Талисманы и обереги

Как оформить зеленый огород в детском саду. Огород на окне в детском саду: оформление (идеи). Огород на окне как основоположник исследовательской деятельности ребенка

Добрый день, дорогие Мастера и Мастерицы! В нашем детском саду был объявлен смотр-конкурс "Огород на окне" и, конечно же, наша группа "Кукушечка" приняла в нём активное участие. Наше садово-огородническое товарищество называется "Деревня Кукушкино". Большинство родителей приняло активное участие - приносили рассаду, семена, контейнеры. А мы с нашим воспитателем-энтузиастом Анной Валерьевной попытались создать на подоконнике маленький райский уголок.

Наберитесь терпения - будет много фото, т.к. хочется показать все подробности)) Итак, использовали рассаду, принесённую родителями, и, конечно, посадки самих детей, которыми они занимались в группе. На огородных грядках были представлены: лук, свёкла, горох, редис, петрушка, кабачок и незабудки. На каждой грядке есть палочка с визиткой растения - его изображением и загадкой на обороте

Вот сценка из жизни семейства Кукушкиных - мама, озирающая свои огородные владения, сынок Ванюша, присевший передохнуть, и дочка Танюша - на качелях развлекается, нет, чтоб грядку прополоть) "Дети" - куклы из капрона с проволочным каркасом, чтоб гнулись ручки-ножки, "мама" - глиняный сувенир из Крыма. Домик делала для кукольного театра

Немного деталей, кому интересно. Кепка из половинки контейнера от киндер-яйца, руки-ноги из курточного шнура, внутрь которого вставлена проволока. Лопата - часть от киндеровского контейнера и шпажка, грабли (делала наша воспитательница) из шпажек.

Озерко с чистейшей водой.

В нашей деревне есть всё, даже мельница (про неё тоже уже писала)

Какой же огород без пугала! Вот и наш красавец!

Наверное, это о нём стихи Андрея Усачёва.
Наряжалось пугало
В нашем огороде:
Одевалось пугало
По последней моде.

Новая тельняшка
И обрывок майки,
Да пёстрая рубашка
Торчит из-под фуфайки.

Под трусами красными
Видны штаны с лампасами,
А поверх жилета
Два галстука надето.

Одна нога – в калоше,
Другая носит валенок,
Да кепочка в горошек
На голову напялена.

И одето здорово!
И обуто круто!
Только не зовут его
В гости почему-то.

Обзывают пугало
Чучелом в народе...
Хоть одето пугало
По последней моде!

Около грядки со свекольной рассадой схема-алгоритм роста семян свёклы.

Эти милые пчёлки, которые ещё и опыляют наши растения, дело рук Анны Валерьевны, воспитателя. По-моему, чудесные))

Огород на окне зимой

Выдающийся педагог Мария Монтессори считала: интересы «психологической жизни требуют, чтобы мы приводили душу ребенка в соприкосновение с мирозданием». Для детей от 3 до 6 лет «соприкосновение с мирозданием» заключается в приучении к сельскохозяйственному труду, к разведению животных и растений, к разумному наблюдению природы.

Если на окне круглый год растут цветы, то почему бы не расти и овощам.

Что надо, например, чтобы вырастить лук? Температура воздуха на окне не должна превышать 17 °С, поливать лук следует теплой водой 20°С, тогда первые зеленые стрелки лука можно будет срезать через две недели. Луковицы должны быть диаметром 3-4 см. Детям можно предложить рассмотреть луковицу, загадать о ней загадку:

Скинули с Егорушки золотые перышки,

Заставил Егорушка плакать без горюшка.

Перед посадкой вершинку луковицы надо обязательно обрезать, а саму луковицу на сутки опустить в воду 140°C, тогда корни отрастут скорее. За это время следует насыпать в ящик заранее приготовленной питательной земли до метки, проведенной внутри ящика на высоте 10 см. от дна. Луковицы разложить на поверхности земли на расстоянии 1 см. друг от друга и засыпать землей слоем в 1 см. до второй метки, проведенной выше первой, а затем вставить в ящик палочку высотой 20 - 25 см с отметкой 8 см. от земли. Ящик поставить на подоконник.

Первое задание ребенку - поливать лук через 2 дня и отмечать на карточке условным знаком (например - лейка).

