Минералы и ювелиры

Лидия Литвяк: биография, подвиги, исторические факты, фото. Небо Белой Лилии. Летчик-истребитель Лидия Литвяк (4 фото)

С черно-белых снимков на нас смотрит миниатюрная светловолосая красавица. С такой внешностью она вполне могла стать популярной актрисой, пить ледяное шампанское на светских раутах, закусывая хрустящими корзинками с икрой, позировать фотографам в меховых боа и бриллиантах, с каждым днем приумножая список своих киноработ. Не зря же в Лидии Литвяк видели внешнее сходство с «третьей великой блондинкой СССР» Валентиной Серовой (первыми, к слову, были Любовь Орлова и Марина Ладынина). Но у нашей героини был свой список побед, и отнюдь не на киноэкране или театральных подмостках. За 8 месяцев героической службы Гвардии младший лейтенант Литвяк осуществила 168 боевых вылетов, приняла участие в 89 воздушных боях, сбила 11 вражеских самолетов и 1 аэростат-корректировщик.

Такой вот внушительный список у самой женственной и обаятельной летчицы времен Великой Отечественной войны...Впрочем, она все-таки украсила обложку популярного журнала «Огонек». На фотографии «Белая Лилия Сталинграда» (такого поэтического прозвища удостоилась 21-летняя Лиля Литвяк) была вместе со своей боевой подругой Екатериной Будановой, а ниже подпись:«12 самолетов противника сбили эти отважные девушки ».

Заметка о легендарной летчице вышла в апреле 1943 года, а уже через 4 месяца Лидия пропала без вести (злая ирония судьбы: случилось именно то, чего она, дочь репрессированного, больше всего боялась). Но обо всем по порядку.

Лидия Литвяк, биография

Будущая королева истребителей Лидия Литвяк родилась в Москве в День авиации (этакий сигнал судьбы!) −18 августа 1921 года. Маленькую Лилю — она предпочитала, чтобы ее называли именно так, — с самого детства тянуло в небо. Впрочем, на фоне всеобщего увлечения авиацией этот факт едва ли выглядит удивительным: наоборот, было бы странно, если простая советская девушка мечтала царить в будуаре «с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках». «Молодежь — в ОСОАВИАХИМ! », — гласил клич эпохи. Так что наша героиня шла в ногу со временем, с легкостью променяв игру в куклы на авиационный кружок, а каблуки и платья — на комбинезон и летный шлем. Впрочем, одно дело увлекаться, а совсем другое — самой осуществлять полеты. Именно поэтому 14-летняя Лиля поначалу скрывала от родителей свои походы в авиаклуб, но долго прятать такую бурную заинтересованность было просто невозможно. Через год девушка уже самостоятельно совершила свой первый полет, и тогда же случилось еще одно знаковое, но на этот раз трагическое событие — ее отца, железнодорожника Владимира Литвяка, репрессировали и расстреляли. Лиля, разумеется, этот факт тщательно скрывала: быть дочерью врага народа — тяжелая ноша, особенно для 15-летней девчонки, отчаянно бредившей авиацией.

После школы Лида окончила курсы геологов и отправилась на Крайний Север, а после переместилась на юг и наконец-то вернулась к полетам. Литвяк окончила Херсонскую авиационную школу, после чего работала в Калининском клубе, где самостоятельно подготовила 45 летчиков. «Она умела видеть воздух », — говорили о ней сослуживцы.

Судьбоносное решение

«У войны не женское лицо» — неоспоримый тезис, так, впрочем, думали и советские власти. Допускать юных комсомолок в ряды регулярной армии, кроме как в роли медсестер, они явно не планировали. Но XX век ломал стереотипы. Знаменитая советская летчица Марина Раскова добивалась лично у Сталина разрешения на формирование женских боевых частей. Девушки буквально рвались на передовую, и сопротивляться желанию такого количества людей было бесполезно, тем более что армия несла значительные потери именно в летном составе. Поэтому уже в октябре 1941 года было принято решение о формировании трех женских авиаполков. Лиля Литвяк, самостоятельно приписавшая себе недостающие летные часы, подала документы в боевую авиацию и была зачислена в 586 истребительный полк, к той самой Марине Расковой.

Фирменный почерк

Сперва хрупкая блондинка отличилась вовсе не боевыми успехами, а неожиданной тягой к... модным аксессуарам. Однажды Лиля разрезала унты и пришила себе на куртку меховой воротник. Строгая Раскова была в бешенстве: вместо того чтобы выспаться перед учениями, девчонка целую ночь мастерила себе модную ерунду! За такую мелкую провинность Лилю арестовали, и ей пришлось перешивать мех обратно. «Странное дело: шла война, а эта маленькая девушка с белокурыми волосами думала о каком-то меховом воротничке ...» — вспоминала сослуживица Литвяк Инна Паспортникова. Впрочем, не о том ли писала Ольга Берггольц в своем «Запретном дневнике»? «...Еще они спрашивают нас: «Как вы можете жить — думать о платьях, о спектаклях, ведь в любую минуту может начаться шум и свист, ведь он же — смерть...» Как им объяснить, что можем, что просто живем — и все, и не думаем о «ней» вовсе. <...>, не потому, что «герои», а просто потому, что по-другому научились жить

Так или иначе. Лилю поначалу запомнили именно за эту девичью слабость.

Говорят, наша героиня любила носить длинные белые шарфы из парашютного шелка и всегда держала в кабине букет полевых цветов. Возвращаясь с боевых заданий, летчица «рисовала» в воздухе фигуры высшего пилотажа, — за такое хулиганское щегольство девушка, конечно, опять получала выговоры от начальства, но отныне это был ее фирменный почерк, неотъемлемая деталь романтического образа. После первой серьезной победы ее самолет украсила лилия. С тех пор цветок стал ее фирменным знаком и позывным.

Сталинградские успехи

С апреля по сентябрь 1942 года Лиля прикрывала Волгу от вражеских налетов, после чего прибыла в Сталинград. Свой список побед Литвяк открыла более чем ярко: сначала девушка сбила бомбардировщик Ju-88. Затем спасла свою подругу Раису Беляеву, когда у той закончились боеприпасы. Лиля заняла ее место и после изнурительного поединка подбила Me-109, летчиком которого оказался немецкий барон, кавалер Рыцарского креста, ас. Говорят, что немец был шокирован тем, что его, опытного летчика, сбила какая-то белобрысая девчонка! По некоторым данным, он даже вручил Лиле свои золотые часы — в знак признания, после того, как она поделилась с ним подробностями боя. Впрочем, вполне возможно, что это не более чем вымысел.

К сожалению, знаменитый женский отряд, созданный Мариной Расковой, просуществовал недолго. Вскоре Лиля вместе с боевой подругой Екатериной Будановой примкнули к 437 авиаполку, в составе которого были одни мужчины.

Прерванный полет

Медаль за оборону Сталинграда, орден Красной Звезды, — заслуги юной летчицы были оценены по достоинству. А еще она наконец-то встретила свою любовь — тоже летчика, разумеется. В начале 1943 года всегда сдержанная к мужскому вниманию Лиля пришла служить в полк, где ее наставником, а вскоре и супругом стал старший лейтенант Соломатин. К сожалению, эта красивая пара недолго была вместе. 21 мая 1943 года самолет Алексея разбился на глазах его любимой жены и боевых товарищей. А еще через два месяца случилась другая трагедия: от полученных ран скончалась лучшая подруга Лили Катя Буданова. Атмосфера накалялась, бои становились все ожесточеннее, но отступать было невозможно. Лиля постоянно рисковала. Она была несколько раз ранена, но уже через неделю бежала из госпиталя и снова оказывалась за штурвалом, вопреки всем запретам. Казалось, кто-то бережет летчицу и судьба, отняв двух самых близких людей, благоволит ей самой, но... жизненный путь Литвяк тоже оказался коротким. 1 августа 1943 года, сбив три вражеских самолета, она погибла.

Восстановленная справедливость

Лиля пропала без вести. Злые языки утверждали, что в Мариновке видели миниатюрную белокурую девушку, садящуюся в машину к немецким офицерам. Никакого официального подтверждения эта версия не получила, однако несложно догадаться, чем обернулся подобный слух для дочери врага народа. Так, с присуждением звания Героя Советского Союза решено было повременить. Понадобились годы, чтобы доказать, что Лиля действительно погибла, выполняя боевое задание. Долгих 36 лет длились поиски, и только в 1979 году в Донецкой области были найдены останки храброй летчицы. Еще через 11 лет Лидии Литвяк наконец присудили заслуженное звание Героя Советского Союза посмертно.

Впрочем, злые языки не успокоились; когда в моду вошли разоблачения, появились мемуары, в которых Лиля представала не опытным бойцом, а блондинкой, «частенько плохо представлявшей, куда и зачем летит». К счастью, таких «воспоминаний» было немного.

Так или иначе, именно Лидия Литвяк вошла в историю как самая результативная летчица и даже попала в Книгу рекордов Гиннесса. Ее «небесный почерк» назван чкаловским, что является наивысшей оценкой боевого таланта.

Лидия Владимировна Литвяк появилась на свет 18 августа — во Всесоюзный день авиации. Увлеченная самолетами с детства, девушка невероятно гордилась этим фактом. Ей пророчили актерское будущее, но она выбрала небо.

