Мода

Как полировать лаковое покрытие древесины. Полировка изделий из дерева. Составы для полировки деревянных изделий

Изделия из дерева остаются востребованными уже много веков, так как им нет равных по экологичности и долговечности. Деревянная мебель всегда уникальна, так как невозможно встретить два дерева с одинаковым рисунком. Чтобы сохранить и подчеркнуть природную притягательность деревянной палитры применяется полировка дерева. Полировка относится к особо трудоемкому и высокохудожественному виду деятельности, требующему наличия определенных навыков, терпения и времени. Полировка - это сглаживание неровностей поверхности с использованием различных инструментов и реагентов.

Зачем полировать поверхность?

Полированная поверхность становится абсолютно гладкой, сверкающей. С ее помощью можно подчеркнуть природную красоту дерева, выгодно выделив фактурный рисунок, придать массиву нужный оттенок, защитить поверхность от механических повреждений, воды, впитывания запахов, химикатов моющих средств, а также развития грибковых процессов и потемнения. Вдохнуть жизнь в старые деревянные изделия, избавив их от сколов, загрязнений и придать первозданный лоск.

Виды деревьев, наиболее подходящие для полирования

Древесина различных деревьев имеет разные свойства. Например, из хвойных пород массив сосны тяжело подвергнуть полировке, так как древесина слишком колкая, имеет значительные горбинки, шероховатости и смоляные протоки, а вот кедр и лиственница имеют красивую текстуру и хорошо обрабатываются. Среди лиственных пород деревьев изделия из березы после полировки выглядят гораздо богаче, имитируя орех, красное дерево, клен. Осина также хорошо обрабатывается, а по износостойкости может соревноваться с дубом. Для создания светлой, необычной текстуры берут липовый массив. Изделия из груши, яблони, ореха и самшита хорошо переносят полировку и становятся еще изысканнее. Очень тяжело полировать дуб из-за того, что у дерева твердая древесина и крупная фактура.

Типы поверхностей для полировки

Нуждаются в обработке полированием лицевые поверхности деревянных изделий, наиболее подверженные различного рода воздействиям. Полы, потолки, мебель, стены, детали лестничных пролетов и другие предметы интерьера. Полировка дерева применяется как для первичной обработки массивов, так и для реставрации раритетных вещей, имеющих различные повреждения или потерявших внешний вид. Обработке можно подвергать поверхности с различными начальными покрытиями: лакированными, мореными или окрашенными.

Инструмент для полировки дерева

Прежде чем приступить к работе, нужно запастись необходимым инвентарем. Для грубой обработки объемных поверхностей или снятия старого покрытия целесообразно механизировать процесс. Профессионалы для этого используют специальные шлифовальные машины, рубанки.

Для полировки дерева своими руками можно воспользоваться универсальными инструментами (болгарка, дрель) с различными насадками. Расходные материалы подбираются в зависимости от видов полировки.

Этапы работы

ОНи следующие:

  • Подготовка поверхности - шлифовка.
  • Нанесение грунтового покрытия.
  • Обработка изделия политурой - располировка.
  • Завершающий этап - отполировка.

Шлифование деревянного покрытия

Шлифовка предполагает полное или частичное снятие старой облицовки. Если изделие лакированное, то покрытие можно снять несколькими способами: химическим, термическим и механическим.

Химический метод

Старую облицовку можно удалить специальной смывкой. Она наносится на поверхность на 3-4 часа, растворяет лак и затем удаляется шпателем. Следующим этапом будет нейтрализация самой смывки теплой водой с добавлением пищевого уксуса. При таком способе перед проведением дальнейших операций по обновлению покрытия изделие высушивается от одного до трех дней на сквозняке без прямого доступа солнечных лучей. Это долгий процесс и применяется когда нужно деликатное воздействие на дерево.

Термический метод

При таком способе верхний слой нагревается при помощи строительного фена. Под действием высоких температур покрытие размягчается и снимается шпателем. При перегревании происходит вздутие облицовки, что является предостережением, так как может произойти возгорание. Из-за выделения вредных веществ при нагревании этот метод применим только для работы на открытом воздухе.

Механический метод

Механический способ предполагает снятие старого покрытия грубоволокнистыми насадками и значительно травмирует верхний слой дерева. Если лак или краска отходит слоями, то старое покрытие удаляют щеткой для полировки дерева с металлической щетиной, шпателем либо отверткой. Если таким образом избавиться от верхнего слоя не удается, то в работе используются специальные или адаптированные машины для шлифовки и полировки. При применении данных инструментов требуется защита глаз и дыхательных путей от пыли. Для уменьшения ее количества можно мочить поверхность водой, но тогда необходима ее просушка перед следующим этапом работ. Для этого применяют плоскошлифовальные, углошлифовальные, машины и дрели с насадкой для полировки дерева.

