется в комплексе с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.) и проводится на логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации, автоматизации звуков и логоритмических занятиях.

Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе мы использовали приемы, предложенные Бабиной Г.В., Бабушкиной Р.Л., Власовой Т.М., Емельяновой Л.Ф., Лопатиной А.В., Серебряковой Н.В., Изучив предложенные методики по формированию просодической стороны речи, мы адаптировали приемы и методы коррекционной работы, разработанные разными авторами, для детей дошкольного возраста.

Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.

Этапы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

1 этап

2 этап

3 этап

Подготовительный

Основной

Заключительный

1. Работа над речевым дыханием.
2. Работа над голосом.
3. Формирование ритмической организации речи.
4. Формирование темповой организации речи.

1. Формирование общих представлений об интонации.
2. Знакомство с повествовательной интонацией.
3. Знакомство с вопросительной интонацией.
4. Знакомство с восклицательной интонацией.
5.Дифференциация интонационной структуры предложения.

1. Работа над интонацией повествовательного предложения.
2. Работа над интонацией вопросительного предложения.
3. Работа над интонацией восклицательного предложения.
4. Дифференциация интонационной структуры предложения.

  • формировать правильное дыхание;
  • формировать звонкий, сильный голос;
  • формировать плавность и слитность произношения;
  • развивать методико-интонационную сторону речи;
  • формировать навык владения голосовыми модуляциями;
  • развивать слуховой контроль.
  • формирование правильного нижнереберного дыхания по подражанию
  • дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания)
  • развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.

Для развитиянижнереберного дыхания и нижних резонаторов делаем такие упражнения:

  1. Ложимся на живот, руки за голову, на выдохе произносим «ф», животом отталкиваясь от пола.
  2. Руки на поясе, произносим «ф» на выдохе и стараемся животом разорвать руки.
  3. Правое колено к левому локтю - выдох «ф», и наоборот.
  4. Наклоняемся – выдох «ф».

Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи . При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Вырабатывается нижнерёберное, диафрагмальное дыхание.

Предлагаем детям следующие упражнения.

«Листья шелестят»
Детям раздаются полоски тонкой зелёной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

«Снежинки летят»
На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки летят».

Развитие мимических мышц строится на использовании естественных движений в игровых ситуациях:

  • «Плакса» - зажмуривание глаз;
  • «Мы удивились»- приподнимание и опускание надбровных дуг;
  • «Надуем шарик»- надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
  • «Тигренок»- оскаливание зубов;
  • «Упрямые бараны»- нахмуривание мышц лба;
  • «Веселый клоун»- улыбнуться и т.д.
  • «Нашинкуем язык» - покусывая язык, постепенно высовывать его 4-8 раз.
  • «Лошадки цокает копытцем»- пощелкивание языком, меняя размеры и конфигурацию рта цокает далеко - близко, громко - тихо, маленькая-большая лошадка, грустно-весело, задумчиво, игриво.
  • «Футбол» - движение языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки.
  • «Иголочка» - протыкать языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки несколько раз.
  • «Щеточка» - проводить языком между деснами и губами - чистить зубы языком.
  • «Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов. «Обиделись» - вывернуть нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение.

Позднее детям предлагаются задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движением разных частей тела.

  • произнесение изолированных гласных звуков (шепотом, тихо, громко);
  • произнесение согласных звуков с постепенным усилением и ослаблением голоса (используем схемы ↓ ↓ );
  • произнесение слогов, звукоподражаний и звукосочетаний с различной громкостью;
  • произнесение коротких фраз с разной силой голоса;
  • воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;
  • чтение стихов, потешек и считалок с различным уровнем громкости и сменой силы голоса;
  • выполнение установки – читать стихотворение громко или тихо;
  • повышение и понижение громкости голоса в зависимости от содержания текста сказки или рассказа.

Примерные игровые задания, которые мы используем на занятиях.

