По имени

Городки как развитие. Методика обучения игре в городки дошкольников: практический опыт

Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста физических качеств и двигательных способностей, положительного отношения к спорту и здоровому образу жизни через знакомство с русской народной игрой «Городки»

Задачи:

    Обогащать двигательный опыт дошкольников новыми действиями, знакомить с правильной техникой выполнения элементов русской народной игры «Городки».

    Содействовать развитию двигательных способностей (быстроты реакции, ловкости, силы, выносливости, глазомера, координационных особенностей), наклонностей и природных задатков.

    Воспитывать положительные морально-волевые качества: инициативность, организаторские способности, самостоятельность, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение соперника, подчинение личного успеха интересу коллектива), гордость за причастность к истории своего народа.

    Формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.

Новизна

Разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русской народной игрой « Городки» в течение учебного года для развития физических качеств, оздоровления, формирования нравственно-патриотических чувств.

Возраст детей : 5 – 7 лет

Периодичность занятий : 1 раз в неделю

Срок реализации : 2 года

Этапы обучения :

Первый год – старшая группа

Второй год – подготовительная к школе группа

Правила и техника выполнения

ГОРОДКИ – старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти в сказках, в старинных легендах, в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры, знакомство с которой воспитывает в детях духовно-нравственные чувства, патриотизм и гордость за свою Родину. Игра в городки развивает глазомер, сообразительность, точность движений, укрепляет мышцы рук и туловища. Она доступна по содержанию и не требует больших финансовых затрат. Игрой в городки увлекался генералиссимус А.В.Суворов, преобразователь России – царь Петр I, Николай II. Игра в городки была излюбленным физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей. Среди них – академик И.П. Павлов, генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский, певец Ф.И. Шаляпин, музыкальный критик и композитор В.В.Стасов, классики мировой литературы Л.Н. Толстой и А.М. Горький. Цель игры – бросками бит выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков – цилиндрических столбиков. Главная задача – затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков.

Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты длиной 45-50см, весом 400-450г, городки высотой 10-12см, сечением 2,5см. Система и правила игры в городки для детей дошкольного возраста значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых: на земле чертят «город» - квадрат, каждая сторона которого рав­на 1,5 м. На расстоянии 3-4 м от передней (лицевой) линии города проводится черта, с которой начинается кон. Между городом и коном на расстоянии 2-2,5 м от города - полукон. Когда дети научатся выбивать городки с этого расстояния, линии кона и по­лукона увеличиваются на расстояние 5-6 и 2-3 м. Обучение игре начинается с выбивания фигуры "заборчик". В ней городки выставляются вертикально на одной линии на расстоянии 10-15 см друг от друга. Эта фигура имеет большой объём, что облегчает её выбивание, повышает эмоциональную заинтересованность детей и стремление к совершенству. Игрок располагается на линии полукона на расстоянии 3 м от города и принимает исходное положение (стойку). Выбиваются фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит хотя бы один городок, остальные выбиваются с «полукона». А вот «письмо» выбивается только с «кона». Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки, выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки. Бросок считается потерянным, если: - бита коснулась штрафной линии или земли перед ней; - игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона); - во время броска игрок заступил ногой за боковую планку; - игрок затратил большее время (30 сек), на подготовку для броска. Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар не разрешается. Основной элемент техники – это бросок биты. Однако здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игре необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние. Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места, врождённой координации, настойчивости и упорства в овладении навыками игры. Техника броска биты состоит из следующих элементов: - хват или держание биты за ручку; - исходное положение - стойка; - замах - отведение биты; - разгон биты; - выброс или финальное усиление. Хват «Хватом» называют удержание биты кистью. Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват – конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний – граница мякоти кисти совпадает с концом ручки; мелкий – ручка заканчивается под мизинцем руки игрока. Разучивание хвата можно начинать уже в ясельной группе. Подводящим упражнением является обучение броску в горизонтальную цель способом снизу от себя. Процесс обучения проводится в игровой форме, и называется "Пирожок для бабушки". Метание проводится в обруч мешочком с песком весом 150 г, с небольшого расстояния: мешочек лежит на ладони прямой руки, большой палец врозь, удерживает мешочек сверху. Бросок выполняется замахом снизу от себя. В младших и средних группах во время метания обращается внимание на исходное положение (стойка): левая нога впереди, правая сзади, мешочек в правой руке (для правши), для левши – наоборот. Расстояние до обруча увеличивается до 2-3 м. Внимание детей обращается на то, что заступать за линию или наступать на неё нельзя. В старших и подготовительных группах обучение игре проводится на открытой городошной (спортивной) площадке. Обучение начинается городками и битами из пластика. С освоением элементов техники игры, правил и навыков владения инвентарём, обучение продолжается игрой в деревянные городки. Обучение технике проводится с жёстким соблюдением требований мер безопасности и предупреждения травматизма. Зрители и обучаемые находятся сзади игроков на значительном удалении, но с доступным обзором. Стойка Постановка ног. Правая стопа ставится впереди на расстоянии шага от левой. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги, не наступая на линию. Туловище занимает естественное положение по отношению к постановке ног и раскрепощено, насколько позволяет удержание биты в руках. Голова направлена лицом к фигуре и остаётся в таком положении или близко к нему в течение всего броска. Продольная ось биты направлена в сторону фигуры. Замах Замах начинается с переноса веса тела на толчковую ногу, правая нога при этом незначительно сгибается в коленном суставе. Плечи немного отводятся назад и поворачиваются по часовой стрелке, увлекая руки с битой через сторону назад. Левая рука лёгким толчком освобождается от биты в направлении её, и продолжает закручивать плечи с позвоночным столбом. Правая рука продолжает отводить биту назад, постепенно выпрямляясь в локтевом суставе. Выброс