Дрель используется на малых площадях, плоскошлифовальная машина - на ровных и плоских поверхностях. Для больших объемов потребуется ленточная шлифовка. Полировка дерева болгаркой универсальна, в том числе может применяться при обработке углов и торцов. Шлифовка проводится в несколько этапов с использованием разных насадок с постепенным переходом от крупнообразивных к мелкообразивным. Для зачистки ровных небольших изделий пользуются циклей. Важно, чтобы инструмент был хорошо заточен и не имел заусенец, которые могут повредить поверхность.

Полировку дерева в домашних условиях можно сделать при помощи подручного инструмента. Для этого закрепляют наждачную бумагу на бруске из мягкой древесины.

Нанесение грунтового покрытия

Грунтование поверхности необходимый этап полировки дерева. При грунтовке составом заполняются все трещинки и поры дерева, выравнивается поверхность, снижается гигроскопичность дерева, что позволяет экономить полирующий состав и делает его нанесение легким, а результат более качественным. Грунтовочные смеси улучшают адгезию материалов, поэтому окончательное покрытие держится гораздо дольше. Грунтовые составы защищают дерево от гниения, заплесневения и вредителей, увеличивают его прочность и гладкость. В зависимости от степени обработки поверхности и от того, какое будет нанесено финишное покрытие, используют несколько видов грунтовых смесей. Если поверхность плохо отшлифована, можно купить алкидную грунтовку, образующую плотный защитный слой, обеспечивая матовую и гладкую поверхность. Из-за токсичности лучше не использовать алкидные смеси в помещении. Время высыхания изделия составляет от 12 до 16 часов. Теми же свойствами обладает акриловая грунтовка. Ее используют перед окрашиванием латексными, водоимульсионными и акриловыми красками. Этот грунтовочный состав имеет преимущества, так как быстро сохнет, разбавляется водой, нетоксичен. Перед нанесением паркетного лака дерево грунтуют полеуретановой грунтовкой, состоящей из синтетических смол и растворителя.

Шеллаковый грунт применяется для обработки сучков и древесины хвойных пород, так как нейтрализует воздействие смол на финишное покрытие. Различные антисептические составы предназначены для борьбы с болезнями и вредителями, консервации дерева. Неокрашенные изделия рекомендуется обрабатывать не реже чем раз в 5 лет. Если нужен хорошо проникающий в глубокие слои состав, то можно использовать олифу или алкидную эмаль. Олифа является хорошим основанием для нанесения масляных красок. Обработка горячей олифой защитит дерево от влаги. Такой состав наносится в два слоя. Шпаклевка защищает дерево от растрескивания при низких температурах. При полировке дерева в домашних условиях можно приготовить шпаклевку самому из клея ПВА и опилок. Такой состав используется перед нанесением лака.

Наносятся грунтовые смеси при помощи льняных тампонов на небольшие изделия. Для обработки больших площадей используются валики, а для труднодоступных мест применяют аэрозольное напыление. Грунтовые смеси наносятся в два слоя, вторым слоем грунтуют после высыхания первого. После высыхания второго слоя поверхность шлифуется мелкообразивной наждачной бумагой.

Располировка

Для располировки дерева применяется несколько видов покрытия. Для придания поверхности зеркального блеска применяют составы на основе шеллака и нитролака. Шеллак - это смола природного происхождения, выделяемая насекомыми. Можно купить готовые смеси на основе шеллака, а можно сделать политуру и самостоятельно, растворяя шеллак в денатурате или этиловом спирте. Для достижения нужного цвета применяют политуры разных цветов. Золотисто-желтый оттенок придает дереву «пуговичная» политура. Она изготавливается из сырья самого высшего качества. Средне-коричневый цвет придает древесине стандартная политура, изготовленная из хлопьев шеллака оранжевого цвета. Темная политура придает дереву теплый коричнево-красный оттенок. Белой, изготовленной из обесцвеченного сырья, обрабатывают массивы из светлых пород. Прозрачность политуре придает удаление воска из шеллака. Ее применяют, чтобы сохранить естественный оттенок особо светлых сортов дерева. Для кардинального изменения цвета массива применяют цветные политуры, которые содержат красителя черного, зеленого и красного цветов. При помощи зеленой политуры «состаривают» мебель, красная придает яркость и сочность. Цвет регулируют, добавляя по каплям спиртовую морилку.

Политура на основе нитролака состоит из лакового коллоксилина, смолы и летучего органического растворителя. Такие покрытия образуют на поверхности прочную эластичную пленку, которая при отполировке приобретает либо зеркальный глянец, либо матовую текстуру при добавлении стеарата цинка. Каждый новый слой такого покрытия прочно соединяется с предыдущим, создавая монолит.