Белая Лилия-44

С началом Великой Отечественной войны 19-летняя смелая и влюбленная в небо Лидия записалась в летчики-добровольцы. Но изначально советское командование не намеревалось отводить женщинам существенную роль в авиации. И только спустя год, в сентябре 1942 года, девушка совершила свой первый боевой вылет в составе 586 ИАП (истребительного авиационного полка) — одного из трех женских авиационных полков под руководством летчицы Марины Расковой , которые были сформированы по приказу Сталина из-за больших потерь кадровых летчиков.

Лидия Литвяк. Фото: Commons.wikimedia.org

Уже меньше чем через год, 23 февраля 1943 года, Лидия Литвяк получила одну из первых своих боевых наград — орден Красной Звезды. За эти месяцы она, как одна из лучших летчиц, переводилась в дивизии, участвовавшие в важнейших битвах ВОВ, а также стала известной как «Белая лилия».

К тому моменту фюзеляж ее верного Як-1 украшали не только восемь ярко-красных звезд, символ восьми воздушных побед, но и белоснежная лилия — особый знак летчика, которому разрешена «свободная охота» — особый вид боевых действий, в рамках которых истребитель не выполняет конкретное задание по прикрытию бомбардировщиков, или наоборот, защите от них, а летает, выслеживая одиночные вражеские самолеты и «охотясь» на них.

Иначе зазвучал и позывной Литвяк — «Белая Лилия-44», по бортовому номеру ее самолета. Да и саму ее часто стали называть не Лидой, а Лилей. К слову, существует предположение, что имя Лилия происходит от слова «лиль», что в переводе с одного из древних евразийских языков означает «воздух, ветер».

Две Лидии

Небо преображало Литвяк, как утверждали ее коллеги: ощущение штурвала в руках изменяло ее до неузнаваемости и будто бы делило на двух совершенно разных людей.

«Земная» Лидия была молчаливой, скромной красавицей с белокурой копной волос и голубыми глазами — ее даже сравнивали с популярной в те годы актрисой Валентиной Серовой . Она любила читать книги и изящно одеваться: всегда выглядела опрятно, женственно, носила необычные вещи — белый подшлемник, вывернутую пухом наружу безрукавку, хромовые сапоги, воротник для летной формы из меха, срезанного с унтов (который ей потом приказали отпороть и приделать обратно к обуви) — и ходила особой походкой, вызывая у окружающих тихий восторг.

«Небесная» же Лидия отличалась решительностью, хладнокровием, выносливостью и сноровкой: она буквально «умела видеть воздух», как говорил ее командир. Неслучайно ее называли «Дианой — богиней свободной охоты», а ее особый почерк в пилотировании сравнивали с чкаловским. Ее мастерством восхищались, радовались ее победам, поражались ее отчаянной смелости. Например, однажды Лидия вернулась на аэродром на изрешеченном немецкими снарядами самолете и с раной в ноге и, доложив об успешном выполнении задания и двух сбитых вражеских воздушных суднах, потеряла сознание. После этого боя мужчины-летчики признали ее настоящим асом.

Вероятно, совокупность черт, заложенных в характере Лидии Литвяк, еще в детстве способствовала ее увлечению авиацией и устремлению к этой мечте. В 14 лет она наравне со взрослыми посещала Центральный аэроклуб имени Чкалова, уже через год совершила первый самостоятельный полет и участвовала в геологической экспедиции на Крайний Север, а спустя еще некоторое время окончила Херсонское летное училище, стала летчиком-инструктором и до начала войны сумела поставить на крыло 45 курсантов.

Советская летчица Лидия Литвяк у своего истребителя. 1943 год. Фото: РИА Новости

Ас в юбке

«Мы все были потрясены и восхищены ее поступком, о котором рассказывали друг другу. В Энгельсе уже несколько дней бушевала пурга, ветер валил людей с ног. Но нужно было везти с аэродрома Анисовка винт для самолета, потерпевшего аварию. Полеты в такую погоду запрещены, но Лиля Литвяк без разрешения вылетела и привезла винт. Начальник Энгельсской школы полковник Багаев объявил ей выговор за невыполнение приказа по авиашколе, а майор М. Раскова вызвала ее и сказала: „Я горжусь такой моей храброй и смелой летчицей!“» — вспоминала о Белой лилии ее лучшая подруга, летчица-истребитель Екатерина Буданова .

А в одном из первых боевых вылетов над Сталинградом Белой лилии удалось сбить два вражеских воздушных судна. Пилот второго немецкого истребителя был опытным летчиком и бился до последнего. Но в конце концов, его машина вспыхнула от пущенного Лидией снаряда и стремительно направилась в сторону земли, а летчик, выпрыгнувший с парашютом, был взят в плен. На допросе он попросил показать ему того, кто его сбил, и, увидев двадцатилетнюю девушку, пришел в ярость: «Зачем вы смеетесь надо мной? Я летчик, сбивший более тридцати самолетов. Я кавалер рыцарского креста! Не может быть, чтобы меня сбила эта девчонка! Тот летчик дрался мастерски». Но после того, как Лидия жестами показала известные только им двоим детали боя, он изменился в лице, снял с руки свои золотые часы (по другой версии, сорвал с груди многочисленные награды) и протянул ей, победительнице.

Переломный момент

В начале 1943 года Лидия Литвяк была переведена в 296 ИАП и назначена ведомой к командиру эскадрильи Алексею Соломатину : на то была особая тактика действия авиации, согласно которой ведущий летчик должен идти в атаку, а ведомый — «прикрывать» его. Спустя несколько месяцев совместных полетов, в апреле того же года, буквально в перерыве между сражениями пара расписалась.

Лидия также поддерживала дружеские взаимоотношения с летчицей Екатериной Будановой, с которой их свела судьба еще в начале боевого пути — в женском авиаполку Расковой — и уже не разлучала. С тех пор они всегда служили вместе и были лучшими подругами.

Спустя месяц жизнь Белой Лилии стала меняться. 21 мая 1943 года в авиакатастрофе, произошедшей прямо на глазах у товарищей и у самой Лидии, погиб ее муж. Меньше чем через месяц получила множество ранения и скончалась, не приходя в сознание, лучшая подруга Буданова.

Лётчицы 586 истребительного авиационного полка Лидия Литвяк, Екатерина Буданова, Мария Кузнецова (слева направо) у самолета ЯК-1. 1943 год. Фото: РИА Новости

Последний полет

Этот роковой год стал последним и для самой Белой Лилии. 1 августа 1943 года Литвяк совершила свой последний полет. Шли страшные бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, который закрывал дорогу на Донбасс. Для истребителей полка это был уже четвертый вылет за день. То ли сказалась физическая усталость и эмоциональное напряжение, то ли отказало оружие — водном из столкновений самолет Лидии был подбит немецким истребителем, но не упал сразу, а вошел взону облаков и исчез.

По словам летчика Борисенко , направившего свой истребитель вслед за Литвяк в облака, самолета с белой лилией на фюзеляже не было видно в воздухе, но и на земле при этом не наблюдалось огненных вспышек. Другие очевидцы утверждали, что видели, как истребитель приземлился, его белокурая девушка-пилот якобы села в подошедшую машину с немецкими офицерами и исчезла в неизвестном направлении. Но эта версия выглядит совсем фантастической.

Через две недели Лидии Литвяк должно было исполниться 22 года. Родные полагали, что она предчувствовала свою гибель: в одном из своих писем она упоминала сон, в котором на противоположном берегу бурной реки ее звал к себе муж.

Бороться и искать

По официальным данным, 1 августа 1943 года Лидия Литвяк не вернулась с боевого задания и пропала без вести. Формальные поиски не продлились и нескольких лет: летчик, приблизительно знавший район падения самолета, погиб, а обнаруженный истребитель Белой лилии, как оказалось впоследствии, был сдан местными жителями в металлолом. Вот только останков тогда найти не могли.

Но ее родные, близкие и неравнодушные поклонники организовывали собственные расследования. В 1967 году в городе Красный луч Луганской области школьная учительница Валентина Ивановна Ващенко основала отряд РВС (Разведчиков военной славы), который также проводил поиски в своем регионе. В состав отряда входили ученики седьмого класса, в котором Ващенко была классным руководителем: она верила, что подобный опыт сплотит ребят и увлечет их родной историей. 23 июля 1979 года членам отряда стало известно о том, что в одной из братских могил была похоронена неизвестная летчица. Изучение останков позволило выяснить, что погибшая была смертельно ранена в лобную часть головы. Дальнейшее расследование установило, что это могла быть только Лидия Литвяк.

Так, в 1988 году, через 41 год после гибели, в ее личном деле появилась запись «погибла при выполнении боевого задания». В 1990 году летчице было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а в 1993 — звание Героя России.

Всего за те десять месяцев, которые Белая лилия посвятила защите Родины, она совершила 186 боевых вылетов, получила 3 ранения, сбила лично 11 самолетов и 3 самолета в группе, а также один аэростат. По боевому налету она до сих пор держится на верхних строчках рейтинга летчиков-истребителей, наравне с другими легендарными советскими пилотами, несмотря на то, что воевала меньше года.

Лидия Литвяк - Герой Советского Союза, лётчик-истребитель, командир авиационного звена, гвардии младший лейтенант. Была одной из самых результативных женщин в годы Второй мировой войны. Эта на первый взгляд хрупкая и милая девушка посвятила всю себя борьбе с фашистскими захватчиками и сделала невозможное. Вечная слава героям!