Весь разгон и выброс правая рука выпрямлена и всю работу выполняет от плеча как одно целое с битой. Заканчивается бросок выбросом биты. При переходе на обучение игре деревянными городками, из них строятся фигуры. Желательно иметь плакат с изображением городошных фигур в непосредственной близости от площадки, в спортивном зале и в спортивных уголках групп. Это позволяет детям запоминать конфигурацию и названия фигур, варианты их построения (рис.2).

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир,
учится любить его и целенаправленно
действовать в нем.
Движения – первые истоки смелости,
выносливости, решительности маленького
ребенка.

В. Шишкина.

Гиподинамия – что это такое? Угрожает ли она детям? Ведь научно-технический прогресс, являющийся основной причиной снижения двигательной активности современного человека, уже коснулся условного быта самого ребенка, его основной деятельности -игры.

Однако, ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться и к дошкольному возрасту. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни детей в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умения действовать "рядом" и "вместе" с другими. Этот ключ – движение.

Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности.

Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные симптомы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это и эффективнейшее лечебное средство. По мнению психологов (Мухина B.C., Выгодский Л.С.): ребенок – деятель! И деятельность его выражается прежде в движениях. Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности ребенка, а так – форма проявления важных человеческих качеств.

А разве может быть труд – основа основ жизни – без точных, развитых движений? Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие.

Я, инструктор по физической культуре МДОУ №8 «Аленушка», расположенного в г. Тихорецке, решила внести свой вклад в разработку этой проблемы, обучая детей старшего дошкольного возраста игре в «Городки».

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, силы, выносливости, глазомера, координационных особенностей, собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции, воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту и здоровому образу жизни.

Мной были выдвинуты следующие задачи:

  • Повысить двигательную активность детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, способностей, наклонностей и природных задатков.
  • Развивать инициативность, организаторские способности, самостоятельность, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение соперника, подчинение личного успеха интересу коллектива).
  • Формировать положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям, к здоровому образу жизни.

Объектом являются дети старшей и подготовительной групп.

Наиболее оптимальными методами и формами являются:

  • Закаливание;
  • Двигательная активность детей;
  • Физические упражнения.

При условии активности детей и самого педагога.

Для этого я использовала следующие методы:

  • Обобщение педагогического опыта
  • Анкетирование родителей
  • Диагностика детей.

Основные принципы обучения детей старшего дошкольного возраста могут быть представлены следующими положениями:

  1. Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологической зрелости и здоровью.
  2. Необходимо сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами:
    • общеразвивающие упражнения в совокупности с воздушными ваннами,
    • проведение занятий по обучению игре в «Городки» в облегченной одежде.
  3. Обязательное включение в комплекс физкультурного занятия элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости (медленный бег, ходьба, приседания, подъем на ступеньку).
  4. Повышение двигательной активности ребенка.
  5. Методическое обеспечение проведения физкультурного занятия, оценка двигательной активности путем вычисления общей и моторной плотности.

