По имени

Конспект по постановке звука. Конспект индивидуального логопедического занятия в школе VIII вида «Подготовка к постановке звука »

Тема занятия: «Звук [Ш]»

Задачи:

  • Закрепить артикуляционный уклад звука [Ш];
  • Автоматизировать звук [Ш] в слогах (прямых, обратных, со стечением), в словах, предложениях;
  • Развивать фонематический слух;
  • Совершенствовать навыки нахождение позиции звука [Ш] в слове;
  • Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование:

  • Предметные картинки: Шина, кукушка, уши, пушка, бабушка; Даша под душем моет шею и уши, Миша вешает шубу, Наташа ест сушки, Дедушка лежит на кушетке.
  • Карточки с картинками со звуком [Ш] и без него.

Ход занятия

I. Артикуляционная гимнастика.

  • Широко открыть рот;
  • Часики;
  • Футбольный мяч;
  • Чашечка;
  • Дотянуться языком до носа, до подбородка.

II. Артикуляционный уклад звука [Ш].

Скажите где находится язык, когда мы произносим звук [Ш]?
Он широкий или узкий?

III. Автоматизация звука

✒ Изолированно:
Ин.: Скажи, как шипит змея.

Упражнение «Шарик лопнул».
Надуваем воображаемый шарик, затем он сдувается со звуком [Ш].
Все это сопровождается движениями.

✒ В слогах:
Ин.: Повтори за мной:
ша - ша - ша
шо - шо - шо
шу - шу - шу
ши - ши - ши
ше - ше - ше ша - шо - шу - ши - ше
шо - шу - ши - ше - ша
шу - ши - ше - ша - шо
ши - ше - ша - шо - шу
ше - ша - шо - шу - ши

✒ В словах:
Ин.: Назови картинки.

Шина, кукушка, уши, пушка.

Ин.: Повтори за мной слова - тройками:

Петушок - гребешок - ремешок.
Шина - машина - крушина.
Малыши - камыши - ландыши.
Дышу - ношу - тушу.
Маша - Даша - Паша.
Андрюша - Танюша - Валюша.
Ваша - наша - каша.
Миша - Паша - Яша.
Наташа - Танюша - Катюша.

Игрушки «спрятались» в разных местах комнаты: мишка на шкафу, кошка под шкафом, щенок за шкафом, кукла между стульчиком и шкафом на полу.

В о п р о с ы.

  1. Где спрятались игрушки?
  2. Где спрятался мишка?
  3. Где спряталась кошка?
  4. Где спрятался щенок?


IV. Формирование фонематического слуха.

Ин.: Если услышишь звук [Ш] хлопни в ладоши.

Шуба, стол, шмель, тюль, шарф, клен, каштан, торт, штанга, шолк.

Ин.: скажи, где находится звук [Ш] в словах (в начале, середине или в конце слова).
Соедини каждую картинку с нужной схемой.
Ватрушка, ошейник, кошелек, штанга, душ, шина, шоколад, камыши.

Ин.: Посмотри на картинки и скажи, что на них изображено.
Дедушка.
Дедушка что делает? (Дедушка лежит на кушетке.)
Это Наташа, Наташа, что делает? (Наташа ест сушки)
Это Миша, Миша что делает? (Миша вешает шубу)
Это Даша, что она делает? (Даша в душе моет шею и уши).

V. Развитие памяти, внимания, мышления.

Ин.: Назови картинки. Запомни их.
Закрой глаза. (Логопед убирает вначале одну, затем больше картинок и просит ребенка сказать чего не стало).
Ин.: Перед тобой карточки, назови, что на них нарисовано.
Телевизор, компьютер, магнитофон, лягушка.
Ин.: Что лишнее? Почему? (Лягушка)
Пакет, сумка, портфель, шапка.
Ин.: Что лишнее? Почему? (шапка)
Шар, бабочка, сороконожка, пчела.
Ин.: Что лишнее? Почему? (шар)

VI. Подведение итогов.

Ин.: Раскрась только те картинки, в которых есть звук [Ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия.