Второе задание - отметить зеленым карандашом день появления зеленых стрелок лука. Отсчитать от этой отметки восемь делений и провести яркую полоску.

Третье задание - проследить, когда лук дорастет до этой яркой полоски. Это будет время подкормки (1 ч. л. золы на 0,5 л. воды настоять двое суток). После подкормки растения опрыскивают из лейки чистой водой. Через две недели после посадки в ящик лук можно срезать.

Уместно задать детям вопрос, почему на улице зимой не встретишь зелени, а на окне вырос зеленый лук. Можно вспомнить стихи И. Токмаковой:

За окошком зимний сад

Там листочки в почках спят.

И листочки те во сне

Размечтались о весне.

А у нас...

На окне зеленый сад

Тут листочкам не до сна

Тут уже пришла весна.

Выращивание лука в комнате может показаться занятием неблагодарным, ведь зеленый лук прироста не дает, то есть сколько весит луковица, столько будут весить зеленые листья - стрелки, выгнанные из луковицы. Но витамина С которого так не хватает зимой, в зеленом луке содержится в несколько раз больше, чем в самой луковице.

Когда солнечного света становиться больше, в феврале можно вырастить на зелень петрушку, сельдерей, свеклу, которые предпочитают солнечный свет, но не любят, когда их часто поливают, не выносят свежего воздуха.

Сначала рассмотрите с ребенком форму, цвет корнеплодов. Корнеплод о посадки берут небольшой, а если он слишком длинный, его можно укоротить, но не более чем на 1/3 часть. Объясните детям, что при посадке верхушка корнеплода не должна быть засыпана землей, иначе она может загнить. Если посадки делать в ящик, то корнеплоды

петрушки нужно располагать на расстоянии 5 - 6 см друг от друга, свеклы и сельдерея 6- 8 см. Земля должна быть хорошо полита, периодически ее следует рыхлить.

Недели через три можно собирать первый урожай зелени, в которой много витамина ӕ.

Перед посевом редиса сначала надо рассмотреть с детьми семена, отметить форму, цвет, размер семени. Семена следует прорастить в мелкой тарелке, положив их на смоченную мягкую тряпочку и прикрыв такой же тряпочкой сверху. В течение 8-10 часов семена должны быть все время смоченными. Дети это могут сделать сами под присмотром взрослых. В порядке эксперимента сеют пророщенные и непророщенные семена, а затем наблюдают, какие из них дадут всходы раньше.

М$но также посадить салат, укроп. Салат очень требовательная к свету культура. Плохо переносит недостаток влаги и высокую температуру. Не забудте сравнить семена редиса и салата.

Скороспелость салата играет особо важную роль, так как свежих овощей в это время нет и остро ощущается недостаток витаминов. Салат богат витаминами, минеральными солями.

Семена укропа долго всходят, поэтому их следует на 2 - 3 дня замочить, меняя воду 3 раза в сутки. Перед посевом их проращивают так, как это делали с семенами редиса и салата.

Салат, редис, укроп - растения длинного светового дня. При слишком длительном освещении они выбрасывают стрелку. Поэтому им необходима светозащита, то есть прикрытие ящика с 18 час. до 8 час. утра.

Можно изменить работу по выращиванию посадок. Секрет состоит в том, чтобы у каждого ребенка был свой собственный огород, свой собственный росточек. Индивидуальным огородом может стать прозрачный пластмассовый стаканчик, банка из под молока, губка, прозрачный целлофановый пакет, то есть любая вещь, в которую можно насыпать землю и полить ее водой. Семена или срезанные веточки у вас, конечно найдутся. С помощью мам и пап решим проблему с семенами тыквы, гороха, укропа, редиски, любой травы, любого растения.

А теперь тот у кого губка, станет хозяином сада с травой. Влажную губку прижмем к семенам (губка вберет их), положим на тарелочку и через несколько дней увидим маленькие росточки. На тарелке хорошо бы написать имя владельца: «Маша». Это еще и обучение чтению методом «целых слов». А у Саши - прозрачный пакет с землей. В него мы посадим горошину и боб (предварительно замоченные). Причем посадим вдоль стенки, чтобы можно было наблюдать, как прорастают корешки. Также посадим в прозрачные банки или стаканы семена тыквы, арбуза, кабачка, любого другого растения, которое быстро дает ростки. И на стаканчик не забудем приклеить табличку - надпись: «Юра. Горох», «Саша. Кабачок» и тому подобное. Ростки интересно наблюдать сверху. А если есть что-то прозрачное и широкое, то, посеяв в него, можно будет наблюдать сразу и сверху, и снизу, как растет трава.