При располировке тампон из ткани, не оставляющей ворсинок, смачивается подсолнечным или машинным маслом и полирующей смесью. Затем поступательными круговыми движениями без сильного нажатия раствор наносится на обрабатываемую поверхность. При этом важно наносить небольшое количество состава, чтобы не оставалось капель. После высыхания первого слоя наносятся второй и третий. После высыхания последнего слоя поверхность опять шлифуется мелкообразивным материалом.

Отполировка

Для окончательной полировки используется паста для полировки дерева на основе воска. Данный вид покрытия абсолютно безопасен и экологичен. Такую пасту можно купить в магазине, либо изготовить самому. Для этого ¼ стакана воска растопить при постоянном помешивании. Затем, сняв с огня, медленно ввести такое же количество скипидара. После остывания смесь перелить в закрытую емкость. От запаха скипидара можно избавиться, добавив в состав эфирные масла гвоздики, лаванды, чайного дерева, эвкалипта, можжевельника, душицы. Вместо скипидара можно использовать оливковое масло или вазелин. Отполировывают поверхность хлопчатобумажной тканью. Полировка дерева воском не только защищает поверхность от оседания пыли, придает поверхности блеск, но и маскирует неглубокие царапины и сколы. Это покрытие долго защищает деревянные изделия, но при прикосновении на нем остаются отпечатки пальцев.

Для полировки дерева своими руками можно приготовить смеси из оливкового масла и лимонного сока, воды и нашатырного спирта или уксусной эссенции. Такие растворы наносят на деревянную поверхность при помощи распылителя и растирают мягкой тряпкой из неворсистой ткани.

Полировка дерева своими руками требует умения и терпения, но при соблюдении всех правил новые деревянные изделия прослужат дольше, а старые приобретут изысканный глянец и шарм.

Доступность шлифовальных машинок и другого механического инструмента не может списать со счетов ценность ручной шлифовки. В представленной статье мы поговорим о преимуществах такого подхода, основных принципах ручной шлифовки и способах быстрого получения идеально гладких поверхностей.

Какие преимущества ручной шлифовки?

Шлифование дерева вручную хоть и требует больших трудозатрат, но взамен обеспечивает ряд важных преимуществ: менее агрессивную обработку, лучший контроль над процессом и высокое качество обработки поверхностей в труднодоступных местах – в углах, на плавных изгибах и прочих рельефах любой сложности.

Ручная техника незаменима при межслойном шлифовании отделочных покрытий, поскольку обеспечивает максимально деликатную работу и исключает риск протирания нанесенной отделки. При использовании одного и того же абразива ручная шлифовка гарантирует более качественную поверхность, чем ошкуривание шлифмашинкой, болгаркой или дрелью.

О шлифовальных колодках и их создании своими руками

Шлифовальные колодки (шлифки) – незаменимый помощник в арсенале столяра. Эти незамысловатые приспособления обеспечивают равномерный контакт наждачной бумаги с обрабатываемой поверхностью, увеличивая скорость и качество выполняемых работ. Используя такие колодки, вы существенно улучшите качество шлифования, продлите жизнь абразива, избежите неисправимых дефектов в виде углублений и скругленных торцов.

Чтобы обзавестись таким шлифовальным инструментом нет необходимости тратить лишние деньги. Его не составит труда изготовить своими руками из плотного пенопласта или деревянных обрезков. Оцените несколько несложных проектов шлифовальных колодок в нашей галерее.

С этим шлифовальным блоком, который не составит труда изготовить из завалявшихся деревянных обрезков, вы не будете тратить лишнего времени на смену наждачной бумаги. Клиновидные фиксаторы – простая и функциональная альтернатива традиционным зажимам. Незамысловатая угловая колодка позволит избежать случайного скругления кромок при шлифовании торцов. Для шлифовки плавных изгибов используйте криволинейные колодки из деревянных обрезков или пенопласта. Для шлифовки углублений или деревянных изделий с круглым сечением, например, балясин, используйте дополнительную мягкую подложку. Не спешите выбрасывать обрезки профиля, они еще послужат вам в качестве колодки. Все гениальное – просто!

Как выбрать наждачную бумагу для работы с деревом?

Существует довольно много характеристик, по которым классифицируют наждачную бумагу. Но основным и наиболее значимым параметром, на который следует ориентироваться при выборе шкурки, является размер ее абразивных зерен – т.н. показатель зернистости. Для конкретных задач при работе с деревом выбирают определенный тип зернистости.

ТАБЛИЦА: ВЫБОР АБРАЗИВА ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕРЕВОМ

Практика показывает, что для выполнения основных задач мастеру хватает комплекта из пяти разновидностей абразива:

  • P150 ; P180 ; Р240 (обработка древесины перед нанесением отделки);
  • P280 ; P400 (межслойная и финишная шлифовка отделочных покрытий).

Все о тонкостях выбора наждачной бумаги вы можете почитать в .