Современный человек все больше страдает от гиподинамии – недостатка движений, – и эта болезнь уже распространилась на детей. Детская натура, правда, активно сопротивляется такому положению вещей, недаром у детей любимое занятие – физкультурное. В дошкольных учреждениях много внимания уделяется умственной нагрузке, поскольку детей нужно готовить к школе. А ведь важная особенность детского воспитания - это формирование двигательных функций. Поэтому я поставила перед собой двойную задачу: не только создать ребенку возможность достаточно двигаться, но и научить его правильно двигаться, заложить основы физической культуры. Вторая задача подразумевает приобщение детей к спорту и здоровому образу жизни.

Поэтому, поднимаемый вопрос «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в «Городки», считаю актуальным, так как обучение детей спортивной игре способствует развитию уровня основных движений, физических качеств: ловкость, быстрота, глазомер; способствует выносливости и силы; совершенствуется равновесие, координация движений и ориентировка в пространстве. Все это в совокупности способствует активному развитию, улучшению осанки, оздоровлению и приобщению к занятию спортом и здоровому образу жизни.

Это можно проследить на диаграмме прироста результатов метания на дальность воспитанников МДОУ №8 «Алёнушка» г.Тихорецк с 2008 по 2011 учебные годы.

Диаграммы прироста результатов метания на дальность воспитанников МДОУ №8 «Алёнушка» г.Тихорецк.

2008–2009 учебный год.

2009–2010 учебный год.

2010–2011 учебный год.

Исходя из этого, обучение детей игре в «Городки» строится поэтапно и включает в себя следующие виды работы:

Для детей старшей группы:

– подготовительный период:

  • диагностика, отбор детей по показанию врача.
  • воспитание сознательного отношения к занятиям.
  • познакомить с сущностью и правилами игры в «Городки».
  • воспитание уважительного отношения к культуре родной страны и стран ближнего зарубежья.;

– основной период:

  • обучить навыкам принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты.
  • познакомить с 10 городошными фигурами.
  • познакомить и разучить бросок биты локтевым, плечевым и комбинированным способом броска биты;

– заключительный:

  • закрепить знания городошных фигур («Заборчик», «Часовые», «Звезда») и их построение.
  • тестирование каждого ребенка.

Для детей подготовительной группы:

– подготовительный период:

  • тестирование каждого ребенка.
  • закрепить правила игры в «Городки».
  • закрепить знание городошных фигур («Заборчик», «Часовые», «Звезда») и их построение.
  • закрепить навыки принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным);

– основной период:

  • познакомить с видами соревнований в «Городки» (личные; командные; лично-командные); со способами проведения соревнований (из определённого количества партий; на выбивание; установленного количества фигур; по круговому способу; по способу с выбыванием; по смешанному способу).
  • познакомить с правилами расположения рюх (городков) при выбивании битой (если городки сдвинутся с места по какой-либо причине раньше, чем их коснётся бита; если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска; если после удара городок раскололся на две части или потерял цилиндрическую форму).
  • познакомить с понятием «выбитый и не выбитый городок»
  • познакомить с понятием «Потерянный бросок»
  • закрепить навыки принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным)
  • познакомить с городошными фигурами («пушка», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо»);

– заключительный:

  • закрепление умений бросать биту тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным).
  • закреплять знание городошных фигур («пушка», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо») и их построение.
  • познакомить с самой сложной фигурой «письмо».
  • тестирование каждого ребенка.

Но данная работа была бы неполной, если бы не активное взаимодействие между инструктором по физической культуре, воспитателями и родителями.

Воспитателями ведется постоянная работа над совершенствованием навыков игры в «Городки». Совершенствование данных навыков происходит не только на специальных занятиях, но и во время прогулок. Именно в этом и состоит особая значимость этой работы, она предоставляет возможность закрепления навыков игры в «Городки», приобщения детей к спорту и здоровому образу жизни.