(с использованием изотехники)

Подготовила

учитель – логопед Шлянина О. П.

г. Курганинска Краснодарского края

Тема: Постановка звука [Ш]

Цель : уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука, уточнение изолированного положения; развитие речевой моторики; развитие фонематического слуха; развитие точных движений кисть руки.

Оборудование: зеркало, предметные картинки, краски, кисть, баночка с водой, бумага, лягушонок, уж, Доктор Айболит.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика – Посмотри у нас сегодня в гостях веселый лягушонок, а это болото, в котором он живет. Давай поможем лягушонку перепрыгнуть с листика на листик. (Ребенок выполняет упр. всеми пятью пальчиками проворачивая кисть влево, вправо)

Прыг, скок, прыг, скок,

Я с листочка на листок,

Я – веселая лягушка,

Ваша милая подружка.

2. Артикуляционная гимнастика. (выполняя , красками прорисовывают символы)

Жил – был добрый уж Шурик. Заболело у него горло, да так сильно, что он перестал шипеть. Отправился он к Доктору Айболиту за помощью. По пути Шурик встретил нашего веселого лягушонка и улыбнулся «Улыбка». Лягушонок держал в лапках рупор «Рупор», громко квакал, созывая лягушат на блины «Блинчик» Конечно Квак пригласил и ужа. Они пили чай с вареньем «Вкусное варенье». Яблочное варение лежало в красивой чашечке «Чашечка». Шурик рассказал лягушатам о том, что с ним приключилось и его услышало солнышко. Солнышко протянуло свой лучик, и сказала: «Раскрась его волшебной желтой краской, он тебе и покажет дорогу к Доктору Айболиту». Уж так и сделал. Потом поблагодарил всех за помощь, сел на лошадку, поскакал «Лошадка». По пути на нос Шурику, с дерева опустился листик, он стал дуть на него «Фокус». Уж так увлекся, что и не заметил, как доехал.

«Улыбка» (полоска)

«Рупор» (волна)

«Блинчик» (круг)

«Вкусное варенье» (вертикальные полоски)

«Чашечка» (полукруг)

«Маляр» (зигзаги)

«Лошадка» (тычки)

«Фокус» (спираль)

3. Постановка звука механическим способом.

Положить на нижние зубы ребенка карандаш, на него ребенок положит язык. Попросите изобразить, как чихал больной уж – постучать кончиком языка по верхним альвеолам, произносить звук [Ч]. При этом он должен сильно и непрерывно дуть на кончик языка. Затем «уж перестает чихать» и по дольше тянет звук [Ч] который преобразовывается в звук [Ш ].

Вот и вылечил доктор Шурика. Он пополз и зашипел Ш – Ш – Ш –Ш – Ш – Ш – Ш.

(ребенок схематически изображает, как ползет уж)

4. Уточнение артикуляции.

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

5. Упр. «Чудесная поляна» На столе лежат предметные картинки, ребенок должен нарисовать по точечному контуру только те, в названии которого есть звук [Ш]. Обводя контур, ребенок длительно произносит звук [Ш].

Шар, зонт, мышка, жук, кошка, сумка, машина.

6. Итог занятия .

Положительная оценка деятельность ребенка.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА КУПИНСКОГО РАЙОНА

Конспект НОД с применением элементов логопедического массажа «Постановка звука Ш»

Провела: учитель-логопед

Коцолапенко Галина Васильевна

Цель: Уточнить и закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш в слогах.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Формирование правильного диафрагмального дыхания.

2. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.

3. Развитие артикуляторного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики для постановки звука «Ш».

4. Закрепление правильного произношения звука [Ш] (в изолированном произношении)

5. Развитие фонематического восприятия (отбор слов в названии, которых есть звук «Ш»)

6. Закрепление представление о зиме и её приметах, признаках.

7. Расширение словарного запаса через употребление слов-признаков, антонимов.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать слуховое внимание.