  • «Певцы» (пение гласных звуков).
  • «Паровозик» (пение гласного - у -, далеко - близко).
  • «Кукла спит» (гласный - а -, укачай куклу).
  • «Учим мишку петь» (гласные звуки).
  • «Строим домик» (тук – тук - тук).
  • «Играем на барабане» (та – та – та, да – да – да, та – да – та - да).
  • «Вьюга». (Пришла зима. Налетела вьюга, завыла: у – у – у, застонали берёзы: м` – м` – м` (мягко, высоко), тополя: м – м – м (громко, тяжело)).
  • «Угадай, чей это голос – мамы или детёныша».
  • «Песня вьюги, ветерка» (произнесение звука - у – громко в одной тональности, не меняя силы звучания, затем тихо, с переходом от тихого голоса к громкому без паузы).
  • «Забиваем гвозди» (произнесение слогов с ударением на последнем слоге: та – та – та – тан, га – га – га - ган).
  • «Эхо» (рассказ стихотворения с заданной силой голоса, с соблюдением нужного темпа и ритма).
  • «Разговор кошки с хозяйкой» (покажите, как кошка просит молоко, как поет песенку: мяу – мяу (весёлым, радостным голосом).
  • Проговаривание междометий «Ай!», «Ой!», «Ах!», «Ох!» (удивлённо, сердито, весело и печально).

Формированиювокальной артикуляции способствуют чтение двустиший, четверостиший. При чтению в двух регистрах (высоком и низком) необходимо использовать образные сравнения, которые соответствуют фальцетному звучанию и грудному. Например: «говорим как маленький котёнок» или «как кошка – мама», или «как большая добрая корова» и т.д. Двустишия и четверостишия разбиты на группы для различных гласных: о, а, у, и, е. На начальном этапе необходимо вырабатывать навык тянуть округлые гласные – о, а, у. И лишь после того, как появиться навык открывать рот и тянуть эти гласные, можно включать двустишия и четверостишия, содержащие гласные и и е. При проговаривании должны тянуться только гласные, на которые приходиться ударение. Например: «О» Кошка смотрит за окошко.

Для активизации резонаторных зон используемрезонаторный массаж . (Постукивание пальцами рук по частям тела)

  1. Постукивание по груди – звучим «м».
  2. Лоб от центра к вискам – звучим «м, н, ми, ни».
  3. Крылья носа – зажимать и отпускать ноздри «м – м – м».
  4. Постукивать над верхней губой «ви – ви - ви».
  5. Постукивать над нижней губой «зи – зи - зи».
  6. Постукивать по второму подбородку ребром ладони «м – м – м» (губы сомкнуты, челюсти разомкнуты).
  7. По спине в области лопаток – звучим «м – м – м».
  8. Кончик языка между губами – звучим «м – м – м».
  • работа над скороговорками, следуя за чёткой артикуляцией, вначале в медленном темпе, а потом в обычной разговорной манере;
  • использование слов и стихотворных текстов – голос при этом движется, как по лестнице – живот, грудь, ротовая полость;
  • сомкнуть зубы и выговаривать словосочетания и скороговорки за счёт губ, а затем свободно;
  • озвучка: один произносит без голоса знакомые скороговорки, а другой синхронно озвучивает;
  • пение отдельных слогов – «ма, мо, му, на, но, ну» по хроматической гамме в наиболее удобной для ребёнка тональности на опоре дыхания и в «маске»;
  • пение несложных мелодий, в которых сначала пропеваются только гласные, а затем все полностью.

Работа над голосом с дошкольниками - один из важных разделов работы над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.

Благодаря занятиям по формированию просодической стороны речи и голоса у 92% детей происходит восстановление взаимосвязи между дыханием и звучанием, получение громкого, звонкого звучания голоса и закрепление этого в самостоятельной речи ребёнка.

Конспект логоритмического занятия по теме «Прогулка в осенний лес».

I этап.

Цель: преодоление просодических нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

  1. Развивать речевое дыхание, слуховое внимание, чувство ритма, музыкальный слух и зрительную память.
  2. Формировать выработку чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  3. Способствовать развитию мимической выразительности.
  4. Расширять лексический запас.

Оборудование:

  • солнце, тучки, осенние деревья (берёза, рябина, дуб);
  • разноцветные листья (берёзы, рябины, дуба);
  • листья, не раскрашенные по количеству детей;
  • краски (жёлтая, красная, оранжевая);
  • тампоны для раскрашивания листьев по количеству детей;
  • резиновый ёжик; костюм для "Осени"; костюм для "ёжика";
  • музыкальное сопровождение.

