Все камни

Диего ривера картины с названиями. Фрида кало и диего ривера. Станковая живопись Д. Риверы

Мексиканский художник Диего Ривера, биография которого полна противоречивых событий и фактов, является одним из самых скандальных и видных культурных деятелей Мексики. Его творчество, политические взгляды и личная жизнь были в центре внимания в течение всей первой половины ХХ века и обсуждаются до сих пор.

Детство и юность художника

Этот художник муралист, революционер и разрушитель женских сердец, появился на свет 8 декабря 1886 года в мексиканском городке Гуанахуато. Ему предстояло стать основателем мексиканской школы национальной живописи и приводить критиков в неистовство смешением стилей. Мальчик не отличался отменным здоровьем, ходили слухи, что в детстве он едва выжил. Диего Ривера был любителем рассказывать небылицы, но доподлинно известно, что в 1893 году его семья переехала в столицу страны — Мехико. Через 5 лет, успешно окончив школу, юный художник поступил в Академию искусств Сан-Карлос. Это заведение дало молодому человеку настолько прекрасное образование, что по ее завершении он смог получить стипендию. Воспользовавшись возможностью, он отправился в путешествие по Испании. Затем он посетил Англию, Бельгию, Голландию и Италию.

Личная жизнь «людоеда»

За страстную любовь к женщинам и несчетное количество связей Диего Ривера был прозван «людоедом». Он и сам любил изображать себя в виде толстой лягушки, сжимающей в лапе чье-то сердце. Природная полнота и тяжелые веки делали сходство даже внешне заметным. Описывая личную жизнь художника-бунтаря, обычно говорят о его браке с Фридой Карло. Но она не была первой, а уж тем более единственной женщиной в жизни творца. В первый брак юный Диего Ривера вступил по страстной любви к русской художнице Ангелине Беловой в 1911 году. У них родился сын. Но одержимый бесконечными страстями и изменами супруг покинул Ангелину, отправившись в Мексику. Вторым недолгим браком завершились отношения с Лупе Марин. Союз был плодотворен и дал миру двух дочерей.

Жена и подруга

К 1929 году, когда второй брак уже распался, он встретил главную женщину своей жизни - Фриду Карло. Диего Ривера женился на девушке намного младше его. В 1939 году случился развод, но уже в 1940 они снова сочетались браком. На протяжении всей жизни Ривера оставался macho и страстным любителем женщин. Он изменял женам с любовницами, которые рожали ему внебрачных детей.

Отношения Диего и Фриды были полны страсти, любви, ревности и порой рукоприкладства. Фрида с огромным терпением относилась к выходкам мужа, боготворила своего кумира, писала массу его портретов. Но когда он изменил Фриде с ее же сестрой, простить уже не могла, и к 1939 году отношения распались. Очень скоро супруг, сам оскорбительно требовавший развода, умолял жену вернуться к нему на любых условиях. Он предоставил ей финансовое содержание и уступил ее главному требованию. Условием повторного брака стало подписание брачного контракта, предусматривающего полный отказ от интимных отношений между супругами. В личной жизни так и остался треугольник Диего Ривера, жена и любовницы.

У этой супружеской пары не было детей, 2 беременности Фриды закончились выкидышами. В 1954 году Ривера стал вдовцом, позже появлялись предположения о том, что он помог супруге уйти из жизни, но это не более чем слухи. До последних дней супругов объединяли коммунистические идеи и общение с видными русскими политическими деятелями.

Художник в политике

С начала 30-х годов Диего Ривера становится безоговорочным лидером среди мексиканских монументалистов. Он, безусловно, один из самых известных и противоречивых художников, чьи политические симпатии к коммунизму, неотразимые монументальные фрески, бурная творческая деятельность и социальная жизнь создавали облик гения. Отец-основатель нового направления в искусстве ХХ века все сильнее привлекал внимание мировой общественности.

Дебют монументалиста в Америке состоится в 1930 году в городе Сан-Франциско, а уже в декабре 1931 года с потрясающим ажиотажем пройдет его персональная выставка. За всю историю музея это была вторая экспозиция одного и того же автора. Первым такой чести удостоился Анри Матисс. После завершения выставки художник отправляется в Детройт, куда его лично пригласил Здесь, в самом центре индустриальной мысли Америки художник Диего Ривера получает заказ на выполнение фрески для Института искусств на тематику «Индустрия Детройта». Генри Форд имел репутацию непреклонного антикоммуниста. В период с 1929 по 1930 года на заводах Форда остались безработными несколько тысяч забастовщиков. Любопытно, что, несмотря на это, Диего Ривера, позиционировавший себя, как борец за права пролетарита, принимает заказ и оплату у промышленного магната.

Часть фрески с сюжетной композицией «Вакцинация» показалась отсылкой к иконографии Рождества Христова, чем и спровоцировала бурю негодования и протеста в прессе и церковных кругах против мурали. Громкий резонанс в обществе стал неотъемлемой составляющей фрески, а затем принес Детройту громкую славу.