В плоских ящичках можно увидеть только рост растений сверху, поэтому они менее интересны, а вот посадки в аквариуме дают возможность увидеть и появление корней, и дальнейший рост растений.

Пусть дети посадят семена и без земли, обернут изнутри стакан мокрой салфеткой и поместят арбузные или тыквенные семечки между стеклом и бумагой, нальют на дно немного воды (на 2 см.). Опять новый опыт. Чей это будущий арбуз?

Кто-то захочет вырастить отростки и сам отрежет потом часть стебля у герани или того растения, которое есть в группе (конечно, посоветовавшись с воспитателем). На баночке тоже появится надпись с именем садовода и названия растения. За ростом корней будет наблюдать вся группа. Лук можно посадить и в землю, и в прозрачную воду, и в подкрашенную и в камушки, опилки. Получится пять экспериментальных посадок.

Можно сформировать комок земли вместе с семенами злаковых культур (овса, пшеницы или ржи). Обернуть комок марлей, смочить его водой. Наблюдать за процессом прорастания семян.

Принцип: наблюдаем, делаем открытия, общипываем, едим - пища для ума и для желудка.

Дети обожают опыты с подкрашенной водой. Поставим любые ветки или стебли сельдерея, корни петрушки в три одинаковых стакана. А затем в одном подкрасим воду чернилами, в двух других пищевой краской - красной и желтой - и будем удивляться изменению цвета стебля.

Дети вскоре подскажут вам новые опыты. И родителям посоветуют завести «лаборатории» на окне. А какие они станут внимательные на прогулке, как начнут присматриваться к растениям, корням, почкам. Какие сравнения и выводы сделают.

Пусть каждый ребенок ощутит, что Природа - источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда.


Один из интересных вариантов, который поможет не только разнообразить обычные будни в саду, но и воспитать в ребёнке такие качества, как внимательность, заботу может стать огород на окне в детском саду оформление своими руками. Он поможет малышам самостоятельно делать разные интересные вещи, стать частью создания новой растительной жизни, научиться новым знаниям, развить мелкую моторику и дисциплину. Итак, плюсы можно перечислить долго, давайте перейдём к делу.

Огород на окне. Оформление своими руками

Чтобы украсить окна в обычном детском саду и заинтересовать надолго всю группу малышей, можно использовать такое решение. Стоит отметить, что огород на окне нужно создавать, учитывая возрастные возможности. Начинать нужно с возраста не менее чем 3.5 года. Так как совсем маленькие детки ещё мало понимают и могут потянуть в рот грунт, семена и прочие атрибуты.

Итак, чтобы создать мини-огород на окне, вы должны учесть, что именно могут дети в группе. Так, если у вас категория от 4 до 5 лет, то большая часть работ ляжет на ваши плечи, но все эти хлопоты приятный. Вам понадобится:

  • померить подоконник, чтобы подобрать подходящие ёмкости;
  • подготовить краски, много кисточек для детей, грунт, семена (детей из старшей группы можно попросить принести их из дома), лейки;
  • придумать план.

После того как все готово, вы можете приступать к созданию маленького огорода. Детки в возрасте от 4-5 могут вам помогать, разукрашивая горшки, помещая семена в грунт, и, поливая саженцы из леек.

Совет!

Не используйте для посадки с детьми мелкие семена типа укропа. Так как маленьким ручкам нелегко справиться с ними. Лучше всего используйте лук, бобовые. Но при этом нужно быть предельно осторожным, чтобы ребёнок не потянул в рот фасоль и горох.

Мелкие семена вы можете сажать сами или с детьми, которые ходят уже в подготовительную группу. Им с ними будет справиться проще.

Важный момент!

Использовать удобрения в детском саду запрещено. Поэтому лучше всего приобрести готовый грунт. Но здесь также очень важно, чтобы он не попал ребёнку в рот или глаза.

После того как семена посажены, воспитатель должен объяснить детям, что теперь они ответственны за уход. Можно составить график полива, рыхления. Также, чтобы горшки или ящики не стояли уныло, огород можно и даже нужно красиво и интересно оформить.