Так уж получилось, что среди советских истребителей-асов, отличившихся в Великую Отечественную войну, всенародная известность и слава достались, по сути, лишь двоим, самым лучшим – Ивану Кожедубу (по уточнённым данным – 64 личные победы) и Александру Покрышкину (59). К превеликому сожалению, других наших «соколов» в народе практически не знают. Ну, знают, правда, ещё – благодаря книге Бориса Полевого – про Алексея Маресьева (11, в т.ч. 7 после возвращения в строй, с ампутированными ногами). Кто-то может припомнить славного сына крымско-татарского и дагестанского народов Амет-Хана Султана (30 плюс 19 побед в группе). Вот, собственно говоря, и всё, вернее – все…
В тени Кожедуба и Покрышкина оказался даже третий наш ас, сослуживец Покрышкина – дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов, уступивший Покрышкину совсем немного (56 побед). Тут, однако, имеется одно обстоятельство: Речкалов был прекрасным лётчиком и храбрым человеком, но обладал сложным характером, был излишне амбициозен и «хромал» по части боевой дисциплины.

…В общем, недостаточно наш народ знает своих героев-авиаторов и крайне важно поэтому вести соответствующую работу по устранению «белых пятен». А ведь, между прочим, в Красной Армии воевала лучшая женщина-ас в истории авиации – Лидия Литвяк. Особо отличилась она в Сталинградской битве, 80-летие победы в которой мы отмечаем сейчас. А похоронена Лидия Литвяк на Украине – в братской могиле в селе Дмитриевка Шахтёрского района Донецкой области.

Родилась Лидия в Москве в 1921 году. Как и многие молодые люди 30-х годов, увлеклась авиацией. С 14-ти лет она посещала авиаклуб и в 15 совершила свой первый самостоятельный полёт. После окончания Херсонской авиашколы лётчиков-инструкторов работала инструктором в Калининском аэроклубе. Причём Литвяк отлично проявила себя на этой работе, подготовив до войны 45 курсантов. Когда началась Великая Отечественная война, советское командование не планировало широкого участия женщин в боевой авиации. Однако огромные потери лётного состава заставили изменить первоначальные намерения. Уже в октябре 1941 года было принято решение сформировать из добровольцев три женских авиаполка. Руководить данной работой поручили легендарной лётчице Марине Расковой.

В начале 1942-го Лидия Литвяк подала прошение в боевую – истребительную – авиацию, приписав себе недостающих 100 лётных часов. Её зачислили в 586-й истребительный авиаполк (ИАП). Свой первый боевой вылет Литвяк совершила в июне в небе над Саратовом. Вспоминает старший сержант Инна Паспортникова, бывшая в годы войны техником самолёта Лидии Литвяк:

"В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: "Ночью..."Раскова сказала, что следующей ночью Лиля, вместо того чтобы спать, отпорет воротник и пришьёт мех обратно на унты. Её к тому же ещё и арестовали, посадив в отдельное помещение, и она действительно всю ночь занималась обратной перешивкой меха. Это был первый раз, когда другие женщины обратили внимание на Лилю, поскольку раньше никто даже не замечал эту невысокую, миниатюрную девушку. В свои 20 лет она была такая худенькая, симпатичная и очень похожая на популярную в те годы актрису Серову. Странное дело: шла война, а эта маленькая девушка с белокурыми волосами думала о каком-то меховом воротничке..."

Свои первые боевые вылеты отважная лётчица совершила в составе 586-го женского истребительного авиаполка весной 1942 года в небе Саратова, прикрывая Волгу от налётов вражеской авиации. С 15 апреля по 10 сентября 1942 года выполнила 35 боевых вылетов на патрулирование и сопровождение транспортных самолётов с важными грузами. 10 сентября 1942 года, в составе того же полка, прибыла под Сталинград и за короткий период времени совершила 10 боевых вылетов.

13 сентября, во втором боевом вылете по прикрытию Сталинграда, открыла свой боевой счёт. Сначала сбила бомбардировщик Ju-88, затем выручая свою подругу Раю Беляеву, у которой кончились боеприпасы, заняла её место и после упорного поединка подбила Ме-109. Лётчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста.

А в конце сентябре она уже воевала на Сталинградском фронте в составе 437-го «мужского» авиаполка, защищавшего небо Сталинграда, летая на Ла-5. Позже пересела на Як-1 с жёлтым номером «44» на борту.

Женское истребительное звено просуществовало недолго. Его командир, старший лейтенант Р. Беляева, вскоре была сбита и после вынужденного прыжка с парашютом долго лечилась. Вслед за ней выбыла из строя по болезни М. Кузнецова. В полку остались только 2 лётчицы: Л. Литвяк и Е. Буданова. Именно они достигли наивысших результатов в боях. Вскоре Лидия сбила ещё один "Юнкерс".
Лидия Литвяк была ещё совсем юной девушкой – ей едва исполнился 21 год. Молодой и очень романтичной: по воспоминаниям, Лидия носила длинные шарфы, сшитые из парашютного шёлка, и всегда держала в кабине истребителя букетик полевых цветов. На капоте своего Як-1 она нарисовала яркую белую лилию.

Многие считали её красавицей. И на фронте к Лидии пришла большая любовь: её супругом стал её же ведущий – Алексей Саломатин, всего одержавший 12 побед.Новыми боевыми победами была увенчана их слава и после перевода 8 января 1943 года в 296-й истребительный авиационный полк. К февралю Литвяк выполнила 16 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, разведку войск противника и прикрытие наших наземных войск.
11 февраля 1943 года командир 296-го истребительного авиационного полка майор Н.И.Баранов повёл четвёрку истребителей в бой. И снова, как в сентябре, Лидия сбила 2 самолёта - лично Ju-88 и в группе FW-190. В одном из боев её Як-1 был подбит и Лидия совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины, она, отстреливаясь, бросилась бежать от приближающихся немецких солдат. Но расстояние между ними быстро сокращалось. Вот уже последний патрон остался в стволе... И вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немецких солдат огнём, он заставил их броситься на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал рядом с Лидой и остановился. Не вылезая из самолета, летчик отчаянно замахал руками. Девушка бросилась навстречу, втиснулась пилоту на колени, самолет пошёл на взлёт и вскоре Лидия была в полку.

23 февраля 1943 года Литвяк вручили новую боевую награду - орден Красной Звезды. Чуть раньше, 22 декабря 1942 года, она была награждена медалью "За оборону Сталинграда". К тому времени на её боевом счету уже числились 8 сбитых самолётов.В марте обстановка в воздухе ещё более осложнилась. 22 марта в районе Ростова-на-Дону Литвяк участвовала в перехвате группы Ju-88. Во время долгого и трудного боя ей удалось сбить один «юнкерс». В это время подошедшая на помощь «юнкерсам» шестёрка Me-109 с ходу пошла в атаку. Лидия заметила их первая и, чтобы сорвать внезапный удар, одна встала на их пути. 15 минут вертелась смертельная карусель. С большим трудом раненая лётчица привела искалеченный истребитель домой. Доложив, что задание выполнено, она потеряла сознание...
После лечения в госпитале, она отправилась в Москву, дав расписку, что в течение месяца будет долечиваться дома. Но уже через неделю Лидия вернулась в полк. 5 мая, ещё не совсем окрепнув, Литвяк вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков. Во время вылета завязался воздушный бой и Лидия сбила истребитель противника. Через два дня она сбила ещё один «мессер».

В апреле 1943 года весьма популярный журнал "Огонёк" поместил на первой странице (обложке) фото боевых подруг - Лидии Литвяк и Екатерины Будановой и короткое пояснение: "12 самолётов противника сбили эти отважные девушки".

А в конце мая Литвяк в блестящей манере, молниеносной атакой со стороны солнца сбила немецкий аэростат-корректировщик, который до того никак не могли сбить другие наши истребители. За эту победу младший лейтенант Лидия Литвяк была удостоена ордена Красного Знамени. Про её подвиги написали в газетах, её имя стало известно стране. Успехи в боях омрачались, однако, потерей близких людей. 21 мая 1943 года погиб муж Лидии – Герой Советского Союза гвардии капитан Алексей Саломатин. А 19 июля не вернулась из боя лучшая подруга – Катя Буданова, которая на тот момент была лучшей женщиной-асом (11 побед). 16 июля 1943 года вылетела в составе шестёрки на сопровождение штурмовиков. В районе линии фронта наши истребители вступили в бой с 30 бомбардировщиками, сопровождаемыми 6 «мессершмиттами», пытавшимися нанести удар по нашим наземным войскам. В этом бою Литвяк лично сбила «юнкерс» и в паре с ведомым Me-109, но и сама была ранена. На требование ехать лечиться ответила категорическим отказом. Не раз доводилось ей сопровождать наши штурмовики и бомбардировщики. В одном из вылетов она сбила Me-109, через пару дней - снова бой. 16 июля 1943 года, отбиваясь от трёх Me-109, Лидия пришла на помощь своему командиру И. Голышеву, на которого навалилась четвёрка «мессеров». Меткая очередь настигла вражескую машину. Но был подбит и её самолет. Преследуемая до самой земли, она сумела посадить свой «Як» на фюзеляж. Наблюдавшие за боем пехотинцы прикрыли огнем её приземление. Они были восхищены, узнав, что бесстрашным лётчиком оказалась девушка. 1 августа 1943 года Лидия Литвяк не вернулась с боевого задания. В этот роковой день она совершила 3 боевых вылета. В одном из них в паре с ведомым сбила Me-109. В четвёртом вылете шестёрка Як-1, вступив в бой с группой из 30 Ju-88 и 12 Me-109, завязала смертельную круговерть. И вот уже горит «юнкерс», разваливается на куски «мессер». Выходя из очередного пике, Лидия увидела, что противник уходит. Собралась и наша шестёрка. Прижавшись к верхнему краю облаков, они пошли домой. Внезапно из белой пелены выскочил «мессер» и, прежде чем нырнуть обратно в облака, успел дать очередь по ведущему третьей пары с бортовым № 23. «Як» как бы провалился, но у земли лётчица, видимо, пыталась выровнять его... Во всяком случае, так рассказывал товарищам ведомый Лидии в этом бою - Александр Евдокимов. Это родило надежду, что она жива.