Ход занятия

(Педагог в костюме "Осени" заходит в зал.)

По дороге золоченой долго я ребята шла,
И к своим друзьям хорошим ненадолго забрела.

Динамическое упражнение "На прогулку".

Педагог:

В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
Много, много интересного,
Мы всегда в лесу найдем.

(Дети берутся за руки и за логопедом идут хороводным шагом "змейкой" между разложенными на полу листьями.)

Динамическое упражнение "Мы идём".

Мы идём: та-та-та (Обычная ходьба.)
Мы поём: ля-ля-ля. (Ходьба на носках.)
Мы едем: ту-ту-ту. (Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях.)
Мы кричим: ау-ау. (Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту.)

Дыхательное упражнение "Ветер".

Педагог: Ребята, на деревьях листья, какого цвета?(Ответы детей: жёлтого, красного, оранжевого.)

Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф...
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф...
И качает так листок – Ф-Ф-Ф...
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а...
Рябиновый – и-и-и...
Берёзовый – о-о-о...
Дубовый – у-у-у... (Дети хором поют: и а-а-а, и-и-и, о-о-о, у-у-у.)

Пальчиковая игра "Осенний букет".

Педагог: Ребята, давайте соберём осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки.)
Листья берёзы, листья рябины, (Загибать поочерёдно пальцы.)
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба, мы соберём
В вазу осенний букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки.)

Гимнастика для глаз "Солнышко и тучки".

Педагог: Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз.)

Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, чёрные тучки.
Лёгких – две штучки,
Тяжёлых – три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями.)
Солнце на небе во всю засияло. (Поморгать глазами.)

Мимическое упражнение с элементами рисования "Листьям грустно-весело".

Педагог: Ребята, прошёл дождь и смыл краску с осенних листьев. Как вы думаете, листьям грустно или весело?(Грустно.) Покажите, какие листья лежат на земле грустные. Что нужно сделать, чтобы листьям стало весело? (Раскрасить их; дети раскрашивают тампонам, смоченными краской листья.) А теперь листьям весело или грустно?(Весело.) Покажите, какие листья стали весёлые.

Подвижная игра "Догонялки".

Педагог: Ребята, послушайте, кто-то фыркает: Фыр-фыр-фыр...

Как вы думаете, кто это?(Ёжик.) Ёжик приглашает нас поиграть с ним в игру "Догонялки". (Дети встают в круг, в центре "ёжик". Дети идут хороводом под быструю музыку в одну сторону, "ёжик" в другую сторону.) После окончания музыки дети хлопают в ладоши и говорят:

Раз, два, три – Ребятишек догони! (Дети разбегаются, "ёжик" старается их поймать.)

Танец с листьями.

Педагог: Ребята, давайте представим, что мы листья, которые, танцуя, плавно опускаются на землю. Дети кружатся. Опускаются на колени. Водят руками по полу. Качают руками влево-вправо.

Ритмическое упражнение "Капли".

Педагог:

Капля – раз! Капля – два! (Удары ладонями обеих рук по коленям.)
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой! (Дети убегают в группу.)

Список литературы:

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. - М; АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319, с.: ил.- (Высшая школа).
  2. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005.
  3. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под ред. Г.А.Волковой. - СПб.: КАРО,2005.- 176с.
  4. Барышникова С.М., Козлова Е.В.Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ// Логопед. 2006, №4, стр. 21.
  5. Власова Т.М. Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1996.-240с.: ил.
  6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, стр.158.
  7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие, творческий центр Сфера. - М.: 2003.
  8. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб.: Образование, 1994.

Развитие просодической

стороны речи дошкольников

Елена Шевченко, учитель – логопед

КДУУ (я-с) КТ «Ладушки»

г. Ровеньки

Речь, как положительный показатель готовности детей к школьному обучению, имеет множество аспектов. И о полноценном развитии речи детей необходимо позаботиться ещё в дошкольном возрасте, чтобы избежать дискомфорта, тревожности, неуверенности в себе при общении с собеседниками (ровесниками или взрослыми). Ведь в нашей современной жизни живое речевое общение всё чаще заменяется виртуальным, а отсюда теряется культура родного языка, умение слушать, чувствовать настроение собеседника, правильно выражать свои мысли и чувства, что обедняет и речевое и личностное развитие детей.