Как оформить огород на окне

Здесь уже творческой мысли нет предела. Вы можете разукрасить горшки цветами радуги, сделать на них украшения в виде лент, смастерить с детьми маленьких чучел, параллельно, рассказывая о том, как вредные птицы мечтают о том, чтобы украсть ваши маленькие ростки. Простые и бюджетные варианты – это сделать бумажные фигурки из цветной бумаги, поделки из шишек, желудей, листьев. Они очень органично вольются в маленький огород, создавая уютный природный уголок.

Если позволяют средства или есть возможность попросить деток принести из дома различные фигурки, то это будет тоже отличное решение. Возможно, у кого-то есть маленькие гномы, необычные горшки и прочее. В магазине для сада и огорода также продаётся много различных аксессуаров. Вы можете купить декоративный забор и устроить на окне целый двор.

Можете для украшения использовать специальные фигурки, искусственные цветы и лианы.

Забор можно сделать и своими руками из веток, дощечек, прутьев.

ПРОЕКТ /краткосрочный/

в старшей группе «Огород на окне» Вид проекта : познавательный, исследовательский.

Продолжительность : 1 месяц.

Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.

Возраст детей : 5-6 лет

Актуальность . Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. Взрослые на этом этапе главные помощники. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.

Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включённого наблюдения. Деятельность по уходу за «огородом», позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.

Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.

Цель : формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

Расширить знания детей о культурных растениях.

Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, петрушка, огурцы, помидоры, цветы).

Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.

Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений.

Продолжать развивать наблюдательность.

Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Развивать познавательные способности детей.

Предполагаемый результат:

1. Дети познакомятся с культурными растениями.

2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

3. Дети научатся правильно ухаживать за растениями.

4. У детей продолжит формироваться бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.

5. В группе будет создан « Огород на подоконнике».

6. Дети зафиксируют свои наблюдения за ростом и развитием растений в дневниках наблюдений. 7. Родители примут активное участие в реализации проекта.

Этапы работы над проектом

Подготовительный: 1 неделя: - определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, посадочного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике».

Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

Основной (или этап реализации проекта):

2, 3 недели:

Проводятся запланированные мероприятия (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).

Уход за растениями.

Наблюдение за ростом и развитием растений.

Заключительный:

Подведение итогов.

Составление фото отчёта по реализации проекта.

Выставки творческих работ детей.

Итоговая беседа.

Этапы реализации проекта.

мероприятия

ответственные

1 этап. Подготовительный.

Беседа с родителями по организации «огорода на окне».

Обсудить цели и задачи проекта.

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели, родители.

1-я неделя

Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне»

Воспитатели, родители.

1-я неделя

2 этап. Основной.

Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах растений.

Воспитатели.

2-я неделя

Образовательная деятельность «Что растет на огороде».

Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах.

Воспитатели.

2-я неделя

Практическая деятельность: посадка лука, чеснока, корнеплодов свеклы, картофеля, моркови.

Вызвать интерес к выращиванию огородных культур.

Воспитатели.

2-я неделя

Наблюдение за ростом лука, развитием корнеплодов.

Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений.

Воспитатели.

3-я неделя

Труд на «огороде на окне»

Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями.

Воспитатели.

3-я неделя

Опытническая и экспериментальная деятельность детей

Проводить эксперименты с растениями. Делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений.

Воспитатели.

3-я неделя

Наблюдение «Как развиваются растения»

Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений»

Воспитатели.

3-я неделя

С/р игра «Огородники»

Продолжать знакомить детей с работой «огородников», формировать умение ухаживать за растениями.

Воспитатели.

3-4-я недели

3 этап. Заключительный.

Беседа с детьми «Витамины с грядки». Срезка «зелёного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом.

Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей.

Воспитатели.

4-я неделя

Творческие работы детей «Наш огород»

Организовать тематическую выставку детских работ и работ, изготовленных совместно с родителями.

Воспитатели, родители.

4-я неделя

Составление фото отчёта по проекту. Организация фотовыставки

Подведение итогов работы по проекту

Воспитатели, родители.

4-я неделя

В ходе реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

1. Дети познакомились с разнообразием овощных культур.

2. В группе был организован «Огород на окне».

3. У детей формируется интерес к исследовательской деятельности.

4. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания о благоприятных условиях для роста и развития растений.

5. Дети стали внимательнее и бережнее относится к растениям.