Были срочно организованы ее поиски. Однако ни самолёта, ни лётчицы найти не удалось. После гибели в одном из боёв сержанта Евдокимова, который знал в каком районе упал Лидин «Як», официальный поиск прекратили.
За свою короткую, чуть более года, боевую карьеру она выполнила 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боёв и одержала 12 подтверждённых побед.Характеризуя её как воздушного бойца, бывший командир 273-го (31-го гвардейского) истребительного авиаполка Герой Советского Союза Б.Н. Ерёмин вспоминал: «Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух...»

Лидия Владимировна Литвяк была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза посмертно. Вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее лётчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Лётчиком оказалась девушка - белокурая, небольшого роста. К самолету подошла автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними... Большинство авиаторов слуху не поверили и продолжали попытки выяснить судьбу Лидии. Но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование дивизии, проявив «осторожность», не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.
Как-то в момент откровения Лидия сказала механику самолёта, своей подруге: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только не это». Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец Лиды был арестован и расстрелян как «враг народа» в 1937 году. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и ничто не спасёт её честного имени. Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь.

Но Лидию искали, искали упорно. Ещё летом 1946 года командир 73-го гвардейского истребительного авиаполка И. Запрягаев послал в район Мариновки на машине несколько человек для поисков её следа. К сожалению, однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки Лидиного «Яка» уже были уничтожены... В 1968 году газета «Комсомольская Правда» предприняла попытку восстановить честное имя лётчицы. В 1971 году в поиск включились юные следопыты школы № 1 города Красный Луч. Летом 1979 года их поиски увенчались успехом. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали, что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Она похоронена в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области в братской могиле. Это была Лидия Литвяк, что подтвердилось ходом дальнейших расследований. В июле 1988 года в личном деле Литвяк запись «пропала без вести» была наконец заменена на «погибла, выполняя боевое задание». Ветераны полка, в котором она воевала, возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза.

Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии младшему лейтенанту Литвяк Лидие Владимировне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Орден Ленина № 460056 и медаль "Золотая Звезда" № 11616 были переданы на хранение родственникам погибшей Героини.

Награждена орденами Ленина (5.05.1990, посмертно), Красного Знамени (22.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (10.09.1943, посмертно), Красной Звезды (17.02.1943), медалью "За оборону Сталинграда" (1943). В городе-герое Москве на доме № 14 по улице Новослободской, в котором жила Героиня и откуда она ушла на фронт, установлена мемориальная доска. Мемориальная плита установлена на мемориале на месте захоронения, в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области.

Литвяк Лидия («Лилия») Владимировна

Гвардии старший лейтенант, командир звена.

Родилась 18 августа 1921 года в городе Москва (Россия). Русская.
Окончила среднюю школу-десятилетку.
В 1935 году в 14-летнем возрасте поступила в Кировский аэроклуб.
Поступила на курсы геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север.
Окончила Херсонскую авиационную школу лётчиков.
Работала инструктором-летчиком в Калининском аэроклубе, обучила и подготовила 45 пилотов.
В Красную Армию была призвана Коминтерновским районным военкоматом Москвы 10 октября 1941 года.
С декабря 1941 года в звании сержанта служила в 586-м истребительном авиационном полку.
Участница Великой Отечественной войны с февраля 1942 года. С 25 апреля 1942 года защищала Саратов от налетов немецкой авиации, произвела 35 (55) боевых вылетов на патрулирование над Саратовом и сопровождение транспортных самолетов с ценными грузами для фронта.
С 10 сентября 1942 года воевала на Сталинградском фронте в составе 437-го истребительного авиационного полка, произвела 10 боевых вылетов на прикрытие Сталинграда.
В бою 13 сентября 1942 года в период 07.40 – 08.45 вместе со старшим лейтенантом Р. В. Беляевой, младшими лейтенантами Е. В. Будановой и М. М. Кузнецовой сбила один Ю-88 западнее Сталинграда.
27 сентября 1942 года в бою над тракторным заводом в северной части Сталинграда сбила лично один Ю-88 и в паре со старшим лейтенантом Р. В. Беляевой - один Ме-109.
С 10 октября 1942 год воевала в составе 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, произвела 58 (55) боевых вылетов на патрулирование над Житкуром и сопровождение транспортной авиации с важным грузом для фронта. Кроме того, в группе «свободных охотников» 9-го авиаполка произвела 5 боевых вылетов на прикрытие Сталинграда и участвовала в 5 воздушных боях.
С 8 января 1943 года воевала на Южном фронте в составе 1-й эскадрилье 296-го истребительного авиационного полка (в дальнейшем - 73-й гвардейский истребительный авиационный полк).
С 8 января по 5 февраля 1943 года произвела 16 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, разведку войск противника и прикрытие наших наземных войск.
Предположительно, некоторое время летала на истребителе Як-1, на капоте (фюзеляже) которого была изображена «Белая лилия».
11 февраля 1943 года восточнее Ростова-на-Дону сбила один Ме-109.
22 марта 1943 года во время налета вражеских самолетов на Ростов, в составе шестерки Як-1 вела бой с двенадцатью Юнкерсами-88. Двумя атаками самостоятельно сбила один Ю-88, после чего на протяжении пятнадцати минут одна вела бой с шестеркой Ме-109. Несмотря на сильное повреждение машины и ранение в левую ногу осколками снаряда, привела свой самолет на аэродром и совершила благополучную посадку.
5 мая 1943 года во время сопровождения группы бомбардировщиков Пе-2 при налете на вражеский аэродром Сталино, лично сбила один Ме-109.
В мае 1943 года присвоено воинское звание «младший лейтенант».
В конце мая 1943 года была переведена в 3-ю эскадрилью.
31 мая 1943 года в паре с младшим лейтенантом И. И. Борисенко сбила в районе Кондаковки корректировочный аэростат противника.
16 июля 1943 года в составе шестерки Як-1 в районе Куйбышево вступила в бой с 30 Ю-88, под прикрытием 6 Ме-109. В бою была легко ранена в ногу и плечо, совершила вынужденную посадку на фюзеляж.
19 июля 1943 года лично сбила один Ме-109 в районе Первомайского.
В воздушном бою 21 июля 1943 года была подбита, совершила вынужденную посадку на фюзеляж в районе села Новиковка.
31 июля 1943 года в составе звена сбила один Ме-109 в районе Петровского.
Всего за время участия в боевых действиях произвела 138 боевых вылетов, лично сбила 5 самолетов и 3 в составе групп, а также 1 аэростат.
1 августа 1943 года в составе девятки Як-1 вылетела на прикрытие наших войск в район Мариновка – Степановка. Группа вела воздушный бой с четырьмя Ме-109, затем ещё с шестью Ме-109 и тремя десятками Ю-88. Как сказано в наградном документе «В результате ожесточенных неравных воздушных боев наши истребители сбили 1 Ме-109 и 1 Ю-88, но с боевого задания не вернулась младший лейтенант Литвяк».
В 1943 году посмертно присвоено воинское звание «лейтенант».
29 июля 1969 года местными мальчишками у хутора Кожевня были найдены и захоронены в братскую могилу села Дмитровка останки «неизвестной летчицы». Летом 1979 года, после многолетних поисков, проводимых поисковым отрядом 1-й школы города Красный Луч, останки «неизвестной летчицы» были идентифицированы как останки Лидии Литвяк.
В 1990 году ей посмертно было присвоено воинское звание «старший лейтенант».

Была замужем: в апреле 1943 года вышла замуж за однополчанина Героя Советского Союза старшего лейтенанта Алексея Фроловича Соломатина (погиб 21 мая 1943 года в авиационной катастрофе).

Список известных воздушных побед Л. В. Литвяк:
13.09.1942 1/4 Ю-88 западнее Гумрак (западнее Сталинграда)
27.09.1942 1 Ю-88 СТЗ (северная часть Сталинграда)
27.09.1942 1/2 Ме-109 СТЗ (северная часть Сталинграда)
11.02.1943 1 Ме-109 Веселый (восточнее Ростов-на-Дону)
22.03.1943 1 Ю-88 Чалтырь – Синявка (севернее Ростов-на-Дону)
05.05.1943 1 Ме-109 южнее аэродрома Сталино (ныне Донецк)*
31.05.1943 1 аэростат Кондаковка (северо-восточнее Покровское - Троицкое)**
19.07.1943 1 Ме-109 Первомайское
31.07.1943 1/3 Ме-109 западнее Петровский

Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Литвяк Лидие Владимировне посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 11616).
Награждена орденами Ленина*** (05.05.1990), Красного Знамени (22.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (10.09.1943), Красной Звезды (17.02.1943), медалью «За оборону Сталинграда» (22.12.1942).