Нарушения просодики т. е. темпо – ритмической организации и интонационной выразительности речи влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную окраску высказываний. Смазанная, монотонная речь не даёт возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля. Просодические недостатки затрудняют коммуникативные возможности ребёнка.

Недостатки просодики характерны для детей с различными речевыми нарушениями: с дизартрией, в т. ч. и стёртой дизартрией, число которой неуклонно увеличивается; с заиканием всех форм; с фонетико – фонематическим, общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития. Они проявляются в:

· нарушении тембра (глухой, хриплый или резкий, напряжённый, дрожащий);

· недостаточной координированности движений дыхательной, голосовой или артикуляционной мускулатуры;

· нарушении мелодической организации высказывания (речь невыразительна наблюдаются трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации);

· нарушении темпа (ускоренный, замедленный), и ритма речи (скандированный, растянутый).

В практике наряду с эффективными методиками формирования произносительной стороны речи у детей, направленными на коррекцию звукопроизношения, очень важно уделять внимание вопросам коррекции и развития просодических компонентов речи.

Работая над звукопроизношением с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, на занятиях я уделяю большое внимание мимической и артикуляционной моторике, развитию фонематического восприятия. Для этого использую ряд игр и игровых упражнений: комплексы артикуляционной гимнастики, мимические этюды, упражнения для дифференциации мелодики различных интонационных типов высказываний в обращённой речи, разработанные Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Г. А. Османовой, Л. П. Поздняковой, В. И. Селевёрстова.

Работая над просодикой, уделяю внимание темпо – ритмической организации речевого высказывания – темпа речи, ритма речи, развитию голосовых характеристик: тембра, силы, высоты, развитию интонационных характеристик: мелодики, логического ударения, эмоциональной выразительности. Для этого использую игры и игровые упражнения:

· для развития темпо – ритма голоса в произнесении одной хорошо знакомой стихотворной фразы умеренно, быстро, медленно, с постепенным замедлением или постепенным ускорением и использованием “радужной пружинки” для быстрого моделирования ситуации;

· для проговаривания гласных звуков с разной интонацией (испугано, с угрозой, хитро), фразы с удлинением гласных звуков (с удивлением, одобрением, нежностью);

· для формирования логического ударения с выделением главного слова в предложении;

· для повышения и понижения интонации в стихотворении.

(Приложение №1)

Решение каждой задачи по коррекции просодики дошкольников решается в комплексе всей коррекционной работы с логопатами в содружестве всех специалистов, работающих с детьми поэтапно, во всех видах деятельности. (табл. №1, приложение №2)

Дети с нарушениями речи с удовольствием пользуются приобретёнными навыками выразительной речи на занятиях, праздниках, развлечениях, театрализованных играх, инсценировках. (Приложение №3)

Работа по развитию просодической стороны речи важна как для детей с тяжёлыми нарушениями речи, так и в театрализованной деятельности для детей – дошкольников всех возрастных групп.

Изучение особенностей просодики детей в различных формах речевого общения и использование педагогических методов, которые совершенствуют способности речевых умений и навыков – важнейший раздел коррекционно – воспитательной работы, связанной с подготовкой воспитанников к самостоятельной жизни.

Список литературы

1. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.; Союз, 2001.

2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. – СПб.: Образование, 1994.

3. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М.: Сфера, 2005.

4. Лопатина Л. В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии. – СПб., 1987.

5. Т. Попова, Интонационная выразительность речи. Игровые приёмы в работе со старшими дошкольниками. Дошкольное воспитание №5. 2008.

6. Смолякова О. А., Коррекция просодической стороны речи средствами приобщения детей к народному творчеству. Логопедия сегодня №3. 2009.

7. Османова Р. А, Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб: Каро, 2007

Приложение №1

а) мячи, футболки, яблоки, ласточки, кошки

от шёпота (самый маленький) до громкого называния предметов (самый большой)




б) осенние листья – словосочетания существительных и прилагательных

1 – зелёный осенний листочек – шёпотом.