Развивать общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Развивать память, самостоятельность, уверенность.

Формировать умение слушать логопеда.

Формировать усидчивость на занятии.

Воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений

Сохранять и укреплять здоровье детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед: Мы сегодня будем очень весело и интересно играть, учиться правильно произносить звук ш, к нам придет еще один гость, но кто это ты узнаешь, если отгадаешь загадку. Слушай внимательно.

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Кто же это?

Ребенок: Снеговик.

Логопед: Правильно. Смотри, в гости к нам пришел снеговик.

А когда приходит снеговик, в какое время года?

Ребенок: Зимой.

Логопед:- Правильно, зимой.

Мы очень ждали прихода красавицы-зимы. Наблюдали за тем, как падал первый снег, усыпая землю. Рассматривали снежинки. И вот дождались мы снежных, морозных дней. Зимой дует холодный ветер

Как подует ветерок, так закружится снежок.

Ой, от холодного ветра ручки у нас замёрзли, давай их согреем, подуем на ручки. Сделай глубокий вдох носом. Округли губы и с силой выдохни воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повтори еще раз, и еще раз. А теперь потри ладошки, чтобы они согрелись, а теперь кулачки потрем. Молодец, теперь наши ручки согрелись.

2. Основная часть.

Наш гость снеговик очень хочет научиться правильно произносить звук Ш, давай расскажем ему, что для этого нужно делать. Чтобы правильно произносить звук Ш, мы каждый день должны делать гимнастику для язычка, для губ и щек. Должны научиться правильно дышать, делать правильный плавный выдох. А чтобы язычок стал послушным, я буду делать тебе массаж язычка. А Снеговик будет внимательно за нами наблюдать.

Расслабь язычок, он становится широким как лопатка. Погладим язычок от кончика к корню языка и обратно. Нарисуем лыжню для лыжников. Лыжники едут и прямо, и зигзагом, и елочкой. Поглажу легонечко от середины языка к краешкам, чтобы язычок стал широким, мягким, послушным. Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно:

Расслабление приятно. Язычок широкий. (Массаж собственно мышц языка, движения от кончика к корневой части языка и обратно; поглаживание от кончика языка к корню языка; легкое поглаживание языка из стороны в сторону.)

Погладим боковые краешки языка от кончика к корню. Краешки язычка, будут прижиматься к верхним зубам. Умничка, ты мне очень помогаешь. (Поглаживать боковые поверхности языка от кончика к корню.)

Тихонечко разомнем язычок, чуть сильнее перетираем мышцы. (Легкое разминание с перетиранием от кончика к корню с одной и другой стороны.)

Рисуем кружочки- комочки на язычке, чуть надавливаем на язычок.

Круговые растирающие движения.

Слегка потянем язычок и чуть потрясем. Легкое потряхивание,

И шпателем похлопаем по язычку, чтобы он стал совсем широким, и послушным.

А теперь сделаем чашечку язычком, я тебе помогу поднять краешки язычка вверх, прижимай краешки к верхним зубам и подуй на чашечку. А губки выдвигай вперед, я тебе помогу. И подбородок выдвигай вперед, совсем немножко. Подуй на горячую чашечку, остуди горячий чай. Молодец, как хорошо у тебя получается. Замечательный звук слышится. Пошипи еще немного. (Легкая вибрация с использованием шпателя.)

Убирай язычок в ротик, ты молодец.

Хорошо нам отдыхать…

Но пора уже вставать!

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы!

Чтобы правильно произносить звук Ш, нужно каждый день делать гимнастику для язычка. Снеговик не умеет делать гимнастику, давай мы его научим. Ты внимательно смотри на меня, а я буду смотреть на тебя. Старайся повторять все за мной, медленно, не спеша.

(Упражнения: Забор, Трубочка, Окошко, Лопаточка, накажем непослушный язычок, лопаточка копает, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают что? Что падает на землю?

Ребенок: Весёлые снежинки.

Логопед: А снежинки какие?