Примечание:
* Воздушная победа включена в список только на основании данных из наградного материала. В штабных документах не упоминается.
** На уничтожение аэростата вылетела в паре с младшим лейтенантом И. И. Борисенко, который добил аэростат после атаки Литвяк.
*** Орден имел порядковый № 460056.

Тайны и легенды Лилии Литвяк

Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года, за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками, знаменитая летчица Лилия Литвяк, сражавшаяся в годы Великой Отечественной войны на боевом истребителе, посмертно была удостоена звания Герой Советского Союза. Это высокое звание было присвоено отважной летчице с очень большим опозданием, спустя 47 лет после её гибели, и причинами столь позднего признания её заслуг принято считать неясные обстоятельства её последнего боя 1 августа 1943 года, из которого она не вернулась и была объявлена пропавшей без вести. Но, судя по всему, были и какие-то другие, неведомые нам причины…

Вообще, надо сказать, в биографии Литвяк, в отличие от всех других наших летчиц, есть много неясного и загадочного. Начнем с того, что настоящее имя нашей героини не Лилия, под каким её все знают, а Лидия. Однако, почему-то, это имя самой девушке не нравилось, и поэтому она называла себя Лилией или просто Лилей. Со временем и все остальные стали звать её Лилией, и именно под этим именем она вошла в историю.

Много загадочного и в семье Литвяк. Откуда родом её родители - ничего не известно. Её мать - Анна Васильевна была то ли портнихой, то ли работала в магазине. Правда, кем она работала в магазине, - продавщицей, уборщицей или директором, - история умалчивает. Об отце летчицы, которого, по некоторым данным, звали Владимир Леонтьевич, практически, ничего не известно. Подозрительно глухо о нем говорится только то, что он ушел из семьи, что работал на железной дороге, то ли простым рабочим-железнодорожником в депо, то ли контролером, то ли инспектором, а в 1937 году, якобы, «по ложному доносу был репрессирован, подвергнут пыткам и расстрелян». Возможно, легенда о «замученном отце» была придумана самой Лилей, тяжело переживавшей разрыв отца с матерью. Как бы то ни было, считается, что ради неба Лилия вынуждена была отказаться от родного отца, объявленного «врагом народа».

Практически все, кто знал Лилию Литвяк, отмечают, что она была молчаливой и скрытной. Возможно, это было связано с довольно туманными семейными обстоятельствами. Хотя, по большому счету, скрыть что-то от сотрудников особого отдела НКВД, находившихся во всех воинских частях Красной Армии, было нереально и, как говорится, очень чревато. Поэтому, вне всяких сомнений, особисты полков, в которых служила Лилия Литвяк, были прекрасно осведомлены обо всех членах её семьи, но, видимо, ничего предосудительного и опасного в их действиях не находили. В противном случае, ей вряд ли бы доверили боевой самолет. А может быть, она просто скрывала свое происхождение? Есть предположение, что Литвяк по национальности была не русской, как записано в документах, а еврейкой. И во многих современных средствах массовой информации недвусмысленно говорится об этом. Между прочим, сама фамилия Литвяк, а также Литвак, означает в буквальном смысле «литовский еврей». Видимо, именно по этой причине, младший брат летчицы Юрий, будучи уже взрослым, поменял свою родную фамилию Литвяк на более толерантную - Канавин. И это - несмотря на то, что его сестра Лиля прославилась именно под фамилией Литвяк. Казалось бы, такой фамилией нужно гордиться. А он взял, да и поменял её. С чего бы это, интересно?

Даже лицо Лилии было своеобразно, и дело здесь не в красоте, а в её необычно прямом носе, явно не соответствующим курносым русским. Такой прямой, так называемый «греческий нос», более характерен для лиц еврейской национальности.

К особенностям внешности Литвяк можно добавить также общепринятое мнение о ней, как о блондинке. На самом же деле, она была шатенкой, то есть имела от природы темно-русые или каштановые волосы. Но, будучи очень женственной девушкой, для которой внешняя красота была главным критерием, Лиля считала красивыми исключительно блондинок, поэтому для большей привлекательности перекрашивалась в блондинку с помощью перекиси водорода.

К вышесказанному добавим также, что нет абсолютно никаких сведений о других ближайших родственниках Лили: ни о дедушках и бабушках, ни о дядях и тётях, ни о двоюродных братьях и сестрах. Ничего не известно также о её подругах детства и юности. Нет ничьих воспоминаний о её детстве, школьных годах и так далее. Даже её родной младший брат Юрий никогда не упоминал о каких-либо подробностях семейной истории. В общем, о личной жизни Лили до войны почти ничего не известно.

Впрочем, для нас довоенная жизнь Литвяк и её семьи не так уж и важна. Гораздо более важными для нас являются факты участия Лили в Великой Отечественной войне, в которой она, вне всяких сомнений, проявила себя незаурядной летчицей.

Кстати, о её незаурядном и неукротимом характере говорит хотя бы тот факт, что, желая, во что бы то ни стало попасть в женский истребительный авиаполк, она, каким-то образом, приписала к имевшемуся налету 100 недостающих часов.

Поначалу, 586-й истребительный авиационный полк, в котором служила Литвяк, действовал в районе тылового города Саратова, где Лиля, как и все остальные летчицы, занималась патрулированием над городом и сопровождением транспортных самолетов. Подобная рутинная деятельность не доставляла особой радости ни Лиле, ни другим летчицам. Поэтому, в начале сентября 1942 года восемь летчиц полка, в том числе и Лиля, при не совсем ясных обстоятельствах, фактически, самовольно «упорхнули» на фронт под Сталинградом и стали воевать в составе 437-го истребительного авиационного полка. Именно с этих пор имя Лилии Литвяк становится известным всей стране.

Практически во всех современных средствах массовой информации, в том числе в Интернете, утверждается, что уже во втором или третьем боевом вылете 13 сентября 1942 года она, участвуя в воздушном бою в составе группы, лично сбила один бомбардировщик Ю-88, а затем добила истребитель Ме-109, поврежденный Раисой Беляевой. Любопытно, что подробности этого боя обросли невероятными легендами, согласно которым немецкий летчик-истребитель спасся на парашюте, был взят в плен и был доставлен в 437-й авиаполк, где ему устроили встречу со сбившей его летчицей. Правда, свидетели этой встречи описывают её по-разному.

Вот, например, есть такое описание: «Немец, летчик из эскадры «Рихтгофен» попросил показать ему летчика, продемонстрировавшего высокое мастерство и сумевшего сбить его. Командование почему-то удовлетворила его просьбу. Стремительной, легкой походкой в штабную землянку вошла Лилия Литвяк в темно-синем комбинезоне в шлемофоне с очками и доложила генералу: «Младший лейтенант Литвяк прибыла». Фашистский ас смотрел на Литвяк с любопытством, затем любопытство сменилось недоумением: «Зачем вы смеетесь надо мной? Я летчик, сбивший более тридцати самолетов. Я кавалер рыцарского креста! Не может быть, чтобы меня сбила эта девчонка! Тот летчик дрался мастерски». Люди в землянке молча смотрели на победителя и побежденного. Немец попросил доказательства - Литвяк напомнила подробности боя, известные только им двоим. Вначале он недоверчиво слушал, затем, видимо, понял - именно она сбила его. Немец вдруг вскочил и вытянулся во фрунт, говорили и иное - снял с себя золотые часы и протянул победителю».

А вот другое свидетельство: «Как-то после вылета, в котором она сбила очередной истребитель, Лилию срочно вызвали в штаб полка. Оказалось, что немецкий пилот сбитого ею «Мессершмитта-109Е» в стиле тевтонских рыцарей изъявил желание увидеть того, кто поверг его. Холеный барон, полковник элитной эскадрильи люфтваффе «Рихтгофен», кавалер трех Железных крестов, увидев своего победителя, был настолько потрясен, что смог лишь привстать перед Лилией, склонив голову в почтительном поклоне».

И такое есть показание: «Под вечер она вновь встретилась со своим противником, но уже на земле. Лётчик сбитого ею «Мессера», пленённый немецкий барон, полковник из отборной эскадры «Рихтгофен» награждённый тремя Железными Крестами, просил показать ему своего победителя. Мог ли предположить матерый имперский Ас, что у великой русской реки придёт к нему возмездие от руки русской девушки. Узнав, кто его сбил, он был потрясён и предсказал ей, как лётчице, большое будущее».

Вот ещё чье-то свидетельство: «Один из фашистских асов чудом спасся, выпрыгнув из горящего самолета с парашютом. На допросе он попросил показать ему того русского, который сумел победить его, никем не побежденного ни в небе Испании, ни в небе Франции и Италии.
Увидев перед собою маленькую стройную белокурую девчушку с темно-синими от ненависти глазами (это была Лиля), он в ярости закричал:
- Неправда! Нет! Не может быть!

Лиля жестами показала элементы боя, и фашист понял - она. А затем, сорвав со своей груди многочисленные награды, в числе которых были четыре креста, он бросил их под ноги советской летчице и встал перед нею на колени, отдавая дань ее мужеству и героизму».

Ну, и так далее. В общем, встречаются разные описания этой встречи, правда, ни в одном из них, почему-то, не указаны конкретные имена присутствующих при этом лиц, включая вышеупомянутого генерала. Создается впечатление, что все «очевидцы» просто повторяют услышанную от кого-то историю, дополняя её, явно выдуманными подробностями. Как говорится, «слышали звон, да не знают - откуда он». И действительно, ни во фронтовой печати, ни в наградных, ни в прочих документах, нет никакого упоминания об этом эпизоде.