Сухое или мокрое шлифование?

Для промежуточной шлифовки отделочных покрытий – морилки, лаков, полиуретана и т.д. традиционно используют две техники – сухую или мокрую.

Сухое шлифование увеличивает эффективность абразива и дает возможность лучше контролировать процесс работы, что особенно важно на этапах промежуточной шлифовки деликатных покрытий. Недостатком такой методики является быстрое забивание шкурки. Отчасти эту проблему компенсирует наждачная бумага с противозасоряющимся стеаратным покрытием.

При мокром шлифовании деревянных изделий в качестве увлажнителе используют минеральное масло, уайт-спирит или обычную мыльную воду. Абразив при такой технологии засоряется намного медленнее и, соответственно, служит дольше. Но месиво, образующееся из пены и стружки, существенно усложняет процесс шлифования. Возникает необходимость постоянно протирать поверхность и внимательно контролировать результат шлифовки.

Как правильно шлифовать дерево?

Техника шлифовки . Древесину шлифуют активными движениями вдоль волокон или под небольшим углом, но без чрезмерного надавливания на колодку. Движения должны быть максимально легкими, на втором-третьем проходе мелкозернистой шкуркой практически без нажима.

Полированная мебель имеет очень «парадный» вид. Он довольно специфичен, но многим нравится. Сложность состоит в том, что блестящую поверхность испортить легко, а вернуть ей привлекательность сложно. Часто единственный выход — полировка мебели.

Наиболее распространенная проблема — царапины. С мелкими разделаться еще можно при помощи полиролей со специальными свойствами. Глубокие, с повреждением до самой древесины или шпона, можно удалить только новой полировкой (если это старая мебель советских времен, покрытая нитролаком). Для этого сначала удаляют полностью все старое покрытие, затем наносят лак и шлифуют полностью всю деталь. То есть полировка мебели — новой или старой — происходит по одному алгоритму, с той лишь разницей, что старый слой лака приходится удалять.

Если изделие более новое, оно, скорее всего покрыто толстым слоем лака. Если царапина глубокая, но до шпона или древесины не дошла, дело обстоит несколько проще. Сначала шкуркой на 80 и 120 счищается поцарапанный слой. Затем шлифуется все более мелким зерном. Далее наносится один два слоя лака, после высыхания — полируется.

Еще случай, когда может потребоваться полировка мебели, — при помутнении или пожелтении лака. Такое часто случается. Лечение тоже непростое -полное удаление старого лака и нанесение нового с полировкой. Аналогично решаются проблемы со всеми другими следами, которые не удаются удалить обычными средствами ().

Еще один момент: полировку мебели делают только и исключительно в горизонтальном положении. Для этого часто приходится все разбирать. Это сложно, но другого выхода нет. Работать можно только на горизонтальной поверхности.

Предварительная шлифовка

Полировка мебели — длительный процесс и начинается он со шлифовки. Сначала все трещины и другие дефекты замазывают подходящей по цвету шпаклевкой по дереву. После полного ее высыхания (срок указан на этикетке) начинается шлифовка.

Для полировки дерева или шпона лучше всего подходит шлифовальная машинка. Ленточная иди дисковая — дело вкуса и предпочтений, зависит также от сложности формы мебели. Также понадобится набор наждачной бумаги зерном от крупного (80) до очень мелкого (1200).

В крайнем случае может подойти УШМ со специальной насадкой (диском и липучкой). Но при работе с ней, трудно добиться действительно хорошего результата — нет требуемой подвижности шлифплатформы, так что результат такой полировки дерева будет не выше среднего.

Шлифовку начинаем с зерна 80. Им работаем аккуратно, снимая только крупные неровности. Затем обработку повторяем шкуркой на 120, потом — 180 и 240. На протяжении работы надо периодически убирать пыль и осматривать поверхность, на предмет выявления неровностей и прочих дефектов. иногда они лучше определяются на ощупь.

Затем берем воду и наждачную бумагу с зерном 320. Смачиваем шлифуемую поверхность и наждачку. Снова все шлифуем, но уже с водой. На этом этапе должен получиться неплохой результат — все должно быть гладко. Если все устраивает, двигаемся дальше, если нет — еще некоторое время шлифуем.

Грунтовка

Грунтовать деревянные и шпонированные поверхности надо для того, чтобы лак лег ровнее. При шлифовке мы открыли большинство пор, освободили некоторую часть волокон. Если сразу покрыть их лаком, он будет впитываться неравномерно, из-за чего поверхность пойдет пятнами. Грунтовка закрывает большую часть пор, так что лак ляжет ровнее.

Грунтовка мебели с покрытием из шпона может быть сделана двумя способами. Первый — быстрый, но сопровождается сильным запахом. Надо взять нитролак или полиуретановый лак, разбавить его на 10-20% (в зависимости от исходной густоты), покрыть поверхность.