Важным в своей работе я считаю не только обучение детей, но и взаимодействие с родителями. Мы пришли к выводу, что родители должны стать не столько «зрителями», сколько непосредственными участниками в жизни группы и своих детей. Поэтому для нас важным стало:

  • Первое – повысить уровень знаний родителей о проблемах физического развития ребенка. Ведь познавая ребенка, чувствуя его проблему, легче помочь ему, стимулируя на осознанное занятие спортом и приобщению к здоровому образу жизни на собственном примере.
  • Второе – я делала акцент на то, что занятие спортом детей не должно быть насильственным, так как такой подход не дает положительных результатов
  • Третье – мы учили родителей играть совместно с детьми, обучая их.

Проведенная работа на практике доказала, что обучение детей игре в «Городки» приобщает их к занятию спортом и ведению здорового образа жизни.

К работе прилагаются:

  1. Конспекты занятий в подготовительной группе (Приложение 1)
  2. Конспекты занятий в старшей группе (Приложение 2)
  3. Перспективный план обучения игре в старшей группе (Приложение 3)
  4. Перспективный план обучения игре в подготовительной группе (Приложение 4)
  5. Беседа-практикум (Приложение 5)
  6. Зарядка позитивного мышления (Приложение 6)
  7. Советы родителям (средняя группа) (

Городки - старинная славянская игра. Ее история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры. Игра городки представляет большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности, передачи жизненно-важных умений и навыков, воспитания нравственности, уважения к народным традициям и обычаям.

Городки -- очень интересная игра, развивающая у участников меткость, силу, ловкость и координацию движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции. Одно из главных достоинств городков -- доступность и демократичность. Играть в городки можно в любом возрасте, в любое время года и почти в любом месте.

Игрой в городки увлекался генералиссимус А.В. Суворов, преобразователь России - царь Петр I, Николай II. Игра в городки была излюбленным физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей: академик И.П. Павлов, певец Ф.И. Шаляпин, классики мировой литературы Л.Н. Толстой и А.М. Горький.

Великий русский полководец А.В. Суворов так объяснял свое страстное увлечение городками: «Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь - это глазомер, битою бью - это быстрота, битою выбиваю - это натиск». Полководец, несомненно, был прав. Специалисты говорят, что игра в «городки» развивает координацию движений и меткость - вот почему эта игра особенно полезна детям.

Цель игры - бросками бит выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определенное количество фигур, составленных из 5 городков - цилиндрических столбиков.

Главная задача - затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков.

Для игры в городки не нужны сложный инвентарь и специальная экипировка. Достаточно найти ровную горизонтальную площадку прямоугольной формы с твердым покрытием. В зимнее время можно с успехом играть в спортивном зале.

Простая, незамысловатая техника игры в городки, доступный инвентарь дают возможность обучать этой игре детей дошкольного возраста. Эта игра доступна детям старшей и подготовительной группы.

Задачами обучения игре «Городки» являются следующие:

Дети 5-6 лет.

  • 1. Формировать интерес к русской народной игре, познакомить с историей ее возникновения, с фигурами для игр; развивать умение строить фигуры.
  • 2. Учить правильной стойке, действиям с битой, способам броска на дальность и в цель; показать важность правильной техники в достижении конечного результата.
  • 3. Развивать силу, координацию и точность движений, глазомер.

Дети 6-7 лет.

  • 1. Закрепить знания о фигурах, площадке для игры в городки, познакомить с новыми фигурами; раскрыть значение этой игры для укрепления здоровья, улучшения физических качеств; вызвать интерес к игре как форме активного отдыха.
  • 2. Учить детей играть по правилам, действовать в командах; ориентировать их на достижение конечного результата -- выбить городки из «города».
  • 3. Формировать самостоятельность дошкольников в двигательной деятельности, умение сосредоточиться на поставленной задаче, чувство уверенности в своих силах.
  • 2 раза в год (до начала обучения и после 10 занятий) проводится оценка уровня физической подготовленности к игре в городки:
  • 1. Сила кистей рук (правой или левой); измеряется детским динамометром; показания заносятся в таблицу.
  • 2. Дальность броска биты правой или левой рукой; измеряется расстояние, оцениваются качественные показатели (исходное положение, прицел, бросок, сохранение равновесия).
  • 3. Глазомер: оценивается число точных попаданий правой или левой рукой в один городок из пяти бросков (расстояние 3 метра).