Например, в газете «Красная Звезда» № 256 от 30 октября 1942 года, под фотографией Литвяк кратко сообщается о её первых успехах: «Летчик-истребитель старший сержант Л. Литвяк, сбившая в одиночном бою «Ю-88» и в групповом - «Мессершмитт-109».

Практически то же самое, под другой фотографией Литвяк, написано в газете «Комсомольская правда» № 277 от 25 ноября 1942 года: «Гремит слава лётчицы-истребителя Л. В. Литвяк: в воздушном поединке она сбила вражеский самолет «Ю-88», а в групповом бою сбила самолет «Ме-109».

Вот и всё! Никаких упоминаний о сбитом немецком асе и свидании с ним Литвяк в штабной землянке! А ведь если бы это действительно произошло? Представляете, сколько бы об этом писалось в прессе тех лет?! Короче говоря, все описания этого рандеву - исключительно в современной художественной литературе и в современных средствах массовой информации. Откуда же пошла красивая легенда о юной красавице, одолевшей в поединке одного из лучших асов Люфтваффе? Судя по некоторым публикациям, эту историю сочинил в середине 60-х годов писатель С. В. Грибанов, который, между прочим, родился в 1935 году и никак не мог присутствовать при удивительной встрече.

Кстати, в то время Лиля была в звании сержанта, а не младшего лейтенанта, да и глаза у неё были зеленые, а не «темно-синими от ненависти».

Справедливости ради надо сказать, что 13 сентября 1942 года в районе Сталинграда был действительно взят в плен один немецкий летчик: унтер-офицер Эрвин Майер из 53-й истребительной эскадры «Пиковый туз», на счету которого было 11 сбитых советских самолетов. Но сбила его не Литвяк, а летчик 620-го истребительного авиаполка капитан Г. В. Крюков. Вот как об этом сообщается в наградном документе на Крюкова (орфография сохранена): «Капитан Крюков вёл воздушный бой над районом Пролейская на исходе горючего, сбил в 10 часов 5 минут самолёт противника Ме-109F, который упал в 2 км восточнее Пролейской и без горючего посадил самолёт на свой аэродром. Пленный немецкий лётчик штабом 283-й ИАД был направлен в штаб 16-й Воздушной армии».

Однако самое поразительное в том, что, согласно официальным документам, в этот день Литвяк не сбивала Ме-109: 13 сентября в групповом бою, вместе со своими подругами - старшим лейтенантом Р. В. Беляевой, младшими лейтенантами Е. В. Будановой и М. М. Кузнецовой - она сбила бомбардировщик Ю-88. А вот в другом воздушном бою она уже лично сбила ещё один Ю-88 и, действительно, добила истребитель Ме-109, поврежденный Раисой Беляевой. Но произошло это, согласно тем же штабным документам 27 сентября, а в этот день немецкие истребители под Сталинградом не потеряли ни одного своего лётчика!

В общем, не было никакого холеного барона-полковника с Рыцарским крестом или тремя-четырьмя Железными крестами из отборной эскадрильи «Рихтгофен». Никто не дарил Литвяк золотые часы, не кричал яростно и не бросал перед ней свои награды, не вытягивался перед ней во фрунт, не склонял головы в почтительном поклоне и, тем более, не становился перед ней на колени. И всё это - всего лишь одна из самых красивых фронтовых легенд.

В современных книгах и средствах массовой информации множество и других, не менее красивых легенд о Литвяк. Утверждают, что после победы над немецким асом на капоте своего «Яка» она нарисовала большую белую лилию или розу и многие немецкие летчики, увидев этот цветок, уклонялись от боя. Рассказывают, что после каждой сбитой вражеской машины молодая привлекательная москвичка рисовала на фюзеляже своего самолета белые лилии. Говорят, что её позывной был «Белая лилия», что все называли её не иначе как «Белой лилией Сталинграда». Многие убеждены, что Литвяк вместе с другими пятью девушками создала эскадрилью, которая называлась «Белыми Розами Сталинграда» и, что эта эскадрилья стала для немецких летчиков настоящим кошмаром, что сама Лилия Литвяк была грозой Люфтваффе над Сталинградом и Ростовом, королевой асов всех времен и народов, что, увидев её самолет, перепуганные немцы вопили: «Ахтунг! В небе - «Белая лилия!!!». И так далее, и тому подобное. Надо ли объяснять, что ничего общего с действительностью все эти слухи и громкие титулы не имеют. Например, не найдено ни одной фотографии самолета Литвяк с изображением белой лилии, хотя фронтовые корреспонденты несколько раз фотографировали её рядом с самолетом. Не упомянул о каких-либо рисунках на самолете Литвяк и бывший техник 73-го гвардейского полка Н. И. Миньков, обслуживавший Як-1, на котором Литвяк произвела 42 боевых вылета. В частности, рассказывая о Литвяк и её самолете, он сообщил следующие интересные подробности: «На ручке управления самолетом (на верхней её части) было выцарапано две буквы «ЛЛ» (то есть Лиля Литвяк, это она выцарапала ножом во время дежурства), а на приборной доске вверху выцарапано слово «мама». Цвет обшивки самолета сероватый. Хвостовой номер самолета 18». Вот и всё. Ни о какой «Белой лилии» ничего не говорится…

Кстати, о бортовом номере Лилиного самолета, на котором она летала в последнее время. Как мы уже знаем из вышеприведенного текста, техник её самолета Н. И. Миньков упомянул о номере 18, другие же источники называют номер 23...

А вот ещё, сочиненные кем-то, удивительные истории о Литвяк: якобы, в боях она была дважды сбита над вражеской территорией и оба раза чудесным образом спасалась. Первый раз она, якобы, три дня пробиралась через линию фронта. Второе спасение было ещё более удивительным и, в послевоенной литературе эту историю описывают примерно следующим образом. Якобы, совершившую вынужденную посадку и выскочившую из кабины летчицу пытались захватить в плен солдаты «полевой жандармерии с собаками». Увязая в снегу, Литвяк отстреливалась из пистолета, естественно, «приберегая последний патрон для себя». Летчица уже прощалась с жизнью, как вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немцев огнем, он заставил их броситься на землю. Затем спланировал рядом с Литвяк и остановился, а летчик «с большой окладистой цыганской бородой», не вылезая из кабины, замахал ей руками. Подбежав к штурмовику, Литвяк втиснулась в тесную кабину и примостилась на коленях у пилота. Под огнем вражеских солдат, самолет пошел на взлет, и вскоре совершил посадку на аэродром Лилиного полка. Затем пилот одноместного штурмовика, почему-то, тут же улетел. Конечно, имени его никто спросить не успел, да и дату этого чудесного Лилиного спасения, все как-то запамятовали. Такая вот сентиментальная история. Правда, в наградных документах о вынужденных посадках Литвяк говорится совершенно по-иному. Так вот, согласно документам, 16 и 21 июля 1943 года Литвяк действительно совершала вынужденные посадки на фюзеляж, но не на вражеской территории, а на территории, занятой советскими войсками, в районе Куйбышево и села Новиковка. В газетах и журналах военной поры тоже ничего не сообщалось о чудесных спасениях Лили, хотя о ней и её подвигах писали довольно часто.

Кстати, по поводу боя 21 июля. Встречаются утверждения, что в том бою Литвяк сбили, и она спаслась на парашюте: «…её самолет загорается от огня противника и камнем летит к земле, беспорядочно вращаясь. Летчицу прижимает к борту истребителя. Встречный поток воздуха врывается в кабину, мешает дышать. Собрав силы, Лилия вывалилась из горящей машины и рванула кольцо парашюта…». Однако, в действительности, Литвяк посадила самолет «на пузо» в 700-900 метрах от передовой, и аварийной команде ночью удалось благополучно эвакуировать поврежденный истребитель.

В общем, опять приходится констатировать, что и на этот раз мы имеем дело с чьим-то явным сочинительством: не пробиралась Лиля трое суток по вражьим тылам, не гнались за ней собаки с фельджандармами, не стреляла по ним Лиля из пистолета, не спасал её неизвестный летчик-штурмовик «с большой окладистой цыганской бородой». Из горящего самолета она тоже не вываливалась и не рвала кольцо парашюта…

Много внимания в прессе уделяется одному эпизоду из боевой деятельности Лили, когда она сбила аэростат 31 мая 1943 года. Причем, все утверждают, что сбила она его в одиночку. На самом же деле, на боевое задание по уничтожению вражеского аэростата, Литвяк вылетела в паре с младшим лейтенантом И. И. Борисенко, который добил аэростат после атаки Литвяк. И за успешное выполнение боевого задания благодарность от командующего 44-й армии генерал-лейтенанта В. А. Хоменко была объявлена не только Литвяк, но и Борисенко.