Холодные или горячие? Белые или черные? Легкие или тяжелые? А ещё какие бывают снежинки, а еще какие?

Логопед: Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Давай поиграем со снежинками, ты будешь сдувать их с носа. ("снежинки"-ватные шарики). А ты умеешь правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. Сдувай "снежинки" с носа. Молодец.

А теперь покажи, как мы делаем чашечку. А теперь подуй на чашечку. "остуди горячий чай". Молодец, какой замечательный звук Ш получается.

1. Физминутка.

Логопед: Мы все очень любим зиму, она приносит много игр, давай поиграем со снежинками.

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

2. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: А теперь давай покажем снеговику игру «Поймай звук». Как только ты услышишь звук Ш, хлопни в ладоши и поймай его.

Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.

Логопед: Давай напомним снеговику, где был твой язычок, когда ты произносила звук Ш: вверху или внизу? А краешки язычка ты прижимала к верхним зубам? А губки улыбались или были круглыми? А ветерок был теплым или холодным? Правильно, молодец.

Итог занятия.

Логопед: Ты так хорошо играл сегодня, а тебе понравилось играть со снеговиком? Какой звук мы сегодня научились произносить?

Снеговик очень признателен тебе за помощь. И у него есть для тебя сладкий подарок.

До свидания!

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Постановка звука Ш».

Цели: - воспитание воздушной струи;

Формирование артикуляционного уклада звука Ш;

Развитие артикуляционного праксиса;

Различие названий овощей, фруктов;

Практическое образование существительных суффиксальным способом;

Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Развитие словесно-логического мышления.

Оборудование: «снежинка», прикрепленная к нитке длиной 10-12 см, профиль артикуляции звука Ш, набор опорных схем, пособия для артикуляционной гимнастики, на развитие мелкой моторики пальцев рук, настольное зеркало, муляжи овощей, фруктов, картинки-символы неречевых звуков.

Ход занятия .

1. Организационный момент.

Валера, добрый день! Ты пришел ко мне на логопедическое занятие, на котором мы будем учиться произносить звук Ш.

2. Воспитание сильной направленной длительной плавной воздушной струи.

Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Предлагается ребенку «снежинка», прикрепленная на нитку длиной 10-12 см.) Держи «снежинку» перед губами.

Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво полетела «Снежинка» вверх.

3. Развитие артикуляционного праксиса.

Чтобы язык был сильным, произносил правильно все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Валера, давай поупражняем твой язык. Посмотри на картинку. Что это? Правильно, это трубочка. Давай превратим твои губы в трубочку. Улыбнись, сомкни зубы, вытяни губы вперед. Молодец! А теперь смотри в зеркало, удерживая трубочку, пока я буду считать до 10.

Посмотри на эту картинку. Догадался, какую артикуляционную гимнастику мы сейчас будем делать?! Правильно! Давай сделаем чашечку из языка. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними. Умница! А теперь давай посоревнуемся, кто дольше продержит чашечку.

Валера, представь, что ты ел очень вкусное малиновое варенье, оно у тебя осталось на верхней губе. Улыбнись, оближи «чашечкой» верхнюю губу сверху вниз. Замечательно! С каждым днем у тебя получается лучше!

4. Формирование артикуляционного уклада звука Ш.

Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука Ш. (Предлагается ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).

Покажи, где кончик, спинка, корень язык, нижние и верхние резцы, преграда. Отлично!

А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш-ш-ш. А на какие еще неречевые звуки похоже звучание «ш»? Правильно! Шипение змеи, шелест листьев. Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец! Найди карточку-символ «трубочка».

А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». Правильно! Найди карточку со стрелкой вверх. Умница!

А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая.

Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом. Отлично! У тебя получилась песенка гуся.

5. Дифференциация названия овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитее словесно-логического мышления.

Давай поиграем в игру «Сад-огород». Назови муляжи. Скажи, где растут овощи, фрукты? Разложи муляжи на две группы: овощи в огород, фрукты - в сад. Возьми муляж и назови. Где растет яблоко? Что это? Куда положишь яблоко? И т.д.