Дифференцированный подход к обучению игре в городки предполагает:

  • 1) учет возрастных возможностей (программа для старшей и подготовительной групп);
  • 2) учет половых особенностей: пластмассовые биты для девочек, деревянные -- для мальчиков;

Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты длиной 45--50 см, весом 400--450 г, городки высотой 10--12 см. В зависимости от возраста и роста детей длина городка может быть 10; 12; 14см; биты -- 40; 45; 50 см (вес -- 400; 430; 450 г); сечение городков и бит -- 3; 4; 5 см.

3) индивидуальный подбор заданий для развития тех или иных качеств на основе оценки уровня физической подготовленности.

Процесс обучения проводится на учебных занятиях воспитателем по физической культуре, на прогулке и в самостоятельной игровой деятельности под контролем воспитателей групп. Занятия проводятся с группой детей и индивидуально.

Все действия детьми выполняются только по команде: «Можно взять биту», «Можно выполнить бросок», «Собрать биты» и пр.

Основной элемент техники - это бросок биты. Здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков, т.е. требуется хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние.

Поэтому главная задача воспитателя - научить детей броску (рис. 1). Обучение детей нужно начинать с показа (воспитателя или одного из старших детей). Бросать биту учат двумя способами. Один из них делается согнутой в локте высоко поднятой рукой с битой, другой -- прямой рукой, отведенной в сторону -- назад. Ребенка обучают обоим способам, и в процессе игры он пользуется любым из них.

Рис. 1.

Как показала практика, дети чаще всего пользуются вторым способом - бросок прямой рукой. Играющий становится за линию, отставляет правую ногу на шаг назад носком наружу, туловище разворачивает вполоборота вправо. При замахе рука с битой отводится назад, тяжесть тела переносится на правую ногу. Бросок совершается прямой рукой сбоку. При этом тяжесть тела переносится на левую ногу, туловище энергично поворачивается в левую сторону. Бросать биту надо плавно, придавая ей медленное вращательное движение.

Система и правила игры в городки значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых. На земле чертят «город» -- квадрат, каждая сторона которого равна 1 м. На расстоянии 3-4 м от передней (лицевой) линии города проводится черта, с которой начинается кон. Между городом и коном на расстоянии 2--2,5 м от города -- полукон (приложение 1).

Когда дети научатся выбивать городки с этого расстояния, линии кона и полукона увеличиваются на расстояние 5--6 и 2--3 метра. Из городков складываются на площадках различные фигуры («забор», «бочка», «колодец», «самолет» и др.). Бросая биты, играющие стараются выбить городки за пределы квадрата-города.

В начале игры биты лежат у линии кона, там же находятся и играющие поочередно. Биты сначала бросают с кона, когда выбьют хотя бы один городок, играющие переходят на линию полукона, откуда выбивают остальные городки и фигуры. Перед игрой дети договариваются о количестве фигур (3--4) и их порядке. После того, как будут выбиты все городки, ставится новая фигура. Порядок построения фигур постепенно усложняется.

Выигрывает тот (или та группа), кто выбьет большее количество городков, совершив меньшее количество бросков. При определении выигрыша учитываются правильность техники выполнения броска, сила удара и т.д. Роль судьи сначала выполняет воспитатель, а в дальнейшем дети.

При повторении начинает игру выигравшая группа. Дошкольникам не рекомендуется играть более 2--3 партий подряд.

В подготовительной группе дети должны уметь выбивать 4-5 фигур .

При игре в городки особое внимание уделяется мерам безопасности. Собирать городки, составлять фигуры можно только по команде воспитателя. Дети, не участвующие в данный момент в игре, должны находиться на расстоянии 2-3 м от бросающего за ограничительными линиями. Городошную площадку нужно располагать в таком месте, чтобы на ней не могли неожиданно появиться другие дети.

Для игры в городки используются 15 фигур. Самыми доступными фигурами для детей являются: «вилка», «звезда», «стрела», «колодец», «пулеметное гнездо», «тир».

Во время игры участники по очереди должны сбивать с разного расстояния фигуры, называемые городками. Прицеливаясь, они запускают биту в деревянные цилиндры. Выигрывает тот, кто собьет больше цилиндров за меньшее число бросков. Если выпадает равный счет, то назначается дополнительный бросок.