Второй способ грунтовки — долгий, но правильный и почти без запаха. Берем эпоксидный клей, тампон из мягкой ткани. Лучше — фланель, желательно — белого цвета, чтобы не линяла и не изменяла цвет мебели. Этим тампоном втираем эпоксидку в шпон.

Пока все сохнет, на поверхности обязательно прилипнет пыль. Ее надо удалить. Это снова-таки можно сделать двумя способами: циклевкой и шлифовкой. Если циклевкой — берем острое лезвие (можно от обойного ножа) и им счищаем все лишнее. Чтобы не повредить шпон, двигать лезвие надо вдоль волокон. Со шлифовкой все известно: шкурка с зерном 320 и вода. Подготовленную поверхность очищают от пыли, обмывают водой, сушат. После высыхания можно наносить лак.

Собственно, дальнейшая полировка мебели может и не понадобиться. Уже на этом этапе изделие выглядит прилично.

Нанесение лака

Сразу о том, какие лаки лучше использовать. Лучшими считаются алкидные (Тиккурила серия Unika-super), полиуретановые и водно-полимерные (хорошие — шведские Bask).

Несмотря на отсутствие запаха, лак на водной основе — не самый лучший выбор для первого опыта лакировки. По сути это суспензия на основе воды. Но она далеко не так безобидна, как принято считать. В составе лаков на водной основе присутствуют очень вредные растворители, правда, в небольших количествах. Просто привычные ацетон и другие, не могут удержать подобный состав в стабильном состоянии. Вот и приходится использовать намного более «крутые» растворители.

Это к слову, а причина по сути другая — сложности при обработке. При нанесении лака, вода в древесные волокна впитывается, они поднимаются. В результате, после первой обработки, поверхность далеко не ровная, а очень шершавая. Особенно сильно этот эффект проявляется на изделиях из сосны. Так что после высыхания первого слоя лака на водной основе, берем УШМ или шлифовальную машинку, цепляем на нее шкурку с зерном 320 и шлифуем до гладкости. Если повезет, следующий слой ляжет ровно и ворс не поднимется снова, если нет — придется еще раз повторить операцию. Ситуация не смертельная, конечно, но неприятная. С другими-то лаками такого не бывает.

Чем наносить лак

Теперь немного о способах нанесения лака. Профессионалы считают, что лучший — распыление из краскопульта. Может оно и так, но не у всех домашних мастеров есть такое устройство, да и краскопультом надо уметь работать. Из ручных способов нанесения популярный способ — нанесение куском поролона (можно новой кухонной губкой) или тканевым тампоном (ткань мягкая, белая, без ворса). Чтобы определиться, надо пробовать, чем вам удобнее, как получается ровнее (если получается вообще).

Следующий способ — маленьким поролоновым валиком. Подходит, если лакируется поверхность простой формы без мелких деталей (дверное полотно, например).

Нанесение лака кистью — самый непопулярный способ

Использование при лакировке мебели кисти, как ни странно, на последнем месте. Дело в том, что равномерно нанести таким способом слой лака сложно. Нужна хорошая кисть с мягкой, густой, натуральной щетиной, которая ни в коем случае не должна лезть.

Технология

Независимо от выбранного способа нанесения лака, слои его должны быть тонкими, равномерной толщины. На кисть/губку/валик/тампон берем немного средства, растираем по поверхности как можно тщательнее. Обмакиваем в лак следующий раз только после того как «орудие» следов уже не оставляет. Таким способом покрываем всю поверхность, оставляем сушиться.

Нанесенный слой лака сушится не до конца, а время, указанное на упаковке лака в графе «на отлип» или «нанесение следующего слоя». В среднем, для водных лаков это 1 час, для алкидных — 5 часов. Следующий слой наносится по той же методике. Всего слоев обычно — от 5 до 9, в зависимости от качества шпона и предварительной шлифовки. Когда поверхность станет абсолютно ровной, лак сушат до полного высыхания — 2-3 суток. После этого снова начинается шлифовка.

Шлифовка лака

Процесс такой же, как и при подготовке, только шкурки используем с более тонким зерном — начиная от 400. Шлифовать обязательно с водой — смочить поверхность и наждачку. Закончив обработку, крепим наждачную бумагу с 600 зерном, потом с 1000 и 1200.

Этот этап — последний перед непосредственной полировки. После этой обработки поверхность должна быть абсолютно ровной, однородной, без дефектов.

Полировка мебели

Заключительный этап — финишная обработка полировочной пастой. Для этого понадобиться паста для полировки. Можно использовать мебельные, но чаще применяют автомобильные. Подходит любая, в составе которой нет воска (например, «Антицирапин»). Хороший результат дают те, в которых есть хоть небольшой процент тефлона. Они еще и небольшие царапины и неоднородности сглаживают.