2 – Оранжевый осенний, кленовый листочек – тихо

3 – жёлтый кленовый листочек – силой нормальной громкости

4 – красный кленовый листочек – громко

5 – золотой кленовый листочек – очень громко

в) различные предметы одной группы

1 – ёж – шепотом

2 – белка – тихо

3 – заяц – нормально

4 – лиса – громко

5 – лев – очень громко

г) проговаривание предложений по сюжетной картинке

Мы идём гулять.

Дети делают зарядку.

по такой же схеме 1 – 5.


а) - медленно

б) - быстро

в) с постепенным ускорением

г) с постепенным замедлением

Для проговаривания с моделируемым темпо – ритмом можно использовать хорошо знакомые стихи А. Барто


4. Пособие для развития умения изменять тембровую окраску голоса с использованием пиктограмм с определённым настроением

4. Схемы для выделения интонацией главного слова

а) в предложении с предметами:

Мама купила куклу.

Мама купила куклу.

Мама купила куклу .

б) по сюжетным картинкам:

Дети играют в футбол. ­­­­­­­

Мы помогли щенку.

Приложение № 3

Конспект

логопедического развлечения

«В гостях у Зимы»

1. Цель: Создать у детей чувство психологического комфорта, хорошее настроение. Развивать у детей интонационно – выразительную речь: умение практически владеть силой голоса, отражать ритмический рисунок песни, мелодию. Развивать умение владеть тембровой окраской голоса. Закрепить умение дифференцировать звуки С и Ш. Развивать внимание, логическое мышление, слуховую память.

2. Материал и оборудование: ёлка, атрибуты к инсценированию сказки: одежда для персонажей звучащие игрушки, погремушки, снежинки, пиктограммы, сугроб загадок.

3. Метод: развлечения.

4. Ход развлечения.

Ведущий (логопед):

Мы собрались повеселиться, поиграть и пошутить.

Чтоб лучше могли друг друга понять

Мы правила должны все знать

Как нам нужно говорить?

Дети: Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Ясно, четко говорим,

Потому, что не спешим

Нам спокойно и приятно,

говорим - и всем понятно!

(Раздать снежинки)

Логопед: На нашем зимнем празднике всегда желанны снежинки. Вот они падают легко, красиво и опускаются на вашу ладошку. Сколько лучиков! Какой узор замысловатый!

Дети повторяют за логопедом, подражая интонационной выразительности речи:

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок. (Произносится тихо)

Но подул вдруг ветерок –

Закружился наш снежок. (Громче)

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки. (Громко)

(дети ловят снежинки)

Сдуйте снежинку. (дети выполняют дыхательные упражнения)

Когда снег падает - это... (снегопад)

Пусть будет снежная метель! (дети выполняют дыхательные упражнения)

Садитесь!

О, сколько снега намело!

Наверное, руки - то замёрзли?

Согрейте их! (дети выполняют дыхательные упражнения)

Пошевелите пальчиками, согрейтесь!

а) Пальчики здороваются,

б) "Колечки",

– А ладошки?

а) Ладошка вверх, ладошка вниз Положили на бочок и зажали в кулачок. (Правая, затем левая)

Ладошки вверх ладошки вниз

Положили на бочок и зажали в кулачок.

б) "Вертятся - крутятся".(Разным темпом рисуют "восьмёрки")

А быстрее?

в) Игра "Делай как я скажу".

Дотронься указательным пальцем левой руки к носу.

Пальцем правой руки к левому колену.

Мизинцем правой руки к локтю левой руки.

Хотите сказку послушать, не так ли?

(Атрибуты к сказке)

(Дети в костюмах деда и бабы, курочка Ряба Прозрачная ёмкость для воды, "Волшебное яйцо" и деревянные ложки).

"Жили - были Дед и Баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, да не простое, а волшебное. Дед бил - бил - не разбил, Баба била - била -не разбила, а мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и - утонуло. Дед плачет, Баба плачет, а курочка кудкудахчет:

Не плачь Дед, не плачь Баба, я вам снесу яичко не волшебное, а простое, а то вон сколько воды натекло от ваших слёз. А ведь мороз на дворе! И вода замерзает, что может получиться если будет голый лёд? ...

(Дети отвечают: гололёд).