Человек на перепутье

Политические взгляды художника отражались в его творчестве и порой вызывали бурные конфликты с заказчиками. Фреска «Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего» стала поводом для одного из таких случаев. Работа над ней началась в марте 1933 года. Прения случились уже на этапе выбора палитры, а в итоге мураль стала цветной по настоянию автора. Она состояла из трех частей. В центре изображен человек - повелитель стихий. По мере работы фреска стала все более сложной и в итоге представляла собой два мира, противопоставленных друг другу. С одной стороны прелести социализма, а с другой — ужасы капитализма. Среди персонажей даже появляется некто, очень похожий на Ленина. Фреска должна была быть представлена общественности на открытии здания 1 мая 1933 года. Но все разраставшийся скандал не дал этому случиться и несмотря на то, что семья Рокфеллеров рассматривала вариант сохранения мурали вне здания, было принято решение о ее уничтожении. Это было крупнейшее поражение Риверы в творчестве и политике.

Влияние на мировое искусство

«Диего внушает мне беспокойство. Он отказался от славы, предпочитая заниматься тем, что он делает теперь», — так отзывался о своем близком друге Альфонсо Рейес. Переход к кубизму знаменателен для Диего Ривера. Картины «Поклонение Богоматери» и "Девушка с фруктами" отражают движение автора в этом направлении. Особенностью последних работ стало деформированное понимание пространства, хотя и далекое от кубизма. Во всех работах художник делал акцент на движении и насыщенности пейзажа.

Значительное влияние на становление Диего Риверы оказали классические европейские стили в живописи. Именно стенные росписи периода XIV - XVI веков дали немало пищи для размышлений и способствовали успеху фресок Диего. Начиная с 1940 годов, он достиг немалых успехов во фресковой живописи, благодаря чему был приглашен для работы на Всемирной выставке в Сан-Франциско, а позже привлечен правительством для росписи Национального дворца в Мехико.

Завершение пути

Диего Ривера скончался 24 ноября 1957 в Мехико и был похоронен в Ротонде прославленных творцов. Он был противоречив во всем. С готовностью выполнял заказы капиталистов, прославляя социализм, придерживаясь коммунистических взглядов. Любил женщин, но разрушал их судьбы и жизни с той же страстью, с которой рисовал их портреты. Диего Ривера, стиль которого ни до него ни после, не смог повторить никто из живописцев, оставил после себя столько тайн и загадок, что и нескольких веков не хватит, чтобы их разгадать.

Уйдя из жизни в возрасте 70 лет, он немногим пережил свою любимую супругу - Фриду и оставил бесценное наследие в культуре, истории, политике и сердцах тех, кто любил его.

Диего Ривера (исп. Diego María de la Concepción Juan Nepomuceno Estanislao de la Rivera y Barrientos Acosta y Rodríguez; 8 декабря 1886 - 25 ноября 1957) - мексиканский живописец, художник-монументалист и график.

Биография Диего Ривера

Диего Ривера родился 8 декабря 1886 года в городе Гуанахуато на северо-западе Мексики в зажиточной семье. По отцовской линии он происходил из испанской знати. У Диего был брат-близнец, умерший в двухлетнем возрасте. Его мать была конверсо, еврейкой, чьи предки были насильно обращены в католицизм.

Рассказывая о себе, Ривера писал в 1935: «Моё еврейство - главная часть моей жизни».

C 1896 по 1902 год брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. За успехи был премирован стипендией, которая позволила художнику поехать в Испанию.

С 1907 по 1921 год Ривера жил в Европе. Учился в Академии художеств в Мадриде (1907), затем жил и работал в Париже (1909-1920), в Италии (1920-1921). Побывал также в Бельгии, Нидерландах и Великобритании.

Был близко знаком с парижской художественной элитой, в том числе с Пабло Пикассо, Альфонсо Рейесом и другими.

Творчество Ривера

В 1921 Ривера вернулся в Мексику и вскоре включился в осуществление государственной художественной программы по украшению фресками общественных зданий.

С 1922 он стал одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи, расписав огромное число стен общественных зданий.

Одной из главных тем в творчестве Риверы были фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, а также революционное движение в Мексике.

Portrait of Madesta and Inesita The Land’s Bounty Rightfully Possessed Motherhood Angelina and the Child Diego

На протяжении 1920-х годов выработал собственный стиль монументальной живописи.

В 1930-е годы стал одним из самых известных художников Мексики.

С 1930 по 1934 Ривера жил в США, работая над росписями зданий в Нью-Йорке, Детройте и Сан-Франциско.

В 1931 состоялась большая выставка его произведений в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

В 1932-1933 годах Ривера сделал фреску «Человек на распутье» для Рокфеллеровского Центра в Нью-Йорке. Наиболее значимыми в этой фреске были изображения В. И. Ленина, соединяющего руки рабочих, и демонстрации трудящихся на Красной площади в Москве.

Фреска была уничтожена в 1934 году (о чем было сделано официальное сообщение Центра), после того, как Ривера отказался заменить изображение Ленина «изображением лица неизвестного человека», как это было написано в письме адвоката Центра. Деньги за создание этой фрески Ривере выплачены не были.