Но, пожалуй, больше всего легенд связано с гибелью Лилии Литвяк. Многие исследователи и журналисты считают, что в последний день своей жизни 1 августа 1943 года она «совершила 4 вылета, сбила 2 самолета противника, 1 - в группе». Механик её самолета Н. И. Миньков также утверждал, что в день своей гибели Литвяк успела произвести три боевых вылета, и её роковой вылет уже под вечер был четвертым по счету. Примерно в это же время, в 16 часов 35 минут, 23-летний немецкий ас фельдфебель Ганс-Йорг Меркле из 52-й истребительной эскадры на высоте 3,5 км сбил Як-1. Это была его тридцатая и последняя воздушная победа, так как подбитый им советский истребитель, протаранил его самого и оба рухнули на землю примерно в 3 километрах восточнее деревни Дмитриевка Шахтерского района Донецкой области. Заметим, что деревня Дмитриевка находится буквально в 6 км от хутора Кожевня, на окраине которого, как мы уже знаем точно, упал самолет Лилии Литвяк. Зная неукротимый нрав Лили, логично предположить, что, видимо, смертельно раненая очередью немецкого аса, она решила отомстить ему и, уже умирая, протаранила его своим самолетом, совершив свой последний подвиг. Очень красивая версия! Жаль, но документы не подтверждают этой героической версии, по данным документов всё произошло совсем по-другому. Приведем выдержку из оперативной сводки штаба 6-й гвардейской истребительной авиационной дивизии за 1 августа 1943 года, лишь слегка отредактировав её:

«В течение дня полк патрулированием в воздухе прикрывал наши войска и вылетал на сопровождение Ил-2 1-й гвардейской Сталинградской штурмовой авиационной дивизии.
С аэродрома совхоза им. Калинина летало 18 Як-1. Проведено три воздушных боя, в которых участвовало 18 Ю-88, 40 Ме-109, 3 Ю-87, 4 ФВ-190, всего 65 самолетов противника с нашими 30 Як-1.
Сбито 3 Ме-109 (Горхивер, Самохвалов, Евдокимов, Угаров)
1 Ю-88 (Борисенко)
1 Ю-87
10.40 – 11.50 9 Як-1 ведущий гвардии старший лейтенант Домнин… на высоте 4.500 метров встретили 30 Ю-88 и 18 Ме-109. С «мессерами» завязался бой. Гвардии старший сержант Евдокимов сбил один Ме-109. Гвардии старший сержант Мельницкий наблюдал падение одного Як-1 в 4-5 км восточнее Мариновки.
Гвардии младший лейтенант Литвяк, гвардии младший лейтенант Борисенко и гвардии сержант Табунов вели бой с 12 Ю-88. Борисенко зажег один Ю-88 и сел вынужденно в Дарьевке. Литвяк и Табунова он потерял в момент атаки бомбардировщика противника. В 1 км северо-восточнее Мариновки наблюдал падение одного Як-1, который при ударе о землю взорвался.
Гвардии сержант Табунов в паре с гвардии младшим лейтенантом Литвяк были атакованы 4 Ме-109 со стороны солнца. Первую атаку Табунов отбил, вторую отбить не успел и видел, как «мессера» сбили Литвяк, которая упала в районе 2 км северо-восточнее Мариновки. После чего Табунов продолжал вести бой вместе с Борисенко и отстал от него из-за недостатка горючего, произвел вынужденную посадку на аэродроме Барилокрепинская. По дозаправке вернулся в свою часть. Гвардии старший сержант Евдокимов с задания не вернулся. 2 августа Евдокимов вернулся с вынужденной посадки на аэродроме Новошахтинск.
Свои потери: два Як-1: гвардии младший лейтенант Литвяк и гвардии сержант Угаров сбиты в воздушном бою, летчики, по-видимому, погибли. Один Як-1 гвардии старшего сержанта Фомичева подбит в воздушном бою. Сел вынужденно на живот в поле, самолет требует ремонта, летчик имеет ушибы правой руки и правой ноги».

Как видим, о сбитых Литвяк самолетах в этом последнем бою ничего не говорится. Время её гибели тоже не совпадает с воспоминаниями Н. И. Минькова и других.

К сожалению, сводка не дает четкого ответа о судьбе Литвяк, после того, как её сбили. Поэтому, после освобождения территории, над которой был сбит самолет Литвяк, сослуживцы Лили ездили в тот район и искали следы летчицы, но ничего найти не смогли. Зато поползли смутные слухи о том, что летчица попала в плен и даже стала сотрудничать с врагом.

Так, летчик 85-го гвардейского истребительного авиаполка с характерной фамилией Баламут клялся-божился, что местные жители рассказывали ему, как в районе Чистяково приземлился советский самолёт-истребитель, лётчиком которого была худенькая, беленькая, прямоносая девушка. Якобы, её забрали фашисты, посадили в легковую автомашину и увезли в свою часть…

Известный советский ас Герой Советского Союза лётчик 9-го гвардейского истребительного авиационного полка Владимир Лавриненков, в августе 1943 года ненадолго попавший в плен, якобы, встречал там Литвяк. Об этом он, якобы, рассказывал Лилиной бывшей однополчанке Клаве Панкратовой…

А командир 586-го истребительного авиаполка подполковник Александр Гриднев, якобы, лично слышал по радио обращение Литвяк к советским солдатам: «Слушайте, говорит по немецкому радио Лиля Литвяк…» и, якобы, рукопись этого выступления он передал, кому следует и теперь она находится в Монинском архиве…

Тогдашний командир 31-го гвардейского истребительного авиационного полка Борис Еремин вспоминал: «О ее гибели ходили смутные слухи: говорят, дралась, попала в плен… Воззвания потом какие-то писала… Не знаю… Уже одно то, что эти девчата летали как летчики-истребители, заслуживает всяческой доброй памяти о них. Столько было брехни всякой – ужас! Выдумок бывает очень много, к сожалению».

В общем, слухов было много, и были они один невероятней другого, в результате чего представление Лилии Литвяк на звание Героя Советского Союза было отложено на многие годы…

Даже найденные в 1979 году останки Лили, подтвержденные судмедэкспертизой, не убедили многих людей, до сих пор верящих в то, что «Белая лилия» жива.

Так, на 55-ю годовщину Великой Победы телевидение показало телерепортаж из Швейцарии. В нем была представлена некая русская женщина, якобы, бывшая лётчица и «участница второй мировой войны». Как сообщалось, она дважды была ранена и теперь живёт далеко от Родины, мать троих детей. Телерепортаж видела бывшая лётчица 46-го гвардейского ночного бомбардировочного женского авиаполка Нина Распопова, которая узнала в женщине из Швейцарии Лилю Литвяк. Своей догадкой Распопова поделилась с другими ветеранами:

«Так что наша Лилька Литвяк жива, пусть не боится и приезжает через передачу «Жди меня» на встречу с оставшимися в живых лётчиками, которые смело сражались и победили матерого врага. Смело сражалась и сама Лиля Литвяк. Но говорят, что спас ее врач из Швейцарии, с ним она якобы и была помолвлена… И жить осталась в Швейцарии…».

Сенсацию тут же подхватили вездесущие СМИ: «…Лиле Литвяк удалось выпрыгнуть из горящего самолета. Она попала в плен, освобождена американцами, вышла замуж за шведа, проживает в Швеции, вырастила троих детей. Ехать в Россию стесняется, дескать, слишком много всего вокруг моего имени... И не получила она совершенно заслуженную Звезду Героя Советского Союза…».

Ну, что тут скажешь? Даже не хочется спорить и выяснять, в какой же стране проживает двойник Лилии Литвяк, - в Швейцарии или в Швеции.

В принципе, уже не удивляет множество легенд, связанных с именем Лилии Литвяк. Нет только ответа на вопрос: каковы же причины возникновения всех этих легенд? Ведь среди сотен других наших летчиц нет ни одной, с чьим именем были бы связаны какие-либо легенды. Почему же в народной памяти сохранились легенды исключительно о Литвяк? Только ли потому, что она была самой результативной по количеству сбитых вражеских самолетов?

Безусловно, Лилия Литвяк была отважной летчицей, много раз летала на боевые задания и имела на своем боевом счету воздушные победы. Правда, по поводу количества боевых вылетов, воздушных боев и сбитых самолетов существуют разные мнения. Так, официально признано, что она произвела 138 боевых вылетов. А по другим данным Лиля произвела 150 или 168 боевых вылетов. Утверждается также, что Литвяк участвовала в 69 или даже в 89 воздушных боях, но, и в том, и в другом случае, эти цифры фантастически завышенные. Нетрудно посчитать, что из общего числа произведенных ею боевых вылетов, больше ста вылетов она произвела на патрулирование в районе Саратова и Житкура, а также сопровождение транспортных самолетов Ли-2, причем боев с немецкой авиацией тогда не имела. Такая же неразбериха и в количестве воздушных побед. Так, многие утверждают, что Литвяк сбила 16 самолетов (в том числе четыре - в группе) и 1 аэростат. В представлении к званию Героя Советского Союза указано, что она сбила лично 6, в составе группы 6 самолетов и 1 аэростат. Есть данные о том, что на её счету 11 воздушных побед. По другим данным она сбила лично 5 самолетов, в группе 1 самолет, а также 1 аэростат. А по данным фундаментального справочника «Советские асы 1941-1945. Победы Сталинских соколов» известного исследователя М. Ю. Быкова боевой счет Литвяк составляет 5 личных воздушных побед и 3 победы в групповых боях, а также 1 аэростат. Кому же верить? Думается, данным М. Ю. Быкова, так как материалом для его справочника послужили исключительно документы, включая журналы боевых действий всех советских истребительных авиационных соединений и частей. Итак, мы остановились на том, что лично и в составе групп Лилия Литвяк одержала в общей сложности 9 воздушных побед (включая аэростат). Много это или мало? Думается, достаточно для того, чтобы назвать Лилию Литвяк лучшей летчицей среди женщин, воевавших на истребителях. Перефразируя одно очень известное изречение, о Лиле Литвяк можно высказаться и так: «Летчица-истребитель, комсомолка, спортсменка, наконец, она - просто красавица!».