Полировка мебели после нанесения лака требует меньше времени чем все остальные. Для этого этапа потребуется натуральный войлок — им растирают пасту по поверхности. Чтобы не работать вручную, на липучку шлифмашинки или УШМ, крепят вырезанный по размеру войлочный круг. На полируемую поверхность наносят пасту, включают шлифмашинку на максимальные обороты и доводят мебель до нужной степени блеска. При хорошей подготовке реально получить зеркальную поверхность.

Чтобы лак, воск или политура ложились равномерно, прежде всего тщательно выровнятьи зачистить поверхность детали. Даже очень хорошо обработанные рубанком и циклей доски имеют царапины, бугорки, следы карандаша. Их непременно удали. И сделать это можно, только тщательно шлифуя поверхность шкурками (шлифовальной бумагой) с зерном разной крупности, начиная с крупных и кончая самыми мелкими. Для обработки дерева наиболее удобна шкурка со стеклянным зерном. Если такой нет, используй карборундовую или кремниевую шкурку.

Чтобы не сломать мелких деталей изделия, их ошкуровку выполняй на совершенно ровном столе или доске. Шкурку приклей к деревянной колодке размером 120 X 60 X 20 мм с ровной нижней плоскостью и закругленными краями, предварительно подклеив под нее кусочек сукна. После шнуровки обязательно удали все мельчайшие, едва уловимые глазом и даже невидимые ворсинки, примятые и вдавленные в поры дерева. Если оставить этот, казалось бы, незаметный ворс, при отделке воском, лаком или политурой поверхность получится шероховатой. Чтобы выявить «замаскировавшийся» ворс, заставить его подняться, лицевую сторону детали слегка смочи теплой водой с помощью губки или тампона. После просушивания поднявшиеся ворсинки убери самой мелкой шкуркой. Сушить надо несколько часов в сухом теплом месте, очищенном от пыли, чтобы испарилась вся влага не только с поверхности, но и из пор дерева.

Вощение — наиболее простой способ отделки изделия. Он помогает выявить естественный рисунок и придать поверхности мягкий, бархатный лоск. Особенно хороши вощенные изделия из твердых пород: ясеня, ореха, граба, дуба. Мягкие породы дерева — березу, ольху, липу — тоже можно покрывать восковой мастикой, но чтобы прядать им более эффектный вид, предварительно протонируй их коричневым, темно-красным или серым красителем. Восковая мастика есть в продаже в готовом к употреблению виде.

Как и все другие виды отделочных работ, вощение следует выполнять в несколько приемов.

Сначала поверхность, очищенную от ворса, покрой тонким слоем восковой мастики. Просушив, равномерно протри ее поперек волокон чистой, мягкой суконкой. Первый слой должен заполнить все трещины и норы и создать для дальнейшей обработки совершенно гладкое основание. Покрыв изделие воском, помести его на час-другой в теплое место. Второй слой нанеси мягкой неплотной тканью и разотри вдоль волокон вначале со слабым, постепенно усиливающимся нажимом до появления матового блеска. В заключение изделие натри сухой щеткой и нанеси тонкий слой светлого мебельного или шеллачного лака.

Лакировка — прекрасная защита деревянной поверхности от действия влаги и пыли, не говоря уже о том, что прозрачная пленка не только сохраняет свежесть текстуры дерева, но и представляет ее рисунок более глубоким и сочным. Особенно хорош для лакировки дерева с красивой текстурой спиртовый лак. Он дает наиболее тонкую и прозрачную пленку.

Для лакировки спиртовым лаком понадобится тампон — кусочек мягкой материи или ваты, обернутый чистой холщевой тряпочкой. Бумажная ткань для обертывания тампона непригодна — при трении о дерево она оставляет мелкие ворсинки, портящие глянец.

Первые два слоя лака являются грунтом для последующей лакировки. Нанеси их обильно смоченным тампоном так, чтобы лак проник во все поры изделия. Когда лак высохнет, обрабатываемую поверхность зашлифуй порошком пемзы или мелкой шкуркой, удалив таким образом лак со всей поверхности и оставив его лишь в порах и трещинах.

После шлифовки второго грунтовочного слоя очисть изделие от пыли и в третий раз покрой совсем тонким слоем лака. Помести изделие в плотно закрывающийся шкаф или прикрой ящиком, чтобы в период сушки на лакированную поверхность не попадала пыль. Через один- два дня нанеси еще один слой лака, на этот раз немного разбавленного политурой.

Последние два слоя нельзя наносить обильно смоченным тампоном — подтеки делают изделие пятнистым, неопрятным. Вот почему, смочив тампон, проведи им вначале по ненужной гладкой дощечке, чтобы удалить излишки лака. Лакируя, не води тампоном несколько раз по одному и тому же месту. При повторном движении по невысохшему слою тампон сдирает не затвердевшую еще лаковую пленку. Поэтому наноси лак полосками, перекрывающими друг друга не более чем на половину ширины. Последующий слой лака можно наносить лишь после того, как полностью высохнет предыдущий.