В течение нескольких лет после 1934 он занимался преимущественно станковой живописью. Работая в технике масла и акварели, отдавал предпочтение таким жанрам, как портрет и пейзаж.

Начиная с 1940 Ривера вновь обратился к фресковой живописи: работал для Всемирной выставки в Сан-Франциско, расписывал Национальный дворец в Мехико. Композиции Человек на распутье (1933) для Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке и Воскресенье в Аламеде (1948) для отеля «Прадо» в Мехико вызвали политическую и религиозную полемику.

Как художник Ривера испытал влияние как классического европейского изобразительного искусства (изучал стенные росписи XIV-XVI веков), так и модернизма, в частности кубизма. Очень близки ему были и традиционные мексиканские художественные жанры и стили.

Восьмого декабря 1886 года родился знаменитый мексиканский художник-монументалист Диего Ривера по прозвищу “Людоед”.

При жизни увенчанный всевозможными лаврами, он объездил много стран, и везде – и в Европе, и в Америке, и у себя на родине – пользовался громадным успехом, причем не только у заказчиков и любителей его грандиозной живописи, но и у прекрасного пола.

Жен и любовниц у него было не счесть, да он и не пытался.

Кстати, среди них были весьма выдающиеся женщины: достаточно назвать своеобычную, прославленную мексиканскую художницу и не столь известную, но тоже даровитую художницу Марию Воробьеву-Стебельскую – его безумную русскую любовь, прозванную Маревной, в честь сказочной морской царевны.

Какое-то время Диего жил в Париже с гравером Ангелиной Беловой – именно она родила ему сына, который вскоре умер. Нечего и говорить, что страсти роковые горели синим пламенем: ревность, отчаяние, драки… Иногда доходило и до поножовщины.

Вот только почему – “Людоед”? Это странное прозвище возникло в богемном Париже начала века, где нищие художники из разных краев пытались добиться славы и денег.

Приехавший туда Диего дружил с Пабло Пикассо и Модильяни и был, в общем-то, не самым плохим товарищем – спорил об искусстве, творил новые формы, пил и безумствовал, шлялся по кабакам, как остальные.

И все же: “Людоед”. Чем это объяснить?

Ответ простой: Диего Ривера поглощал красивых и одаренных женщин.

Рассказывают, что когда Диего Ривера родился, повитуха сочла, что он «не жилец» и положила младенца в навозную кучу. Но бабушка согрела его тельце свежими голубиными потрохами.

Художник очень любил эпатировать публику несуществующими фактами своего детства и юности – якобы его семью изгнали по политическим причинам, а сам он с шестилетнего возраста был ярым антиклерикалом. На самом деле он ходил в обычную католическую школу, а его семья искала новое место жительства из-за того, что умер человек, который поддерживал ее деньгами.

В своем творчестве Диего Ривера любил подражать художникам, стили которых считались полностью несовместимыми. Это чрезвычайно раздражало критиков.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века Опубликовано 01.10.2017 17:57 Просмотров: 1203

Жизнь Диего Риверы – цепь противоречивых событий и фактов. Это один из самых скандальных и видных культурных деятелей Мексики.

Он будоражил общественное мнение своим творчеством, политическими взглядами и личной жизнью всю первую половину XX в.

Из биографии художника (1886-1957)

Дие́го Мари́я де ла Консепсьо́н Хуан Непомусе́но Эстанисла́о де ла Риве́ра и Баррье́нтос Ако́ста и Родри́гес – таково его полное имя. Родился будущий художник 8 декабря 1886 г. в г. Гуанахуато на северо-западе Мексики в зажиточной семье. C 1896 по 1902 г. Ривера брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. С 1907 по 1921 г. он жил в Европе: учился в Академии художеств в Мадриде (1907), затем жил и работал в Париже (1909-1920), в Италии (1920-1921), в Бельгии, Нидерландах и Великобритании. Был близко знаком с Пабло Пикассо и Альфонсо Рейесом (мексиканский писатель).
Испытал влияние классического европейского изобразительного искусства и модернизма (в основном кубизма), а также традиционных мексиканских художественных жанров и стилей.

Д. Ривера «Поклонение Богоматери» (1913)
В 1922 г. Ривера вступил в Мексиканскую коммунистическую партию.
В 1927 г. художник посетил СССР и даже стал здесь членом-учредителем объединения «Октябрь», участвовал в праздновании 10-й годовщины Октябрьской социалистической революции в Москве, находясь на трибуне Мавзолея В. И. Ленина. Делал зарисовки участников празднования в Москве.
Позже Ривера принял троцкистские взгляды, вышел из Мексиканской компартии и после прибытия Троцкого в Мексику дал ему приют в своем доме. После конфликта между ними в 1939 г. Ривера был исключен из мексиканской секции троцкистского 4-го Интернационала.
Затем, став сторонником сталинизма, в 1954 г. снова вступил в Мексиканскую коммунистическую партию. В 1955-1956 гг. художник снова приезжал в СССР.