Так может быть, причина возникновения легенд заключалась просто в необыкновенной внешности Лили? Ведь, как отмечают все, знавшие её, Литвяк была очень романтичной, нежной и привлекательной девушкой, всегда тщательно следила за своей внешностью, носила белый шарф из парашютного шелка и держала в кабине букеты свежих полевых цветов. Миниатюрная (всего 150 см!) стройная блондинка обращала на себя всеобщее внимание звонким смехом, обладала невероятным шармом и являлась для всех образцом женственности и обаяния. Может быть, именно поэтому, красавица с загадочным лицом настолько окуталась героическим ореолом и тайнами, что люди готовы поверить во все легенды связанные с ней? Ведь всем хорошо известна истина, согласно которой красивым женщинам не только многое прощается, но и многое приписывается. Не правда ли?

Лидия Литвяк - советский летчик-истребитель

Лидия Литвяк - советский летчик-истребитель, Герой Советского Союза.
96 лет со дня рождения.
Знаменитая летчица, Герой Советского Союза, командир авиационного звена, гвардии младший лейтенант - Лидия Литвяк, обладая особым талантом истребителя и умея «видеть воздух», была одной из самых результативных женщин-пилотов Второй мировой войны, а по воспоминаниям сослуживцев к тому же - образцом женственности и обаяния. Лидия (Лиля) Владимировна Литвяк родилась 18 августа 1921 года в Москве, в семье железнодорожника. Но в 1937 году по ложному доносу ее отец был арестован и расстрелян, как «враг народа». Этот факт Лиля тщательно скрывала в последующие годы. Небом она «заболела» рано и в 14 лет пришла в аэроклуб, а еще через год совершила свой первый самостоятельный полет. Но после окончания семилетки, училась в машиностроительном техникуме, а затем на курсах геологов и даже участвовала в экспедиции на Крайний Север. Но про авиацию не забыла…
В 1940 году Литвяк окончила Херсонскую авиационную школу летчиков-инструкторов Осоавиахима и устроилась в аэроклуб города Калинина, где вскоре стала одним из лучших инструкторов и квалифицированным летчиком. К началу Великой Отечественной войны она успела подготовить 45 курсантов - будущих пилотов. А с первых дней войны и сама рвалась на фронт.

Окончив курсы усовершенствования летчиков, Лидия осенью 1941 года попала в действующую армию, поскольку в условиях потери большого количества кадровых пилотов было принято решение, на государственном уровне, сформировать три женских авиаполка под руководством легендарной летчицы М.Расковой. Кстати, чтобы попасть в эти части, Литвяк приписала к своему налету 100 недостающих часов и была сразу зачислена в 586-й истребительный авиаполк (ИАП), который участвовал в обороне Саратова. Освоив истребитель ЯК-1, именно в составе этого полка в небе Саратова весной 1942 года Лидия выполнила свои первые боевые вылеты, а вскоре имела на своем счету и одну групповую победу - сбитый немецкий бомбардировщик Ju-88. В сентябре того же года она была переведена в 437-й ИАП под Сталинград и буквально сразу же, во время своего второго вылета в составе этого полка, сбила два немецких самолета (бомбардировщик Ju-88 и истребитель Ме-109), и это было только начало… Именно тогда на капоте самолета Литвяк была нарисована белая лилия, и летчица получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», а «Лилия» стала ее позывным в радиоэфире.

После Сталинграда Литвяк служила в отдельном женском звене при штабе дивизии, затем была переведена в 9-й гвардейский Одесский ИАП - своеобразный полк асов, т.н. сборную лучших летчиков, созданную для завоевания превосходства в воздухе, а в конце 1942 года - в 296-й ИАП. И везде она не переставала удивлять мужчин-сослуживцев своим мастерством, успешно ведя воздушные бои и сбивая немецкие самолеты. И именно «в небе» Лидия встретила и свою любовь - летчика-истребителя Алексея Саломатина, с которым они, в перерыве между боями, расписались в апреле 1943 года. Однако, счастье было недолгим - вскоре ее муж погиб в бою, а затем и лучшая подруга Екатерина Буданова. Кстати, сама Литвяк за время участия в боевых действиях трижды была ранена, дважды совершала вынужденную посадку на территории противника, но всегда возвращалась в свой полк и в строй. Но война еще продолжалась… В конце июля 1943 года на Южном фронте - на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс, шли тяжелые бои по прорыву немецкой обороны. Наземные действия частей Красной армии поддерживала и советская авиация, упорно борясь за превосходство в воздухе. В числе пилотов, участвовавших в этих боях, была и Литвяк.

1 августа 1943 года она, совершив три боевых вылета в районе Донецка, лично сбила 2 самолета противника и 1 в группе, а из четвертого вылета командир звена 3-й эскадрильи 73-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии младший лейтенант Лидия Владимировна Литвяк не вернулась… Ее самолет был атакован противником, подбит, и больше его никто не видел. Командование срочно организовало ее поиски. Но ни самолета, ни самой летчицы найти не удалось. Как позднее было установлено - Лидия Литвяк погибла при выполнении боевого задания в бою над Миус-фронтом. Ей был всего 21 год, но за свой недолгий боевой путь в годы войны она успела стать настоящей легендой, проявив мужество и мастерство в воздухе, при этом сбив больше всех самолетов среди женщин-пилотов. Всего она совершила 186 боевых вылетов, в которых провела 69 воздушных боев и одержала 16 побед (4 - в группе), а еще сбила немецкий аэростат-корректировщик.

Сразу же после ее гибели, командование дивизии подготовило представление летчицы к званию Героя Советского Союза. Однако, поскольку останков так и не нашли, то и представление было отложено. В послевоенные годы однополчане и энтузиасты продолжали вести поиски, но лишь в 1979 году было найдено и в ходе дальнейшего расследования подтверждено документально, что останки Лидии Литвяк захоронены в братской могиле на территории села Дмитриевка Шахтерского района Донецкой области.

Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Лидии Владимировне Литвяк, наконец, было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно), орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» переданы на хранение ее родственникам, а 25 октября 1993 года Указом Президента РФ, в знак признания ее боевых заслуг во время Великой Отечественной войны, ей также было присвоено звание Героя России (посмертно). При жизни летчица была награждена орденами Красной звезды, Красного знамени и Отечественной войны 1-й степени. В Москве на доме, где до войны жила Лидия Литвяк, установлена мемориальная доска, на месте захоронения, в селе Дмитриевка Донецкой области, установлен мемориальный камень, а в городе Красный Луч в центральном сквере стоит памятник легендарной летчице. https://cont.ws/@user3885/692748

Украинец Иван Борщик погиб во время сражения по освобождению от фашистов Латвии

Второй этап крупномасштабной операции «Багратион» был направлен на освобождение Прибалтики. 1-й Прибалтийский фронт наступал к Рижскому заливу, чтобы разорвать соединения Рижской и Курлнядской группировок группы германской армии «Север». Германское командование на северо-западном направлении пыталась восстановить фронт и присылала всё новые резервы. Красная Армия испытывала мощные танковые контрудары противника.


Одна из таких битв советских артиллеристов с немецкими танковыми соединениями завязалась в районе деревни Багачи (ныне Добельский край, область Земгале, Латвия). В начале августа 1944 года немцы направили к деревне большую группу танков, отражать удар пришлось батарейцам 239-го артиллерийского полка 77-й стрелковой дивизии 51-й армии 1-го Прибалтийского фронта.

Командовал батареей украинец Иван Владимирович Борщик, в Красной Армии он нес службу с октября 1939 года. Во время войны окончил Тбилисское артиллерийское училище имени 26 Бакинских комиссаров. За годы войны отличился в оборонительных операциях по защите Одессы, Кубани, Кавказа, в наступательных операциях: при прорыве обороны противника на реке Молочной, на Сиваше, в штурме Сапун-горы.

Наградной лист отмечает его личные качества и боевые заслуги: «благодаря проявленной отваги и решительности, батареей под его командованием было уничтожено 5 артиллерийских батарей, 8 станковых пулеметов, до 2-х батальонов пехоты противника».

Иван Борщик во время сражений неоднократно получал ранения, но от лечения отказывался, оставался в строю и продолжал командование.

19 августа в местечке Багачи его батарея отразила восемь танковых атак, было подбито пять немецких танков. Через день, в этом же месте, битва разгорелась с новой силой вновь. Когда в живых не осталось ни одного наводчика, старший лейтенант сам стал заряжающим и наводчиком, и поджег два танка.

В это время раненные батарейцы винтовками и автоматами отбивали наступление пехоты. На оборонительные позиции красноармейцев пополз еще один «Тигр». Боеприпасы к тому времени закончились, командир батареи взяв в руки две противотанковые гранаты, пошел на танк противника. Разорвавшийся рядом снаряд осколком ранил артиллериста, но он, несмотря на боль, продолжил двигаться к танку. Две гранаты достигли цели, движение «Тигра» он остановил ценой жизни.

Маршал Советского Союза Иван Баграмян в своих мемуарах «Так мы шли к победе» отметил героические действия старшего лейтенанта: он «спас своих товарищей от гибели».

За совершенный подвиг Иван Владимирович Борщик посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.