А когда снег падает? (Дети отвечают: снегопад).

(Логопед достаёт "волшебное" полотенце, и вытирает слёзы Деду и Бабе)"

Вот и, высохли слёзы! Настоящее волшебство и настроение подняло!

(Пиктограммы)

Логопед: У меня для вас загадка. Отгадайте:

Я прихожу с подарками

Блещу огнями яркими.

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная

Пускай как ёж колючая,

Но для ребят всех лучше я. (Елка)

Игра: Укрась ёлку шарами!

(Ёлочные шары для дифференциации звуков)

Команда "Шипульки" и "Свистюльки" выбирают шары соответственно со звуком С и Ш, и развешивают на ёлке. С - с правой, Ш - с левой стороны.

Давайте возле ёлки водить хоровод

(Раздать погремушки)

Дети выполняют движения с заданиями по указанию логопеда.

В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла.

Зимой и летом стройная

Зелёная была.

А теперь на ЛА – ЛА – ЛА:

А теперь на СА – СА – СА:

А теперь на ША – ША – ША.

А отхлопать с хлопком (отражение ритмического рисунка песни)

А оттопать с топотком.

А под нашей ёлкой вырос целый сугроб загадок

(Подготовить сугроб с загадками)

(Дети садятся и отгадывают загадки)

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой)

Он вошёл - никто не видел,

Он сказал - никто не слышал.

Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (Мороз)

Мы проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы,

В дождь - лежим, в снег - бежим,

Уж такой у нас режим. (Лыжи)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня дружка.

За верёвочку - узду через двор его веду,

С горки на нём лечу, а назад его тащу. (Санки)

Он черной тучей был сначала,

Он белым пухом лёг на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез. (Снег)

Меня растили, из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку

Глаза - угольки, губы - сучки.

Холодная, большая кто я такая? (Снежная баба)

Что за стол среди берёз под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

Догадайтесь, что я делаю? (Имитация умывания, причёсывания, стирки, рисования и т.д.)

А теперь показываем руками и рассказываем вместе.

(Имитация движений со словами)

«Ехали мы ехали»

На лошадке ехали, Лёгкие приседания, руки вытянуты будто

В огород заехали держат вожжи.

ГОП – ГОП – ГОП!

ГОП – ГОП – ГОП!

На машине ехали, Повороты руками, которые будто держат руль

До угла доехали Большим пальцем подавать “сигнал”

Паровозом ехали, Рука сжата в кулаке вверху, движение руки

До горы доехали вниз - вверх.

Стали на лыжи и с горы скатились.

(Дети имитируют)

Обули коньки и по льду чертим рисунки.

(Дети имитируют)

Сели на санки и с горы скатились и набок повалились.

(Дети имитируют)

Встали, снежки слепили и бой открыли.

(Дети имитируют)

(Раздать снежки)

Игра «Попади в цель» (Дети бросают снежки в кольцо)

Какой у нас получился сугроб! А в сугробе сюрприз! Угощение для детей.

(Угощение детей)

Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: Гвоздев А.Н. , Белобрыкина О.А. , Жинкин Н.И. , и др. Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для формирования речи и всех ее компонентов.

Устная речь предполагает наличие голоса, и уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, которая в дальнейшем оформляется как сигнал недовольства. Ко 2-3-му месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно. Интонационное обогащение крика свидетельствует о том, что у ребенка начала формироваться функция общения.

К 2-3-м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции - гуление. В период гуления, помимо сигналов неудовольствия, выраженных криком, появляется интонация, сигнализирующая о состоянии благополучия ребенка, которая время от времени начинает носить выражение радости. Если в моменты эмоционального общения ребенка со взрослым мимика и интонация последнего радостны, то дети отчетливо повторяют мимические движения (эхопраксия) и подражают голосовым реакциям (эхолалия).

Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка - лепет. В этот период лепетных звуков появляется признак локализованности и структурация слога. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги. Постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования. Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с ритмическими движениями ребенка. В лепет понемногу начинают проникать слова, интонации, и ритм речи взрослых, не выходя, однако, из рамок эхолалии.