Д. Ривера «Майская демонстрация в Москве» (1956)
Диего Ривера скончался 24 ноября 1957 г. в Мехико и похоронен на территории «Ротонды выдающихся деятелей».

Ротонда выдающихся деятелей – участок на территории Гражданского Пантеона Долорес в Мехико. Здесь покоится прах знаменитых военных, учёных, видных деятелей культуры Мексики
Ривера был трижды женат. Последней его женой была художница Фрида Кало – главная женщина его жизни.

Фрида Кало и Диего Ривера. Фотография 1929 г.

Творчество Диего Риверы

В 1922 г. он стал одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи, расписал огромное число стен общественных зданий. Им расписаны здания Министерства просвещения (1923-1929), Министерства здравоохранения (1929-1930), Национального дворца (1929- 1950-е), отеля «Прадо» в Мехико (1947-1948), Национальной сельскохозяйственной школы в Чапинго (1926-1927), дворца Кортеса в Куэрнаваке (1929-1930), Института искусств в Детройте (1932-1933), театра «Инсурхентес» (1951-1953), Олимпийского стадиона в Мехико (1952-1953), Водораспределительной камеры реки Лермы (1951-1953).

Олимпийский стадион в Мехико
В 1930-е годы стал одним из самых известных художников Мексики.
Одна из главных тем в творчестве Риверы – фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, события революционного движения в стране.
В 1932-1933 гг. по заказу Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке Ривера создал фреску «Человек на распутье». На ней был изображён В. И. Ленин, соединяющий руки рабочих, и демонстрации на Красной площади в Москве.

Д. Ривера «Человек на распутье»

Д. Ривера. Фрагмент фрески
Фреска состояла из трех частей. В центре изображен человек – повелитель стихий. Два мира противопоставлены друг другу: социализм со всеми его преимуществами – и ужасы капитализма.
По решению правления Рокфеллеровского центра фреска была уничтожена в 1934 г. после того, как Ривера отказался заменить изображение Ленина другим, неизвестным изображением.
Художник воссоздал фреску в Мехико во Дворце изящных искусств (но на ней уже появилось изображение Троцкого). Фреска была названа «Человек, управляющий Вселенной».

Д. Ривера «Человек, управляющий Вселенной» (деталь с изображением Троцкого)
В течение нескольких лет после 1934 г. он занимался преимущественно станковой живописью. Работал в технике масла и акварели, отдавал предпочтение портрету и пейзажу.
Начиная с 1940 г. Ривера вновь обратился к фресковой живописи: работал для Всемирной выставки в Сан-Франциско, расписывал Национальный дворец в Мехико.

Станковая живопись Д. Риверы

Хотя главным делом художника была настенная живопись, монументальная фреска, значительное место в его творчестве занимала станковая живопись. Кубистический период начался примерно с 1913 г. и продолжался недолго, 2-3 года. Ривера быстро осваивал авангардные стили, достигал совершенства в их интерпретации и переходил к следующему стилю или направлению. Он всегда жадно учился новому, Пикассо стал для него настоящим открытием.

Д. Ривера. Портрет человека (художник Зиновьев) (1915)
Большая часть произведений Риверы посвящена политической тематике. Ривера и Фрида Кало были коммунистами, активно выступали на демонстрациях, встречались с русскими эмигрантами.

Д. Ривера «Триумф революции» (1926)
Герои картины раздают еду, кормят детей и женщин. Ривера помещает колесо прямо за головой персонажа, изображённого слева. Это не нимб в прямом смысле слова, но ни одна деталь в картинах Риверы не бывает случайной.
Во всех своих работах художник делает акцент на движении и насыщенности пейзажа.

Д. Ривера «Сумерки в Акапулько» (1956)
Все критики отмечают особенности стиля художника, который никто не смог повторить. А вернее, его творчество – это смесь стилей: реализма , символизма , экспрессионизма , сюрреализма ...

Д. Ривера «Руки доктора Мура» (1940)
На холсте изображены руки доктора со скальпелем, перерезающим дерево. Вместо дерева при внимательном взгляде на картину легко увидеть женскую фигуру, а его корни напоминают кровеносные сосуды. Внизу картины на ленте есть надпись: «Это руки доктора Клэрэнса Мура из Лос-Анджелеса, из Калифорнии. Они подрезают древо жизни так, чтобы она обновлялась и не умирала. Нарисовал Диего Ривера в 1940 году». Благодаря этой подписи становится понятен символизм изображенного: доктор перерезает пуповину при рождении новой жизни.

Д. Ривера «Сон о воскресном дне в парке Аламеда». Центральный фрагмент (1948)
Эта картина – изображение традиционного мексиканского праздника – Дня мёртвых. Многофигурная композиция включает в себя все слои мексиканского общества: портреты современников, представителей мексиканской элиты, бедняков. Главным персонажем произведения является фигура в маске, напоминающей череп (маска Катрины).