Давай поиграем в игру «Большой - маленький». Я показываю на муляж овощей и фруктов, называю большой предмет, а ты называешь маленький.

6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Возьми цветные карандаши, выполни точечную штриховку овощей.

7. Итог, оценка деятельности.

Чему ты сегодня научился? Ты меня очень порадовал на занятии!

Тема: Подготовка к постановке звука [Ш].

Цель: подготовка артикуляционного аппарата обучающегося к постановке звука [Ш].

Задачи:

1. образовательные:

Создать психологическую готовность к вызыванию звуков речи;
формировать длительную воздушную струю;

2. коррекционно – развивающие:

  • развивать мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление;
  • развивать фонематический слух, упражняя в выделении из звукового потока;

3. воспитательная: воспитывать доброжелательность, умение взаимодействовать с педагогом.

Оборудование:

  • демонстрационный материал – предметные картинки;
  • индивидуальный материал – картинки с изображением предметов, кусочек ватки.

Ход занятия

I. Орг. момент. — Здравствуй! Давай друг другу улыбнемся. Присаживайся поудобнее.

II. Мимическая гимнастика. — А сначала проведем разминку мышц лица.
Нахмурить брови. Поднять брови (удивиться). Улыбнуться. Улыбнуться так, чтобы были видны зубы. Выдвинуть губы вперед. Улыбнуться. Нахмурить брови. Поднять брови.

III. Артикуляционная гимнастика. — Сейчас разомнем язычок.

Упр. «Лопаточка». — Высунь широкий язык, расслабь его и положи на нижнюю губу. Язык не дрожит. Удержи его в таком положении.

«Чашечка». — Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потя¬нуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.

«Вкусное варенье». — Приоткрой рот, высунь широкий язык. Представь, что на верхней губе у тебя варенье, нужно облизать языком верхнюю губу и убрать в глубь рта.

«Грибок». — Широкий язык нужно присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы «ножка грибка» (уздечка языка) натянулась. Удержи в таком положении.

IV. Дыхательная гимнастика.

«Фокус». — Хорошо! А сейчас мы с тобой покажем фокус. Язык клади на верхнюю губу, как при упражнении «Вкусное варенье». Делай глубокий вдох носом, я тебе кладу ватку на кончик носа, тебе нужно ее сдуть, выдохнув через рот.

«Парус». — Посмотри, перед тобой парус и три акулы, тебе необходимо сбить парусом акулы. Для этого делай глубокий вдох носом, не поднимая плеч, спинку держим ровно. Выдыхаем через рот, тонкой струей на парус, направляя его в сторону акул.

V. Развитие мелкой моторики. — Теперь мы разомнем наши пальчики. Посмотри сколько зверей к нам пришло.

Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
В гости и ежу…
Даже к серому зайчишке
Заходил наш бурый мишка.

VI. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук». — Давай поиграем с тобой в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки, услышав звук [Ш] хлопни в ладоши. Будь внимателен!

Произносятся звуки: [ З ],[ Щ ],[ Ж ],[ С ],[ Ш ],[ Ц ], [ Ш ], [Х].

— Теперь я дам тебе картинки, посмотри на них внимательно. Покажи мне рисунки, в которых прячутся слова со звуком [Ш].

Слова: щетка, апельсин, звезда, вишня, шапка, щука, шкаф.

VII. Развитие памяти и внимания. — «Сейчас я покажу тебе картинки. Внимательно рассмотри их, назови и запомни. Далее ты закроешь глаза и я уберу одну картинку, а когда откроешь глаза должен сказать, какого изображения не стало».

VIII. Итоги занятия.

— Молодец! Наше занятие подходит к концу. Тебе понравилось занятие?
— Какие слова тебе запомнились?
— Молодец, хорошо работал! Занятие окончено. Яровенко С.В.
учитель — логопед, Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №78 VIII вида.