Движения тампоном должны быть равномерными и быстрыми. При задержке содержащийся в тампоне спирт может растворить нанесенную ранее пленку и оставить пятно, удалить которое очень трудно. Светлую древесину покрывают только светлыми лаками. На просвет они чистые, с желтоватым или желто-красным отливом. Самую лучшую пленку дает шеллачный лак. Мебельные лаки хуже — они со временем сильно темнеют. Масляные лаки отличаются от спиртовых более толстой и прочной пленкой, но они менее прозрачны.

Прежде чем покрывать изделие масляным лаком, загрунтуй его жидким столярным клеем, который приготовь, разведя 200 г столярного клея в одном литре воды. Когда клей высохнет, поверхность зачисть пемзой или мелкой шкуркой. Налей в широкую банку или блюдце лак. Он не должен быть слишком густым. Если загустеет, разведи скипидаром. Возьми широкую кисть из щетины и, обмакивая ее периодически до половины, нанеси лак на поверхность изделия; следи за тем, чтобы он не капал с кисти. Излишки сразу же снимай. Резкие движения кистью приводят к образованию пузырьков на лаковой поверхности. Поэтому води кистью плавно, равномерно, не допуская капель и затеков. Масляный лак, в отличие от спиртового, сохнет долго — от шести часов до целых суток, а разведенный скипидаром лак сохнет еще дольше. Пленку масляного лака, как и спиртового, надо оберегать при сушке от попадания пыли.

Когда первый слой затвердеет, покрой изделие лаком еще раз или два.

Полировка — наилучший, но и наиболее трудоемкий способ отделки. Зеркально гладкая поверхность, сохраняя почти естественный цвет дерева, выявляет мельчайшие узоры древесного волокна, почти незаметные на необработанной поверхности. Не всякое дерево одинаково хорошо принимает полировку. Зависит это от строения и плотности древесины. Крупнослойная древесина сосны и дуба полируется плохо. Твердые породы (мелкослойные) — клен, груша, орех, карельская береза, граб, самшит, красное дерево — замечательно полируются и долго сохраняют полировку.

Часто полируют и мягкие мелкослойные породы — липу, березу и другие, окрасив их предварительно «под красное дерево» или «под орех». Наиболее стойкую и красивую полировку дает шеллачная политура. Светлую фильтрованную применяют для светлого дерева, красную политуру — для темных и красных пород. Кроме того, бывает мутная нефильтрованная и черная пали-туры. Процесс полировки состоит из трех этапов. Первый из них — грунтовка. Производится она не политурой, а лаком. Налей на большой тампон немного шеллачного лака и, не очень нажимая, легко проведи им вдоль и поперек волокон поверхности изделия.

Лак пропитает верхние волокна и заполнит поры. Часа через два, когда грунт высохнет, зашлифуй поверхность мелкой шкуркой. Образовавшуюся пыль очисть щеткой. После этого изделие два раза подряд протри тампоном, слегка смоченным лаком. Чтобы тампон не прилипал, смачивай его периодически несколькими каплями сырого льняного или подсолнечного масла. После непродолжительной сушки снова покрой поверхность, на этот раз уже лаком, разбавленным пополам с политурой. Затем просуши изделие в течение двух суток в месте, защищенном от пыли. Второй этап полирования — располировка.

Протри высохшую поверхность мелкой шкуркой для уничтожения остатков ворса и всех неровностей грунтовки. Располировку выполняй тампоном, смоченным политурой и двумя-тремя каплями растительного масла. Тампон к полируемой поверхности подводится сбоку, движения им должны быть плавные, петлеобразные, скользящие. Ни в коем случае не смачивай тампон обильно: будут оставаться пятна. Правильно насыщенный тампон при легком нажиме должен оставлять после себя моментально исчезающий след.

Располировка проводится три раза с перерывами на сушку по несколько часов. Перед вторым и третьим покрытием политурой протри изделие порошком пемзы. Получить такой порошок просто: распили лобзиком кусок пемзы пополам и потри одну половину о другую непосредственно над изделием. Остатки порошка сними мягкой тряпочкой. После третьего располировочного слоя на изделии должен появиться слабый глянец.

Располированное изделие поставь на просушку дня на два-три. Третий этап — отполировка, т. е. доводка до зеркального блеска. Просушенное изделие протри самой мелкой шкуркой с маслом, затем мягким тампоном, смоченным в политуре и масле, доведи всю поверхность до глянца. Масло употребляй очень осторожно: не более одной- двух капель на квадратный дециметр поверхности. Излишки масла могут привести к расслаиванию плевки политуры. Для большей прочности покрытия отполировку произведи два раза. После этого протри поверхность тряпочкой, смоченной смесью политуры и воды. Изделие готово.