Когда в России свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, в Мексике уже семь лет шла революционная борьба. Вооруженные крестьяне выступили против диктатуры богачей и священников, помещиков, захвативших плодородные земли, против засилья иностранных капиталистов. Война была необычайно упорной и жестокой. Реакционная военщина злобствовала, американские войска дважды вторгались на территорию Мексики. Буржуазия изменнически поворачивала оружие против крестьянских отрядов, которыми руководили народные вожди Франсиско Вилья и Эмилиано Сапата. Восставшие проявляли героизм и одерживали замечательные победы.

Д. Ривера. «Сбор сахарного тростника». Фрагмент росписи
во дворце Эрнан Кортеса в Куэрнаваке. 1929–1930.

В феврале 1917 года была принята конституция. Часть помещичьей земли передали крестьянам. Впереди предстояли десятилетия сложной и трудной борьбы, но мексиканская революция 1910–1917 годов стала важной политической школой для трудящихся: вскоре в Мексике возникла коммунистическая партия, с которой связана деятельность крупнейших художников страны.

В 1920–х годах события мексиканской революции отозвались необычайно мощным подъемом искусства. Очень скоро лидеры нового искусства Мексики получили мировую славу и выдвинулись в число представителей прогрессивной культуры XX века. Это были Хосе Клементе Ороско, Давид Альфаро Сикейрос и Диего Ривера. Первый из них, Ороско, выполнил акварели «Мексика в революции» (1913– 1917), где запечатлел кровавые расправы реакционеров с революционными крестьянами. Сикейрос был офицером и активным участником революционного движения. В 1921 году он выступил с манифестом, провозглашавшим связь искусства и революции. Стать во главе нового движения было естественным для обоих художников.

Иначе складывалась поначалу судьба Диего Риверы. Он родился в живописном городе Гуанахуато, расположенном в горах. Мальчик из зажиточной семьи, Диего с детства наблюдал обычаи мексиканских горнопромышленных районов, знал замечательный фольклор страны, отлично разбирался в старинных ремеслах. Он прошел неплохую школу, учился в Мехико в Академии Сан-Карлос. Среди его учителей был прекрасный мастер пейзажа, один из создателей национального искусства, Хосе Мария Веласко. Молодой художник продолжил образование в Париже. До 1921 года он жил в Европе – большей частью в Париже, но также в Англии, Италии, Испании, возвращался в охваченную войной Мексику и вновь уезжал во Францию. Он блестяще пишет натюрморты, смелые и свежие по цвету, прекрасно рисует, и его работы имеют успех. Казалось бы, будущая карьера молодой звезды «парижской школы» полностью обеспечена. Однако в судьбе талантливого художника происходит поворот, на первый взгляд неожиданный, но естественный для отзывчивого, чуткого к современным революционным событиям мексиканца.


Д. Ривера. «Ночь бедняков». Фрагмент
росписи 3–го этажа Министерства
посвещения в Мехико. 1926–1929.

Ривера в 1921 году вернулся на родину, и происходящее там захватывает его полностью. Только что принятая прогрессивная конституция, талантливые, инициативные люди в руководстве, увлекательные начинания в области культуры и народного просвещения воодушевляют творческую молодежь. В Мексике открываются школы и библиотеки, в далекие деревни едут энтузиасты учить детей, художники также стремятся служить просвещению народа. Создается искусство, понятное и близкое простым людям, которое несет идеи социального освобождения и необходимые знания, его естественным местом представлялись стены общественных зданий.

Монументальная живопись виделась своеобразным учебником жизни, агитатором и пропагандистом, она нуждалась в языке, доступном каждому неграмотному бедняку. Диего Ривера изучал в Италии живопись Возрождения, он знал великую силу воздействия этого искусства и был готов использовать ренессансные приемы для просветительских и воспитательных целей. Но художнику и его друзьям было ясно и другое – мексиканские крестьяне, больше знакомые с ружьем и длинным ножом-мачете, чем с книгой и тетрадью, легче воспримут художественные образы в близкой их пониманию мексиканской традиции, чем в европейской. Поэтому национальные мастера стенных росписей изучают и перерабатывают приемы древнего мексиканского искусства. Часто можно прочесть, что Ривера и его друзья использовали мотивы и композицию древних фресок Мексики. Но такие росписи были открыты в джунглях на юге страны лишь двадцать лет спустя. Живописцы 1920–х годов замечательно угадали их стиль, хотя знали в основном живопись на керамике, рисунки и рельефы, да еще работы современных» народных мастеров-индейцев, расписывавших стены домов и кабачков-«пулькерий».

Переплетение ренессансных и мексиканских черт стало особенностью монументальной живописи Риверы: от итальянских традиций шли обобщенность форм, типизированные символические образы, общий гуманистический строй фресок, тогда как мексиканские истоки подсказывали обстоятельность, подробность рассказа о событиях, выразительные детали и условные, но знакомые каждому мексиканцу с детства обозначения природных стихий, отсюда же происходили приемы орнаментальной, плоскостной проработки поверхности стены.


Д. Ривера. «Сельская школа». Роспись во Дворе Труда
Министерства прсвещения в Мехико. 1923–1929.