6. Дети стали более уважительно относится к труду взрослых.

7. Наблюдения за растениями были зафиксированы в «Дневниках наблюдений»

8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Формы взаимодействия с семьёй:

Оформление огорода (закупка земли, приобретение необходимого оборудования, посадочного материала).

Участие в наблюдениях.

Организация в выставке творческих работ.

Фото отчёт

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. ФОКИНО

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА “ТОПОЛЁК”»

Воспитатель: А.В. Яцевич

ПАСПОРТИЗАЦИЯ

Цель мини-огорода: расширить знания детей о том, как выращивать и ухаживать за растениями; привлечь к работе как можно больше детей.

Задачи:

1. Закреплять знания детей о выращивании растений, необходимых для этого условий.

2. Расширять представления детей об окружающем мире.

3. Вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию растений.

4. Развивать интерес к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.

5. Формировать положительные взаимоотношения ребенка со взрослым и сверстниками.

6. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

7. Приобщение детей к трудовой деятельности.

Перечень материала и оборудования мини-огорода «Три медведя»:

1. Разнообразные контейнеры для посадки растений.

2. Семена растений.

3. Фартуки, орудия труда (грабельки, лопаточки, лейки).

4. Емкости для экспериментальной деятельности.

5. Алгоритмы ухода за растениями.

6. Алгоритмы пересадки растений.

7. Алгоритмы развития растения из семени.

8. Алгоритмы прорастания семян.

9. Пособие «Дневник наблюдений».

10. Мнемотаблицы (загадки про овощи, расскажи об овоще и фрукте).

11. Карточки-подсказки (что необходимо растению, как ухаживать за растением, название растения с датой посадки).

12. Дневник наблюдений.

13. Пугало.

14. Театр «Огородные сказки».

15. Оборудование для оформления мини-огорода «Три медведя».

16. Загадки про овощи и фрукты.

17. Огородная игротека.

18. Картотека художественного слова.

19. Иллюстративный материал (картинки овощей и фруктов).

20. Консультации для родителей.

ОБОЗНАЧЕНИЯ:

Представление - фоторепортаж

мини-огорода «Три медведя»

Хоть поверьте, хоть проверьте,

Но вчера приснилось мне.

Будто в лес попасть дремучий

К трём медведям пришлось мне.

Только сказка изменилась,

Вы послушайте её.

Если в лес вы вдруг пойдёте,

К трём медведям попадёте.

Только в сказку не простую,

В современную такую.

Михаил Потапыч ссуду взял,

Предпринимателем он стал.

Всю траву он прополол,

И огород развёл.



Знает каждый садовод,

Что такое огород?
Овощей хоровод.
Огурцы там сладкие,
Помидоры гладкие.

Лук – полезен от семи недуг.
С укропом и петрушкой грядка,


Грабли и лопатки.
Лейка с дождём.
Улитка под листом.


Ещё для порядка
Сторож Васятка -
Пугало сердитое,
Ватою набитое.


Теперь в семье достаток будет,

Бартер овощей – и мёд прибудет.

Семью ведь надо прокормить,

Медвежонка – помощника вырастить.

Распрекрасная Настасья Петровна

Цветоводством занялась.

Прямо под открытым небом оранжерею развела,

Клумба скоро зацветет,

Будет радовать народ.

Маша с Мишуткой подружились

Стали взрослым помогать,

Но возник у них вопрос.

А всегда нужна земля

И какая лучше?

Сколько влаги, света нужно,

Чем мы будем удобрять?

Чтоб хороший урожай собрать?

Да, вопросов здесь не мало,

Чтоб на всё найти ответ,

Они решили

Провести эксперимент!

Это наша лаборатория.

Мы проводили разнообразные эксперименты:

1. Эксперимент «Нужен ли растениям свет для роста»

2. Эксперимент «Может ли салат вырасти, если посадить его в губку»

3. Проращивание семян газонной травы через капрон «Травянчик»

4. Эксперимент «Может ли пшеница вырасти без воздуха?»

5. Эксперимент «Что развивается (растет) быстрее пшеница или горох?»

6. Наблюдение за ростом корневой системы лука в воде.

7. Эксперимент «В чем лучше в песке, в земле, в опилках растут лук и пшеница?»

8. Наблюдение за веточками сирени и березы.

Наблюдали регулярно,