Полировка дерева является одним из наиболее сложных видов отделки, но в то же время она дает красивое прозрачное покрытие, которое отлично оттеняет текстуру и рисунок древесины. Полированная поверхность имеет зеркальный блеск и сохраняет натуральный вид дерева. Сейчас полировка уже не так распространена, как несколько десятилетий назад, когда многие предметы роскоши, такие как интерьер автомобиля, инкрустировались полированным деревом. В общем, если необходимо подчеркнуть красоту древесины без лакировки, то лучшим выходом будет отполировать дерево.

Проводится политура с помощью специального состава – политуры. В этой жидкости в отличие от спиртовых лаков содержится меньшее в три раза количество смол, и за счет этого декоративное покрытие получается тонким и прозрачным.

Для полировки подходят не все сорта древесины. Лучше всего использовать мелкослойные сорта древесины: березу, самшит, граб, клен, грушу и яблоню, красное дерево. А вот сосна и дуб, которые являются купнослойной древесиной, не очень подходят для этого вида отделки.

Составы для полировки

Сейчас в продаже можно найти большой ассортимент составов для полировки дерева. Также их можно приготовить самостоятельно. Например, очень распространенная до недавнего времени шеллачная политура может быть приготовлена в домашних условиях.

Потребуется размельченная смола шеллака (60 грамм), винный или этиловый спирт 90-95 градусов крепости (500 мл). Смолу засыпают в стеклянную или керамическую емкость, добавляют спирт и накрывают плотно крышкой. Состав необходимо время от времени постоянно помешивать, а когда смола шеллака полностью растворится, жидкость отфильтровывают и переливают в чистую емкость.

Работы по полировке проводятся в несколько этапов, обязательным при этом является подготовка поверхности (шлифовка дерева, удаление пыли и ворса). Затем поверхность грунтуют, а потом проводят располировку и отполировку.

Грунтовка

  • Проводится она с помощью лака и ватного тампона (или из шерстяной ткани), обернутого льняной тканью. Важно использовать именно этот тип ткани, поскольку она не оставляет мельчайших волокон, как например, хлопчатобумажные ткани. Ворсинки на полировке не допустимы, поскольку они ухудшают внешний вид деревянного изделия.
  • На тампон набирают немного лака и начинают протирать поверхность деревянного изделия в разных направлениях. Таким образом достигается пропитка древесины и заполнение ее пор и трещинок.
  • После высыхания лака поверхность обрабатывают мелкозернистой шлифовальной бумагой, а пыль удалить чистой тряпочкой.
  • Затем изделие покрывают двумя слоями лака за один раз. Если тампон с лаком пристает к поверхности, то на него можно капнуть пару капель растительного масла.
  • После этого наносят четвертый слой лака, разбавленный с составом для политуры в соотношении 1:1. По окончанию грунтовки изделие оставляют в закрытом шкафу сохнуть на пару дней.

Располировка

Этот процесс осуществляется при помощи состава для политуры.

  • На ватный тампон, обернутый тканью, опять капают пару капель растительного масла, чтобы он перемещался по обрабатываемой поверхности легко, скользящими движениями.
  • Тампон подводят сбоку и начинают совершать им плавные движения по кругу. При этом необходимо следить за количеством политуры на тампоне – ее не должно быть много, иначе на поверхности образуются капли состава, которые растворят слой грунтовки и оставят пятна. После надавливания на тампон политура должна сразу же испаряться, без излишков.
  • Проводят располировку в три этапа, между которыми поверхность просушивают, обрабатывают мелкозернистой бумагой для шлифования и очищают от пыли. После третьего слоя на поверхности уже дожжен появиться легкий глянцевый блеск.

Отполировка

Этот этап работ направлен на получение красивого зеркального блеска.

  • После высыхания слоя последнего слоя располировки поверхность обрабатывают наждачной бумагой с минимальной зернистостью, смоченной в масле.
  • Далее на тампон капают немного масла и политуры и начинают натирать поверхность до появления блеска. Количество масла можно рассчитать из соотношения 1-2 капли на 10 кв. сантиметров поверхности. Важно, чтобы масла не было слишком много, иначе оно растворит предыдущие слои политуры.
  • Для улучшения прочности слоев отделки отполировку проводят несколько раз, а после второго раза поверхность надо обработать мягкой тряпочкой, смоченной с раствором политуры и воды.

От соблюдения технологии полировки зависит конечный результат. Если уменьшить количество слоев и время их высыхания, то может получиться некачественная полировка, что ухудшит внешний вид изделия. Если опыта в полировке нет, то перед началом работ лучше потренироваться на какой-либо небольшой поделке, чтобы набить руку и приобрести некоторый опыт в полировке дерева.