Но была еще одна традиция, наиболее близкая художнику, – это политическая графика революции. Одним из учителей Риверы был замечательный мексиканский график Хосе Гуадалупе Посада. Он сотрудничал во многих газетах и сделал свыше 15 тысяч злободневных гравюр на дереве – карикатур, шаржей, бытовых сценок, политических аллегорий. Художник учил Риверу создавать искусство, связанное с жизнью. Это были уроки не только мастерства, но и политической, социальной актуальности, острой, выразительной, понятной зрителям манеры повествования. Все это подготовило Риверу к роли одного из лидеров новой школы монументальной живописи.

В 1922 году по инициативе Сикейроса в Мексике возникает художественное объединение, назвавшее себя «Революционным синдикатом (то есть профсоюзом) работников техники и искусства». В том же году его руководители Ривера, Ороско и Сикейрос были приглашены вместе с другими художниками расписывать старинное здание Национальной подготовительной школы в Мехико. Там, в так называемом амфитеатре Боливара, были выполнены в 1922–1923 годах первые росписи Риверы. И техника их исполнения (энкаустика – живопись красками, приготовленными с горячим воском), и сложные аллегорические композиции оказались слишком громоздкими, недостаточно эффективными. В росписях сельскохозяйственной школы в Чапинго (1926–1927) Ривера выполнил замысловатые композиции с множеством обнаженных фигур. Но в главной работе двадцатых годов – росписях министерства просвещения в Мехико – художник решительно перешел к технике фрески, мощным, обобщенным реалистическим образам. В первые два года он расписывал внутренний двор министерства, где в открытых галереях представлен ряд величественных трудовых сцен.

Освобождаясь от надуманных аллегорий и второстепенных деталей, художник создал лаконичные и суровые по духу композиции во «Дворе Труда», как он стал называться по фрескам Риверы. Потрясает сцена «Спуск в шахту», где по двум спиральным лестницам, под тяжелыми сводами, спускаются с лопатами, кирками и досками согнутые фигуры шахтеров, исчезающие в черном проеме входа. Могучий ритм движущихся фигур производит впечатление огромной силы, напряжения, тяжести подневольного труда. Не менее впечатляет сцена «Сахарный завод», разделенная на три яруса: вверху плотная группа из трех рабочих разделывает связки сахарного тростника, четверо размешивают шестами густой сироп, внизу пять рабочих заполняют формы жидкой массой. Сцена отличается цельностью, единством ритма.


Д. Ривера. «Сахарный завод». Роспись во Дворе Труда
Министерства прсвещения в Мехико. 1923–1924.

В 1925 году Ривера расписал новый двор, названный «Двором празднеств», поскольку сюжетом для него стали шумные народные праздники, изобилующие яркими красками, увлекательными подробностями. Под влиянием древнего искусства Мексики изображение приобрело характер развернутого красочного ковра. Завершили работу Риверы в министерстве просвещения фрески третьего этажа (1926–1929) на темы двух революционных песен, так называемых «корридос». Сцены заключены в тесные арки и украшены развевающимися лентами, на которых начертаны песенные тексты. Сюжеты фресок разнообразны, здесь можно найти гротескные образы буржуа и буржуазной интеллигенции, карикатуры, политическую графику и лирические сцены народной жизни. Знаменитой стала фреска «Ночь бедняков», нижнюю часть которой заполняют плотные, объемные фигуры спящих после трудового дня крестьян, женщин, детей. С большой любовью рисует художник неловкие позы уставших людей, погруженных в недолгий, чуткий сон.

Росписи министерства просвещения завершались, когда мексиканская реакция начала наступление на демократические завоевания революции. Пришедший в 1924 году к власти президент Кальес поставил задачей уничтожить созданные фрески и воспрепятствовать появлению новых. Художники, связанные с коммунистической партией и Революционным синдикатом, подверглись гонениям. Часть росписей варварски уничтожила банда реакционной молодежи, синдикат был распущен. Начался период длительной борьбы за сохранение традиций революционной монументальной живописи.

В 1927–1928 годах Диего Ривера приехал в СССР. Здесь он нашел единомышленников и союзников, стал одним из основателей объединения «Октябрь», где сотрудничал с художниками Дейнекой, Моором, архитекторами братьями Весниными, кинорежиссером Эйзенштейном. Соприкосновение с советской культурой дало Ривере новые творческие импульсы.

Возвратившись в Мексику, он взялся за свою крупнейшую работу – росписи Национального дворца в Мехико, начатые в 1929 году и оконченные уже в 1950–х. годах. Были выполнены фрески, представляющие многовековую историю Мексики. Это как бы грандиозная эпопея, многоголосая оратория, в которой переплетаются судьбы давно исчезнувших и ныне живущих народов. Реальность и фантазия, археологические и этнографические детали, народные сказки, люди и божества сплетаются в единое целое. Европейские и мексиканские элементы искусства Риверы образуют здесь прочный сплав.


Д. Ривера. Фрагмент росписи в Институте изящных искусств
в Детройте (США). 1932–1933.