Игра «Городки» сближает детей

В игре могут участвовать только 2 человека или целые команды. Чем больше малышей, тем интереснее игра. Вторая команда начиинает игру, когда все участники первой сделают свой бросок. Соревнование проходит в 2 тура, после каждого броска выстраивается новая фигура.

В комплек игры входит 2 биты и 5 цилиндров из дерева. Из них выстраивают 15 городков различной формы, после чего приступают к игре. В начале игры воспитатель должен определить, какая команда будет первой. Это очень просто сделать при помощи считалки или жеребьевки.

Правила игры «Городки»

Для игры выбирают ровную площадку и делают разметку 2х2 м. Внутри площадки на середине передней линии устанавливают фигуры. Броски делают с самого дальнего расстояния, которое равняется 13 м, или с ближнего, оно равно 6,5 м.

Игроки стартуют с дальней отметки. Если участник выбил хоть один из цилиндров, то следующий бросок делает с ближней черты. Фигура считается выбитой, если цилиндр полностью вылетел за пределы площадки. Если цилиндр находится на передней линии, то этот ход не считается.

Бросок игрока не засчитывается в ряде случаев:

  • участник заступил за линию разметки;
  • бита коснулась земли или линии площадки;
  • участник долго прицеливался.

В этом случае игра начинается сначала, выходит новый игрок. Повторять ход не разрешается.

Правила игры могут меняться, учитывая возраст участников. Для малышей выстраивают самые простые фигуры, постепенно усложняя игру. Задача каждого участника – метнуть биту, чтобы попасть в зону площадки, сбить фигуру или цилиндр. Это получается не с первого раза, придется долго тренироваться. Воспитатель может менять условия игры на свое усмотрение, разыгрывать в одном туре только 5 фигур.

Игра «Городки» — интересная, приобщает к командным играм, все учатся работать на результат. Не забывайте хвалить малышей за проявленные старания. Постепенно выстраивайте из цилиндров более сложные фигуры.

Русские

народные

игры

Итак, друзья, внимание –

Собрались ребята здесь,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Я передаю улыбку Милене, Милена передаёт …..

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее


Сегодняшнее занятие мы начнем с красивых картинок на экране. Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос « О чем мы сегодня будем говорить на занятии?»



Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

А что означает русская народная игра?

А какие русские народные игры вы знаете?

А в какие игры играли вы уже?

Оказывается, вы еще не все игры знаете.

Попробуйте определить про какую игру мы сегодня будем говорить.



ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ГОРОДОК

Словарь Ушакова

Городок

ГОРОДОК, городка, м. (спорт.).

1. Название игры, в которой цилиндрические обрубки дерева, рюхи, выбиваются палками из городов.

2. Обрубок дерева, предназначенный для этой игры; то же, что рюха.


ИСТОРИЯ ИГРЫ

Городки – старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти в документах, относящихся к истории Древней Руси. О популярности игры свидетельствует то, что в неё играли: Пётр I и генералиссимус А. Суворов. Любил игру в городки царь Николай II, о чём свидетельствуют дневниковые записи последнего Российского Императора.


В городки играли многие выдающиеся деятели культуры и науки. Среди них -

академик И.П. Павлов, певец Ф.И. Шаляпин, музыкальный критик и композитор

В.В. Стасов, художник И.Е. Репин,

писатели Л.Н. Толстой и А.М. Горький. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры. Игра в городки была излюбленным физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей.


Академик

И.П. Павлов




Какие качества воспитывает

и развивает игра «Городки»?


Великий русский полководец

А.В. Суворов так объяснял своё страстное увлечение городками: "Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь - это глазомер, битою бью - это быстрота, битою выбиваю - это натиск". Полководец, несомненно, был прав. Специалисты говорят, что игра в городки развивает координацию движений и меткость. Вот почему эта игра особенно полезна детям.


В наши дни

В наши дни не раз пробовали проверить свою меткость в метании битой по городкам космонавт Георгий Гречко, президент России

В.В. Путин.





Что же это за игра?

Главной целью игры в городки является выбивание фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой "городом", битами с определенного расстояния.

При этом нужно затратить на выбивание 15-ти фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трех туров использовал меньше попыток, тот и победил.


















ГОРОДКИ ВСЕМ ВОЗРАСТАМ ПОКОРНЫ


городки всем возрастам

покорны

Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?