Со второго полугодия первого года жизни возникает общение на основе понимания ребенком интонации голоса, мимики, жестов, движений и действий взрослого. В попытках вербальной коммуникации дети в 10-12 месяцев жизни уже воспроизводят наиболее типичные характеристики ритма родного языка. Временная организация таких доречевых вокализаций содержит элементы, аналогичные ритмическому структурированию речи взрослых.

Этап первичного усвоения языка охватывает период от 9 до 18 месяцев. На этом этапе совершенствуется слуховое восприятие, появляются первые элементы восприятия ритма. Большую роль в целях коммуникации на этом этапе играют мимика, жест и особенно интонация; начинает развиваться интонация просьбы.

Нельзя не отметить, что в начальный период развития речи интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова получают семантическую смысловую нагрузку. При этом дитя еще не улавливает звукового состава слова, а охватывает его звуковой рисунок, интонацию, ритм, как более простые элементы слова. Речевой слух начинает развиваться рано. В 5-6 месяцев ребенок реагирует на интонации, несколько позднее - на ритм речи.

Первые слова появляются к концу первого года жизни. Раннее восприятие ребенком слов осуществляется на основе ритмико-мелодической структуры. Н.Д. Светозарова , отмечала, что в начальный период развития речи «интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова получают смысловую нагрузку». Фонематический состав слова не воспринимается. Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Даже когда произносится всего лишь слог или одно слово, тон, голос, интонация заменяют другие части предложения.

Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи вообще. Особенно доступна им выразительность интонации. Еще не понимая ни одного слова, ребенок безошибочно различает в речи взрослого интонации ласки, одобрения, порицания, гнева.

Опыт свидетельствует, что дети без усилий усваивают все просодемы. Особенно легко им даются модуляции тембра голоса (вспомним, что они еще в младенческом возрасте различают в интонациях голоса взрослого ласку, угрозу, и т.д.) Многие дети перенимают просодемы почти без обучения. Может быть, поэтому и не ставился вопрос о методических средствах обучения дошкольников элементам интонации. В науке о языке наименее изучен вопрос об интонации различных типов предложения и, следовательно, о просодемах, об участии их в модулировании артикуляционных органов. По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими.

Артикуляторная программа в онтогенезе формируется таким образом, что безударные слоги в процессе устной речи подвергаются компрессии, т.е. длительность произнесения безударных гласных значительно редуцируется. Ритмической структурой слова ребенок овладевает постепенно. В дошкольном возрасте ребенок плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту. Только к концу четвертого года жизни появляется шепотная речь.

Дети младшего возраста говорят медленно, потому что им трудно справиться с выговариванием звукосочетаний и слов. Темп речи вначале медленный, а затем ускоряется по мере овладения беглой речью, особенно же при эмоциональных состояниях. Чаще, чем у взрослых, у маленьких детей существует тенденция более короткие слова произносить медленнее и наоборот, особенно в эмоциональной речи.

В этом возрасте дети искажают слоговой состав слова. При синтезе слова решающую роль играет сила слогов, как звуковых раздражителей. Ребенок, подражая услышанному слову, улавливает и сам произносит вначале только первый или только ударный слог. Неударный же слог, особенно предударный, часто сильно искажается или совсем опускается. Нередко все слово заменяется одним из его слогов, независимо от их количества, затем присоединяется к нему второй по силе слог, часто - последний, и, наконец, вводится в слово более слабый слог. Таким образом, физиологический закон силы звуковых раздражителей определяет первоначальный ритм детской речи - преобладание хорея. Для сохранения правильной структуры слова важен неторопливый темп речи, плавность выговаривания.

У детей дошкольного возраста наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения. Но степень развития слухового сосредоточения у детей старшего возраста достаточна, чтобы привить им чуткость к слоговой структуре слова, сформировать навыки в правильной постановке ударения в слове.

По мере развития навыков владения артикуляционным аппаратом создаются предпосылки для формирования естественного темпа речи. У нормально развивающихся детей не наблюдается резких нарушений в ритме речи. Несмотря на относительную легкость восприятия и воспроизведения ритма речи у дошкольника, все же у него наблюдаются и его несовершенства как результат недостаточного развития центральной нервной системы. Иногда неправильный ритм речи возникает в результате подражаниям окружающим. Ребенок говорит то быстро, то резко замедляет темп речи даже в пределах одной фразы, даже слова; пропускает, недоговаривает из-за этого слоги в слове, слова во фразе, меняет ударения. Это «своеобразие» ритма с возрастом обычно исчезает.