Одновременно в 1929–1930 годах он расписывает другое знаменитое здание колониального периода, построенное в XVI веке, – дворец завоевателя Мексики Эрнана Кортеса в древнем индейском городе Куэрнаваке. Эти росписи просты, гармоничны и строги. Повествуя о драматичных эпизодах истории своей родины, кровавом порабощении мексиканских народов, художник избегает преувеличений. У мастеров итальянского и нидерландского Возрождения Ривера находит выразительные ритмы, гибкие, упругие линии, мощные объемы, и это помогает ему создать впечатляющие исторические сцены: клеймения рабов, сбора сахарного тростника, обращения индейцев в христианство.

Ривера получает международную известность, его приглашают в США, где в 1932–1933 годах он расписал стены Института изящных искусств в центре американской автомобильной промышленности Детройте. Здесь формируется новый стиль художника – сложнейшее переплетение сцен, деталей, символов, – превращающий фреску в загадочную картину. Другие выполненные в США работы приобрели характер политических памфлетов. Росписи Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке были уничтожены заказчиками, поскольку Ривера избрал их темой единение рабочих в борьбе с империализмом, а в центре изобразил В. И. Ленина.

Когда художник возвратился в Мексику в 1934 году, наступил новый этап в развитии национальной монументальной живописи. Большая группа талантливых архитекторов начала воздвигать общественные здания, в интерьерах и на фасадах которых много места отводилось живописи и рельефам. Гигантские росписи теперь покрывают наружные стены, придавая новый облик кварталам и архитектурным комплексам, таким, как Университетский городок и Олимпийский стадион.

Ривера стал одним из активных участников нового строительства. Он создает фрески в отелях, больницах и все больше начинает использовать мозаику, рельеф, синтетические материалы. Художник выступает как крупный мастер оформления грандиозных плоскостей, величественных архитектурных ансамблей, своего рода дирижер коллективных работ.


Д. Ривера. «Спуск в шахту» Роспись во Дворе Труда
Министерства просвещения в Мехико. 1923–1924.

Знаменитая монументальная работа Риверы – оформление построенного в 1951–1953 годах Олимпийского стадиона в(Мехико. Здесь мастер использовал рельеф из синтетических материалов на бетонной основе. Его поверхность была покрыта мозаикой из естественных камней. Тогда же художник создал другое крупнейшее произведение – украшение водораспределительной камеры реки Лерма. Центральный мотив – скульптурная голова древнемексиканского бога воды Тлалока, выложенная мозаикой. В этих работах Ривера постоянно обращается к декоративным мотивам и орнаментам, красочной гамме и пластическому языку древней Мексики, крупнейшим знатоком которой он был. Грандиозные размеры рельефных фигур, скульптурная обработка объемов связаны с древней национальной традицией. Не случайно Ривера выступает в этот период как архитектор. Совместно с известным мексиканским зодчим и художником Хуаном О’Горманом они строят в 1945–1964 годах музей – пирамиду Анаукальи наподобие древних пирамид. В этом оригинальном здании размещает собранные им богатые коллекции искусства древней Мексики.

Большие монументальные работы Риверы последних лет жизни носят по преимуществу декоративный характер, но это не значит, что политическое звучание его творчества идет на убыль. В картинах, рисунках, литографиях, стиль которых несет печать монументального строя главных работ Риверы, а также в интерьерных росписях художник откликается на актуальные политические события. Он не перестает ощущать себя пропагандистом и агитатором в искусстве. Деятельность художника все теснее связывается с коммунистической партией, членом Центрального Комитета которой он был. Диего Ривера известен как активный борец за мир, недаром ему была присуждена Международная премия мира. Он являлся также председателем Общества мексикано-советской дружбы. В 1955–1956 годах Ривера во второй раз посетил Советский Союз. Он выполнил цикл рисунков и картин, посвященных нашей стране, но эта работа осталась незавершенной. В 1957 году Диего Ривера умер в Мехико.

Искусство великого мастера, как и его политическая деятельность, не лишены противоречий и ошибок, но в своем творчестве он поднимался до величественного и правдивого отражения жизни в острых конфликтах и классовых столкновениях. Художник выразил драматические события мексиканской истории в столь ярких и монументальных образах, что его имя стоит в ряду крупнейших деятелей культуры нашего столетия.

Диего Ривера, известный по прозвищу "людоед", родился в хорошо обеспеченной семье, в Гуанахуато, Мексика (Guanajuato, Mexico), 8 декабря 1886-го. Брат-близнец Диего, Карлос, прожил всего два года. С 1896-го по 1902-й Ривера учился в Академии художеств Сан-Карлос, а затем отправился в Испанию.

В 1922-м Ривера вступил в Мексиканскую коммунистическую партию, из которой вышел в 1929-м. Он стал придерживаться троцкистских взглядов, но из-за конфликта с самим Троцким (Leon Trotsky) Диего изгнали из мексиканской секции троцкистского "4-го Интернационала".



Художник воссоздал свою знаменитую фреску "Человек на распутье", уничтоженную в 1934-м по решению правления Рокфеллеровского центра. В несколько измененной версии, названной "Человек, управляющий Вселенной", появился Троцкий, рядом с Карлом Марксом (Karl Marx) и Фридрихом Энгельсом (Friedrich Engels).

Обладая особым обаянием и притягательностью, Диего разбивал одно женское сердце за другим. Неоднократно изображая самого себя как толстобрюхую лягушку, держащую чье-то сердце в руке, художник однажды признался, что жаждет подвергать женщин страданиям, особенно тех, в которых сам без ума влюблен.

Первой супругой "людоеда" стала русская художница Ангелина Белова (Angelina Beloff). Брак был заключен в 1911-м, и жена давала мужу "все, что только женщина способна дать мужчине". За это Диего "награждал" ее "всеми страданиями, которые мужчина может причинить женщине".

Страсть, интриги, безумная ревность, отчаяние и даже рукоприкладство - таковыми были основные составляющие брака между Беловой и Ривера. Их сын не сумел оправиться от гриппа и умер в 1918-м. Пара распалась в 1921-м, но русская художница так и не смогла выжечь любовь из своего сердца к "мужчине с набрякшими веками и выпученными глазами".

В одном из писем бывшему мужу Ангелина не преминула сообщить, что Диего стал для нее Богом. Этот "бог" как-то случайно встретился с ней в Мехико (Mexico City) и сделал вид, будто не узнал ее или вообще никогда с ней не был знаком.

Еще состоя в первом браке, Ривера сделал заложницей своей любви другую русскую художницу, Марию "Маревну" Воробьеву-Стебельскую (Maria Vorobieff-Stebelska). Сердцеед напирал на свою новую "жертву" до тех пор, пока Мария не осознала, что этому мужчине чужды любые моральные принципы. Позднее в своим мемуарах она заявила, что ее притягивала необычность Диего, обладающего силой гения и слабостью ребенка.

Лучшие дня

Внебрачную дочку от Маревны, Марику Ривера (Marika Rivera), ставшую актрисой театра и кино и танцовщицей, известную по фильмам "Скрипач на крыше" ("Fiddler on the Roof") и "Девушка на мотоцикле" ("The Girl on a Motorcycle"), Диего никогда не признавал на людях. Он бросил дочку и дико оскорбленную и униженную любовницу, оставившую ему на память шрам не шее от ножа, и отправился в родные края с целью начать все заново. Позже Маревна написала о том, что путеводителем по жизни для Ривера были его похоть и страсть к женщинам.

Вернувшийся в Мексику (Mexico) и воодушевленный царящей в стране атмосферой после революции, художник начал создавать свои монументальные работы, именуемые мурали. В 1922-м он взял в жены мексиканскую модель и писательницу Гуадалупе Марин (Guadalupe Marín). Она родила мужу двух дочерей.

В 1927-м художник приезжал с визитом в СССР (USSR), где в следующем году был назначен членом-учредителем объединения "Октябрь". Диего принял участие в праздновании 10-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции в российской столице. Его зарисовки участников празднования в Москве (Moscow) были показаны на выставке в нью-йоркском Музее современного искусства. Второй раз в СССР художник побывал в 1955-1956 гг.

Не изменяя самому себе, Ривера изменил второй супруге со студенткой Фридой Кало, ставшей главной женщиной в его жизни. Брак распался в 1929-м, и в этом же году, 42-летний Диего взял в жены 22-летнюю "девушку из космической расы", притягивающую его как магнит. Однако связь эта была больше духовная, чем плотская, и ничего подобного художник более не переживал в своей жизни.

В 1939-м Фрида подала на развод, узнав об измене мужа с ее сестрой Кристиной. Кало решила, что также имеет право спать, с кем захочет, и одним из ее любовников оставался Троцкий, обосновавшийся в Мексике вместе с женой в 1937-м.

Однако в 1940-м Диего и Фрида вновь связали себя узами брака. Измученный разлукой супруг был готов пойти на все, чтобы вернуть "экстраверсивную натуру", и та потребовала заключить брачный контракт, предусматривавший полный отказ от секса. У пары не было детей. Страдавшая от полиомиелита и перенесшая жуткую автомобильную аварию, слабая здоровьем Кало перенесла два выкидыша.

Художницы не стало 13 июля 1954-го. Говорят, она сама упрашивала мексиканскую актрису Марию Феликс (María Félix), множество портретов которой написал Диего, выйти за Ривера после ее смерти. Свадьба действительно состоялась, но с Эммой Уртадо (Emma Hurtado), владелицей художественного салона.

Будучи атеистом, Диего стал членом теологического и тайного мистического "Ордена розы и креста", основанного американским оккультистом Харви Спенсером Льюисом (Harvey Spencer Lewis).

Когда в 1954-м Ривера попытался вернуться в Мексиканскую коммунистическую партию, считающую "Орден розы и креста" "подозрительно похожим на масонство", художника призвали к ответу. Изначально Диего утверждал, что просочился в орден, типичную организацию "янки", во славу коммунизма.

Однако впоследствии он заверил, что, по сути своей, орден имел материалистическую природу, допускал существование различных состояний материи и энергии и основывался на древнеегипетских оккультных знаниях от Аменхотепа IV (Аменхотепа IV) и Нефертити (Nefertiti).