В период становления монологической речи характерно появление пауз хезитации. Пауза хезитации отражает мыслительную активность говорящего, связанную с поиском адекватной лексемы или грамматической конструкции. Помимо пауз, появляются повторения слогов, слов или словосочетаний - физиологические итерации.

Этот период сопровождается определенными особенностями речевого дыхания. В возрасте 3-х лет механизм речевого дыхания находится в фазе начального становления. В этом возрасте ребенок может произносить отдельные слова и фразы в любую фазу дыхания, как во время вдоха, так и во время выдоха, а также в период паузы между ними. Это может внешне выражаться в «захлебывании» речью. В 5-6 лет в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В это время можно наблюдать «сбои» речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания. При слушании дети воспроизводят во внутренней речи не только слова, фразы и предложения, но и интонацию во всех ее компонентах, в том числе мелодику.

Дети усваивают интонационные рисунки предложений различных конструкций только по подражанию. Разумеется, детям не нужно объяснять особенности просодем, составляющих ту или иную законченную интонацию. Им просто предлагают послушать эту интонацию и запомнить. Дети усваивают ее бессознательно, вместе с лексическим и грамматическим содержанием образцов. Усвоив образец, они перенесут его интонацию на любое предложение той же конструкции. В разных возрастных группах работа по усвоению законченной интонации усложняется: в средней группе дети работают над произнесением простых предложений, сначала менее, а потом более распространенных. В возрасте шести лет переходят к усвоению повествовательных и вопросительных интонаций сложных предложений.

Повествовательной интонацией дети овладевают спонтанно, без специального обучения. Еще не умея произносить отдельные слова, малыш «умеет произносить» повествовательное предложение, т.е. его интонацию. Это происходит к концу второго - началу третьего года жизни. К этому же времени ребенок начинает задавать вопросы: « что это?», «кто это?». Значит и вопросительная интонация доступна детям третьего года жизни. Но для полного ее усвоения детей надо тренировать в модуляции тона по высоте тона. Интонационная сторона речи, как составная часть звуковой культуры речи, формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого слуха идет неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несет звуковысотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса:

  • - по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи (плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый);
  • - тембру (отличают по голосу мать и других близких);
  • - правильно воспринимают ритмический рисунок слова, т.е. его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи.

В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование фонематического слуха, т.е. способности четко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова. Интонационно невыразительная речь может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного речевого воспитания, различных нарушений речи (например, дизартрии, ринолалии и др.)

Т.о. раннее восприятие ребенком слов осуществляется на основе ритмико-мелодической структуры. В начальный период развития речи «интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова получают смысловую нагрузку» . Фонематический состав слова не воспринимается. Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Даже когда произносится всего лишь слог или одно слово, тон, голос, интонация заменяют другие части предложения.

У детей дошкольного возраста наблюдаются следующие закономерности развития просодической стороны речи:

  • * Ритмической структурой слова ребенок овладевает постепенно.
  • * В дошкольном возрасте ребенок плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту.
  • * Темп речи вначале медленный, а затем ускоряется по мере овладения беглой речью.
  • * В этом возрасте дети искажают слоговой состав слова.
  • * У детей дошкольного возраста наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения.
  • * Дети усваивают интонационные рисунки предложений различных конструкций только по подражанию.

Интонационная сторона речи, как составная часть звуковой культуры речи, формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Дети умеют узнавать изменения голоса: по высоте, тембру, правильно воспринимают ритмический рисунок слова в единстве с темпом речи.

Многие дети перенимают просодемы почти без обучения. В науке о языке наименее изучен вопрос об интонации различных типов предложения и, следовательно, о просодемах, об участии их в модулировании артикуляционных органов.

У нормально развивающихся детей не наблюдается резких нарушений просодической стороны речи. Несмотря на относительную легкость восприятия и воспроизведения просодики у дошкольника, все же у него наблюдаются и его несовершенства, как результат недостаточного развития центральной нервной системы.

В патологических случаях изложенные закономерности нарушаются.